Как обеспечить объективность данных в учебной инфографике

Обновлено: 01.05.2024

Автор: Быкова Людмила Алексеевна

Населенный пункт: с. Бестужево

Одним из основных источников информации для мозга является визуальное восприятие информации. Человеческому мозгу легче воспринимать подаваемый материал в виде картинок. Таким образом, появляется потребность в новых методах визуализации информации для людей. Одним из таких методов является Инфографика.

Инфографика – это технология подачи информации в виде визуальных образов. Может показаться, что она возникла недавно с развитием информационных технологий, но это не так. Инфографика существовала всегда. Её проявления можем найти в разных эпохах. Так, например, первобытные люди верили, что наскальные рисунки, помогут им во время охоты, или защитят от злых сил. Такая элементарная инфографика помогла сохранить информацию для будущих поколений.

Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Она позволяет формировать у детей дошкольного возраста, целостное представление о предметах, явлениях. С ее помощью можно продемонстрировать соотношение частей или различных предметов, показать причинно-следственные связи.

Использование инфографики, при рассматривании предметов, явлений, процессов с разных позиций, способствует тому, что дети учатся выделять главное и второстепенное. Это помогает формированию предпосылок креативного мышления.

Применение инфографики в детском саду, не представляет никакой сложности, воспитатель ее легко может вывести с помощью проектора на доску или распечатать. Можно использовать как при работе со всей группой (на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и индивидуально с отдельным ребенком (распечатанные листы заданий). Яркие картинки быстрее привлекают внимание детей дошкольного возраста.

Цель работы. Совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде.

Задачи, решаемые с помощью инфографики:

  1. Формирование специфичных видов деятельности: моделирование, экспериментирование, продуктивных видов.
  2. Развитие связной речи, планирующей функции, расширение и обогащение словарного запаса детей.
  3. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления: формирование умения передачи данных в кратком и необычном виде.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОГРАФИКИ

В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принципы создания инфографики определить: актуальность, наглядность, образность, лаконичность, последовательность, эстетичность.

Предполагаемый результат – определить, что технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование.

В совместной деятельности взрослого и ребенка обычно процесс проведения экспериментирования сводится к тому, что взрослый создает проблемную ситуацию либо предлагает провести эксперимент согласно схеме, которая в свою очередь является инфографикой, но уже готовой.

Как создать понятные и информативные картинки.

  1. Определяемся, что именно мы хотим донести до детей, и какую цель преследуем. Выделение основополагающих моментов во всей информации – это и есть инфографика.
  2. Максимально упрощаем подачу информации. Если объем информации большой, разбиваем его на разделы, каждый из которых дополняем отдельным изображением.
  3. Подбираем для каждого получившегося раздела наилучший формат визуализации. Различия между ними только поможет закрепить представленную информацию.

Мои работы по инфографике в программе: Procreate.

Работы предназначены для детей 6-7 лет по познавательному развитию разновозрастной группы.


Рисунок 1 – Как делают хлеб.

КАК ДЕЛАЮТ ХЛЕБ

Аннотация. Мы часто видим, как дети выбрасывают хлеб, не доедают его, скатывают хлебный мякиш и даже что – то пытаются лепить из него. Такое небрежное отношение к хлебу не допустимо, ведь хлеб – это не просто продукт питания, но, в первую

очередь тяжелый труд многих людей. Уважая хлеб, мы уважаем людей труда, который помогли хлебу пройти путь от зернышка до румяного каравая на нашем столе…(А.В.Карманова).

Цель. Создать условия для активизации познавательных и творческих способностей детей, формирование на основе полученных знаний нравственного отношения к процессу и результату труда взрослых.

Задачи:

  • Расширить представление детей, какие профессии востребованы, чтобы вырастить хлеб, и как он появляется у нас на столе.
  • Понять и оценить роль хлеба в жизни человека
  • Развивать стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

Описание. Данный рисунок (Рисунок 1) дает представление об этапах создания хлеба и рассказывает детям, как он появляется на нашем столе, закрепляет следующие знания детей о хлебе:

  • Он не падает нам с неба, появляется не вдруг.
  • Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков пар рук.

Хлебный каравай начинается с зернышка, нелегко вырастить хлеб. Солнце греет землю, дождь поливает ее. Но этого мало, без труда людей хлеб не вырастет. Надо много работать, чтобы получить хороший урожай. В первую очередь надо вспахать поле, засеять пшеницу. Дождик полил, солнышко пригрело, и вот появился первый колосок. Колосок растет, а за ним ухаживает агроном. И вот, наконец, он вырос и его надо убирать, и в поля выходят комбайны. И потом по рукаву – бункеру зерно высыпается в кузов машины, они везут его на сушильные заводы – элеваторы, где зерно сушится, проветривается, и распределяется по сортам. Затем везут на мельницу- мукомольный завод, где происходит помол муки. Мука попадает на завод, где в больших печах пекут хлеб, булочки и батоны. И вот когда хлеб испечен, его везут в магазины на полки. А в магазинах мы его покупаем, и несем домой, чтобы позавтракать, пообедать или поужинать. Хлеб главное богатство страны, и его надо беречь.


Рисунок 2 – Откуда берется электричество.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Аннотация. Электричество играет важную роль в жизни человека. Оно дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, которые делают труд человека легче. Электроэнергия заняла настолько прочное место в жизни человека, что без него нельзя сейчас обойтись. Когда-то давным-давно, люди жили без электричества. Вставали с восходом солнца, ложились с закатом, пищу готовили на костре, но сейчас намного проще: можно включить плиту и приготовить пищу, можно включить телевизор или магнитофон, и посмотреть интересную передачу или послушать музыку, можно поиграть в интересную игру на компьютере или пообщаться с близкими людьми через интернет, которые находятся от нас.

Цель. Расширить и систематизировать знания детей об электричестве, методами его получения.

Задачи:

  • Обобщить и расширить знания детей об электричестве, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать стремление к поисковой познавательной деятельности.
  • Активизировать в речи детей слова: электричество, электрический ток, электроприборы.
  • Развивать мыслительную активность, любознательность.

Описание. Данный рисунок (Рисунок 2) раскрывает роль электричества в быту и описывает, откуда оно берется, помогает разобраться, что такое электричество, закрепляет следующие знания детей:

  • Как электричество вырабатывается и поступает к нам в дом.
  • Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире.

В статье рассматривается вопрос о том как при помощи инфографики, можно упростить процесс подачи информации используемой в педагогическом процессе, визуализировав информацию, таким образом представив её в виде более удобном для восприятия. Описаны программы с помощью которых можно визуализировать информацию.

Похожие материалы

Современное развитие процесса информатизации образования указывает на необходимость добавления в этот список нового элемента представления информации, в виде визуальных объектов созданных при помощи инфографики. Образовательный процесс, как и любой обмен, информацией, коммуникативен по своей природе на всех этапах и стадиях передачи, хранения и обработки информации [1, с.64]. Одним из основных способов передачи информации участвующей в учебном процессе являются средства компьютерных телекоммуникаций, которые расширяют содержательную сторону визуализации обучения, позволяют подавать информацию в более активной форме восприятия. Визуализация информации применяемой в учебном процессе, отображаемая при помощи компьютерных технологий выступает, не отдельно, а в комплексе функционально связанных компонентов системы приобретения знаний. На данном этапе развития общества, в эпоху информационного переполнения, разговор идет, не о способах представления учебной информации, а о визуализации знания, проблеме гораздо более глубокой и многогранной. Изменилась сама психология восприятия информации человеком, это явление связанно с постоянным увеличением объемов и разнообразия форм информации представляемой пользователям. Поток информации обрушивающийся на обучающегося, приводит к возникновению проблем восприятия и обработки поступающих данных, связанных с необходимостью создания условий эффективного и комфортного восприятия и переработки пользователем информации, передачи от преподавателя обучающемуся знаний, идей и указаний в разных формах. Как отмечают современные исследователи [2, с.185], в настоящее время в средствах коммуникации происходит переход от вербальной передачи информации к визуальному ее отображению, что приводит к появлению новых направлений и технологий визуализации, позволяющих по-новому сформировать и передать опосредованную визуальность и организовать обучающую среду. Применение в учебном процессе вычислительной техники, телекоммуникационных и компьютерных технологий, дало новый импульс развитию инфографики как средству визуализации информации. Существенно расширив диапазон применения и варианты представления объектов в инфографической форме, позволило создавать динамические, управляемые, интерактивные объекты инфографики, реконструировать различные события и процессы, при взаимодействии с пользователем в рамках учебного процесса[3, с.20]. Что же такое инфографика? Инфографика (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός – письменный, от γράφω – пишу) – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Инфографика – визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом. Инфографика – это графический способ подачи информации, знаний и данных с целью демонстрации соотношения фактов[4, с.7]. Инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя, визуальные элементы, тексты, которые поясняют эти визуальные элементы. Основная задача инфографики - информирование о какой-либо проблеме, явлении, о ряде фактов. Инфографика способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции. Отличие инфографики от других видов визуализации информации заключается в её метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, связанная с конкретными примерами из жизни, предметы обсуждения. Процесс визуализации заключается в преобразование мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ, может быть, развернут и может служить опорой адекватных мыслительных и практических действий [5, с.121]. В последнее время инфографика нашла применение в образовании. Визуализация сложной учебной информации, способность представить информацию ясно, содержательно, эстетически привлекательно, становится требованием современного образовательного процесса.

По способу отображения инфографика подразделяется на статичную и динамическую инфографику [6, с.150]. В краткой форме опишем способы отображения инфографики. Статичная чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики. Динамическая инфографика подразделяется на несколько видов, видеоинфографика и интерактивная инфографика. Интерактивная инфографика содержит анимированные элементы, этот вид инфографики позволяет визуализировать большой объем информации в одном интерфейсе. Видеоинфографика - короткий видеоряд, в котором присутствуют визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст. Инфографику можно использоваться в качестве одного из способов визуализации учебной информации, на лекционных, лабораторных и практических занятиях для создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности[7, c.20]. Создавая инфографику применяющеюся в учебном процессе, необходимо следить за тем, чтобы инфографика была точно соотнесена с содержанием учебного материала. Применяя разнообразные виды инфографической визуализации, не стоит увлекаться их чрезмерным разнообразием: это может привести рассеиванию внимания обучающихся и мешать восприятию подаваемой информации. Прежде чем начать создавать визуализацию на основе учебной информации, обязательно смоделируйте образ будущей инфографики. После создания модели необходимо определиться с программой, с помощью которой будет создаваться инфографика. Опишем особенности на которые необходимо обратить внимание при выборе программы необходимой для создания инфографики. Применяемая для создания инфографики программа может быть, бесплатной либо условно-бесплатной, это обусловлено необходимостью, не нарушать авторские права разработчиков программы. Программа должна иметь в своем составе инструментарий понятный человеку, не обладающему дизайнерскими навыками, функционал программы должен содержать большой набор шаблонов, готовых графических элементов и т.п., иметь по возможности поддержку кириллицы в различных шрифтах.

Функционал описанных выше программ содержит собственные библиотеки клипарта, однако их может оказаться недостаточно для воплощения всех идей используемых в процессе визуализации учебной информации, преподаватель может воспользоваться бесплатными или платными хранилищами изображений, различными поисковыми ресурсами и даже может попытаться создать необходимый клипарт самостоятельно. Создавать или редактировать клипарт собственноручно преподаватель может при помощи графических редакторов. Для работы с векторными графикой можно порекомендовать использовать следующие программы: Inkscape, Inkpad (для Ipad) , CorelDraw, Adobe Illustrator. Для работы с использованием растровой графики - Paint, Adobe Photoshop.

Таким образом, применение инфографики в учебном процессе, современный подход , позволяющий хорошо усвоить учебную информацию, способствующий развитию поисковой деятельности и формированию позиционного мышления. Применение данного метода в образовательном процессе, предоставляет возможность организовать интересную совместную работу на занятиях, а также способствует повышению уровня подготовки специалистов не только в школе, но и в вузе.

Список литературы

Что же такое инфографика в целом? Это графический способ подачи любой информации – от статистических данных до сложных графиков и схем.

Найти сегодня человека, никогда не сталкивавшегося с инфографикой, наверное, невозможно. Этот способ подачи информации применяется повсеместно: на телевидении, в прессе, новостях, в презентациях. И, конечно, инфографику активно применяют в образовании – здесь ее возможности практически безграничны.

Так что же такое инфографика в целом? Это графический способ подачи любой информации – от статистических данных до сложных графиков и схем. Но ее не зря называют также одной из форм информационного дизайна – эффективность инфографики напрямую зависит от того, как именно поданы данные, как они скомпонованы и какое для них выбрано визуальное оформление. При этом такой способ компоновки информации удобен в обучении тем, что никаких ограничений в его применении, по сути, не существует – инфографика может быть статичной, анимированной или даже интерактивной, в зависимости от целей обучения, его аудитории и конкретного предмета. Инфографика в обучении позволяет по-новому взглянуть на сам педагогический процесс – ведь то, что можно долго расписывать в учебнике сухими словами, при помощи нее можно изобразить одним емким и красочным слайдом.

Сегодня все большую популярность в обучении завоевывает интерактивная инфографика, позволяющая пользователю не просто наблюдать, но и взаимодействовать с данными, которые он видит на экране. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе позволяет человеку, который проходит тот или иной курс, фактически самому управлять этим процессом. Такой подход является одним из самых передовых в современном педагогическом дизайне.

Особенности применения инфографики

Сложно однозначно выделить период, когда инфографика стала неотъемлемой частью обучения, но можно уверенно проследить путь ее возникновения: первые попытки использования для иллюстраций схем, диаграмм и таблиц еще в конце XIX века стали делать газеты и журналы в разных странах мира.

На раннем этапе своего развития эта первая инфографика служила вспомогательным, второстепенным компонентом публикации. На журнальных и газетных полосах доминировал текст, а инфографика (как правило, выполненная вручную и занимавшая не более четверти полосы) применялась лишь тогда, когда нужно было наглядно показать тот или иной сложный процесс – например, физический или химический. С этой точки зрения к первым примерам использования инфографики в процессе обучения можно отнести плакаты и другие материалы к университетским лекциями и школьным учебникам. Так или иначе, в то время инфографика коммуницировала с читателем или учеником в условно-пассивной форме: он мог лишь разглядывать картинку и анализировать ее.

Ситуация менялась с течением времени: по мере развития технологий и увеличения объемов информации, которую человек стал получать изо дня в день, менялись и инфографика, и процесс обучения. Перемены шли рука об руку по мере того, как популярность набирал педагогический дизайн: обучение принимало вызовы времени, а логичной реакцией на эти вызовы стало развитие всех технологий, упрощающих и ускоряющих обучение. И здесь инфографике нет равных.

Одним из главных плюсов является ее универсальность – представить в виде красочного графика или интерактивной таблицы можно практически любую информацию. Большим плюсом является и наглядность такого стиля подачи данных: люди мыслят образами и поэтому гораздо лучше запоминают информацию, которая подана не только в простой и доступной форме, но и привлекательно оформлена. Именно поэтому применение различной инфографики в обучении – уже классика: она значительно упрощает усвоение учебного курса, делает его понимание более простым, наглядным и эффективным.

На Западе обучение с использованием инфографики давно стало обыденным явлением даже в обычных школах. Например, канадские ученые в 2014 году представили исследование, согласно которому задания, связанные с самостоятельным созданием инфографики, повышают мотивацию школьников больше общаться друг с другом. А компания Dell провела исследование среди студентов и преподавателей высших учебных заведений и США, Китае и Германии. Результаты показали: 9 из 10 респондентов отметили, что использование инфографики в курсе обучения повышает его эффективность. А 82% респондентов отметили, что стоило бы использовать эти технологии чаще, чем это происходит сегодня.

Примеры использования инфографики

инфографика в школе

Инфографика помогает представить информацию в творческой форме, совместить картинки и символы, графики и таблицы в необычные, увлекательные образовательные материалы.

Что такое инфографика?

Учитель, использующий инфографику для объяснения учебного материала в максимально сжатой и удобной форме, избегает потерь информации. Кроме того, ученики запоминают такую информацию лучше, в отличие от традиционного заучивания большого количества книжных материалов, не связанных друг с другом внешне.

В современных условиях все связано с потреблением информации, в любой сфере она очень важна. Мы испытываем постоянную потребность в новых и новых знаниях и ищем их. Однако это становится причиной того, что наш мозг привыкает к определенной форме получения информации. Визуальный канал восприятия напрямую связан с центрами обработки информации в мозгу, это доказывает и тот факт, что больше половины всего населения земли, визуалы. Они воспринимают все быстрее и лучше через зрение. Это особенно важно для школы, где учителю нужна информация, которая легко передается, логически связана с предыдущими и последующими знаниями и интересна для зрительного восприятия. Таким образом, если все получаемые сенсорные данные обрабатываются в том же виде, в котором поступают в мозг, то очевидна необходимость в ярком визуальном впечатлении, необычных деталях, которые помогут ученикам быстрее запоминать материал.

Один важный момент, касающийся инфографики. Если вы хотите сделать свою инфографику действительно эффективной, то её необходимо сфокусировать на чем-то определенном, продумать заключительный вывод. Что именно, в конечном счете, должны студенты понять и запомнить в результате изучения темы (курса, четверти, семестра).

Все элементы инфографики должны быть связаны с этим центральными положением. ​

Каждая инфографика должна иметь какую-то особенность, которая поможет информации запомниться с первого раза. Не стоит искать оправдания в том, что предмет слишком серьезен или в нем нет ничего увлекательного. Нужно найти хотя бы один факт, точку зрения или историческую личность — что-то, способное увлечь всех (или большинство) учащихся в классе. Страшная правда в том, что развитие информационных технологий все больше и больше влияет на новые поколения людей. Дети уверены в том, что знают все, поэтому все сложнее привлекать их внимание. И они действительно знают очень многое, а если не знают, то быстро смотрят на это и двигаются дальше.

Что же вы сделаете, чтобы привлечь их внимание?

Зрительное запоминание дает лучшие результаты

Разные цвета, шрифты и формы могут использоваться для того, чтобы учащиеся лучше учились, но кроме того, помогают учителю при подаче материала держаться главной темы, фокусировать все внимание на ней. Ученики лучше реагируют на зрительные образы, чем на монотонный звук учительского голоса. То есть, применение инфографики помогает как учителю, так и учащимся. Это помогает организовывать урок вокруг одного центрального изображения, на котором весь класс может задержать внимание в то время, когда вы объясняете. ​

С 1900 г. количество картинок в книгах увеличилось в 400 раз. Любой опытный учитель подтвердит, что при наличии зрительных опор ученики запоминают больше материала. Тем более, что инфографика изначально — это информация в нестандартной и привлекательной форме. Это комбинация слов, чисел, картинок, таблиц, иллюстраций, цветов — всего, что помогает понять что-либо максимально быстро, однозначно и эффективно.

Другими словами, инфографика помогает учителю сделать текстовый материал наглядным. А из-за того, что визуальный материал легче для усвоения, ученики лучше и быстрее его поймут. А это в свою очередь дает больше времени на отдельные моменты темы, большее количество знаний, более стабильное и долгое запоминание.

Но перед тем, как перейти к созданию инфографики, нужно ответить самому себе на несколько вопросов:

  • Какова цель моей инфографики?
  • Будет ли это достаточно эффективно?
  • Смогут ли школьники понять и запомнить то, что я собираюсь сказать?
  • Будет ли это вдохновлять их на получение информации?

Будет ли в инфографике достаточное количество изображений? Не слишком ли много текста в этой инфографике?

Если вы хотите, чтобы ученики вас слушали — и слушали не пассивно, а задавали вопросы и включались в дискуссию, — то ключевым моментом должно стать умение заинтриговать их, разжечь любопытство. Используйте это желание познавать мир в свою (и их) пользу. Если поддержать любопытство ребенка к какому-то предмету, то оно поможет мозгу сохранить всю необходимую информацию в долговременной памяти. Важный вопрос здесь:

Как возбудить любопытство у поколения, которое трудно чем-то удивить и еще труднее впечатлить?

Разные виды инфографики для любого предмета

У современных учащихся совершенно другой опыт, чем у предыдущих поколений, поэтому школам и учителям необходимо идти в ногу со временем. Инфографика помогает общаться с поколением, которое может найти что угодно онлайн в считанные секунды, и которое привыкло к удивительно быстрой скорости познания во всех сферах жизни.

Инфографика быстро привлекает внимание аудитории, удерживает его, представляя любую необходимую информацию в сжатой, точной, творческой форме. К тому же, это универсальное средство, которое можно использовать где угодно — в классе или вне школы.

Всегда на связи

История, которая увлекает

Числа становятся друзьями

Неважно, какой предмет вы преподаете, все равно сталкиваться в работе с числами вам приходится. Запомнить таблицу умножения, статистические данные, даты, последовательность событий во времени поможет инфографика. Данные можно представить в виде диаграммы, столбцов, графиков — всего, что идеально соответствует теме урока. Тем более, если вы предложите ученикам сделать самим несколько диаграмм, это сделает урок интереснее и ученикам будет весело.

​ Правила

Каждый учитель формулирует правила. Это часть работы. Почему тогда так много времени нужно ученикам, чтобы запомнить эти правила или тем более следовать им?

Вы же говорили им много раз? Именно в этом все дело! Говорили. Представьте теперь, что любое правило можно показать. Это могут быть шаги по написанию проекта, памятка по тому, как делать домашнее задание, как вести себя на уроках химии, структура эссе и другое. Все самое главное можно показать школьникам.

​ Перевод книг в визуальную информацию

Даже если вы преподаете литературу или риторику инфографика может пригодиться. Линия времени или последовательность действий позволяет детям сложить все прочитанное и услышанное в визуальную карту или образ. Можно использовать диаграммы Венна для анализа сходства сюжетов или пересечения тем или создать таблицу, где наглядно представлены ключевые фразы героев или количество употребления определенных слов.

​ Повторение

Вспомните, — часто бывает, что к концу лекции большинство информации с её начала забывается учениками. И здесь особенно хороша идея повторить ключевые моменты еще раз перед звонком. Или перед большим тестом. Инфографика — это лучший формат для такой деятельности. Забудьте скучное перечисление пунктов на доске. Попробуйте динамичную диаграмму или иллюстрированную схему, где соединяются все важнейшие точки в закономерность или систему.

​ Шпаргалка для учителя

​ В поисках новых идей?

Дайте классу задание провести опрос учащихся школы по какой-либо теме и подготовить отчет в виде инфографики. Готовитесь к контрольной работе или экзамену? Сделайте вместе с учениками графическую схему, где стрелками показаны все закономерности и изображен весь процесс в действии.

На популярных сайтах для создания инфографики кроме традиционных фото, картинок-символов, схем, есть следующие средства визуализации информации:

Читайте также: