Как обеспечить получение дошкольного образования всеми детьми в местах кочевий
Обновлено: 04.07.2024
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области информирует о следующем.
Конституция РФ гарантирует право каждого на образование, общедоступность и безопасность дошкольного образования.
Законодательство предусматривает дополнительное образование, включающее в себя дополнительные образовательные программы и услуги. Однако, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательных услуг, финансируемых за счёт средств бюджета.
Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных стандартов (статья 46 Закона РФ «Об образовании).
Что такое дошкольное образовательное учреждение, виды дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет.
Дошкольное образовательное учреждение может быть государственным в ведении субъекта РФ, муниципальным или негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций (объединений).
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность только в форме юридического лица и должно оказывать услуги согласно лицензии на ведение образовательных услуг.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
Детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
Детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создаёт условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного возраста) реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлении деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
Детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
Детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии) одой или более категории детей с ограниченными возможностями здоровья);
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как: познавательно - речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
Центр развития ребёнка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как: познавательно - речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое).
Какую информацию для потребителей должен доводить исполнитель до заключения договора о показании образовательных услуг?
Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю полную и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Исполнитель обязан довести до потребителя (в том числе путём размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:
Наименование и местонахождение (адрес) исполнителя, сведения о наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименование, адреса и телефона органа, их выдавшего;
Уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
Перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
Стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату и порядок их оплаты;
Порядок приёма и требования к поступающим.
Исполнитель обязан также предоставить для требования потребителя:
Положение (для государственных и муниципальных ДОУ разработано типовое положение, утв. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666) или Устав (для негосударственных детских образовательных дошкольных учреждений).
В указанных учредительных документах устанавливаются основы организации деятельности, условия комплектования групп, участники образовательного процесса, управления учреждением, порядок привлечения дополнительных финансовых средств ДОУ;
Положение о филиале, отделении;
Лицензию, свидетельство о государственной аккредитации;
Адрес и телефон учредителя (учредителей) образовательного учреждения;
Образцы договоров в т.ч. об оказании платных дополнительных образовательных услуг;
Перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в т.ч. платных дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Образовательное учреждение обязано сообщить потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.
Договор об оказании платных образовательных заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
Наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации – исполнителя и место его нахождения;
Ф.И.О., телефон и адрес потребителя;
Сроки оказания образовательных услуг;
Уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
Другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
Должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.
Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой у потребителя.
Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством РФ должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.
Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется соглашением сторон.
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2022
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4
Доступное дошкольное образование для детей в возрасте до 3 лет – одна из основных задач государственной политики в России. К 2021 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 необходимо обеспечить достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. По состоянию на 1 июня 2019 года более семидесяти девяти тысяч детей дошкольного возраста (из них детей в возрасте до 3 лет – почти пять тысяч) обучаются в 355 муниципальных дошкольных организациях, которые расположены в 436 зданиях.
1 группа – главной особенностью является опосредованное дошкольное образование детей через родителей (законных представителей);
2 группа – дошкольное образование детей в совместной с их родителями (законными представителями) деятельности.
Особенности групп вариативных моделей
1 группа
2 группа
Опосредованное дошкольное образование детей через родителей (законных представителей)
Дошкольное образование детей в совместной с их родителями (законными представителями) деятельности
1. Консультационный интернет-портал для родителей.
2. Родительский университет.
3. Семейный клуб.
4. Родительские сборы
1. Волонтёрство (патронатная няня).
4. Летний (зимний) детскородительский лагерь.
С целью изучения потребностей жителей города Екатеринбурга в обучении детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в марте 2019 года был проведён опрос родителей (законных представителей) детей раннего возраста и педагогических работников (общее количество участников опроса – 492 человека), в результате которого составлен рейтинг предпочтений вариативных моделей.
Рейтинг вариативных моделей Место в рейтинге Наименование вариативной модели
Место в рейтинге
Наименование вариативной модели
1
Группа кратковременного пребывания
2
Консультационный интернет-портал для родителей.
3
Волонтёрство (патронатная няня).
4
5
Летний (зимний) детско-родительский лагерь
6
7
Группа полного дня
В настоящее время дошкольное образование в детском саду можно получить в группе полного дня либо в группе кратковременного пребывания. Коротко опишем основные особенности вариативных моделей, которые до настоящего времени не использовались в муниципальных дошкольных образовательных организациях и представлены в таблице 2.
1. Консультационный интернет-портал для родителей – это единый интернет-ресурс, учредителем которого является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга. На портале, помимо основной статистической информации (емкость муниципальной сети и перечень МДОО по районам, порядок предоставления услуги и другая информация), для родителей представлены тематические вкладки с активными ссылками, например: возрастные особенности развития детей, развитие детей с особыми образовательными потребностями. При этом на данном портале у каждого родителя появится возможность задать вопрос специалисту-консультанту и получить квалифицированный ответ в течение того времени, которое будет указано при обработке вопроса. В ходе апробации модели будет доступен родительский чат и перечень часто задаваемых вопросов с ответами.
Каждый шаг состоит из видеоурока, на котором педагог-наставник объясняет тему, затем тот же материал повторяется в виде текста, а затем родителю предлагается выполнить упражнение по изученной теме. Результат отправляется педагогу-наставнику, который может уточнить или дополнить в диалоге с обучающимся данную тему и пригласить на краткосрочную практику по данной теме.
3. Семейный клуб – это коммуникативная площадка для всех, кому интересна заранее анонсированная тема, связанная с проблематикой развития и воспитания маленьких граждан, и у кого есть стремление делиться своим опытом с другими. Основное отличие Семейного клуба от других моделей – это позиция равенства его участников – родителей, педагогов и специалистов.
Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться и высказывать свою точку зрению на заданную тему.
Семейный клуб имеет подвижную структуру. Это может быть макро- или микрообъединение – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей (ими могут быть как педагоги, так и родители). Методологической основой модели является концепция социализации ребёнка. Под социализацией мы понимаем двусторонний процесс, при котором, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой – воспроизводит его (Д.И. Фельдштейн, И.Н. Фридман). Наиболее аргументированной и созвучной основным характеристикам нашей модели рассматривается теория социального развития Д.И. Фельдштейна.
На первом этапе при получении дошкольного образования в Семейном клубе важной составляющей является эмоциональная сфера участников клуба. Человеку хочется погрузиться в тот вопрос, который ему либо необходимо решить, либо который его захватил на эмоциональном уровне – появился интерес. Поэтому образовательной организации, которая решит использовать данную модель, необходимо создать комфортную, эмоционально наполненную среду для первого заседания клуба.
Участвовать в работе семейного клуба приглашаются все желающие родители и старшее поколение семьи (бабушки и дедушки), педагогические работники ДОО и дети. Это могут быть разовые посещения заседаний семейного клуба или участие семьи в комплексе мероприятий, объединенных одной темой. В зависимости от тематики заседания работа в клубе проводится либо только с родителями (членами семей), либо совместно с родителями и детьми.
4. Волонтёрство ( патронатная няня ). В самом названии модели заложено противоречие: волонтёр – это доброволец, а патронатная няня – человек, выполняющий определённые функции. Чтобы данное противоречие использовать конструктивно при реализации модели, предлагаем рассмотреть ее с точки зрения базовой (основной) части и вариативной (формируемой участниками образовательного процесса).
Базовая часть модели (обязательная), на которой строится вариативная модель обучения, берет за основу, что волонтёр – это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально значимых мероприятиях.
Волонтёры могут быть как: из профессиональной среды (педагогические работники образовательных организаций, педагогические работники учреждений культуры, физкультуры и спорта); специализированные волонтёрские отряды, в том числе и студенческие.
При реализации данной модели дошкольная организация выступает в роли педагогического диспетчера между уже функционирующими волонтёрскими отрядами и образовательными потребностями на организацию досуговой деятельности ребенка со стороны родителей (законных представителей). Основными задачами, которые решаются при реализации вариативной части модели, являются: специализированная (педагогическая) помощь семьям с детьми, которые не посещают дошкольные образовательные организации, в индивидуальном режиме; организация помощи в краткосрочном уходе и присмотре за детьми на период отсутствия родителя (законного представителя), в том числе семьям одиноких родителей, чьи дети не посещают дошкольную образовательную организацию (например, по причине посещения магазина).
Вариативные части модели.
4.1. Патронатная няня – педагогический работник, который приходит в семью на определённое количество времени (не более 3 часов) по установленному графику, чтобы обеспечить образовательную услугу. А мама в это время может без опасения выйти, например, в магазин.
Данная вариативная часть реализуется для:
· семей, имеющих ребёнка с ОВЗ.
4.2. Педагогическое сопровождение детей, которые получают образование в семейной форме обучения.
Обязательные условия для запуска вариативных частей модели в МДОО:
· изучение социальной потребности населения.
· определение количества заинтересованных семей в данной модели.
· подготовка кадров (волонтёров).
Главная особенность группы в том, что дети в ней находятся вместе со значимым близким взрослым, в первую очередь – это мама, но могут присутствовать и папа, бабушка, дедушка. Задачей, которая решается в рамках реализации данной модели, является сохранение эмоционально-личностной связи у ребёнка с родным (близким) человеком при обучении. При этом малыш не переживает резкой смены условий пребывания в окружающем мире, как это бывает в период адаптации при поступлении в детский сад.
Согласно возраста организуются различные виды деятельности – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Деятельность ведется на основании утвержденного расписания: 2–3 раза в неделю и в дневное время. Наполняемость групп основывается на санитарных нормах – до 10 детей в одной возрастной группе.
Концептуальные основы для разработки данной формы обучения – это понятие ведущего для ребенка вида деятельности (ввел А.Н. Леонтьев для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований). В раннем детстве – это предметноманипулятивная деятельность. Ее мы предлагаем реализовывать через совместные игры детей и взрослых. В этом направлении планируется использовать коучинг-технологию (особая форма консультирования и индивидуальной поддержки). Для каждого ребёнка (семьи) – свой индивидуальный коуч, при этом количество детей у одного коуча может достигать пяти.
7. Летний ( зимний ) детско - родительский лагерь .
Лагерь – это краткосрочное по времени и в то же время глубокое погружение:
· в атмосферу детства прежде всего родителей (они давно забыли, что значит быть ребёнком);
· в атмосферу творчества и игры детей.
Лагерь организуется на территории и в помещениях детского сада. В лагерь приглашаются дети вместе с мамой и папой. Режим пребывания в лагере – ежедневно с 9.00 до 12.00 часов с соблюдением питьевого режима (без питания). Смены в лагере – тематические, при выборе смены родитель имеет возможность выбрать актуальную для себя и своего ребёнка тему. Тематика и периодичность организованных смен лагеря позволят удовлетворить (охватить) большее количество родителей.
1. Детское пространство – этот модуль реализуется параллельно со вторым модулем и способствует развитию самостоятельности и независимости.
2. Разговорный круг для родителей – специалисты дошкольной организации и родители собираются вместе, чтобы поговорить на интересующую тему, задать вопросы, поделиться размышлениями о детях, своих родительских заботах и поисках, то есть это формат круглого стола, где все равны в своем опыте, а ведущие-педагоги направляют беседу.
3. Семейная лаборатория – это время, когда все вместе творчески конструируют общее пространство: танцуют, играют, поют и рисуют.
5. Мастер-классы – пространство, в котором родители могут поделиться с другими семьями своим опытом, творчеством и знаниями. В свободном режиме участники могут вести разговор и участвовать в мастер-классе.
8. Родительские сборы.
Результат первого этапа – знакомство с семьями, имеющими детей раннего возраста и которые проживают во дворе дошкольной организации, чтобы сформировать перечень актуальных вопросов от родителей. Второй этап – основной, на котором определяется форма проведения и участники Родительских сборов.
Форма проведения Родительских сборов зависит от актуального вопроса, который возникает в ходе первого этапа:
1. Краткосрочные Родительские сборы проводятся один раз в квартал (в выходной день), продолжительность – не более 3 часов, или в вечернее время 1 раз в два месяца, продолжительность – не более 1,5 часа. Такой режим проведения обусловлен спецификой организации дня семей с маленькими детьми и выбран родителями как оптимальный. Родительские сборы имеют тематическую направленность и позволяют мамам и папам в течение непродолжительного времени получить определенные педагогические знания и ответы на волнующие их вопросы.
2. Родительские сборы-тренинг – предусматривают глубокое погружение родителей в проблему, связанную с развитием детей младенческого и раннего возраста, совместный поиск путей ее решения. Предусматривают освоение родителями эффективных способов взаимодействия с ребенком, трансляцию положительного семейного опыта в воспитании детей раннего возраста. Данная форма применяется дошкольной организацией при наличии специалиста с соответствующей квалификацией либо с приглашением сторонних специалистов.
Третий (завершающий) этап фактически является последней встречей в той или иной группе.
По окончании Родительских сборов семьи получат:
· кейс полезных методических материалов, подготовленных педагогическими работниками дошкольной организации;
· активное общение с семьями, воспитывающими детей раннего возраста, проживающими по соседству;
· практические навыки и приемы организации совместной и самостоятельной деятельности с детьми раннего возраста;
· положительный эмоциональный настрой, основанный на твердой уверенности в своих родительских силах.
9. Лето - парк – новая, современная форма дошкольного образования детей раннего возраста через организацию семейных прогулок и содержательного досуга в летний период года на прогулочном участке дошкольной образовательной организации. Этот участок – безопасное, специально оборудованное место для прогулки ребёнка. Эффективность использования прогулочного участка в светлое время суток в летний период составляет от 31 % (4–5 из 16 часов).
Режим работы Лето-парка:
Основные характеристики образовательных модулей.
В настоящее время в муниципальном образовании город Екатеринбург существует возможность получить дошкольное образование для детей до 3 лет только в группе полного дня (4500 мест) и группе кратковременного пребывания (1500 мест). Большая часть мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях создана для детей с 2 до 3 лет, это количество не удовлетворяет полностью потребность в дошкольном образовании детей раннего дошкольного возраста. Вариативные модели, описанные выше, позволят обеспечить обучение детей раннего возраста в условиях муниципальных дошкольных образовательных организаций.
Специальные условия для обучения детей с ОВЗ.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования.
Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого –медико -педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
В рамках данного направления необходимо обеспечить дифференцированное развитие, раннюю диагностику и коррекцию нарушений развития у детей, оказание психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства.
Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее - образовательные учреждения общего типа).
Модели интеграции инклюзивного образования
Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа.
Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов Российской Федерации.
Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.
Перечислим далее основные группы условий:
1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых образовательных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Вопросы, связанные с переводом детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставлением их на повторное обучение должны решаться в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании в РФ".
Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.
Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Особое внимание следует уделять развитию системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития. К этой категории относятся, в частности, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом, включая детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения. При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка.
В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Одной из основных составляющих социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий. В связи с этим значительное внимание должно уделяться созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья начального, среднего и высшего профессионального образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности их последующего трудоустройства.
Для содействия детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья данной категории выпускников.
Психолого -медико-педагогическое сопровождение
Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого -медико- педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого- медико- педагогические комиссии.
Указанные вопросы решаются также федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в процессе осуществления ими в установленном порядке деятельности, связанной с признанием несовершеннолетних граждан детьми-инвалидами и разработкой для них индивидуальной программы реабилитации инвалида, содержащей, в том числе, рекомендации по организации их обучения.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).
Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.
Информацию подготовил заместитель заведующего по социально-психологическому сопровождению.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются все важнейшие системы организма, активно развиваются память, мышление, восприятие, нравственные чувства и социальные эмоции. Он познает все, что его окружает, формирует собственную картину мира. Он учится владеть речью и взаимодействовать с людьми. Ответственные и любящие родители понимают, насколько период с рождения и до 6-7 лет важен для ребенка, и поэтому уделяют особенное внимание выбору места и формы его дошкольного образования.
В чем заключается этап дошкольного образования ребенка
Дошкольным называют первый этап образования ребенка, охватывающий период от рождения и до 7 лет. Он реализуется как в семье, так и в образовательных учреждениях – детских садах, центрах детского развития.
Дошкольное образование включает в себя развитие:
- Сферы познания. Родители и педагоги мотивируют детей к получению знаний, стимулируют их любознательность, удовлетворяют их потребности в познании мира.
- Социальной коммуникации. Детей приобщают к социальным нормам и учат следовать им, формируют у них навыки общения с людьми разных социальных категорий, развивают навыки самостоятельности.
- Физических качеств. Детям прививают стремление к физической активности и здоровому образу жизни, развивают их двигательную активность, приобщают к занятиям спортом.
- Речи. У детей формируют навыки построения речевых конструкций, учат их грамотному, ясному и четкому произношению, расширяют их словарный запас.
- Художественных и эстетических качеств. Детей учат воспринимать, понимать смысл и ценность культуры и искусства, природы, окружающего мира в целом, формируют у них эстетическое мировосприятие.
В какой форме может быть получено дошкольное образование?
Какой детский сад выбрать? Виды учреждений дошкольного образования
- Муниципальный. Плюс таких детских садов – доступность. В них может попасть любой ребенок, главное – вовремя встать в очередь. В городах практически всегда можно найти муниципальный ДОУ в шаговой доступности от дома или работы. К тому же, ежемесячная плата за пребывание ребенка в таких детских садах относительно невысокая – до 1000 до 7000 рублей в зависимости от региона. В государственных ДОУ контролируется наличие у работников профильного образования, прохождение персоналом медкомиссий, соответствие образовательных программ требованиям ФГОС ДО и т. д. Главный минус – переполненность групп. Нередко один воспитатель отвечает за 30-40 детей, в то время как по нормам в группе должно быть максимум 25 воспитанников.
- Ведомственный. Такие ДОУ создаются при государственных или коммерческих предприятиях. Пребывание в них детей сотрудников оплачивается частично или полностью. Другие дети могут в них попасть, если есть свободные места. Но уже за полную плату, которая в разы выше, чем в муниципальных садах. Ведомственные и частные ДОУ отличаются небольшими группами (13-15 человек), хорошей материальной базой. Однако таких садиков меньше, чем бюджетных, а попасть в них сложно.
- Частный. Это коммерческие детские сады. В них обычно 5-10 детей в группе, богатая материальная база. В таких ДОУ нередко используются авторские методики развития, например, Монтессори или Домана. У детей много дополнительных занятий (танцы, иностранные языки, ментальная математика и т. д.), они часто посещают различные развлекательные и развивающие мероприятия. Коммерческие сады отличаются гибким графиком работы, возможностью заказать для ребенка индивидуальное меню. Но так как частных ДОУ меньше, чем муниципальных, они часто располагаются далеко от дома и работы родителей. Да и сумма ежемесячной оплаты немаленькая – от 5 000 до 100 000 рублей в зависимости от региона и престижности ДОУ. К тому же, за коммерческими садами куда меньший контроль, чем за государственными. Родители не могут быть полностью уверены в компетентности воспитателей, соблюдении закрепленных на законодательном уровне принципов дошкольного образования, санитарных норм, и т. д.
На что еще обратить внимание при выборе ДОУ?
- Место расположения и режим работы. Желательно, чтобы садик был рядом с домом или работой родителей. В противном случае будут сложности с тем, чтобы вовремя приводить и забирать ребенка. То же самое касается и режима работы – если мама и папа не будут успевать отвести малыша в группу до начала трудового дня и забрать по окончании, придется просить об этом кого-то из родственников или нанимать няню.
- Количество человек в группе. По санитарным нормам на одного воспитателя должно быть не больше 25 детей. Но из-за недостатка ДОУ это правило часто нарушается. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания к каждому ребенку, ниже риск, что с ним что-то случится из-за недосмотра. Поэтому лучше выбрать сад, где воспитатель работает не с 30-40, а хотя бы с 15-25 детьми.
- Методика дошкольного образования. В государственных ДОУ используется стандартная методика всестороннего развития детей – малыши играют, гуляют, рисуют, танцуют и поют, учатся читать и писать, получают навыки самообслуживания под руководством педагогов. Но в частных садиках могут использоваться другие методики: Домана, Монтессори, Никитиных и т. д. Стоит прочитать о них, чтобы решить, подходят ли они вашему ребенку.
- Возможность учитывать пищевые особенности ребенка. Меню для всех воспитанников в большинстве государственных детских садов общее. Но в крупных городах есть ДОУ или отдельные группы для детей-аллергиков. Узнать о них можно в местном Департаменте образования.
- Наличие дополнительных занятий. Если родители хотят, чтобы их ребенок занимался в саду танцами или плаванием, учил иностранный язык, играл в детском театре, нужно искать ДОУ, где есть такие виды деятельности.
Универсальная программа для тех, кто решил стать воспитателем, но не имеет педагогической подготовки:
620 часов (5 мес.)
Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
Она дает и теоретические знания в области педагогики и психологии детей-дошкольников, и практические навыки по планированию и организации всех видов деятельности в ДОУ с учетом ФГОС ДО. Можно пройти большой курс:
1100 часов (6.5 мес.)
Квалификация: Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста
– и получить сразу две востребованные профессии. Также у нас есть специальные программы подготовки методистов, музыкальных руководителей, старших воспитателей, педагогов раннего развития, педагогов предшкольной подготовки, инструкторов по физической культуре в ДОУ и т. д. По итогам обучения вы получите диплом, с которым можно устроиться на работу как частный, так и в государственный детский сад.
Если у вас есть только школьный аттестат, вы можете пройти программу профессионального обучения и получить профессию помощника воспитателя или младшего воспитателя.
Суть дошкольного образования ребенка заключается в его полноценном и всестороннем развитии, адаптации к жизни в обществе, готовности к освоению школьной программы. И будут ли достигнуты все эти цели, зависит в первую очередь от того, насколько ответственно родители подойдут к выбору формы и места обучения и воспитания своего малыша.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Подберем программу для Вас!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Читайте также: