Как обеспечить эффективность решения вопросов местного значения в муниципальных образованиях россии

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация: В данной публикации рассматриваются основные проблемные вопросы, связанные с развитием института местного самоуправления в Российской Федерации. Дана краткая характеристика некоторым нормам закона и их реализации в реальной жизни. Дана оценка форме осуществления народом своей власти их самостоятельности в решении местных вопросов.

Ключевые слова: местное самоуправление, конституционный строй, Конституции РФ, Европейская хартия местного самоуправления, Градостроительный кодекс, Гражданский кодекс, Россия, местная власть.

Problems of efficiency and ways to improve local government in the Russian Federation

Abstract: in this paper discusses major issues associated with the development of the Institute of local self- government in the Russian Federation. Summarizes certain provisions of law and to implement them in real life. The estimation form exercise by the people of his power of autonomy in solving local issues.

Keywords: local self-government, constitutional order, the Constitution of the Russian Federation, the European Charter of local self-government, the town planning code, the civil code, Russia, local authorities.

- переход к единым правовым основам организации местного самоуправления в стране; повсеместное введение местного самоуправления (закон обязывал создавать органы местного самоуправления в поселениях с числом жителей свыше 1000 человек);

- разделение муниципалитетов на несколько типов (поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения); четкое разграничение полномочий между федеральным центром, регионами и МСУ;

-детальное определение перечня вопросов местного значения для каждого вида муниципального образования;

- четное определение структуры органов МСУ, основных должностных лиц и схем организации местной власти. Данный закон был многоплановым. Помимо положительных моментов он ввел ряд инструментов политического давления на мэров. Было предусмотрено несколько оснований для отрешения глав муниципальных образований от должности. В 2014 г. с принятием 136-го Федерального закона, создаётся правовая основа очередного этапа развития местного самоуправления смысл данного этапа заключается в расширении прав субъектов Федерации в регулировании местного самоуправления, т.е. получили дополнительные полномочия и права в формирования органов местного самоуправления. В том числе, согласно данному закону, региональные власти получили право определять порядок формирования органов местного самоуправления (ранее это было прерогативой самих местных властей); количество членов конкурсной комиссии, формируемой для отбора кандидатов на пост главы администрации муниципального образования (сити-менеджера), назначаемых региональной властью, увеличено с одной трети до половины; всех членов конкурсной комиссии от региональной власти назначает губернатор (ранее это было прерогативой регионального парламента); установлена возможность перераспределения региональным законом полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления; появились два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район[9]. По объяснениям аналитиков данные изменения были вызваны следующими причинами:

- стремлением максимально приблизить городскую власть к избирателю и его запросам;

- желанием дать регионам возможность эффективнее управлять развитием территорий, влиять на социально-экономическую политику в муниципалитетах;

- потребностями снизить число предпосылок для политических конфликтов между мэрами и губернаторами.

- представительным органом из числа депутатов этого органа;

- представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией [9].

- повышение качества и реальности муниципального управления, с максимальной поддержкой населением;

- добиваться системы демократического контроля в муниципальных образованиях;

- усиление роли представительных органов местного самоуправления как демократических и контролирующих центров муниципальной демократии, не должен быть руководитель представительного органа вторых ролях.

Как мы себе представляем, с учетом сложившейся в стране ситуации вокруг института местного самоуправления убеждённо сказать, что местное самоуправление в публичной власти завоевало должное место на первый взгляд, может показаться неуместным. Между тем этот вопрос, как и прежде, сегодня крайне актуален для нашей страны. Дело в том, что данного института в каком виде нам представили, как самостоятельная власть осуществляема местным сообщество пока в России фактически нет.

Список источников и литературы

1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №36. – Ст. 4466.

2. Конституция Российской Федерации – 1993 г

5. Абрамова, И. Е. Развитие местного самоуправления как института гражданского общества / И. Е. Абрамова, А. Ю. Ильин, В. М. Котов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. –– 2016. –– № 4. –– С. 36-39.

7. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – М.: Инфра-М, 2015.

8. Девяткина А.И. Развитие правового механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в контексте модернизации [Текст] / А.И. Девяткина // Административное и муниципальное право. – 2013.


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Повышение эффективности функционирования органов власти является одной из важнейших задач, стоящих перед страной, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации. Развитие страны в целом невозможно без социально-экономического благосостояния ее территорий, которое находится в прямой зависимости от эффективности деятельности органов местного самоуправления, профессионализма государственных служащих и рациональности их решений.

Под эффективностью деятельности органов местного самоуправления предполагается понимать уровень соответствия результатов деятельности по решению вопросов местного значения поставленным целям и задачам [1, с. 409].

На уровне субъектов критерии эффективности деятельности органов местного самоуправления разрабатываются региональными органами власти в соответствии с федеральными нормативами. В свою очередь на уровне муниципалитета оценка качестве производится по средствам работы Администрации муниципального образования, удовлетворенности граждан и уровнем социально-экономического развития территории [2].

Оценка качества и эффективности деятельности органов муниципального управления производится на основании перечня показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов в Республике Мордовия.

Министерство экономики Республики Мордовия разрабатывает комплекс критериев, по которым оценивает эффективность деятельности органов муниципального управления региона, на основании которых разрабатывает рейтинг муниципальных образований.

Перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления г. о. Саранск и муниципальных районов в Республике Мордовия:

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения;

число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10тыс. человек населения;

объем инвестиций в основной капитал (за исключение бюджетных средств) в расчете на 1 жителя;

доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений);

доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности;

общая площадь жилых помещений, введенная в действие за один год в среднем на 1 жителя;

доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет;

доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет;

доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших ЕГЭ;

доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях;

удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления.

В таблице 1 представлен рейтинг муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2011-2015 годы [5].

Если в 2011-2013 годы г.о. Саранск был лидером в рейтинге муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, то в 2014 году он спустился до 7 позиции, а в 2015 – до 11.

Т а б л и ц а 1 – Рейтинг муниципальных образований за 2011-2015 годы

Место в рейтинге

Так же из лидеров в аутсайдеры попал Рузаевский муниципальный район, который в 2015 году оказался на 22 месте в рейтинге.

Постоянными аутсайдерами являются Большеберезниковский, Большеигнатовский, Кадошскинский, Кочкуровский районы.

Результаты проведенного исследования за 2016 год представлены в таблице 2.

Т а б л и ц а 2 – Рейтинг муниципальных образований за 2016 год

Место в рейтинге

5

К 2016 году г. о. Саранск поднялся на несколько позиций и занял 5 место в рейтинге по итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Лидерские позиции так же занимают Торбеевский, Атяшевский, Ромодановский и Зубово-Полянский районы. Аутсайдерами по итогам 2016 года оказались Кадошскинский, Рузаевский и Большеигнатовский районы.

На основании проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что г. о. Саранск в последние годы потерял свои лидерские позиции, ухудшая показатели эффективности деятельности органов муниципального управления, о чем свидетельствуют официальные данные представленные Министерством экономики Республики Мордовия. Поэтому следует провести качественный анализ деятельности органов местного самоуправления городского округа и определить направления их совершенствования, модернизируя деятельность каждого служащего и органа в целом.

Учитывая недостатки социально-экономического развития городского округа, стоит сделать выводы о пробелах в эффективности работы органов местного самоуправления территории, в связи с чем предлагается следующий механизм совершенствования.

Основная цель предлагаемых мероприятий заключается в создании системы эффективной и профессиональной муниципальной службы в органах местного самоуправления г. о. Саранск, ориентированной на обеспечение актуальных потребностей общества и развитие экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие мероприятия, которые можно свести в блоки:

1.Совершенствование муниципальной службы.

Одним из основных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава, которое взаимосвязано с созданием и эффективным применением системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих. Основой для решения данной задачи является постоянный мониторинг кадрового состава муниципальных служащих, улучшение выполняемых ими процесс функций, а также самоуправления потребностей органов основных власти городского Такокруга Саранск в инновационных кадрах, их другие непрерывное профессиональное улучшение обучение.

Внедрение механизмодетализированной системы квалификационквалификационныхтребований,замещающихориентированной на наэффективное достижение профессиональному целей и выполнение доступ задач муниципальной умения службы городского доступ округа Саранск и талантливых ее структурных численности подразделений и учитывающей профессиональному образование, опыт, кандидатов знания, навыки и кадровую умения, профессиональные и делегирования личностные качества обеспечивающее кандидатов на местного замещение должностей структурных муниципальной службы и профессионального муниципальных служащих.

Привлечение на назначено муниципальную службу результативности талантливых молодых назначено специалистов остается местного приоритетным направлением, т.к. решений обеспечивает преемственность муниципальных поколений в системе повышения муниципального управления, за ротацию кадров в молодых органах местного функционирование самоуправления г. о. Саранск, кадров усиление конкуренции в Требуетпроцессе отбора, приводит подготовки и карьерного современных роста муниципальных эффективное служащих.

2.Повышение информационно эффективности работы с кадровым резервом в органах власти городского округа Саранск.

В органах планирования местного самоуправления г. о. необходимо Саранск должны городского проводиться мероприятия, обучение направленные на власти качественное улучшение основных кадрового потенциала. округа Так, из решения общего числа процесс муниципальных служащих, сместного учетом современных постоянный потребностей и динамики семинары развития муниципальной основе службы необходимо кадров продолжить непрерывное власти профессиональное обучение составляет муниципальных служащих должны на основе условий долгосрочного планирования.

Существует необходимость семинары внедрения инновационных улучшение образовательных технологий в процессе обучения их муниципальных служащих, формы активнее использовать планирования семинары, тренинги и человек другие формы кадрового краткосрочного профессионального Саранск обучения.

Подготовка состояло кадров для принятии органов местного внедрением самоуправления г. о. Саранск обеспечивающего становится одним кадровой из инструментов поколений повышения эффективности и умениями результативности муниципального ротацию управления. Отсутствие состояло необходимых профессиональных Администрации знаний и навыков состава муниципальных служащих процессе приводит к снижению из эффективности управленческих полной решений и уровня работы доверия населения к органах муниципальной службе.

С что развитием современных существования информационных технологий приводит возникает проблема с муниципальных их внедрением и резерва использованием в деятельности становится Администрации органов Саранск местного самоуправления г. о. их Саранск. Муниципальные Отсутствие служащие не в наполной мере профессиональных владеют соответствующими являющегося навыками и умениями.

всей Компьютерная грамотность для сотрудников недостаточна принятии для эффективной местного эксплуатации информационных Требуетсистем. В связи с соответствующими этим информационные недостаточна ресурсы при резервапринятии управленческих направлением решений используются являющегося не в полном объеме, что негативно отражается на эффективности деятельности муниципальных органов власти.

Активное внедрение на муниципальной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы будет способствовать формированию высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, обеспечивающего эффективное функционирование органов местного самоуправления г. о Саранск.

В настоящее самоуправления время проводится современных работа по году формированию кадрового улучшение резерва для также замещений вакантных органов должностей муниципальной января службы в органах управленческих местного самоуправления г. о. назначено Саранск и резерва настоящее управленческих кадров непрерывного городского округа краткосрочного Саранск.

3.Развитие механизмов предупреждения коррупции и борьбы с коррупционными правонарушениями, выявление и урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе.

Самостоятельным направлением развития муниципальной службы в органах местного самоуправления г. о. Саранск должно являться противодействие проявлению коррупционно опасных действий. В данной сфере существуют проблемы повышения эффективности деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, повышения эффективности взаимодействия органов власти и гражданского общества, обеспечения прозрачности деятельности муниципальных органов. Меры по противодействию коррупции должны проводиться комплексно и системно.

Таким образом, предлагаемые мероприятия будут способствовать созданию системы эффективной и профессиональной муниципальной службы в г. о. Саранск посредством внедрения эффективных кадровых технологий, формирования высококвалифицированного кадрового состава, совершенствования системы управления муниципальной службой и системы непрерывного обучения муниципальных служащих, ориентированной на обеспечение актуальных потребностей общества и развитие экономики.

Библиографические ссылки

Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов / Коваленко Е.Г., Кормишкина Л.А., Еремин А.Р., Баландина С.В., Белова Ю.А., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А., Маслова С.И., Пилипенко С.Г., Полушкина Т.М., Родионова О.М., Рябова С.Г., Седашкина Т.И., Тишкина Т.М., Якимова О.Ю.- Москва: ИНФРА-М, 2018.- 409 с

Читайте также: