Как называется страхование средств транспорта по международной терминологии

Обновлено: 30.06.2024

Андеррайтер – лицо, уполномоченное страховой (перестраховочной) компанией или синдикатом Ллойда принимать на страхование (в перестрахование) риски. Отвечает за формирование страхового (перестраховочного) портфеля страховщика (перестраховщика). Должен обладать необходимыми знаниями и практикой для установления соответствующей степени риска, ставок премии и условий страхования.

Выгодоприобретатель - лицо юридическое или физическое, назначенное страхователем как получатель страхового возмещения; лицо, имеющее имущественный интерес в застрахованном имуществе

Договор страхования – соглашение, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить понесенный вследствие этого события ущерб или выплатить страховую сумму страхователю или иному лицу (выгодоприобретателю), уполномоченному на ее получение, а страхователь обязуется уплачивать страховые взносы в установленные сроки.

Застрахованный – физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступают объектом страховой за­щиты. Застрахованным является физическое лицо, в пользу ко­торого заключен договор страхования. На практике застрахован­ный может быть одновременно страхователем, если уплачивает денежные (страховые) взносы самостоятельно.

Объект страхования – жизнь, здоровье, трудоспособность граждан (в личном страховании); здания, сооружения, транспортные средства, фрахт, коллекции, домашнее имущество, перевозимые грузы и другие материальные ценности (в имущественном страховании); гражданская ответственность страхователя за материальный ущерб, причиненный третьим лицам (в страховании гражданской ответственности)

Объем страхового покрытия - перечень конкретных событий (например, кража, пожар, землетрясение и т. д.), предусмотренных законом или договором страхования, при наступлении которых страховщик производит выплату страхователю.

Объем страховой ответственности - максимальная сумма, которая может быть выплачена страховщиком страхователю для возмещения ущерба в результате наступления страхового случая. Обычно применяется в страховых договорах, которые не имеют страховой суммы (страхование ответственности).

Срок страхования – временной интервал, в течение кото­рого застрахованы объекты страхования. Может колебаться от не­скольких дней до значительного числа лет. Кроме того, возможен неопределенный срок страхования, который действует до тех пор, пока одна из сторон правоотношения (страхователь или страховщик) не откажется от их дальнейшего продолжения, заранее уведомив другую сторону о своем намерении.

Страхователь - физическое или юридическое лицо, выражающее страховой интерес и вступающее в гражданско-правовые отношения со страховщиком в силу закона или двусторонней сделки (договора). Владелец страхового полиса (полисодержатель).

Страховой взнос - оплаченный страховой интерес; плата за страховой риск страхователя страховщику в силу закона или договора страхования. Определяется исходя из тарифной ставки, страховой суммы, срока страхования и некоторых других факторов. Вносится страхователем единовременно авансом при вступлении в страховые отношения или частями (например, ежемесячно, ежеквартально) в течение всего срока страхования. Размер страхового взноса отражается в страховом полисе.

Страховая сумма – денежная сумма, адекватная страховому интересу и страховому риску, на которую застрахованы материальные ценности, гражданская ответственность, жизнь и здоровье страхователя. В международной страховой практике страховая сумма называется страховым покрытием.

Страховой интерес – мера материальной заинтересованности в страховании. Выражается в страховой сумме и условиях страхового полиса.

Страховой полис – документ установленного образца, выдаваемый страховщиком страхователю (застрахованному), удостоверяет заключенный договор страхования и содержит все его условия.

Страховой случай – свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, в результате которого нанесен вред объектам страхования и с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Страховой тариф – ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон.

Страховщик – организация (юридическое лицо), прово­дящая страхование, принимающая на себя обязательство возмес­тить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда.

Франшиза – предусмотренное условиями договора страхования освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный размер. Различают условную (невычитаемую) и безусловную (вычитаемую) франшизы, которые устанавливаются в процентах или абсолютной величине к страховой сумме.

Этот сайт использует сервисы веб-аналитики: Яндекс.Метрика и Google Analytics. Продолжая
использовать сайт, вы соглашаетесь на сбор файлов cookie. Если вы не хотите, чтобы эти данные
обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.


От каких рисков необходимо страховать транспортное средство? Какие основные правила такого страхования в РФ? Какие особенности страхования различных видов средств передвижений? Всю полезную информацию вы найдёте в наших подсказках.

  1. Правила страхования транспорта
  2. Страхование наземного и других видов транспорта
  3. Страховые риски
  4. Стоимость ТС
  5. Базовые тарифные ставки

Правила страхования транспорта

Согласно действующему в нашей стране законодательству, страхование транспорта может быть добровольным или обязательным.

В обязательном порядке оформляется:

  1. Полис ОСАГО;
  2. Полис страхования ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного транспорта;
  3. Договор личного страхования пассажиров;

Другие виды страхования, например, имущественное (КАСКО) или страхование ответственности (гражданская ответственность перевозчика) осуществляются страхователем добровольно.

Страхование наземного и других видов транспорта

При страховании КАСКО автомобильного, водного, железнодорожного или воздушного транспорта основным документом считается договор страхования. Согласно ему, предмет страхования (транспортное средство) будет защищён от негативных последствий – гибели, утраты или повреждения – которые могут наступить в результате непредвиденных событий.

Совокупность таких рисков примерно одинакова для всех видов транспорта, за исключением некоторых специфичных угроз.

Страховые риски

Главным образом страхование автотранспорта включает риск угона и повреждения (гибели) автомобиля в ДТП. Полное КАСКО предполагает также утрату или повреждение имущества в результате пожара, удара молнии, опасных природных явлений, падения различных объектов на ТС, техногенных аварий и много другого.

Страхование водного и воздушного транспорта, а также средств передвижения, которые эксплуатируются в опасных или сложных условиях, предполагает использование всего перечня страховых рисков.

Что же касается количества страховщиков, то страхователь имеет право застраховать ТС от одних и тех же рисков в нескольких СК, но при этом суммарная страховая сумма по всем полисам не должна превышать его оценочной стоимости (ГК РФ – ч. 2 ст. 947 и ч. 1 ст. 950). В противном случае – договор страхования будет признан недействительным.

Стоимость ТС

При расчёте стоимости движимого имущества агентом СК учитывается его:

  • балансовая или восстановительная цена;
  • износ на момент оформления договора.

Страховщик может руководствоваться также техническим состоянием транспорта, его внешним видом или текущим спросом на рынке ТС.

Если во время действия страховки стоимость автомобиля возрастёт, то страхователь сможет увеличить и страховую сумму, дополнительно оплатив при этом услуги СК (по дополнительному соглашению).

Базовые тарифные ставки

Страхование водного транспорта предполагает разделение судов на речные, морские и озёрные плавсредства. От этого зависит и размер страхового тарифа. Средний же показатель для водного транспорта – 0,5–8%.

Тарифные ставки могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону такими показателями:

  1. Возрастом судна;
  2. Страховой стоимостью и страховой суммой;
  3. Величиной ответственности СК;
  4. Степенью риска при эксплуатации плавсредства (территории плаванья, типа груза, длительности рейса и т. п.).

В страховании воздушного транспорта применяются такие показатели тарифных ставок: 3,5–6,8%.

Страховой тариф для автотранспорта (в среднем 4–18%) зависит от вида ответственности и категории ТС (легковое или грузовое). На процентную ставку влияет также марка машины, срок её эксплуатации и грузоподъёмность.

Страхование железнодорожного транспорта происходит по принципам, общим для всех видов транспорта. Средняя тарифная ставка – 0,5–5%.

Это интересно: Если условиями договора предусмотрена франшиза, то во время расчёта стоимости услуг СК она вычитается из страховой суммы – это уменьшает размер страховой премии.

Читайте также: