Что входило в обязанности элланодиков

Обновлено: 02.05.2024

Олимпийские игры пришли к нам из Древней Греции. Название Игр связано с древнегреческой мифологией.

История Олимпиад уводит нас в священную долину – Олимпию. Здесь находилось древнее святилище и проводились ритуальные состязания, посвященные Зевсу. Здесь же был сооружен первый олимпийский стадион.

В 776 году до нашей эры в Олимпии началась легендарная эра – эра античных Олимпиад.

Олимп и Олимпия – как появилось название Игр

Почему Олимпийские игры так называют? Название связано со священными для древних греков местами — Олимпом и Олимпией.

Олимп, это горный массив. Расположен в северной Греции. Здесь, по мнению греков, жили боги.

Олимпия, это культовое место на территории южной части Греции. Здесь богам приносили жертвы, за долго до появления Олимпиад.

Гора Олимп и Олимпийские боги

Олимп – мифологический и природный символ Греции. Это не отдельная гора, а горный массив. Протяженность горной цепи составляет более 20 километров.

Всего Олимп насчитывает 52 вершины. Три самых высоких пика носят названия: Митикас (2917 м), Сколио (2912 м) и Стефани (2905 м).

пик Стефани, Греция

Олимп является самым высоким горным массивом на территории Греции. Здесь обитали греческие боги во главе с Зевсом – властелином грома и молнии. Простой смертный не мог подняться в жилище богов. Когда нужна была божественная помощь, греки молились и приносили жертвы богам в священных местах.

Религиозные центры были разбросаны по территории всей Греции. Одно из самых почитаемых святилищ находилось далеко от горы Олимп.

Священная Олимпия

В северо-западной части Пелопоннесского полуострова, между реками Алфей и Кладеон, находится огороженная холмами долина – Олимпия. Здесь находился знаменитый на всю Грецию алтарь верховного бога.

К священному алтарю съезжались со всех греческих городов. Громовержцу привозили дары, приносили жертвы, в честь него проводили ритуальные состязания.

Древние греки соревновались в беге, метали диск, стреляли из лука. Богатые граждане устраивали гонки на колесницах. Победу посвящали Зевсу. Таким способом греки благодарили высшие силы за удачу и просили о помощи в будущем.

Игры проводились раз в пять лет. Но из-за постоянных воин, который греки вели друг с другом, традиция была прервана. Через несколько столетий Олимпия вновь стала центром священных Игр.

Возобновление древнегреческих Игр

Греческие города-государства постоянно враждовали между собой. Самым грозным государством была воинственная Спарта. В IX веке до н. э. спартанцы покорили все соседние города и подошли к границам полиса (государства) Элида. Священная Олимпия находилась на территории Элиды.

Древние греки верили, что через Пифию вещает один из верховных богов – Аполлон. Ослушаться такого совета никто не посмеет. Царь Ифит рассказал о предсказании уважаемому в Спарте человеку – Ликургу, человеку, создавшему спартанские законы.

В итоге – Спарта отказалась от завоевания Элиды. Объявила Олимпию нейтральной землей и взяла ее под защиту. Стараниями Ифита и Ликурга древние Игры возобновили. На время проведения Игр объявили перемирие. Соблюдение мира и безопасность состязаний гарантировала грозная Спарта. Игры назвали Олимпийскими.

Достоверные даты жизни Ифита и Ликурга неизвестны. Не сохранились и точные сведения о возрождении античных состязаний. По одним данным Игры возобновили в 884 году до н. э., по другим в 828.

Прошло время, греки осознали важность этого события. Древнегреческие историки восстановили ход событий и составили хронологию Олимпийских игр.

Общегреческое значение Олимпийских игр

Весть о возобновлении состязаний, посвященных Олимпийским богам, быстро распространилась по всему античному миру. Вскоре религиозный праздник перерос в масштабное мероприятие. Олимпийские игры стали самым значимым событием в жизни древних греков.

Священные Игры – время перемирия

Во время Олимпийских игр прекращались войны на территории всех греческих полисов. Заключалось священное перемирие – экехерия.

На Олимпийские игры приезжали жители не только Балканского полуострова, но и представители городов-колоний, расположенных во всех районах Средиземноморья: на Апеннинском полуострове, в Сицилии, Африке, Малой Азии.

Представители враждующих городов проводили в Олимпии мирные переговоры, улаживали конфликты. Свободные граждане использовали перемирие, чтобы совершать торговые и другие сделки. Знаменитые философы, поэты, художники знакомили публику со своими произведениями. Число зрителей и участников Олимпийских состязаний росло с каждым годом.

Олимпия приобрела значение духовного центра Древней Греции. Здесь греки чувствовали себя единым народом – с общей культурой, историей и традициями. Олимпийский праздник дарил людям мир. Всеобщие распри прекращались, обиды забывались. Эллины понимали, что несмотря на все раздоры, Эллада – их общая Родина.

Как создавалась история

Со времен Ифита и Ликурга состязания проводили регулярно – раз в четыре года. Вначале Игры не нумеровались, а назывались по имени победителя. Имена победителей заносили в специальный список – бассикалий.

В V в. до н. э., современник Сократа, философ Гиппий (около 460 – 400 г до н. э.) упорядочил список победителей. Расставил по порядку и пронумеровал Олимпийские игры. На список Гиппия, ориентировались многие античные историки и философы, включая Аристотеля (384-322 г до н. э.).

Летосчисление по античным Олимпиадам

В современном языке Олимпиада и Олимпийские игры – синонимы. В Древней Греции эти слова имели разное значение.

Олимпийские игры, в понимании греков, это праздник, который длился пять дней.

Античная Олимпиада – это четырёхлетний период между двумя последовательными Олимпийскими играми. Так древние греки называли временной интервал между спортивными состязаниями.

776 год до н.э. – первые Олимпийские игры

Отсчёт древнегреческих Олимпиад античные авторы установили с 776 до н. э. Имена победителей более ранних Игр не сохранились, поэтому их решили не учитывать. Победителем первых Олимпийских играх считают жителя Элиды – Кореба. Его имя и дата Игр были высечены на плите, найденной в древней гробнице.

В 394 году, христианский император Феодосий, запретил Олимпийские игры. Античные храмовые сооружения были сожжены. Олимпия пришла в упадок.

Землетрясения и наводнения завершили разрушение легендарного святилища Древней Греции. Эпоха античных Олимпиад закончилась.

Всего в период с 776 года до н.э. до 394 год было проведено 293 Игр.

Олимпийские виды состязаний в Древней Греции

Олимпийские состязания были посвящены богам. Но выбор соревнований определялся земными возможностями и потребностями. Что должен был уметь человек в Древней Греции? Поймать добычу, убежать от хищника, одолеть врага. Олимпийские игры включали в себя набор необходимых упражнений: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

Как проходили античные состязания

Олимпийский праздник длился пять дней. В первый день, участники Игр приносили жертвы и клятвы богам. Состязания начинались во второй день праздника. По словам Павсания (древнегреческий историк) первое время все соревнования проводили в один день. В 472 до нашей эры состязания распределили на три дня. Первым состязанием был бег. Вторым прыжки в длину.

Выполняя прыжок в длину, атлеты использовали камни (позже свинцовые гири). Камни зажимали в кулаки. В момент отталкивания, прыгун резким движением выбрасывал руки вперед. Считали, что утяжелители создают инерцию и усиливают длину прыжка.

Программа состязаний со временем менялась, добавлялись новые виды соревнований. Неизменным оставалось одно – первый и последний день посвящали богам. В завершающий, пятый день праздника устраивали торжественное шествие и награждали победителей. Заканчивался праздник всеобщим пиром и подношениями Зевсу.

Бег на одну стадию (192 метра) – являлся единственным видом состязаний на первых 13-и Олимпиадах.

Двойной бег – добавили на 14-й Олимпиаде (724 г до н.э.). Атлеты пробегали одну стадию, разворачивались вокруг столба и возвращались к старту. Получалось две стадии – 384 метра.

Долгий бег – бег на 7 стадий (1344 метра). В программу соревнований включили на 15-й Олимпиаде (720 г до н.э.). В последующие годы длина дистанции увеличилась до 24 стадий (до 4608 м).

Бег гоплитов – бег на две стадии в полном вооружении: со щитом, в шлеме и поножах (защита голени). Добавлен в Олимпийские состязания в 520 до н. э, на 65-й Олимпиаде. Позднее из вооружения оставили только щит.

Пятиборье

Все виды состязаний проводили в один день. Атлеты делились на пары и соревновались между собой. Начинали с прыжков. Тот, кто выигрывал три вида состязаний, становился победителем пары и переходил в следующий круг соревнований. Так, до тех пор, пока не оставалась одна – финальная пара.

Единоборства

Борьба – в 708 до была включена в состав пятиборье, а также стала самостоятельной дисциплиной. Правила определяли две основные позиции: в стойке и на земле.

Кулачный бой – добавили в олимпийские состязания в 688 до н. э. (23-я Олимпиада). Правилами запрещался захват соперника, подножки и удары ногами. Поединок завершался сдачей соперника. Побеждённый поднимал руку, когда был не в силах продолжать бой. Гибель атлета в поединке не являлась редким событием.

На 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) в программу состязаний включили ещё один вид единоборства – панкратион. В рукопашном бою, борцовская техника соединялись с ударами руками и ногами. Разрешено удушение, запрещены укусы и выдавливание глаз.

Конные бега с колесницами

На 25-й Олимпиаде (680 до нашей эры) были введены гонки квадриг – двухколёсная колесница с четырьмя запряженными конями. В 648 до н. э. (33-я античная Олимпиада) к ним добавлены скачки на лошадях. На 93-их Олимпийских играх (408 до н. э.) появились гонки колесниц с двумя лошадьми в упряжке.

Конные бега с колесницами – это единственный вид состязаний в Древней Греции, в котором женщину могли объявить победителем. Дело в том, что чемпионом объявляли не жокея, а владельца колесницы и лошадей.

Первой женщиной-чемпионом Олимпийских Игр стала спартанка Киниска – родная сестра спартанского царя. Её упряжки победили на играх в 396 и 392 годах до н. э.

Состязания трубачей и герольдов

В 396 до нашей эры (96-я Олимпиада) в программу античных Игр включили соревнования трубачей и герольдов (глашатаев). Выступления музыкантов и ораторов являлась логическим следствием мировоззрения эллинов. К состязаниям атлетов древние греки относились, как к искусству. Победителей чтили, как национальных героев.

Олимпионики – победители античных Олимпиад

Олимпионик – так в Древней Греции называли победителя Олимпийских игр.

Олимпионики до конца жизни были окружены всеобщим почётом и уважением. Поэты посвящали им стихи. Их имена высекались над воротами родных городов. Герою воздвигали статую на родине, а в честь трехкратного чемпиона – в самой Олимпии.

Древние греки считали победу, знаком расположения богов – вниманием Зевса к атлету и его родному городу.

Кто мог участвовать в Играх

К участию в Олимпийских играх допускались только греческие граждане. Рабы и варвары (лица не греческого происхождения) участвовать в Играх не могли. После завоевания Греции Римом, исключение сделали только для римлян.

Женщины не могли присутствовать на античных Олимпийских играх даже в качестве зрителей. Ослушавшимся грозила смертная казнь. Исключение было сделано лишь для жрицы богини Деметры.

Один из мифов рассказывает о том, как однажды мать олимпийского чемпиона, хитростью проникла на стадион. Легендарная Каллипатера, уроженка острова Родос, была дочерью и сестрой олимпионика. Она верила, что её сын Посейдор, тоже станет олимпийским чемпионом. Мать хотела любой ценой увидеть триумф сына. Прибыв в Олимпию Каллипатера надела мужское платье и примкнула к группе педотрибов. (Педотриб – учитель гимнастики, тренер в Древней Греции).

Посейдор стал олимпийским чемпионом в кулачном бою. Когда объявили победителя, счастливая мать не выдержала: забыв обо всём, перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну. От стремительного бега мужской наряд слетел. По закону, женщину следовало сбросить со скалы.

Тогда Каллипатера объявила из какого она рода, кто её отец, брат и заявила, что она сама тренировала своего сына. Мать олимпионика помиловали.

Чтобы подобное не повторилась, было принято новое правило. Отныне – тренер, находившийся в непосредственной близости от участников состязаний, обязан быть обнаженными.

Как готовились к Олимпийским играм

Атлеты, желавшие принять участие в Олимпийских играх, готовились к ним задолго до начала состязаний. К тренировкам приступали за 10-12 месяцев до открытия Игр. Будущие чемпионы, тренировались в государственных гимнасиях и палестрах (частная гимнастическая школа). От зари до зари атлеты оттачивали своё мастерство, развивая силу, ловкость и выносливость.

Древние правила требовали, чтобы последний месяц тренировок проходил непосредственно в Олимпии. Поэтому кандидаты съезжались сюда заранее. Но попасть в финальную часть состязаний было тяжело. Отбор участников соревнований был суровым.

Чтобы попасть на Игры, претенденты сначала сдавали экзамен особой комиссии. Затем, прошедшие отбор, ещё месяц тренировались по специальной программе уже в самой Олимпии. Отбор кандидатов проходил под руководством элланодиков.

Элланодики – судьи Олимпийских игр в Древней Греции. Они отвечали за подготовку участников соревнований, наблюдали за ходом состязаний и присуждали награды победителям. Для поддержания порядка им в помощь давался отряд вооруженных воинов-алитаев. Алитаи были в Олимпии единственными, кому разрешалось носить оружие.

Античных судей назначали при помощи жребия, из числа самых уважаемых граждан Элиды. На первых Олимпиадах судейский комитет состоял из двух человек. Затем количество элланодиков неоднократно изменялось от 8 до 12 человек.

Перед началом состязаний, участники соревнований приносили жертвы богам и клялись соблюдать правила. Отцы, братья и гимнастические учителя атлетов также клялись в том, что они не виновны ни в каком противоправном деянии.

К участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления. Честность и безукоризненность являлись обязательной чертой будущего олимпионика.

Прославленные атлеты Древней Греции

Милон из Кротона – самый знаменитый борец Древней Греции. (Кротон – греческая колония на юге современной Италии). Милон единственный атлет в истории, которому удалось победить в шести античных Олимпийских играх.

Свою первую победу борец одержал на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он еще 5 раз завоевал титул чемпиона – уже среди взрослых атлетов.

Когда Милон готовился к своей первой Олимпиаде, он использовал для тренировок теленка. Взваливал на плечи и ходил кругами. Теленок вырос и превратился в крупного быка, а олимпионик продолжал носить его на плечах. Когда в честь олимпийского чемпиона отлили бронзовую статую в полный рост, он вскинул ее на плечо и сам принес в храм.

Орсипп из Мегар – с именем бегуна связана традиция наготы. Почему изображения олимпийцев Древней Греции предстают перед нами обнаженными? Мифы связывают этот обычай с именем античного легкоатлета.

Орсипп стал победителем XV античных Олимпийских игр (720 г до н. э.). Он выиграл соревнования в беге на один стадий. Во время забега у Орсиппа с бёдер упала повязка. Возможно он сам её сорвал, чтобы не мешала движению. К финишу победитель прибежал голый.

По преданию, инициативу подхватил спартанец Акант. На тех же играх он одержал победу в двойном и долгом беге. Спартанец тоже финишировал голым. После этого случая все атлеты стали выступать обнаженными (кроме состязаний в конных бегах).

Леонидас с Родоса – прославленный бегун стал четырехкратным триастом.

Триаст – в Древней Греции титул олимпийского чемпиона, который победил в трех соревнованиях, прошедших в один день: в беге на один стадий, в двойном беге и беге с оружием.

Леонидас установил своеобразный античный олимпийский рекорд, который продержался до 2016 года. Легендарный атлет, четыре Олимпиады подряд, побеждал в трех дисциплинах. В период с 164 по 152 г. до н. э. античный спринтер завоевал 12 оливковых венков (аналог современных золотых медалей).

Философы – олимпионики. В числе участников и победителей Олимпийских игр были также известные мыслители античности. Например, Платон и Плутарх выигрывали соревнования по панкратиону.

Постскриптум

Античные Олимпийские игры не избежали участи языческого культа. Нападки религиозных христиан, уничтожение построек, землетрясения, наводнения – люди и природа сравняли Олимпию с землей.

Олимпийский праздник Древней Греции мог навсегда кануть в историю. Более полутора тысяч лет мир жил без Олимпиад.

Возрождение олимпийской истории и современные Игры связаны с именем французского барона Пьера де Кубертена.

DELETED

Кроме перечисленного, в программе соревнований присутствовали иппические состязания: верховые скачки на взрослых лошадях; кальпа — попеременный бег и скачка на колеснице; синорида — бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми; бег колесниц, запряженных четырьмя жеребятами; верховые скачки на жеребятах, а также бег колесницы, запряженной мулами — апены. Проводились также состязания в военных танцах (пиррихии), в красоте среди мужчин (эвандрии), в искусстве (мусические агоны), эстафеты с факелами (лампадодромии).

В программе праздника, кроме собственно спортивных игр, присутствовали выступления поэтов, ораторов, музыкантов, а также театрализованные представления.

Пятидневные празднества Олимпиад проводились следующим образом. В первый день производился тщательный осмотр участников, а также торжественная клятва атлетов и элланодиков на алтаре Зевса Горкия в булевтерии. Первые брали на себя обязательство состязаться честно, не нарушать правил и подчиняться решению судей, которые, в свою очередь, клялись судить по совести и правилам, без предубеждения к спортсменам.Элланодики имели при себе раздвоенные в виде вилки на конце тонкие длинные деревянные палки, ударами которых они могли наказывать провинившихся.

Участников с помощью жребия разделяли на группы по четыре человека. Затем следовало торжественное жертвоприношение Зевсу и открытие Игр. Во второй день происходили соревнования в группе мальчиков: бег и борьба, пентатлон, кулачный бой. Третий день отводился состязаниям взрослых атлетов — бегу, борьбе, кулачному бою, панкратию и пятиборью. Четвертый день был целиком посвящен иппическому агону, а пятый — награждению победителей и закрытию Игр.

Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами — специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом.
Самым курьезным и трагическим за всю историю Олимпийских игр можно назвать поединок в панкратии на 53-й Олимпиаде в 564 г. до н. э. Противник трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил ему горло ногами, намереваясь задушить. Из последних сил Аригион сломал сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым признавая себя побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи, оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку один из борцов сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных прений нашли оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал почета, и на голову трупу надели оливковый венок.

Поскольку, как было сказано выше, спортсмены смазывали свои тела маслом, то образовавшуюся после состязаний грязь приходилось соскребать специальными приспособлениями — стригилами.

DELETED

Прыжки в длину (обычно серия из нескольких следующих один за другим) — гальма — совершались без разбега со специального возвышения — батера. Для большего размаха при прыжке спортсмены использовали каменные или свинцовые гири — хальтеры, которые следовало уронить до приземления. То есть, прыжок совершался приблизительно так: при отрыве от земли атлет взмахом направлял руки с хальтерами вперед, перед приземлением отводил их назад, а при касании земли отбрасывал хальтеры совсем. Использование хальтеров было необязательным, но они давали прыгуну некоторый импульс в начале упражнения, а также способствовали сохранению равновесия и получению более четкого отпечатка пяток.

Кроме того, поскольку спортивные состязания определялись особенностями военного искусства того времени, эти гири в руках прыгуна символизировали оружие, с которым греческому воину приходилось перепрыгивать канавы, рвы и прочие препятствия.
Все мероприятие могло сопровождаться аккомпанементом флейты.

Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений – гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi — нагой). А длина арены — один стадий — дала название и площадке — стадион. Но об этом позже. Беговая дорожка не была круговой, как сейчас — атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием — гоплитодромос — наиболее наглядно демонстрировал это.

Дискометание известно еще из поэм Гомера как одно из любимых упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты-дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов — метание могло производиться только в вертикальной плоскости.

Помимо уже упомянутых бега, борьбы, прыжков в длину и метания диска в пентатлон входило еще и метание копья. Кстати, согласно греческой мифологии, пентатлон был изобретен Ясоном — легендарным предводителем аргонавтов.
В Олимпийских играх бег и борьба проводились как в пентатлоне, так и отдельно, в то время как прыжки в длину и метания диска и копья — только в пятиборье. Очень интересным было определение победителя в пентатлоне. Оно осуществлялось на основе принципа выбывания. Поскольку бег, прыжки и метания копья и диска требовали разных физических усилий, чаще всего победителей было четверо — по одному в каждом виде. Иногда один участник становился победителем в двух видах состязаний, а в двух других достигались равные результаты. Или два участника побеждали каждый в двух видах соревнований. В таких случаях состязания в борьбе проводились обязательно — для определения финального победителя. А если в трех видах пентатлона побеждал один и тот же участник, то пятый вид состязаний не имел значения.

Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание делилось на два вида: “экеболон”, где определяющей была дистанция, которую пролетело копье, и “стохастикон”, где судили по поражению специальной цели.

DELETED

Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований отдавали предпочтение конным.

Более того, атлетом мог быть любой грек (с небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания.

А вот выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому богачу. Древние историки (Исократ, Плутарх) почти хором рассказывают о честолюбии Алкивиада, пославшего на Олимпиаду семь (!) колесниц. Столько, кроме него, не посылал никто — ни частное лицо, ни царь. Он получил первую, вторую и четвертую, по словам Фукидида, награды.
Еврипид же указывает, что и третья тоже досталась Алкивиаду.
Конные состязания проводились на ипподроме, располагавшемся южнее стадиона, который был длиной в 4 стадия — около 770 м.

В более позднее время Игры продолжались семь дней, а в период римского владычества веками установившимся правилам следовали уже не столь строго. В 65 г. н. э. император Нерон превратил Олимпиаду практически в фарс, участвуя в скачках в сильнейшем подпитии и приказав не выпускать зрителей при своем выступлении на мусическом агоне. Вы, наверное, удивитесь, но Нерон стал победителем.

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1- й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в
4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград.

АВГИЙ – царь Элиды (древнее название Греции), с его именем связан один из подвигов Геракла. Когда слава Геракла и всенародная любовь к этому герою затмила славу самого царя, Авгий решил опозорить Геракла, заставив чистить конюшни, которые не убирались много лет.

Авгий надеялся, что Геракл не справится с этим и тем самым опозорит свое имя перед согражданами. Геракл не стал чистить конюшни. Ночью он перегородил русло реки Алфей и направил воды в конюшни. К утру они были чистыми.

Геракл в знак презрения к несправедливому царю вызвал его на поединок и победил. В честь этой победы Геракл созвал своих братьев и устроил среди них соревнования в беге. Таким образом, как утверждает одна из многочисленных легенд, эти соревнования и стали предвестником Олимпиад.

АПОЛЛОН –в греческой мифологии сын бога Зевса. Покровитель искусств. Совершенные пропорции тела. Известны статуи “Аполлон, убивающий ящерицу” (скульптор Пракситель) и “Аполлон Бельведерский” (скульптор Леохар). В честь Аполлона приносились жертвоприношения на Пифийских играх в Дельфах.

АРТЕМИДА – дочь бога Зевса, покровительница плодородия и охоты. В честь богини проводились ежегодные праздники, на которых юноши демонстрировали свое умение владеть луком, проявлять смелость и ловкость, доказывать готовность к воинским делам. Все это входило в систему физического воспитания Спарты.

АФИНЫ – один из городов-полисов Древней Греции. Отличался передовыми демократическими реформами в образовании, общественной жизни. Физическое воспитание детей было частным делом родителей. Физическое воспитание мальчиков осуществлялось в палестрах. Это были частные учебные заведения, где занятия проводили педотрибы (учителя). В Афинах были и общественные заведения – гимнасии. В них юноши занимались военной подготовкой и физическими упражнениями, готовились к выступлениям на праздниках.

Девушки в Афинах в палестры и гимнасии не допускались и физическими упражнениями не занимались. До наших дней сохранились названия трех древнегреческих гимнасиев: Академия, Ликеон, Киносарг. Наибольшей популярностью в них пользовалась борьба.

ВЕНОК ИЗ ВЕТВЕЙ ОЛИВКОВОГО ДЕРЕВА – одна из наград, вручаемая олимпионику. Изготавливался из ветвей деревьев, растущих в священной роще Олимпии.

ГЕРА –царица богов, сестра и жена бога Зевса. Ее имя в олимпийской тематике связано с проведением состязаний девушек, которые проводились вблизи Олимпии. Как известно, девушки не могли участвовать в древних Олимпийских играх, однако стремление к духовному и физическому здоровью девушек было заботой государства. Этим и отличалась Спарта от других древнегреческих городов-полисов. Участницы этих состязаний назывались гереи.

ГЕРАКЛ –всеобщий любимец древних греков. Сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. О силе Геракла слагались легенды, отражающие его подвиги. В мифологии известно двенадцать подвигов Геракла, среди которых освобождение Прометея, победа над Антеем, сражение с кентаврами и другие.

ГЕРОДОТ – древнегреческий историк. В 444 г. до нашей эры участник Олимпийского конкурса искусств в храме Зевса. Удостоен награды за рассказ о победе греков над персами. Впоследствии назван “отцом истории”.

ГИМНАСИЙ –древнегреческое спортивное сооружение, предназначенное для тренировок в беге. Длина крытого портика гимнасия составляла 219,5 метра, а ширина 11,3 метра.

ГОПЛИТ – тяжеловооруженный воин.

ДИАГОР – самый знаменитый кулачный боец Древней Греции. Жил на острове Родос. Олимпийский чемпион 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н.э.

Основатель целой династии олимпиоников. Три сына и два внука Диагора были чемпионами Олимпийских игр. Умер во время церемонии награждения своих сыновей лавровыми венками чемпионов.

ДРЕВНИЕ ОЛИМПИАДЫ – ПРАЗДНИКИ МИРА – Олимпийские игры Древней Греции считались национальными праздниками и объявлялись днями всеобщего мира. Специальные послы объезжали все города-государства Греции и объявляли о священном перемирии. Всякие войны прекращались. Существовал строгий запрет, никто не имел права применять оружие и даже вносить его на территорию Олимпии.




ЗЕВС– в греческой мифологии верховный бог. Сын титана Кроноса. После победы над отцом становится владыкой всех богов и людей. Атрибутами власти Зевса были щит, скипетр, ореол. Считалось, что жил Зевс на вершине горы Олимп. Покровительствовал Олимпийским состязаниям, проводимым в местечке Олимпия.

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ –по преданию, учредителем игр был бог Посейдон. С 572 г. до н.э. эти игры становятся общегреческими. Как и Немейские, они проводились один раз в два года весной, в апреле. В программу входили музыкальные и поэтические конкурсы, состязания атлетов в беге, борьбе, кулачном бою и гонках колесниц. К участию в общеэллинских играх не допускались те, кто нарушал законы.

МИЛОН ИЗ КРОТОНА – победитель шести античных Олимпийских игр по борьбе. Один из самых знаменитых олимпиоников. Ученик Пифагора, автор книги “Физика”. О силе Милона ходили легенды. Занимал видное место в общественной жизни Кротона.

НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ – празднества на северо-востоке Пелопонесса.

По преданию, их учредил Геракл в знак победы над немейским львом. Состязания проходили летом один раз в два года и пользовались большой популярностью у греков. Атлеты состязались в беге, борьбе, пятиборье и беге в полном вооружении.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНОСТИ – как грандиозные спортивные праздники и игры развивались на религиозной основе и происходили из обрядов того времени. Эти праздники возникли примерно в 1400 году до н.э. Если следовать описаниям древнегреческого историка Павсания, то Олимпийские игры, как утверждает легенда, были основаны Гераклом в честь бога Зевса в 776 г. до н.э. Другой древнегреческий историк Тимей ввел летоисчисление в Греции именно от этого 776 г. до н.э., подтвердив таким образом исторический факт проведения первых Олимпийских игр древности в этом году.

На первых Олимпийских играх был лишь один вид – бег на 1 стадию.

История донесла до нас имя первого победителя. Им стал повар из Элиды – Коройба. 1168 лет продолжались Олимпийские игры древности. В 394 г. уже нашей эры император Римской империи Феодосий запретил их как языческие. Традиции древних олимпиад настолько глубоко вошли в быт и уклад жизни древних эллинов, что их удалось сохранить и по сей день.

Этому способствовало огромное уважение и любовь греков к победителям Игр. Им устанавливали статуи, высекали их имена на каменных плитах, в город, где они жили, их вносили на руках. Победителя награждали венком из оливкового дерева, пальмовой ветвью и белой налобной повязкой и называли олимпиоником.

Наряду с Олимпийскими, в древней Греции проходили и другие игры: Пифийские, Истмийские, Немейские и др.

Если сопоставить даты и периодичность их проведения, то можно предполагать, что в Греции существовала стройная система спортивных состязаний, начиная от местных региональных игр до самого высокого ранга – Олимпийских.

Причем программа игр постоянно расширялась, включая все новые виды физических и военных упражнений. В результате такой системы на Олимпийские игры попадали сильнейшие атлеты древности. К ним в первую очередь следует отнести Леонидаса из Родоса. Этот выдающийся атлет 12 раз был победителем в беге на разные дистанции. Немало легенд ходит о другом известном олимпионике – Милоне из Кротона. Ученик Пифагора, по ряду версий, автор книги “Физика”, философ и всеобщий любимец греков, он 6 раз был победителем на Олимпийских играх по борьбе. На Пифийских играх побеждал 7 раз, на Истмийских – 10 и на Немейских – 9 раз.

ОЛИМПИЙСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ – введено историком Тимеем в связи с огромной популярностью Олимпийских игр. В основу хронологии положен счет времени по олимпиадам. Промежуток между двумя Олимпийскими играми состоял из 1417 дней и считался олимпиадой.

ОЛИМПИОНИК –победитель состязаний на Олимпийских играх древности. Имел высокий общественный статус, пользовался всеобщей любовью и уважением сограждан.

ОЛИМПИЯ –историческое место проведения античных Олимпийских игр, расположенное в долине двух рек – Алфей и Кладеус – в полисе Элида Древней Греции, у подножия Кроноссного холма.

Возникла во втором тысячелетии до н.э. как ритуальное место и святилище бога Зевса и богини Геры. Главными сооружениями в Олимпии были храм Зевса и спортивные сооружения: стадион, гимнасий, палестра. Вокруг храма Зевса сооружались статуи победителей Олимпийских игр.

ПАЛЕСТРА –в Олимпии палестра служила местом борьбы. Это был двор с навесом над всеми сторонами двора, где размещались классы, бани, комнаты для отдыха и другие помещения, необходимые для занятий спортом и отдыха атлетов и элланодиков.

ПЕЛОПС –древнегреческий царь Элиды, распространивший свою власть на южную часть Греции. Отсюда и пошло название полуострова Пелопоннес.

ПИФАГОР –знаменитый греческий философ и математик. Основатель элитной школы в Кротоне. Олимпийский чемпион в состязаниях кулачных бойцов. Учитель знаменитого олимпионика Милона Кротонского.

ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ – празднества в Дельфах. Проводились один раз в четыре года в честь бога Аполлона. По своему содержанию схожи с Олимпийскими: бег, борьба, скачки. Расцвет игр пришелся на VI в. до н.э. Славился культ красивого тела.

ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН – основатель Олимпийских игр современности. Родился 1 января 1863 года. Его далекие предки – выходцы из Италии. Наиболее известен из них Феличе, который обнаружил в своем саду знаменитую скульптурную группу “Лаокоон с сыновьями”. В 1600 г. один из Феличе – Жан Фреди – приобрел неподалеку от Версаля уютное поместье Кубертен. С этого времени появляется фамилия, которой суждено оставить след в истории. Пьер рос любознательным мальчиком. Рано научился читать и писать. Старался подражать отцу – отец его был художником. В доме, очень богатом и знатном, царила атмосфера мира и счастья.

Будущий основатель новых Олимпийских игр очень любил природу. Много лет спустя, читая Жан-Жака Руссо, Кубертен особо отметит мысль великого просветителя и педагога о том, что воспитывать ребенка надо на лоне природы. В общении с природой видел залог не только здорового организма, но и здорового образа мыслей.

От карьеры военного он наотрез отказался, несмотря на то, что в те времена она была привилегией лишь знати. Пьер поступает на философский факультет Сорбонны. Много читает книг по истории, педагогике, становится ежедневным посетителем Лувра, где коллекция античных памятников пользовалась всемирной славой. В залах Лувра Пьер все чаще задумывается над тем, как в далекие времена люди добивались такой гармонии тела.

От “Школьных годов Тома Брауна” – книги, будоражившей его юношеское воображение, – Пьер переходит к трудам известного английского педагога Томаса Арнольда, который значительное место в воспитании отводил спорту. Спорт, приходит к выводу Пьер де Кубертен, делал древних греков физически совершенными, выносливыми. Необходимо вернуть спорт в систему воспитания.

Сам же Пьер делил свои спортивные привязанности между верховой ездой и греблей, боксом и фехтованием. В это время он посещает Англию, где знакомится с системой физического и умственного воспитания. Его поражает эта система. Он еще больше верит в чудодейственную силу спорта как метода воспитания.

Кубертен с блеском заканчивает университет и отправляется в Олимпию. В первый же вечер после возвращения в Париж, Пьер сказал своим друзьям: “Сегодня мы сетуем на то, что спорт недоступен массам. А вот бы нам организовать такие соревнования, как некогда в Олимпии! Ведь это был бы прекрасный стимул для развития спорта”.

Всю свою жизнь Пьер де Кубертен стремился к тому, чтобы спорт служил высоким целям мира и дружбы между народами и способствовал воспитанию нравственности, духовной и физической красоты человека. Девизом его жизни стали его же слова: “О спорт! Ты – мир!”.

Умер Пьер Кубертен 2 сентября 1937 года в Женеве. В Олимпии, где впервые зародились Олимпийские игры, стоит стела Кубертена. Здесь захоронено его сердце.

СПАРТА – один из городов-полисов в Древней Греции. Отличался деспотическим режимом и жесткой системой физического воспитания (спартанское воспитание). В отличие от Афин в Спарте право на физическое воспитание было признано за всеми гражданами. Образец спартанского воспитания был примером для многих полисов Греции.

В Спарте больной или хилый ребенок права на жизнь не имел, его сбрасывали со скалы. Спартанская система была направлена на решение военных задач, обороны города сильными и мужественными мужчинами. Женщины в Спарте занимались физическими упражнениями для того, чтобы рожать здоровых детей. В VII веке до н.э. на Олимпийских играх спартанцы были победителями во многих видах. Однако уже в VI веке до н.э. их система физического воспитания приобрела ярко выраженный милитаристский характер, отодвинув на задний план гармоническое развитие человека.

СТАДИЙ – в Древней Греции – мера длины, размером в 600 ступней человека. В Олимпии эта мера равнялась 192 м 27 см. Как утверждает легенда, эту длину отмерил ступнями сам Геракл. (Любопытно, что пересчитав эту меру на размер обуви, можно утверждать, что Геракл носил сандалии 47 размера.) Отсюда пошло название “стадион” как место для состязания в беге.

Первоначально стадион не был похож на современные спортивные сооружения. Это была ровная площадка прямоугольной формы, посыпанная мелким песком. По обе ее стороны располагались зрители, причем специальных мест для них не было. Зрители сидели прямо на траве.

СТАТУЯ БОГА ЗЕВСА В ОЛИМПИИ – одно из семи чудес света. Около 13 м высотой, была изготовлена скульптором Фидием из ценных пород дерева, покрыта золотом и слоновой костью, установлена в храме Зевса в Олимпии.

В 394 г. н.э. после запрещения Олимпийских игр императором Феодосием перевезена в Константинополь, где была уничтожена пожаром.

ЭЛЛАНОДИКИ –судьи Древней Греции. На Олимпийских играх они следили не только за правильностью и точностью выполнения атлетами условий состязаний, но и выполняли другие обязанности (например, сопровождали атлетов из городов-полисов в Олимпию). Одежда элланодиков отличалась яркостью, а на голове каждого судьи был венок из лаврового дерева. Это подчеркивало их особое положение и авторитет. Никто не мог возражать им. Их решение было окончательным и обжалованию не подлежало. В Древней Греции преднамеренные ошибки в судействе были исключены, и не только потому, что элланодики давали публичную клятву. Общественный резонанс Игр был настолько велик, что создавал вокруг них дух высокой морали и нравственности. К сожалению, это продолжалось не всегда. С завоеванием Греции Римом небезызвестный римский император Нерон пожелал сам участвовать в очередных Олимпийских играх. Однако в установленные сроки явиться в Олимпию он не смог и Игры по его указанию были перенесены на следующий год. В истории древних олимпиад это был единственный случай, когда Игры проходили не в високосном году. Нерон пожелал состязаться в гонках на колесницах. Вопреки всем правилам ему в колесницу были впряжены не 4, как у всех, а 10 лошадей. Несмотря на это, Нерону не удалось победить, так как на повороте колесница опрокинулась и незадачливый возница едва остался жив. Тем не менее судьи, нарушив все правила увенчали его лавровым венком победителя. Так впервые был нарушен священный закон Олимпийских игр, гласящий, что победа завоевывается не деньгами и знатностью, а в честной борьбе.

Читайте также: