Какие обязательства не должны затрагивать контрмеры государств

Обновлено: 30.06.2024

Теоретико–практическое исследование категории контрмер в рамках реализации механизма международной ответственности государств. Специфические черты и особенности рассматриваемого явления. Практика их применения в современных международных отношениях.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 27.05.2017
Размер файла 82,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Глава 1. Общая характеристика контрмер в международном праве

1.1 Понятие и сущность контрмер

1.2 Особенности применения контрмер

Глава 2. Практика применения контрмер в современных международных отношениях

2.1 Правовое регулирование

2.2 Примеры применения контрмер в практике различных государств

Список использованных источников

Введение

контрмера международный ответственность

Теоретическую основу бакалаврской работы составили труды советских и современных российских ученых: А. В. Василенко, А. М. Ибрагимов, В. С. Иваненко, Г. В. Игнатенко, А. С. Исполинова, Г. И. Курдюкова, М. В. Кешнера, Я. С Кожеурова, К. О. Кононовой, И. И. Лукашука, Т. Н. Нешатаевой и других авторов.

Методологическую основу бакалаврской работа составили методы исторического, комплексного, системного анализа, а также способы толкования норм в праве.

Целью бакалаврской работы является всесторонне и комплексное теоретико - практическое исследование категории контрмер в рамках реализации механизма международной ответственности государств, раскрытие специфических черт и особенностей рассматриваемого явления, а также анализа эффективности их применения на практике.

Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:

- определить место контрмер в системе мер, применяемых государствами в международных отношения;

- выяснить процедуру осуществления контрмер;

- исследовать правовое регулирование контрмер на международном и национальном уровне;

- проанализировать практику применения контрмер;

- изучить эффективность применения контрмер на основе анализа практики разных государств.

Структура настоящей работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения.

Глава 1. Общая характеристика контрмер в международном праве

1.1 Понятие и сущность контрмер

Рассматриваемая глава устанавливает условия и ограничения принятия контрмер государством, которое приобретает статус потерпевшего от противоправного деяния. Главной целью закрепления условий применения является, насколько это возможно, сокращение возможности злоупотреблений данным международно-правовым инструментом. Как отмечает Лукашук И. И. в свой монографии, анализируя Проект статей об ответственности государств, целью данной главы является установление системы регулирования, учитывающей чрезвычайный характер контрмер как реакции на международно- противоправное поведение. Такой правовой инструмент, как контрмера по своей природе имеет особенностью возможность злоупотреблений в силу индивидуальности принимаемого решения, которое не требует согласования с кем-либо. По большому счету, государство может, исходя из собственных представлений, подобрать способ реакции на противоправное деяние, который порой имеет угрозу для государства-деликвента, а также для третьих государств, в силу непропорциональности выбранных мер или же внезапности их применения, что также может нанести огромный ущерб. Поэтому очень важно как можно точнее урегулировать каждый шаг в процедуре принятия таких мер.

Существует множество мнений по поводу того, стоило ли включать в Проект статей главу о контрмерах. Одни государства, выступавшие на заседаниях Шестого комитета Генеральной Ассамблей ООН, утверждали, что такое включение имеет под собой обоснованный спектр аргументов, главным из которых было высказывание о том, что контрмеры являются законным средством, имеющимся в запасе у государств - потерпевших от противоправных деяний. Однако отмечается, что контрмеры не должны использоваться в качестве формы возмездия или наказания. Не должны иметь последствий, способных поставить под угрозу международный мир и безопасность, а также не должны быть связаны с применением силы в нарушение принципов Устава ООН. Другие предлагали исключить данную главу, опираясь на то, что контрмеры являются устаревшим понятием, выгодным более могущественным государствам, имеющим главным образом угрозу для малых и слабых государств и часто как предлог для принятия односторонних мер. На мой взгляд, пока существует практика применения таких мер, их регламентация необходима, так как эти меры как уже говорилось ранее, могут нанести непоправимый вред государству, а в некоторых ситуациях отразиться и на всем мировом сообществе. Глава, посвященная контрмерам в Проекте статей, является неким ориентиром для государств, в вопросе о том какая мера может рассматриваться как контрмера, а главное, что эта мера имеет законные основания, от этого ответственность применяющего государства возрастает вдвойне. И когда государство считает возможным отойти от уже установленного ориентира, наступает вполне обоснованная ответственность.

Таким образом, контрмеры характеризуются следующими признаками:

1. Имеют децентрализованный механизм применения.

2. Индивидуально принимаемые меры потерпевшим государством на свой риск (не требуется согласование воли).

3. Инструмент имплементации ответственности, не носящий карательного и превентивного характера.

4. Включают меры невоенного принуждения, что прямо предусмотрено в пп. а) п.1 ст. 50 Проекта об ответственности государств.

5. Имеют своей целью - понуждение к прекращению правонарушения и возмещения последствий, если таковые имеются.

6. Являются реакцией на противоправное поведение, которое уже фактически свершилось и совершается в данный период времени.

Санкции характеризуются следующими признаками:

1. Имеют централизованное применение уполномоченными на то организациями.

2. Являются коллективно принимаемым решением.

6. Применяется в отношении фактического нарушения, а также в отношении угрозы такого нарушения.

На мой взгляд, санкции и контрмеры являются самостоятельными средствами имплементации ответственности.

Традиционной является классификация Совета Безопасности ООН на дипломатические, экономические и военные.

1. Дипломатические санкции - законное средство для оказания давления на политику государства-объекта и его руководителей, которое при своем применении должно соответствовать принципам и нормам Устава ООН.

Таким образом, контрмеры - это правомерные ответные меры пострадавшего от неправомерного деяния государства, принимаемые им индивидуально в качестве своего права, представляющие собой элемент децентрализованного механизма принуждения, только к ответственному государству - правонарушителю с целью побудить его выполнить возлагаемые правоотношением ответственности обязательства, носят временный характер и должны в обязательном порядке быть отменены как только правонарушитель выполнит требования по прекращению и возмещению. Контрмеры и санкции - самостоятельные средства обеспечения реализации обязательств.

1.2 Особенности применения контрмер

При применении института контрмер как имеющего свою специфику средства, которое отличает его от других инструментов имплементации, существует ряд требований, которые следует соблюсти для приобретения этими мерами того самого характера правомерности. Таким образом, перед применением ответных действий необходимо выполнить следующие условия для того, чтобы эти действия могли называться таковыми:

3. Существует еще одно условие, которое не получило отражения в статьях Проекта и Комментарии, однако, которое вытекает из основного принципа международного права - принципа мирного разрешения споров. Заключается оно в том, что до применения контрмер потерпевшее государство должно использовать все возможные способы мирного разрешения спора, а в случае их неэффективности, переходить к указанным мерам. Рассматриваемый пункт не относиться к этапам принятия контрмер, скорее он выступает принципиальным положением, является основой для применения таких мер. Два предыдущих пункта основаны на нем, что отражается в самой процедуре. Сначала выступает требование прекратить правонарушение, затем предупреждение о принятом решении в виде применения и предложения разрешить все разногласия переговорами, которые рассматриваются как мирные средства урегулирования конфликта до перехода к более серьезным мерам. В случае, когда государство игнорирует соблюдение рассматриваемых требований, то применяемые меры вряд ли смогут именоваться контрмерами, так как утрачивается их ответный характер на противоправное деяние, которое состоит в нарушении обязательств и явном игнорировании способов урегулирования конфликта интересов путем переговоров ввиду возможной серьезности и масштабности последствий для государства - деликвента.

Особое внимание заслуживает такой критерий правомерности принятия контрмер, как пропорциональность. В Проекте об ответственности данному критерию отведена отдельная статья 51. В Комментарии говорится следующее:

Контрмеры должны быть прекращены, как только государство - правонарушитель выполнит свои обязательства, связанные с международно- противоправным деянием. Как только ответственное государство выполнило обязательства по прекращению и возмещению, контрмеры должны быть немедленно прекращены. В статьях Проекта существуют и другие положения, в связи с которыми отпадают основания для применения контрмер, однако Комментарий подчеркивает важность именно данного положения и выводит его в отдельную статью, т.к. именно выполнение требований по прекращению и возмещению являлись самоцелью данных мер. Статья 53 является заключительным звеном в применении контрмер, которое означает, что цель достигнута и отношения между государствами снова могут войти в прежнее русло.

Следовательно, на основе Проекта статей об ответственности государств, Комментария к этому Проекту, а также авторитетных мнений ученый, хотелось бы выделить характерные черты действий государств, которые имеют право называться контрмерами:

· Решение о принятии контрмер принимается государством-потерпевшим от противоправного деяния самостоятельно, децентрализовано, на свой риск, который заключается в получении самим статуса правонарушителя в связи с неправомерным применением рассматриваемых мер, т.е. абсолютно не исключается возможная необоснованность действий;

· Подчеркивается их ответный характер, ибо если бы они не были предприняты в ответ на правонарушение, то считались бы незаконными;

· Основная цель - побудить ответственное за международно- противоправное деяние государство выполнить возлагаемые на него правоотношением ответственности обязательства;

· Действия должны быть пропорциональны нарушению и не носят превентивного характера. Несоразмерность мер могут повлечь ответственность государства;

· Должны предполагать возможность стабилизации связи между государствами, т.е. иметь обратимый характер;

· Данным действиям должна предшествовать процедура предварительного представления требований со стороны потерпевшего государства о прекращении противоправного поведения и (или) возмещения ущерба, и в случае адекватной реакции государства-правонарушителя - соответствующее согласование ответственности.

· Контрмеры могут иногда касаться и нескольких обязательств. Возможно затрагивание несколько взаимосвязанных между собой обязательств.

· Тяжесть правонарушения не является критерием правомерности. В таком случае может идти речь лишь об их пропорциональности.

· Рассматриваются как инструмента имплементации и не носят карательного характера;

· Категорически отрицается применение силы с позиций контрмер.

Глава 2. Практика применения контрмер в современных международных отношениях

2.1 Правовое регулирование

Контрмеры — это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.

Содержание

Возникновение

Институт контрмер в международном праве развился после распада института репрессалий на два вида — санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, то есть применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.

Содержание

Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. То есть они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.

Принимаемые государством контрмеры в отношении государства, совершившего международно-противоправное деяние, не должны затрагивать:

  • Обязательства воздерживаться от угрозы силой и ее применения, как указано в Уставе ООН;
  • Обязательства защиты основных прав человека;
  • Обязательств гуманитарного характера, запрещающих репрессалии;
  • Других обязательств согласно императивным нормам международного права [1] .

Условия

Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.

Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.

Примечания

  1. ↑ Ежегодник комиссии международного права, 2001 г. Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, статья 50

Библиография

  • Лукашук И.И. Право международной ответственности. — Смоленск: Волтерс Клувер, 2004. — С. 432. — ISBN 5-466-00013-2

См. также

  • Международное право
  • Право международной ответственности

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Контрмеры" в других словарях:

Контрмеры — услуги безопасности или специальные механизмы, разработанные для противостояния определенной угрозе. См. также: Угрозы безопасности Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

концепции дозы — Годовая доза . Сумма дозы, полученной от внешнего облучения в течение года, и ожидаемой дозы от поступления радионуклидов в этом году. Индивидуальная доза, если не оговаривается иное. В общем смысле – это не доза, действительно… … Справочник технического переводчика

Репрессалии — (старолат. repressaliae, от лат. reprehendere сдерживать, останавливать) в международном праве правомерные принудительные меры политического и экономического характера, которые применяются одним государством в ответ на неправомерные действия … Википедия

Отравляющие газы в Первой мировой войне — Применение ядовитых газов в Первой мировой войне было крупной военной инновацией. Диапазон действия отравляющих веществ шёл от просто вредоносных, таких как слезоточивый газ, до смертельно ядовитых, как хлор и фосген. Химическое оружие является… … Википедия

Хроника Великой Отечественной войны/Август 1942 года — Хроника Великой Отечественной войны 1941: июнь · июль · август · сентябрь · октябрь · ноябрь · декабрь 1942: январь … Википедия

GPS-трекер — (также GPS контроллер) устройство приёма передачи данных для спутникового мониторинга автомобилей, людей или других объектов, к которым оно прикрепляется, использующее Global Positioning System для точного определения местонахождения… … Википедия

Читайте также: