Как общество может уменьшить правонарушения

Обновлено: 30.06.2024

Чтобы предупредить преступность необходимо воздействовать на ее причины, своевременно выявлять лиц, склонных к совершению преступлений и оказывать на них предупредительное исправительное воздействие. Вся история развития человечества показывает, что полностью искоренить преступность невозможно. Ее можно ограничивать, предупреждать, не давая ей захлестнуть все человеческое общество или определенные сферы его жизнедеятельности. Преступность не должна угрожать жизни, здоровью, достоинству, собственности членов общества. Если такая угроза существует, с преступностью надо бороться.

Виды предупреждения преступлений

Отдельно можно выделить предупредительную деятельность, а в предупредительной деятельности несколько автономных направлений. Выделяют 4 основных вида предупредительной деятельности:

  • профилактика – мероприятия, воздействующие на причины преступности и на условия ей способствующие. Здесь оказывается воздействие на те факторы, которые способны породить преступление. Это самый гуманный вид деятельности по предупреждению преступлений, так как на этом этапе не предусмотрены уголовно-правовые меры. Государством и обществом поддерживается и развивается это направление борьбы с преступностью. Профилактические возможности очень широки и применимы в рамках общей концепции противостояния преступности;
  • предотвращение преступлений – мероприятия по недопущению совершения преступных деяний на стадии их планирования и подготовки. Здесь уже предусмотрены меры уголовно-правового воздействия к лицам, планирующим и готовящим преступление. Встречаются случаи, когда человек лишь мысленно разрабатывает преступление, не принимая реальных шагов для воплощения его в жизнь. Об этом становится известно третьему лицу, здесь очень важны своевременные действия по недопущению реализации действий, которые задумываются. В этом и заключается деятельность по предотвращению преступлений;
  • пресечение совершаемых преступлений – мероприятия по недопущению дальнейшего преступного поведения. Лица, которые уже совершают преступление, но их действия пресечены, как правило привлекаются к уголовной ответственности. Но бывают отдельные случаи, оговоренные в законодательстве, когда этого не происходит;
  • исправление осужденных – мероприятия исправительного характера в местах лишения свободы для лиц, совершивших преступления.

Виды предупреждения преступлений

Рисунок 1. Виды предупредительной деятельности

Уровни предотвращения, пресечения и исправления находятся в зависимости от того, насколько эффективна профилактика. Если профилактическая эффективность низка, тогда частыми являются мероприятия по предотвращению, пресечению и исправлению, предпринимаемые правоохранительными органами, общественными организациями, гражданами.

Виды профилактики

Виды профилактики

Рисунок 2. Виды профилактики

Действия по профилактике бывают различного характера.

К ранней профилактике можно отнести деятельность в ситуации созданных внешних условий, которые могут привести к совершению преступления. Необходимо принять меры к устранению таких условий.

Если подросток проживает в неблагополучной семье, следует воздействовать на семью, на условия, которые формируют антиобщественный облик подростка. Если ребенок 4-5 лет воспитывается в неблагонадежной семье, то лишение родителей родительских прав и помещение ребенка в детское учреждение следует относить к сверхранней профилактике.

Еще одним видом профилактики является непосредственная профилактика. Когда за человеком замечены проявления аморального поведения, им допущены правонарушения административного характера. Другими словами, человек находится на грани между правонарушающим и уголовно наказуемым поведением. Чтобы не допустить перехода через эту грань требуются меры непосредственной профилактики.

Воздействие на осужденных при помощи исправительных и воспитательных мер – это индивидуальная профилактика, так как работа направлена на искоренение тех причин, которые заставили встать человека на преступный путь.

Если такая форма профилактических мероприятий проводится во время отбывания наказания, осуществляется предупреждение преступности в местах лишения свободы. В местах заключения проводятся мероприятия и по непосредственной профилактике, и по предотвращению преступлений, когда человек задумывает, вынашивает план преступления и готовится совершить его в самой колонии, тюрьме или следственном изоляторе.

Следует сказать, что в Советском Союзе был накоплен хороший опыт по профилактике преступности. К сожалению, многое утрачено, например профилактика преступлений в быту и на производстве. В СССР была создана разветвленная и продуманная система по предупреждению преступлений и административных правонарушений. В постсоветский период система профилактики преступлений была разрушена. Сегодня система возрождается.

Говоря о профилактике преступлений нужно иметь в виду, что речь идет о преступных деяниях, носящих массовый характер, они совершаются в быту, в сфере досуга, на производстве. Необходимо принимать действенные меры по профилактике хищений на производстве, бороться с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Разновидности профилактических мер

Меры профилактики можно разделить на несколько видов в зависимости от их характера и масштаба.

К общесоциальным мерам относят государственные решения в экономической, политической областях, в сфере образования. Эти меры не направлены конкретно на предупреждение преступности, но так как они значимы для общества, они влияют на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на предупреждение преступности. Это меры по улучшению качества образования, молодежного досуга, повышение зарплат и стипендий и т.д.

К общеспециальным мерам относятся мероприятия, направленные на борьбу с преступностью непосредственно. Например, принятие новых уголовно-правовых норм, совершенствование уже имеющихся норм, реформирование исправительной системы и пр.

К индивидуальным мерам можно отнести меры, адресованные конкретным лицам. В поле зрения прежде всего попадают люди, чей образ жизни и поведение свидетельствуют о том, что они могут быть подвержены преступному влиянию и к ним необходимо принимать индивидуальные меры профилактики. Индивидуальные меры реализуются также в отношении осужденных.

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

- злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ)

- дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ)

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

- получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

- получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

- получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

- получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

- проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

- уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

- в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

- не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

- в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

- никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

- в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

- настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.


Штраф по результатам налоговой проверки можно уменьшить как минимум в два раза, если у вас есть смягчающие обстоятельства. Какие? Этот вопрос разъяснила ФНС в письме от 12.05.2020 г. № БВ-4-7/7751@.

Что разрешает статья 112 Налогового кодекса?

Обратите внимание: именно компания, являясь заинтересованным лицом, должна заявить о наличии смягчающих обстоятельств и ходатайствовать о снижении размера наказания. Для этого нужно написать заявление или ходатайство о снижении суммы штрафа. И приложить документы, подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств.

Согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, такими обстоятельствами признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • иные обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими судом или налоговым органом, рассматривающим дело.

Налоговики ранее на своем сайте приводили вот какие иные обстоятельства:

На сколько уменьшат штраф?

При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа может быть уменьшен как минимум в 2 раза по сравнению с размером, предусмотренным соответствующей статьей Налогового кодекса. Это прямо указано в п. 3 ст. 114 НК РФ.

Совсем до нуля снизить санкции не получится, так как это уже будет считаться освобождением, а не уменьшением штрафа.

Поэтому отметим, что смягчающие обстоятельства не снимают с налогоплательщика ответственность за совершение правонарушения и налоговая не может полностью на их основе отменить штраф.

Умысел при совершении правонарушения

Умысел и смягчающие обстоятельства не совместимы. Если в действиях налогоплательщика есть умышленные деяния, то применить смягчающие обстоятельства нельзя.

  • доначисление сумм налогов, пени и штрафов явилось результатом деятельности уже уволенных должностных лиц;
  • отсутствие достаточных денежных средств для уплаты налогов и налоговых санкций;
  • отсутствие прибыли у организации; наличие задолженности перед контрагентами;
  • тяжелое финансовое положение общества;
  • наличие у него кредитных обязательств в отношении приобретенного в лизинг оборудования.

Так, ФНС и Следственный комитет РФ разработали методические рекомендации налоговым и следственным органам, как выявлять и доказывать умысел в налоговых правонарушениях и опубликовали их письмом ФНС России от 13.07.2017 г № ЕД-4-2/13650@.

При подготовке документа его авторы проанализировали множество материалов налоговых проверок и судебных решений. В частности, если умысел в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов), будет доказан, то наказание за это будет суровее. Штраф за умышленную неуплату налогов в два раза выше, чем за неумышленную. Он составляет 40% от суммы недоплаты (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Обратите внимание: умысел также может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Судебная практика

Однако иногда суды приходят к выводу о том, что наличие умысла в действиях налогоплательщика не должно влиять на возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств.

Рассмотрим несколько судебных дел.

1. Тяжелое финансовое положение организации и активная роль в общественной и благотворительной деятельности региона. Это позволило компании воспользоваться снижением штрафных санкций, несмотря на установленную умышленную форму вины (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.11.2019 № Ф04-4877/2019 по делу № А27-23267/2018).

3. Несоразмерность санкций тяжести совершенного правонарушения (решение АС Волго-Вятского округа от 24.07.2017 № Ф01-6599/2017, постановление АС Поволжского округа от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019).

Есть и отрицательные решения. Например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2018 № Ф05-7824/2018. Здесь суд не согласился снизить размер штрафа, несмотря на то, что компания привела несколько смягчающих обстоятельств: совершение нарушения впервые, наличие переплаты по налогам, отсутствие умысла на совершение правонарушения и добросовестность действий по применению льготного налогообложения, ведение благотворительной деятельности, социальную направленность деятельности.

Можно сделать вывод, что в каждой конкретной ситуации налоговики принимают решение в зависимости от фактических обстоятельств рассматриваемого дела о налоговом правонарушении. А именно:

  • характер совершенного правонарушения;
  • размер причиненного вреда;
  • степень вины правонарушителя;
  • его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

К сожалению, невозможно заранее узнать, какое решение будет вынесено судом.

АКЦИЯ ГОДА


Предупредить проще, чем устранять последствия. Наверное, почти нет такого рода деятельности, сферы жизни общества, где данное утверждение было бы неверно. Особенно ярко оно олицетворяет меры предупреждения преступности. Ведь именно в этой сфере своевременная профилактика спасет чью-то жизнь, имущество, психологическое состояние. И судьбу самого преступника. В статье мы с вами познакомимся с многообразием и содержанием данных мер, а также различными их классификациями.

Трактовка понятия

Меры предупреждения преступности - система действий, что предпринимается государственной структурой, общественными объединениями, отдельными уполномоченными лицами, которая направлена на противодействие процессам детерминации преступности (против социальных явлений, что ее обуславливают). Цель работы - ресоциализация (новое приспособление к нормальной жизни в обществе) бывших злоумышленников, борьба против новых правонарушений.

Нередко используется термин "предупреждение преступлений". Однако он не совсем точен, так как рассматривает злодеяние как уже совершенный факт. "Меры предупреждения преступности" более полно раскрывает направление и смысл проводимых мероприятий.

О большом значении этого явления знали еще античные мыслители и философы Нового времени. Так, Ч. Беккариа в одном из своих сочинений писал, что лучше предупредить преступление, нежели карать за него. Это и есть одно из проявлений искусства власти вести людей если не к большему счастью, то уж точно ограждать их от больших несчастий.

Современные криминологи также считают, что меры предупреждения преступности - самые эффективные среди методов борьбы с ней. Ущерб от преступности огромен - человеческие жертвы, искалеченные судьбы, огромные материальные потери. Предупреждение позволяет не допустить этого. И чем раньше его меры коснутся отдельной личности, поспособствуют ее ресоциализации, вернут к нормальной жизни, тем лучше будет как для самого субъекта, так и для всего социума в общем.

криминологические меры предупреждения преступности

Схожие понятия

В литературе, СМИ, беседах вы можете столкнуться с понятиями, которые на первый взгляд будут казаться синонимичными системе мер предупреждения преступности. Но все же разница есть - наметим ее:

  • Профилактика преступности. Термин употребляется как в широком, так и специфичном смысле. В первом он будет являться синонимом предупреждения. А вот в узком смысле это меры, которые направляют на выявление и ликвидацию причин и условий определенного вида преступлений. Также профилактика в специфичном значении направлена на установление лиц, потенциально способных совершить злодеяние. Такие действия будут только первоначальным этапом системы мер предупреждения преступности.
  • Предотвращение преступлений. Это пресечение деятельности злоумышленников на стартовом этапе - когда преступник только продумывает деяние, когда у него формируется мотив, способ воплощения мыслей в жизнь. На этой стадии его действия еще уголовно не наказываются.
  • Пресечение преступления. А какая разница здесь? В данном случае воплощение преступления в жизнь внешними силами останавливается на определенной стадии - приготовления или уже покушения.

Объект деятельности

На что же направлены меры профилактики, предупреждения преступности? Это воздействие на следующие объекты:

  • Детерминанты (причины и условия) преступлений, что характерны для всего социума, конкретных граждан, не считающихся преступниками (то есть потенциальных жертв). В частности, это воздействие на такие криминогенные факторы, как безработица, нелегальная миграция и проч. Отдельной мерой может стать виктимологическая профилактика - составление правил для потенциальных жертв, что помогут выйти им из ситуации с наименьшими потерями.
  • Процессы самопроизводства, самодетерминации явления в целом, отдельных злоумышленников. В частности, это специальные меры, предназначенные для борьбы с самой опасной организованной преступностью.
  • Конкретные "горячие точки", где могут столкнуться преступность и нормальное общество.

общесоциальные меры предупреждения преступности

Субъект деятельности

Общие и специальные меры предупреждения преступности могут быть как отдельным направлением деятельности конкретного уполномоченного лица, структуры органов, так и выступать побочным эффектом его работы. В силу этого субъекты подразделяются на две категории.

Специализированные. Те структуры, одной из основных целей работы которых будет предупреждение преступности. Это следующее:

  • Правоохранительные органы: суды, полиция, прокуратура, таможня, система госбезопасности.
  • Совет Безопасности России.
  • Контролирующая система: антимонопольные, налоговые организации, службы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический, экологический, финансовый надзор.
  • Негосударственные учреждения - лица и общественные организации, что содействуют правоохранительным органам. К их числу относят внештатных сотрудников, добровольные дружины, общественных помощников, народные пункты охраны правопорядка и проч. Нельзя забывать о частных охранных организациях, СМИ.

Неспециализированные. А вот с перечнем этих субъектов не так просто определиться. Считается, что практически все граждане, учреждения, объединения и предприятия участвуют в предупреждении преступности. Заключается это в организации увлекающей досуговой деятельности детей и подростков (мера предупреждения преступности несовершеннолетних), создании новых рабочих мест, охране, благоустройстве территории и проч.

Переходим теперь к следующему вопросу.

меры предупреждения экономической преступности

Основная градация явления

Самая главная классификация мер предупреждения преступности - это разделение их на две группы:

Дополнительно могут выделяться индивидуальные.

Так как категории довольно обширны, есть смысл рассмотреть их отдельно.

Общие меры

Давно установлено, что детерминанты всех злодеяний кроются в социальных, экономических, духовных, политических проблемах общества. Отсюда общие меры предупреждения преступности - это:

  • Общее укрепление государственной экономики.
  • Обеспечение граждан рабочими местами.
  • Социальные программы по повышению уровня жизни населения.
  • Формирование общественных нравственных институтов.
  • Подавление в социуме негативных явлений - алкоголизма, наркомании, проституции, бродяжничества, попрошайничества, нелегальной миграции.
  • Борьба с бедностью (не с бедными).
  • Устранение межклассовых, межнациональных конфликтов.

Надо понимать, что борьба с такими глобальными явлениями только в идеальном обществе может привести к их полной ликвидации. Мы же говорим об общих мерах, которые помогут снизить негативное влияние данных явлений на социум. Приведем примеры:

  • Организация служб занятости и их качественная деятельность позволяет сократить безработицу. Дополнительно ведется материальная поддержка безработных, удержание их от моральной деградации, обращения к незаконным способам получения прибыли.
  • Антиалкогольная пропаганда в среде молодежи позволяет открыть перед юношами и девушками интересные формы досуга, никак не связанные с выпивкой, - спорт, искусство, участие в политической жизни и проч. Это пример меры предупреждения преступности несовершеннолетних.
  • Прозрачная схема государственной власти позволяет усложнить для злоумышленника процесс создания коррупционных схем.

Как вы видите, общие меры помогают любому человеку занять достойное положение в обществе, иметь хороший и законный доход, неплохой уровень жизни.

Разрабатывают и внедряют таковые меры органы государственной власти. К работе обязательно подключаются специалисты - экономисты, социологи, психологи, политологи и проч. Не исключение здесь - криминологи. Они анализируют разработанные программы с позиции их воздействия на уровень преступности, осуществляют криминологическую экспертизу актов.

система мер предупреждения преступности

Специальные меры

К специальным мерам предупреждения преступности относится воздействие на отдельных субъектов, социальные группы, организации и сферы деятельности. Притом основанием будет и их повышенная криминогенность, и виктимность.

Важный вопрос. Как определяется криминогенность? Тут два пути:

  • В отношении отдельной личности. Аморальность поведения, криминальное прошлое, должностные и административные правонарушения, поведение, что не свойственно социальной роли лица, целевые установки, не исключающие противозаконную деятельность.
  • В отношении социальной группы. Общественные протесты, антиправовая деятельность, радикализм.

А вот как определяется повышенная виктимность в рамках специальных мер предупреждения преступности:

  • Привлекательность для преступника (например, хранилища материальных ценностей).
  • Слабая техническая и правовая защищенность.
  • Непрозрачность как для общественного, так и государственного надзора.
  • Склонность к определенной пагубной привычке (алкоголики - одни из частых жертв преступников).
  • Принадлежность к социальной группе (бомжи - как бесправная прослойка населения).
  • Определенная профессия (сторож, охранник, кассир, инкассатор и проч.).

Внутри себя данный комплекс мер делится еще на три группы:

  • Ранее предупреждение.
  • Непосредственное предупреждение.
  • Предупреждение самодетерминизации преступности.

Индивидуальные меры

Эти криминологические меры предупреждения преступности направлены на определенное лицо. Притом рассматривается как конкретный человек, так и его семья, микросреда, отношения с обществом.

Объект здесь определяется, исходя из комплекса факторов:

  • Аморальное поведение.
  • Криминальное прошлое.
  • Низкий уровень самосознания.
  • Деформированные представления о реальности.
  • Неполная социализация личности.
  • Патологические нарушения психики, что могут подтолкнуть к правонарушению.
  • Неблагополучная семья, социальное окружение.
  • Низкий уровень жизни, небольшой доход, отсутствие работы.

Здесь будут и меры предупреждения рецидивной преступности. Индивидуальная работа с таким лицом - совокупность методов:

  • Убеждение. Это профилактические беседы, вовлечение в полезную деятельность.
  • Оказание помощи. Направление на учебу, работу, улучшение бытовых условий.
  • Принуждение. Административная ответственность карательного и социально-оздоравливающего характера, принудительное лечение алкоголизма, наркомании, условный срок.

А теперь - к другим градациям.

специальные меры предупреждения преступности

Классификация по содержанию

По основному воздействию на объект выделяется следующее:

  • Меры социального предупреждения преступности. Это социально-психологические, подавляющие негативные криминогенные тенденции в обществе. В частности, умонастроения, связанные с повышенной тревожностью, национализмом, боязнью катаклизмов. Это и социально-правовые нормы, что обеспечивают прозрачность и доступность для проверок хозяйственной деятельности, финансовых потоков.
  • Меры предупреждения экономической преступности. Это повышение уровня жизни, предоставление материальных соцгарантий.
  • Организационно-управленческие, направленные на повышение эффективности работы правоохранительных органов, государственной структуры.
  • Идейно-нравственные - формирование в обществе идей, настроений, поощряющих правопослушное поведение.
  • Медицинские, педагогические, психологические - предупреждение социально опасных заболеваний, полная и своевременная терапия психических больных, социальная и психологическая коррекция десоциализированных личностей.
  • Технические - это установка средств, устройств, что усложняют совершение преступления (камеры видеонаблюдения, охранная сигнализация, контрольно-кассовые аппараты, программы, обеспечивающие информационную безопасность).
  • Правовые - совершенствование уголовного права и прочих нормативных, правовых актов, что применяются в борьбе с преступностью.

Социальные меры

Общесоциальные меры предупреждения преступности разделяются на два главных направления:

  • Нормализация нравственного положения в обществе. Это создание нового или систематизация прошлых моральных кодексов, общественных институтов, формирование той самой национальной идеи.
  • Социальная поддержка личностей, семей, кто в ней конкретно нуждается. Как материальная, так и духовная. Это те, кто выбит из колеи, отчужден от социальной жизни, беден, отстранен от нормальных общественных отношений.

меры предупреждения преступности несовершеннолетних

Психологические меры

Как мы упоминали в классификации, в данном контексте они связаны с медицинскими, педагогическими. Конкретные примеры такие:

  • Исправление и перевоспитание взрослых, освобождающихся из мест лишения свободы.
  • Комплексная работа с детьми и подростками, "выделившимися" аморальным поведением, мелкими административными правонарушениями.
  • Внимание к лицам, страдающим психическими заболеваниями, склонным в силу этого к совершению злодеяний.
  • Воспитательная работа с подростками из неблагополучных семей, ведущих антиобщественный образ жизни. Как показывает практика, 60-70% из них имеют расстройство психики.
  • Диагностика бездомных - большая часть из них страдает от алкоголизма.
  • Работа с ранее судимыми, у кого обнаружено неизлечимое заболевание (в частности, туберкулез). От таких граждан отворачиваются родные, у них проблемы с местом жительства, приемом на работу.

Прочие классификации

предупреждение преступности

В заключение познакомим вас с иными классификациями мер предупреждения преступности, что применяются в криминологии.

По субъекту (кто воплощает меры в жизнь):

  • Применяемые должностными лицами, государственной структурой.
  • Применяемые общественными объединениями.

По направлению на устранение конкретной проблемы:

  • Против общественной опасности отдельной личности.
  • Против криминогенной ситуации.
  • Против условия формирования установок, характерных для сознания преступника.

В зависимости от момента применения мер:

  • Ранней профилактики или же предкриминального контроля. Например, постановка на учет в детскую комнату полиции подростка, совершившего административное правонарушение.
  • Предупреждения рецидива или же посткриминального контроля. Пенитенциарный контроль - лишение свободы. Постпеницитарный контроль - надзор в отношении гражданина, отбывшего свое наказание.

В зависимости от противозаконной деятельности, в отношении которой применяется мера:

  • экономической;
  • сексуальной;
  • корыстной;
  • насильственной;
  • организованной;
  • детей и прдростков;
  • женской;
  • профессиональной и проч.

В зависимости от законодательной отрасли, в рамках которой мера будет применена:

  • Конституционная.
  • Гражданская.
  • Административная.
  • Уголовная.
  • Административно-процессуальная.
  • Гражданско-процессуальная.
  • Уголовно-процессуальная.

В опоре на степень дозволенности:

  • Дозволительные. Это социальная профилактика - разрешается все, что не запрещено.
  • Разрешительные. Это сертификация, свидетельства о квалификации, разрешительные порядки, требование специальной подготовки.
  • Запретительные.

По масштабности, охвату территории:

  • Федеративные, общероссийские.
  • В рамках субъекта РФ.
  • Отдельного города, сельского поселения, района, административного участка, предприятия.

Как вы видите, классификаций, разновидностей мер предупреждения преступности - масса. Конкретных примеров таких мероприятий - множество. Но все они преследуют схожую цель - предотвратить совершение злодеяния.

Читайте также: