Как называется высший законодательный орган во франции

Обновлено: 08.05.2024

Политическое устройство мира представляется нам давно сложившимся и устоявшимся. Демократия, политические партии, парламент, выборы — всё это привычные и проверенные временем политические институты и практики. Что может быть новое в этой области? Да и к чему изобретать велосипед? Но иногда все-таки полезно вспомнить, как был изобретен велосипед.

ФРАНЦИЯ — ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

Тот институт сословного представительства, который нас интересует, во Франции назывался Генеральные штаты. Они существовали до 1789 года, т.е. до Великой французской революции, затем были трансформированы в Национальное собрание.

Справка : Генеральные штаты — высший сословно-представительный орган Франции XIV-XVIII веков. Состояли из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия, включавшего в себя всё остальное население Франции. Созывались монархом, прежде всего для получения согласия на взимание налогов. В июне 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием. Таким образом Генеральные штаты прекратили свое существование.

Появился он несколько позднее — в 1302 году, и был созван Филиппом IV Красивым.

Франция находилась тогда в очень тяжелом положении, и король очень нуждался в поддержке всех трех сословий французского населения: духовенства, дворянства и горожан. Генеральные штаты не действовали регулярно. Т.е. когда король считал нужным, тогда он и собирал парламент. И парламент обсуждал те вопросы, которые предлагал король.

Генеральные штаты состояли из трех палат. Если в Англии палаты какое-то время заседали вместе, а потом разошлись, то во Франции они всегда заседали порознь. Каждая палата обсуждала свои вопросы. Два раза за всю историю они собирались вместе: в 1468 и 1484 годах, когда обсуждали общие вопросы.

Генеральные штаты во Франции — это вынужденная мера. Королю очень не хотелось иметь с ними дело, но как только ситуация становилась острой, как только наступала эпоха кризиса, король вынужден был обращаться к сословиям для того, чтобы элементарно получить деньги на определенные расходы, те же самые войны. Доказательством этому является Столетняя война.

Справка : Столетняя война (1337-1453 гг.) — затяжной военный конфликт между Англией и Францией. По сути являлся серией военных компаний, чередующихся примирениями. Поводом явились притязания на французский престол английской королевской династии Плантагенетов, стремящейся вернуть территории на континенте, ранее принадлежавшие английским королям. Англия так и не смогла добиться своей цели. В результате войны на континенте у нее остался лишь порт Кале, который она удерживала до 1558 года.

АНГЛИЯ — ПАРЛАМЕНТ

Первый парламент в Англии созвал Симон де Монфор.

Для того, чтобы подкрепить свои позиции, он созвал баронов с той территории, которая его поддерживала, иерархов церкви, а также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города. Но в борьбе за трон он проиграл и был убит. Взошедший на престол Эдуард I оценил силу этого собрания.

Справка : Эдуард I (1239-1307 гг.) — король Англии (1272 г.) из династии Плантагенетов. Старший сын короля Генриха III. Во время правления отца участвовал в политических интригах, в том числе в открытом восстании английских баронов. После битвы при Льюисе стал заложником восставших баронов, но спустя несколько месяцев сбежал и присоединился к войне против Симона де Монфора. При нем укрепилась центральная власть и регулярно стал созываться парламент.

С конца XIII столетия парламент начинает регулярно собираться, опираясь на податное население, которое платило налоги.

Первые парламенты свелись к тому, что разбирались петиции с мест. Для короля они стали важной информацией о положении дел на местах, потому что чиновничьего аппарата в Англии не было. С самого начала в парламенте была провозглашена свобода слова, т.е. за то, что говорили депутаты, их нельзя было наказать.

В 1430 году в Англии было установлено избирательное право, и оговорено, где должны проходить выборы в парламент: либо в городах, либо в столицах графств на центральной площади. Длились они две недели. Законом было установлено, что в выборах принимают участие свободные владельцы земли возрастом не менее 21 года и получающие не менее 40 шиллингов дохода в год. У женщин избирательного права не было, оно появилось лишь в XX веке, после окончания Первой Мировой войны.

Согласно Конституции Франции (1958) парламент Франции принимает законы, контролирует деятельность Правительства и дает оценку его политике (абз. 1 ст. 24).

Парламент состоит из двух палат: Сената – верхней палаты, и Национального собрания – нижней палаты.

Национальное собрание состоит из 577 депутатов, которые избираются на пять лет на основе всеобщих прямых равных вы боров при тайном голосовании. Избираются депутаты по одномандатным избирательным округам. Требования к депутату Национального собрания следующие: это должен быть гражданин Франции, достигший 23-летнего возраста, не лишенный избирательных прав по суду, не состоящий на какой-либо государственной должности (префект, супрефект, мэр и т.д.). Вместе с депутатом избирается его заместитель, который замещает депутата в случае досрочного прекращения им своих полномочий.

Выборы проводятся на основе мажоритарной системы в два тура. В первом туре избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов. Если никто не получил такого числа голосов, то через неделю проводится второй тур, в котором участвуют кандидаты, получившие не менее 12,5% голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто получил наибольшее число голосов (т.е. используется мажоритарная система относительного большинства).

Состав и роль Сената меняются в ходе проведения конституционной реформы, начатой в 2003 г. С учетом тенденций демографического развития и территориального распределения населения Франции число сенаторов будет поэтапно увеличено до 348. 326 будут избираться от департаментов внутри страны, 10 – от заморских территорий, 12 будут представлять французов, проживающих за рубежом. Срок мандатов сенаторов сокращен с девяти до шести лет. Начиная с 2011 г. каждые три года будет переизбираться половина состава Сената. Возрастной ценз для пассивного избирательного права для сенаторов снижен с 35 до 30 лет.

Сенаторы избираются избирательными коллегиями, в которые входят депутаты региональных (выборные органы регионов) и генеральных (представительные органы департаментов) советов, а также делегаты коммунальных советов. Коммуны с численностью населения менее 9 тыс. посылают от 1 до 15 делегатов; с численностью от 9 до 30 тыс. – от 29 до 69 делегатов; свыше 30 тыс. – посылают еще по одному делегату от каждой тысячи жителей. В совокупности делегаты коммунальных советов составляют 95% избирательных коллегий. Именно от них и зависит судьба кандидатов в сенаторы, т.е. на состав верховного органа власти значительное влияние оказывают депутаты низовых выборных органов. В этом, как представляется, заключается один из элементов государственно-властной структуры Франции.

В одних департаментах, от которых избирается от одного до трех сенаторов, выборы проводятся по мажоритарной системе в два тура. В других департаментах, от которых избирается четыре и более сенаторов, выборы проводятся по пропорциональной системе.

Статус депутата французского парламента достаточно традиционен. Нормативно-правовой основой данного статуса являются отдельные положения Конституции, органические законы и иные акты. Депутат обладает следующими правами: на участие в законотворческой работе, на постановку вопросов членам Правительства, на участие в работе постоянных и временных комиссий.

В парламенте Франции, как и в парламентах многих других зарубежных стран, установлен принцип свободного депутатского мандата, означающий независимость депутата и несвязанность его волей избирателей. Осуществляется строгий контроль в целях обеспечения депутатской независимости от каких-либо политических сил, строго пресекаются попытки оказать воздействие на свободное волеизъявление депутата. Запрещено лоббирование, депутатам запрещается вступать в связь с частными компаниями или представлять какие-либо частные интересы при решении того ли иного вопроса. В то же время депутаты придерживаются партийной дисциплины, и их решение во многом предопределяется установками политических групп, точнее, их лидеров.

В научной литературе отмечена жесткая партийная дисциплина в рядах Французской компартии, что отражается и на деятельности депутатов-коммунистов.




Депутат лично принимает участие в работе палаты и комиссии, в которую он входит.

Депутаты обладают индемнитетом и иммунитетом. Индемнитет закреплен в абз. 1 ст. 26 Конституции: “Член парламента не может подвергаться преследованию, розыску, аресту, заключению или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении своих функций”. Труд депутатов оплачивается. Жалованье депутата состоит из двух частей – основной, соответствующей среднему размеру жалованья государственных служащих, и дополнительной, составляющей четвертую часть основной. Дополнительное жалованье может быть сокращено в качестве дисциплинарной санкции за нарушение порядка заседания палаты. Кроме того, депутату ежемесячно предоставляется кредит для содержания своего аппарата (Там же.).

Иммунитет депутата также закреплен в Конституции: “Член парламента может быть подвергнут в порядке уголовного или полицейского преследования аресту или иной превентивной либо ограничивающей свободу мере только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Такое разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или окончательного осуждения” (абз. 2 ст. 26), причем по требованию палаты применение задержания и иных мер в отношении депутата может быть приостановлено.

Вместе с тем предусмотрена и ответственность депутата за свои действия, нарушающие установленные нормы. Установлены такие санкции в отношении депутатов, как призыв к порядку (за нарушения порядка в зале заседания); призыв к порядку с занесением в протокол (за такое взыскание депутат может лишиться на месяц четвертой части жалованья парламентария); порицание (применяется к депутату, не подчинившемуся призыву к порядку); порицание с удалением из дворца Собрания (за призыв к насилию, оскорбление Собрания или его председателя, угрозы в адрес Президента Республики и т.п.). Депутату в этом случае запрещается участвовать в работе Собрания, а также появляться в зале в течение 15 дней, а в случае неподчинения этому запрету срок удаления продлевается до 30 дней. Еще один вид взыскания – порицание с временным исключением (ст. 70 Регламента).

Парламентарий также может быть лишен слова председателем палаты за отклонение от темы обсуждения (ст. 54 Регламента), исключен из состава комиссии за неучастие в ее работе (ст. 42), частично лишен вознаграждения (ст. 42, 76), лишен парламентского иммунитета (ст. 80) (См.: Керимов А.Д. Указ. соч.; Депутат парламента в зарубежных государствах. С. 84-97.).

Компетенция парламента. Парламент Франции относится к парламентам с абсолютно определенной компетенцией. Согласно Конституции в компетенцию французского парламента входят свойственные такого рода органам полномочия: принятие законов, контроль за деятельностью Правительства, объявление войны, продление осадного положения. В то же время изначально в Конституции был выражен принцип рационализированного парламентаризма.

Он означает, что в Конституции закреплен перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы, – это гражданство, права и свободы личности, уголовное судопроизводство, национализация, национальная оборона и др. (ст. 34). По остальным вопросам принимаются регламентарные акты. Это означает, что акты парламента, предмет регулирования которых выходит за пределы ст. 34, могут быть изменены правительственными декретами по получении соответствующего заключения Государственного совета или Конституционного совета.

Структура и организация работы парламента. Внутренняя структура и порядок деятельности палат определяются регламентами, принимаемыми каждой палатой самостоятельно. Палаты неравноправны. Сенат обладает в основном совещательными полномочиями. Основная тяжесть законодательной работы лежит на Национальном собрании. Более того, в ряде случаев, как будет показано далее, Национальное собрание может принимать законы, минуя Сенат, по требованию Правительства. При этом в целях компенсации соответствующих функций Сенату предоставлен ряд специфических (можно сказать, дополнительных) полномочий. Во-первых, председатель Сената временно исполняет обязанности Президента, если Президент досрочно прекращает свои полномочия. Во-вторых, Сенат в отличие от Национального собрания не может быть распущен Президентом.

Палаты заседают раздельно. Совместные заседания проводятся в том случае, когда Президент Республики созывает Конституционный конгресс для внесения поправок в Конституцию. Резиденцией Национального собрания является Бурбонский дворец, Сената – Люксембургский дворец, служивший в свое время резиденцией Марии Медичи. Дворцы находятся на значительном удалении друг от друга и различаются своей архитектурой.

Каждая палата на первом заседании после выборов избирает своего председателя. Первое заседание парламента нового созыва традиционно открывает старейший по возрасту депутат. Затем проводятся выборы председателя палаты. Председатель Национального собрания избирается на весь срок полномочий, т.е. на пять лет, а председатель Сената – на три года, т.е. каждые три года обновленный состав Сената избирает нового председателя палаты. В каждой палате создается бюро палаты, в состав которого входят председатель и заместители председателя палаты, секретари и некоторые другие лица.

Действует также конференция председателей – это орган, функционирующий в каждой палате, включающий председателя палаты, его заместителей, председателей парламентских групп и постоянных комиссий. На этих конференциях обсуждаются и утверждаются вопросы повестки дня. Это очень важный этап деятельности парламента, поскольку обсуждению на заседаниях палат подлежат лишь те вопросы, которые включены в повестку дня. Если в ходе обсуждения на заседании палаты возникает какой-либо новый вопрос, то он должен быть первоначально обсужден на конференции, чтобы быть включенным в повестку дня.

Парламентские комиссии. Для предварительной подготовки вопросов, рассматриваемых на пленарных заседаниях палат, выполнения контрольных функций образуются парламентские комиссии.

Конституцией и регламентами палат французского парламента предусмотрено образование следующих видов комиссий. Постоянные комиссии, образуемые в каждой палате: по вопросам культуры и образования; по экономическим вопросам; по внешнеполитическим вопросам; по социальным вопросам; по вопросам устойчивого развития и планирования; по вопросам финансов, экономики и бюджетному контролю; финансовый комитет экономики и общего бюджетного контроля; по вопросам конституции, законодательства и управления в Республике.

Специальные комиссии – это комиссии, образуемые при внесении законопроектов в парламент. Создателями Конституции предполагалось, что каждый законопроект будет рассматриваться специально созданной для этого комиссией, но практика пошла по другому пути: специальные комиссии образуются крайне редко. В основном все законопроекты рассматриваются в постоянных комиссиях. Смешанные комиссии, называемые также паритетными, создаются в случае возникновения разногласий между палатами.

Состоят они из равного числа членов палат – по семь от каждой палаты. Их основное назначение состоит в выработке взаимоприемлемого для каждой палаты решения по законопроекту, чтобы он был одобрен впоследствии обеими палатами. Комиссии ad hoc рассматривают вопросы лишения депутатских полномочий, приостановления депутатского иммунитета, а также приостановления применения к депутатам мер процессуального принуждения. Комиссии по расследованию и контролю образуются в случае возникновения необходимости специального и глубокого изучения какого-либо вопроса государственной жизни, например, вопросов деятельности правительства, коррупции, взяточничества, вопросов международных отношений и т.д.

Депутатские объединения в парламенте. В составе Национального собрания действуют депутатские фракции, именуемые политическими группами, включающие депутатов, избранных от определенной партии. В эти фракции могут входить и депутаты от других партий или независимые. Согласно регламенту палаты в его первоначальной редакции (1958 г.) для образования фракции необходимо было 40 депутатов. Затем эта цифра была уменьшена до 30, а с приходом к власти социалистов этот порог был снижен до 20, и коммунисты, получившие только 27 мест в парламенте, смогли образовать собственную фракцию.

Парламент работает сессионно. Проводятся сессии двух видов: очередные и внеочередные. Очередная сессия парламента начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня (ст. 28 Конституции). В этой же статье установлено, что число дней, в течение которых проводятся заседания палат, не должно превышать 120 (прежде – 150 дней) в год, но при этом предусмотрена возможность проведения дополнительных заседаний по решению Премьер-министра или большинства членов каждой палаты. Внеочередные сессии могут созываться по требованию Премьер-министра или большинства депутатов. Открываются и закрываются внеочередные сессии декретом Президента Франции и проводятся по строго определенной повестке дня (ст. 29, 30 Конституции).

Заседания палат являются открытыми. Стенограммы всех выступлений на сессиях публикуются в официальном издании “Журнал офисьель”. По просьбе Премьер-министра или десятой части членов палаты могут проводиться закрытые заседания в форме заседания секретного комитета (ст. 33 Конституции).

Основные парламентские процедуры, среди которых наиболее важными являются: законодательный процесс, утверждение государственного бюджета и парламентский контроль за деятельностью правительства.

Парламент состоит из двух палат: сенат (верхняя палата) и национальное собрание (нижняя палата).

В сенат избираются сенаторы от департаментов (на 9 лет, только граждане Франции, достигшие 35 лет; сенат обновляется каждые 3 года на 1/3).

В национальное собрание избираются 577 депутатов через всеобщие прямые выборы граждане возраста более 23 лет, на 5 лет (абс. мажоритарн.система в 1 туре, относительная мажоритарная во втором).

Сенат существенной роли не играет.

Депутаты пользуются полным иммунитетом, имеют свободный мандат (т.е. не могут быть отозваны своими избирателями), обладают индемнитетом и иммунитетом.

Сессия длится с 1 октября по 31 июня.

Национальное собрание обладает вескими полномочиями: может принять резолюцию порицания в отношении Правительства, что влечет его отставку. Правительство обязано отвечать на запросы нижней палаты. Запрос о доверии, поставленный Правительством в связи с конкретным законопроектом, требует недоверия в 24 часа, а иначе – авто-доверие и авто-одобрение законопроекта.

Парламент Франции может начать процесс импичмента в отношении Президента.

Правительство регулирует порядок рассмотрения проектов, ставит на голосование проект в целом.

При несогласии вариантов палат – челночное рассмотрение

o избирается всенародно на 7 лет,

o выступает гарантом соблюдения Конституции,

o обеспечивает нормальное функционирование публичной власти,

o обеспечивает национальную независимость, целостность территории, а также соблюдение соглашений и международных договоров.

Огромные полномочия Президента Франции:

1. назначает Премьер-министра и прекращает его полномочия по заявлению последнего, утверждает министров, предложенных Премьер-министром, а также прекращает их полномочия,

2. по предложению правительства может передать на референдум любой законопроект минуя парламент (но не противоречащий Конституции),

3. после консультаций с Премьер-министром и председателями палат может объявить о роспуске национального собрания,

4. после консультаций с Премьер-министром, председателями палат и Конституционным советом может принимать любые меры, продиктованные чрезвычайными обстоятельствами,

5. имеет право налагать вето на законопроекты (преодолевается простым большинством),

6. является главой вооруженных сил,

7. имеет право помилования,

Импичмент – двумя палатами + решение Высокого Суда правосудия. перевыборы в течение 20-35 дней.

Правительство Франции по Конституции определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и вооруженными силами, несет коллективную ответственность перед парламентом (при выражении недоверия – обязательная отставка), но назначается, включая Премьера, без согласия Парламента.

Правительство устанавливает порядок рассмотрения проектов в парламенте (см.парламент).

В случае необходимости Премьер-министр замещает Президента.

При Правительстве существует экономический совет, который дает консультации в области финансов и социальной политики.

В правительстве – 50-60 человек. 12 человек составляют Совет Министров (председательствует всегда Президент, а не Премьер).

Запрет на совмещение работы в правительстве с иной деятельностью.

Судебная власть Франции

Состоит из нескольких ветвей:

1. система общих судов.

А) во главе стоит кассационный суд, который включает 5 палат по гражданским делам, 1 – по уголовным делам. Принимает к рассмотрению жалобы только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм.

Состоит из 84 членов суда, 36 советников-докладчиков, 1 генпрокурора при суде, 1 генерального адвоката и 19 адвокатов, аудиторов (готовящих дела к слушанию).

Б) ниже - апелляционные суды – рассматривают жалобы по уголовным делам (исправительные трибуналы и полицейские).

В) низшее звено - трибуналы малого процесса и большого процесса.

3 профессиональных судьи в составе суда могут отменять решения, либо оставлять их в силе, либо сами принимать решения.

Суды присяжных: 3 судьи и 9 присяжных.

В составе общих судов действует учреждение юстиции по делам несовершеннолетних (тяжкие преступления лиц в возрасте от 16 до 18 лет, проступки и др.тяжкие – от 13 до 18 лет). Рассмотрение дела – 1 судья и 2 заседателя. Судьи назначаются министром юстиции из лиц с педагогическим образованием.

Решения этого учреждения юстиции могут быть обжалованы в апелляционный суд.

Судьи системы общих судов (в частности, кассационного и апелляционного) назначаются декретом Президента, а судьи трибуналов и др. – назначаются министром юстиции по согласованию с высшим советом магистратуры.

В судах судьи – до 68 лет, в трибуналах судьи – до 65 лет.

2. Высокий суд правосудия

Включает 12 судей, избираемых поровну обеими палатами парламента.

Для рассмотрения уголовных дел по обвинению Президента в государственной измене и для обвинения министров в тяжких преступлениях.

Это – самостоятельная ветвь.

3. Система органов административной юстиции

Существует для рассмотрения жалоб на действия и акты органов гос.власти, причем затрагивающие права и интересы частных лиц.

Возглавляет систему государственный совет, состоящий из 30 членов. Рассматриваются жалобы на акты Президента и Правительства.

Административные трибуналы (около 25) состоят из 1 председателя и 3 членов.

Во Франции Президент является гарантом независимости судебных органов. В этом ему помогает возглавляемый им Высший совет магистратуры (состоит из 9 членов, назначаемых Президентом на 4 года, участвует в назначении судей, рассматривает дела о дисциплинарных(?) проступках(?) судей).

Прокуратура включается в судебную систему и не существует как отдельный орган. Подчиняется министру юстиции.

Большинство преступлений расследуется судебной полицией, причем она вправе участвовать в судебном процессе.

Вопрос 20

Особенности основного закона ФРГ.

Конституция ФРГ официально называется Основным законом, принята в 1949году как временная (есть конституции каждой из земель).

Основные черты: Отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципа демократии, равенства, разделения властей , справедливости. Ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять. Есть право каждого оказывать сопротивление всем, кто пытается сменить свободный демокр.строй, если нет иных методов.

По конституции ФРГ- демократическое , социальное и правовое государство с многопартийной системой . Вся власть исходит от народа , который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований.

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том ,что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу.

Концепция правового государства находит своё выражение в нормах по которым суд является независимым. Установлена ответственность государства , его должностных лиц перед гражданином. Закон обратной силы не имеет .

По форме правления Германия парламентская республика. Конституции земель должны соответствовать федеральной конституции.

Изменение и дополнение может быть осуществлено только специальным конституционным законом 2/3голосов в каждой палате парламента (жесткая).

Конституционный контроль осуществляет Федеральный конституционный суд.

Бундестаг и Бундесрат.

Мнение: однопалатный парламент: верхняя палата назначается исполнительной властью земель.

Бундестаг (672 чел.). Выборы со свободным мандатом (голосуют избиратели с 18 лет, проживающие в Германии от 3 мес., кроме недееспособных по суду). Ѕ - одномандатники, Ѕ - по партийным спискам (сразу 2 бюллетеня).

Индемнитет не распространяется на клевету, иммунитет – на задержание в момент преступления или в течение следующего дня.

Партийные фракции – для партий > 5%.

Руководит избираемый Председатель и Президиум.

Ѕ Федерального Собрания, косвенно избирающего Президента – от Бундестага, другая Ѕ - от законодат.органов земель.

Есть право делегировать полномочия Бундестагом любому федер. исполнит.органу или чиновнику.

Ответственность Правительства – только перед Бундестагом. Недоверие Канцлеру голосуется только вместе с кандидатурой преемника.

Роспуск Бундестага – по выбору Президента в случае недоверия Бундестага по отношению к Канцлеру или невыборов Бундестагом Канцлера в течение 21 дня (это – особый случай полномочий Президента при отсутствии Канцлера).

Бундесрат (68 чел.). Назначается правительствами земель (3-6 чел. от каждой) с императивными мандатами, причем не точно пропорционально численности населения. Голосование представителей одной земли – только согласованное (отвечают перед землями). Избирается презседатель.

Законопроекты – только в Бундестаг – от 5% Бундестага или группы от земли в Бундесрате. Исключение: проекты правительства (бюджет – только от Правительства) – в Бундесрат (выяснение мнения земель), а лишь потом – в общем порядке в Бундестаг; экстренные проекты Правительства могут быть проведены вообще только через Бундесрат.

Согласие Бундесрата на принятие закона необходимо (с правом вето) только для конституц. моментов, для изменений границ земель и разделения полномочий ФРГ и земель. Для прочих – вето преодолевается Бундестагом простым большинством.

Конституция состоим из преамбулы ( введения), не являющейся ее нормативной частью, статей, соответственно регламентирующих: статус конгресса США, статус президента, организацию судебной власти Федерации, федеративное устройство, процедуру изменения конституции, последние две статьи главным образом имеют значение переходных и заключительных положений. Конституция относится к числу жестких.

2 Кому принадлежат полномочия законодательной власти в США

В соответствии с Конституцией все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства- конгрессу США, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей.

Полномочия палат.

К общим полномочиям относятся:

- принятие законов и резолюций в финансово- бюджетной сфере (право введения и взимания налогов, пошлин, акцизов, чеканка монет, принятие федерального бюджета);

- в сфере обороны и внешних сношений- исключительное право объявлять войну, решать вопросы формирования вооруженных сил;

-в сфере организации внутренней политики - учреждение федеральных судов, регулирование порядка приобретения гражданства и тд.

К специальным полномочиям относятся полномочия каждой из палат по организации процедуры импичмента, избрание президента и вице- президента, если выборщики не смогут их выбрать.

Президент США

В соответствии со ст. 2 Конституции президент является главой правительства, всей системы исполнительной власти и одновременно главой государства. Конституционными нормами определен 4 –летний срок президентства. Президентом может быть избран урожденный гражданин США, достигший 35- летнего возраста, проживающий в стране не менее 14 лет, обладающий избирательным правом. 22-я поправка устанавливает, что одно и тоже лицо не может быть президентом более 2 сроков подряд.

Охарактеризовать конституцию Великобритании.

Единого конституционного акта Великобритания не имеет. В неписанной конституции не содержится прямого указания, на то что именно ее составляет. Основной закон Великобритании охватывает большое количество разнообразных источников: статуты- акты, принятые парламентом по определенной процедуре, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктрину.

Британский парламент

Британский парламент представляет собой пример бикамерального представительного органа, состоит из палаты общин и палаты лордов. При этом неотъемлемой частью парламента считается британский монарх.

Важнейшая особенность парламента заключается также в том, что одна из его палат- палата лордов- формируется по наследству.

Монарх Великобритании.

Статус монарха регулируется Актом о престолонаследии и важнейшими судебными прецедентами. В стране закреплена кастильская система престолонаследования, согласно которой трон наследуется по прямой восходящей линии наследниками обоих полов, однако преимущество отдается мужчинам ( младший брат исключает старшую сестру). Супруг или супруга монарха не являются престолонаследниками.

Отличительная особенность конституции Франции

Отличительной особенностью Конституции Франции является отсутствие в ней традиционного перечня важнейших прав и свобод человека и гражданина. Декларацией прав человека и гражданина 1789 года и преамбулой Конституции 1946 года эти два исторических документа были признаны неотъемлемыми частями действующей конституции.

Охарактеризовать Францию сегодня

Франция сегодня - это республика с сильной бицефальной исполнительной властью, носителями которой выступают президент и правительство ( совет министров) . Вместе они и образуют центральную исполнительную власть.

назовите высший законодательный орган во Франции

Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамеральный парламент. Нижняя палата- Национальное собрание- рассматривается как орган общенационального представительства. Оно включает 577 депутатов, избираемых сроком на 5 лет на основе всеобщего и прямого голосования. Верхняя палата- Сенат- представляет интересы территориальных коллективов. Члены сената избираются сроком на 9 лет путем косвенных выборов создаваемыми в департаментах коллегиями. Каждые три года сенат обновляется на одну треть.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: