Как обеспечить рост бизнеса

Обновлено: 30.06.2024

  • Записала: Саша Волкова
  • Отредактировал: Вячеслав Уфимцев
  • Иллюстратор: Анастасия Мясникова

1. Бизнес и самозанятость — разные вещи

Мой первый бизнес — это вендинговые автоматы, кофейники. У меня скопилось примерно 400 тысяч, и я купил три бэушных аппарата. Казалось, в вендинговом бизнесе всё просто: себестоимость кофе — 5 рублей, продаешь его по 50, всё у тебя нормально.

Но проблем с автоматами было так много, что получался не бизнес, а самозанятость. Я постоянно бегал и что-то чинил: монетоприёмники сломались, вандалы испортили аппарат, ингредиенты отсырели. Эти проблемы никогда не заканчивались.

Думаю, такой бизнес имеет смысл, если ты пробился в место, где пересекаются большие людские потоки. Скажем, поставил десяток автоматов на одном вокзале, нанял техника, чтобы следить за ними — зарабатываешь. А у меня автоматы стояли на разных концах города, и их было всего четыре — бизнес не приносил достаточно денег, чтобы платить технику. Все автоматы я в итоге продал обратно, тем же людям за те же деньги.

Если ты делаешь всё сам и экономишь деньги — это не прибыль. Это значит, что ты кому-то не заплатил за работу и получил его зарплату. По сути ты — наёмный сотрудник, только работаешь на себя.

2. Не надо брать в партнёры тех, кого можно нанять

Был страх первого шага: казалось, лучше уж грузчиком работать, лишь бы не заниматься предпринимательством. К тому же я ничего не умел, а в батутах надо было много делать руками. Из-за этого страха у меня появился партнёр-сварщик: он отвечал за техническую сторону нашего бизнеса.

Идеальный партнёр — тот, кто даёт деньги, образование и опыт. Если вам нужен навык, проще купить его на рынке или, например, предложить процент от продаж, которые работник сделал сверх плана.

3. Надо научиться приводить клиентов

Мы с партнёрами открыли батутную точку в ТЦ. Началось всё хорошо, бизнес был очень маржинальным: на полмиллиона оборота в месяц было 50 тысяч аренды и 60 — зарплаты. Мы целый год так работали и ничего не тратили на маркетинг: люди и так стояли в очереди за билетами. Мы просто здорово попали в аудиторию.

Мы думали, что новые дети придут сами, когда нынешние подрастут. Но новых так и не появилось: мы не работали с аудиторией, не занимались рекламой. Клиенты выросли и закончились, а новые не пришли.

Бизнес не развивался, постепенно стал приносить убытки, и я продал свою долю за те же деньги, что и вложил — тысяч восемьсот. Партнёры до сих пор занимаются тем батутным центром, я открыл другую точку, уже не в ТЦ, а в спортивном комплексе. Люди приходят туда не параллельно с шоппингом, а ради спортивных секций и фитнеса, это другая аудитория.

Если хочешь, чтобы бизнес развивался, учись всё время привлекать новую аудиторию.

4. Сначала думать — потом делать

После того, как получилось самому открыть вторую точку с батутами, я занялся развлекательным центром с новым партнёром.

Мы быстро нашли помещение, договорились о цене, сделали ремонт и открылись, но бизнес был сырой. У нас не было ни плана аттракционов, ни чертежей входной группы. Мы думали: вот аттракционы, на которых можно побегать-поразвлекаться, а вот кассир, который собирает деньги с людей. Вот и весь бизнес.

Оказалось, что это только вершина айсберга. Мы полгода что-то постоянно доделывали и переделывали. В итоге досуговый центр обошёлся нам где-то в восемь миллионов.

Ничего не надо делать без плана. В самом начале нужно заниматься не стройкой и ремонтом, а описанием продуктов, продумыванием мелочей: чем можно себя занять в парке, где можно перекусить, какие нужны инженерные системы, как это всё уместить в помещении.

5. Надо бить себя по рукам, когда хочется сделать всё самому

Несколько месяцев было плохо: передать то, что у тебя хорошо получается — всё равно что руку себе оторвать. Твоим любимым делом будут заниматься другие люди, а они прогуливают, делают всё спустя рукава — это просто кошмар! Пришлось уволить трёх-четырёх человек, пока я не нашёл сотрудника, который был инициативным, сам следил за оборудованием и докладывал о проблемах. Когда появляется нормальный администратор, это счастье.

Сейчас в бизнесе работает 20 человек. Я, конечно, продолжаю за всем следить, у меня везде камеры. Сейчас у нас такие циклы получаются: одна неделя хорошая, следующая более-менее, на третьей косяки накапливаются, я срываюсь, все получают по шапке, потом опять две недели живём хорошо. Сотрудники чувствуют, что мне не всё равно и я за ними постоянно наблюдаю.

Если предприниматель выполняет работу слесаря, то он слесарь, а не предприниматель.

6. Надо быть безжалостным

Сейчас у меня в бизнесе 20 сотрудников. Есть костяк администраторов, аниматоров и техников, а остальные на частичной занятости. Это люди, которые нужны только на выездные мероприятия или приходят иногда под конкретную задачу: на час в день, на два часа в неделю. Но дело вовсе не в количестве сотрудников, а в их вовлечённости.

Я совершенно безжалостно расстаюсь с людьми, которым неинтересна их работа. На собеседовании мы договариваемся, что я плачу деньги, а они делают работу. И если они не хотят делать работу, если их нужно всё время пинать, то для нас это одни убытки: мы не только работу не получаем, но и своё время на эти пинки тратим. От людей, которым лень и скучно, нужно избавляться мгновенно. Если такой человек есть в коллективе, то остальные начинают опускаться до уровня этого человека, а не наоборот. Нужно быть безжалостным.

А ещё я понял: хорошо, когда ты можешь отвести на них душу, людям это нравится. У каждого своя роль; и начальник должен орать, а если начальник не орёт, значит, он нихрена не начальник. Что, что, что он такое? Даже нормально приказать не может. Вот это как-то реально работает.

Тех, кому лень и неинтересно, надо сразу безжалостно увольнять. Остальных дисциплинировать — в том стиле, который близок именно вам. Подстраиваться под работников не нужно.

7. Всё внимание тому, что приносит деньги

Я делю наш бизнес на семь основных групп дохода: зал, банкетка, бар, анимация, шарики, аквагрим и мастер-классы. Общая выручка за неделю у нас может быть примерно два с половиной миллиона, из них 80% — это зал: люди просто заплатили за доступ к аттракционам. Остальные 20% — это то, где мы действительно поработали и продали дополнительные услуги, в этой области можно людям выдавать премии.

Анализируя потоки доходов по направлениям, я понял, на чём зарабатываю, а на чём нет. На те направления, которые не приносят маржи, можно просто забить: пусть остаются, работают как маркетинг и не крадут у меня деньги — этого достаточно.

Рассмотрим на примере шариков. Когда мы начинали батутную арену, у меня ещё не было специализированного софта, я вёл всё в Экселе. У меня там была такая классная прога написана, с удовольствием заносил каждую копейку и смотрел, как это влияет на итоговые показатели. Если, например, мы заработали на шариках маржи на 5% меньше, чем задумали, то я бил тревогу: значит, мы либо в маркетинг прибыль закопали, либо слишком много шариков подарили, либо кто-то у нас ворует. Но теперь я немного расслабился.

С ростом бизнеса стало понятно, что надо фокусироваться на главном: план доходов и расходов важнее, чем ковыряние в копейках. Шарики приносят всего 4% от дохода. Мы продаём их детям, украшаем детскую комнату, когда проходят дни рождения. Их маржинальность в теории должна быть 50%, а на самом деле она где-то 30%: есть брак и потери, два из десяти шариков мы лопнем, их воруют, мы их дарим, надуваем для витрины. Благодаря тому, что я примерно представляю общую статистику, я вижу, что они не приносят много денег и не концентрируюсь на том, чтобы развивать это направление.

Сейчас строим планы по маржинальности для каждого направления и следим за процентом исполнения бюджета — насколько мы выполняем собственный план по выручке. Следим за средним чеком. Если средний чек сильно выше стоимости входного билета, значит, персонал активно продаёт, работает.

Надо расставлять приоритеты: не стоит слишком заморачиваться на том, что всё равно не приносит денег. Просто расслабься и приглядывай за этой сферой между делом одним глазом.

Мнения экспертов разные: одни говорят, что бизнес развивается и у нас всё хорошо; другие — что хорошо не будет, а скоро малого бизнеса не станет совсем. Скорее читайте нашу статью и пишите в комментариях, что думаете вы.

Николай Кульбака

Елена Теленова

Илья Болтунов

Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук

Если посмотреть на развитые страны, там малый и средний бизнес занимает 60—70% всей экономики. В России в 2017 году было 22%, через год — уже 20%. Дальше долю бизнеса не измеряли, поэтому говорить можно только приблизительно, но, думаю, сейчас это где-то 15%.

Такая маленькая доля малого и среднего бизнеса — это результат политики государства, препятствующей развитию.

Государство не заинтересовано, чтобы малый бизнес развивался: его сложно контролировать, а денег он приносит меньше, чем крупный бизнес. Конечно, государству важно получить как можно больше налогов, но еще важнее контролировать бизнес, что лучше получается с крупным.

Также важно то, как государство вообще относится к бизнесу. В России предпринимателей зачастую воспринимают как преступников и воров, даже президент Владимир Путин говорит, что предприниматели — это жулики:

Люди, которые сегодня управляют страной, получили советское образование и воспитание. А еще эти люди прошли 90-е, сами занимались тогда бизнесом и сравнивают сегодняшний бизнес с теми временами, потому что другого и не знают.

Но с малым бизнесом связаны 10—15% населения России, а это электорат на выборах, с которым государству не нужны проблемы. Поэтому приходится поддерживать картинку внешнего благополучия бизнеса.

Если государство будет ужесточать меры, бизнес совсем уйдет в тень, а это никому не нужно. Но и помогать бизнесу государство не хочет, потому что на это нужно тратить ресурсы. Остается изображать видимость помощи.

Помогать бизнесу государство не хочет, потому что на это нужно тратить ресурсы. Остается изображать видимость помощи

В ближайшие год-два это, возможно, изменится: сегодня нефть и газ перестают приносить деньги, Россия окажется в стагнации или будет вынуждена искать другие пути развития.

А российскому бизнесу есть куда развиваться: люди сейчас намного экономически образованнее, чем были в 90-е. Она учатся, путешествуют, смотрят на бизнес в других странах. У нас есть предпосылки для развития бизнеса: как только государство перестанет мешать, движение будет хорошим.

Бизнесу в России сложно, но особенно сложно стало в последние годы. Прежде всего всё больше судебных решений выносится против бизнеса, стало сложно защищать позиции бизнеса в суде, уголовные преследования стали чаще.

В налоговой системе появилась установка: если платишь налоги, отдавай всё, что есть. Например, предприниматель открыл компанию, работает, всё нормально. У него специальный налоговой режим, компания развивается, предприниматель открывает вторую фирму. До 2018 года это было нормально, нигде не написано, что один человек не может открыть две фирмы.

А после 2018 года налоговая подумала, что может получить больше налогов, объявила это дроблением бизнеса, объединила доходы двух фирм в одну сумму и доначислила налог по общей системе налогообложения.

Также переписали закон о банкротстве, появилась субсидиарная ответственность директора — это значит, что если фирма обанкротится, то руководитель заплатит из личных денег. К субсидиарной ответственности теперь можно привлекать наемных сотрудников: бухгалтера, юриста.

Из судебной практики

Руководитель компании работал с несколькими партнерами, а главный бухгалтер отражал сделки в учете. Через два года налоговая обнаружила, что эти партнеры были сомнительными, и доначислила недоимку на 124 млн руб.

У компании такой суммы не было, поэтому ее объявили банкротом. Ответственными за сомнительные сделки стали руководитель и бухгалтер. Бухгалтер в компании уже давно не работал, но его всё равно привлекли, потому что он вносил в отчетность недостоверные сведения. С руководителя и бухгалтера суд взыскал 97 млн рублей.

Затем ввели маркировку, которая увеличивает себестоимость продукции, а еще затраты компании — ведь нужно наладить процессы, нанять человека, который будет этим заниматься. Получается, государство делает всё, чтобы вытащить бизнес из тени и установить контроль, но не думает, какой ценой.

Государство делает всё, чтобы вытащить бизнес из тени и установить контроль, но не думает, какой ценой

О малом бизнесе можно сказать, что это работа ради работы. Что-то зарабатывают, рабочие места дают, но ни о каких больших деньгах речи не идет.

Предприниматель в России должен отстаивать свое право быть предпринимателем. Не пошел работать наемным сотрудником, решил, что самый умный, — вот тебе своеобразная расплата. В налоговой сломалась программа, заблокировали расчетный счет — иди и отстаивай свое право работать дальше.

В целом бизнес в России развивается, но в сторону укрупнения: у нас хорошо среднему и крупному бизнесу, но не малому. Думаю, выживут очень крупные и очень мелкие предприниматели без сотрудников, но не те, что посередине. Если всё будет так продолжаться, малого бизнеса просто не станет.

Чтобы говорить, развивается в России бизнес или нет, нужно понимать, о каком бизнесе мы говорим: всё зависит от отрасли и региона.

Мы работаем в сфере юридических услуг, и у нас всегда есть работа, а во время пандемии ее стало даже больше.

Не могу говорить за бизнес в целом, но нам несложно работать: несложно было открыть фирму, найти клиентов, сотрудников. Есть текущие проблемы, например, с поиском квалифицированных кадров, но это решаемо.

Думаю, что бизнес в России развивается, но всё зависит от конкретных людей. Например, я знаю предпринимателей, которые получили помощь от государства как пострадавшая от коронавируса отрасль. И они говорили, что государство их кинуло, им не помогают, налоги не списывают. А есть предприниматели, которые помощь не получили, но не жаловались, а быстро переквалифицировались, в итоге заработали деньги и репутацию.

Моя мысль такая: при всех минусах государства и общества всё упирается в конкретного человека.

Если я предприниматель, то должен быть готов ко всему, к любым печальным событиям. Что бы ни случилось, предприниматель должен уметь адаптироваться и подстроиться. И, конечно, не нужно ничего ждать от государства: нужно вариться самому, а любые преференции воспринимать как бонус. Дали льготы — хорошо, увеличили НДС — плохо, но работаем дальше.

Не нужно ничего ждать от государства: нужно вариться самому, а любые преференции воспринимать как бонус

Люди, которые говорят, что государство душит бизнес, просто не умеют работать, выстраивать процессы и перестраиваться под реалии. Кто-то делает их работу быстрее, он и преуспевает.

Например, пока одни кафе и рестораны во время коронавируса жаловались, что им не помогают, другие быстро перестроились на новое меню, доставки, какие-то мобильные приложения запустили, потом быстренько летние кафе поставили — нашли, как развиваться.

Сейчас лучшее время, чтобы начать бизнес, потому что любой кризис, когда с рынка уходят более слабые предприниматели, отлично подходит для старта.

Рассказывает Илья Болтунов, владелец похоронной компании и франшизы Guravli

Скоро в России бизнеса не будет. Я говорю о нормальной бизнес-модели, которая есть в других странах: когда бизнес может работать открыто и развиваться. Любые попытки создания нормальной бизнес-модели в России уничтожаются государством, поэтому у нас есть своя российская бизнес-модель: работай в черную и не высовывайся, а если высунулся, найди, с кем поделиться.

У нас есть своя российская бизнес-модель: работай в черную и не высовывайся, а если высунулся, найди, с кем поделиться

В России даже масштабируемый бизнес работает по этим правилам, но под красивой оберткой. Крупные международные франшизы в наших регионах договариваются с местной властью: мы вам, вы нам.

Государству малый бизнес не нужен, а деньги приносит крупный бизнес, который находится под контролем или создан кем-то из власти. У нас в стране всё, что делает власть, бьет по малому бизнесу, не по среднему или крупному.

Во время пандемии всё стало еще хуже: реальных мер поддержки как не было, так и нет. Я работаю в похоронном бизнесе, так государственные крематории подняли цены в два раза: хотите пользоваться, платите. Никакого повышенного спроса нет, просто решили воспользоваться ситуацией, вот и поддержка от государства.

Из-за отношений с государством бизнес вынужден работать в черную, он не может быть цивилизованным. И даже если пытается работать в открытую, приходит государство. Например, не дают строить частный крематорий, но говорят, что если дадите денег тому-то, мы разрешим. А где взять деньги, чтобы дать чиновникам во власти? Работать в черную.

 Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

В рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" разработаны меры, которые должны увеличить долю МСП в экономике страны до 32,5%.

Доля малых и средних предприятий (МСП) в экономике России должна увеличиться до 32,5%, а число занятых в МСП - до 25 млн человек. Это ключевые задачи нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".


Активные малые и средние предприятия (МСП) - признак развитой, "живой" экономики. В развитых странах сектор МСП в среднем обеспечивает почти половину ВВП и существенно влияет на налоговые доходы государства. Кроме того, малый и средний бизнес - это всегда новые рабочие места и, как правило, активное внедрение инноваций.

Большинство стран не одно десятилетие подряд делают ставку на МСП, создавая им комфортные условия - бизнесу доступны госгарантии, субсидии, льготные кредиты и другие преференции.

В России доля МСП в ВВП сейчас составляет 21,9%, но эта цифра достаточно условна. Сложности расчетов связаны в первую очередь с недолговечностью существования малого бизнеса - часть компаний, внесенных в реестр МСП, который ведет Федеральная налоговая служба (ФНС), могут оказаться уже несуществующими. Более точный учет компаний и оказываемых им мер господдержки позволит вести Единый реестр МСП - получателей поддержки. ФНС запустит его в конце декабря.

Нацпроект включает в себя пять федеральных проектов, каждый из которых нацелен на формирование благоприятных условий ведения бизнеса малыми предприятиями.

Один из треков - образовательные программы, по которым к 2024 году должны быть обучены 450 тысяч человек. Часть программ реализует Корпорация МСП - например, "Мама-предприниматель", "Азбука предпринимателя", "Финансовая поддержка", где слушатели знакомятся с основами предпринимательства.

Для экспортеров действуют программы Российского экспортного центра. В рамках нацпроекта к 2024 году планируется повысить долю экспортеров МСП до 10% в несырьевом экспорте.

Другие задачи нацпроекта - повысить объем госзакупок у МСП до 5 трлн рублей, открыть не менее 100 центров поддержки "Мой офис", а также оказать финансовую поддержку МСП в размере 10 трлн рублей, в том числе за счет льготных кредитов. Для этого в регионах развиваются микрофинансовые и гарантийные организации.


Реестр МСП будет обновляться чаще

Согласно новому закону, который уже лег на стол президенту для подписания, Федеральная налоговая служба будет ежемесячно обновлять данные в реестре юрлиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. Это важно, поскольку только внесенные в реестр бизнесы имеют право на господдержку. Таким образом, предприниматели, исключенные из реестра МСП в течение года по формальным основаниям, смогут восстановить свой статус, предоставив необходимые документы в ФНС, не дожидаясь 10 августа следующего года, как это предусмотрено действующей редакцией закона о развитии МСП.

Реестр уже был "внепланово" обновлен весной, чтобы антикризисные меры дошли до максимально широкого круга компаний и ИП.

Что изменится?

Обновленный нацпроект по МСП будет содержать четыре федеральных проекта, два из которых, как сообщило минэкономразвития, совершенно новые - они коснутся создания "одного окна" для бизнеса и поддержки самозанятых. Предусмотрено введение переходных налоговых режимов для растущих субъектов МСП.

Комфортные условия будут созданы для предпринимателей на упрощенке и патенте, в том числе тех, кто должен будет выбрать альтернативу ЕНВД (отменяется с 2021 года).

Правительство готовится снизить ставку по льготным кредитам для МСП с 8,5% до 7% или даже ниже и выдать по этой ставке не менее 700 млрд рублей в 2021 году. Планируется развивать краудинвестинг и факторинг. Социальному бизнесу предоставят поддержку в виде грантов.

Нацплан восстановления экономики предусматривает введение "семейных патентов" - создания семейных предприятий через специальное приложение. При таком режиме не придется оформлять трудовые договоры, вести отдельную отчетность, платить налоги и страховые взносы по каждому члену семьи.

В качестве дешевой альтернативы эквайрингу правительство будет способствовать внедрению расчетов с покупателями через Систему быстрых платежей (комиссия для субъектов МСП не превышает 1%). В 2021 году к СБП планируется подключить 40 тысяч торгово-сервисных предприятий.

Проект единого плана по достижению национальных целей предполагает, что к 2030 году количество вновь созданных рабочих мест в крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ) составит 46 тысяч человек. И для этого предусмотрены несколько форм поддержки - от льготного кредитования до создания комплексной системы поддержки экспорта МСП.

В рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в 2020 году выделено почти 3,9 млрд рублей, сообщили в минсельхозе. Большой популярностью пользуются гранты для начинающих фермеров "Агростартап". По данным минсельхоза, в прошлом году их получили более двух тысяч фермеров, а заявок поступило 3,9 тысячи. За три квартала 2020 года грант оформили 988 фермерских хозяйств. В этом году на "Агростартап" будет направлено около 2,7 млрд рублей. Средства гранта фермеры используют на покупку земли сельхозназначения, строительство и модернизацию объектов для производства и переработки продукции, приобретение животных, посадочного материала, спецтранспорта и оборудования. Также в рамках нацпроекта дополнительную поддержку в виде возмещения части затрат уже получили 176 сельхозкооперативов.

Всего же на грантовую поддержку начинающих фермеров в этом году выделено 9,5 млрд рублей. Ей смогли воспользоваться 1340 фермеров, также финансирование получили 463 проекта по развитию семейных ферм.

За последние несколько месяцев федеральные власти приняли ряд мер, которые облегчили жизнь российским аграриям на фоне последствий COVID-19. Так, фермерам и сельхозкооперативам дали возможность использовать льготные инвестиционные кредиты (до 5%) и гранты для приобретения торговых объектов, оборудования и спецтранспорта.

За 8 лет количество КФХ сократилось на 40%, в начале 2020 года их было 176,3 тысячи. По оценке Россельхозбанка, в 2019 году КФХ произвели 14% продовольствия.


Максим Решетников, министр экономического развития:

"Главное, что мы ожидаем от платформы, - сервис должен работать в проактивном режиме. Сервис, который подскажет предпринимателю, какие дополнительные возможности существуют для того, чтобы бизнес рос. Мы должны создать систему, которая будет давать предпринимателям возможность двигаться дальше".

Пять плюсов

С момента запуска приложения "Мой налог", которое позволяет оформить режим самозанятости, в нем зарегистрировались более 1,2 млн человек. У этого режима несколько преимуществ:

1. Низкие налоги - 4% от суммы своего дохода при работе с физлицами и 6% при работе с компаниями и ИП. Не нужно ничего платить, если вы решили сделать перерыв и временно не работать. Дополнительных взносов и отчислений нет, как в случае с упрощенной системой налогообложения ИП.

3. Можно совмещать основную работу с подработками в режиме самозанятого.

4. Самозанятым предоставляется налоговый вычет в пределах 10 тыс. рублей (ставка налога уменьшается на 1 или 2%). В этом году самозанятым в качестве антикризисной меры предоставлен дополнительный "налоговый капитал" в размере МРОТ (а еще им вернули налог, уплаченный за 2019 год). Правительство готовится предоставить молодым людям в возрасте до 18 лет, которые впервые зарегистрируются в качестве самозанятых после 1 января 2021 года, дополнительный налоговый вычет в аналогичном размере (12,1 тысячи рублей).

5. Перестать быть самозанятым так же просто, как и зарегистрироваться, - через приложение. Самые распространенные виды деятельности в приложении "Мой налог" - такси, аренда квартир, репетиторство.

Единая платформа для бизнеса появится в 2021 году

В России появится единый агрегатор мер поддержки и полезных сервисов для малых и средних предпринимателей, а также самозанятых. В обновленном нацпроекте по поддержке малого и среднего бизнеса предусмотрен отдельный федеральный проект для развития этой платформы. Власти планируют создать целую экосистему, "единое окно" для предпринимателей, самозанятых и тех, кто только планирует начать свое дело. Оператором платформы станет Корпорация МСП, у которой уже есть цифровая платформа "Бизнес-навигатор", на основе которого бизнес может определить рыночную нишу, рассчитать примерный бизнес-план, проверить контрагента, найти информацию о закупках. Пока вопрос, как две платформы будут взаимодействовать между собой, остается открытым.

Новая платформа предоставит доступ к оцифрованным услугам федеральных и региональных органов власти, организаций инфраструктуры поддержки МСП и институтов развития, а также к широкому набору коммерческих сервисов через личный кабинет.

Первыми внедрят несколько приоритетных сервисов. Одни из них повысят доступность кредитных продуктов, другие протестируют навыки предпринимателя и подберут ему образовательную программу, третьи упростят контроль налоговой задолженности и уплату налогов. В первой очереди также сервисы доступа к гарантиям, поручительствам, грантам, субсидиям и лизинговым программам.

Предполагается, что платформа будет настраиваться индивидуально под пользователя. "В планах - наличие на платформе востребованных сервисов, индивидуально подобранных под профиль пользователя, маркетплейсов, финансовых продуктов и онлайн-офиса", - сообщили "РГ" в пресс-службе минэкономразвития.

Читайте также: