Как называется специальный правовой режим который вводится на территории страны при наличии внешней

Обновлено: 18.05.2024

Военное положение — особый правовой режим, который вводится в условиях внешней агрессии или её угрозы. Этим оно отличается от чрезвычайного положения, которое вводится в случае внутренней угрозы — попытки переворота, беспорядков или катастроф.

Что такое военное положение?

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОТ . Военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

Что такое чрезвычайное положение в стране?

Чрезвыча́йное положе́ние, или ЧП — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.

Как называется специальный правовой режим который вводится на территории страны при наличии внешней угрозы или агрессии?

1. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. 2.

Кто вводит военное и чрезвычайное положение в РФ?

Что включает в себя режим военного положения?

Режим военного положения определяется настоящим Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Как называется перевод вооруженных сил государства на военное положение?

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение — комплекс мероприятий, проводимых в соответствии с планами гражданской обороны при возникновении военной угрозы или начале военных действий.

Кем вводится режим ЧП?

Какое право может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения?

В случае введения чрезвычайного положения из-за чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или экологического характера, общие ограничения прав личности дополняются такими специальными ограничениями как: временное отселение жителей в безопасные районы; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, .

Какие ограничения прав и свобод граждан допускаются в условиях чрезвычайного положения?

Какое должностное лицо в Российской Федерации может объявить общую мобилизацию и ввести на территории страны военное положение?

Какие ограничения при военном положении?

В условиях военного положения нельзя изменять конституцию Украины. Также запрещается проведение выборов президента, парламента и органов местного самоуправления. При данном правовом режиме также не проводятся всеукраинские и местные референдумы. Кроме того, запрещается проведение забастовок, массовых собраний и акций.

Что относится к актам агрессии против Российской Федерации?

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, .

Кем вводится военное положение в РФ?

2. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации, о чем незамедлительно сообщается Совету Федерации. 3. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

Когда вводится военное положение в РФ?

Военное положение в России или в отдельных её местностях вводится указом президента, который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения Совету Федерации и Государственной думе.

Где было введено военное положение в связи с началом Великой Отечественной войны?

Военное положение вводилось на 26 административных территориях Архангельской области, Белорусской ССР, Вологодской области, Воронежской области, Ивановской области, Карело-Финской ССР, Калининской области, Краснодарского края, Крымской АССР, Курской области, Литовской ССР, Латвийской ССР, г.

в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод. Вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации.

Согласно ФЗ "Об обороне", Президент РФ объявляет состояние войны, общую и частичную мобилизацию, В. п. на всей территории РФ или в отдельных ее местностях. Он отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Президент вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

Таким образом, В. п. характеризуют: особые правила (порядок) деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; возможность создания специальных государственных органов либо возложения определенных функций на существующие; временные ограничения прав и свобод граждан и их объединений; возможность ведения военных действий, передвижения войск; применение средств защиты, маскировки и т. п.; особый статус территории, включая въезд, выезд, передвижение и др.; ужесточение дисциплины и ответственности; специфические правила использования государственного и иного имущества; особые нормативные акты для В. п. и др. (Для сравнения см.: Чрезвычайное положение.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Полезное

Смотреть что такое "ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ" в других словарях:

Военное Положение — См. Положение военное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Военное положение — (martial law) Использование в исключительных обстоятельствах военной силы как временного средства для восстановления порядка и поддержки гражданского правительства. При введении военного положения могут быть развернуты войска либо приостановлено… … Политология. Словарь.

Военное положение — временно вводимое высшей государственной властью в стране или отдельных ее районах особое правовое положение. Связано с чрезвычайными обстоятельствами война, стихийное бедствие и т. д. В условиях военного положения расширяются полномочия военных… … Морской словарь

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — в конституционном праве особый правовой режим деятельности гос. и муниципальных органов, характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной… … Юридический словарь

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — особый правовой режим в стране или в отдельных ее частях, устанавливаемый обычно решением высшего органа государственной власти при исключительных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и др.). При военном положении все функции органов… … Большой Энциклопедический словарь

Военное положение — ВОЕННЫЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Военное положение — особый правовой режим, вводимый высшей государственной властью в стране или на отдельных ее территориях при чрезвычайной обстановке (война, восстание и т.п.). В РФ согласно Конституции В.п. вводится указом Президента РФ в случае агрессии против… … Словарь черезвычайных ситуаций

Военное положение — (англ martial law) особый правовой режим в стране или ее отдельных регионах, устанавливаемый, как правило, высшим органом государственной власти при исключительных обстоятельствах в целях обороны государства или обеспечения общественной… … Энциклопедия права

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — в конституционном праве особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, устанавливаемый при чрезвычайной… … Юридическая энциклопедия

Военное положение — (в испаноязычных странах и в случае г. Москвы в 1941 году осадное положение) особый правовой режим в государстве или его части, который устанавливается решением высшего органа государственной власти в случае агрессии против… … Википедия

Военное положение — особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод и вводимый на всей территории Российской Федерации или… … Административное право. Словарь-справочник

Законодательство Российской Федерации дает определение понятий только двух видов особых правовых режимов: чрезвычайное положение и военное положение:

Особые правовые режимы Российской Федерации устанавливаются посредством введения в действие норм чрезвычайного законодательства. Это следует рассматривать как естественную и в то же время необходимую и обязательную реакцию государства на конкретный вид угрозы. Чаще всего это группа угроз внутригосударственного или внешнего характера, способных повлечь за собой возможность наступления (или наступление) чрезвычайной ситуации, представляющей опасность для интересов личности, общества и самого государства.

Чрезвычайное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, обладающих внутренним организационным единством и системным характером[1]. Оно является составной частью системы действующего законодательства государства, основывается на соответствии нормам международного права, вступает в юридическую силу на определенный срок при наступлении чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени и предусматривает возможность ограничения конституционных прав и свобод определенного вида субъектов права.

Содержание особых правовых режимов определяется федеральным законодательством и включает в себя комплекс экономических, политических, административных (им принадлежит ведущая роль в процессе реализации устанавливаемых государством властных предписаний), военных, правовых, идеологических и иных мер, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, угрожающих личности, обществу и государству[2].

Отмеченная особенность накладывает определенный отпечаток одновременно на процесс формирования соответствующего законодательства и содержание создаваемого механизма правового регулирования, предназначенного для его реализации. Все ветви и уровни органов власти в определенных законом формах принимают участие в этом процессе, отражая, тем самым, различные аспекты механизма правового регулирования – политические, правовые, организационные, экономические, идеологические, информационные и иные.

Посредством принятия ведомственных нормативных правовых актов общие задачи министерств и ведомств конкретизируются, приобретая более предметный характер.

Таким образом, можно отметить следующие основные черты, характерные для особых правовых режимов и отличающие их от многочисленных иных правовых режимов:

· основаниями их установления являются два обязательных условия: фактическое (чрезвычайная ситуация определенного вида) и юридическое (наличие заблаговременно принятого федерального конституционного закона или федерального закона);

· первичным и основным источником формирования особых правовых режимов являются нормы международного права;

[1] Мелехин, А.В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: монография / А.В. Мелехин. — М.: ВНИИ МВД России, 2002. — С. 18.

· по правовому воздействию на общественные отношения они носят комплексный характер и одновременно могут содержать в себе несколько специальных правовых режимов (отраслевых, функциональных), отменять или ограничивать их действие;

· их введение прямо или косвенно предусматривается текстом Конституции Российской Федерации и конкретизируется специальным федеральным законодательством;

· порядок введения требует соблюдения определенной процедуры не только внутри (согласование с Федеральным Собранием Российской Федерации), но и вне территории страны (обязательное уведомление руководства сопредельных государств и международных организаций);

· правом на их введение обладает только Президент Российской Федерации своим указом в рамках реализации конституционных полномочий главы государства и Верховного главнокомандующего;

· указ Президента Российской Федерации обязательно должен отражать определенные законодательством вопросы (обстоятельства принятия такого решения, дата и время его действия, границы территории его действия и т.д.);

· основаниями введения являются угрозы личности, обществу или государству, предусмотренные федеральными законами;

· продолжительность их действия носит временный характер – фиксированный (чрезвычайное положение) или неопределенный, но с обязательным указанием на необходимость устранения условий, послуживших основанием их введения (восстановление конституционного строя, подписание акта о капитуляции, ликвидация непосредственной угрозы).


До ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.д. (военное время, военное положение, конфронтационный вид федерального вмешательства) изменяются критерии типологизации органов исполнительной власти, а также их системное и структурно-штатное построение;

· на период их действия в рамках действующего законодательства фактически устанавливается диктатура (военная или гражданская) государства в лице федеральных (или создаваемых ими) органов власти, но следует учитывать, при этом диктат личности и обществу со стороны государства носит ограниченный нормами международного права и текстами национальных конституций характер. Например, не подлежат ограничению основополагающие права и свободы (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, свободу мысли и вероисповедания и другие);

· между федеральным центром и субъектами Российской Федерации происходит изменение не только в предметах ведения, но и в объеме полномочий в рамках прежних подходов к подобному разграничению;

· у ряда федеральных министерств и ведомств появляются дополнительные полномочия;

· при необходимости создаются новые органы государственного управления, наделяемые одновременно контрольными и надзорными функциями;

· ужесточаются меры юридической ответственности и предусматривается формирование новых составов правонарушений;

· более высокий характер угроз определяет конституционное право государства на возможность ограничения ряда основных прав и свобод физических и юридических лиц;

· объем вводимых ограничений может носить последовательно постепенный характер и должен соответствовать характеру лежащих в основе этого реальных угроз;

· их введение рассматривается законодательством как крайняя мера, применяемая государством в целях предотвращения, пресечения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

· обеспечение особых правовых режимов осуществляется при помощи механизма правового регулирования, содержащего подзаконные нормативные правовые акты, в которых определяется роль и место министерств и ведомств по ликвидации возникших угроз. Например, МВД России в исследуемых условиях решает следующие три основных задачи: осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение общественной безопасности, охрану общественного порядка и борьбу с преступностью; в рамках действующего законодательства оказывает содействие иным государственным органам исполнительной власти в успешном осуществлении ими своих функций; участвует в проведении комплекса мероприятий, направленных на защиту и спасение граждан и материальных ценностей;

Следует подчеркнуть, что государство, реагируя на угрозы чрезвычайных ситуаций посредством введения временных ограничений определенного вида на ряд конституционных прав и свобод, помимо обеспечения общественной безопасности отражает не только свою сущность, но также зрелость гражданского общества и степень уважения к гражданам.

Административно-правовые режимы являются обязательной составной частью, при помощи которых осуществляется процесс реализации ограничительно-властных положений особых правовых режимов.

4 . По х ар ак т ер у с оде рж а щи х ся пр ед пис ан ий к он ст иту ци о нно - пр ав о вы е н орм ы мо ж но ра зд е ли ть н а:

6 . Усто и и в аж н ей ши е пр и нци пы , ц ель ю к о тор ы х явл я е тс я о бе спе ч е ние к о нс ти туц и он ного х ар а к те ра го су дар с тв а – это:

+ В ыр аж е нн ые в пр аве неза вис имо с т ь , а втоно м но сть и пр изнан ие ве рх ове нс тва гос уда рс твен но й в ла сти, а так ж е в озм ож но сть

р еа лизо выва ть вн е ш нюю и вн утр ен нюю п ол итик у гос у дар ства по с во ем у у см о т р ен ию;

– Зак р е пле нн ые в К о нститу ции РФ : о тсу тствие о фиц иал ь но й р ел игии госу да рс тва, о т де ле ние о т н его ре л игиозны х ор гани заций и

– Де ле ние г о с уда рс твен ной вл ас ти Р Ф на за к о н ода тел ь ную, испо л ните ль ну ю и су де бн ую, чт о о б ес печ ивае т де м ок р а т и чес к ий

+ пр изна вае м ая , нео тчу ж дае м ая и г а ра нтир уе ма я спо со б но сть к а ж до го чел о век а им еть с р ож де ни я пр ав а, с воб о ды и в ыпо лн ять

о б язан нос ти в со отве тствие с о б щ епр изна нн ым и нач ал ам и и пра во вым и нор м ам и м еж ду на ро дно го и на ц ион ал ь но го

– зак р епл е нно е К о нс тит уц ией РФ пр а во г р аж да ни на изб ира тьс я и б ыть из б ра нн ым в о рга ны гос уда рс тве нно й вла сти и м е стно го

– пр е дус мо тре нн ый Г ла во й 9 К о нс титуци и Р Ф ос об ы й по рядо к пр инятия по пр аво к и пе ре с мо тра е е по ло ж е ний.

1 0 . Уст ой ч ив о й пр ав ов о й св яз ь ю лиц а с го су да рс тв ом , к от ор ая вы р аж е на в их с ов ок у пн ы х пр а ва х и о бяза н нос тях ,

1 2 . П о те рр ит ори а ль но - по ли ти че с к ом у у ст ро йс тв у в се го су да рс тв а де лятс я н а :

1 3 . Е сли У к а з Пр ез ид ен та РФ пр от ив о ре ч ит К о нс ти туц и и РФ , б уд ут дей с тв ов а ть нор м ы :

1 6 . Е сли и з бр ан ны м ст ан ов и тс я к а нди д ат, к от ор ы й по луч и л пр ос тое бо ль ш ин ств о го лос ов , т. е. б ол ь ше , ч ем его

1 7 . Т ер ри то ри аль на я е ди ни ц а, с оз да нна я д ля орга н иза ц ии п ро в ед ени я голо со ва ни я и под с че та г оло со в – это:

2 2 . За к а к и е к ат его ри и пр ес ту пле ни й в к а ч е ств е и ск лю ч и те ль н ой м е ры н ак а за ни я м о ж ет у ст ан ав ли ва ть с я с ме рт на я

– З а о со б о тяж к ие пр ес тупл е ния пр отив об щ е стве нн ой б езо пас но сти и о бщ е стве нн ого по р ядк а .

2 4 . К а к о е и з у к а за нн ы х ут в ер ж де ни й в ер но , и с хо дя из п рям ого т олк о в ан ия но рм К о нс ти ту ци и Р Ф ?

+ В ид и х ар ак тер ре спу б ли к ан ск о й ф ор м ы пра вл ени я в Ро сс ии К о нс тит у цие й РФ не опр еде л ен ы;

2 6 . С озд ан и е к ак и х ус лов и й яв ляе тс я ц ель ю п оли ти к и с оц иа ль но го гос уд ар ств а ?

– К о тор ые на пр а вле ны н а эффе к тив ное ра сх одо ва ние б юдж е тных с ре дств на с оц иал ь ну ю с фе ру ;

2 7 . К а к о е ус лов и е на зы в ае т К он ст ит уц ия РФ для в оз м ож но ст и пр им е ни ть за к о н?

– П рин ятие его к ва л ифиц иро ва нны м б о ль ш ин ство м де пу т а тов Г ос у дар стве нно й Дум ы ;

+ де йству ющ ие в на стоя щи й м о ме нт но рм а т ивн ые пр а вовы е ак ты (к о нститу цио нн о - пр аво во й о б ыча й, а к ты о р г а нов с уде б но го

к о нс тит у цио нн ого (у с т а вн ого) к о нтро ля, нор м ативн о - пра во вой а к т, но рм а т ивн ый дого во р)

+ фу нда м ен тал ь ны е пра во вые о тно ше н ия, к о торы е о преде л яют о сн ов ы к о нс ти ту цион но го стр оя Ро сс ийс к ой Ф е де ра ции,

фе дер а т ивн ого ус тро йс т в а, с вязь л ичн ос т и, о б щ ес тва и гос уда рс тва , а так ж е о тнос ящ иес я к сфе ре ор г а ни з а ции г о су дар стве нн ой

- О сн ов ной З а к о н гос у дар ства – К о нс тит у ция Р ос сийс к о й Ф е де ра ции, е е де йствие и пр ак тик а пр им ен ен ия;

- о б ще с т ве нн ые , по ли т и чес к ие и эк о но м иче ск ие отно ш ени я м е ж ду Р ос сийс к о й Ф е дер ац ие й и др угим и го су дар ства м и.

+ с исте ма нор м пра ва, к отор ые ре гул иру ют об щ е ствен ны е отн ош е ния, вх о дящ ие в пре дм е т к о нс тит у цио нн ого пр ава ;

- пр а во упо л но м оче нн ых за к он ом су б ъе к тов вн ос ить по пр авк и в К о нс т итуц ию РФ ;

- к о м пл ек с у пор ядо че нны х но рм , к ото ры е ре гла м ен т ир уют о б щ ес твен ны е отно ш ен ия в с фе ре р еа лиза ции гос уда рс твен но й

Читайте также: