Как обеспечить качественное массовое образование

Обновлено: 19.05.2024

Наши достижения определяются нашими ценностями. И когда мы говорим о целях развития России, то неизбежно приходим к вопросу о том, как воспитать молодое поколение. Ведь именно им, нашим нынешним детям, предстоит своим трудом добиваться прогресса в экономике, повышения качества жизни. Как передать школьникам те ценности, которые важны для нас? Как обеспечить сохранение и развитие человеческого капитала страны? Все это - задачи воспитания и образования. А значит, мы должны делать все, чтобы его улучшить.

Каждому ребенку - по способностям

Во-первых, необходимо сделать так, чтобы российская система образования позволяла раскрыть потенциал каждого ребенка. У детей изначально должен быть равный доступ к нашему культурному и социальному капиталу (языку, исторической памяти, искусству, науке и спорту, новым технологиям), к программам дошкольного и дополнительного образования. При этом подход к обучению должен быть индивидуальным.

Работа по такому "адресному" развитию ребят ведется в России уже несколько лет. Есть первые уникальные достижения. Постоянно расширяется охват детей программами, созданными авторитетными российскими педагогами.

Теперь нужно добиться того, чтобы действительно каждый ребенок осознал, что у него есть возможность попробовать себя в разных сферах. Чем чаще мы будем говорить своим детям, что у них обязательно получится, чем больше будем верить в них - тем больше шансов, что каждый из них раскроется по-настоящему.

Для развития ребенка нужна разнообразная насыщенная образовательная среда. Нам необходимо расширять ее: увеличивать количество мест в детских садах и школах (за счет нового строительства и капремонта), создавать инфраструктуру для детских образовательных программ в университетах, колледжах, центрах дополнительного и профессионального образования. При этом обязательно надо предусматривать возможности для инклюзии.

Нужно добиться того, чтобы действительно каждый ребенок осознал, что у него есть возможность попробовать себя в разных сферах

Чтобы качественно выполнить задачу президента по строительству современных вузовских кампусов и образовательных центров для школьников, надо прежде всего учитывать мнение педагогов - тех, кто помог своим ученикам добиться выдающихся результатов. Именно наставники подскажут, каким должно быть развивающее пространство. А уже потом можно привлекать ведущих мировых и российских архитекторов. По таком принципу организованы процессы создания образовательной инфраструктуры в "Сириусе".

Меньше "бумажек" и стресса для детей и педагогов

Во-вторых, необходимо снизить учебную нагрузку на детей в рамках общего образования и снять бюрократический груз с педагогов.


Елена Шмелева: Каждый ребенок рождается талантливым, и чтобы стать счастливым, этот талант нужно проявить, применить на благо других людей. Фото: Александр Корольков

Вместо этого и тех и других нужно поддерживать, консультировать, приобщать к новым методам обучения и воспитания. С особой тщательностью стоит подойти к подготовке учителей, руководителей образовательных организаций, клинических психологов. Мы всеми своими ресурсами должны повышать благополучие детей и их педагогов.

Нам действительно пора вернуться к вопросу о снижении учебной нагрузки на школьников. Последовательного уменьшения количества формальных проверок, контрольных работ, мониторингов. Давайте не будем заблуждаться - даже самые тщательные формальные проверки не могут ничего сделать сами по себе. Вместо повышения качества образования они лишь притупляют ощущение ответственности за будущее детей, которая лежит на каждом из нас.

Третий момент: для гармоничного развития ребят принципиально важно развивать массовый спорт - детско-юношеский, школьный, студенческий. К сожалению, бесплатных секций для детей в возрасте 3-6 лет почти нет. Недостаточно бесплатных спортивных программ дополнительного образования и для школьников. Формирование здоровой нации - это государственная задача, которая должна полностью обеспечиваться за счет бюджета с гарантиями доступности и равных возможностей для всех россиян от трех до 18 лет. Подчеркну: для всех, независимо от места проживания, уровня обеспеченности родителей, ведомственной принадлежности спортивной школы или секции.

Столица региона - вуз

Следующий вопрос, который нуждается в пересмотре: как мы определяем статус образования. Традиционно во главу угла ставится его уровень. Но вообще-то в образовании ключевую роль играет качество. Образовательные стандарты, цифровые технологии, финансовые механизмы развития должны быть не самоцелью, а инструментом для создания общедоступного образования высокого качества, позволяющего любому ребенку выбрать свою траекторию и стать успешным.

Сегодня мы видим жесткую иерархию уровней образования. На каждом из которых действуют свои "правила игры". Эта межведомственная и межуровневая разобщенность создает разрывы в системе обучения и воспитания.

Необходимо развивать преемственные образовательные модели, в реализации которых смогут участвовать организации разного уровня (например, в школьной программе - вузы и секции допобразования) и предприятия. Для детей должно быть очевидно прикладное применение знаний, которые они получают. По этой модели уже шесть лет работает "Сириус", привлекая ведущих педагогов и практиков.

Именно поэтому региональные университеты должны стать центрами развития территорий. Необходимо поддержать каждый из них (особенно в регионах, где университет всего один), повышая качество и уникальность программ. Это можно делать за счет сетевого взаимодействия: когда студенты поступают в региональный университет, но часть программы могут освоить в других образовательных или научных организациях, на производстве. Это можно делать за счет прикладных научных исследований по критическим технологиям регионов, внедряя российское ПО и применяя отечественное научное оборудование, снимая барьеры для поставки расходных материалов, повышая качество управления научными организациями и технологическими кластерами.

Талант нужно применить

Новая российская образовательная реальность формируется на междисциплинарном и межуровневом подходе. Способности детей нужно развивать, задействуя всю инфраструктуру учебных, научных, культурных и спортивных организаций. Наши дети достойны того, чтобы с ними занимались самые сильные педагоги, ученые, тренеры, деятели искусств и неравнодушные профессионалы из государственных и частных компаний. Такие наставники - это не просто носители знаний, а (может быть, в первую очередь) счастливые люди. Они делают то, что улучшает и меняет мир.

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Каждый ребенок рождается талантливым, и чтобы стать счастливым, этот талант нужно проявить, применить на благо других людей!

В России много умных, ответственных и неравнодушных молодых людей, готовых сделать весомый вклад в ее развитие. Мы видим это по их включенности в гуманитарные инициативы последних лет. Ребята охотно приходят к тем, кому нужна помощь, практически круглосуточно дежурят у постели больных. Многие участвуют в разработке вакцин и лекарственных препаратов. Волонтеры, медики, добровольцы ОНФ активно проявляют свою гражданскую позицию, участвуют в политической жизни общества и государства. Именно профессионалы, лидеры значимых для общества проектов должны представлять наш народ в органах госуправления. Тут нужно не умение красиво говорить, а практические достижения, постоянное присутствие среди сограждан, умение понять суть их проблем и нести за их решение персональную ответственность.

Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.

Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):

  • Улучшение качества образования
  • Помощь обучающимся
  • Учителя и педагогика
  • Учебный план и учебные материалы
  • Школа и ресурсы
  • Менеджмент образовательной системы

Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).

25 способов улучшить результаты образования

Учителя и педагогика

  1. Стараться как можно более равномерно распределить высококвалифицированных педагогов по всей системе образования.
  2. Повышать мотивацию педагогов путем изменения статуса профессии и условий работы.
  3. Подготовить будущих учителей к реалиям работы с помощью специализированных учебных курсов и педагогической практики в период обучения.
  4. Дать возможность учителям использовать эффективные и подходящие педагогические технологии, применяя различные подходы для удовлетворения потребностей разных детей и различных контекстов.
  5. Поддержка учителей без отрыва от работы через контекстно-зависимые возможности для непрерывного профессионального развития.

Помощь обучающимся

  1. Понимать разнообразность потребностей и способностей обучающихся.
  2. Обеспечение того, чтобы все учащиеся – в любом возрасте – приходили в школу готовыми к обучению путем соблюдения необходимых условий для когнитивного развития, защиты физического и социально-эмоционального здоровья детей. Обеспечение того, чтобы у них было достаточно времени для отдыха, учебы и игр.
  3. Реализация комплекса программ по обучению детей в раннем возрасте на базе центров и на дому, направленных на всестороннее развитие ребенка при одновременной поддержке родительских навыков.
  4. Вовлекать родителей в продвижение, поощрение и реализацию обучения их ребенка.
  5. Координировать свою деятельность с другими социальными службами в целях содействия устранению социально-экономического неравенства, способствующего снижению успеваемости детей, находящихся в неблагоприятном положении.

Учебный план и учебные материалы

  1. Учить детей на родном языке не менее 6 лет, прежде чем они смогут полностью переключиться на другой язык обучения.
  2. Разработать соответствующие и эффективные учебные программы и стандарты, обеспечить их распространение и реализацию.
  3. Обеспечить наличие соответствующих учебников и руководств для преподавателей, обеспечить регулярный доступ к ним учащихся и преподавателей.
  4. Использовать экономически эффективные дополнительные материалы для обогащения преподавания каждого предмета, вовлекая обучающихся в многомерное обучение, развивая способность применять свои знания.
  5. Развитие цифровой грамотности учителей и обучающихся путем надлежащего и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Школы и ресурсы

  1. Подготовить и поддержать лучшие организации, которые имеют видение путей улучшения качества и результатов обучения, а также являющихся эффективными в текущих задачах управления.
  2. Конструировать образовательное пространство школы для того, чтобы она была доступна, безопасна, удобна, и стимулировала желание учиться.
  3. Внедрить общешкольную политику, укрепляющую позитивные школьные отношения посредством открытого диалога и предотвращения насилия, обеспечивающую разумную рабочую нагрузку для обучающихся и способствующую осознанию того, что то, чему они учатся, имеет смысл.
  4. Убедиться, что обучающиеся имеют достаточно времени, чтобы учиться, придерживаясь запланированных графиков, улучшать посещаемость, умения педагога мотивировать, а также его навыки эффективного управления классом.
  5. Обеспечить оценку успеваемости учащихся в течение всего года, используя различные методы, а также соответствие практики оценки стандартам качества, обоснованности и надежности.

Менеджмент образовательной системы














Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех

"В некоторых странах мира дети ходят в школу каждый день и воспринимают это как данность. При этом в других частях света мы буквально изголодались по образованию… Для нас оно ценнейший подарок. Как бриллиант…"
Малала Юсуфзай, пакистанская правозащитница, выступающая за доступность образования для женщин во всём мире, самая молодая посланница мира ООН, лауреат Нобелевской премии Мира

Образование — основное право человека, расширяющее его возможности. Образование способствует межкультурному диалогу и укрепляет уважение к культурному, религиозному и языковому разнообразию, которые являются важными факторами достижения социальной сплоченности и справедливости. Тем не менее, 57 миллионов детей школьного возраста во всем мире до сих пор не посещают школу.

Охват детей начальным образованием в развивающихся странах достиг 91%. Согласно данным ЮНЕСКО, за период с 2000 по 2012 год процент не посещающих школу детей младшего возраста сократился с 40 до 22% в странах Африки к югу от Сахары и с 20 до 6% в Южной Азии. Девочки и женщины в трети развивающихся стран по-прежнему сталкиваются с препятствиями при поступлении как в начальную, так и в среднюю школу. Такое неблагоприятное положение в сфере образования приводит к ограничению возможностей для молодых женщин на рынке труда и, как следствие, медленному экономическому росту.

Образование способно ускорить достижение всех Целей устойчивого развития и поэтому должно стать элементом стратегий по достижению каждой из них. Например, образование способствует снижению неравенства — за период с 1985 по 2005 год в 114 странах было обнаружено, что один дополнительный год обучения соответствует сокращению коэффициента Джини, который измеряет неравенство, на 1,4 процентных пункта.

Россия — один из лидеров по ряду показателей образования. Так, охват взрослого населения страны средним образованием составляет 94,7%. Кроме того, Россия остается одной из самых высокообразованных стран в мире — 96% россиян имеют образование не ниже полного среднего. В стране также решена задача гендерного равенства в системе школьного образования, что указывает на необходимость перехода на новый уровень реализации задач, связанных с совершенствованием содержания и форм обучения.

Задача повышения качества образования остается актуальной для России - нужно разрабатывать современные учебные материалы и актуальные программы обучения. Только Московский государственный университет из всех университетов России входит в сотню ведущих высших учебных заведений мира.

На доступность и качество образования влияет и состояние инфраструктуры. На протяжении последних трёх лет более 1% зданий школ от общего числа общеобразовательных организаций находятся в аварийном состоянии, около 13% школьных зданий по-прежнему требуют капитального ремонта.

Задача формирования современных, востребованных рынком навыков, особенно навыков будущего, для молодежи и взрослых остается нерешённой. Так, например, образование в интересах устойчивого развития до сих пор не является приоритетным направлением на национальном уровне. Оставляет желать лучшего и уровень экологического образования среди населения.

Получение качественного образования закладывает основу для улучшения условий жизни людей и обеспечения устойчивого развития. Были достигнуты большие успехи в сфере расширения доступа к образованию на всех уровнях и увеличения охвата школьным обучением, в частности, женщин и девочек.

Причины, препятствующие обеспечению образования, заключаются в отсутствии квалифицированных преподавателей и доступа к адекватным учебным заведениям. Необходимы инвестиции в предоставление стипендий для сельских школьников, повышение квалификации преподавателей, строительство современных учебных заведений, улучшение водоснабжения и электрификации школ.

Образование является ключевым элементом, который позволит достигнуть многих других целей в области устойчивого развития (ЦУР). Если у людей есть возможность получить качественное образование, они могут вырваться из порочного круга нищеты. Поэтому образование способствует сокращению неравенства и достижению гендерного равенства.

Оно также расширяет возможности для людей во всем мире жить более здоровой и стабильной жизнью. Образование также играет важную роль в повышении толерантности в отношениях между людьми и способствует формированию более мирных обществ.

Адаптация ЦУР ООН к деятельности российских коммерческих предприятий и их интеграция непосредственно в процессы стратегического управления происходит с разной скоростью, разной глубиной содержательного осмысления и разной степенью потенциально допускаемого влияния на трансформационные процессы внутри собственной бизнес-модели таких предприятий и внутри бизнес-моделей организаций, связанных с ними единым ресурсодобывающим, перерабатывающим и сбытовым циклом.

“Популярность” цели 4 в среде социального предпринимательства позволяет предположить, что трактовка адресности программ бизнеса, реализуемых для достижения таких Целей, может быть диаметрально противоположной. Так, компании сырьевого сегмента чаще определяют как целевую аудиторию подобных программ социального инвестирования собственные трудовые коллективы, тогда как для перерабатывающих и сервисных предприятий такой целевой аудиторией традиционно выступают клиенты и покупатели.

В России, в условиях текущей ситуации, вряд ли можно рассчитывать на большой рост числа компаний, которые заявляют о своей приверженности принципам социальной ответственности, в условиях экономической стагнации. Можно предположить, что для этого у тех, кто воздерживается от систематической работы в области устойчивого развития, еще недостаточно ресурсов и мотивации. Необходимы и более энергичные действия со стороны государства для создания благоприятной среды, хотя, как показывают результаты, ожидания бизнеса большей вовлеченности государства и стимулирования социальных инвестиций остаются высокими.

Мировое сообщество инвесторов все активнее вовлекается в дело содействия качественному и доступному образованию — в мире инициируется все больше проектов, направленных на обеспечение образованием тех слоев населения, которым ранее оно доступно не было.

Omidyar Network — филантропическая инвестиционная фирма, которая стремится использовать возможности рынков, чтобы помочь людям улучшить свою жизнь. Инвестиции Omidyar Network в акционерный капитал будут способствовать активному расширению компании в Кении и за ее пределами. Сеть Omidyar была основана в 2004 году основателем eBay Пьером Омидьяром и его женой Пэм. Это благотворительная инвестиционная фирма, которая стремится использовать возможности рынков для создания возможностей для улучшения жизни людей. Сеть Omidyar Network направлена на стимулирование положительного социального воздействия путем использования гибкого подхода к капиталу для благотворительности, осуществления инвестиций в коммерческие компании, а также грантов некоммерческим организациям, которые демонстрируют инновации и потенциал для масштаба и устойчивости.

В Bridge International Academies работает сеть недорогих коммерческих школ начального уровня, которые предоставляют высококачественное образование в Африке. Bridge International Academies — это коммерческая сеть детских садов и начальных школ, предоставляющая высококачественное образование всего за 5 долларов США в месяц (в среднем) семьям, живущим на 2 доллара США в день или меньше на человека. Руководствуясь убеждением, что доступ к качественному образованию оказывает наибольшее влияние на сокращение бедности, Bridge стремится помочь детям развить знания и навыки, необходимые для улучшения их собственной жизни и общества. Миссия компании — “Знание для всех”. Ключом к успеху Bridge International Academies является вертикально интегрированная модель Academy-in-a-Box. Компания управляет каждым шагом в процессе предоставления высококачественного образования, от того, как построить академию до того, как преподавать в классе.

Bridge International Academies — это привлекательная инвестиционная возможность для сети Omidyar Network, поскольку она является убедительным примером мощного, масштабируемого и предпринимательского решения, которое отвечает одному из самых насущных требований развивающегося мира: недорогой доступ к качественному образованию. Bridge демонстрирует, как коммерческие инновации могут стимулировать социальные перемены, используя уникальную бизнес-модель, которая может быть легко воспроизведена на других развивающихся рынках — Academy-in-a-Box предоставляет все необходимые инструменты для эффективного и действенного открытия и управления академиями. Благодаря инвестиционному капиталу, предоставленному Omidyar Network и другими инвесторами, Bridge может продолжить идти по своему путь роста и поддерживать большую сеть академий, которые могут трансформировать систему образования в Африке и за ее пределами.

Инвестиции Omidyar Network были использованы для финансирования расширения международных академий Bridge. В частности, инвестиции позволили Bridge создать талантливую команду менеджеров, покрыть стартовые затраты для новых академий и поддержать накладные расходы. После первоначального успеха в Кении, цель Bridge состоит в том, чтобы открыть свои филиалы как минимум в 12 странах Африки к югу от Сахары и Индии и иметь к 2023 году более 10 миллионов учеников.

Inigral позволяет высшим учебным заведениям, включая колледжи и университеты, набирать и удерживать студентов, ускоряя и улучшая взаимосвязанность и расширяя их доступ к финансовой помощи. Создавая фирменные, закрытые и безопасные виртуальные социальные сети, Inigral облегчает связи между студентами и их сверстниками, профессорами и администраторами. Эти связи предназначены для того, чтобы способствовать сближению студентов и студентов в учебных заведениях, чтобы обеспечить высокий уровень поддержки студентов и получения степени.

Фонд Гейтса вошел в данный проект как инвестор из-за потенциала Inigral по созданию виртуальных кампусных сообществ для студентов, особенно тех, кто участвует в программах проживания. Inigral помогает студентам заводить друзей и устанавливать связи с соответствующими учебными заведениями, комбинируя пользовательский интерфейс Facebook с сетью студентов учебного заведения. Он создает сообщество, доступное только для отдельных лиц внутри учреждения, и такое, которое не зависит от их личности в Facebook. Благодаря этой платформе Inigral обладает уникальными возможностями для решения самых разных задач — от набора студентов до их поддержки на протяжении всего обучения.

Данный инвестиционный проект является частью раунда акционерного финансирования для предоставления операционного капитала Inigral. Inigral будет использовать полученные средства для дальнейшего развития и совершенствования своих продуктов, работать с существующими и новыми клиентами, чтобы доказать ценность привлечения студентов, а также расширять свою клиентскую базу в двух- и четырехлетних учреждениях среднего образования.

Инвестиции Фонда Гейтса в Inigral являются частью его текущей работы по улучшению образовательных результатов студентов. В частности, компания стремится глубже понять, могут ли социальные сети повысить вовлеченность студентов в различные проекты, влияние участия студентов в проекте на получение им степени, а также роль виртуальных продуктов в продвижении социальной активности и доступа к поддержке сверстников среди студентов. Кроме того, фонд надеется узнать, благодаря усилиям Inigral, связанным с ростом и продажами, о проблемах, с которыми могут столкнуться компании в сфере высшего образования.

W.K. Команда Mission Kellogg Foundation, ориентированная на инвестиции, инвестирует капитал фонда в компании, стремящиеся достичь социального эффекта. Wireless Generation — это технологическая компания, которая создает инструменты для индивидуального обучения и преподавания. Квазиакционерные инвестиции фонда обеспечили оборотный капитал, необходимый для развития компании.

Wireless Generation (WG) производит инструменты, системы данных и услуги для поддержки использования данных для улучшения преподавания и обучения и персонализации обучения. Компания предоставляет программное решение, которое позволяет учителям точно и легко ставить оценки с помощью мобильного устройства, записывая ответы, в то время как студенты используют бумажные материалы. Эта технология обеспечивает мгновенные результаты благодаря индивидуальным рекомендациям для каждого ребенка, поэтому преподаватели могут сразу адаптировать уроки под нужды конкретного учащегося. В дополнение к технологическим решениям WG также предоставляет консультационные услуги, работая бок о бок с преподавателями в своих школах, помогая им применять анализ данных и решение проблем для своих учеников. WG является ключевым партнером в разработке комплексной системы данных Нью-Йорка под названием ARIS (Система инноваций для достижений и отчетности). Компания также является ведущим технологическим партнером School of One в Нью-Йорке, которая стремится переосмыслить традиционную модель классной комнаты и адаптировать учебный процесс.

Читайте также: