Как необходимо распределять служебные обязанности между прокурором и его заместителем

Обновлено: 02.07.2024

1.1. Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.2. В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и иным действующим федеральным законодательством, организационно-распорядительными актами Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением.

1.3. Работа управления строится на основе предметно-зонального принципа, перспективных и текущих планов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления в соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации во взаимодействии с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, научными и образовательными учреждениями системы органов прокуратуры Российской Федерации.

2.1. Руководство деятельностью управления осуществляет начальник управления - старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации.

2.2. В состав управления входят пять отделов: первый и второй отделы по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе, отдел по обеспечению участия прокуроров в Верховном Суде Российской Федерации, отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе и отдел документационного обеспечения.

2.3. Первый и второй отделы возглавляют заместители начальника управления - начальники отделов, отдел по обеспечению участия прокуроров в Верховном Суде Российской Федерации и отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе - начальники отделов, являющиеся помощниками Генерального прокурора Российской Федерации, отдел документационного обеспечения - начальник отдела.

2.4. В штат управления входят старшие прокуроры и прокуроры, а также федеральные государственные гражданские служащие.

3.1. Организационное и методическое обеспечение деятельности прокуроров по участию в гражданском и арбитражном процессах, а также при рассмотрении судами дел по жалобам на постановления о привлечении к административной ответственности.

3.2. В пределах полномочий, предоставленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами, защищать нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В целях решения возложенных задач работники управления: в пределах полномочий, предоставленных законами, и в соответствии с приказами, распоряжениями и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации непосредственно участвуют в судебных разбирательствах по делам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах; рассматривают и разрешают жалобы и обращения граждан и организаций на вступившие в законную силу судебные постановления по делам судов общей юрисдикции и арбитражных судов; готовят проекты представлений о пересмотре в надзорном порядке незаконных судебных постановлений и актов по гражданским и арбитражным делам и проекты протестов на судебные постановления по делам об административных правонарушениях; готовят проекты исковых заявлений в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства;

анализируют работу нижестоящих прокуратур по выполнению требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", организационно-распорядительных актов Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, относящихся к компетенции управления, по применению норм материального и процессуального права; оказывают практическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации, в необходимых случаях осуществляют выезды для проверки организации их работы;

изучают правоприменительную практику, положительный опыт работы на местах, готовят проекты информационных писем, обзоров и других документов информационно-аналитического и методического характера;

совместно с Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации проводят республиканские учебно-методические мероприятия по повышению деловой квалификации, стажировки, оказывают помощь в проведении региональных учебных мероприятий;

готовят предложения о совершенствовании законодательства, замечания по проектам законов и иных нормативных актов, поступающих на отзыв и касающихся деятельности управления;

изучают проекты постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам правоприменительной практики, готовят по ним замечания и предложения; в необходимых случаях инициируют рассмотрение на Пленумах вопросов, касающихся применения законодательства;

постоянно взаимодействуют с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации с целью комплексного решения проблем укрепления законности и правопорядка и устранения правонарушений.

руководит работой управления, осуществляет контроль и проверку исполнения, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач;

распределяет обязанности между руководителями управления, старшими прокурорами, прокурорами и федеральными государственными гражданскими служащими; контролирует выполнение служебных обязанностей работниками управления;

совместно с начальниками отделов и управлением кадров организует подбор и расстановку кадров, их профессиональную учебу;

готовит аттестации начальников отделов и, с учетом их мнения, старших прокуроров и прокуроров, представления о присвоении классного чина, поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности;

планирует работу управления; организует подготовку предложений в план работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации; обеспечивает качественное и своевременное выполнение планов работы и приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, иных поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представляет материалы на рассмотрение коллегии и оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации; направляет деятельность по учету и анализу результатов работы управления, составлению необходимых статистических данных (отчетов);

по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации организует проверки работы подчиненных прокуратур, по результатам которых готовит материалы по реализации;

руководит работой по подготовке предложений о совершенствовании законодательства и заключений по проектам законодательных актов;

устанавливает порядок проверки жалоб и заявлений по поручениям Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей; принимает решения о подготовке проектов представлений и протестов, заявлений (исковых заявлений) в суд, об отклонении жалоб и проектов представлений прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров о внесении представлений и протестов;

обеспечивает подготовку материалов для заседаний Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, организует работу по подготовке заключений по проектам постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

организует взаимодействие с главными управлениями, управлениями и отделами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с соответствующими подразделениями других правоохранительных органов, с учебными и научными юридическими учреждениями;

5.2. Заместители начальника управления - начальники отделов по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе, начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в Верховном Суде Российской Федерации, начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе:

руководят работой отделов, несут персональную ответственность за выполнение возложенных на отделы задач;

совместно с начальником управления и управлением кадров осуществляют подбор кадров возглавляемых ими отделов, распределяют обязанности между старшими прокурорами и прокурорами, готовят их аттестации, вносят предложения о присвоении классного чина, поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности;

контролируют выполнение служебных обязанностей работниками отделов, принимают меры по повышению их квалификации, проводят оперативные совещания;

планируют работу отделов; организуют подготовку предложений в план работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации; обеспечивают качественное и своевременное выполнение приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, координационных совещаний руководителей правоохранительных органов и планов работы, иных поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и начальника управления; направляют деятельность по учету и анализу результатов работы отделов;

контролируют своевременное и качественное рассмотрение жалоб, проектов представлений нижестоящих прокуроров, принимают решения о подготовке проектов представлений и протестов, заявлений (исковых заявлений) в суд, докладывают начальнику управления об основаниях удовлетворения или отклонения проектов представлений прокуроров субъектов Российской Федерации, утверждают заключения по делам;

выполняют иные поручения руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и начальника управления.

5.3. Заместитель начальника управления - начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе (по указанию начальника управления) контролирует работу отдела документационного обеспечения.

5.4. Начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в Верховном Суде Российской Федерации, кроме исполнения перечисленных в пункте 5.2 обязанностей, участвует в рассмотрении наиболее сложных гражданских дел в Верховном Суде Российской Федерации, изучает и после согласования позиции с начальником управления докладывает руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации дела, подлежащие разбирательству на заседаниях Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

5.5. Начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, кроме исполнения перечисленных в пункте 5.2 обязанностей, обеспечивает подготовку материалов и участвует в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, докладывает руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации дела, подлежащие рассмотрению на заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

анализируют статистические и иные данные об участии прокуроров в гражданском и арбитражном судопроизводстве по закрепленным прокуратурам и в целом по Российской Федерации по предмету;

вносят руководству управления предложения о проведении плановых мероприятий, совершенствовании работы нижестоящих прокуроров, их стажировании;

участвуют в выполнении плановых мероприятий, проверках работы подчиненных прокуратур, выявляют и изучают положительный опыт, оказывают работникам на местах практическую помощь, обеспечивают их стажирование в управлении;

рассматривают жалобы, проекты представлений прокуроров, материалы о направлении заявлений в суды, проводят прием граждан и представителей организаций;

изучают и обобщают правоприменительную практику по предмету, готовят документы аналитического и методического характера, предложения о совершенствовании законодательства, заключения по проектам постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, по поступающим из Конституционного Суда Российской Федерации материалам;

готовят документы, вносимые управлением на рассмотрение коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проекты приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, инструкций по вопросам деятельности управления, обзоров, информационных писем, а также материалы для публикаций из практики участия прокуроров в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве;

принимают участие в учебных мероприятиях, проводимых Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в региональных учебных мероприятиях; выполняют другие поручения руководства управления.

5.7. Старшие прокуроры оказывают помощь прокурорам отделов, выполняют наиболее сложные и ответственные поручения руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления.

5.8. Старший прокурор, на которого по указанию начальника управления возложены обязанности по выполнению методической работы:

анализирует статистические данные и работу органов прокуратуры Российской Федерации по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах и по рассмотрению обращений и жалоб граждан;

готовит аналитические документы для руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам деятельности управления, проекты информационных писем и обзоров из практики участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах;

осуществляет взаимодействие с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, правовым управлением и другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам применения и совершенствования законодательства.

6.1. Общее и секретное делопроизводство осуществляется отделом документационного обеспечения в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.

6.2. Работники управления несут персональную ответственность за соблюдение положений инструкций при осуществлении возложенных обязанностей.

Распределение поручений – это чёткое определение круга служебных обязанностей должностного лица, работающего в органах прокуратуры.

При распределении обязанностей учитываются деловые качества, опыт и интересы работников.

Основное правило при распределении обязанностей: распределению подлежит вся имеющаяся работа между наличным составом работников (кого-то может не быть на месте, но работа должна выполняться). Распределение обязанностей производится с учётом взаимозаменяемости работников.

Распределение обязанностей в городских и районных прокуратурах закрепляется в специальном Приказе о распределении обязанностей. В вышестоящих прокуратурах распределение обязанностей осуществляется путём издания:

положений об отделах и управлениях

приказов о распределении зон деятельности.

Распределение обязанностей зависит от объёма работы и штатной численности работников.

Объём работы зависит от численности населения на обслуживаемой территории и состояния законности. Связь между численностью населения и состоянием законности прямая пропорциональная (чем больше численность населения, тем больше совершается нарушений).

При распределении обязанностей применяются 3 способа:

1) основной – принцип отраслевой специализации (предметный)

Между работниками в городских и районных прокуратурах обязанности распределяются по основным направлениям (отраслям) надзора. В зависимости от штатной численности могут быть различные варианты распределения: при небольшой численности работников им приходится совмещать деятельность по осуществлению надзора по двум и более отраслям; если численность позволяет, за каждым работником (группой работников) закрепляется определённой отрасль.

Этот принцип действует и в вышестоящих прокуратурах (генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов) – это проявляется в том, что обязанности по отраслям надзора распределяются между отделами и управлениями (структурными подразделениями).

Например: в прокуратуре Свердловской области есть Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства, Следственное управление (в него входят отдел по расследованию особо важных дел, отдел по надзору за процессуальной деятельностью отделов, осуществляющих дознание и предварительное следствие) и т.д.

2) зональный принцип: территория, на которой действует прокуратура, делится на несколько зон. В состав зоны входит несколько административно-территориальных единиц. Количество зон определяется количеством работников отделов или управлений.

Этот принцип применяется как в городских и районных прокуратурах, так и в прокуратурах вышестоящего звена.

Зональный прокурор осуществляет контроль за деятельностью подчинённых прокуроров своей зоны, т.е.

знакомится с их работой (подчинённые направляют ему документы)

анализирует состояние законности в своей зоне

готовит предложения по улучшению работы, разрабатывает мероприятия по

если выявляет нарушения, то готовит проекты приказов о наложении дисциплинарных

3) зонально-предметный принцип

Применяется при организации работы внутри структурных подразделений прокуратур субъектов РФ и генеральной прокуратуры.

Дополнительно прокурор отдела обобщает работу в рамках всей прокуратуры по какой-либо части отрасли надзора.

Приказом руководителя прокуратуры за каждым работником приказом закрепляются определённые обязанности. Основные обязанности работника – это те обязанности, которые закреплены за данным работником приказом. Дополнительно к основным обязанностям работнику может быть поручено:

рассмотрение жалоб и обращений, поступающих в прокуратуру

рассмотрение уголовных дел

обязанности по систематизации законодательства

поддержание государственного обвинения

участие в рассмотрении гражданских дел.

При распределении обязанностей между работниками должен учитываться характер полномочий: являются ли они передаваемыми или непередаваемыми.

Непередаваемые обязанности могут осуществляться только прокурором (например: подписание актов прокурорского реагирования и т.д.)

Передаваемые – например: право проводить проверки, запрашивать документы, вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру для дачи объяснений и т.д.

Они относятся к числу руководителей прокурорского органа. Имеют наибольший круг прав и обязанностей.

Приказ о распределении обязанностей между сотрудниками — это документ, необходимый для делегирования полномочий руководителя иным работникам. У него нет специальной формы, но тем сложнее кадровикам понять, как его составить. Кроме того, при определенных обстоятельствах издать приказ будет недостаточно, нужны иные мероприятия, в том числе изменение должностных инструкций. Статья поможет разобраться, как правильно оформить распределение полномочий.

Суть распределения и перераспределения обязанностей

В небольших организациях, где мало подразделений и трудится один бухгалтер и один кадровик, нет смысла издавать распоряжение о распределении обязанностей между сотрудниками. Такой документ понадобится в случаях, когда компания крупная, у нее большой штат, в отделе кадров, бухгалтерии или ином отделе взаимодействуют по нескольку специалистов. Чтобы разделить, кто чем занимается и за какой участок работы отвечает, руководитель распределяет функции и полномочия между подчиненными. К примеру, если в бухгалтерии трудятся главбух, экономист и кассир, одному поручают ведение учета и документации, другому — планирование и отчетность, третьему — контроль за выдачей подотчетных сумм и начисление зарплаты. Таким образом, приказ о распределении функциональных обязанностей не только разграничивает деятельность работников, но и:

  • повышает согласованность действий между работниками подразделения;
  • упрощает и совершенствует процесс управления производственными процессами и персоналом.

Распределять полномочия руководитель может не только внутри одного подразделения, но и между руководителями разных отделов. Например, для выполнения требований по охране труда начальник может определить, чем занимается каждое из существующих в организации подразделений: кто проводит инструктажи, кто обеспечивает саму безопасность на разных участках, кто занимается подготовкой внутренней документации и проверкой ее соответствия законодательству. В этом случае тоже придется составить приказ о распределении обязанностей (на строительном объекте, в школе, на заводе, в офисе, иной организации).

Если в компании появляется новое подразделение и сотрудник, который будет заниматься, например, той же охраной труда, надо оформить перераспределение полномочий и часть работы от других сотрудников передать ему. К такому методу прибегают также, если:

  • работник уволился (ушел в декретный отпуск, на длительный больничный), на его место пока не нашли другого специалиста, но выполнять работу надо;
  • один сотрудник более загружен, чем другой;
  • появились иные лица, которые будут заниматься определенной деятельностью.

Как оформить распределение и перераспределение полномочий

Работник обязан выполнять трудовые функции в оговоренных трудовым договором и должностной инструкцией рамках. Если начальник распределяет (перераспределяет) полномочия, не меняя трудовой функции, ничего, кроме соответствующего распоряжения, кадровику делать не надо.

Приказ о распределении обязанностей в бухгалтерии, отделе кадров или между подразделениями всегда составляют в свободной форме, но с учетом общих правил, применяемых к структуре. Стандартный документ будет содержать:

  • шапку с наименованием организации, ее регистрационными данными;
  • название, дату составления и регистрационный номер;
  • вводную и распорядительную части — для чего издается, какие правила принимаются;
  • заключительную часть — кто контролирует исполнение поручений, кто подписал приказ.

Пример (для бухгалтерии)



В обоих случаях с приказами надо знакомить лиц, на которых они распространяются.

Организация работы в органах прокуратуры представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой элементов и действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры.

Учитывая, что достижение целей и выполнение задач прокуратуры обеспечивается такими конкретными видами деятельности как прокурорский надзор, уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими, то организация работы включает в себя в первую очередь организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры, перечисленных вст. 1 Закона о прокуратуре (внешне функциональная деятельность)[1]. Кроме того, в прокуратуре должна быть организована работа внутри системы (внутри функциональная деятельность), а также деятельность по вспомогательному обеспечению прокурорской системы.
Таким образом,содержаниеорганизацииработыможнопредставитьв виде трех подсистем действий, мер, объединенных в единую систему.

В первую, внутри функциональную, подсистему входят: анализ деятельности того или иного органа прокуратуры; распределение обязанностей между прокурорскими работниками; организация труда; анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, прогнозирование и планирование работы; работа с кадрами; контроль и проверка исполнения; оценка работы прокурорских работников; взаимодействие и координация деятельности структурных единиц; руководство; принятие и реализация управленческих решений.

Ко второй, внешнефункциональной, подсистеме относится: организация надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, исполнением уголовного наказания, исполнением законов судебными приставами, участия прокурора в рассмотрении дел судами, расследования преступлений, взаимодействия с другими органами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участия в правотворческой деятельности, международного сотрудничества, работы с обращениями граждан, предупредительно-профилактической работы и представительской деятельности.

Третью, вспомогательную, подсистему составляют: делопроизводство, организация и ведение учета, отчетности, систематизации законодательства, материально-технического и финансового обеспечения. Возникновение организационных отношений и регулирование процесса организации работы в органах прокуратуры связано с управлением[2].

Сущность управления в прокуратуре состоит в волевом воздействии вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров на нижестоящих (подчиненных) прокурорских работников с целью достижения надлежащего выполнения задач, возложенных на них Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, и повышение эффективности их деятельности.
Управленческое воздействие в отношении всех органов прокуратуры оказывается со стороны Генеральной прокуратуры РФ. Прокуратуры субъектов РФ осуществляют управление подчиненными им прокуратурами городского, районного звена. Управленческая деятельность этих органов выражается прежде всего в принятии и реализации управленческих решений, контроле за работой подчиненных прокуратуры, оценке их деятельности, выявлении и распространении передового опыта, стимулировании (мотивации) работы в органах прокуратуры.

Важным управленческим воздействием является оценка деятельности прокурорских работников. Критерием оценки должно быть не состояние преступности, а своевременность, качество и полнота принятия мер по пресечению и установлению нарушений закона, требующих прокурорского реагирования.

Управленческие решения в органах прокуратуры находят отражение в приказах, указаниях, распоряжениях, инструкциях, решениях коллегий и координационных совещаниях, заданиях и других документах, которые являются обязательными для исполнителей. Ряд управленческих документов носит рекомендательный характер. К их числу относятся информационные письма, обзоры, обобщения прокурорской и следственной практики.
Выявление и распространение передового опыта выражается в обобщении информации о деятельности нижестоящих прокуратуре, подготовке информационных писем о положительном опыте работы либо недостатках и упущениях и указании другим прокуратурам учесть их в своей работе.

Контроль зачастую выражается в проверке исполнения. Наряду с проверками для обеспечения контроля используются отчеты подчиненных прокуроров о проделанной работе или по результатам проверок работы соответствующей прокуратуры, изучение поступающих от нижестоящих прокуратуре актов прокурорского реагирования. Результативность деятельности прокурорских работников во многом зависит от наличия благоприятных условий для выполнения ими служебных обязанностей. Это выражается прежде всего в материальной, моральной и иной заинтересованности прокуроров и следователей в повышении эффективности своего труда, ответственности за порученное дело. К числу обстоятельств, стимулирующих деятельность прокурорских работников, обычно относят: понимание важности и уверенность в значимости тех функций, которые выполняют в государстве органы прокуратуры, справедливое материальное и социальное обеспечение, признание профессионализма и компетентности как основание для продвижения по службе, наличие надлежащего микроклимата в коллективе и хорошего руководителя. Правильная организация работы и целенаправленное управление в своем единстве обеспечивают слаженность и ритмичность функционирования всей прокурорской системы (как единого .организма, так и отдельных частей), направляют деятельность прокурорских работников на выполнение стоящих перед ними практических задач.

2. Виды планирования в органах прокуратуры РФ

В органах прокуратуры применяются три вида планов:

- перспективные (на год и более);

- текущие (полугодовые, квартальные и месячные);

- краткосрочные (недельные, ежедневные)[3].

Опыт планирования показывает, что наиболее распространенным является составление полугодовых планов. По таким периодам планируется работа Генеральной прокуратуры РФ, а также прокуратур субъектов Федерации.

Разновидностями планов являются планы:

- координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- по повышению деловой квалификации;

Процесс планирования обычно состоит из:

- сбора необходимой информации;

- анализа состояния законности;

- подготовки проекта плана;

- обсуждения проекта плана;

- организации исполнения плана.

Кроме планирования работы прокуратуры в целом, осуществляется также планирование работы каждого прокурора и следователя. Индивидуальное планирование существенно помогает распределить время для достижения результативности в работе, способствует повышению организованности и профессионализма прокурорских работников.

Планирование, основываясь на глубоком и всестороннем анализе состояния законности, не всегда следует за аналитической работой. Являясь функцией управления, оно выступает способом организации этой работы, развивает и направляет учет, обработку и оценку соответствующей информации. В этом проявляется взаимная связь планирования и информационно-аналитического обеспечения.

Существо планирования состоит из определения целей деятельности прокуратуры, формирования конкретных мероприятий для достижения этих целей, сроков исполнения мероприятий, их исполнителей.

Типичные мероприятия, включаемые в план:

- подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период;

- обсуждение итогов деятельности прокуратуры на межведомственных
совещаниях;

- прокурорские проверки исполнения законов;

- обобщение практики прокурорского надзора и его организации;

- мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации;

- заседание коллегии и другие.

Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, месту, лицам и срокам его исполнения, реальными, т.е. основываться на правильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения.

Задача

Штат районной прокуратуры состоит из прокурора, его заместителя, трех помощников по особым поручениям, пяти помощников.

Как следует распределить служебные обязанности между работниками?

Какие факторы необходимо учитывать при распределении служебных обязанностей?

Какие принципы используются при распределении служебных обязанностей?

Непременным условием функционирования любой структуры является организация работы. Для основного звена единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры Российской Федерации (районных и городских прокуратур) она имеет решающее значение.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

Прокуратуры, регламентируемые данной статьей, представляют собой основное звено прокурорской системы. Они выполняют значительный объем надзорной и иной работы. В составе этих прокуратур находится основная часть штата работников прокуратуры. Согласно данной статье, заместители, помощники прокуроров городов и районов, назначаются на должность и освобождаются от должности прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним прокурорами[5].

К компетенции прокуроров городов и районов относится только право назначать на должность и освобождать от должности работников прокуратуры, не занимающих должности прокуроров и следователей. Такой порядок назначения штата оперативных работников, в сочетании с назначением прокуроров городов и районов Генеральным прокурором Российской Федерации, служит одной из важных гарантий реального обеспечения их независимости от соответствующих органов власти. Это тем более важно, если учесть, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов как органами власти, так и органами местного самоуправления.

Штатная численность прокуратур городов и районов, как правило, невелика, а проблем, стоящих перед ними в сфере обеспечения правопорядка, с каждым годом становится все больше. В каждой прокуратуре работа не может быть одинаково организована, поскольку зависит от множества факторов, это:

- территориально-экономическая характеристика района (города);

- уровень и структура преступности;

- количество нарушений закона и связанный с ними объем работы;

- численность кадров прокуроров и следователей, их опыт, профессиональная подготовка.

Однако в любой прокуратуре организация работы начинается с двух взаимосвязанных элементов: правильной расстановки кадров и обеспечения слаженности их деятельности. Нужна оптимальная схема, которая, с одной стороны, позволит четко разграничить должностные обязанности между работниками, а с другой – наладить взаимодействие в процессе осуществления надзора и следствия.

В основе организации работы лежат общие принципы прокурорской системы: единство и централизация, независимость надзора от каких-либо органов и влияний, законность и гласность деятельности.

Вместе с тем, немалое значение имеют и такие элементы, как[6]:

- рациональное размещение и оборудование рабочих мест (удобное их расположение, оснащение средствами связи, техническими приспособлениями, предметами труда);

- обеспечение необходимыми для бесперебойной работы материалами и средствами (бумагой, бланками, справочной и методической литературой, научно-техническими средствами).

Распределение обязанностей работников прокуратуры закрепляется в форме приказа, который в данном случае представляет собой нормативный акт руководителя прокуратуры, регламентирующий основные вопросы организации и деятельности прокуратуры.

Приказ должен быть полным и охватывать все отрасли надзора, охватывать все участки и направления деятельности прокуратуры. Формулировки приказа излагаются юридически грамотно, точно и конкретно с тем, чтобы каждый работник представлял ясно предмет своих функцио-нальных обязанностей. Отдельным пунктом предусматривается в приказе взаимозаменяемость работников на периоды их временного отсутствия (в связи с отпуском, по болезни, по другим уважительным причинам).

В случае необходимости обязанности между оперативными работниками прокуратуры могут уточняться, а при наличии существенных изменений должен издаваться новый приказ. Некоторые прокуроры приказ о распределении обязанностей обновляют ежегодно, с учетом происшедших изменений в кадровом составе или с учетом других обстоятельств.

- контроль и проверка исполнения;

Типичным является вариант, когда на первого заместителя возлагается организация надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, участие в рассмотрении судами гражданских дел; второй заместитель организует работу по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (имеются в виду органы внутренних дел, налоговой полиции, таможенные учреждения), а третьему заместителю остаются вопросы организации следствия в прокуратуре, участия в рассмотрении судами уголовных дел и надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.

Читайте также: