Как называлось пособие с правилами хорошего тона составленным самим царем

Обновлено: 18.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Обобщающий урок в 8 классе по теме:

-Обобщить и систематизировать знания по изученной теме;

-развивать познавательную активность;

-определить степень усвоения изученного материала;

-развивать навыки анализа и синтеза, сравнения и обобщения;

Предметные: овладевать целостным представлением об эпохе Петровских реформ; сопоставлять и обобщать изученный материал;

Метапредметные УУД:1)коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в устной и письменной роче; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; строить логические рассуждения, выстаивать ответ в соответствии с заданием и целью; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; личностные УУД: осмысливать исторический опыт предшествующих поколений и осознавать важности эпохи Петроских преобразований бля дальнейшего развития России; проявлять уважение к историческому наследию страны.

Тип урока: обобщение.

Оборудование: преззентация, портреты Петра I .

1.Организационный момент.

2.Объявление дидактической цели.

Наша задача вспомнить реформы Петра и несколько из них рассмотреть более подробно, дать им характеристику и оценку и тем самым способствовать воспитанию в учащихся уважения к прошлому своей страны.

Думаю, что среди присутствующих сегодня в классе вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в жизни не слышал имя Петра Великого, русского царя, великого реформатора и преобразователя. С деятельностью этого человека связана не одна славная страница русской истории.

Море деятельности Петра I привлекает многих ученых уже на протяжении трех столетий. При Петре I Россия стала империей. Были созданы регулярная армия и флот. Выросли мануфактурная промышленность, внутренняя и внешняя торговля. Но оценка деятельности Петра I весьма различна. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.

Ученики 8 класса попытаются дать свой ответ на этот вопрос. Эпиграф к нашему уроку мы взяли слова М.Горького «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо. Личность Петра I привлекла не только историков но и писателей, художников, скульпторов.

А.С.Пушкин Стансы –

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни

Но правдой он привлек сердца

Но нравы укротил наукой

И был от буйного стрельца

Пред ним отличен Долгорукий

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Петр I был великаном 2м 4см. Обладал необыкновенной физической силой – в его руках ломались подковы, трубками свертывались серебряные тарелки но богатырским здоровьем царь не отличался, не редко болел, его всюду сопровождала походная аптечка. В быту был не прихотлив, не стремился к роскоши. Очень любил горячую, с пылу с жару пиццу. По случаю праздника, знаменательных событиях, фейерверки. Петр I обладал глубоким и дальновидным государственным умом, энергией, решительностью и силой воли. Едва ли не самой яркой чертой личности царя было трудолюбие, желание во всех делах, больших и малых, принять личное участие. Петр владел 14 ремеслами, конструировал и строил корабли, составлял указы, тушил пожары.

Учитель: Какие же основные реформы провел Петр I ? Давайте назовем их.

(называется дата –учащиеся –событие)

1682 г., 1697-1698, 1703, 1709, 1711, 1714, 1721, 1722, 1722-1723,1700-1721.

Ученик : Великое посольство держало путь в Голландию. Туда же в августе 1697 года прибыл Петр I , опередив Великое посольство на неделю. Русский государь сразу же направился в центр кораблестроения. Здесь он устраивается работать на верфь простым плотником. И с топором на руках познает навыки кораблестроительного дела.

Ученик : Петр I был сторонником европейского образа жизни и ,значит, и в одежде и во внешнем виде придерживался их порядков. Вернувшись из-за границы он лично брил бороды своим подчиненным. Новшество, которое в наши дни можно считать ничтожным, оно тогда произвело на современников огромное впечатление т.к. борода считалась признаком солидности и добропорядочности.

Учитель: Одна из ярких страниц и одновременно грустных считается период строительства города Санкт-Петербург, который на какое-то время затмил Москву и стал столицей. Яркая, потому что Петр I подарил нам красивейший город на берегу реки Нева и грустная, потому что немало судеб было положено при этом.

Ученик : Через три года после начала войны, завоевав берега Невы, Петр основывает первый приморский город-Санкт-Петербург, который и делает своей столицей.

Он поднимает все свое государство, требует денег, людей, и особенно людей, десятками тысяч, да непременно поздоровее и помоложе.

Надо строить дома там, где нет даже земли. Надо сначала засыпать болото, натаскать земли. Но из чего строить дома? Лесу сколько угодно, но не строевого. Нет камня- выходит распоряжение: никто не смеет приезжать в Петербург, не положив в свою повозку определенное количество камней.

Почти со всеми, кто шел строить новый город, приходилось прощаться навсегда. Дороги трудные, дальние, люди мрут, разбегаются. Их ведут будто преступников.

Все народы великого государства на своих костях строили новую столицу. Постройка города- вечный памятник терпению и силе народа.

1) Для чего Петр I велел на рукава мундиров своих солдат пришивать дополнительную пуговицу ближе к краю?( чтобы отучить солдат утираться рукавом).

3) Петр I хорошо знал идицию , субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Что это?(Это арифметические действия: адиция+ ; субстракция- ; мультипликация * ; дивизия :.

5) При Петре I в России было создано спецведомство по приему челобитных и жалоб которое называлось:

Великий Петр был первый большевик

Замысливший Россию перебросить

Склонениям и нравам вопреки.

За сотни лет к её грядущим далям

Он, как и мы, не знал иных путей,

Опричь указа, казни и застенки,

К осуществлению правды на земле.

Реши выражение и назови все события, которые произошли в этом году.

(А:2+С)*2-10=Х, где А- год битвы у деревни Лесной.

С- первоначальное количество губерний, на которые была разделена страна.

Какая дума на чем!

Какая сила в нем сокрыта!

А всём коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной, на высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы.

Работа с терминами: вставить пропущенные слова и расставить ударения:

А..амблея, посе..ионные кр.стьяне, кун..камера, м.еркантилизм, арист.кратия, абс.лютизм.

Подведение итогов.

История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней.

Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

  • повторить и обобщить пройденный материал по теме: “Эпоха Петра Великого”;
  • способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач;
  • пробудить и развить интерес учащихся к изучению предмета;
  • воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.
  • Интерактивная доска;
  • Медиапроектор;
  • Портреты Петра I и его сподвижников.

Перед началом урока класс можно разделить на группы или вести турнир со всем классом, определяя персонального победителя. При проведении первого тура определяется команда или ученик, набравший наибольшее количество баллов, т.е. ответивший правильно на наибольшее количество вопросов.

При проведении второго тура учитель постепенно зачитывает характеристики исторических деятелей петровской эпохи. Побеждает та команда или ученик, которые раньше других узнают имя героя. Задания третьего тура предполагают не только определить понятие, выпадающее из общего ряда, но объяснение выбора. Задачи четвертого тура позволяют развить смекалку учащихся, их кругозор. Количество баллов за каждый тур учитель определяет самостоятельно. В конце урока подводятся итоги, награждаются победители.

Вступительное слово ведущего:

ПЕРВЫЙ ТУР. “КТО БОЛЬШЕ”

Кто из команд быстрее и правильно ответит?

  1. Какое событие Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Победу под деревней Лесной в конце сентября 1708 года)
  2. Какое должностное лицо Петр I называл “оком государевым”? (Генерал-прокурора)
  3. Какой документ в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (“Табель о рангах”, 1722 г.)
  4. Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)
  5. Что запретил делать необразованным дворянам Петр I? (Жениться)
  6. Сколько лет Санкт-Петербург был столицей Российской империи? (206 лет – с 1712 г. по 1918 г.)
  7. Даты начала и окончания Северной войны? (1700–1721 гг.)
  8. Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи)
  9. В честь кого было дано название Санкт-Петербург? (Апостол Петр)
  10. Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)
  11. Первая в России газета называлась…? (“Ведомости”)
  12. Поэтические название Санкт-Петербурга? (“Северная Пальмира”, “Северная Венеция”)
  13. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии …? (Гвардии)
  14. Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)
  15. Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)
  16. Первый учитель и наставник Петра I? (Дъяк Никита Зотов)
  17. На каком острове возведена Петропавловская крепость? (Заячий)
  18. Древнее название Невской земли? (Ижора)
  19. Назовите первый российский музей? (Кунсткамера)
  20. При Петре Великом вместо приказов были учреждены …? (Коллегии)
  21. Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчиненный патриарху, где покоятся останки одного из известнейших защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)
  22. Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр Михайлов)
  23. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)
  24. С каким городом связаны и поражение и победа России в Северной войне? (Нарва)
  25. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
  26. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? (Навигацкая школа)
  27. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)
  28. Орган государственной власти, созданный Петром I и заменивший Боярскую Думу? (Сенат)
  29. Автор памятника Петру I на Сенатской площади? (Э. Фальконе)
  30. Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I? (Цитадель)
  31. В 1717 году вышла в свет книга о правилах хорошего тона. Как она называлась? (“Юности честное зерцало”)
  32. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)
  33. Каких “экзотических” животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов)
  34. Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)
  35. Назовите рост Петра I. (2 метра 4 сантиметра)
  36. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

ВТОРОЙ ТУР. “ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА”

Ведущий зачитывает характеристики исторических деятелей. Побеждает та команда, которая раньше других узнаёт имя героя.

А. Этот человек, образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

  • сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтером в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;
  • с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трехлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;
  • именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;
  • участие в заговоре против Меншикова закончилось для него трагически – был заключен в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

(Петр Андреевич Толстой)

Б. Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

  • в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;
  • выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;
  • был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;
  • пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление “на публике” при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

(Андрей Иванович Остерман)

В. О происхождении этого человека нет единого мнения среди ученых, ясно только, что он незнатного рода:

  • образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;
  • он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;
  • известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадстсвом;
  • но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

(Александр Данилович Меншиков)

Г. Этого человека можно назвать едва ли не самым образованным для своего времени:

  • окончил Киевскую академию, затем учился в Кракове, Львове и Риме:
  • он поддерживал все начинания Петра I, помогал императору и прославлял его деяния; написал книгу “История императора Петра Великого”;
  • создал школу для детей – сирот, которая располагалась за городом, в живописной местности и в которой обучение сочеталось с занятиями музыкой, рисованием, рукоделием;
  • Петром I он замечен был в Киеве благодаря своим ярким и образным проповедям, в 1716 году царь перевел его в Петербург;
  • был членом Синода, оставил о себе память блестящего оратора и не менее блестящего публициста.

ТРЕТИЙ ТУР. ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ

не только определить понятие, выпадающее из общего ряда, но объяснение выбора

Читайте также: