Как обеспечить получение дошкольного образования всеми детьми в местах кочевий

Обновлено: 04.07.2024

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области информирует о следующем.

Конституция РФ гарантирует право каждого на образование, общедоступность и безопасность дошкольного образования.

Законодательство предусматривает дополнительное образование, включающее в себя дополнительные образовательные программы и услуги. Однако, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательных услуг, финансируемых за счёт средств бюджета.

Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных стандартов (статья 46 Закона РФ «Об образовании).

Что такое дошкольное образовательное учреждение, виды дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольное образовательное учреждениетип образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет.

Дошкольное образовательное учреждение может быть государственным в ведении субъекта РФ, муниципальным или негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций (объединений).

Дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность только в форме юридического лица и должно оказывать услуги согласно лицензии на ведение образовательных услуг.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

Детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

Детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создаёт условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного возраста) реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлении деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

Детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

Детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии) одой или более категории детей с ограниченными возможностями здоровья);

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как: познавательно - речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

Центр развития ребёнка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как: познавательно - речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое).

Какую информацию для потребителей должен доводить исполнитель до заключения договора о показании образовательных услуг?

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю полную и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Исполнитель обязан довести до потребителя (в том числе путём размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:

Наименование и местонахождение (адрес) исполнителя, сведения о наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименование, адреса и телефона органа, их выдавшего;

Уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

Перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

Стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату и порядок их оплаты;

Порядок приёма и требования к поступающим.

Исполнитель обязан также предоставить для требования потребителя:

Положение (для государственных и муниципальных ДОУ разработано типовое положение, утв. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666) или Устав (для негосударственных детских образовательных дошкольных учреждений).

В указанных учредительных документах устанавливаются основы организации деятельности, условия комплектования групп, участники образовательного процесса, управления учреждением, порядок привлечения дополнительных финансовых средств ДОУ;

Положение о филиале, отделении;

Лицензию, свидетельство о государственной аккредитации;

Адрес и телефон учредителя (учредителей) образовательного учреждения;

Образцы договоров в т.ч. об оказании платных дополнительных образовательных услуг;

Перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в т.ч. платных дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Образовательное учреждение обязано сообщить потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.

Договор об оказании платных образовательных заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

Наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации – исполнителя и место его нахождения;

Ф.И.О., телефон и адрес потребителя;

Сроки оказания образовательных услуг;

Уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

Другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

Должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой у потребителя.

Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством РФ должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется соглашением сторон.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2022

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

Доступное дошкольное образование для детей в возрасте до 3 лет – одна из основных задач государственной политики в России. К 2021 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 необходимо обеспечить достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. По состоянию на 1 июня 2019 года более семидесяти девяти тысяч детей дошкольного возраста (из них детей в возрасте до 3 лет – почти пять тысяч) обучаются в 355 муниципальных дошкольных организациях, которые расположены в 436 зданиях.

1 группа – главной особенностью является опосредованное дошкольное образование детей через родителей (законных представителей);

2 группа – дошкольное образование детей в совместной с их родителями (законными представителями) деятельности.

Особенности групп вариативных моделей

1 группа

2 группа

Опосредованное дошкольное образование детей через родителей (законных представителей)

Дошкольное образование детей в совместной с их родителями (законными представителями) деятельности

1. Консультационный интернет-портал для родителей.

2. Родительский университет.

3. Семейный клуб.

4. Родительские сборы

1. Волонтёрство (патронатная няня).

4. Летний (зимний) детскородительский лагерь.

С целью изучения потребностей жителей города Екатеринбурга в обучении детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в марте 2019 года был проведён опрос родителей (законных представителей) детей раннего возраста и педагогических работников (общее количество участников опроса – 492 человека), в результате которого составлен рейтинг предпочтений вариативных моделей.

Рейтинг вариативных моделей Место в рейтинге Наименование вариативной модели

Место в рейтинге

Наименование вариативной модели

1

Группа кратковременного пребывания

2

Консультационный интернет-портал для родителей.

3

Волонтёрство (патронатная няня).

4

5

Летний (зимний) детско-родительский лагерь

6

7

Группа полного дня

В настоящее время дошкольное образование в детском саду можно получить в группе полного дня либо в группе кратковременного пребывания. Коротко опишем основные особенности вариативных моделей, которые до настоящего времени не использовались в муниципальных дошкольных образовательных организациях и представлены в таблице 2.

1. Консультационный интернет-портал для родителей – это единый интернет-ресурс, учредителем которого является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга. На портале, помимо основной статистической информации (емкость муниципальной сети и перечень МДОО по районам, порядок предоставления услуги и другая информация), для родителей представлены тематические вкладки с активными ссылками, например: возрастные особенности развития детей, развитие детей с особыми образовательными потребностями. При этом на данном портале у каждого родителя появится возможность задать вопрос специалисту-консультанту и получить квалифицированный ответ в течение того времени, которое будет указано при обработке вопроса. В ходе апробации модели будет доступен родительский чат и перечень часто задаваемых вопросов с ответами.

Каждый шаг состоит из видеоурока, на котором педагог-наставник объясняет тему, затем тот же материал повторяется в виде текста, а затем родителю предлагается выполнить упражнение по изученной теме. Результат отправляется педагогу-наставнику, который может уточнить или дополнить в диалоге с обучающимся данную тему и пригласить на краткосрочную практику по данной теме.

3. Семейный клуб – это коммуникативная площадка для всех, кому интересна заранее анонсированная тема, связанная с проблематикой развития и воспитания маленьких граждан, и у кого есть стремление делиться своим опытом с другими. Основное отличие Семейного клуба от других моделей – это позиция равенства его участников – родителей, педагогов и специалистов.

Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться и высказывать свою точку зрению на заданную тему.

Семейный клуб имеет подвижную структуру. Это может быть макро- или микрообъединение – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей (ими могут быть как педагоги, так и родители). Методологической основой модели является концепция социализации ребёнка. Под социализацией мы понимаем двусторонний процесс, при котором, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой – воспроизводит его (Д.И. Фельдштейн, И.Н. Фридман). Наиболее аргументированной и созвучной основным характеристикам нашей модели рассматривается теория социального развития Д.И. Фельдштейна.

На первом этапе при получении дошкольного образования в Семейном клубе важной составляющей является эмоциональная сфера участников клуба. Человеку хочется погрузиться в тот вопрос, который ему либо необходимо решить, либо который его захватил на эмоциональном уровне – появился интерес. Поэтому образовательной организации, которая решит использовать данную модель, необходимо создать комфортную, эмоционально наполненную среду для первого заседания клуба.

Участвовать в работе семейного клуба приглашаются все желающие родители и старшее поколение семьи (бабушки и дедушки), педагогические работники ДОО и дети. Это могут быть разовые посещения заседаний семейного клуба или участие семьи в комплексе мероприятий, объединенных одной темой. В зависимости от тематики заседания работа в клубе проводится либо только с родителями (членами семей), либо совместно с родителями и детьми.

4. Волонтёрство ( патронатная няня ). В самом названии модели заложено противоречие: волонтёр – это доброволец, а патронатная няня – человек, выполняющий определённые функции. Чтобы данное противоречие использовать конструктивно при реализации модели, предлагаем рассмотреть ее с точки зрения базовой (основной) части и вариативной (формируемой участниками образовательного процесса).

Базовая часть модели (обязательная), на которой строится вариативная модель обучения, берет за основу, что волонтёр – это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально значимых мероприятиях.

Волонтёры могут быть как: из профессиональной среды (педагогические работники образовательных организаций, педагогические работники учреждений культуры, физкультуры и спорта); специализированные волонтёрские отряды, в том числе и студенческие.

При реализации данной модели дошкольная организация выступает в роли педагогического диспетчера между уже функционирующими волонтёрскими отрядами и образовательными потребностями на организацию досуговой деятельности ребенка со стороны родителей (законных представителей). Основными задачами, которые решаются при реализации вариативной части модели, являются: специализированная (педагогическая) помощь семьям с детьми, которые не посещают дошкольные образовательные организации, в индивидуальном режиме; организация помощи в краткосрочном уходе и присмотре за детьми на период отсутствия родителя (законного представителя), в том числе семьям одиноких родителей, чьи дети не посещают дошкольную образовательную организацию (например, по причине посещения магазина).

Вариативные части модели.

4.1. Патронатная няня – педагогический работник, который приходит в семью на определённое количество времени (не более 3 часов) по установленному графику, чтобы обеспечить образовательную услугу. А мама в это время может без опасения выйти, например, в магазин.

Данная вариативная часть реализуется для:

· семей, имеющих ребёнка с ОВЗ.

4.2. Педагогическое сопровождение детей, которые получают образование в семейной форме обучения.

Обязательные условия для запуска вариативных частей модели в МДОО:

· изучение социальной потребности населения.

· определение количества заинтересованных семей в данной модели.

· подготовка кадров (волонтёров).

Главная особенность группы в том, что дети в ней находятся вместе со значимым близким взрослым, в первую очередь – это мама, но могут присутствовать и папа, бабушка, дедушка. Задачей, которая решается в рамках реализации данной модели, является сохранение эмоционально-личностной связи у ребёнка с родным (близким) человеком при обучении. При этом малыш не переживает резкой смены условий пребывания в окружающем мире, как это бывает в период адаптации при поступлении в детский сад.

Согласно возраста организуются различные виды деятельности – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Деятельность ведется на основании утвержденного расписания: 2–3 раза в неделю и в дневное время. Наполняемость групп основывается на санитарных нормах – до 10 детей в одной возрастной группе.

Концептуальные основы для разработки данной формы обучения – это понятие ведущего для ребенка вида деятельности (ввел А.Н. Леонтьев для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований). В раннем детстве – это предметноманипулятивная деятельность. Ее мы предлагаем реализовывать через совместные игры детей и взрослых. В этом направлении планируется использовать коучинг-технологию (особая форма консультирования и индивидуальной поддержки). Для каждого ребёнка (семьи) – свой индивидуальный коуч, при этом количество детей у одного коуча может достигать пяти.

7. Летний ( зимний ) детско - родительский лагерь .

Лагерь – это краткосрочное по времени и в то же время глубокое погружение:

· в атмосферу детства прежде всего родителей (они давно забыли, что значит быть ребёнком);

· в атмосферу творчества и игры детей.

Лагерь организуется на территории и в помещениях детского сада. В лагерь приглашаются дети вместе с мамой и папой. Режим пребывания в лагере – ежедневно с 9.00 до 12.00 часов с соблюдением питьевого режима (без питания). Смены в лагере – тематические, при выборе смены родитель имеет возможность выбрать актуальную для себя и своего ребёнка тему. Тематика и периодичность организованных смен лагеря позволят удовлетворить (охватить) большее количество родителей.

1. Детское пространство – этот модуль реализуется параллельно со вторым модулем и способствует развитию самостоятельности и независимости.

2. Разговорный круг для родителей – специалисты дошкольной организации и родители собираются вместе, чтобы поговорить на интересующую тему, задать вопросы, поделиться размышлениями о детях, своих родительских заботах и поисках, то есть это формат круглого стола, где все равны в своем опыте, а ведущие-педагоги направляют беседу.

3. Семейная лаборатория – это время, когда все вместе творчески конструируют общее пространство: танцуют, играют, поют и рисуют.

5. Мастер-классы – пространство, в котором родители могут поделиться с другими семьями своим опытом, творчеством и знаниями. В свободном режиме участники могут вести разговор и участвовать в мастер-классе.

8. Родительские сборы.

Результат первого этапа – знакомство с семьями, имеющими детей раннего возраста и которые проживают во дворе дошкольной организации, чтобы сформировать перечень актуальных вопросов от родителей. Второй этап – основной, на котором определяется форма проведения и участники Родительских сборов.

Форма проведения Родительских сборов зависит от актуального вопроса, который возникает в ходе первого этапа:

1. Краткосрочные Родительские сборы проводятся один раз в квартал (в выходной день), продолжительность – не более 3 часов, или в вечернее время 1 раз в два месяца, продолжительность – не более 1,5 часа. Такой режим проведения обусловлен спецификой организации дня семей с маленькими детьми и выбран родителями как оптимальный. Родительские сборы имеют тематическую направленность и позволяют мамам и папам в течение непродолжительного времени получить определенные педагогические знания и ответы на волнующие их вопросы.

2. Родительские сборы-тренинг – предусматривают глубокое погружение родителей в проблему, связанную с развитием детей младенческого и раннего возраста, совместный поиск путей ее решения. Предусматривают освоение родителями эффективных способов взаимодействия с ребенком, трансляцию положительного семейного опыта в воспитании детей раннего возраста. Данная форма применяется дошкольной организацией при наличии специалиста с соответствующей квалификацией либо с приглашением сторонних специалистов.

Третий (завершающий) этап фактически является последней встречей в той или иной группе.

По окончании Родительских сборов семьи получат:

· кейс полезных методических материалов, подготовленных педагогическими работниками дошкольной организации;

· активное общение с семьями, воспитывающими детей раннего возраста, проживающими по соседству;

· практические навыки и приемы организации совместной и самостоятельной деятельности с детьми раннего возраста;

· положительный эмоциональный настрой, основанный на твердой уверенности в своих родительских силах.

9. Лето - парк – новая, современная форма дошкольного образования детей раннего возраста через организацию семейных прогулок и содержательного досуга в летний период года на прогулочном участке дошкольной образовательной организации. Этот участок – безопасное, специально оборудованное место для прогулки ребёнка. Эффективность использования прогулочного участка в светлое время суток в летний период составляет от 31 % (4–5 из 16 часов).

Режим работы Лето-парка:

Основные характеристики образовательных модулей.

В настоящее время в муниципальном образовании город Екатеринбург существует возможность получить дошкольное образование для детей до 3 лет только в группе полного дня (4500 мест) и группе кратковременного пребывания (1500 мест). Большая часть мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях создана для детей с 2 до 3 лет, это количество не удовлетворяет полностью потребность в дошкольном образовании детей раннего дошкольного возраста. Вариативные модели, описанные выше, позволят обеспечить обучение детей раннего возраста в условиях муниципальных дошкольных образовательных организаций.

Специальные условия для обучения детей с ОВЗ.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования.

Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого –медико -педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

В рамках данного направления необходимо обеспечить дифференцированное развитие, раннюю диагностику и коррекцию нарушений развития у детей, оказание психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее - образовательные учреждения общего типа).

Модели интеграции инклюзивного образования

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа.

Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов Российской Федерации.

Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Перечислим далее основные группы условий:

1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых образовательных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Вопросы, связанные с переводом детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставлением их на повторное обучение должны решаться в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании в РФ".

Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.

Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Особое внимание следует уделять развитию системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития. К этой категории относятся, в частности, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом, включая детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения. При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка.

В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Одной из основных составляющих социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий. В связи с этим значительное внимание должно уделяться созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья начального, среднего и высшего профессионального образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности их последующего трудоустройства.

Для содействия детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья данной категории выпускников.

Психолого -медико-педагогическое сопровождение

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого -медико- педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого- медико- педагогические комиссии.

Указанные вопросы решаются также федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в процессе осуществления ими в установленном порядке деятельности, связанной с признанием несовершеннолетних граждан детьми-инвалидами и разработкой для них индивидуальной программы реабилитации инвалида, содержащей, в том числе, рекомендации по организации их обучения.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.

Информацию подготовил заместитель заведующего по социально-психологическому сопровождению.

В какой форме может быть получено дошкольное образование

В дошкольном возрасте у ребенка формируются все важнейшие системы организма, активно развиваются память, мышление, восприятие, нравственные чувства и социальные эмоции. Он познает все, что его окружает, формирует собственную картину мира. Он учится владеть речью и взаимодействовать с людьми. Ответственные и любящие родители понимают, насколько период с рождения и до 6-7 лет важен для ребенка, и поэтому уделяют особенное внимание выбору места и формы его дошкольного образования.

В чем заключается этап дошкольного образования ребенка

Дошкольным называют первый этап образования ребенка, охватывающий период от рождения и до 7 лет. Он реализуется как в семье, так и в образовательных учреждениях – детских садах, центрах детского развития.

Дошкольное образование включает в себя развитие:

  • Сферы познания. Родители и педагоги мотивируют детей к получению знаний, стимулируют их любознательность, удовлетворяют их потребности в познании мира.
  • Социальной коммуникации. Детей приобщают к социальным нормам и учат следовать им, формируют у них навыки общения с людьми разных социальных категорий, развивают навыки самостоятельности.
  • Физических качеств. Детям прививают стремление к физической активности и здоровому образу жизни, развивают их двигательную активность, приобщают к занятиям спортом.
  • Речи. У детей формируют навыки построения речевых конструкций, учат их грамотному, ясному и четкому произношению, расширяют их словарный запас.
  • Художественных и эстетических качеств. Детей учат воспринимать, понимать смысл и ценность культуры и искусства, природы, окружающего мира в целом, формируют у них эстетическое мировосприятие.

В какой форме может быть получено дошкольное образование?

Какой детский сад выбрать? Виды учреждений дошкольного образования

  • Муниципальный. Плюс таких детских садов – доступность. В них может попасть любой ребенок, главное – вовремя встать в очередь. В городах практически всегда можно найти муниципальный ДОУ в шаговой доступности от дома или работы. К тому же, ежемесячная плата за пребывание ребенка в таких детских садах относительно невысокая – до 1000 до 7000 рублей в зависимости от региона. В государственных ДОУ контролируется наличие у работников профильного образования, прохождение персоналом медкомиссий, соответствие образовательных программ требованиям ФГОС ДО и т. д. Главный минус – переполненность групп. Нередко один воспитатель отвечает за 30-40 детей, в то время как по нормам в группе должно быть максимум 25 воспитанников.
  • Ведомственный. Такие ДОУ создаются при государственных или коммерческих предприятиях. Пребывание в них детей сотрудников оплачивается частично или полностью. Другие дети могут в них попасть, если есть свободные места. Но уже за полную плату, которая в разы выше, чем в муниципальных садах. Ведомственные и частные ДОУ отличаются небольшими группами (13-15 человек), хорошей материальной базой. Однако таких садиков меньше, чем бюджетных, а попасть в них сложно.
  • Частный. Это коммерческие детские сады. В них обычно 5-10 детей в группе, богатая материальная база. В таких ДОУ нередко используются авторские методики развития, например, Монтессори или Домана. У детей много дополнительных занятий (танцы, иностранные языки, ментальная математика и т. д.), они часто посещают различные развлекательные и развивающие мероприятия. Коммерческие сады отличаются гибким графиком работы, возможностью заказать для ребенка индивидуальное меню. Но так как частных ДОУ меньше, чем муниципальных, они часто располагаются далеко от дома и работы родителей. Да и сумма ежемесячной оплаты немаленькая – от 5 000 до 100 000 рублей в зависимости от региона и престижности ДОУ. К тому же, за коммерческими садами куда меньший контроль, чем за государственными. Родители не могут быть полностью уверены в компетентности воспитателей, соблюдении закрепленных на законодательном уровне принципов дошкольного образования, санитарных норм, и т. д.

На что еще обратить внимание при выборе ДОУ?

  • Место расположения и режим работы. Желательно, чтобы садик был рядом с домом или работой родителей. В противном случае будут сложности с тем, чтобы вовремя приводить и забирать ребенка. То же самое касается и режима работы – если мама и папа не будут успевать отвести малыша в группу до начала трудового дня и забрать по окончании, придется просить об этом кого-то из родственников или нанимать няню.
  • Количество человек в группе. По санитарным нормам на одного воспитателя должно быть не больше 25 детей. Но из-за недостатка ДОУ это правило часто нарушается. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания к каждому ребенку, ниже риск, что с ним что-то случится из-за недосмотра. Поэтому лучше выбрать сад, где воспитатель работает не с 30-40, а хотя бы с 15-25 детьми.
  • Методика дошкольного образования. В государственных ДОУ используется стандартная методика всестороннего развития детей – малыши играют, гуляют, рисуют, танцуют и поют, учатся читать и писать, получают навыки самообслуживания под руководством педагогов. Но в частных садиках могут использоваться другие методики: Домана, Монтессори, Никитиных и т. д. Стоит прочитать о них, чтобы решить, подходят ли они вашему ребенку.
  • Возможность учитывать пищевые особенности ребенка. Меню для всех воспитанников в большинстве государственных детских садов общее. Но в крупных городах есть ДОУ или отдельные группы для детей-аллергиков. Узнать о них можно в местном Департаменте образования.
  • Наличие дополнительных занятий. Если родители хотят, чтобы их ребенок занимался в саду танцами или плаванием, учил иностранный язык, играл в детском театре, нужно искать ДОУ, где есть такие виды деятельности.

Универсальная программа для тех, кто решил стать воспитателем, но не имеет педагогической подготовки:

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

Она дает и теоретические знания в области педагогики и психологии детей-дошкольников, и практические навыки по планированию и организации всех видов деятельности в ДОУ с учетом ФГОС ДО. Можно пройти большой курс:

1100 часов (6.5 мес.)

Квалификация: Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста

– и получить сразу две востребованные профессии. Также у нас есть специальные программы подготовки методистов, музыкальных руководителей, старших воспитателей, педагогов раннего развития, педагогов предшкольной подготовки, инструкторов по физической культуре в ДОУ и т. д. По итогам обучения вы получите диплом, с которым можно устроиться на работу как частный, так и в государственный детский сад.

Если у вас есть только школьный аттестат, вы можете пройти программу профессионального обучения и получить профессию помощника воспитателя или младшего воспитателя.

Суть дошкольного образования ребенка заключается в его полноценном и всестороннем развитии, адаптации к жизни в обществе, готовности к освоению школьной программы. И будут ли достигнуты все эти цели, зависит в первую очередь от того, насколько ответственно родители подойдут к выбору формы и места обучения и воспитания своего малыша.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Подберем программу для Вас!

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Читайте также: