Как назывался первый международный орган занимающийся контролем в правозащитной сфере

Обновлено: 02.07.2024

Международная неправительственная правозащитная организация (МНПО) – этонегосударственная, некоммерческая, самоуправляемая организация, созданная на основе учредительного акта, признанная, по крайней мере, одним государством или обладающая консультативным статусом при международных межправительственных организациях (ООН, СЕ, ЕС), целью которой или одной из целей является соблюдение обеспечения и защита прав и свобод человека и содействие укреплению прав и свобод человека.

Взаимоотношения ООН с НПО, а также определение консультативного статуса рассматривалось выше в рамках правозащитной деятельности ООН. Однако говоря об МНПО необходимо сказать, что консультативный статус может представляться и в рамках иных межправительственных организаций.

Так Советом Европы в 1952 г. была принята резолюция, закреплявшая механизм консультаций с НПО по вопросам компетенции Совета Европы. Ныне действующие резолюции Комитета министров (2003)8 и (2003)9 от 19 ноября 2003 г. посвящены отношениям соответственно с международными и национальными НПО.

Статус участия дает НПО право направлять письменные обращения через Генерального секретаря, по приглашению осуществлять экспертизу политики, программ и деятельности Совета Европы, получать документы Ассамблеи, присутствовать на открытых заседаниях Конгресса местных и региональных властей. Постоянные комитеты и иные органы Комитета министров могут вовлекать такие НПО в определение политики, программ и действий Совета Европы, в частности путем предоставления тематическим группам НПО статуса наблюдателя. Статус участия накладывает на НПО обязанности – информирование общественности о деятельности Совета Европы, предоставление информации, документации или мнения, содействие распространению уважения к стандартам Совета Европы в государствах-членах, периодическое предоставление Генеральному секретарю отчета о деятельности в статусе участия.

Сообщество НПО, имеющих статус участия, самоорганизовалось в тематические группы (гражданское общество, здравоохранение, образование и культура, гендерное равенство, права человека), которые на периодических встречах определяют приоритеты работы.

Юридически обязательного документа, регулирующего проведение консультаций нет, однако Комиссия выпустила т.н. Белую книгу европейского управления, в которой содержатся рекомендации и обязательства Комиссии по проведению диалога с заинтересованными сторонами. Под консультацией понимается процесс, при помощи которого она привлекает внешние заинтересованные стороны при разработке политики до того, как принять решение.

В структуре генеральных директоратов предусматривается создание специальных постоянных механизмов для проведения консультаций. Список НПО, желающих участвовать в консультациях, содержится в специальной базе данных, куда могут быть включены организации, соответствующие определенным критериям (формальное учреждение, представленность не менее чем в трех европейских странах, некоммерческий характер, демократическая структура и т.д.).

С середины XX в. наблюдается количественная и качественная активизация международной деятельности НПО. Так, согласно Ежегоднику международных организаций, в 1972 г. насчитывалось 3 733 международные НПО, а в 1999 г. – уже 43 958. Также значительно увеличилось число НПО, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС ООН: от 41 в 1948 г. до 2 379 в 2004 г.

К крупнейшим международным правозащитным неправительственным организациям можно отнести:

· Хьюман Райт Вотч (Human Rights Watch);

Среди множества самых авторитетных и независимых правозащитных НПО по многим показателям выделяются признанные лидеры, которыми, несомненно, являются Международная амнистия (Amnesty International) и Хьюман Райт Вотч (Human Rights Watch).

Изначальная направленность деятельности организации на защиту прав политзаключенных была достаточно результативной; Амнистия утвердилась в качестве самого надежного защитника прав человека во всем мире.

В 1962 г., после визита Блом-Купера в Гану, было освобождено 152 политзаключенных.

В 1963 году получил свободу западногерманский профсоюзный лидер, похищенный властями ГДР.

В 1964 г. организация добилась освобождения 38 узников в Ирландии, как и тысяч других в Бирме, Греции, Египте и Румынии.

В этой сфере деятельности:

· 1977 год организация объявила Годом узников совести. В том же году ей была присуждена Нобелевская премия мира;

· Вскоре после церемонии вручения премии МА организовала в Стокгольме конференцию, посвященную проблеме смертной казни;

В настоящее время организация насчитывает 56 национальных секций (полноправных национальных организаций), свыше 7,5 тысяч местных групп, более 1,8 миллиона членов и сторонников в более чем 140 странах мира.

Есть и другие направления, в рамках которых Амнистия внести весомый вклад в дело укрепления прав человека:

· наряду с другими организациями она добивалась от ООН принятия и усовершенствования международных стандартов по защите прав человека. С 1961 года было принято значительное число документов в области международного права, призванных защищать права людей во все мире.

· На протяжении 1990-х годов члены Амнистии проводили кампанию за учреждение Международного уголовного суда, под юрисдикцию которого подпадали бы военные преступления и зверства, в том числе геноцид. В результате чего в 1998 году делегаты стран — членов ООН на конференции в Риме подавляющим большинством голосов приняли Статут, учреждающий постоянно действующий Международный уголовный суд.

Становление и развитие новой международной правозащитной неправительственной организации происходило в несколько этапов.

Через год, аналогичным образом, Комитет вступился за сидящего в лагере строгого режима советского правозащитника Владимира Буковского.

В 1976 году Роберт Бернштейн посетил в Москве академика А.Д. Сахарова и ряд других известных правозащитников, после чего члены комитета пришли к выводу о необходимости систематической поддержки правозащитников в Советском Союзе.

Безусловно, ключевую роль в становлении данной системы сыграла созданная в 1978 году хельсинская группа США - Helsinki Watch (позже Human Rights Watch). Открыто заявленной миссией американского хельсинского комитета, было наблюдение (мониторинг) за состоянием прав человека во всех государствах, подписавших Хельсинкское Соглашение, и, в первую очередь, в СССР и странах Варшавского Блока[10].

После распада СССР крушения международной системы социализма Хьюман Райте Вотч активизировала свою работу в тех регионах мира, которые раннее находились вне поля зрения правозащитников (Тропическая Африка, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток) и стала самой крупной международной правозащитной организацией в мире.

На протяжении 1980-1990-х гг. в структуре организации происходили значительные изменения:

· В 1981 г. была организована американская секция (Americas Watch), целью которой была заявлена борьба с диктаторскими режимами на территории Южной Америки и обеспечение реализации прав человека на территории Центральной Америки.

· Следующей важной вехой в развитии организации стало основание азиатского комитета (Asia Watch) в 1985 году.

· В 1988 г. была основана африканская секция (Africa Watch). Для мониторинга ситуации с правами человека ею были определены две приоритетные области - Южная и Центральная Африка.

· Наконец, в 1989 г. была создана ближневосточная секция (Middle-East Watch).

Получив в 1993 году специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН, HRW обязалась проводить свою деятельность в соответствии с принципами и целями деятельности ООН, обеспечивая:

· защиту прав и свобод человека в различных уголках мира, в том числе путем предотвращения различных видов дискриминации;

· защиту политических свобод;

· защиту мирного населения во время вооружённых конфликтов;

· наказание нарушителей прав человека.

Штаб-квартира организации находится в Нью-Йорке. У организации существуют постоянные представительства в Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Лондоне, Брюсселе и Москве. При необходимости HRW размещает свои временные представительства в различных государствах мира.

За последние два десятилетия HRW провела огромное количество кампаний и добилась впечатляющих результатов, приведем лишь некоторые из них:

· В Китае HRW составила графические показатели о жестоких мерах, которым подвергались китайские политические заключенные, и использовала эту информацию в успешной кампании по блокаде выборов Пекина столицей Олимпийских игр в 2000 году;

· В Руанде Организация была первой, кто показал, что геноцид был не неизбежным результатом давней вражды, а продуктом попыток определенной части правящей элиты сохранить власть, что послужило важным шагом к последующему привлечению виновников этой массовой резни к ответственности. HRW первой раскрыла роль правительств Китая, Франции, ЮАР и Заира в поддержке вооружениями сил изгнанной Руандской армии в то время, как она находилась в Заире, готовая вернуться в Руанду и возобновить резню;

· В Германии организация документировала жестокие нападения на иностранцев представителей движения правых и неонацистов. Доклады, опубликованные в широкой печати, заставили правительство Германии обеспечить безопасность своему населению не немецкого происхождения и выступить инициатором поощрения мирного сосуществования представителей различных рас.

· HRW инициировала кампанию по запрету противопехотных мин, в которую в настоящее время вовлечено около 200 правительственных организаций во всем мире.

3. Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (МХФ) — неправительственная правозащитная организация некоммерческого характера, которая защищала права человека в странах Европы, Северной Америки и Центральной Азии. Особая миссия организации заключалась в осуществлении мониторинга соблюдения прав человека в соответствии с Хельсинкским Заключительным актом.

В этих целях МХФ:

· поддерживала прямые связи с людьми и организациями, которые защищают права человека в странах, где действуют Хельсинкские комитеты.

· собирала и анализировала информацию о состоянии соблюдения прав человека в странах-участницах ОБСЕ и распространяла ее среди представителей правительств, межправительственных организаций, СМИ и широкой общественности.

27 ноября 2007 года президент МХФ Ульрих Фишер представил в Экономический суд в Вене просьбу признать эту правозащитную организацию банкротом.

В 1940-е годы FIDH, оказавшаяся на нелегальном положении, вступает в борьбу против нацизма. Отметим, что Глава FIDH Виктор Баш был убит немецкой полицией в Лионе.

В 1950-е годы происходит воссоздание организации. Проводятся первые исследовательские миссии и миссии правового наблюдения за судебными процессами. Собранные сотрудниками FIDH свидетельства жертв нарушений прав человека придают дополнительный вес позиции FIDH. Рене Кассен и Жозеф Поль-Бонкур, два руководителя FIDH, принимают участие в написании текста Всеобщей декларации прав человека.

Количество самих организаций-участников в составе FIDH увеличивается с шестидесяти шести до более чем ста организаций, что свидетельствует о том, что FIDH становится одной из самых значимых организаций международного гражданского общества.

FIDH имеет представительства при ООН, Европейском Союзе, Лиге арабских государств, Африканском союзе, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), а также в Международном уголовном суде (ICC) с целью оказания поддержки организациям-членам в отстаивании их позиций в межправительственных организациях. Кроме того, FIDH обладает консультативным статусом при ЭКОСОС ООН, статусом участия при Совете Европы и имеет право подавать жалобы в Европейский комитет по социальным правам.

Основные направления деятельности:

· Защита прав женщин

· Защита прав мигрантов

· Защита прав человека, нарушенных в ходе процессов глобализации

· Содействие укреплению международных и региональных механизмов защиты

· Борьба за соблюдение прав человека и законности во время конфликтов, чрезвычайного положения и переходных периодов демократизации.

Вопросы:

1. Раскройте понятие международной неправительственной правозащитной организации, в чем отличие МНПО от межгосударственных организаций?

2. Определите механизм взаимоотношений межгосударственных организаций и МНПО.

3. Проанализируйте деятельность крупнейших МНПО, выявите основные приоритеты их работы.

Международный механизм защиты основных прав включает как условия их реализации (содействие осуществлению международных договоров в области прав человека, международный контроль за соблюдением прав человека), так и средства их защиты (международно-правовые нормы, деятельность универсальных, региональных межправительственных организаций и государств, юридические процедуры, международную ответственность, работу международных правозащитных организаций).


Координирующим центром данной деятельности является система, сложившаяся в результате функционирования Организации Объединенных наций.

Следовательно, осуществление ООН международного сотрудничества для содействия всеобщему соблюдению прав человека есть одновременно и цель, и обязанность этой организации.

В целях укрепления правозащитного механизма ООН в сентябре 2005 года решено создать Совет по правам человека, заменяющий Комиссию по правам человека и компетентный выносить рекомендации по ситуациям нарушения прав.

Лицо, назначаемое на этот пост, должно обладать значимым авторитетом в области прав человека, общими знаниями и пониманием культурного уровня наций и народностей, что необходимо для объективного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара ООН по правам человека. Данное должностное лицо, находящееся под эгидой Генерального секретаря ООН, несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека.

Обязанности Верховного комиссара ООН по правам человека заключаются в следующем:

1) поощрять и защищать эффективное осуществление каждым человека без исключения гражданских, политических, культурных, экономических и социальных прав;

2) выполнять задачи, возложенные на него компетентными органами ООН в области прав человека, предоставлять им рекомендации в целях обеспечения и защиты всех прав человека;

3) оказывать консультативные услуги и финансовую помощь через компетентные органы ООН по просьбе заинтересованных государств и региональных международных организаций в целях осуществления эффективных мер и программ в области прав человека;

4) координировать соответствующие научные и учебные программы, имеющие пропагандистский характер в области прав человека;

5) осуществлять укрепление и оптимизацию механизмов ООН в области прав человека, осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека, предоставлять ежегодный доклад о своей деятельности Совету ООН по правам человека, через ЭКОСОС – Генеральной Ассамблее ООН и др.




1) государство, чей гражданин подал жалобу в Комитет по правам человека, является участником Пакта и Протокола 1;

2) лицо, подавшее жалобу, исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается);

3) жалоба не должна быть анонимной;

4) жалоба не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

Комитет против пыток образован в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года. Комитет против пыток в случае получения достоверной информации о систематическом применении пыток на территории государства-участника Конвенции вправе:

1) предложить государству-участнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации;

2) назначить своих членов для проведения конфиденциального расследования с возможным посещением территории этого государства с его согласия, после расследования предоставить доклад Комитету и государству-участнику с результатами расследования;

3) ежегодно предоставлять краткий отчет о проведении расследований Генеральной Ассамблее ООН и государствам – участникам Конвенции.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин образован на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации женщин 1979 года. Рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, реагирует на поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб, выносит в ежегодном докладе Генеральной Ассамблее ООН свои предложения и рекомендации общего характера на основе изучения докладов и информации, получаемой от государств-участников.

Комитет по правам ребенка образован в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 года. Комитет вправе:

1) запрашивать у государств-участников Конвенции информацию о выполнении ими требований Конвенции;

2) собирать и анализировать информацию о положении детей в различных странах;

3) на основе проведенного анализа вырабатывать соответствующие рекомендации для предоставления их Генеральной Ассамблее ООН;

4) сотрудничать в области защиты прав ребенка с различными правительственными и неправительственными правозащитными организациями.

Наряду с системой универсальных международных механизмов содействия неотчуждаемости прав человека существуют и региональные механизмы.

Совет Европы был создан в 1949 году как общеевропейская, региональная организация межправительственного и парламентского сотрудничества. Среди целей Совета Европы, заявленных в его Уставе, наиболее важными являются: правовое обеспечение прав человека, развитие дружественного международного партнерства, разработка совместных решений социальных проблем. Основной принцип Совета Европы, объединяющий в настоящее время несколько десятков государств, – принцип уважения прав человека и верховенства права.

В соответствии с этим принципом Совет Европы защищает гражданские, политические, социальные и экономические права на основании механизма, закрепленного в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Европейской социальной хартии 1961 года. Приоритетные направления деятельности Совета Европы – предупреждение нарушений прав человека на национальном уровне.

Система региональной защиты прав человека и основных свобод в рамках Совета Европы функционирует на основе целого ряда документов, и прежде всего, обязательного конвенционного характера, центральным из которых является Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 года, затем дополненная 11 протоколами. Это уникальная система общего права, развивающаяся благодаря прецедентному праву, она стала основой для формирования наиболее обширного и подробного свода судебных решений по сравнению с другими международными судебными органами по защите прав человека.

Европейский Суд по правам человека состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы. Среди судей не может быть более одного гражданина одного и того же государства.

Система правовой, в том числе судебной, защиты, предусмотренная Конвенцией, по своей природе является субсидиарной. Это значит, что защиту прав человека в качестве первой инстанции обеспечивают национальные органы, и прежде всего национальные суды. Компетенция Суда распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции.

11 мая 1994 года члены Совета Европы приняли Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил индивиду, неправительственным организациям и группам лиц возможность обращаться в Суд непосредственно. Согласно Протоколу Европейская комиссия по правам человека упразднена и единственным органом, обеспечивающим соблюдение обязательств по Конвенции, стал Суд.

Существуют определенные обстоятельства, при наличии которых жалоба может быть приемлемой:

– предметом жалобы должны быть события, ответственность за которые несет публичная власть одного из государств – членов Совета Европы;

– жалоба может быть принята к рассмотрению только в случае, если были исчерпаны все доступные средства внутригосударственной правовой защиты и не позднее шести месяцев после принятия окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования;

– жалоба не может быть анонимной, однако если заявитель не желает разглашать своего имени, то должен указать это и предоставить информацию о причинах, объясняющих подобную просьбу.

С жалобой в Европейский Суд может обратиться любое физическое лицо, в том числе не достигшее совершеннолетия, а также подвергавшееся каким-либо ограничениям правоспособности со стороны национальных органов власти.

В связи с ратификацией Конвенции и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека указом Президента РФ от 29 марта 1998 года учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека.

Содружество независимых государств как региональная организация было создано 8 декабря 1991 года. В настоящее время Содружество объединяет более десяти государств – ранее союзных республик СССР (не участвуют только государства Балтии – Литовская, Латвийская и Эстонская республики и Грузия). Ст. 33 Устава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам человека как консультативного органа, призванного наблюдать за выполнением обязательств государств-членов в области прав человека.

Данная Комиссия в контексте норм Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. На основе представленной информации Комиссия готовит заключение.


​10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека. В этот день в 1948 году Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Принятый документ председатель Комиссии ООН по правам человека, Элеонора Рузвельт, вдова президента США Франклина Рузвельта, назвала Великой Хартией вольностей для всего человечества.

Всеобщий договор о правах человека

Праздновать этот день начали с 1950 года после того, как Генеральная ассамблея приняла резолюцию, призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Всего в документе 30 статей. Они подчёркивают принципы достоинства, свободы, равенства и братства, провозглашают право на жизнь и запрет рабства, определяют права гражданина в обществе, определяют социальные, экономические и культурные права, провозглашают духовные, общественные и политические свободы, такие как свобода вероисповедания и свобода ассоциаций.

В 1948 году на заседании Генеральной ассамблеи ООН Декларацию поддержали большинство стран-участниц, и лишь 10 стран воздержались или голосовали против. Среди последних был и Советский Союз. Только после присоединения СССР в 1976 году к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и к Международному пакту о гражданских и политических правах СССР формально вошёл в круг стран, которые признавали и обязывались соблюдать права человека.

Декларация переведена более чем на 300 языков мира, она стала одним из самых распространённых текстов в мировой истории. Во многих конституциях государств, в первую очередь, тех, которые принимались после Второй мировой войны, в той или иной форме присутствуют идеи первой статьи Декларации.

Элеонора Рузвельт с испанской версией декларации прав человека

Какие организации стоят на защите прав человека?

Организация объединённых наций (ООН) ведёт диалог со всеми правительствами в целях обеспечения прав человека, защищает права человека в рамках всей системы ООН.

ЮНЕСКО — оказывает содействие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры.

ЮНИСЕФ — обеспечение мирной жизни для всех детей планеты.

Международная организация труда (МОТ) — улучшение условий труда и жизни, стимулирование занятости, раскрытие потенциала рабочей силы, развитие социальных институтов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — Совет Европы — защита прав человека и демократии, помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Европейский суд по правам человека — главный юридический институт Европейского сообщества. Рассматривает споры, сторонами в которых могут быть члены Сообщества и частные лица.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — контроль над вооружениями, мирное урегулирование конфликтов, защита прав человека, контроль над проведением выборов, обеспечение экономической и экологической безопасности.

Врачи без границ — защита и реализация права человека на получение медицинской помощи. Работает в районах, захваченных повстанцами, вне зависимости от политики официальных властей.

Human Rights Watch — проведение исследований ситуации в области прав человека в 70 странах по всему земному шару.

Всемирная организация против пыток (World Organization Against Torture) — борьба против применения пыток и других форм бесчеловечного обращения с людьми.

Amnesty International — выступает за соблюдение международных стандартов, оказывает давление на лиц, нарушающих права человека.

Как празднуют День прав человека в России?

10.12.1990. Манифестанты на Пушкинской площади во время массовых акций в День защиты прав человека

Как правило, в этот день проходят митинги, посвящённые событиям в стране и мире, которые вызывают сильный резонанс в обществе как несправедливые, негуманные и унижающие достоинство людей.

Международный механизм защиты основных прав включает в себя как условия их реализации (содействие осуществлению международных договоров в области прав человека, международный контроль над соблюдением прав че- ловека), так и средства их защиты (международно-правовые нормы, деятель- ность универсальных, региональных межправительственных организаций и

государств, юридические процедуры, международную ответственность, работу международных правозащитных организаций).

Координирующим центром данной деятельности является система, сложив- шаяся в результате функционирования Организации Объединенных Наций.



1. Совет Безопасности ООН (СБ). Отвечает за поддержание мира и без- опасности. Состоит из представителей 15 стран – участниц ООН, 5 из которых постоянные (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция).

2. Генеральная Ассамблея ООН (ГА). Высший представительный орган ООН, состоящий из представителей всех стран – участниц ООН. Вправе рас- сматривать любые вопросы в пределах устава ООН и давать рекомендации иным органам ООН.

3. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Отвечает за международное сотрудничество в экономической и социальной областях, коор- динирует деятельность 17 специализированных учреждений ООН. Состоит из представителей 54 стран – участниц ООН, избираемых ГА ООН на 3 года с ежегодным обновлением 1/3 состава.

4. Международный Суд ООН. Главный судебный орган ООН. Разрешает споры между странами – участницами ООН. Состоит из 15 судей, избираемых в личном качестве ГА и СБ ООН на 9 лет.

5. Генеральный Секретарь ООН. Избирается на 5 лет ГА ООН по реко- мендации СБ ООН. Руководит работой секретариата ООН.

6. Секретариат ООН.Состоит из служащих и обеспечивает нормальное функционирование всех органов ООН.

7. Совет по опеке. Состоит из 5 постоянных членов СБ ООН. Был создан для опеки над странами фашистского блока. На сегодняшний день существует лишь де-юре, де-факто не действует.

В 1946 г. была создана Комиссия ООН по правам человека. В целях укреп- ления правозащитного механизма ООН в сентябре 2005 г. решено создать Со- вет по правам человека, заменяющий Комиссию по правам человека и компе- тентный выносить рекомендации по ситуациям нарушения прав.

Верховного комиссара по поощрению и защите всех прав человека.

Комитет против пытокв случае получения достоверной информации о систематическом применении пыток на территории государства – участника Конвенции вправе предложить государству-участнику сотрудничать в рассмот- рении полученной информации; назначить своих членов для проведения кон- фиденциального расследования с возможным посещением территории этого государства с его согласия, после расследования предоставить доклад Комитету и государству-участнику с результатами расследования; ежегодно предостав- лять краткий отчет о проведении расследований Генеральной Ассамблее ООН и государствам – участникам Конвенции.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.Рас- сматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, реагирует на поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разреше- нии этих жалоб, выносит в ежегодном докладе Генеральной Ассамблее ООН свои предложения и рекомендации общего характера на основе изучения до- кладов и информации, получаемой от государств-участников.

Комитет по правам ребенкавправе запрашивать у государств – участни- ков Конвенции 1989 г. о правах ребенка, информацию о выполнении ими тре- бований Конвенции; собирать и анализировать информацию о положении детей в различных странах; на основе проведенного анализа вырабатывать соответ- ствующие рекомендации для предоставления их Генеральной Ассамблее ООН; сотрудничать в области защиты прав ребенка с различными правительственны- ми и неправительственными правозащитными организациями.

Наряду с системой универсальных международных механизмов существу- ют и региональные механизмы.

Совет Европыбыл создан в 1949 г. как общеевропейская, региональная ор- ганизация межправительственного и парламентского сотрудничества, пресле- дующая цели правового обеспечения прав человека, развития дружественного международного партнерства, разработки совместных решений социальных проблем. В результате вступления России в Совет Европы, подписания Евро- пейской конвенции о защите прав и основных свобод и ее ратификации (1998 г.) граждане Российской Федерации получили право обращения с жало- бами в Европейский Судв г. Страсбурге.

1 См.: Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 46.

Содружество независимых государств.В настоящее время Содружество объединяет более десяти государств – ранее союзных республик СССР. Статья 33 Устава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам человека как кон- сультативного органа, призванного наблюдать за выполнением обязательств государств-членов в области прав человека.

Читайте также: