Как объяснить ребенку что такое спор

Обновлено: 28.06.2024

Нередко дети капризничают, не соглашаются со старшими и вообще ведут себя как очень несговорчивые взрослые. Но что делать, если это происходит постоянно, приводя к конфликтам между ребенком и родителем? Отвечает детский психолог Екатерина Сосновская.

Вопрос: Девятилетний ребенок постоянно спорит, не считается с моим мнением как матери, то есть с авторитетом. Я взрываюсь, срываюсь на крик, в итоге давлю. Что делать?

Вы в растерянности и не знаете, что делать. Но это нормально. Семью можно сравнить с кораблем. Родители — это капитан, дети — юнги. Конечно, молодые юнги, пусть даже они очень активные и упорные, не должны подрывать авторитет капитана. А не то на корабле случится бардак и корабль далеко не уплывет.

Получается, что в этом месте мама теряет курс. Курс был — сесть за уроки и сделать русский. А на деле, когда мама вступает в спор, это превращается в настоящую ссору, которая задерживает выполнение уроков.

Почему капитан теряет курс? Потому что, когда он ссорится с юнгой, он сам автоматически встает на уровень юнги

И тем самым теряет свою власть, устойчивость, а на их место приходят раздражение, бессилие и растерянность. В эти моменты ребенок теряет уверенного, надежного родителя, на которого можно опереться, даже если сам ребенок взбунтовался.

Какая опора от родителей нужна детям, когда они спорят?

Юнге необходимо, чтобы капитан его корабля оставался капитаном, а не демонстрировал бессилие и растерянность. Держал курс на то, чтобы бунт не превратился в хаос.

При любой причине конфликта хорошо бы уметь вовремя его останавливать — не на моменте после взрыва, а раньше. Ведь в 9–10 лет потребность ребенка, на самом деле, не в том, чтобы взорвать корабль или мамин мозг, свергнуть родителя с пьедестала, а в том, чтобы быть услышанным и принятым. Он тоже, как и родитель, хочет чувствовать уважение, значимость и принятие в волнующих его вопросах.

Об этом говорят труды известных психологов, которые считают, что давлением неэффективно действовать в общении с детьми. Юлия Гиппенрейтер, например, предлагает применять активное слушание при недопонимании с ребенком, а Людмила Петрановская опирается на теорию привязанности и советует родителям научиться определять потребности ребенка, стоящие за его поведением. Екатерина Мурашова основывается на том, что ребенку нужно правильно донести то, что хочет от него взрослый, и тогда он сделает выбор в пользу этого взрослого — ведь тот является самым значимым для него человеком.

Эти подходы, конечно, очень ценные и мудрые. Но ни одну из этих методик родитель не сможет применить, не умея вовремя останавливать вспышки, возникающие между ним и ребенком.


13 фраз, которые мы напрасно говорим детям — об этих словах нужно забыть раз и навсегда

Все мамы и дети ссорятся. Но отрабатывая в себе навык не идти за ребенком в споре, вовремя успокаиваться и уметь успокоить ребенка, родитель не допустит формирования хронического конфликта, ситуации, когда уже вообще невозможно общаться и слышать друг друга, когда на каждое родительское слово от ребенка крик.

Возможно, вовремя остановившись, родителю будет легче понять, почему ребенок сопротивляется, к примеру, делать уроки. У родителя появятся ресурсы, чтобы выслушать ребенка и дать ему выговориться и в то же время не откладывать начатое дело из-за очередной сцены.

Тем самым родитель не собьется с курса. И ребенок будет чувствовать себя услышанным, благодарным и будет меньше сопротивляться советам родителя и его требованиям.

Если не учиться этому навыку остановки, скорее всего, мама каждый раз будет взрываться, каждый раз разговор будет выходить за рамки. Каждый раз родитель будет терять контроль над ситуацией. А у ребенка умение сопротивляться будет переходить в нехорошую привычку спорить.

И в следующий раз он уже будет отталкивать мать даже по пустякам, потому что привык так реагировать

Остановка — это значит в момент ссоры поставить конфликт на паузу, прекратить нездоровое течение разговора. Передохнуть, набраться спокойствия и ресурсов и только потом приступать к дальнейшему разговору на волнующую вас с ребенком тему.

Остановиться — не значит замять проблему, это значит вовремя уметь распознать, что конфликт (разговор) набирает нездоровые обороты, деструктивен и не направлен на развитие отношений, а разрушителен для обоих, подойти к решению в ресурсном состоянии, а не в тот момент, когда ребенок, погружаясь в ссору, свергает родителя с пьедестала, а родитель начинает на него давить.

С раннего детства нам внушали, что взрослых нужно уважать, с ними нельзя спорить и нужно выполнять всё, что тебе говорят. Ведь взрослый умнее, старше, опытнее, нежели ребёнок.

Со временем, подрастая, начинаешь понимать, что спор - это не всегда плохо, главное, что бы он проводился по определённым правилам, ведь в споре и рождается истина, причём истина для двоих спорящих.

Научите ребёнка правильно спорить, поверьте, ему пригодится этот навык в его дальнейшей взрослой жизни. Расскажите ребёнку, какие аргументы лучше всего выбирать для того, что бы победить в споре и по каким правилам спор нужно вести.

Попробуйте на личном примере разобрать конкретные житейские случаи, когда Вам приходилось кого-то переубеждать.

В основе данного метода лежит не сам спор как таковой, а, скорее, собственный предыдущий опыт. Вы не пытаетесь убедить людей в том, что Ваше мнение - лучшее и самое правильное. Хитрость данного метода убеждения состоит в том, что обычно, люди верят в чей- то опыт лучше, чем в теорию и, так как видно, что человек, наученный подобного рода опытом, знает, о чём он говорит.

Эвристический подход- метод, в основе которого лежит приём, основанный на прошлом опыте решения подобной задачи.

Часто, именно жизненный опыт подсказывает нам правильные пути решения проблем. Но, с другой стороны, нахождения решений ограничено нашим опытом. А если его не достаточно? Конечно, тогда помогут другие методы.

Для того, что бы Ваш ребёнок мог использовать данный метод при решении вопросов, нужно рассказать ему о том, что свои отказы, к примеру, при приёме пищи, нужно уметь объяснять, чётко и ясно, к примеру, причиной может быть: этот вид еды не подходит для организма.

Логика. Порою, в споре, используют логику, приводя при этом, веские аргументы, используя приёмы и правила формальной логики, собеседник при этом вынужден следовать этим правилам. Используя правила, Вы медленно подводите вторую сторону к определённому, вытекающему из логических формулировок - выводу.

Конечно, если логичность выводов неоспорима, то спор заканчивается довольно быстро. Но, не всегда и не всё, можно разъяснить при помощи логики. Порою, нелогичный вывод приносит больше пользы в своём эффективном решении.

Обучение логики:

Для ребёнка нужно привести пример из жизни, который наглядно отразит понятие логики, главное, что бы одна мысль являлась продолжением другой, так называемая цепь логических рассуждений.

Подход другой, - победа в споре, софистика. Если в споре используется метод доказательства своей правоты, при использовании софизмов, то это и есть софистика. Этот метод спора построен на основе уловок, различного рода хитростей. Изначально, в самом начале спора лежит неверное утверждение, при доказательстве которого, выстраивается цепочка доказательств, которые увлекают по заведомо ложному пути, это надувательство, но виртуозное, выполненное так, что собеседник не замечает подвоха, неправильности.

Этим самым можно сбить с толку для того, что бы отвлечь его от зацикливания на своей мысли, но неточная аргументация может привести только к неправильному выводу или же решению.

Один из ярких примеров софизмов: собака - друг человека, значит, человек - собака.

Выделение авторитарности при споре. При этом есть только одна правильная точка зрения, и она- Ваша. При этом можно приводить, к примеру, какие- то авторитарные источники, или же опираться на свой собственный авторитет, пользуясь своей властью. Порою, при принятии быстрого решения, такой путь является спасительным, тем более, если человек знает, о чём говорит и каждая минута- на счету. Но, при этом, выказав свой авторитет, Вы можете так и не узнать о том, что были и другие варианты решения проблемы, может быть, более простые.

Как научить авторитарному варианты спора.

При споре там, где есть авторитарная сторона нужно объяснять, откуда взяты знания. Но, при данном варианте спора, не всегда сторона, имеющая авторитет желает идти на уступки и понимание.

Критика. Порою, нас критикуют, но не могут предложить свой вариант решения проблемы, сказать- как нужно, замечая лишь недостатки, не желая видеть положительное в противоположной точке зрения.

Конечно, таким образом можно пресечь заранее ложное представление, не дав ему развиться, но даже в версии неверной может быть рациональное зерно. Критика должна быть конструктивной и приносить что- то новое.

Научите малыша давать отпор неконструктивной критике.

Пусть ваш ребёнок попросит предложить в ответ на критику, предложить свой вариант решения проблемы.

Демагогия. При споре собеседник изрекает, как он считает, истину, но при этом, не приводит никаких доказательств. Спорить с демагогом- просто терять время. Что ж, это сокращает спор по времени, главное, не увлекаться, для того, что бы он не перерос в скандал.

Как противостоять демагогам.

При споре, помогает, обычно, обвинение, выдвинутое в ответ и чем оно будет более абсурднее- тем лучше.

Прагматический подход к спору. Спор идёт ради того, что бы получить какую- то свою выгоду, но не для выяснения истины. Часто при таких, иногда корыстных целях, о сути спора, собеседники даже не догадываются. Зачинщик спора, обычно, хорошо подготовлен к нему, он не даст ему зайти в тупик, но истины при таком споре не достигнуть.


Ребёнок, попадая в детский коллектив садика или школы, только начинает учиться общению со сверстниками. И неизбежно сталкивается с тем, что его интересы не совпадают с интересами других детей. Отсюда возникает конфликт, разрешить который должным образом даже школьнику или подростку удаётся далеко не всегда.

В этой статье мы поговорим о том, как научить ребёнка постоять за себя, какие существуют пути выхода из конфликтной ситуации и стоит ли родителям вмешиваться, если сын или дочь не может самостоятельно дать отпор обидчикам.

Содержание:

Конфликты в детской среде


Столкнуться с разногласиями со сверстниками дети могут в любом возрасте.

Малыши и дошкольники

В 2-3 года конфликты между малышами могут возникнуть из-за:

Предугадать появление таких ситуаций невозможно. Поэтому мамам и папам стоит быть особенно внимательными, отправляясь гулять на детскую площадку, чтобы вовремя предотвратить назревающую ссору.

В возрасте 4-6 лет причинами раздоров между детьми становятся:

  • зависть к чужим успехам;
  • ревность к вниманию взрослого;
  • обида на сверстника за то, что тот не поделился игрушкой или сладостью.

В этом возрасте дошкольники нередко сами могут спровоцировать конфликты, а накажут того, кто первый применил силу.

Младшие школьники

как научить ребенка постоять за себя

В младшем школьном возрасте причины разногласий между детьми остаются такими же, как и в детском саду. К ним добавляются зависть к хорошим оценкам и расположению учителя, а также неприязнь к тем детям, которые чем-то отличаются от других: носят очки или имеют проблемы с лишним весом.

Подростки

Желание унизить соперника за счёт собственной значимости возрастает к подростковому возрасту.

Как правило, жертвами травли становятся тихие, застенчивые дети, не умеющие дать отпор обидчикам. Причинами буллинга может быть любая деталь, отличающая ребёнка от сверстников.

Как показывает практика, нравоучительные беседы с зачинщиками травли и призывы к совести не спасают. Если в ситуацию вовремя не вмешаются взрослые и не прекратят конфликт, всё может закончиться очень печально.

Кроме травли разногласия между подростками могут быть вызваны:

  • конкуренцией за внимание понравившегося мальчика или девочки;
  • попытками добиться расположения авторитетного учителя или тренера;
  • желанием занять определённый статус в группе.

Как вы уже поняли, любой конфликт между детьми требует разрешения. Но каким способом это лучше сделать? Стоит ли давать обидчикам сдачи или лучше всё решить с помощью слов?

Об этом поговорим далее.

Учим ребёнка защищаться

как постоять за себя

Что лучше – уметь постоять за себя или дать сдачи?

Защитить себя – это значит применить защиту, показать свою уверённость и способность противостоять обидчикам. А чтобы ребёнок смог это сделать, родители должны психологически подготовить его к ситуациям конфликта, которые могут с ним случиться, и объяснить, как вести себя в зависимости от обстоятельств.

Например, если сосед по парте обзывает тебя жадиной, не обязательно давать ему учебником по голове или пускать в ход кулаки. Но если он вымогает у тебя деньги или вместе с другими ребятами начинает травить и унижать, твоя реакция должна быть совсем другой.

Пути выхода из конфликтной ситуации

как девочке постоять за себя

Чтобы ребёнок приобрёл нужный опыт общения с людьми и миром, ему нужно научиться разрешать конфликтные ситуации. Конечно, на определённом этапе развития за него это могут сделать родители, но в дальнейшем он должен сам находить выход из острой ситуации.

Рассмотрим основные пути разрешения конфликта, доступные детям:

1. Соперничество

Если ребёнок выбирает эту стратегию, значит, он до конца будет отстаивать свои интересы всеми доступными ему средствами, не исключая применение физической силы.

2. Уход от конфликта

Школьник или подросток отказывается вступать в диалог с обидчиком, не стремится дать отпор.

3. Компромисс

Путь компромисса предполагает стремление договориться с соперником, порой с помощью обмана и лести.

4. Сглаживание конфликта


Ребёнок жертвует своими интересами в пользу соперника (отдаёт свою игрушку или сладости, даёт списать домашнее задание).

5. Разрыв отношений

Это прекращение всяческого общения с соперником, демонстрация ему глубокой обиды и неприязни. Такая стратегия часто используют дети дошкольного возраста.

6. Сотрудничество

Путь сотрудничества с обидчиком требует от ребёнка высокой поведенческой культуры и развитых коммуникативных навыков. Это стратегия предполагает переговоры, совместный поиск решений и конструктивное разрешение конфликта.

Задача родителей – рассказать ребёнку обо всех путях выхода из конфликтной ситуации и обсудить их.

Выбор определённой стратегии поведения во многом будет зависеть и от самой ситуации, и от способности ребёнка оценить грозящую ему опасность.

Глупо и небезопасно будет первокласснику защищать своё имущество или применять физическую силу, если на него в подъезде нападут хулиганы. Но в то же время стоит дать отпор соседскому мальчишке, вымогающему деньги у тех, кто младше. Если ребёнок сам не может этого сделать, он должен обязательно рассказать о происходящем взрослым.

Стоит ли учить ребёнка драться: за и против

как научить ребенка постоять за себя

Как мы уже выяснили, конфликты в жизни ребёнка неизбежны. Но он должен обязательно научиться их решать, чтобы обрести уверенность в себе и собственных силах.

Так стоит ли учить ребёнка защищаться от обидчиков посредством кулаков? Мнения родителей в этом вопросе диаметрально противоположны.

  1. Ребёнок, владея элементами самообороны, сможет защитить себя в любой ситуации, в том числе и от нападения хулиганов.
  2. Школьник или подросток будет чувствовать уверенность в собственных силах в любой острой ситуации.
  3. Если ребёнок занимается спортивной борьбой, это положительно сказывается на его здоровье, воспитывает выносливость, дисциплинированность и выдержку.

Что делать, если ребёнок не может противостоять в ссоре?

самооборона для детей

Нередко родителей огорчает тот факт, что вроде бы ребёнок и знает все способы решения конфликтов, но в критической ситуации теряется и не может дать отпор обидчикам.

Причин этому может быть несколько:

1. Психологически неблагополучная семейная обстановка

Если папа частенько оскорбляет и унижает членов семьи, а те, в свою очередь, никак не могут себя защитить, у ребёнка закрепляется позиция жертвы. И в любых случаях проявления агрессии со стороны других людей он впадает как бы в ступор и не может постоять за себя.

2. Особенности характера ребёнка

Тяжелее противостоять в ситуациях конфликта замкнутым, ранимым и стеснительным детям.

3. Поведение родителей


Ребёнок видит, что родители порой сами не могут отстоять собственные права. Например, если соседи за стеной ночью громко слушают музыку, мама и папа предпочитают не обращать на это внимание, вместо того, чтобы поговорить с ними или вызвать полицию.

4. Неправильные родительские установки

В результате, когда ребёнок сталкивается с посягательством на его имущество или с физической агрессией со стороны сверстников, он подсознательно боится осуждения родителей и не предпринимает никаких действий.

С причинами мы разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие действия родителей должны помочь малышу стать более уверенным в своих силах.

Как помочь ребёнку?


Как вести себя родителям в случае детских конфликтов?

как постоять за себя словами

Если ребёнок попадает в непростую ситуацию, первым порывом родителей всегда будет помочь, защитить и наказать обидчиков.

Но если решать любой конфликт за ребёнка, он так и останется робким, боязливым и неподготовленным к взрослой жизни. Как показывает практика, игнорировать проблемы сына или дочери тоже нельзя, ведь исход может оказаться печальным. Так где же золотая середина?

Давайте разберёмся, чем могут помочь родители ребёнку в конфликтной ситуации, а чего делать не стоит.

Ранний возраст

Малыш в этом возрасте только учится общению со сверстниками и взрослыми и не всегда знает, как защитить себя в той или иной ситуации. Поэтому родители всегда должны быть на страже интересов ребёнка и следить за тем, чтобы невинная игра на детской площадке не переросла в драку.

Ваши действия при конфликте:

Чего делать не стоит:

  • яростно защищать имущество малыша, отбирая его у других детей;
  • кричать на обидчика и его родителей;
  • стоять в стороне, когда дети начинают драться.

Наблюдая за тем, как мама спокойно реагирует на ситуацию, ребёнок учится в будущем аналогичному поведению.

Дошкольный возраст

как научиться давать отпор

Чем старше становится ребёнок, тем больше он узнает о мире и о взаимоотношениях между людьми. И постепенно учится разрешать напряжённые ситуации самостоятельно, без помощи родителей.

Ваши действия при конфликте:

  1. Узнав о ссоре или драке ребёнка со сверстником, постарайтесь выяснить все обстоятельства произошедшего не только у самого ребёнка, но и у воспитателей.
  2. Узнайте у сына или дочери, что он думает по поводу конфликта, какие чувства испытывает, можно ли было поступить по-другому.
  3. Постарайтесь убедить ребёнка в необходимости примирения с обидчиком.

Чего делать не стоит:

  • угрожать обидчику (дядей-полицейским, страшной Бабой Ягой, которая обязательно заберёт к себе драчуна и прочими);
  • высказывать своё недовольство работникам детского сада, что те не предотвратили конфликт между детьми;
  • не разобравшись в ситуации, объявлять ребёнка виноватым в ссоре и публично отчитывать за содеянное;
  • называть сына или дочь слабаком, неспособным дать отпор обидчику.

Полезным будет рассмотреть с дошкольником различные варианты развития конфликтных ситуаций из мультфильмов и книг и обсудить, что ребёнок думает по этому поводу.

Школьный возраст


Школьные конфликты могут быть спровоцированы на первый взгляд несущественными причинами: кто-то кого-то толкнул, не дал списать домашнее задание, обозвал обидным словом. Но последствия таких конфликтов могут быть самыми серьёзными, и если их вовремя не разрешить, у ребёнка впоследствии могут возникнуть комплексы и серьёзные психологические проблемы.

Ваши действия при конфликте:

Чего делать не стоит:

  • игнорировать конфликты в школе;
  • при малейших разногласиях ребёнка со сверстниками идти жаловаться учителю или директору;
  • стыдить ребёнка за то, что он не может постоять за себя.

Подростковый возраст

как девочке постоять за себя

Дети в этом возрасте очень болезненно реагируют на конфликты, особенно если подросток сталкивается с ситуацией травли. Серьёзные разногласия со сверстниками, учителями или родителями могут стать причиной нервных срывов, депрессии, а в тяжёлых случаях – спровоцировать попытки суицида. Чтобы этого не допустить, родители должны внимательно следить за психологическим состоянием ребёнка и вовремя оказать помощь в решении острых ситуаций.

Ваши действия при конфликте:

  1. Подростки редко рассказывают родителям о своих ссорах и разногласиях со сверстниками. Если подозреваете, что сын или дочь находится в состоянии конфликта, постарайтесь в спокойной обстановке узнать у него, что случилось. Молча выслушайте ребёнка, не перебивая.
  2. Спросите, что подросток думает по поводу этой ситуации, и какие меры предпринимал, чтобы её решить. Выработайте совместный план действий по разрешению конфликта.
  3. Дайте понять, что вы всегда на стороне ребёнка и сможете его защитить, если он вас об этом попросит.

Чего делать не стоит:

  • указывать ребёнку на его ошибки и читать нотации. Скорее всего, он и так понимает, что поступил неправильно. Не усугубляйте его чувство вины;
  • навязывать свою помощь в решении конфликта. Да, порой она действительно необходима. Но когда мама 15-летнего подростка идёт разбираться с соседскими мальчишками, потому что они дразнят ее сына, – это выглядит смешно и нелепо. Ребёнку вы таким способом не поможете, лишь усугубите проблему;
  • надеяться, что подросток сам разрешит конфликтную ситуацию, ведь он уже взрослый;
  • призывать дать отпор обидчикам посредством кулаков. Неизвестно, кто окажется сильнее: ваш сын или группа разъярённых подростков.

7 способов научить ребёнка давать отпор обидчикам


Как вы уже поняли, оградить ребёнка от конфликтных ситуаций практически невозможно. Поэтому важно научить его правильно реагировать на нападки сверстников и не растеряться в напряжённой ситуации.

Существует несколько способов дать отпор агрессорам. Расскажите о них ребёнку от своего лица, или дайте ознакомиться ему самостоятельно.

1. Игнорировать обидчиков, не обращать внимание на прозвища и дразнилки

Да, это действительно сложно. Особенно, когда внутри всё кипит, и так и хочется ответить чем-нибудь обидным.

Но противник, скорей всего, этого и ждёт, чтобы вывести жертву из себя и самоутвердиться за её счёт.

Сохраняйте спокойствие и уверенность в себе. Для этого можно представить, что вы находитесь под стеклянным колпаком, и насмешки до вас просто не долетают. Или, например, что надеваете на обидчика шапку-невидимку, и он постепенно исчезает.

2. Спокойным тоном объяснить обидчикам их неправоту

Зачастую агрессоры не ожидают встретить достойный отпор, поэтому бывает достаточно уверенного и спокойного разговора, чтобы поставить их на место.

3. Не поддаваться на провокации


4. Подготовить ответы заранее

Такой психологический приём обескуражит агрессоров и собьёт с них всю спесь.

5. Неожиданное поведение


Также противник будут очень удивлен, если вы сделаете совсем не то, что он от вас ожидает.

Главное – сохранять уверенность в себе и не реагировать на насмешки и колкости.

6. Использовать методы самообороны

Если ни один из перечисленных способов не помог, и обидчики уже машут кулаками в вашу сторону, вам нужно защитить себя. Способам самообороны вас научат на занятиях по самбо, дзюдо или восточным единоборствам. А, может, и папа покажет несколько простых приёмов. Но не забывайте – вы должны ответить на удар, а не избить противника.

7. Обратиться за помощью к взрослым

Да, вы не Супермен и не можете решать все конфликты грубой физической силой, особенно, если её нет. Поэтому если обидчики угрожают вам или применяют насилие, самым верным шагом будет позвать на помощь взрослых людей – учителей, родителей или просто прохожих.

Эти способы самозащиты предназначены как для мальчиков, так и для девочек. Ведь девчонкам нисколько не меньше (а то и больше) приходится терпеть насмешки и издевательства со стороны сверстников. Поэтому родители должны научить свою принцессу в случае конфликта уметь постоять за себя и дать отпор всем недоброжелателям.

Советы психологов родителям и детям

как научить ребенка защищаться

Чтобы ребёнок рос сильным и уверенным, а также способным правильно повести себя в конфликтной ситуации, родителям необходимо соблюдать определённые правила воспитания:

Конфликты в жизни ребёнка неизбежны. Но чтобы научиться их правильно решать, необязательно пускать в ход кулаки. Достаточно быть сильным и уверенным в себе человеком, способным отстоять собственное мнение и не идти на поводу у обидчиков.

Задачи:

  • формировать навыки публичного выступления, учить грамотно и аргументировано высказывать свое мнение, защищать его, вести общественное обсуждение,
  • развивать готовность и способность учащихся к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании.

Цели:

  • рассмотреть психологический и этический аспекты спора,
  • познакомить учащихся с правилами поведения во время спора, дискуссии,
  • пополнять словарный запас детей, развивать кругозор.


Ход мероприятия

(2-й слайд: Одна ученица делает другой замечание по внешнему виду, пытается убедить, что в школу надо приходить в одежде делового стиля. Вторая считает, что школьная форма не нужна, делает всех одинаковыми. Вместо видео можно заранее подготовить диалог двух учениц, по-разному относящихся к проблеме школьной формы).

– Каким тоном разговаривали девочки друг с другом?

– На что больше похож их разговор: на спор или на ссору? Умеют ли они спорить?

– Чем, по-вашему, закончился это разговор?

– Действительно, споры часто превращаются в ссоры, а иногда даже в драки, несмотря на то, что люди пытаются говорить друг другу правду. По этому поводу существует еще меткое замечание:

II. Нужны ли споры?

– Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни был участником спора. Значит, каждый может высказать свое мнение по этому поводу.

– Что же такое спор? Дискуссия? А ссора? (Спор – словесное обсуждение какого-либо вопроса, где каждый отстаивает свое мнение; дискуссия – то же, что и спор. Ссора – состояние взаимной вражды, перепалка, перебранка).

III. Правила спора.

Не спорь по пустякам. (4-й слайд).

– Проблема только в том, что не всегда возможно и не всегда необходимо уклониться от спора. Что же делать, если спор неизбежен? Обратите внимание на фотографии (5-й слайд). Что бросается в глаза? (Как некрасиво выглядят ссорящиеся люди.)

– Сформулируем 2-е правило спора:

Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.

Вежливый, культурный человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит

другого. (6-й слайд).

Не оскорбляйте своего противника, какие бы мысли он не отстаивал. (7-й слайд).

(Стихотворение читает подготовленный ученик).

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.

– Чтобы высказать свою точку зрения и при этом не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи (9й слайд).

Уберите те из оборотов, которые культурный человек не может использовать во время спора, дискуссии:

Я думаю, ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху Мне кажется, что ты Ты думаешь, когда говоришь? Ну что ты говоришь? Я согласен ошибаешься (не согласен) с тобой Ты что, с приветом Извини, я не могу с тобой согласиться Давай подумаем вместе Это каждый дурак знает

(Школьники называют: Ты говоришь чепуху Ты думаешь, когда говоришь? Ну что ты говоришь? Ты что, с приветом Это каждый дурак знает…)

Помогут вам речевые стереотипы возражения (10-й слайд):

Категорическое (грубое) Более вежливое (мягкое)
Я совершенно с вами (с тобой) не согласен Не могу согласиться с вами (с тобой)
Я не разделяю вашей (твоей) точки зрения. Мне так не кажется
Я возражаю Хотелось бы выразить свое несогласие
Я думаю иначе У меня другая точка зрения
Я придерживаюсь другого мнения Позволю себе не согласиться с вами (с тобой)
Это не так Моя точка зрения иная
Это далеко не так Мне кажется, здесь вы не правы
Нет, это абсолютно неправильно Извините, тут вы (ты) заблуждаетесь

Четвёртое правило спора (11-й слайд):

Имей всегда в споре примеры и доказательства.

– Чтобы спор получился настоящим, необходимо строить аргументацию, структуру которой можно представить в виде схемы (слайд 12):

  • Тезис
  • Аргументы:
    1. факты (научные, из жизни, из литературы, из истории)
    2. ссылки на авторитеты, на заведомо истинные суждения (пословицы, законы, крылатые выражения, правила)
  • Вывод.

IV. Какие правила спора нарушены?

– Каких людей вам напоминают герои этих стихотворений, притчи? Какие правила спора они нарушили ? (Исполняют заранее подготовленные ученики).

По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути."
Черный брат ответил: "Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!"
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами.
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

2. Притча про слона и слепцов (14-15-й слайды).

Поспорила Лягушка с Аистом:
— Кто красивее?
— Я! — уверенно сказал Аист. — Посмотри, какие у меня красивые ноги!
— Зато у меня их четыре, а у тебя только две! — возразила Лягушка.
— Да, у меня только две ноги, — сказал Аист, — но они у меня длинные!
— А я квакать умею, а ты нет!
— А я летаю, а ты только прыгаешь!
— Летаешь, а нырять не можешь!
— А у меня есть клюв!
— Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
— А вот на что! — рассердился Аист и… проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

– Помещение должно быть открыто, – глубокомысленно замечает Дверная Ручка, когда открывают дверь.
– Помещение должно быть закрыто, – философски заключает она, когда дверь закрывают.
Убеждение Дверной Ручки зависит от того, кто на нее нажимает.

Мелок трудился вовсю. Он что-то писал, чертил, подсчитывал, а когда заполнил всю доску, отошел в сторону, спрашивая:
– Ну, теперь понятно?
Тряпке было непонятно, поэтому ей захотелось спорить. А так как иных доводов она не нашла, то просто взяла и стерла с доски все написанное. Против такого аргумента трудно было возражать: Тряпка явно использовала свое служебное положение. Но Мелок и не думал сдаваться. Он принялся доказывать все с самого начала – подробно, обстоятельно, на всю доску. Мысли его были достаточно убедительны, но – что поделаешь! – Тряпка опять ничего не поняла. И когда Мелок окончил, она лениво и небрежно снова стерла с доски все написанное.
Все, что так вдохновенно доказывал Мелок, чему он отдал себя без остатка.

V. Спорим в соответствии с правилами.

– Школьная форма, нужна ли она?

VI. Как не допустить ссоры?

Известный американский психолог Дейл Карнеги в третьей части своей книги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” предлагает очень интересные суждения по поводу спорных ситуаций. «В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если Вы проиграли в споре, значит, вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Предположим, что вы одержали победу над собеседником, разбили его доводы в пух и прах. Ну и что? Вы будете чувствовать себя прекрасно. А он? Вы задели его самолюбие. Он будет огорчен Вашей победой. Можно дать понять человеку, что он не прав, и взглядом, и интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если сказать ему, что он не прав, то можно ли заставить его тем самым согласиться с Вами? Никогда, потому что тогда Вы нанесете прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. И это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, а вовсе не изменить свое мнение. Никогда не начинайте с заявления типа: “Я Вам докажу то-то и то-то”. Это плохо. Это все равно что сказать: “Я умнее Вас. Я собираюсь кое-что Вам сказать и заставить изменить свое мнение”. Это вызов. Это порождает у Вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с Вами прежде, чем вы начали спор. “Переубедить людей трудно даже при самых благоприятных условиях,– говорит Карнеги,– Так зачем же создавать себе излишние трудности? Зачем ставить себя в невыгодное положение? Если вы намерены что-то доказать, пусть об этом никто не знает. Сделайте это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал”.

VII. Ролевая игра. Компьютеры – это благо или зло 21 века?

– А сейчас представим ситуацию, с которой часто сталкиваемся дома: родителей возмущает то, что вы целый день сидите у компьютера, в очередной раз вам предстоит разговор с родителями: Компьютеры – это благо или зло 21 века? Одна группа: мамы и папы, вторая – дети. За 3 минуты подготовьте аргументы, а самые смелые проговорят их всем.

VIII. Тренинги: коммуникативные упражнения.

Для отработки умений и навыков сглаживания конфликтов в споре, для развития убедительной речи, развития интуиции в общении, формирования установки на взаимопонимание, совершенствования коммуникативной культуры есть специальные коммуникативные упражнения.

"Дар убеждения". (Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи).

Вызываются два участника. Каждому из них дается шкатулка, в одной из них лежит красная ленточка. Оба участника заглядывают в свою шкатулку, только один из них видит ленточку, но ведь остальные не знают, у кого она. Задача участников: доказать "публике", что именно у него в шкатулке лежит ленточка. А публика должна решить, у кого же именно лежит ленточка. Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

– Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите.

IX. Итог. Рефлексия.

Представьте себе, что вы вышли в чистое поле, там травка – зеленая, шелковистая. На листиках, которые вы получили, нарисуйте ее. Это та информация, которую вы сегодня получили на диспуте. А если вы услышали для себя много полезного, нового, нарисуйте на травке цветочки. Чем больше новой информации вы сегодня для себя получили, тем больше цветочков будет у вас на травке.

Родитель всегда прав? Как бы не так! Рассказываем, как правильно спорить с ребенком (и спорить ли вообще) - слайд

Дети постоянно спорят. Их протест проявляется на каждом этапе жизни: сперва они не хотят спать по ночам, потом — не хотят носить рубашку вместо рваной домашней футболки, потом — идут учиться на дизайнера, а не на экономиста.

Современные родители (к счастью!) все дальше уходят от парадигмы, в которой родитель всегда прав, несмотря ни на что, и предпочитают вести со своими детьми конструктивный диалог и находить компромиссы. Однако многие все еще боятся, что если они хоть где-то уступят ребенку или позволят ему себя переспорить, он возомнит себя хозяином дома, главнокомандующим и вообще потеряет уважение к старшим.

На деле это, конечно, совсем не так — иногда проигрывать детям в споре не только можно, но и нужно, особенно по не жизненно важным вопросам. Давайте разберемся, почему родитель не должен быть всегда прав, и в каких вопросах можно смело признать правоту за своим скандальным тоддлером — или изначально не вступать с ним в спор.

Психолог Робин Меленбек напоминает, что впадать в крайности, во всем соглашаясь с детьми, тоже не стоит: детям нужны границы, правила и логичные последствия их действий.

Детям важно давать возможность делать свой собственный выбор, но варианты, из которых выбирает ребенок, должны предлагать родители.

Универсального списка ситуаций, когда родитель без особого ущерба может помахать белым флагом и предоставить ребенку право выбора, не существует, однако вот моменты, на которые стоит обратить внимание, если вы решили снизить количество споров и скандалов в вашем доме.

Одежда и еда

Если каждый раз, когда ваш ребенок оказывается за столом или у шкафа, вы предвкушаете ожесточенную битву, вероятно, пришло время изменить подход ко всему процессу.

По словам специалистки, то же касается и одежды — многие дети чувствительно относятся к тому, что на них надето, и это становится принципиальным вопросом.

Еще один вариант свести скандалы к минимуму и позволить ребенку самостоятельно принимать решения — это предложить ему несколько вариантов на выбор, при этом вы сами решаете, какие это будут варианты.

Предложите ребенку самостоятельно выбрать себе завтрак — из двух-трех здоровых и питательных опций, которые вы готовы приготовить. С одеждой то же самое: вовлекайте ребенка в процесс выбора и покупки одежды, а потом составьте несколько повседневных комплектов для разной погоды и предложите ребенку выбрать тот, который ему больше нравится.

Это, кстати, помогает ребенку сформировать здоровую самооценку, стать увереннее в себе и научиться принимать решения — очень полезные во взрослой жизни качества.

Не стоит забывать и о позитивном подкреплении — например, после быстрой уборки ребенок может получить лишние пять минут мультиков — так полезные привычки закрепятся еще быстрее.

Ваш ребенок — это не вы

Иногда родители забывают о том, что их дети — не часть и не продолжение их самих, а личности с собственными взглядами и предпочтениями. Об этом важно помнить и в пылу спора, когда вы пытаетесь убедить ребенка в чем-то — возможно, вы просто пытаетесь заставить его полюбить то же, что и вы.

Знакомство с последствиями

В спорах рождается истина — но не всегда

Иногда родителей и детей так глубоко засасывает в воронку бесконечных конфликтов, что это превращается в постоянное и бессмысленное противоборство, которое высасывает силы, портит настроение и ухудшает атмосферу внутри семьи.

Если вы заметили, что стали конфликтовать слишком часто, сделайте шаг назад, возьмите небольшую паузу и подумайте. Разберитесь с тем, чего вы хотите от своего ребенка, и как вы можете добавить в эту ситуацию право выбора.

Так у ребенка появляется ощущение контроля над ситуацией, а вы начнете двигаться к своей цели.

Безопасность не обсуждается

Ребенку можно предоставлять право самому принимать решение в самых разных вопросах — и нет, так он не вырастет избалованным и капризным, а научится прислушиваться к себе и будет знать, что его мнение уважают и ценят.

Однако есть вопросы, в которых слово родителя — это закон. Их немного, и все они касаются безопасности и здоровья.

Ребенок не может решать, на какой свет переходить дорогу, запихивать в розетку пальцы или нет, принимать ли лекарства в случае болезни, делать ли прививки и как далеко можно высовываться из открытого окна. Кричать, спорить, доказывать обратное и отстаивать свое право самоубиться бесполезно — ребенок должен понять это с самого раннего возраста: есть вопросы, в которых вы непреклонны.

Важно, чтобы ребенок понимал, с чем связаны эти запреты и ограничения (и почему спорить с ними бесполезно), и задача по их объяснению лежит на родителях.

Так у вас получается идеальный баланс — ребенок растет в четких рамках, которые логично и разумно выставлены из соображений его безопасности, но при этом внутри этих рамок у него довольно много свободы проявлять себя и принимать собственные решения, чтобы научиться безопасно и эффективно делать это в дальнейшем. При таких условиях конфликты и споры если и не пропадут совсем, то по крайней мере сократятся в количестве и продолжительности — ребенок будет чувствовать себя более уверенно, зная, что может контролировать разные области своей жизни, и более спокойно, понимая, что в его жизни существуют четкие границы и логичные правила.

Читайте также: