Как общество относится к осужденным

Обновлено: 15.05.2024

Существуют различные классификации уголовных наказаний. Какие-то из них прямо закреплены в действующем законодательстве, как деление наказаний на основные и дополнительные (ст.45 УК РФ). Другие существуют исключительно в теории, как деление наказаний на связанные и не связанные с обязательным привлечением осужденных к труду. В этом смысле выделение наказаний связанных и не связанных с изоляцией осужденного от общества занимает промежуточное положение. С одной стороны, раздел II Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации объединяет регламентацию исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. С другой – аналогичного раздела, касающегося наказаний, предполагающих изоляцию осужденного в УИК РФ не выделено. И самое главное – не определено базовое понятие, что может порождать проблемы.

В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве разделение наказаний производилось на связанные и не связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных. Причем для первых в качестве одной из особенностей выделялось "ограничение свободы передвижения, присущее, хотя и в разной степени, всем наказаниям этой группы". Данный признак не может исчерпывающе охарактеризовать суть изоляции от общества. Ограничение свободы передвижения может быть характерно и для условного осуждения (см. ч.5 ст.73 УК РФ), что никак не связано с изоляцией.

Внешне привлекательным может показаться определение изоляции через наличие охраны, однако колонии-поселения, исполняющие лишение свободы, являются неохраняемыми учреждениями.

Совершенно особое место в системе наказаний занимает наказание в виде ограничения свободы. Причем первый момент, обращающий на себя внимание, не относится к исполнению именно этого наказания.

Проанализировав порядок и условия исполнения (отбывания) ограничения свободы, приходишь к выводу, что данное наказание не соответствует признакам наказания, не связанного с изоляцией от обществах.

Условия, предусмотренные для исполнения (отбывания) ограничения свободы, во многом (если не в большинстве своем) соответствуют условиям исполнения (отбывания) наказания в колониях-по­­селениях (см. ст.129 УИК РФ). Однако есть весьма существенное различие – колонии-поселе­ния исполняют лишение свободы. В результате для двух разных осужденных, отбывающих наказания за аналогичные преступления в почти идентичных условиях, это будет иметь кардинально разные правовые последствия.

При самовольном оставлении исправительного центра без уважительных причин это будет квалифицировано как злостное уклонение от отбывания наказания и грозит осужденному заменой неотбытой части срока на лишение свободы. Аналогичное оставление колонии-поселения будет квалифицироваться по ст.313 УК РФ как побег из места лишения свободы. А это – новое осуждение, новый срок, отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, причем человек (как совершивший умышленное преступление в период отбывания лишения свободы) будет сразу же помещен в строгие условия отбывания наказания.

Если оба наши осужденные отбывали наказание впервые и до снятия или погашения судимости вновь совершили умышленное преступление (допустим, тяжкое), за которое их осудили к лишению свободы, то один из них (отбывавший наказание в исправительном центре) будет направлен в исправительную колонию общего режима, второй (тот, что содержался в колонии-поселении) – в колонию строгого режима.

Но даже если эти два человека отбыли наказание и никогда более не совершали преступлений, последствия для них все равно существенно различаются. Срок судимости для лиц, осуждавшихся к наказаниям более мягким, чем лишение свободы (каковым является ограничение свободы), предусмотрен в один год; для осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести (то есть когда лишение свободы может отбываться в колонии-поселении) – три года.

Описанная выше ситуация, при всей ее внешней парадоксальности, является, в известной степени, закономерной. Дело в том, что довольно продолжительное время высказывались предложения отказаться от варианта отбывания лишения свободы в колониях-поселениях и преобразовать его в самостоятельный вид наказания – ограничение свободы. Но, как это бывает у нас достаточно часто, победил компромиссный вариант. Новый вид наказания – ограничение свободы – был введен в перечень наказаний, при сохранении исполнения лишения свободы в колониях-поселениях.

Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте " Независимый советник ".

Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно .

Наша задача - делиться с вами только полезной информацией. Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал .

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке .

Главная особенность отечественной системы исполнения наказаний – 99% осужденных содержатся не в учреждениях камерного типа, как в западных странах, а живут в общежитиях. В колониях осужденные организованы в большие коллективы-отряды, а не разбиты на маленькие ячейки-камеры по несколько человек. С советских времен Россия унаследовала сеть лагерей, где осужденные жили в бараках, внутри которых они могли свободно передвигаться и общаться между собой. До революции 1917 г. осужденные жили в основном в учреждениях с камерным типом содержания, хотя некоторые камеры были большими.

В колониях постсоветского типа все наблюдают за всеми. Исследователи Гевин Слайд и Лаура Пиачентини назвали такую модель полиоптикумом. Это отход от паноптикума – проекта идеальной тюрьмы, предложенного Иеремией Бентамом в XVIII в. Этот проект распространился в западных странах если не в архитектурном смысле, то по духу и основополагающей идее куда шире, чем в России. В паноптикуме сотрудник находится в центре тюрьмы на специальной вышке и наблюдает за заключенными, которые находятся в маленьких ячейках с прозрачными стенами. Даже если наблюдение не осуществляется постоянно, то осужденные чувствуют себя на виду 24 часа в сутки.

В российском случае организация контроля над заключенными становится более сложной задачей, чем в тюрьме с ячеистой структурой. В постсоветской модели главная группа сотрудников в тюрьме – оперативники, основной способ получения информации – осужденные, которые становятся глазами и ушами оперативников. Представим типовую колонию, где содержится 1000 человек. Там будет работать примерно пять оперативников, т. е. каждый отвечает за 200 осужденных, а также начальники отрядов. Управление построено на сети информаторов и чрезмерно жестких наказаниях за незначительные проступки, поскольку маленькое количество сотрудников должно контролировать большое количество осужденных. Дефицит кадров не позволяет работать по-другому.

Система коллективного проживания влияет и на организацию самоуправления среди осужденных. С одной стороны, для осужденных созданы формальные должности, т. е. они становятся административными сотрудниками (дневальный отряда – помощник начальника отряда, библиотекарь и др.), иногда даже более влиятельными, чем некоторые сотрудники. С другой стороны, есть и самоуправление снизу, когда одни осужденные начинают управлять другими по своей воле. В условиях общежитий легче организовать самоуправление и укоренение идей воровского мира, чем в условиях тюрьмы-паноптикума с ячеистой структурой.

Самый распространенный тип исправительного учреждения – это колонии общего режима, за ними идут колонии строгого режима. Женщины могут быть осуждены только к отбыванию наказания в колонии общего режима. Именно в колониях этих двух типов сейчас содержится чуть более 400 000 человек – 91,4% от всех осужденных к лишению свободы. Общий и строгий режимы делятся еще на два основных типа: для людей, впервые совершивших преступление, и для тех, кто совершил преступление повторно.

Колонии общего и строгого режима отличаются не сильно – в основном количеством разрешенных свиданий, посылок и денег на лицевом счете, которые осужденные могут тратить на свои нужды. Например, при строгом режиме осужденные могут получить три краткосрочных и три длительных свидания с родными в год, а при общем режиме – шесть краткосрочных и четыре длительных. Основная масса осужденных не может свободно передвигаться по территории учреждения вне локальной зоны своего отряда (огороженного участка вокруг жилого помещения отряда) без разрешения или сопровождения сотрудника. Право на это получают только осужденные, занимающие административные должности. Проживают осужденные чаще всего в общежитиях, где друг от друга отделены только отряды, а внутри отряда все живут в одном большом помещении, уставленном двухъярусными кроватями.

Колонии-поселения самый мягкий режим содержания, там отбывает наказание на данный момент чуть больше 33 000 осужденных. Мужчины и женщины могут содержаться на одной территории, но в разных зданиях. Осужденные также могут жить на территории колонии вместе с семьей. Они не только могут свободно перемещаться по территории колонии, но также работать за пределами учреждения.

Наиболее жесткий режим содержания – в колониях особого режима и в тюрьмах. Туда попадают приговоренные к пожизненному лишению свободы или смертной казни, а также совершившие особо опасный рецидив. Кроме того, туда могут быть переведены злостные нарушители с более мягкого режима. В тюрьмах и частично в колониях особого режима осужденные живут в камерах: общих или одиночных. Там содержится чуть больше 3000 человек.

Помимо основного режима, внутри исправительных учреждений тоже есть разные условия отбывания наказания. Решение о распределении принимает уже не суд, а администрация учреждения. Здесь обнаруживаются коррупционные возможности: многие хотят иметь облегченные условия содержания из-за большего количества свиданий и передач и лучших бытовых условий.

Переход от полиоптикума к паноптикуму (от общежития к камерному содержанию) для осужденных за преступления, к которым нельзя применить наказания, не связанные с лишением свободы, разумен с точки зрения безопасности и контроля. Однако надо учесть необходимость соблюдения европейских стандартов бытовых условий и режима содержания осужденных, которым пока соответствует лишь малая часть российских тюрем. Минусы такой системы для осужденных – ощущение замкнутого пространства и невозможности скрыться от наблюдения хотя бы на какое-то время, затерявшись среди других осужденных. В российском случае дополнительные сложности камерного типа содержания касаются самого тюремного режима – а именно, что сотрудники должны выводить сидельцев по одному из камеры, а не отрядами, как это делают в колонии. Из-за этого сложно организовать работу и обучение заключенных, а также медицинскую помощь.

Некоторые постсоветские страны пытаются уйти от системы общежитий, закрывают колонии и строят новые тюрьмы. Полностью перейти на европейскую систему тюрем удалось, например, Эстонии еще в 1990-е. Такой переход в России возможен при сокращении тюремного населения, создании мягких тюремных режимов, в том числе предполагающих возможность перемещения на некоторых участках тюрьмы. Кроме того, необходимы новые тюрьмы и переформатирование старых с учетом европейских стандартов. Дефицит сотрудников остается серьезной проблемой. Он должен быть восполнен в первую очередь за счет увеличения числа социальных работников, психологов и врачей. Такие меры призваны уменьшить нагрузку на оперативников, занимающихся в том числе воспитательной работой и предотвращением конфликтов.

Автор — младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при европейском университете в Санкт-Петербурге

В чем причины и условия совершения осужденными без изоляции от общества новых преступлений и можно ли их предотвратить?

Какие лица состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях

На территории нашей республики функционирует Уголовно-­исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Саха (Якутия), в состав которой входит 15 районных и межрайонных филиалов, которые осуществляют контроль за поведением условно осужденных лиц - это самый многочисленный пласт осужденных, и исполняют следующие виды уголовных наказаний: обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кроме того, осуществляется контроль за исполнением судебных решений об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, залога, запрета определенных действий.

За 11 месяцев 2020 года по учетам инспекций прошло более 8800 осужденных без изоляции от общества и свыше 140 обвиняемых и подозреваемых, в отношении которых применена мера пресечения в виде домашнего ареста. То есть в общем около 9 тысяч лиц. По состоянию на 30 ноября на учете состояли около 5300 осужденных и лиц, находящихся под домашним арестом.

Для сравнения во всех исправительных учреждениях республики в настоящее время отбывает наказание всего 2200 осужденных к реальному лишению свободы.

То есть осужденных без изоляции от общества почти в два с половиной раза больше, чем тех, которые отбывают наказание в местах лишения свободы.

Сколько ими совершено преступлений? Каковы основные причины их совершения

За 11 месяцев текущего года осужденными, состоящими на учете в филиалах уголовно-исполнительной инспекции, совершены 134 повторных преступления.

К основным причинам совершения лицами, состоящими на учете в УИИ, повторных преступлений, как и раньше, можно отнести социальные факторы: криминальная зараженность подучетных лиц, уровень безработицы, злоупотребление алкогольными напитками и т.д.

Проведенный анализ показал, что из числа лиц, совершивших в 2020 году повторные преступления после постановки на учет в УИИ, почти половина (45%) ранее судимы 2 и более раз, более 80% - не имеют постоянного места работы, больше 40% лиц совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения. Практически 2/3 преступлений относятся к преступлениям против собственности, подавляющее большинство из которых это кражи.

Кроме того, условием, способствовавшим совершению осужденными повторных преступлений, явились и ненадлежащая работа сотрудников УИИ и ОВД по контролю за их поведением, низкий уровень межведомственного взаимодействия между указанными органами.

Непроведение индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на учете, отсутствие должного внимания со стороны контролирующего инспектора за поведением осужденного, нереагирование на факты смены места жительства и работы без уведомления - все это создает условия для дальнейшего ухудшения дисциплины осужденных, что в конечном итоге приводит к совершению ими повторных преступлений.

Если говорить о последствиях за совершение преступления, то это безусловное привлечение к уголовной ответственности.

На примере лиц, осужденных к лишению свободы условно (это наиболее распространенная категория подучетных лиц), в случае совершения ими в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.

В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления суд отменяет условное осуждение и назначает ему наказание уже в виде реального лишения свободы. При этом ко вновь назначенному наказанию частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.

То есть лицо на определенный, как правило, длительный срок направляется в исправительные колонии различного режима.

А если лицо нарушает общественный порядок или допускает иные нарушения условий отбывания наказания

На примере опять же лиц, осужденных к лишению свободы условно: за нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности, суд по представлению УИИ может продлить испытательный срок.

За систематическое, то есть совершение в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности, суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором.

То же самое в отношении других категорий осужденных без изоляции от общества.

Так, за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности, а в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ принудительными работами или лишением свободы.

При этом злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается не только осужденный, скрывшийся от отбывания наказания, но и более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину.

Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:

неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

прогул или появление на работе в состоянии опьянения.

За указанные нарушения инспекция объявляет ему предупреждение, также может обязать его до двух раз в месяц являться в УИИ для регистрации.

В случае повторного нарушения, а также при отсутствии сведений о местонахождении осужденного, он признается злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ и в отношении такого лица инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ принудительными работами или лишением свободы.

За 11 месяцев этого года судами республики по представлениям уголовно­исполнительной инспекции вынесено 256 решений о замене либо отмене наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на реальное лишение свободы.

В соответствии с положениями Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России в день явки осужденного инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой разъясняет:

порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение; последствия совершения повторного преступления;

осужденному к обязательным работам, исправительным работам право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора при наличии определенных оснований;

осужденному к исправительным работам - право обращения в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения;

условно осужденному - порядок исполнения возложенных судом обязанностей, последствия их невыполнения, ответственность за нарушение общественного порядка, возможность отмены условного осуждения и снятия с него судимости;

осужденному, не имеющему документов, удостоверяющих личность, - о необходимости обращения в органы внутренних дел по месту пребывания или по месту фактического проживания для получения временного удостоверения личности гражданина либо паспорта, а также о наступлении административной ответственности за отсутствие указанных документов и регистрации;

права осужденного, сопряженные с отбыванием наказания, в том числе о праве на обращение в органы социальной защиты населения для оказания социальной помощи при тяжелом материальном положении (по оплате оформления документа, удостоверяющего личность, и др.).

В прямом смысле УИИ не являются субъектами оказания такой помощи осужденным, для этого существуют уполномоченные на то органы в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Также социальную поддержку и помощь оказывают общественные объединения и иные организации.

Вместе с тем при участии УИИ подучетным лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывается разноплановая помощь:

содействие в трудоустройстве, приобретении профессии, получении медицинской помощи, восстановлении утраченных документов;

получении материальной помощи, решении жилищных проблем, организации летнего отдыха несовершеннолетних осужденных, получении психологической и иной помощи (организация досуга, получение образования и прохождение профессионального обучения и др.).

Таким образом, можно констатировать, что деятельность УИИ в рамках организации социальной работы с подучетными лицами проявляется в:

1. Разъяснении осужденным их прав, реализация которых влияет на исполнение наказания.

2. Правовом информировании, в частности, доведении информации об адресах и возможностях организаций социальной защиты, расположенных по месту жительства осужденного, содействие в получении психологической и иной помощи.

3. Информировании других субъектов о необходимости оказания адресной помощи осужденному в получении документов, удостоверяющих личность, решении жилищных проблем, и т.д.

Также можно выделить оказание содействия в трудоустройстве осужденных.

Во-первых, необходимо озвучить указанную проблему инспектору УИИ при первоначальной беседе либо в любой другой момент во время нахождения лица на учете.

В настоящее время уголовно-исполнительной инспекцией совместно с органами занятости населения проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня трудоустройства осужденных.

Осужденным может быть оказана психологическая помощь. К сожалению, не во всех филиалах УИИ имеются штатные психологи. Вместе с тем заключено соглашение Центром социально-психологической поддержки семьи и молодежи, филиалы которого имеются во многих районах республики.

В текущем году организовано обучение 17 осужденных в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия): в Якутском технологическом техникуме сервиса, Якутском индустриально-педагогическом колледже, Алданском политехническом техникуме.

Осужденные, состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции, в большинстве своем также имеют право на организацию своего бизнеса.

В завершении, что процесс так называемой ресоциализации осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, зависит в первую очередь от самого осужденного, от его желания прекратить заниматься преступной деятельностью, вернуться в семью, общество, учиться, работать. А уполномоченные органы в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций могут лишь ему в этом помочь.

Ограничение свободы находится посередине в списке видов наказания, то есть это жестче, чем штраф или арест, но слабее, чем лишение свободы. Ограничение свободы не могут назначить иностранцам и солдатам-срочникам.

Фото: Ольга Шукайло , TUT.BY

Осужденного ставят на учет в уголовно-исполнительной инспекции. На протяжении всего срока его постоянно посещает милиция. Смотрят, чтобы был трезвый (запрещены даже слабоалкогольные напитки), чтобы после 19.00 находился дома, чтобы не нарушал закон и не сбежал из Беларуси . Прийти домой и на работу к осужденному могут в любое время. Можно ходить на работу или учебу, но маршрут строго ограничен.

За пределы обозначенного расстояния можно выйти только на два часа, обязательно в том же населенном пункте — например, сходить к доктору, на почту или на рынок за покупками. Краткосрочный выезд в другой населенный пункт — только с разрешения уголовно-исполнительной инспекции. На выезды к осужденным приезжают не только сотрудники инспекции, но также участковые, сотрудники Департамента охраны и даже ОМОН.

Чтобы упростить процедуру контроля, в Минске на базе двух РУВД тестировали GPS-браслеты, которые выдают осужденным. Они позволяют видеть местоположение человека в реальном времени на мониторе, программа автоматически выдает сигнал, если владелец браслета выйдет за пределы очерченной территории.

Если осужденный получает четыре и более взысканий за нарушение условий отбывания наказания, может быть рассмотрен вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 415 УК (Уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы), максимальный срок наказания по которой — 3 года лишения свободы.

Исправительные учреждения открытого типа (ИУОТ) находятся как в столице, областных центрах, так и в райцентрах и деревнях. Как колонии и тюрьмы, они подчиняются Департаменту исполнения наказания МВД.

На сегодня в Беларуси 29 таких учреждений (в Брестской области — 5, Витебской области — 4, Гомельской области — 4, Гродненской области — 5, Минске — 4, Минской области — 1, Могилевской области — 6), есть учреждения только для женщин, есть смешанные — и для женщин, и для мужчин, но проживание, конечно, раздельное. ИУОТ также разделяются на те, где содержатся осужденные, которые ранее не были осуждены к лишению свободы, и те, где содержатся прибывшие из колонии (замена на более мягкое наказание) либо те, кто ранее привлекался к лишению свободы. Осужденные к ограничению свободы с направлением в ИУОТ отбывают весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении. Соучастников преступления разделяют, они не могут быть в одном учреждении.

Осужденные должны постоянно находиться в пределах границ территории ИУОТ (это не касается времени работы), не покидать ее без разрешения администрации. По закону, электронные браслеты могут применяться и в этом случае. При необходимости администрация может разрешить краткосрочный выезд на срок до пяти суток за пределы территории исправительного учреждения открытого типа после постановки на учет. Время выезда осужденных засчитывается в срок отбывания наказания. Посещение осужденных в учреждении осуществляется в установленное распорядком дня время.

Осужденному могут позволить находиться за пределами ИУОТ в свободное от работы время, решение принимает начальство, отдельно по каждому человеку. Вот куда могут отпустить:

  • встреча с близкими родственниками (на четыре часа);
  • решение бытовых и иных личных вопросов (купить вещи и продукты, устроиться на работу, пройти медкомиссию для трудоустройства, сходить на почту за посылкой или денежным переводом);
  • исключительные обстоятельства (вызов в госорган, необходимость получить медицинскую помощь, болезнь или смерть близкого родственника, оказать помощь родственникам для переезда в населенный пункт, где расположено исправительное учреждение);
  • получение образования (сдача централизованного тестирования вступительных экзаменов; поступление в учебное заведение на заочную форму обучения, сдача сессии, посещение занятий и прохождение практики начальник может разрешить, только если учебное заведение находится в том же населенном пункте, что и ИУОТ);
  • право проживания вне ИУОТ (об этом мы расскажем ниже).

За соблюдение порядка осужденному в качестве поощрения могут разрешить выехать на выходные или праздники за пределы ИУОТ и для других целей.

А можно выйти на свободу раньше срока?

Читайте также: