Как называли женщину выступающую за право высмеянное на карикатуре

Обновлено: 17.06.2024

Arzamas попросил двух историков моды проследить эволюцию европейских фасонов с XVIII до начала XX века по самым характерным шаржам того времени. Первый бум карикатур на щеголей приходится на период вокруг 1789 года. Дело в том, что если в раннее Новое время внешний облик все еще позволял определить происхождение, род занятий и имущественное положение человека, то к XVIII веку это становится сложнее. Начинают звучать жалобы на то, что больше невозможно отличить служанку от госпожи.

С тридцати лет, по мысли Морелли, человек может одеваться сообразно своему вкусу, но без излишеств.

Карикатура на фижмы. 1748 год

На карикатуре 1748 года две модницы не могут разминуться на улице, без того чтобы одной из них не пришлось совершать сложные манипуляции со своими юбками, демонстрируя исподнее окружающим.

Панье. Карикатура 1775 года

В большинстве карикатур этого периода изобличается искусственность модного тела, понимаемая как проявление женской хитроумности, и, прямо или косвенно, высмеивается наивность мужчин, которых можно соблазнить показным лоском.

Магазин задов. Английская карикатура. 1785 год

Развивая тему модного тела как причудливой иллюзии, эта карикатура сводит различные конфигурации фижм — как реально существовавшие, так и выдуманные художником — в единую систему, очевидно, не без влияния естественно-научных классификаций натуралистов Жоржа-Луи Бюффона и Карла Линнея.

Корсет появился в XVI веке и уже тогда, как и другие модные ухищрения, подвергался осмеянию как символ суетного тщеславия. На гравюре Алларта Класса модно одетая пара беззаботно танцует, по-видимому, не догадываясь, что за перкуссионист задает ритм.

Пляска смерти. Гравюра Алларта Класса. 1562 год

В XVIII веке с корсетом обычно связаны сюжеты, подразумевающие одевание или раздевание, а значит, определенный эротизм. Шнуровка на спине не позволяла даме одеться самостоятельно — карикатура Коллета высмеивает суетность модницы, привлекшей целый отряд слуг, чтобы потуже зашнуровать корсет. Пикантность ситуации подчеркивается фигурами собаки и обезьянки, символизирующими низменные страсти: похоть и тщеславие.

Тугая шнуровка, или Мода прежде удобства. Карикатура Джона Коллета. Около 1777 года

Кроме того, мишенью сатиры становится контраст между происхождением и амбициями. Жена сапожника смогла затянуть корсет потуже, воспользовавшись одним из рабочих инструментов своего супруга, но тот не оценил ее находчивость. Карикатура отражает проникновение моды во все слои общества и возникновение опасений, связанных с неумеренными тратами и сомнительной моралью модниц.

Тугая шнуровка, или Жена сапожника прифрантилась. Английская карикатура. 1777 год

Реагируя на стирание социальных различий, карикатуристы подчеркивают их, утрируя стереотипические сословные характеристики тела. Если аристократы изображались чересчур манерными, то представители третьего сословия — грубыми и неотесанными. Неуклюжая тучная дама, пытающаяся обрести модный силуэт при помощи тугой шнуровки, символизирует политические и культурные претензии буржуазии.

Немного туже. Карикатура Томаса Роулендсона. 1790 год

Корсет XVIII века был очень жестким, придавая лифу модного платья форму гладкого перевернутого конуса. Ситуация изменилась к 1790-м годам: теперь корсет мог дополняться накладками, подчеркивающими и увеличивающими грудь.

Оригинальная подбивка: средство для придания округлости. Карикатура Джеймса Гилрея. 1791 год

Подлинный вид новой машины для шнуровки дам. 1829 год

Промышленная революция наложила свой отпечаток на представления о модном теле.

Куафюра а-ля Мария Антуанетта

В последней четверти века прически, или куафюры (от французского coiffure) внезапно начинают расти ввысь, достигая нечеловеческих размеров — по крайней мере, так кажется карикатуристам.



___

Лицом к лицу, или Дамский курятник. Английская карикатура. 1776 год

Французская дама в Лондоне. Карикатура Сэмюэля Иеронимуса Гримма. 1771 год

В настоящее время многие исследователи склонны считать вымыслом эксцентричные уборы, которыми пестрят сатирические изображения, помещающие на верхушку и без того монументальной дамской прически башню или корабль, а то и еще одну модницу. Нигде, кроме карикатур, этот мотив не встречается, его не подтверждают ни живописные портреты, ни документальные источники, и в действительности самым громоздким украшением головы были, по-видимому, страусовые перья.

Смехотворные моды, или Абсурд, до которого доходят дамы. Английская карикатура. 1771 год

Тем не менее прически, без сомнения, стали объемнее и приобрели ярко выраженную вертикальную доминанту — именно такой стиль ассоциируется с королевой Марией-Антуанеттой, хотя она сама успела поносить и прическу с небрежно растрепанными локонами, вошедшую в моду позднее.

Отказ от пудры, или Бережливое семейство экономит гинею. Карикатура Джеймса Гилрея. 1795 год

Прическа в духе Марии-Антуанетты (как и другие стили XVIII века) требовала обильного напудривания. Сверкающая дымка пудры придавала воздушности массивным конструкциям из собственных и накладных волос и считалась очень изящной. Кроме того, впитывая жир, пудра позволяла держать волосы в относительной чистоте — до изобретения шампуня оставалось еще более века. В конце столетия в Великобритании был введен налог на пудру для волос, заставивший многих островитян отказаться от этой роскоши раньше, чем это сделали модники на континенте.

Накладные икры

Если дамы в основном стремились зрительно расширить область бедер, представления о мужественности требовали демонстрации мускулистых ног: аристократы носили короткие штаны — кюлоты. Для тех, чье тело не вполне соответствовало идеалу, в атласные чулки вшивали накладки на икры. Накладные икры пользовались успехом на всем протяжении XVIII века, достигнув пика популярности накануне Французской революции, и сохранялись в начале XIX века, когда кюлоты сменились длинными, но узкими панталонами и облегающими лосинами.



___

Шнурование денди. Английская карикатура. 1819 год

На карикатуре модник эпохи Регенства не только утянут в корсет, но и использует специальные приспособления, имитирующие широкие плечи, мускулистые бедра и мощные икры.

Инкруаябль. Карикатура Антуана Шарля Ораса Верне. Около 1790 года

Существует мнение, что инкруаябли и их не менее удивительные подруги мервейёзы (les merveilleuses) устраивали так называемые балы жертв, на которые допускались только родственники казненных дворян. На эти собрания дамы якобы являлись с собранными наверх или коротко стриженными волосами, как будто перед казнью, и повязывали на шею красную ленточку, имитировавшую кровавый след. Еще большую театральность этим балам придавали диковинные движения, которыми участники сопровождали свои танцы: они мотали головами из стороны в сторону так, словно те вот-вот готовы были скатиться с плеч, отсылая к мотиву обезглавливания. Некоторые исследователи полагают, что эти балы — миф, изобретенный писателями-романтиками эпохи Реставрации. Но как тогда объяснить карикатуры, на которых они изображены в процессе какого-то странного танца?

Вальс. Гравюра Антуана Шарля Ораса Верне. 1800 год

В 1984 году молодой Джон Гальяно, заканчивавший учебу в лондонском колледже Central Saint Martins, посвятил инкруаяблям свою дипломную коллекцию. Сценическое решение дефиле показывало, что, по мысли дизайнера, именно эти модники были подлинными героями Французской революции.



___

Три грации на сильном ветру. Карикатура Джеймса Гилрея. 1810 год

Радикально изменился не только фасон, но и модные цвета и текстуры: на смену богато украшенному тяжелому бархату и парче пришел невесомый муслин светлых тонов без рисунка. Воздушные платья скандализировали многих наблюдателей, которые, казалось, могли различить под тончайшими тканями все сокровенные части тел модниц — впрочем, вполне вероятно, что это была только игра воображения.

Парижские дамы зимой 1800 года. Карикатура Джона Коуза. 1799 год

Уединенное свидание. Французская карикатура. 1810-е годы

Именно в таких шляпках героини Джейн Остин прогуливались по курортному городу Бату и другим фешенебельным местам. Защищавшие девичьи лица от нескромных взглядов поля капора действительно могли быть очень широкими.

Увлечение античностью рубежа XVIII–XIX веков к концу двадцатых годов сменилось интересом к Средним векам и эпохе Возрождения, что проявилось, в частности, в моде на объемные рукава причудливой формы.

Любопытный крой рукавов. Карикатура Уильяма Хита. 1829 год

На протяжении 1830–40-х годов объем платьев постепенно увеличивался за счет нескольких слоев накрахмаленных нижних юбок, пока наконец в моду не вернулась конструкция из поддерживающих обручей.



___

Кринолин. Карикатура Джорджа Крукшенка. 1850 год

Однако скорее всего, неудобство кринолина преувеличено: он не мешал женщинам вести активный образ жизни. Стоит вспомнить, к примеру, военную медсестру и общественного деятеля этого периода Флоренс Найтингейл. Современные исследователи склонны подчеркивать не закрепощающий, а, напротив, позитивный смысл кринолина, придававшего женщине более внушительный вид и в силу этого — большую уверенность в себе.

Новый способ использования нижних юбок, только что вошедших в моду. Карикатура Оноре Домье. 1856 год

Колоколообразный объем кринолина постепенно трансформировался, уплощаясь впереди и вытягиваясь сзади, пока модные журналы не объявили о рождении нового модного феномена — турнюра.



___



___

Кроме того, более кокетливый по сравнению с неприступным кринолином турнюр вновь вводит в карикатуру тему женского тщеславия и становится элементом образа легкомысленной вертихвостки.

Открытка. Около 1910 года

Эта мода была мимолетна — видимо, поэтому в русском языке даже не появился соответствующий термин. Однако карикатуристы ее заметили: они изображали дам, катящихся по паркету на роликах, погружаемых на движущиеся дорожки, передвигающихся по салону огромными скачками, потому что ходить в модных юбках якобы было совершенно невозможно.

В 1910-е годы в карикатуре наряду с графическими средствами начинает использоваться фотография, знаменуя начало новой эры в том, как воображается и изображается мода.

Патрисия Фара, историк науки из Кембриджского университета, Великобритания, на протяжении десятилетий писала о самых разных деятелях науки от Исаака Ньютона до женщин, которые работали исследователями во время Первой мировой войны. Попутно она собирала иллюстрации, и теперь в проекте, который еще не был опубликован, Фара является куратором 42 научных карикатур XVIII и XIX века, в основном из Великобритании и США .

В течение этого периода художники, такие как Уильям Хогарт и Джеймс Гилрей , вскрывали социальную и политическую напряженность вокруг новых научных, медицинских и технологических идей от электричества до вакцинации. Будучи мемами той эпохи, эти образцы искусства достигали большей части грамотного общества и влияли на общественное мнение. До появления массовых публикаций они продавались как отдельные гравюры, часто раскрашенные вручную, выставлялись в витринах магазинов, чтобы их могли оценить прохожие, и покупались богатыми людьми, чтобы те могли произвести впечатление на своих гостей. Позже, когда стали доступны дешевые газеты, распространение получили и карикатуры. […]

Иллюстрация Джеймса Гилрея 1802 года, посв.

Иллюстрация Джеймса Гилрея 1802 года, посвященная опасениям по поводу использования коровьей оспы для вакцинации от натуральной оспы. Источник фото: Library of Congress, Prints & Photographs Division


Зачем изучать историко-научные карикатуры?

Меня всегда поражало, насколько они информативны и одновременно информированы. Они включают точные детали актуальных научных вопросов, и, чтобы правильно их понять, вам нужно обладать достаточно большим количеством знаний . Они свидетельствуют об уровне дискуссий, происходивших на публичной арене. В наши дни своего рода эквивалентом и способом увидеть, как много люди знают о научных проблемах и насколько они их волнуют, могут быть видео на YouTube.

Насколько сложны эти визуальные сатиры?

Карикатуры многослойны: шутки, которые раньше казались очевидными, теперь нужно расшифровать . Возьмите, например, карикатуру Гилрея 1795 года на Джозефа Бэнкса , где он изобразил президента Королевского общества Великобритании в виде бабочки, обернутой красным, с медалью на груди. Зрители эпохи Просвещения сразу же поймут, что изображение высмеивает выдвижение Бэнкса королем Георгом III на награждение Почетнейшим орденом Бани. Они также считали бы подтексты: что Бэнкс был известен сексуальными подвигами во время своего путешествия на Таити, что он сотрудничал с правительством в расширении британских имперских владений за границей и что его высмеивали как коллекционера, ничего не знающего о физике и математике. Но среди чешуек на его карикатурных крыльях — красная фуражка французских революционеров.

Наука не была и не является абстрактным предметом сама по себе, она пропитана политическими, коммерческими и личными интересами

Еще один из моих любимых — это рисунок 1872 года, на котором Чарльз Дарвин изображен в виде обезьяны, сидящей на корточках рядом с женщиной, чьи развевающиеся юбки напоминают оболочника. Викторианцы сочли бы это забавным, не нуждаясь в объяснениях, ведь в своей последней книге Дарвин осмелился сравнить человеческие эмоции с эмоциями животных — в этом он также опирался на свой аргумент о том, что эволюционная история женщин сделала их более умелыми на кухне, чем в учебе. То, что в подписи к рисунку есть техническое название оболочников — асцидии , — свидетельствует об огромном энтузиазме современников в изучении морской жизни и скал на побережье.

Карикатура на Чарльза Дарвина 1872 го.

Карикатура на Чарльза Дарвина 1872 года. Источник фото: British Library / Alamy

Почему Дарвин был таким популярным объектом карикатур?

Дарвин был поразителен сам по себе: у него была длинная борода, как у Моисея, вздымающиеся брови и куполообразный морщинистый лоб, которые делали его идеальным мультипликационным персонажем. Обычно его изображали добродушным, в виде эдакой дружелюбной обезьяны с длинным вьющимся хвостом. Однако подобные обезьяньи образы использовались и для очернения ирландцев во времена политических волнений во второй половине XIX века . Вокруг происходило крайне много споров по поводу этнической принадлежности, класса и умственных способностей — и идеи эволюции Дарвина втягивались в них самым ужасным образом. Тон дебатов значительно изменился, когда он явно включил людей в эволюционную цепочку наряду с животными.

У современников могли возникнуть и другие ассоциации, не менее мрачные, если задуматься о них сейчас. Некоторые викторианцы считали порабощенных чернокожих африканцев животными, что, по их мнению, оправдывало жестокость и владение ими. Люди той эпохи верили в иерархию, идущую от белых европейцев наверху до азиатов и африканцев снизу. И это вызвало дискуссии о том, где разместить женщин: европейская женщина должна быть выше или ниже азиатского мужчины? Ужасно осознавать, что люди так думали, но мы должны признать это, а не делать вид, что ничего не происходило .

Что касается сексизма — как мы должны понимать карикатуру 1790 года на астронома Кэролайн Гершель?

На этом снимке она представляет любопытство — это женщина, открывающая комету. Но ее не ценят из-за того вклада, который она сделала, ее изображают фриком. У нее преувеличенные черты лица и большая отметина на щеке от оспы, которую Кэролайн перенесла в детстве. Текст в речевом пузыре над ее головой написан на ломаном английском, потому что Кэролайн была немкой и говорила с акцентом. В общем, над ней издеваются, но почему? Может быть, потому, что мужчины боялись, что и женщины могут оказаться умными?

Вакцинация была довольно распространенной темой карикатур. Почему?

Знаменитая карикатура Гилрея 1802 года — это отсылка к Эдварду Дженнеру , который ввел противооспенную вакцину на основе коровьей оспы. На ней изображено, как получатели вакцины превращаются в коров. В то время серьезное беспокойство людей было связано с тем, что может произойти в результате помещения инородного животного материала внутрь человеческого тела . И, в отличие от нынешнего времени, тогда существовали веские основания для различных подозрений, потому что вакцина не была должным образом протестирована, а оборудование было настолько грязным, что люди часто заболевали после вакцинации. В конце XIX века, спустя много времени после того, как британское правительство сделало вакцинацию против оспы обязательной для младенцев, опасения, что она не будет на 100% эффективна и что через эту процедуру передается болезнь, все еще существовали. В основе дебатов лежал конфликт между личной свободой и правом правительства защищать нацию.

Можно ли сказать, что эти карикатуры схожи с рисунками о коронавирусе?

Нет, я думаю, что они совсем другие. Большинство людей сегодня не осознают сложности научных дискуссий. Но наука стоит на пьедестале, это основа всего общества, и нет смысла над ней смеяться . В современных карикатурах высмеивают не ученых и врачей, их герои — это политики, лидеры, такие как Дональд Трамп и Борис Джонсон, которые недостаточно внимательно слушают таких экспертов, как Энтони Фаучи , глава Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США.

Кто такой Джеймс Гилрей


Джеймс Гилрей. Автопортрет. Около 1800 года The Trustees of the British Museum

Около половины экспонатов выставки составляют произведения Джеймса Гилрея (1757–1815), которого часто называют главным английским карикатуристом и наиболее влиятельным сатирическим графиком всех времен.

Джеймс Гилрей родился в семье шотландского военного, ветерана войны, члена Моравского религиозного братства — мрачной аскетической протестантской секты. В отставке отец Гилрея служил могильщиком на моравском кладбище. Моравские братья проповедовали отказ от земных благ и удовольствий, их детям запрещались любые игрушки. Все четверо братьев и сестер Гилрея не дожили до взрослого возраста, а один из братьев, умирая восьмилетним, призывал смерть как избавление от земной юдоли. Получив образование в закрытой Моравской академии, Гилрей с 14 лет поступил в помощники граверу, специализировавшемуся на создании каллиграфических подписей, но, найдя это занятие унылым, бросил все и какое-то время путешествовал по стране с бродячими актерами. Наконец, в возрасте 22 лет ему удалось поступить в Королевскую академию художеств, где он обучался искусству гравирования у лучших мастеров эпохи. В это же время Гилрей стал создавать первые карикатуры. Поначалу это занятие было для него, очевидно, побочным источником заработка. Низкое происхождение закрыло Гилрею путь в академическое искусство, карьера репродукционного гравера также не задалась. Гилрей пробовал себя и в роли исторического живописца, ему даже удалось представить свои произведения на суд самого короля, однако закрепиться в академическом искусстве ему было не суждено.






На заднем плане изборажена карикатурная лавка Ханны Хамфри.

Российский государственный архив социально-политической истории

Геометрический экзерсис с непристойным подтекстом.

Российский государственный архив социально-политической истории

Карикатура на одну из главных болезней эпохи.

Российский государственный архив социально-политической истории

Российский государственный архив социально-политической истории

Изображение ночного кошмара — популярный романтический мотив в карикатуре.

Российский государственный архив социально-политической истории

Карикатура, уподобленная проекции волшебного фонаря на стену. Представлена сцена политического колдовства.

Российский государственный архив социально-политической истории

Карикатурная ода на смерть национального героя, претендующая на то, чтобы быть проектом памятника ему.

Российский государственный архив социально-политической истории

Карикатуры Гилрея не только сами пародировали отдельные картины и целые живописные течения, но, в свою очередь, становились источником вдохно­вения для официальных художников. Гойя, Давид, Делакруа — вот лишь несколько мастеров, в той или иной мере испытавших влияние Гилрея.

Из всех течений английского искусства рубежа веков самому Гилрею более всего был близок романтизм — его концентрация на темной стороне жизни, тяга к ужасному и безобразному хорошо соответствовала природе карикатуры. Романтические образы и клише — изображения потусторонних явлений, ночных кошмаров, пророчеств Апокалипсиса — легли в основу карикатурных фантасмагорий Гилрея.

Отверженность от высокого искусства, нестабильное финансовое положение, особенности воспитания оставили след на психике художника: в его работах ощущается тяга к жестокости и подавленное сексуальное чувство. Все это породило карикатуриста талантливого, страстного, циничного, злого, изобретательного и необычайно продуктивного — равного которому не было. Гилрей был интровертом, все комплексы и фобии были загнаны глубоко внутрь — даже в зените своей славы он не изображал из себя отверженного гения и никак внешне не проявлял артистической экстравагантности. Он не бывал в обществе и вообще редко покидал свое жилище. Жил он в том же доме, в котором располагалась карикатурная лавка Ханны Хамфри, где печатались, раскрашивались и продавались его листы. Ханна жила тут же, вместе с ним. Об их взаимоотношениях ходили разные слухи, но, судя по всему, она скорее заменяла ему мать, нежели жену: она была на одиннадцать лет его старше.

В конце концов страсть, снедающая Гилрея изнутри и вырывавшаяся наружу в карикатурных фантасмагориях, погубила его. С возрастом Гилрей стал терять зрение, а затем — испытывать приступы безумия, в ходе одного из которых пытался покончить с жизнью, выбросившись из окна карикатурной лавки Хамфри. В 1811 году он окончательно лишился рассудка и прожил оставшиеся четыре года на попечении не покинувшей его Ханны.

Гилрей был универсальным карикатуристом. Ему были подвластны все жанры сатиры и самые разные карикатурные приемы. На примере его творчества можно наглядно показать, сколь всеобъемлюща была английская сатирическая графика золотого века. Карикатура отнюдь не только смешила — она бичевала пороки и воспевала героев, охраняла общественную мораль и бросала вызов устоям, формулировала национальную идею и создавала образ врага, служила политической пропаганде и сплачивала нацию пред лицом внешней угрозы. Была то едка, то добродушна, то восторженна, то цинична.

Независимая и не знавшая запретов карикатура стала в Англии универсальным языком, способом восприятия мира. Она играла роль контркультуры, ставящей под сомнение все основы бытия. В ней ежедневно совершалась революция — политическая, моральная, эстетическая. Ее признанным лидером был Джеймс Гилрей.

Мода и грудное вскармливание


Джеймс Гилрей. Модная мама, или Удобство современного платья. 15 февраля 1796 года Российский государственный архив социально-политической истории

Спустя тридцать лет, на волне классицистического стремления к естественности и сентименталистской чувствительности, материнство стало модным. Дамы высшего света отказывались от услуг кормилиц и лично вскармливали младенцев. Живописцы получали многочисленные заказы на портреты матерей с детьми — прежде им положено было быть сдержанными, теперь хорошим тоном стало выставлять материнские чувства напоказ. Модными аксессуарами стали накладные животы, имитирующие беременность. Мария-Антуанетта повелела изготовить для ежедневного приема коровьего молока пиалы в виде женской груди.

Непристойные турки


Джеймс Гилрей. Вручение магометанских верительных грамот, или Последняя надежда французских атеистов. 26 декабря 1793 года Российский государственный архив социально-политической истории

У представителей оппозиции турецкая сила вызывает уважение — в ситуации войны с Францией и падения популярности на родине они рады любому союзу (эта идея, как и содержащиеся в листе намеки на связь Турции с Францией, очевидно, является фантазией Гилрея). Парадоксальным образом эта карикатура, пародирующая парадную живопись, послужила прототипом для официальной картины, изображающей тот же прием турецкого посла английским королем, — она была создана около 1794 года придворным историческим живописцем Мэзером Брауном.

Позорный столб


Джеймс Гилрей. Возвышение дочерей Фаро. 12 мая 1796 года Российский государственный архив социально-политической истории

Впрочем, ирония Гилрея обоюдоостра. Судья Кеньон был известен как склонный к нравоучительству консерватор, в своей судебной деятельности концентрировавшийся на борьбе со светскими пороками: изменами, разводами, дуэлями и азартными играми. Его предложение подвергнуть дам высшего света средневековому наказанию, отмены которого (впрочем, безуспешно) незадолго до того добивались прогрессивные политики, было намеренно скандально, ведь за подобное преступление полагался лишь штраф. Изображенная Гилреем сцена осмеяния чернью двух одетых в вечерние костюмы аристократок выдает всю абсурдность демагогии пожилого моралиста.

Светская хроника


Джеймс Гилрей. Брачная ночь. 18 мая 1797 года Российский государственный архив социально-политической истории

Фигуру Фридриха Вюртембергского несложно опознать на карикатуре Гилрея, изображающей свадебную процессию, ведущую молодоженов в опочивальню, — хотя его лица, как и лиц других главных героев, мы не видим. Изображение создавалось в период усиления цензурных ограничений, когда продажа карикатуры на королевскую семью могла приравниваться к измене. Гилрей ловко и изобретательно обходит запрет. Идущий первым король, чье лицо не видно из-за колонны, легко опознается по фермерской шляпе (король увлекался сельским хозяйством) и огаркам свечей в руках (намек на скупость). Лицо следующей рядом королевы закрыто модным капором, в ее руках — чаша с поссетом, напитком, который молодые пили в постели. Фигура принцессы Шарлотты, кокетливо прикрывающейся веером, почти не карикатурна. За молодоженами следуют четыре брата невесты, английские принцы во главе с Георгом, принцем Уэльским, в их профилях ясно читаются фамильные черты Ганноверской династии — пологий подбородок, покатый лоб, крючковатый нос, что придает им забавное сходство. В толпе виден профиль вечно сонного Вильгельма Оранского — он спит и сейчас.

Гилрей против Питта


Джеймс Гилрей. Знамения последних времен. 4 июня 1795 года Российский государственный архив социально-политической истории

В 1795 году отставной лейтенант, проповедник и пациент нескольких психиатрических больниц Ричард Бразерс, называвший себя Племянником Божьим, провозгласил, что ему было видение: король Англии погибнет, монархия падет и сам Сатана пройдет по улицам Лондона — если только сам Бразерс не будет коронован. На фоне революционных событий в соседней Франции (Бразерс рассматривал их как исполнение Божьей воли) напряжение в обществе было столь велико, а власть так нервозна, что пророка тут же арестовали и осудили по всей строгости недавно принятого закона против предателей. Это лишь уверило его последователей в верности его учения, и спустя месяц слова в защиту Бразерса зазвучали в парламенте. Воистину, наступали последние времена.

Многочисленные петиции о скорейшем заключении мира, выдвигаемые оппозицией, решительно отклонялись парламентским большинством — на карикатуре либеральная партия виги во главе с Чарльзом Фоксом повержена под задние копыта лошади.

Карикатура возвышается над злободневностью и рамками жанра, представляя собой обобщающий образ, напоминающий о том, что всякий, кто ратует за войну, — всадник Апокалипсиса.

Гилрей за Питта


Джеймс Гилрей. Свет, изгоняющий тьму. Рассеивание испарений Стикса, или Солнце конституции, встающее над облаками оппозиции. 30 апреля 1795 года Российский государственный архив социально-политической истории

Этот лист был выпущен всего за месяц до появления карикатуры, на которой Питт представлен в виде всадника Апокалипсиса, и также изображает премьера в виде мифологического наездника — но на этот раз Аполлона, правящего солнечной колесницей: здесь Питт не исчадие ада, но воплощение света. Объяснить это противоречие можно лишь тем, что карикатура с Питтом в образе Аполлона была создана Гилреем по заказу сторонников премьера — так объясняют это исследователи. Доподлинно известно, что подобные случаи бывали — именно в 1790-е годы карикатура была осознана как действенное средство политической пропаганды. Документальных доказательств заказа не выявлено, но его наличие выдает чрезвычайная серьезность тона, обыкновенно не свойственная Гилрею.

Вся эта тяжеловесная и старомодная аллегорическая программа, апология консерватизма, кажется особенно фальшивой, будучи рассказана живым гротескным языком Гилрея. Помимо исполнения заказа, Гилрей, очевидно, ставил перед собой задачу попробовать себя в создании возвышенных композиций — в это время он вновь пытался начать карьеру придворного исторического художника. Гилрею с блеском удалось создать большую, сложную, эффектную и детально проработанную композицию, но одописца из него не вышло — он остался верен своему призванию карикатуриста.

Образ врага


Джеймс Гилрей. Кульминация французской славы. Апофеоз свободы. 12 февраля 1793 года Российский государственный архив социально-политической истории

Ах, дело пойдет! Дело пойдет на лад!
На фонари аристократов!
Ах, дело пойдет! Дело пойдет на лад!
Их перевешать всех пора!
Мир деспотизма, умирай.
Ах, дело пойдет! Дело пойдет на лад!
Не нужно нам дворян с попами.
Ах, дело пойдет! Дело пойдет на лад!
И равенства наступит рай.

Санкюлот изображен со спины, его лицо видно только в профиль, все внимание сконцентрировано на нескольких говорящих деталях. Его образ обезличивается, превращается в эмблему. Он — воплощение бесчеловечной, дьявольской природы революции.

Революционная толпа также безлична, превращена в море фригийских колпаков. Образы жертв, напротив, подчеркнуто благородны. Нога санкюлота, покоящаяся на голове христианского священника — символ наступления эпохи победившего Хама.

Психотерапия для нации


Джеймс Гилрей. Король Бробдингнега и Гулливер.
26 июня 1803 года Российский государственный архив социально-политической истории

Наполеону, напротив, было на что обижаться, ведь в действительности его рост — 168 см — по меркам того времени не был таким уж маленьким, даже немного выше среднего по Европе. Существует несколько версий происхождения стереотипа о низкорослости Наполеона, но можно уверенно утверждать, что прижился он во многом благодаря сотням карикатур, изображавшим его лилипутом, — их главным прототипом является данный лист Гилрея, ставший одной из наиболее известных карикатур в истории и породивший множество копий и подражаний.

Политика как ад


Джеймс Гилрей. Грех, Смерть и Дьявол. 9 июня 1792 года Российский государственный архив социально-политической истории

Поводом к созданию листа послужил конфликт Питта и Турлоу, завершив­шийся отставкой последнего. Считается, что королева принимала в нем активное участие, выступая на стороне Питта. На карикатуре голова Питта увенчана королевской короной (намек на его желание узурпировать власть), а протянутая в защищающем жесте рука королевы прикрывает его промежность (зрителю предлагают судить о прикрытом по отбрасываемой тени) — необычный и абсолютно выдуманный намек на ее близость с первым министром. У ног Питта в виде многоголового Цербера — его политические союзники-тори, вокруг полыхают языки пламени. Словом, политика и двор — это сплошной ад.


Долгая история

8 марта — Международный женский день, день солидарности женщин в борьбе за свои права, появившийся в ХХ веке. Но попытки женщин добиться равноправия насчитывают несколько столетий.

Памятник Энн Хатчинсон у Капитолия Массачусетса

Например, ещё в 1630–1640-х годах две подруги — Анн Хатчинсон и Мэри Драйер — взялись за совместное обучение женщин и мужчин. Обе поплатились за это: Анна скончалась в изгнании, Мэри, продолжившая ее дело, была казнена.

В 1776 году Эбигейл Смит Адамс, жена второго президента США, обратилась к мужу с просьбой включить права женщин в Конституцию страны. Джон Адамс, однако, лишь посмеялся над словами супруги.

Портрет Олимпии де Гуж и сцена её казни на гильотине.

Суфражистское движение


Суфражистское движение возникло в Великобритании и США в XIX веке благодаря образованным и обеспеченным женщинам из среднего и высшего классов, которые были неудовлетворены бесправием.

Британские власти изъяли весь тираж газеты Daily Mirror с этой фотографией (на фото полицейские избивают суфражистку).

Леди требовали не только права голоса в выборах. Они выступали за равную оплату труда, за доступность образования для женщин. Они желали получить право распоряжаться своим телом, своим наследством и заработанными деньгами, иметь равные с мужьями права на своих детей.

Суфражистки занимались и просветительской работой — распространяли листовки и брошюры о гигиене и методах контрацепции, что особенно помогало самым бедным женщинам, которые не имели возможности ни обеспечить детей, ни контролировать количество беременностей.

Арест суфражистки на митинге в 1857 году

В 1873 года американку Сьюзен Энтони оштрафовали за попытку проголосовать на выборах президента США. При попытке войти на избирательный участок её вытолкали, бросили на землю и избили. Как истинная бунтарка и активистка, штраф она так и не заплатила.

Суфражистки прогуливаются в лондонском Гайд-Парке, надпись на зонтах —

В 1903 году Эммелин Панкхерст основала Женский социально-политический союз. Поскольку мирные попытки добиться своего не принесли результата, организация решила использовать радикальные методы борьбы: её участницы нередко дрались с полицейскими на демонстрациях, расписывали стены государственных учреждений цитатами из законов, разбивали окна, устраивали поджоги в общественных местах и голодовки даже в тюрьмах. Известность Эммелин росла вместе с частотой её арестов. Во время очередного суда активистка заявила, что женщины вовсе не хотят быть нарушителями законов, а хотят быть их создательницами.

Карикатура, высмеивающая суфражисток, которых подвергали насильственному кормлению в тюрьмах. Способ кормления был крайне болезненным и даже приводил к смертям.

Карикатура, высмеивающая суфражисток, которых подвергали насильственному кормлению в тюрьмах. Способ кормления был крайне болезненным и даже приводил к смерти. Фото: Twitter

В то время часть суфражисток стала суфражетками — именно эти дамы были готовы пожертвовать собой ради предоставления прав женщинами, они приковывали себя к воротам учреждений, участвовали в погромах, прятали молотки и спицы в изящных муфтах, чтобы сопротивляться арестам. Власти реагировали жестко: женщин избивали, пытали и насильно кормили в тюрьмах (процесс был, скорее, ещё одной пыткой), публично унижали и ссылали на каторгу.

23 февраля (8 марта по новому стилю) 1908 года на марше в Нью-Йорке американки потребовали равную зарплату за равные с мужчинами условия труда по всей стране.

В 1910 году на международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила сделать 8 марта официальным женским днем – днем, когда женщины всего мира выходят на митинги и шествия, привлекая внимание к своим проблемам. У себя на родине Цеткин организовывала женские протесты вместе со своей подругой Розой Люксембург.

Женские голоса


В России мало кто знает, что знаменитая Клара Цеткин дружила с не менее пламенной революционеркой Александрой Коллонтай (кстати, Александра стала позже первой женщиной-послом в мире). Собственно, она-то и популяризировала этот праздник в ещё царской России.

23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 года в Петербурге забастовку объявили около 128 тысяч работниц, а колонны женщин с рабочих окраин двинулись к центру Санкт-Петербурга и прорвались на Невский проспект, по которому они смогли пройти к Городской думе с требованиями прав для женщин и хлеба.

Вскоре к женским протестам присоединились и рабочие-мужчины. Всего через 4 дня Николай II отрекся от престола, а затем Временное правительство предоставило женщинам новой России право голоса.



Вторая волна

На Западе после Второй мировой войны стартовала и новая волна движения за права женщин.


Протест на конкурсе

Феминистки современности

К сожалению, женщины всё ещё вынуждены сражаться за свои права.




Екатеринбург в пикетах

Пикет на Площади 1905 года

Екатеринбургские феминистки традиционно проводят пикеты 8 марта. Не стал исключением и 2020 год — правда, в этот раз пикет пройдет не на площади 1905 года, а на площади Кирова в 15:30.

Читайте также: