Как назывались строгие правила в оформлении храмов а канон б кодекс в закон

Обновлено: 04.07.2024


Канон и каноничность в Церкви и церковном искусстве *

Статья руководителя мастерской Остроумова Д.А., опубликованная в №3 научно-богословского журнала "Ипатьевский вестник" в 2021 году.

Актуальность понятия каноничности сегодня выходит едва ли не на первый план в церковном искусстве. В статье разобраны понятия канона и каноничности в их изначальном смысле и в том виде, которое пришло в более позднее время. Сочетание принципов каноничности и богословской традиции, выраженной в искусстве, с творческим подходом может дать развитие церковному искусству и архитектуре. Статья указывает на эти особенности сочетания богословской незыблемости догматов и изменяющейся традиции в творчестве.




Что же такое каноничность? В строгом смысле слова, каноничность – есть соответствие канону. Если, как мы показали, основой канона является мера истины, благочестия и церковности, укорененная в догматическом учении Церкви, основой которого являются книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и выраженная впоследствии, в том числе, в каноническом корпусе Православной Церкви применимо к историческому контексту, то под каноничностью можно понимать соответствие догматическому учению Церкви и традиции его раскрытия в истории. Причем, именно догматическое учение является неизменной и универсальной базой каноничности, в то время как традиция может быть изменяема.



Кратко разобрав понимание канона и каноничности в истории Церкви и непосредственно в отношении церковного искусства, можно прийти к выводу о том, что канон как таковой имеет две составляющие:

1. Неизменная (первичная) составляющая, включающая в себя универсальные и обязательные догматические истины.

2. Возможно изменяемая (вторичная) и живая церковная традиция выражения этих истин, изменяющаяся в контексте принципа многообразия соборности Церкви.

Строго каноничной является первая составляющая, хотя сам принцип традиционализма церковного искусства, как залог преемственности, также есть неотъемлемая часть каноничности. Традиция, укорененная в догматике – есть основополагающее правило искусства Церкви, но это правило не есть жестко заданные рамки и схемы, оно есть основа для свободы творчества в выражении неизменных истин в многообразии художественно-пространственных форм и иконографических схем.

Синтез традиции, канона и творчества рождает то, что можно понимать под символическим языком церковного искусства и архитектуры с его сложной структурой, в которой есть обязательные универсальные и изменяемые понятия и образы. Символическим язык является потому что он есть выражение богословских и культурологических понятий через образы искусства и архитектуры, а понятие, выраженное в образе, рождает символ.

Наряду с догматическими, существуют и художественно-пространственные иконографические и эстетические канонические схемы, обусловленные тем или иным культурно-историческим контекстом. Эта художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема является конструктивной основой художественного символа и задает мастеру определенный формат изобразительно-выразительно языка [20] вместе с его обязательной смысловой (понятийной) составляющей. Так, канон как таковой является ориентиром в живой традиции языка церковного искусства и архитектуры и помогает творчеству оставаться в русле вероучения, но не связывает его.

Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?


Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

А какие существуют каноны? И что они регулируют?

Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.

Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?

Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.

В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.

Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?

Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?

Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.

Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?

Читайте также: