Как обеспечить себя питьевой водой и пищей вне населенных пунктов

Обновлено: 02.07.2024

Загрязнение поверхностных и подземных пресных вод – одна из главных причин плохого качества питьевой воды. Ограничение доступа к чистой питьевой воде, характерное для развивающихся стран, ежегодно обусловливает смерть более 3 млн человек. По объему возобновляемых водных ресурсов Россия занимает второе место в мире (после Бразилии). Пресные водные ресурсы – наше национальное достояние, наше богатство. Однако распоряжаемся мы эти богатством, к сожалению не эффективно.

В России обеспечение населения качественной питьевой водой становится одной из приоритетных проблем госполитики, направленной на сохранение здоровья и улучшение условий проживания. Однако до сих пор большое количество жителей пользуются децентрализованными источниками водоснабжения или водой, не прошедшей необходимую водоподготовку. Более 15% водопроводов не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Основные причины неудовлетворительного качества питьевой воды – антропогенное загрязнение поверхностных и подземных вод, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, использование старых технологий водоподготовки, низкое санитарно-техническое состояние водопроводных сетей и сооружений. Привозную воду в качестве питьевой воды в 2017 г. использовали 0,75 млн человек. Особенно велика доля населения, использующего привозную воду в Якутии и Калмыкии, где привозной водой пользовались соответственно 23 и 11% населения.

В 2017 г. услугами централизованного водоснабжения обеспечено 100% городов, 97% п.г.т. и 33% сельских н.п. России. Доля жилого фонда, оборудованного водопроводом, увеличивается очень медленно. С 2000 по 2017 г. она выросла всего на 9 процентных пунктов (п.п.) с 73,4 до 82,4%. При этом в городских поселениях эта доля увеличилась на 4,8, а в сельской местности на 19,6 п.п. Только 59% сельского жилищного фонда обеспечено централизованным водоснабжением (рис.1).

Худшее положение среди федеральных округов принадлежит Дальневосточному округу, где в 2017 г. 24,2% жилого фонда не было обеспечено водопроводом. В Центральном – эта цифра заметно ниже – 15,2%. В Псковской и Курганской областях, республиках Калмыкия и Саха (Якутия) более 40% жилого фонда не обеспечено водопроводом, Забайкальском крае – 48%, республике Бурятии – 52%, республиках Алтай и Тыва – более 55%.

Объемы ввода в действие новых водопроводных сетей очень низкий и по сравнению с началом 90-х гг. они сократились в несколько раз. В результате объемы уличной водопроводной сети, нуждающиеся в замене, с годами резко возрастают. Рост изношенности водопроводной сети – главная причина увеличения доли утечек и неучтенных расходов воды по отношению к объему воды, поданной в сеть. За последние 17 лет по нашим расчетам согласно данным Росстата доля утечек увеличилась в среднем по России с 15,3% до 22,5% (рис.2).

Потери воды из водопроводной сети и емкостных сооружений включают: расходы воды при авариях и повреждениях на сети до их локализации и при утечке через водоразборные колонки; скрытые утечки воды из сети и сооружений; расходы воды, не оплаченные потребителем при самовольном пользовании системами коммунального водоснабжения. Неучтенный расход воды включает также использование воды на тушение пожаров.

Относительно небольшая доля утечек отмечается в настоящее время в Центральном (16,5%) и Северо-Западном округах (17,3%). Максимальные утечки характерны для Южного и Северо-Кавказского округов (32-35%). При этом в Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках доля утечек составляет 43–45% объема воды, поданной в сеть, а в Сахалинской области и г. Севастополе превышает 50%. Это крайне расточительно, так как на подготовку и перекачку воды были тратятся значительные средства.

В абсолютном выражении объем утечек и неучтенных расходов воды за 2000-2017 гг. в большинстве и регионов незначительно сократился. Однако на фоне опережающего сокращения водопотребления населением и организациями отмечается рост доли утечек во всех федеральных округах. Всего в системе ЖКХ России в 2017 г. было потеряно более 2,9 млрд м 3 питьевой воды. Потери воды сопровождаются нанесением, помимо экономического и экологического, еще и значительного социального вреда, поскольку плохое состояние водопроводных сетей наносит колоссальный ущерб здоровью населения. Это основной источник не только утечек, но и поступления загрязнений в саму сеть из-за перепадов давления в ней. Именно поэтому у нас оказываются недостаточными стандартные для развитых стран системы водоподготовки.

Состояние водопроводно-канализационного хозяйства оценивается как кризисное – износ основных средств колеблется от 50 до 70% и ежегодно увеличивается на 2–3%. По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотвеждения 48% водоканалов являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Все они имеют кредиторскую задолженность, в т. ч. водоканалы многих крупных областных центров. В целом по отрасли накоплено более 145 млрд руб. убытков. Возможностей погасить эти долги у большинства предприятий нет, т.к. отрицательная рентабельность наблюдается у 70%.

И хотя число аварий в системе водопровода после 2005 г. сокращается, но все еще в 2–3 раза превышает европейские показатели. В карманах посредников – ТСЖ, управляющих компаний и прочих организаций – остается львиная доля платы за коммунальные услуги. А износ внешних коммуникаций и объектов инфраструктуры только возрастает. Объем инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры не соответствует минимальным ее потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.

Объем использования воды из подземных источников для хозяйственно-питьевого водоснабжения в целом по России меньше объема использования воды из поверхностных источников (47 %). В большинстве же европейских стран доля подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении превышает 70-80%. Стоит подчеркнуть, что эта доля у нас практически не растет на протяжении многих лет. С 2001 по 2016 г. объем использования подземных вод на хозяйственно-питьевые нужды сократился в России с 20,6 до 12,8 млн м 3 /сутки, или на 38% (табл.1).

Использование подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения (ХПВ)

Объем использования подземных вод, тыс. м 3 /сут.

Изменение за 2001- 2016 гг., %

Использование подземных вод на 1 жителя, л/сут.

Доля подземных вод в балансе ХПВ в 2016 г., %

Доля подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения в большинстве округов России составляет 40–50%. В Центральном – 56%, а в Северо-Западном – лишь 34%. В 26 субъектах РФ хозяйственно-питьевые нужды на 90–100% удовлетворяются за счет подземных вод (в основном в Центральном округе). В то же время в 11 субъектах доля подземных вод менее 20%, причем четыре из них расположено в Северо-Западном округе. Это очень негативный факт, так как подземные воды наиболее защищены от загрязнений. В Астраханской области на долю подземных вод приходится всего 0,5% хозяйственно-питьевого водопотребления, Мурманской и Омской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге, Карачаево-Черкесской Республике – менее 5%.

Водозаборы из поверхностных водных объектов на значительной части территории РФ не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды. Более 9,9 тыс. водопроводов (15,3% всего числа) не соответствовало санэпидтребованиям, в т.ч. почти 4,4 тыс. из-за отсутствия очистных сооружений и почти 1,5 тыс. из-за отсутствия обеззараживающих установок. Через очистные сооружения предварительной очистки и водоподготовки пропускается в среднем по России 60% общего количества воды, поданной в сеть, от 79,4% в СЗФО, до 25,7% в СКФО, причем если в городской местности – 65%, то в сельской – только 16%.

Интегральный показатель водоснабжения населения – объем использования воды на хозяйственно-питьевые нужды. Его максимальное значение в России было отмечено в 1991 г. – 14,7 км 3 . В последующие годы оно постоянно уменьшалось: в 2000 г. было израсходовано 13,6 км 3 , в 2017 – 7,7 км 3 . Если в странах Западной Европы удельное бытовое водопотребление – 130–150 л/чел. в сутки, то в России в 2000 г. в 12 субъектах РФ оно превышало 300, а в 4-х – 400 л/сут. Однако, по исследованиям специалистов, жители России не потребляли такой огромный объем воды, а значительная часть водопотребления – это протечки воды, например, через бачки унитаза.

В последние годы во многих регионах за счет привлечения средств бюджетов, внебюджетных источников, займов и др. инвестиций проводится комплекс водосберегающих мероприятий по рациональному расходованию воды в жилищном фонде. В результате объем использования воды на хозяйственно–питьевые нужды в России стремительно сокращается. С 2000 по 2017 г. среднесуточное водопотребление из централизованных систем водоснабжения в расчете на жителя городов и сел снизилось с 254 до 144 л (табл.2). При этом в 3-х субъектах РФ в 2017 г. оно превышало 200, а в 12 было ниже 100 л/сут. (последние – с большой долей сельского населения).

Удельное использование воды на хозяйственно-питьевые нужды, л/сут. на чел.

Федеральный округ и город

2017 г. к 2000 г., %

из него г. Москва

из него г. Санкт-Петербург

Таблица не полностью отражает обеспеченность населения водой из систем централизованного водоснабжения, т.к. не охватывает системы сельхозводоснабжения. Впрочем, объем водопотребления из них в десятки раз меньше аналогичного показателя из городских водопроводов.

Впечатляющие успехи по снижению водопотребления достигнуты в г. Москва. В 2017 г. по сравнению с 1995 г. удельное водопотребление сократилось в 4 раза, в первую очередь, благодаря реализации программы по оснащению жилищного фонда приборами учета воды. К 2011 г. количество жилых зданий, оснащенных приборами учета воды, достигло 99% их общего количества, а количество квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета холодной воды, к началу 2016 г. превысило 74%.

Однако в целом по стране переход на приборный учет воды осуществляется довольно медленно. В среднем по России количество квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета холодной воды, в 2016 г. составляло 41,6%, а в Северо-Кавказском округе – менее 19%. В Мурманской области и ЯНАО этот показатель – 64-67%, в Республике Карелия и ХМАО – превышал 73%, г. Москва – 74%, а г. Севастополь – 88%. В то же время в Чеченской Республике только 2,3% квартир было обеспечено приборами учета холодной воды, в республиках Дагестан и Тыва – соответственно 5,0 и 5,3% и т.д.

Ситуация с состоянием как поверхностных, так и подземных вод централизованного питьевого водоснабжения и качеством воды в местах водозабора изменяется крайне медленно и продолжает оставаться неудовлетворительной. Высокий процент неудовлетворительных проб отмечается в тех субъектах РФ, где в большей степени в качестве источников централизованного водоснабжения используются поверхностные водоемы. За 17 лет удельный вес неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям в водоемах первой категории снизился в России на 2 процентных пункта. При этом в Северо-Западном и Уральском округах отмечается тенденция существенного роста данного показателя. Значительное улучшение качества воды в источниках по санитарно-химическим показателям отмечается в Южном и Сибирском округах. Что касается микробиологических показателей, то удельный вес неудовлетворительных проб за 17 лет в России снизился на 5,5 процентных пункта. Такое снижение произошло во всех федеральных округах (за исключением Северо-Западного), но особенно значительное в Дальневосточном и Приволжском округах.

На территории России в 2016 г. выявлено более 5,9 тысяч участков загрязнения подземных вод, в т.ч. 3,4 тысяч на водозаборах питьевого и хозяйственно-бытового назначения, преимущественно представляющих собой одиночные эксплуатационные скважины с небольшой производительностью. Загрязнение 38% участков связано с деятельностью промпредприятий, 15% – с коммунальным хозяйством, 14% – с сельхоздеятельностью.

Как и в предыдущие годы, основной причиной санитарного неблагополучия источников централизованного водоснабжения являлось отсутствие зон санитарной охраны (более 77% причин для поверхностных источников и более 70% – для подземных источников водоснабжения). Вместе с тем в целом по России доля поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения, у которых в 2017 г. отсутствовали зоны санитарной охраны, снизилась за последние три года на 10,3 процентных пункта для поверхностных источников и на 4,2 – для подземных источников .

Доля проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельской местности (колодцы, каптажи родников), не соответствующих гигиеническим нормативам, существенно выше. По санитарно-химическим показателям, в целом по России в 2017 г. она равна 26,4%, при этом в ЯНАО, Республике Калмыкия, Белгородской, Новгородской и Новосибирской областях она превышает 50%. По микробиологическим показателям доля проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, составляет в целом по РФ 18,1%. Однако на территории Брянской, Тверской областях и г. Севастополя больше половины таких проб воды не соответствовало нормативам.

Ситуация с обеспеченностью населения питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, улучшается очень медленно. Из 146,5 млн чел., проживающих в России в 2017 г., почти 134 млн чел. было обеспечено доброкачественной и условно доброкачественной питьевой водой (из них более 30 млн чел. – условно доброкачественной водой), 7,6 млн чел. – недоброкачественной водой и более 4,9 млн чел. проживало в населенных пунктах, где вода на доброкачественность не исследовалась (доброкачественная питьевая вода – вода, соответствующая нормативным требованиям по всем 4 критериям ее оценки: эпидемическая и радиационная безопасность, безвредность химического состава, благоприятные органолептические свойства; условно доброкачественная питьевая вода – вода, не влияющая на здоровье населения, но ухудшающая условия водопользования, не соответствующая нормативным требованиям по некоторым показателям безвредности химического состава и органолептических свойств).

Особенно тревожная ситуация с обеспеченностью безопасной питьевой водой сложилась в сельской местности. В 2017 г. лишь 78,3% жителей села было обеспечено доброкачественной и условно доброкачественной питьевой водой. Крайне низок этот показатель в Северо-Западном и Дальневосточном округах. Необходимо в первоочередном порядке восстановить системы водоснабжения, находящиеся в нерабочем состоянии; реконструировать системы, подающие воду непитьевого качества; строить системы сельхозводоснабжения в районах, где распространены некондиционные воды.

К субъектам РФ, в которых сложилась благополучная обстановка с обеспечением водой надлежащего качества, относятся гг. Москва и Санкт-Петербург, республики Северная Осетия и Алтай, где население обеспечено доброкачественной и условно доброкачественной питьевой водой полностью. В Мурманской, Кемеровской, Магаданской областях, Камчатском крае, Кабардино-Балкарской Республике питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, обеспечено более 99% населения. Но в Вологодской области этот показатель составляет лишь 53% в городах и 26% на селе. При этом в подавляющем большинстве субъектов РФ, наименее обеспеченных доброкачественной и условно-доброкачественно водой, за последние годы ситуация с получением населением безопасной питьевой водой заметно улучшилась.

Таким образом, в ближайшие годы комплекс первоочередных мероприятий по предотвращению углубления кризиса в городском водопроводном хозяйстве должен быть направлен на повышение санитарной и технологической надежности водопроводных сооружений и сетей и всемерную экономию воды, не требующих существенных затрат. Принципиальные же изменения технологии и техники в водопроводно-канализационном хозяйстве можно отнести на перспективный период. В первую очередь требуется создание надежных зон санитарной охраны объектов водоснабжения, начиная с водозаборных сооружений и строгое соблюдение правил их эксплуатации. Очень важен поиск и ликвидация нерациональных расходов и утечек воды.

В 2022 году на территории Российской Федерации действуют новые санитарные правила, объединившие более сотни документов. СанПиН 1.2.3685-21 – исчерпывающий документ, состоящий из 9 разделов, охватывающих разные сферы жизнедеятельности человека и среду его обитания. Раздел №3 правил содержит данные, характеризующие безопасность потьевой воды и ее качества. Общие требования к обеспечению населения питьевой водой и организации контроля за ее качеством в 2022 году изложены в СанПиН 2.1.3684-21, еще одном нормативно-правовом акте, в котором консолидированы вопросы санитарного законодательства.

Качество и безопасность воды, используемой в питьевых целях – основополагающие критерии при выполнении работ по водоподготовке. С этими показателями связано здоровье населения. Организация водоснабжения населенных пунктов водой, отвечающей всем требованиям, жестко контролируется санитарными службами. Основной документ, устанавливающий требования к безопасности питьевой воды в 2022 году – это СанПиН.

Что такое СанПин?

Вступив в силу, СанПиН по питьевой воде отменил действие 16 устаревших документов, в том числе в части требований к качеству холодной (питьевой) воды систем централизованного водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения.

Последние нововведения в СанПин для питьевой воды в 2022 году

Гигиенические требования к питьевой воде

Статья №19 Закона Российской Федерации №52-ФЗ, действующего с 1999 года, утверждает, что вода, используемая в питьевых целях, должна соответствовать по уровню безопасности, быть безвредной по содержанию химических примесей и обладать благоприятными вкусовыми свойствами. Этим же документом определяется ответственность за поддержание качества снабжающими организациями.

Нормативы и гигиенические требования к питьевой воде установлены санитарным законодательством. На момент 2022 года утверждены СанПиН 1.2.3685-21, собравшие огромный свод данных и требований, направленных на обеспечение безопасной среды человека. Нормативный акт содержит 496 стр. Раздел III нормативного акта посвящен требованиям к различным типам воды. Приводятся отдельно органолептические и обобщенные критерии качества для воды нецентрализованного и централизованного видов водоснабжения, бассейнов и аквапарков, водоемов, используемых в рекреационных целях, а также в качестве источников воды.

Срок действия новых утвержденных СанПин по питьевой воде – 6 лет. Утратившие силу СанПиН не имели определенного срока действия.

Требования к питьевой воде в водопроводе по СанПин в 2022 году

В соответствии с федеральным законодательством (Ст. №19 №52-ФЗ) организации, осуществляющие централизованное водоснабжение населения, обязаны обеспечить качество и безопасность поставляемой воды.

Требования по органолептическим показателям приведены в СанПиН 1.2.3685-21 таблице 3.1. , по обобщенным показателям можно найти в таблице 3.3., таблица 3.5 содержит нормативы по паразитологическим и микробиологическим критериям. Контрольные значения по радиационной безопасности нормируются одинаково при исследованиях воды всех типов. Ознакомиться и скачать СанПиН 1.2.3685-21 можно по ссылке здесь.

Огромный перечень химических показателей, нормируемых и контролируемых в водопроводной воде, позволяет охватить все возможные загрязнители, создающие угрозу здоровью человека. В приложении 2 СанПиН 2.1.3684-21 определены критерии, по которым в 2022 году составляется перечень контролируемых санитарными службами показателей для тех или иных поставщиков услуг в сфере водоснабжения. Основание – проведение расширенных анализов, выполняемых в течение года, а также учет технологии применяемой водоподготовки.

В Правилах выбора контролируемых показателей установлено в 2022 году минимальное количество анализов, выполняемых для водопроводной воды – 12 проб. А также уточнено, что в данный перечень обязательно включение химических соединений:

  • 1 и 2 класса опасности, если они присутствуют в водоисточнике в концентрации, равной или превышающей 0,1 ПДК;
  • 3 и 4 класса опасности, если они присутствуют в водоисточнике в концентрации, равной или превышающей 0,5 ПДК и нормируются по санитарно-токсикологическому признаку.

При несоответствии безопасности качества поставляемой воды предъявляемым требованиям, организации, производящие водоснабжение, обязаны выполнить мероприятия, направленные на устранение этого несоответствия и вызвавших его причин и обеспечение безопасности здоровья населения. Санитарное законодательство обязывает поставщика услуг информировать население о рисках, связанных с несоблюдением требований.

Содержание воды по СанПиН

Питьевая вода в школе и ДОУ

Еще один документ, в котором прописываются требования к безопасности воды в 2022 году, предназначенной для питья, касается особенностей обеспечения питания населения, в том числе детей в дошкольных учреждениях и учебных заведениях. Это СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденный 27.10.2020г. Основное требование – соблюдение качества питьевой воды.

Отдельно прописаны особенности питьевого режима детей, при организации которого устанавливаются питьевые фонтанчики иные устройства для выдачи питьевой воды: кипяченой или бутилированной. При этом необходимо обеспечить учреждение достаточным количеством сертифицированной посуды и подносов. При использовании одноразовой посуды обязательно наличие контейнеров для накопления после ее использования. Бутилированная вода должна соответствовать требованиям и применяться при наличии подтверждающих безопасность документов. Используемые в учреждениях кулеры должны быть установлены вне прямых солнечных лучей. Дезинфекция кулеров осуществляется с периодичностью 1 раз в квартал, мойка – не реже 1 раза в неделю.

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утверждающий нормы питьевой воды в школе и ДОУ можно скачать здесь.

Требования к качеству бутилированной воды по СанПиН

В данном документе приводится классификация бутилированной воды, в соответствии с которой она подразделяется на воду:

  • из подземных водоисточников (скважин, родников, инфильтрационная);
  • из поверхностных источников (озер, рек, ледников).

Бутилированная вода по СанПиН может быть очищенной или кондиционированной. По качеству выделяют воду первой и высшей категории. Последняя является оптимальной для человека по содержанию в ней различных макро- и микроэлементов.

СанПиН требований к качеству бутилированной воды определяет условия, при которых производитель может заниматься изготовлением и реализацией бутилированной воды. Это возможно в 2022 году при наличии:

  • инструкции или технологического регламента, утвержденных производителем;
  • санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ), выданного Роспотребнадзором, СЭЗ должно быть получено на выпускаемую продукцию и исходный источник воды;
  • технических условий на производимую продукцию;
  • согласованной программы контроля продукции (орган согласования – территориальный центр эпиднадзора).

Нормы качества питьевой воды, расфасованной в емкости

Рост спроса к бутилированной воде обусловлен рядом причин, среди которых основной является недоверие к качеству поставляемой водопроводной воды. Увеличивающаяся антропогенная нагрузка на водные объекты, повсеместное загрязнение рек и озер сбросами предприятий и агропромышленных комплексов ведет к ухудшению качества воды водоемов. Даже при условии первичной эффективной очистки воды на станциях водоподготовки, вода вторично загрязняется в инженерных сетях. Кроме того, увеличилась мобильность населения. Бутилированная вода – незаменимый спутник любой поездки.

Нормы качества питьевой воды, расфасованной в емкости, определены в СанПиН 2.1.4.1116-02. Область применения правил распространяется на требования к составу пакетированной и бутилированной воды (т.е. расфасованной), а также на выполнение контроля ее качества.

Особое внимание уделяется обеззараживанию бутилированной воды. Запрещено применение для этих целей препаратов хлора.

Солевой состав бутилированной воды влияет на вкусовые качества и биологическую ценность продукции, а также на органолептические свойства. Требования к органолептическим показателям определяются отдельно для воды 1 и высшей категорий. Из-за влияния содержания соли на вкусовые свойства воды, часть показателей по солевому составу приводятся совместно с органолептическими.

ПоказательНорматив для первой категорииНорматив для высшей категории
1.SO4 (содержание сульфатов)250,0 г/дм3150,0 г/дм3
2.PO4 (содержание фосфатов250,0 г/дм3150,0 г/дм3
3.Cl (содержание хлоридов)3,5 г/дм33,5 г/дм3
4.Запах с учетом нагревания до 60°1 баллов0 баллов
5.Запах при нормальных условиях (20°)0 баллов0 баллов
6.Привкус5,0°5,0°
7.Мутность (прозрачность), в ЕМФ10,5
8.рН (водородный показатель)6,50-8,506,50-8,50

При определении безвредности химического состава воды, используемой для питья, СанПиН устанавливаются нормативы по солевому и газовому содержанию, присутствию токсичных металлов, относящихся по классам опасности к 1-3, к содержанию неметаллических веществ, веществ, относящихся к группе галогенов и органических соединений.

ПоказательНорматив для первой категорииНорматив для высшей категории
1.Сернистый водород0,003 мг/дм30,003 г/дм3
2.Нитраты (соли азотной кислоты)20,0 мг/дм35,0 мг/дм3
3.Железо0,3 мг/дм30,3 мг/дм3
4.Марганец1,0 мг/дм31,0 мг/дм3
5.Медь0,3 мг/дм30,3 мг/дм3
6.Ртуть0,0005 мг/дм30,0002 мг/дм3
7.Мышьяк0,01 мг/дм30,006 мг/дм3
8.Остаточный хлор (свободный)0,03 мг/дм30,03 мг/дм3
9.Нефтепродукты0,05 мг/дм30,01 мг/дм3

При нормировании радиационной безопасности показатели СанПиН для всех категорий питьевой воды, расфасованной в емкости, одинаковы и не должны превышать следующих норм удельно суммарной активности в 2022 году: альфа – 0,2 Бк/кг, бета – 1,0 Бк/кг.

Критерием эпидемической безопасности бутилированной воды является полное отсутствие в ней вирусов, бактерий и паразитов (кроме ОМЧ: равно или менее 20 КОЕ на мл при t 37°C).

Нормы качества питьевой воды по СанПиНу в 2022 году

Перечень химических соединений содержится в СанПиН 1.2.3685-21 в двух таблицах, устанавливающих одинаковые нормативы качества для всех типов воды, в том числе к питьевой (кроме технической). Пространный перечень может вызвать вопросы при организации контроля качества и выборе контролируемых показателей. Документом, определяющим минимальный перечень показателей, обязательных для контроля на разных стадиях (от водоисточника до распределительной сети), и периодичность отбора, стали методические рекомендации М.Р.2.1.4.0176-20. 2.1.4. Рекомендации предназначены в 2022 году для государственных органов, осуществляющих надзор, и для предприятий, эксплуатирующих системы водоснабжения, в т.ч. ИП.

Методические рекомендации устанавливают задачи для проведения мониторинговых исследований, позволяющих прогнозировать качество воды, оценивать риски для здоровья населения.

ПоказательНорматив
1.Аммиак и аммоний-ион1,5-2 мг/дм3
2.Нитраты45,0 мг/дм3
3.Барий0,5 мг/дм3
4.Бор1,0 мг/дм3
5.Железо0,3 мг/дм3
6.Кадмий0,001 мг/дм3
7.Кремний25-20 мг/дм3
8.Марганец0,1 мг/дм3
9.Мышьяк0,01 мг/дм3
10.Свинец0,01 мг/дм3
11.Сульфаты500,0 мг/дм3
12.Фтор (для разных климатических зон)от 0,7 до 1,5 мг/дм3
13.Хлориды350,0 мг/дм3
14.Цинк5,0 мг/дм3
15.pHот 6.0 до 9.0
16.Жесткость общая7,0* мг/дм3
17.Общая минерализация1000* мг/дм3
18.Нефтепродукты0,1 мг/дм3
19.Окисляемость перманганатная5,0* мг/дм3

* для централизованного снабжения

В сравнении с утратившими силу нормативными документами в 2022 году ужесточились требования по содержанию мышьяка, свинца, хрома, алюминия, есть небольшое увеличение нормативов по барию и сероводороду.

Требования по микробиологическим и паразитологическим показателям воды

Питьевая вода не должна содержать возбудителей болезней и служить угрозой для здоровья населения. Для определения бактериологической зараженности воды в пробах производится подсчет в 1 миллилитре исследуемой воды общего числа колоний. Этот показатель называется ОМЧ – общее микробное число. Использование таких обобщенных показателей позволяет судить о бактериальной загрязненности воды, что может свидетельствовать о присутствии патогенных микроорганизмов. Также к основным нормируемым показателям в части микробиологии относятся ОКБ, ТКБ, наличие кишечной палочки (E.coli). В СанПиН 1.2.3685-21 приводится более широкий перечень основных санитарно-микробиологических показателей и возбудителей отдельно для централизованных и нецентрализованных систем.

Для нецентрализованных систем водоснабжения общее микробное количество не должно превышать 100 единиц. Требования по остальным показателям аналогичны.

Требования к органолептическим свойствам воды

Дистиллированная вода лишена вкуса и запаха. Являясь универсальным растворителем, вода в природе всегда содержит газы и примеси органического и неорганического характера, придающие ей вкусовые свойства и запах. Однако используемая в пищевых целях вода не должна обладать заметно различимым запахом и привкусом.

В таблице 3.1. СанПиН 1.2.3685-21 приводятся показатели, характеризующие органолептические свойства воды всех типов, кроме технической

ПоказательНорматив для питьевой воды централизованного водоснабженияНорматив для питьевой воды нецентрализованного водоснабжения
1.ЗапахНе более 2 балловНе более 3 баллов
2.ПривкусНе более 2 балловНе более 3 баллов
3.Мутность (прозрачность), в ЕМФНе более 2,6Не более 2,6
4.ЦветностьНе более 20 градусовНе более 30 градусов

Требования по радиационной безопасности питьевой воды

В водоисточниках могут содержаться радионуклиды, имеющие естественное или антропогенное происхождение. Длительное воздействие высоких концентраций этих показателей может привести к риску возникновения онкологических заболеваний: рака желудка при приеме внутрь, рака легких при вдыхании паров.

ПоказательМаксимальный уровень
1.Аб — удельная суммарная альфа-активность0,2 БК/кг
2.Ав — удельная суммарная бета-активность1,0 БК/кг
3.радондо 60 БК/кг
4.сумма радионуклидов до 1 (отн.Ед)до 1 (отн.Ед)

Нюансы

Таким образом, основными нормативными документами, определяющими требования к качеству воды, используемой в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, в 2022 году являются два СанПиН. Тот факт, что они объединили большинство требований в части обеспечения безопасности среды обитания человека, является, без сомнения, положительным. Однако документы, став универсальными, приобрели громоздкость и сложность в работе. Нормативные акты обязывают водоснабжающие организации и предприятия, эксплуатирующие источники питьевой воды, обеспечить контроль безопасности воды.

Качество питьевой воды зависит от многих факторов, зависящих от региона с природными особенностями водоисточников, применяемых при водоочистке технологий, состояния инженерных коммуникаций и т.п. В рамках действия закона о защите прав потребителей население обладает правом затребовать информацию о качестве поставляемой в дома воды.

Отдельными нормативными актами выделяются требования к бутилированной воде и организации питьевого режима в ДОУ и школах.

Загрязнение поверхностных и подземных пресных вод – одна из главных причин плохого качества питьевой воды. Ограничение доступа к чистой питьевой воде, характерное для развивающихся стран, ежегодно обусловливает смерть более 3 млн человек. По объему возобновляемых водных ресурсов Россия занимает второе место в мире (после Бразилии). Пресные водные ресурсы – наше национальное достояние, наше богатство. Однако распоряжаемся мы эти богатством, к сожалению не эффективно.

В России обеспечение населения качественной питьевой водой становится одной из приоритетных проблем госполитики, направленной на сохранение здоровья и улучшение условий проживания. Однако до сих пор большое количество жителей пользуются децентрализованными источниками водоснабжения или водой, не прошедшей необходимую водоподготовку. Более 15% водопроводов не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Основные причины неудовлетворительного качества питьевой воды – антропогенное загрязнение поверхностных и подземных вод, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, использование старых технологий водоподготовки, низкое санитарно-техническое состояние водопроводных сетей и сооружений. Привозную воду в качестве питьевой воды в 2017 г. использовали 0,75 млн человек. Особенно велика доля населения, использующего привозную воду в Якутии и Калмыкии, где привозной водой пользовались соответственно 23 и 11% населения.

В 2017 г. услугами централизованного водоснабжения обеспечено 100% городов, 97% п.г.т. и 33% сельских н.п. России. Доля жилого фонда, оборудованного водопроводом, увеличивается очень медленно. С 2000 по 2017 г. она выросла всего на 9 процентных пунктов (п.п.) с 73,4 до 82,4%. При этом в городских поселениях эта доля увеличилась на 4,8, а в сельской местности на 19,6 п.п. Только 59% сельского жилищного фонда обеспечено централизованным водоснабжением (рис.1).

Худшее положение среди федеральных округов принадлежит Дальневосточному округу, где в 2017 г. 24,2% жилого фонда не было обеспечено водопроводом. В Центральном – эта цифра заметно ниже – 15,2%. В Псковской и Курганской областях, республиках Калмыкия и Саха (Якутия) более 40% жилого фонда не обеспечено водопроводом, Забайкальском крае – 48%, республике Бурятии – 52%, республиках Алтай и Тыва – более 55%.

Объемы ввода в действие новых водопроводных сетей очень низкий и по сравнению с началом 90-х гг. они сократились в несколько раз. В результате объемы уличной водопроводной сети, нуждающиеся в замене, с годами резко возрастают. Рост изношенности водопроводной сети – главная причина увеличения доли утечек и неучтенных расходов воды по отношению к объему воды, поданной в сеть. За последние 17 лет по нашим расчетам согласно данным Росстата доля утечек увеличилась в среднем по России с 15,3% до 22,5% (рис.2).

Потери воды из водопроводной сети и емкостных сооружений включают: расходы воды при авариях и повреждениях на сети до их локализации и при утечке через водоразборные колонки; скрытые утечки воды из сети и сооружений; расходы воды, не оплаченные потребителем при самовольном пользовании системами коммунального водоснабжения. Неучтенный расход воды включает также использование воды на тушение пожаров.

Относительно небольшая доля утечек отмечается в настоящее время в Центральном (16,5%) и Северо-Западном округах (17,3%). Максимальные утечки характерны для Южного и Северо-Кавказского округов (32-35%). При этом в Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках доля утечек составляет 43–45% объема воды, поданной в сеть, а в Сахалинской области и г. Севастополе превышает 50%. Это крайне расточительно, так как на подготовку и перекачку воды были тратятся значительные средства.

В абсолютном выражении объем утечек и неучтенных расходов воды за 2000-2017 гг. в большинстве и регионов незначительно сократился. Однако на фоне опережающего сокращения водопотребления населением и организациями отмечается рост доли утечек во всех федеральных округах. Всего в системе ЖКХ России в 2017 г. было потеряно более 2,9 млрд м 3 питьевой воды. Потери воды сопровождаются нанесением, помимо экономического и экологического, еще и значительного социального вреда, поскольку плохое состояние водопроводных сетей наносит колоссальный ущерб здоровью населения. Это основной источник не только утечек, но и поступления загрязнений в саму сеть из-за перепадов давления в ней. Именно поэтому у нас оказываются недостаточными стандартные для развитых стран системы водоподготовки.

Состояние водопроводно-канализационного хозяйства оценивается как кризисное – износ основных средств колеблется от 50 до 70% и ежегодно увеличивается на 2–3%. По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотвеждения 48% водоканалов являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Все они имеют кредиторскую задолженность, в т. ч. водоканалы многих крупных областных центров. В целом по отрасли накоплено более 145 млрд руб. убытков. Возможностей погасить эти долги у большинства предприятий нет, т.к. отрицательная рентабельность наблюдается у 70%.

И хотя число аварий в системе водопровода после 2005 г. сокращается, но все еще в 2–3 раза превышает европейские показатели. В карманах посредников – ТСЖ, управляющих компаний и прочих организаций – остается львиная доля платы за коммунальные услуги. А износ внешних коммуникаций и объектов инфраструктуры только возрастает. Объем инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры не соответствует минимальным ее потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.

Объем использования воды из подземных источников для хозяйственно-питьевого водоснабжения в целом по России меньше объема использования воды из поверхностных источников (47 %). В большинстве же европейских стран доля подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении превышает 70-80%. Стоит подчеркнуть, что эта доля у нас практически не растет на протяжении многих лет. С 2001 по 2016 г. объем использования подземных вод на хозяйственно-питьевые нужды сократился в России с 20,6 до 12,8 млн м 3 /сутки, или на 38% (табл.1).

Использование подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения (ХПВ)

Объем использования подземных вод, тыс. м 3 /сут.

Изменение за 2001- 2016 гг., %

Использование подземных вод на 1 жителя, л/сут.

Доля подземных вод в балансе ХПВ в 2016 г., %

Доля подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения в большинстве округов России составляет 40–50%. В Центральном – 56%, а в Северо-Западном – лишь 34%. В 26 субъектах РФ хозяйственно-питьевые нужды на 90–100% удовлетворяются за счет подземных вод (в основном в Центральном округе). В то же время в 11 субъектах доля подземных вод менее 20%, причем четыре из них расположено в Северо-Западном округе. Это очень негативный факт, так как подземные воды наиболее защищены от загрязнений. В Астраханской области на долю подземных вод приходится всего 0,5% хозяйственно-питьевого водопотребления, Мурманской и Омской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге, Карачаево-Черкесской Республике – менее 5%.

Водозаборы из поверхностных водных объектов на значительной части территории РФ не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды. Более 9,9 тыс. водопроводов (15,3% всего числа) не соответствовало санэпидтребованиям, в т.ч. почти 4,4 тыс. из-за отсутствия очистных сооружений и почти 1,5 тыс. из-за отсутствия обеззараживающих установок. Через очистные сооружения предварительной очистки и водоподготовки пропускается в среднем по России 60% общего количества воды, поданной в сеть, от 79,4% в СЗФО, до 25,7% в СКФО, причем если в городской местности – 65%, то в сельской – только 16%.

Интегральный показатель водоснабжения населения – объем использования воды на хозяйственно-питьевые нужды. Его максимальное значение в России было отмечено в 1991 г. – 14,7 км 3 . В последующие годы оно постоянно уменьшалось: в 2000 г. было израсходовано 13,6 км 3 , в 2017 – 7,7 км 3 . Если в странах Западной Европы удельное бытовое водопотребление – 130–150 л/чел. в сутки, то в России в 2000 г. в 12 субъектах РФ оно превышало 300, а в 4-х – 400 л/сут. Однако, по исследованиям специалистов, жители России не потребляли такой огромный объем воды, а значительная часть водопотребления – это протечки воды, например, через бачки унитаза.

В последние годы во многих регионах за счет привлечения средств бюджетов, внебюджетных источников, займов и др. инвестиций проводится комплекс водосберегающих мероприятий по рациональному расходованию воды в жилищном фонде. В результате объем использования воды на хозяйственно–питьевые нужды в России стремительно сокращается. С 2000 по 2017 г. среднесуточное водопотребление из централизованных систем водоснабжения в расчете на жителя городов и сел снизилось с 254 до 144 л (табл.2). При этом в 3-х субъектах РФ в 2017 г. оно превышало 200, а в 12 было ниже 100 л/сут. (последние – с большой долей сельского населения).

Удельное использование воды на хозяйственно-питьевые нужды, л/сут. на чел.

Федеральный округ и город

2017 г. к 2000 г., %

из него г. Москва

из него г. Санкт-Петербург

Таблица не полностью отражает обеспеченность населения водой из систем централизованного водоснабжения, т.к. не охватывает системы сельхозводоснабжения. Впрочем, объем водопотребления из них в десятки раз меньше аналогичного показателя из городских водопроводов.

Впечатляющие успехи по снижению водопотребления достигнуты в г. Москва. В 2017 г. по сравнению с 1995 г. удельное водопотребление сократилось в 4 раза, в первую очередь, благодаря реализации программы по оснащению жилищного фонда приборами учета воды. К 2011 г. количество жилых зданий, оснащенных приборами учета воды, достигло 99% их общего количества, а количество квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета холодной воды, к началу 2016 г. превысило 74%.

Однако в целом по стране переход на приборный учет воды осуществляется довольно медленно. В среднем по России количество квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета холодной воды, в 2016 г. составляло 41,6%, а в Северо-Кавказском округе – менее 19%. В Мурманской области и ЯНАО этот показатель – 64-67%, в Республике Карелия и ХМАО – превышал 73%, г. Москва – 74%, а г. Севастополь – 88%. В то же время в Чеченской Республике только 2,3% квартир было обеспечено приборами учета холодной воды, в республиках Дагестан и Тыва – соответственно 5,0 и 5,3% и т.д.

Ситуация с состоянием как поверхностных, так и подземных вод централизованного питьевого водоснабжения и качеством воды в местах водозабора изменяется крайне медленно и продолжает оставаться неудовлетворительной. Высокий процент неудовлетворительных проб отмечается в тех субъектах РФ, где в большей степени в качестве источников централизованного водоснабжения используются поверхностные водоемы. За 17 лет удельный вес неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям в водоемах первой категории снизился в России на 2 процентных пункта. При этом в Северо-Западном и Уральском округах отмечается тенденция существенного роста данного показателя. Значительное улучшение качества воды в источниках по санитарно-химическим показателям отмечается в Южном и Сибирском округах. Что касается микробиологических показателей, то удельный вес неудовлетворительных проб за 17 лет в России снизился на 5,5 процентных пункта. Такое снижение произошло во всех федеральных округах (за исключением Северо-Западного), но особенно значительное в Дальневосточном и Приволжском округах.

На территории России в 2016 г. выявлено более 5,9 тысяч участков загрязнения подземных вод, в т.ч. 3,4 тысяч на водозаборах питьевого и хозяйственно-бытового назначения, преимущественно представляющих собой одиночные эксплуатационные скважины с небольшой производительностью. Загрязнение 38% участков связано с деятельностью промпредприятий, 15% – с коммунальным хозяйством, 14% – с сельхоздеятельностью.

Как и в предыдущие годы, основной причиной санитарного неблагополучия источников централизованного водоснабжения являлось отсутствие зон санитарной охраны (более 77% причин для поверхностных источников и более 70% – для подземных источников водоснабжения). Вместе с тем в целом по России доля поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения, у которых в 2017 г. отсутствовали зоны санитарной охраны, снизилась за последние три года на 10,3 процентных пункта для поверхностных источников и на 4,2 – для подземных источников .

Доля проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельской местности (колодцы, каптажи родников), не соответствующих гигиеническим нормативам, существенно выше. По санитарно-химическим показателям, в целом по России в 2017 г. она равна 26,4%, при этом в ЯНАО, Республике Калмыкия, Белгородской, Новгородской и Новосибирской областях она превышает 50%. По микробиологическим показателям доля проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, составляет в целом по РФ 18,1%. Однако на территории Брянской, Тверской областях и г. Севастополя больше половины таких проб воды не соответствовало нормативам.

Ситуация с обеспеченностью населения питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, улучшается очень медленно. Из 146,5 млн чел., проживающих в России в 2017 г., почти 134 млн чел. было обеспечено доброкачественной и условно доброкачественной питьевой водой (из них более 30 млн чел. – условно доброкачественной водой), 7,6 млн чел. – недоброкачественной водой и более 4,9 млн чел. проживало в населенных пунктах, где вода на доброкачественность не исследовалась (доброкачественная питьевая вода – вода, соответствующая нормативным требованиям по всем 4 критериям ее оценки: эпидемическая и радиационная безопасность, безвредность химического состава, благоприятные органолептические свойства; условно доброкачественная питьевая вода – вода, не влияющая на здоровье населения, но ухудшающая условия водопользования, не соответствующая нормативным требованиям по некоторым показателям безвредности химического состава и органолептических свойств).

Особенно тревожная ситуация с обеспеченностью безопасной питьевой водой сложилась в сельской местности. В 2017 г. лишь 78,3% жителей села было обеспечено доброкачественной и условно доброкачественной питьевой водой. Крайне низок этот показатель в Северо-Западном и Дальневосточном округах. Необходимо в первоочередном порядке восстановить системы водоснабжения, находящиеся в нерабочем состоянии; реконструировать системы, подающие воду непитьевого качества; строить системы сельхозводоснабжения в районах, где распространены некондиционные воды.

К субъектам РФ, в которых сложилась благополучная обстановка с обеспечением водой надлежащего качества, относятся гг. Москва и Санкт-Петербург, республики Северная Осетия и Алтай, где население обеспечено доброкачественной и условно доброкачественной питьевой водой полностью. В Мурманской, Кемеровской, Магаданской областях, Камчатском крае, Кабардино-Балкарской Республике питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, обеспечено более 99% населения. Но в Вологодской области этот показатель составляет лишь 53% в городах и 26% на селе. При этом в подавляющем большинстве субъектов РФ, наименее обеспеченных доброкачественной и условно-доброкачественно водой, за последние годы ситуация с получением населением безопасной питьевой водой заметно улучшилась.

Таким образом, в ближайшие годы комплекс первоочередных мероприятий по предотвращению углубления кризиса в городском водопроводном хозяйстве должен быть направлен на повышение санитарной и технологической надежности водопроводных сооружений и сетей и всемерную экономию воды, не требующих существенных затрат. Принципиальные же изменения технологии и техники в водопроводно-канализационном хозяйстве можно отнести на перспективный период. В первую очередь требуется создание надежных зон санитарной охраны объектов водоснабжения, начиная с водозаборных сооружений и строгое соблюдение правил их эксплуатации. Очень важен поиск и ликвидация нерациональных расходов и утечек воды.

Джастин Д. Брукс – является директором Центра по исследованию водных ресурсов Института окружающей среды при Биологическом факультете университета Аделаиды, Австралия. Кэйлан С. Кери является доцентом Биологического факультета Политехнического института и университета штата Вирджиния в Соединённых Штатах Америки.

Цель 6

Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех

1. Защита источников питьевой воды от попадания в неё сточных вод

Исторически сложилось так, что наиболее значительным фактором, способствующим увеличению продолжительности жизни человека, стало использование источников питьевой воды, в которые не попадали сточные воды. Строительство сооружений для отвода сточных вод способствовало тому, что сообщества людей – и соответственно их экономики – стали бурно развиваться, так как они избавились от тягостных последствий, связанных с распространением передающихся через воду болезней.

При том что модернизация в этой области бесспорно способствовала бы уменьшению случаев заболеваний и снижению детской смертности, сегодня ошеломляющее количество людей, составляющее миллиард человек, все ещё живут в неприемлемых санитарных условиях. В развивающихся странах существует множество примеров успешных проектов по строительству инфраструктуры, предназначенной для отвода сточных вод, реализованных при условии наличия необходимых средств и техники. Эти проекты свидетельствуют о том, что задача по предотвращению попадания сточных вод в источники питьевой воды выполнима даже в тех регионах, где подобного рода сооружения традиционно отсутствовали. Несмотря на то, что в процессе повсеместного обеспечения адекватных санитарных условий всё ещё имеются множество преград, строительство сооружений по отводу сточных вод совершенно необходимо для достижения шестой цели в области устойчивого развития.

2. Доступ к питьевой воде и её обработка

При наличии системы водоснабжения в домах, а также в том случае, когда источник воды находится неподалёку от жилья, нет необходимости возить её из других мест, часто находящихся на большом расстоянии. Чем доступнее источники воды, тем больше времени остаётся для продуктивной работы, образования, предпринимательской деятельности или семьи. Это особенно актуально для женщин и детей, которые тратят значительное количество времени в походе за водой, когда в домах отсутствует водопровод. Безусловно, питьевая вода подлежит предварительной обработке, но эту задачу можно выполнить при помощи соответствующего оборудования для фильтрации и дезинфекции. Для очистки небольших систем, обеспечивающих снабжение питьевой водой, особенно востребованы используемые на местах прочные надёжные устройства, которые легко найти и которые не требуют дорогостоящего технического обслуживания. В совокупности с первым принципом, изложенным выше, применение этих устройств создаст многоступенчатую преграду болезнетворным микроорганизмам и обеспечит ещё большую защиту потребителей.

3. Защита и восстановление экосистем, включающих источники пресной воды

Необходимо также помнить о взаимосвязи между состоянием экосистемы и здоровьем человека. Большинство источников пресной воды в мире уже находятся в удручающем состоянии из-за несбалансированного использования, загрязняющих веществ, изменения климата, загрязнения биогенными веществами (эвтрофикации или зарастания водоёма) и других видов человеческой деятельности. В результате бесхозяйственности и безответственного использования человеком источников пресной воды, её качество значительно понизилось, а количество не соответствует нуждам потребителей. Охрана наших пресных водоёмов, таких как озёра, реки, болота и грунтовые воды, а также защита экосистем, частью которых они являются, крайне необходимы для предотвращения попадания загрязняющих веществ и болезнетворных микроорганизмов в источники, снабжающие питьевой водой потребителей. В нормально функционирующей экосистеме, включающей пресный водоём, имеются природные механизмы, которые способствуют очистке используемой для питья воды естественным путём (например, прибрежные буферы, которые поглощают ливневые стоки). Как и в первых двух случаях, описанных выше, для предотвращения зарастания пресных водоёмов также необходимо обеспечить отвод сточных вод, так как эвтрофикация является одной из основных причин нарушения нормального функционирования экосистем. Баланс между ответственным подходом к использованию природного капитала и обеспечением бесперебойного функционирования экосистем, с одной стороны, а также дальнейшим развитием и повышением производительности, с другой, является ключом к обеспечению устойчивых водных ресурсов на будущее.

4. Гарантия доступа к воде и право на пользование водой

Водные ресурсы абсолютно необходимы для экономического развития. При этом очень важно, чтобы правительства и организации по планированию учитывали потребности самых разных водопользователей, включая сообщества людей, сельскохозяйственные и промышленные предприятия, горнодобывающую промышленность, а также нужды самой природы. Любые изменения в области развития и в землепользовании влекут за собой определённые последствия. Например, расчистка земель влияет на изменение интенсивности речных потоков и увеличивает риск наводнений. Аналогичным образом вырубка лесов способствует уменьшению эвапотранспирации и, соответственно, снижению количества атмосферных осадков, что в особенности отражается на сельскохозяйственных угодьях, расположенных ниже по течению. По мере того как потребности в использовании водных ресурсов в сельском хозяйстве и промышленности возрастают, нам необходимо прибегать к практике составления договоров о справедливом распределении воды, чтобы обеспечить равные права и доступ к водным ресурсам всем водопользователям, не забывая и саму природу. Подобные соглашения потребуют проведения переговоров на местном, региональном и международном уровнях, с участием представителей всех заинтересованных сторон, включая жителей населённых пунктов, руководителей промышленных предприятий и учёных. Несмотря на то, что подобного рода переговоры могут оказаться делом нелёгким, их проведение вполне возможно, и даже необходимо для обеспечения адекватного доступа к водным ресурсам всем водопользователям.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ПОСЛЕ 2015 ГОДА

В процессе выполнения задач, входящих в шестую цель в области устойчивого развития, уже наблюдается значительный прогресс. По мере того как растёт благополучие различных стран, они успешно внедряют программы по модернизации систем для отвода сточных вод и очищению питьевой воды. Тем не менее тревожные статистические данные относительно количества людей, которые всё ещё живут в антисанитарных условиях и не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды, доказывают, что этот вопрос остаётся одним из самых насущных гуманитарных вызовов.

Для того чтобы успешно проводить реформу в области системы водоснабжения, необходимо грамотное руководство на всех уровнях – в домашних хозяйствах, в муниципальных образованиях и в национальных правительствах. Решения по реализации программ, направленных на обеспечение адекватных санитарных условий и бесперебойное снабжение водопользователей питьевой водой, могут быть самыми разными, в зависимости от имеющихся в наличии ресурсов, размера населённых пунктов, а также масштаба необходимых для запланированного благоустройства работ. Мы выступаем как за подходы, разработанные на уровне руководящих органов, так и за решения, которые инициируются снизу. Даже если правительственные проекты по улучшению качества воды и обеспечению доступа к ней могут потребовать дополнительного налогообложения, довольно часто на их реализацию выделяется больше ресурсов, и, как правило, они выполняются в рамках законодательства, поддерживающего устойчивое развитие. Направленные на улучшение условий инициативы снизу также приветствуются, так как жители стараются защитить водные ресурсы и земли, которыми они же сами и распоряжаются, подходя к этому вопросу со всей ответственностью.

Образование является наиболее распространённым предварительным условием в деле улучшения качества воды. Первый необходимый шаг в процессе повышения уровня информированности и внедрения изменений в жизни людей в развивающихся странах состоит в том, чтобы разъяснить женщинам и детям в каждом доме все преимущества соблюдения санитарных норм и правил личной гигиены. Конечно, улучшение качества воды в деревнях, посёлках и городах требует инженерных сооружений, но не менее важно, чтобы местные жители понимали, что качество и количество воды напрямую зависят от того, насколько ответственно они подходят к управлению земельными ресурсами. В развитых странах, где существуют более усовершенствованные системы по очистке воды, усилия должны быть направлены на то, чтобы информировать население о необходимости поддержания устойчивого водопользования и способствовать разработке политики, включающей реформу в области водоснабжения.

Использование воды человеком во всём мире неразрывно связано с общественным строем и функционированием различных экосистем. Эта взаимосвязь обеспечивается за счёт глобальной экономики, торговли, мирового движения капитала, а также благодаря круговороту воды в природе и климатическим системам. Именно поэтому управление водными ресурсами на местном или региональном уровне не может происходить в изоляции. Вместо того чтобы просто оказывать финансовую помощь развивающимся странам, развитые страны должны способствовать обучению кадров навыкам, необходимым для работы по улучшению качества воды и санитарных условий. Развитые страны могут содействовать в проведении исследований и в разработке инновационных технологий для очистки воды, учитывая необходимость устойчивого подхода к управлению водными ресурсами. В срочном порядке необходимо использовать время и задействовать ресурсы для разработки и внедрения недорогого, надёжного и прочного оборудования, пригодного к использованию на местах.

Реформы в области водоснабжения и водопользования должны гарантировать поддержание качества воды за счет ответственного и благоразумного управления земельными ресурсами и распределения воды между различными водопользователями. Обеспечение равных прав на использование водных ресурсов людьми, промышленными предприятиями, сельским хозяйством и самой природой – процесс сложный, требующий надлежащего управления и политики, которая учитывала бы интересы пользователей в верховьях рек и тех, кто находится ниже по течению. Ситуация усложняется ещё и тем, что реки протекают через административные, региональные и государственные границы. Интегрированные рынки прав на доступ к водным ресурсам предоставляют возможность использовать воду как предмет купли-продажи. Однако, в этом случае не учитываются нужды самой природы, охрана которой должна предусматриваться в законодательстве и в соответствующей политике в области водопользования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вода поддерживает жизнь, но без чистых безопасных источников питьевой воды невозможно было бы говорить о цивилизации. Выполнение шестой цели в области устойчивого развития обеспечит беспрецедентное улучшение качества и продолжительности жизни в самых бедных странах мира. Объявив доступ к чистой питьевой воде основным правом человека, мы все принимаем ответственность за программы по образованию населения, развитие необходимой инфраструктуры и помощь в успешном достижении шестой цели в области устойчивого развития.

Читайте также: