Как называется собор в котором произошло венчание наследника

Обновлено: 02.07.2024

Венчание на царство Ивана Грозного

Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г. русский правитель титуловался великим князем, что, согласно западной иерархической структуре, было равнозначно принцу или великому герцогу.

Этот крест, также как и Шапка Мономаха по легенде, был отнесен к дарам Константина Мономаха.

Миропомазание царя в России происходило во время литургии, которая завершалась таинством причащения. Впервые описание таинства причащения приведено в Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, из которой следует, что царь принимал причастие у Царских врат сразу же после того, как причащался ведущий службу архиерей. Зафиксированный в этом документе порядок приобщения царя Святым Тайнам символически сближал его, что чрезвычайно важно, со священнослужителями. Впервые все новшества, отмеченные в Пространной редакции Чина венчания царя Ивана IV, в том числе миропомазание, получили реальное воплощение в 1584 году при венчании на царство его сына, царя Федора Иоанновича.

Венчание на царство Ивана Грозного

Скульптурный портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного

Реконструкция М.М.Герасимова.
1964 г.
Гипс; тонирование под бронзу.

В 1963 году гробница Ивана Грозного, находящаяся в дьяконнике и приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля была вскрыта для археологических и антропологических исследований. Известный антрополог М.М.Герасимов по сохранившимся в саркофагах останкам восстановил внешний облик царя Ивана Грозного.

Венчание на царство Ивана Грозного

Крест Животворящего Древа в иконе-ковчеге

Москва, мастерские Кремля 1603–1605; крест – Москва, середина XVI в.; икона-ковчег – Москва, последняя четверть XVI в.; панагия – Иерусалим (?), рубеж XVI–XVII вв., резные изображения на панагии – Москва, около 1621 г.
Дерево, золото, серебро, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, турмалины, жемчуг; чеканка, эмаль, чернь, золочение.

Венчание на царство Ивана Грозного

Царское моленное место (Мономахов трон)

Москва, 1551 г.
Дерево, левкас, золотный атлас; резьба, темпера, позолота, серебрение.

Барельефы Царского моленного места

Москва, 1551 г.
Дерево; резьба, позолота, серебрение.

Венчание на царство Ивана Грозного

Шапка Казанская

Москва, мастерские Кремля (?), 1553 (?)
Золото, серебро, сапфир, рубины, турмалины, бирюза, жемчуг, соболиный мех; чеканка, литье, резьба, чернь.

Венчание на царство Ивана Грозного

Панагия

Москва, мастерские Кремля, 1547 (?).
Сардоникс, золото, бриллианты, рубины, турмалины, агат, жемчуг; резьба, чеканка, скань, эмаль, чернь.

В центре золотой панагии помещен овальный трехслойный сардоникс с резным изображением святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя Ивана Грозного. В панагию вложен овальный золотой ковчег, который в настоящее время можно видеть через прямоугольное отверстие на ее оборотной стороне. Однако изначально оно было закрыто золотой дверцей с черневым изображением апостола Тита, в день памяти которого родился царь Иван Грозный. Исследователи высказывают предположение, что скорее всего панагия была сделана для Ивана Грозного в связи с его венчанием на царство в 1547 году.

Венчание на царство Ивана Грозного

Иоанн Предтеча

Икона в окладе.
Москва, середина XVI в.; греческий мастер; оклад – Москва, мастерские Кремля, вторая воловина XVI в.
Дерево, левкас, золото, серебро, рубин, жемчуг; темпера, чеканка, чернь, золочение.

Самая древняя сохранившаяся до наших дней царская патрональная икона с изображением святого покровителя первого русского царя Ивана Грозного написана, вероятно, вскоре после его венчания на царство в 1547 г.

Венчание на царство Ивана Грозного

Саккос митрополита Макаря

Москва, мастерские Кремля; бархат, камка – Италия, первая половина XVII в.; объярь – Италия, XVII в.
Золотный бархат, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, стекло, золотные нити; ткачество, шитье, басма, золочение.

Саккос – парадное архиерейское облачение, изготавливавшееся, как правило, из самых дорогих привозных тканей. Саккос принадлежал митрополиту Макарию – видному политическому и церковному деятелю, духовному наставнику Ивана IV Васильевича Грозного, содействовавшему утверждению его власти и участвовавшему в решении важнейших государственных вопросов. Именно митрополитом Макарием был составлен первый в России Чин венчания на царство.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Приветствуем Вас на страницах информационно-познавательного журнала.
Каким бы багажом знаний вы не обладали, всегда найдется что-то любопытное, о чем бы вы хотели узнать. Надеемся, тут вы найдёте полезную для себя информацию.

2016/01/16

Иван Грозный

Иван IV Васильевич стал первым в истории Русским царем.

К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь наместниками Золотой орды, часто именовали себя царями. Однако официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV прозванного Грозным.

Отец Ивана, великий князь Московский Василий Ш, прожив двадцать лет в браке с Саломонией детей не имел. При помощи митрополита Даниила и части духовенства он отправил законную супругу, против её воли в монастырь. И в 1526 году женился на литовской княжне Елене Глинской. Через четыре года, когда Василию Ш было уже за пятьдесят, родился наконец-то наследник Иван IV, прозванный в последствии Грозным.

Когда мальчику было три года умер его отец, через пять лет умерла и мать. Иван рос в обстановке вражды и обмана, борьбы за власть между его опекунами – боярами.

Венчание на царство Ивана IV и его значение

Надо отметить, что тут мнения историков расходятся. Ряд историков полагают, что инициатива принять царский титул не могла исходить от 16 летнего юноши. По их мнению, важную роль в этом сыграл митрополит — дав своё согласие на брак, он предложил Ивану Васильевичу прежде принять титул царя.

Но, есть и противоположная точка зрения, подчеркивающая идею, что у государя очень рано сформировалось стремление к власти. Надо отметить, что идея царского титула московских государей была для Ивана IV не нова. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного.

Однако ни Иван III, ни Василий III не смели дерзнуть называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.

14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении

Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года.

Обряд венчания

Обряд венчания на царство великого князя Ивана IV проходил в Успенском соборе Московского Кремля. 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой большой, красочный праздник.

Иван Грозный.Венчание на царство

Митрополит Макарий возложив знаки царского достоинства - животворящий крест, бармы, золотую цепь и шапку Мономаха, совершил, таким образом, обряд миропомазания.

Церковь во всем этом имела определенный интерес: добиться приоритета в управлении государством и дальнейшего укрепления православия.

Однако процедура возведения к царской власти единовластного государя была проведена на Руси в первые, и в нарушение сложившейся практики, обряд совершил не Константинопольский патриарх, или папа Римский, а русский митрополит. Поэтому понадобились годы, чтобы титул царя за русским самодержцем был признан другими государствами. С 1554 года титул русского царя безоговорочно признавался Англией.

Сам Иван Васильевич придавал большое значение признание его царского титула Польско-Литовским государством. Но Польша в течении всего XVI века так и не признала его титул.

Венчание Ивана IV на царство имело огромное значение для укрепления верховной власти, это событие стало началом эпохи становления Российского государства.

Внутренняя политика государя всея Руси

Внутренняя политика первого русского царя

По утверждениям историков, венчание Ивана Грозного на царство явилось началом периода жестокости и насилия на Руси со стороны Великого князя, получившего титул Императора. Вседозволенность и ее последствия привели к кровавому террору. Для подавления смуты, народных волнений в Москве и других городах применялись жестокие меры: страшные казни, в которых принимал участие сам царь.

Однако венчание Ивана Грозного на царство, как отмечают историки, имело и позитивные стороны для государства Российского.

Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор.

В числе преобразований ограничение местничества (уложение о службе), обязывающее служить не только холопов, но и самих помещиков. Реформа местного управления предусматривала замену власти наместников на выборные органы. Это существенно ограничивало злоупотребления.

Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня.

Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике.

Внешняя политика ИванаIV Грозного

Иван Грозный. Венчание на царство

Царский титул позволил русскому царю не только укрепить власть, но и занять несколько другое положение в дипломатических отношениях.

В результате укрепления военизированных сил расширены границы русского государства. В 1556 году была окончательно покорена и присоединена к Московскому государству Казань. В том же году покорено и Астраханское ханство.

Во время правления Ивана Грозного были присоединены Западная Сибирь, Башкирия и земли Ногайской Орды. 30 июня 1572 года рядом с Москвой состоялась решительная битва, в результате которой татары были разбиты и бежали, оставив в плену знаменитого полководца Дивей-Мурзу. С татарским игом было покончено навсегда.

Венчание Ивана Грозного на царство, и век его правления определены историками как время значительных перемен.

Первый русский царь — яркая личность истории

Иван Грозный. Венчание на царство

В истории Православной Руси переломным моментом последних лет царствования Ивана Грозного явилась смерть его сына. Историки отмечают, что царь убил сына в порыве гнева, нанеся ему посохом рану в висок. Придя в себя от случившегося, Грозный понял, что уничтожил будущее своей династии. Младший сын Федор был слаб здоровьем: он не мог возглавить страну. Потеря наследника по причине собственной жестокости окончательно подорвала здоровье царя. Изношенный организм не выдержал нервного потрясения, через три года после смерти сына, 18 марта 1584 года, Иван Грозный скончался.

Ивана Грозного и его венчание на царство кратко можно охарактеризовать как яркое, и вместе с тем темное пятно в истории Великой Православной Руси.

Для истории венчание Ивана Грозного на царство в 1547 году стало началом знаменательной эпохи становления Российского государства. Иван Грозный превратил Россию в мировую державу и эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.

Рабочая тетрадь по истории России 7 класс Андреев, Клоков, Симонова Дрофа

Царю была необходима поддержка Избранной рады и Земского собора для того, чтобы провести задуманные реформы. В состав этих органов входило немало лиц, пользующихся уважением и поддержкой общества. Только выступая в союз с ними и используя их идеи, Иван Грозный мог добиться успеха. Поэтому отказаться от поддержки Избранной рады и Земского собора царь никак не мог.

Стр. 32. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какой смысл вложил митрополит Макарий в обряд венчания на царство?

Венчание Ивана IV на царство, по замыслу митрополита Макария, должно было укрепить верховную власть, авторитет которой был сильно подорван в ходе боярского правления, а также преодолеть разногласия среди боярской аристократии.

2. Каково значение принятия Иваном IV царского титула?

Принятие Иваном IV царского титула означало то, что московские государи являются прямыми преемниками византийских императоров. Титул царя возвышал его над всеми подданными, в том числе и над потомками удельных князей. Кроме того, царский титул означал наследование неограниченной власти золотоордынских правителей (ранее на Руси ханов так же называли царями).

Стр. 33. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Почему гнев москвичей-погорельцев был направлен на Глинских?

Скорее всего, гнев москвичей, пострадавших от пожара, был направлен против Глинских потому, что такие слухи распускали противники этого рода при дворе. К тому же Глинские были родственниками Ивана Грозного, и расправа над ними была выгодна многим боярам.

2. Какой урок получил Иван IV во время московского пожара и восстания 1547 г.?

Иван IV вынес из последствий пожара 1547 г. такой урок: нужно наводить порядок в стране, который был сильно подорван во время боярского правления (1538 – 1547 гг.). Необходимо было проводить решительные реформы, направленные на укрепление государственной власти. К тому же, восстание надолго породило у царя панический страх перед возможностью народных выступлений.

Стр. 34. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Что отличало Избранную раду от Боярской думы?

Избранная рада отличалась от Боярской думы тем, что в её состав входили только те, кому лично доверял Иван Грозный, не зависимо от их происхождения. В свою очередь, члены Боярской думы занимали свои места именно благодаря своему происхождению и знатности.

2. Почему Ивану IV нужны были нравственные уроки митрополита Макария и священника Сильвестра?

Нравственные уроки таких религиозных деятелей, как митрополит Макарий и протопоп Сильвестр, фактически подтолкнули молодого Ивана IV к мысли о необходимости скорейшего проведения необходимых в русском государстве и обществе реформ.

Стр. 35. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Земский собор был не столько самостоятельным, сколько совещательным органом. Это объясняется тем, что он не действовал отдельно от царя, а только мог сообщить ему о проблемах и интересах различных сословий русского общества. К тому же решения Земского собора не были обязательны для выполнения их царем.

Стр. 35. Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Почему на первом Земском соборе главными темами были осуждение боярского правления и примирение общества?

Осуждение боярского правления и примирение русского общества стали важнейшими государственными проблемами того времени. Во-первых, это было связано с печальными последствиями периода боярского правления (1538 – 1547 гг.). Поэтому простой народ часто обвинял в своих бедах именно боярскую аристократию. Во-вторых, пожар и восстание в Москве 1547 г. продемонстрировали, что народную ненависть нужно усмирить и не допустить в будущем подобных вооруженных выступлений. Эти проблемы требовали скорейшего решения.

2. Что заставляло царя считаться с мнением Земского собора?

Иван Грозный был вынужден считаться с мнением Земского собора, поскольку искал поддержки различных слоев русского населения для централизации государства, укрепления верховной власти и проведения необходимых реформ.

Стр. 36. Вопросы и задания в конце параграфа

1. Прочитайте эпиграф:

3) Как, по мнению Сильвестра, Бог наказал землю за грехи государя?

Примером Божьего наказания земли за грехи государя, по мнению протопопа Сильвестра, является ужасный Московский пожар 1547 г., который уничтожил почти все строения в столице и привел к массовым народным волнениям.

2. Почему первый Земский собор назван Собором примирения?

Первый Земский собор, который состоялся в 1549 г., можно назвать Собором примирения потому, что Ивану Грозному нужно было любой ценой заручиться поддержкой всех сословий Российского государства и обеспечить порядок во всей стране для проведения важных реформ.

Во время московского пожара 1547 г. митрополит Макарий проводил в Успенском соборе Московского Кремля молебен. Поскольку пожар распространялся чрезвычайно быстро, многие не успели спастись. При этом митрополит продемонстрировал мужество, бросившись спасать, в первую очередь, древние иконы, в частности икону Пресвятой Богородицы. От неминуемой смерти Макария спасли другие священнослужители, которые силой вытащили его из огня и отвели в Новинский монастырь. Глава Русской православной церкви получил множество ожогов, но выжил и находился на своём посту до самой смерти в 1563 г.

4. Как назывались органы сословного представительства в странах Западной Европы в первой половине XVІ в.? Чем они отличались от Земского собора?

Органы сословного представительства в странах Западной Европы в первой половине XVІ в. назывались по-разному. В Англии – парламент, во Франции – Генеральные штаты, в Испании – кортесы, в Священной Римской империи – рейхстаг, в Польше – сейм. Они отличались от Земского собора тем, что имели большее влияние на управление государством. Польский сейм реально руководил страной, оттеснив на задний план своего короля.

5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:

1) первый Земский собор;

2) принятие Иваном IV царского титула;

3) женитьба Ивана IV на Анастасии Романовой.

Стр. 37. Вопросы и задания к документу

Стр. 37. Главный вопрос урока

Мог ли царь отказаться от поддержки Избранной рады и Земского собора в период проведения реформ?

Глава І

Россия в XVI в.

Рис. 1. ГДЗ история России 7 класс Андреев, Данилевский Дрофа 2019-2020 Задание: §4 Начало правления Ивана IV

Читайте также: