Как обеспечить дисциплину на уроке

Обновлено: 02.07.2024

У всех бывает такое: вы загораетесь желанием что-нибудь делать, даёте себе обещание начать завтра/в понедельник/в новом месяце. И… В лучшем случае предпринимаете одну-две попытки и оставляете занятие, мысли о котором ещё вчера заставляли глаза гореть. В худшем – так и не решаетесь сделать первый шаг. Почему это происходит? Чего вам не хватает? Мотивации? Силы воли? Времени? Это частные случаи – всё это можно найти, а не хватает главного – самодисциплины. Что это такое, что в себя включает это понятие и как развить самодисциплину – отвечает известный блогер Стив Павлина, по материалам сайта которого написана эта статья.

Что такое самодисциплина?

Самодисциплина – это способность заставить себя предпринимать действия независимо от вашего эмоционального состояния. Другими словами, это – конкретные шаги, которые вы совершаете после постановки какой-либо цели для её достижения. Решили, что пора похудеть – скорректировали питание и начали ходить в зал. На словах всё это выглядит достаточно просто. В жизни же промежуток между решением и действием насыщен мучениями, сомнениями, полумерами, избеганием. Он может длиться вечно и нисколько вас не приближать к заветной цели, мечте.

Самодисциплина – это отличный инструмент личностного развития. Она помогает как избавиться от чего-то ненужного, например, вредной привычки, так и приучить себя к тому, что способно изменить жизнь в лучшую сторону. А в системе с планированием, страстью и постановкой цели, самодисциплина и вовсе превращается в супер инструмент.

Как добиться внимания всего класса?

Многие учителя считают достижением, когда им удается добиться, чтобы класс хотя бы молчал и не мешал, когда отвечает ученик у доски. Профессионалы ставят своей целью, чтобы все школьники на уроке внимательно наблюдали за происходящим. Добиться этого не так сложно. Достаточно следовать трем принципам, не имеющим ничего общего с принуждением или негативом.

Отказ от агрессии и навязчивости

Учитель и сам должен правильно вести себя на уроке в школе. Его главная задача – изложение материала без отвлечения на посторонние вещи или разбирательства. Чтобы не отклоняться от темы, теряя минимум времени на призывы детей к порядку, надо применять специальные приемы.

Методы коррекции, позволяющие поддерживать на уроке дисциплину:



Главная цель учителя донести и изложить учебный материал без отвлечения на призывы детей к порядку.

С помощью перечисленных подходов можно не только наладить дисциплину в 1 классе. Приемы действуют по отношению к школьником всех возрастов.

Спокойствие и твердость

Правильное расставление акцентов

Навести дисциплину в классе молодому учителю проще всего, если все слушатели будут постоянно у него на виду. Этого можно добиться, видя их глаза. Приучив детей смотреть на учителя, когда он говорит, можно не переживать за то, что кто-то начнет отвлекаться. Еще один способ добиться дисциплины на уроке – доводить свои указания до выполнения. Мало сказать ученику, чтобы тот что-то сделал или перестал делать. Надо проследить, как он приступил к выполнению задания и только после этого переходить к другим делам. Это действие не должно быть абстрактным – следует озвучить благодарность, улыбнуться, показать свое расположение.

Пять опор самодисциплины

Одобрение

Принятие является отправной точкой самодисциплины. Без реальной оценки своего текущего состояния вы рискуете в лучшем случае просто топтаться на месте. И слишком позитивный настрой, и слишком негативный, в любом деле чреваты последствиями. Обращаясь к той же спортивной аналогии, давайте подумаем, с чего начинаются занятия спортом? С определения текущих физических кондиций. Зачем? Для того чтобы понять как эффективно тренироваться. Без этого вы будете делать либо мало, либо много, да ещё и не то. Очевидно, что пользы такие занятия не принесут (а в худшем случае ещё и навредят).

Поэтому, приняв решение, важно осознавать свои силы, принимать себя таким, каким вы есть. К примеру, вы долго спите и привыкли просыпаться не раньше 11 часов. Что будет, если вы попробуете вставать в 5 утра? Скорее всего, ничего не получится и никакая самодисциплина здесь не поможет. А вот если вы начнёте вставать в 10.45, а спустя неделю в 10.30 и т.д., результат не заставит себя ждать.

Сила воли

Использование силы воли предполагает работу с трёхступенчатым алгоритмом:

  1. Выберите цель
  2. Разработайте план
  3. Исполняйте

Опять же таки всё просто, как и всё гениальное. Стив Павлина уверен, что сила воли – явление неустойчивое и подходит оно, образно говоря, больше для спринта, чем для марафона. У вас может быть достаточно сил, чтобы начать что-либо делать, но они быстро иссякнут, и вы вернётесь к тому месту, с которого начали. Поэтому и нужен второй пункт – разработка плана. В нём нужно учесть, что запас в скором времени себя исчерпает, и организоваться так, чтоб максимально использовать инерцию.

Например, вы решили сбросить лишний вес. Это цель. План будет включать в себя комплекс мероприятий – диету, занятия спортом и т.д. Также в нём стоит учесть тот факт, что сила воли однажды иссякнет. Что это значит? Когда вы начнёте действовать, то будете преисполнены решимости и энтузиазма. Ничто вас не остановит – ни лежащие в холодильнике сосиски, ни коробка конфет, припасённая на чёрный день. Но через время наступит ремиссия – вам надоест употреблять в еду одни безвкусные овощи. Вот это и следует учесть: ничего такого, что могло бы вас сломать, в доме быть не должно. Чтобы голод вас не застал врасплох и не заставил купить сникерс или хот-дог, всегда носите с собой что-то полезное для перекуса. Готовьте на неделю вперёд, чтоб приходя домой после работы голодным, вас не подмывало съесть полбатона с майонезом и колбасой.

Тяжёлый труд

Многие выбирают лёгкий путь и именно потому терпят неудачу. В борьбе с самим собой, со своими привычками, априори не может быть легко – потому что противник настолько же силён, как и вы. Взять его хитростью выйдет едва ли. Единственный вариант – тяжёлый труд. Самодисциплина – это принятие и готовность работать много и тяжело.

Старание

Самодисциплина значит, что вы можете взяться и поработать тогда, когда это нужно, вне зависимости от степени интересности занятия. Гораздо чаще человеку предстоит справляться с однотипными, скучными, рутинными делами. Но для достижения успеха нужно и их выполнять старательно. Поэтому, каким бы мелочным и незначительным или неприятным вам не казалось дело, выполнить его вы должны. Откладывание в длинный ящик приведёт лишь к тому, что проблемы будут накапливаться и требовать для своего решения всё больше сил и времени.

Упорство

Не стоит путать упорство и мотивацию. От мотивации зависит то, что иногда вы с огоньком в глазах что-то делаете, а иногда не можете заставить себя встать с дивана. Упорство означает действие без оглядки, без учёта того нравится вам это или нет и хочется ли продолжать.

В то же время следует отличать упорство и упрямство. Одно дело, если вы находите в себе силы на ежедневную пробежку или поход в спортзал. И совсем другое, если вы упрямо уверены в том, что после месяца тренировок готовы заниматься по программе профессионального спортсмена. Упорство подразумевает корректировку целей, поиск новых путей их достижения и даже отказ от них, в случае если не получилось. Без такого пересмотра вы рискуете долго и нудно биться головой о стену, которую не сломает и кувалда.

От себя пожелаем вам успехов в воспитании самодисциплины. Если захотите изучить эту тему детальнее – по ссылке можно прочитать полный перевод цикла статей Стива Павлины о самодисциплине на русский язык.

Правило № 3. Никакой конкуренции

Отзывы и комментарии

Каждое мнение – ценно, делитесь своими мыслями по поводу этой статьи в комментариях.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Персональная постановка целей
  • Что определяет силу наших намерений?
  • Самодисциплина: инструкция по развитию
  • Гемба кайдзен
  • Вопросы Стива Павлины для принятия тяжелых решений
  • Семь методов тренировки самодисциплины
  • Преодоление негативного поведения
  • Как развить самоконтроль и самодисциплину
  • Психология победителя
  • Как развить долговременный фокус

Как развить самодисциплину и силу воли в повседневной жизни

На самом деле большинство людей более дисциплинированы, чем они о себе думают. Просто они не удосужились проанализировать, как они оказались там, где находятся сегодня.

Но даже если с дисциплиной проблемы, ее можно развить. Для этого человеку нужно дать какое-либо сложное задание, помочь ему его выполнить (лучше незаметно), а затем указать ему, что он справился с ним сам!

Если у вас есть дети, пользуйтесь этим методом постоянно. Если вы руководитель или менеджер, пусть этот процесс станет частью вашей системы управления.

Дисциплина развивается путем обучения быть удовлетворенным своими усилиями, полностью вовлеченным в процесс и получать радость от него. Дисциплина — это залог успеха в любом деле в современном мире.

“К сожалению, есть люди, которые искренне не хотят ничего улучшать. Они не хотят работать. Это ходячие мертвецы; довольные, ленивые задницы и пиявки, которые совершенно счастливы быть потребителями, не привнося ничего в этот мир. Эти вампиры — пустая трата пищи, и мне хочется блевать при виде их.Это довольно резко; извините, но так я думаю”. Майк Тайсон

Означает ли это, что нет надежды на успех для того, кто ленив или самодоволен? Означает ли это, что если вам не хватает дисциплины, вы обречены на провал?

Да, это так, если только вы не решите изменить свою жизнь, делать что-то для достижения своих целей снова и снова, опять и опять. Если вы не готовы пойти на этот шаг, извините, но вам никто не поможет.


Дисциплина — это не для посредственностей, это школа совершенства. Если вы не готовы, то найдите то, что не требует усилий, в этом нет ничего плохого. Но если это не принесет вам удовлетворения, вам некого обвинять, кроме себя.

Всегда составляйте чёткий план урока

Поддерживаем дисциплину в классе

Если вы пришли на урок недостаточно подготовленным, во время занятия могут возникать паузы, и тогда ученики начнут отвлекаться. Вновь собрать их внимание будет сложно.

Держа перед собой план, вы не забудете сразу попросить учеников достать необходимые принадлежности, чтобы не отвлекаться на уроке и не создавать лишнего шума.

Объясняйте основные правила поведения

Например, что линейка нужна на каждом уроке. А если ученик опоздал, пусть тихо пройдет на своё место. Захотите выяснить причину опоздания — сделайте это после урока. Постепенно ученики привыкнут к установленным правилам и перестанут спрашивать одно и то же.

Ясно формулируйте свои требования

Установите конкретные требования к поведению учеников на уроке. Чётко формулируйте эти требования, не отступайте от них и неуклонно добивайтесь выполнения. Если требование не выполнено, поговорите с учеником, дайте ему возможность осознать проблему.

Однажды наступит момент, когда вам будет достаточно одного взгляда, чтобы ученик понял, чего вы от него ждёте.

Не начинайте урок, пока не установится тишина

В начале урока добейтесь полного внимания учеников и только потом начинайте говорить. Сразу замолчите, если шум возникает вновь. Выдержите паузу. Дождитесь тишины и объясните, что вы продолжите урок, когда все успокоятся.

Станьте для детей авторитетом

Отсутствие авторитета — обычная ситуация, если вы взяли новый класс, особенно если вы только пришли в образовательное учреждение, где никто вас не знает. Каждого нового педагога дети испытывают на прочность, и каждый раз вам приходится зарабатывать авторитет заново.

Решайте проблему непослушания самостоятельно. Не жалуйтесь завучу или директору — это даст кратковременный эффект, а ребята поймут, что испытание вы провалили.

Сразу поставьте себя так, чтобы каждое ваше замечание звучало непререкаемо. Если вы о чем-то попросили — просьба должна быть выполнена. Дайте детям понять, что ваше слово — истина в последней инстанции и не подлежит обсуждению. Не кричите, ваши слова должны звучать спокойно, но веско.

Не заигрывайте с учениками, но и не обзывайте детей и не унижайте их. Не допускайте, чтобы сильные обижали слабых. Постарайтесь увидеть в каждом ученике прежде всего человека. Даже отъявленные хулиганы ответят вам тем же.

Если есть возможность, налаживайте контакт с детьми в неформальной обстановке. Организуйте поход в музей, в кино, или на экскурсию.

Будьте позитивны

Не бойтесь улыбнуться, чтобы подбодрить, налаживайте зрительный контакт. Поддерживайте на уроке позитивную атмосферу — сказанная вовремя шутка может разрядить напряжённость. Покажите ученикам, что вы такой же человек, как и все. Ученики начнут уважать вас, а заодно полюбят и ваш предмет.

Развивайте интерес к своему предмету

Чаще всего плохая дисциплина бывает в 6–8 классах, когда у детей начинается переходный возраст и снижается мотивация к обучению. Чтобы удержать внимание:

  • чередуйте словесные, наглядные и практические методы обучения;
  • разнообразьте формы и типы уроков — удивляйте детей, чтобы они не теряли интереса и с нетерпением ждали встречи с вами.
  • включайте в активную учебную деятельность абсолютно всех учеников в классе, пусть они, например поработают в парах или группах.

Рекомендуем обратить внимание на следующие программы:

Для учителей начальной школы:

108 часов (1.5 мес.)

108 часов (1.5 мес.)

Для учителей среднего и старшего звена:

108 часов (1 мес.)

Контролируйте темп урока

Варьируйте темп урока в зависимости от скорости работы конкретного класса. Если темп урока слишком быстрый, ученики не будут успевать за вами, а если слишком медленный, они начнут отвлекаться — и в том, и в другом случае внимание будет потеряно. Со временем вы поймёте, какая скорость для класса оптимальна, и сможете подстраиваться, чтобы удерживать внимание.

Обеспечьте всех учеников заданиями

Не допускайте, чтобы ученики оставались без работы даже на несколько минут. Если один решает задачу у доски, все остальные записывают её в тетрадь. Один отвечает — другие внимательно его слушают, чтобы дополнить ответ.

Для тех, кто быстро справится с основным заданием, держите наготове дополнительные, более сложные и интересные.

Поддерживаем дисциплину в классе
Не выпускайте класс из поля зрения

► Всегда внимательно следите за всем классом. Потеряли зрительный контакт с детьми — потеряли их внимание. Сели за стол или отвернулись к доске — подали ученикам сигнал, что можно отвлечься и перекинуться парой слов.

Старайтесь подготовить доску на перемене. Не стойте у доски весь урок: ходите по классу, задавайте ребятам вопросы на понимание материала, заглядывайте в тетради.

Научитесь чувствовать классный коллектив. Тогда вы сразу поймёте, если что-то пошло не так: дети заскучали, начали отвлекаться. В этом случае быстро переключите их внимание.

Чутко наблюдайте за обстановкой в классе

► Будьте внимательны к тому, что творится в классе. Тогда вы сразу поймёте, что между учениками есть какая-то напряжённость или конфликтная ситуация, которая не позволяет им сосредоточиться на учёбе. Попробуйте поговорить с учениками, если они вам доверяют.

Если и это не поможет, обратитесь за помощью к социальному педагогу или психологу. Не оставляйте ситуацию неразрешённой. Подробнее о конфликтах в классе и путях их разрешения читайте в другой нашей статье.

Следите, чтобы дети не уставали

Часто отсутствие дисциплины говорит о том, что дети просто устали. Если вы заметили, что дети отвлекаются, шепчутся, занимаются посторонними делами, смените форму работы. Если вы до этого говорили, приступите к выполнению заданий. Тех, кто больше всего мешает, вызовите к доске и помогите, если задание вызывает затруднение.

Предотвратить возникновение усталости поможет чередование активной и пассивной форм работы, групповой и индивидуальной. Включайте в уроки физкультминутку: дети устают сидеть в одной позе, особенно в младших классах. Включите весёлую музыку и дайте ребятам помахать руками, присесть, побегать вокруг столов.

Дисциплина — это не тишина, а погружённость учеников в процесс. Творческий подход и знания, которые вы получите на курсах в НИИДПО, помогут вам не задаваться вопросом, как поддерживать дисциплину в классе, а сосредоточиться на обучении детей и помочь им достичь высоких результатов.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.


Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

вызвать искренний интерес к предмету;

грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;

вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;

контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;

установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;

выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.

Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.

В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.

Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.

Выделяйте организационный момент, объясняйте учащимся в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.

Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учащихся, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия: используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки; создавайте специально для уроков презентации; выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока; проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие; используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учащимися.

Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые обучающиеся, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учащихся.

Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.

Уважайте в обучающихся личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, отметках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, учащиеся моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе

С поступлением школьника в колледж изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Работа, начатая в школе по формированию дисциплинированности обучающихся, находит свое дальнейшее продолжение в колледже.

Процесс воспитания обучающихся в этом возрасте (особенно студентов 1 и 2 курсов) является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии обучающихся, которые влекут за собой изменения в его поведении. У обучающихся отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Обучающийся, особенно подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у обучающихся понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Дисциплина - это подчинение. Обучающийся обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый обучающийся в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и обучающегося.

Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированная группа не та, где все сидят боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а та, которая работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем. Дисциплина обучающихся на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина обучающихся характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ НА УРОКЕ.

1. Занятость каждого обучающегося делом . Преподаватель понимает, что "владеть ситуацией" на уроке - значит вовлечь как можно больше обучающихся в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких обучающихся. На уроке все имеют задания. Если кто-то решает пример на доске, остальные решают его в тетрадях. Если кто-то быстро выполняет задание, преподаватель держит наготове интересную дополнительную работу. В процессе занятия преподаватель должен умело распределять свое внимание, быть в курсе всего, что происходит в аудитории, уметь сосредотачиваться, следить за успехами каждого студента. Необходимо предотвращать переход мелких неполадок в серьезные конфликты.

2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и обучающихся различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых "сильных" группах обучающиеся особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе обучающиеся теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро обучающиеся по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным обучающимся или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит "на одном дыхании" не дающем ни на секунду отвлечься от работы.

Обучающиеся должны не просто смотреть на преподавателя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной деятельности.

4. Мотивирование учебы и организация группы. Преподаватель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение обучающихся в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Педагог не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, отрабатывая четкую реакцию (на уровне рефлекса) на голос преподавателя, - если он говорит, это важная информация, надо слушать.

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем обучающихся. Педагог объясняет обучающимся все "правила игры", план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый обучающийся может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.

6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы обучающийся мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых студентов использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешенного состава, устраивать консультации.

Эффективные приемы тренеров и педагогов – для школы и не только

Дуг Лемов американский педагог и консультант

Кейти Ецци основатель и директор чартерной подготовительной начальной школы True North Troy

Эрика Вулвей научный руководитель группы Teach Like a Champion, сотрудник Uncommon Schools

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Накануне Дня учителя предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.

Учитель на уроке: дисциплина и внимание учеников

Сильный голос

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих "руководить классом". Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.

Допустим, вы собирались сказать: "Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание". Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове ("Ребята, достаньте. ") и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: "Ребята. " Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: "Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет". Дэвид отвечает: "Она тоже меня толкает!" или "Она хотела занять мою половину!". У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: "Маргарет, все так и было?" или "Меня не интересует, что там делала Маргарет". Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: "Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет" или "Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет". В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: "Но я ничего не делал!" Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: "Я попросила тебя убрать ногу со стула". К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Как удержать внимание класса

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сто процентов

Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. "Это из области фантастики?" — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Лучшие преподаватели добиваются послушания позитивными и, что немаловажно, ненавязчивыми мерами. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов.

Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.

  1. Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
  2. Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим". Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
  3. Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: "Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего".
  4. Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: "Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое". -->

Читайте также: