Как называется преднамеренно внесенный в программное обеспечение объект приводящий к действиям

Обновлено: 30.06.2024

Таксономия – абстрактная структура категорированных экземпляров, включает комплексное исследование предметной области и создание теоретической модели полного множества изучаемых объектов, что позволяет определить признаки, которые могут быть положены в основу той или иной классификации.

Таксономия позволяет построить полное множество категорий исследуемых объектов для любой выбранной классификации.

Таксономия безопасности вычислительных систем должная ответить на вопросы:

1. Каким образом ошибки, приводящие к появлению нарушений информационной безопасности, вносятся в систему защиты? Классификация нарушений информационной безопасности по источнику появления.

2. Когда и на каком этапе они вносятся? Классификация нарушений информационной безопасности по этапу возникновения.

3. Где и в каких узлах системы защиты или вычислительной системе в целом они возникают и проявляются? Классификация нарушений информационной безопасности по размещению в системе.

Классификация нарушений информационной безопасности по источнику появления

Источником нарушений информационной безопасности и их появлений является ошибка или недоработка в системе безопасности. Эти ошибки носят неслучайный характер. Классификация нарушений информационной безопасности по источнику появления представлена в таблице 4.

Под источником появления понимается основа существования нарушений информационной безопасности, т. е. либо характеристики вычислительной сети, которые обусловливают ее существование, либо принцип функционирования средств, использующих нарушения информационной безопасности для осуществления атаки. Для решения практических задач наибольший интерес представляет таксономия нарушений информационной безопасности по причинам возникновения.

Таксономия нарушений информационной безопасности по источнику появления

Онлайн библиотека litra.info

Ошибки, служащие источником появления нарушений информационной безопасности, могут быть внесены в систему защиты преднамеренно, либо возникнуть неумышленно, непреднамеренно. Для выявления таких непреднамеренных или случайных ошибок применяются различные стратегии и методики. Большинство случайных ошибок может быть выявлено и устранено при увеличении времени и глубины анализа и тестирования кода системы защиты. Но в отношении наиболее серьезных преднамеренно внесенных и замаскированных ошибок этот способ является малоэффективным. Для эффективного поиска таких ошибок необходимо проведение специальных испытаний, заключающихся в попытках проникновения в систему и проведения атак на систему защиты.

В некоторых случаях определенные функции, специально добавленные в программное обеспечение, предопределяли внесение в систему защиты непреднамеренных ошибок. Возможность использования удаленной отладки или настройки системы может привести к появлению нарушений информационной безопасности. Такая ошибка может быть классифицирована как преднамеренная, но не имеющая деструктивной функции.

Определенные злоумышленные, преднамеренные ошибки могут рассматриваться как случайные. Случайные ошибки вносятся в систему при разработке требований к безопасности и спецификаций системы защиты, а также в процессе сопровождения системы, т. е. обновлении версии, поставки новых утилит и т. п. Преднамеренные ошибки внедряются в систему на этапе ее применения, в противном случае возможно компрометация системы.

Преднамеренные и злоумышленные ошибки являются достаточно трудно обнаруживаемыми, так как они специально скрыты, замаскированы с целью их не обнаружения. Они являются самыми опасными. Специально внесенные ошибки с деструктивными функциями могут серьезно нарушить функционирование системы. Случайные ошибки, безобидные сами по себе, также могут быть использованы для этих же целей специально написанными программами.

Преднамеренное внедрение нарушений информационной безопасности с наличием деструктивных функций.

Преднамеренно внесенные в систему защиты нарушения и связанные с ними каналы утечки информации являются результатом функционирования предварительно внедренных вредоносных программ. Характеристикой вредоносных программ является активное их функционирование и противодействие системе обеспечения безопасности и обеспечение утечки информации.

Преднамеренно внедренные нарушения информационной безопасности без деструктивных функций.

Для использования скрытых каналов требуется наличие двух процессов:

1) посредством вредоносных программ осуществляется сбор информации, интересующей злоумышленника, которая помещается в скрытый канал, неконтролируемый системой защиты;

2) прослушивание канала в ожидании поступления собранной информации, и при ее появлении выполняет необходимую обработку и сохранение.

Скрытые каналы утечки в зависимости от способа кодирования информации, передаваемой между этими процессами, подразделяются на два типа: с использованием памяти и с использованием времени.

В первом случае для кодирования передаваемой информации используется либо область памяти (установление характерных признаков в имени и атрибутах файла), либо вообще неиспользуемая область (зарезервированные поля в заголовке сетевого пакета).

Во втором случае информация кодируется определенной последовательностью и длительностью событий, происходящих в системе. Например, с помощью модуляции интервалов обращения к устройствам, введения задержек между приемом и посылкой сетевых пакетов и т. д.

Кроме скрытых каналов в системе могут присутствовать и другие преднамеренно внесенные ошибки, не влекущие за собой разрушительных последствий. К их появлению автоматически приводит любое расхождение между требованиями по безопасности и требованиями к функциональности системы.

Непреднамеренные (неумышленные) ошибки и нарушения информационной безопасности.

Непреднамеренные нарушения информационной безопасности могут возникнуть в системе из-за наличия ошибок на этапе разработки требований к безопасности, при разработке спецификаций и на этапе их реализации, т. е. в процессе написания программ. Большинство из ошибок обнаруживается и устраняется во время тестирования. Некоторые ошибки могут остаться незамеченными и вызвать проблемы эксплуатации вычислительных сетей. Наиболее трудно выявляются такие ошибки в сложных системах, состоящих из многочисленных компонентов, разработанных при участии большого коллектива специалистов. Одна из проблем таких систем – невозможность исчерпывающего описания их спецификаций, т. е. невозможность адекватного документирования. Недостатки проектной документации при сопровождении и эксплуатации приводят к тому, что при попытке устранения одних ошибок в нее вносятся другие. Наличие неумышленных ошибок не приводит к немедленному их использованию и нарушению безопасности системы.

Неумышленные нарушения информационной безопасности могут быть классифицированы в соответствии со следующими группами ошибок, предопределяющих их существование:

1. Ошибки контроля допустимых значений параметров.

2. Ошибки определения областей (доменов).

3. Ошибки последовательности действий и использования нескольких имен для одного объекта.

4. Ошибки идентификации/аутентификации.

5. Ошибки проверки границ объектов.

6. Ошибки в логике функционирования.

Ошибки контроля допустимых значений параметров заключаются в принятии соответствующим механизмом неправильного заключения о соответствии проверяемого параметра допустимым значениям. Это касается числа, состава, типа, размера, статуса (передаваемые или принимаемые) параметров, или ряда других их характеристик. Ошибки контроля можно рассматривать как неадекватную реакцию механизмов защиты на возникающие в системе события.

Ошибки определения областей (доменов) выражаются в наличии открытого или неконтролируемого способа доступа в защищенную область. Например, возможность получения доступа к объекту файловой системы, непосредственный доступ к которому запрещен, посредством доступа к его физическому представлению на аппаратных носителях. Другим примером является повторное использование объекта, например, доступ к остаточной информации в занимаемой объектом области памяти после ее освобождения.

Наличие ошибок последовательности действий предопределяется асинхронным функционированием компонентов системы, которое может быть использовано для нарушения безопасности. Выявить такие ошибки в системе достаточно трудно. Например, одной из операций может быть проверка идентификатора процесса, а второй – установка для него соответствующих полномочий, или проверка допустимости параметра, а затем – его использование. Асинхронность может быть использована злоумышленником для обмана механизмов контроля путем подмены параметра на другой, запрещенный после проверки его допустимости, но перед использованием. Данная ошибка носит название TOCTTOU (time-of-check to time-of-use) – возможность подмены параметра между моментом проверки и моментом использования.

Ошибки идентификации/аутентификации приводят к тому, что неуполномоченный на соответствующие действия пользователь получает доступ к защищенным объектам в объеме полномочий другого лица. Эти ошибки рассматриваться как ошибки контроля, т. е. происходит неправильная проверка параметров идентификации и подлинности пользователя и объекта.

Ошибки проверки границ объектов и связанные с ними каналы утечки возникают из-за игнорирования проверок того, что определенный объект пересек границы области памяти, отведенной для его хранения (контроль длины строки, размера массива, размера и положения файла и т. д.).

Существуют также другие ошибки, не попадающие непосредственно ни в одну из перечисленных категорий. Их называют ошибками логики функционирования системы и механизмов защиты, которые потенциально могут быть использованы злоумышленниками для проникновения в систему и нарушения безопасности.

Классификация нарушений информационной безопасности по этапам возникновения и внедрения

Таксономия нарушений ИБ по этапу внедрения, основанная на этих положениях, приведена в табл. 5.

Таксономия нарушений информационной безопасности по этапу возникновения

Онлайн библиотека litra.info

Возникновение нарушений информационной безопасности на этапе разработки системы.

Процесс разработки программной системы включает этапы:

1) составление требований и спецификаций;

2) создание исходных текстов программ;

3) генерация исполняемого кода.

На каждом из этих этапов в создаваемую систему могут быть внесены ошибки, которые приводят к возникновению нарушений информационной безопасности.

Составление требований и спецификаций. Требования к программному обеспечению описывают, что должна делать каждая из программ в составе системы. Спецификации определяют, каким образом эти действия должны выполняться.

В основном ошибки возникают из-за необходимости одновременного выполнения как требований по защите, так и общих функциональных требований к системе. Конкуренция этих требований и неизбежно возникающие противоречия между этими требованиями требуют от разработчиков принятия компромиссных решений, в которых предпочтение может быть отдано функциональности системы в ущерб ее безопасности.

Создание исходных текстов программ. Большинство ошибок в исходных текстах, как случайных, так и внесенных преднамеренно, может быть обнаружено при тщательном их изучении. Наиболее распространены случайные ошибки в исходных текстах программ. Они возникают в результате неадекватной реализации определенных в требованиях интерфейсов модулей, либо просто из-за ошибок программистов.

Преднамеренные ошибки могут быть внесены программистом. Программист может внедрить в систему код, не предусмотренный ее спецификациями, но нужный ему для отладки и тестирования разрабатываемой программы. Если по завершению разработки программы этот код не будет удален из нее, он превратится в канал утечки информации и может быть использован злоумышленником.

Генерация исполняемого кода. Исполняемый код генерируется компиляторами из исходных текстов программ и представляет собой инструкции, предназначенные для выполнения процессором. Поскольку компиляторы предназначены только для формального преобразования исходных текстов в исполняемый код, они автоматически переносят ошибки из первых во второй. Если ошибки содержатся в самом компиляторе, тогда они могут использоваться злоумышленниками для получения в компилируемых программах нужных им фрагментов кода.

Возникновение нарушений информационной безопасности на этапе сопровождения и развития системы.

Случайные ошибки, внесенные в систему во время ее сопровождения, чаще всего обусловлены неправильным представлением программистами всех аспектов функционирования системы в целом. Любые изменения, вносимые ими в систему, потенциально могут превратиться в каналы утечки информации. Для предотвращения такой ситуации каждое вносимое изменение должно сопровождаться тщательной проверкой всей системы.

Возникновение нарушений информационной безопасности на этапе эксплуатации системы.

Возникновение ошибок и сбоев, утечка информации и другие подобные явления в процессе функционирования системы в большинстве случаев происходят по причине воздействия на нее специально написанных вредоносных программ.

Классификация нарушений информационной безопасности по размещению в системе

Нарушения информационной безопасности классифицируют по их размещению в вычислительных сетях в зависимости от того, в каких компонентах системы они находятся (табл. 6).

Ошибки и каналы утечки в программном обеспечении

Компоненты программного обеспечения, вне зависимости от их конкретного предназначения, чрезвычайно сильно связаны и взаимозависимы.

Среди всего комплекса программного обеспечения в отдельную категорию выделяют операционную систему. В ней определена и реализована архитектура всей вычислительной системы. Наличие в ней ошибок, связанных с обеспечением безопасности, автоматически влечет серьезные последствия для всей вычислительной сети.

Таксономия нарушений информационной безопасности по размещению в вычислительных сетях

Онлайн библиотека litra.info

Непосредственно с операционной системой связано сервисное программное обеспечение, обеспечивающее поддержку различных аспектов функционирования системы. Кроме того, существует прикладное программное обеспечение, с которым непосредственно работают пользователи.

Системное программное обеспечение

Операционная система включают в себя функции управления процессами, устройствами, распределением памяти, файловой системой и т. д. Она обеспечивает инициализацию вычислительной системы при опасности.

Ошибки на этапе инициализации могут возникнуть в результате неправильного взаимодействия с аппаратурой. Например, если произошли изменения в составе аппаратных средств, или при наличии неправильных конфигурационных параметров. Такие ошибки приводят к неправильному назначению полномочий доступа процессов и пользователей к ресурсам системы.

Управление процессами и управление распределением памяти – это основные задачи операционной системы, и такие ошибки приводят к получению злоумышленником контроля над всей системой и свободному доступу к любой информации.

Управление устройствами определяет наличие комплекса программ ввода/вывода, обеспечивающих функционирование этих устройств параллельно и независимо от центрального процессора. Ошибки в таких программах приводят либо к отказам и сбоям в работе устройств, либо позволяют получить информацию, доступ к которой запрещен.

Файловая система использует значительное число функций операционной системы – управление процессами, устройствами, распределением памяти и т. д. Такие ошибки автоматически распростр

Настоящий Руководящий документ (РД) устанавливает классификацию программного обеспечения (ПО) (как отечественного, так и импортного производства) средств защиты информации (СЗИ), в том числе и встроенных в общесистемное и прикладное ПО, по уровню контроля отсутствия в нем недекларированных возможностей.

Действие документа не распространяется на программное обеспечение средств криптографической защиты информации.

РД "Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации", М., Военное издательство, 1992 г.;

РД "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации", М., Военное издательство, 1992 г.;

РД "Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации", М., 1997 г.

Документ предназначен для специалистов испытательных лабораторий, заказчиков, разработчиков ПО СЗИ при его контроле в части отсутствия недекларированных возможностей.

1. Общие положения

1.1. Классификация распространяется на ПО, предназначенное для защиты информации ограниченного доступа.

1.2. Устанавливается четыре уровня контроля отсутствия недекларированных возможностей. Каждый уровень характеризуется определенной минимальной совокупностью требований.

1.3. Для ПО, используемого при защите информации, отнесенной к государственной тайне, должен быть обеспечен уровень контроля не ниже третьего.

1.4. Самый высокий уровень контроля - первый, достаточен для ПО, используемого при защите информации с грифом "ОВ".

1.5 Самый низкий уровень контроля - четвертый, достаточен для ПО, используемого при защите конфиденциальной информации.

2. Термины и определения

2.1. Недекларированные возможности - функциональные возможности ПО, не описанные или не соответствующие описанным в документации, при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, доступности или целостности обрабатываемой информации.

2.2. Программные закладки - преднамеренно внесенные в ПО функциональные объекты, которые при определенных условиях (входных данных) инициируют выполнение не описанных в документации функций ПО, приводящих к нарушению конфиденциальности, доступности или целостности обрабатываемой информации.

2.3. Функциональный объект - элемент программы, осуществляющий выполнение действий по реализации законченного фрагмента алгоритма программы.

2.4. Информационный объект - элемент программы, содержащий фрагменты информации, циркулирующей в программе. В зависимости от языка программирования в качестве информационных объектов могут выступать переменные, массивы, записи, таблицы, файлы, фрагменты оперативной памяти и т.п.

2.5. Маршрут выполнения функциональных объектов - определенная алгоритмом последовательность выполняемых функциональных объектов.

2.6. Фактический маршрут выполнения функциональных объектов - последовательность фактически выполняемых функциональных объектов при определённых условиях (входных данных).

2.7. Критический маршрут выполнения функциональных объектов - такой маршрут, при выполнении которого существует возможность неконтролируемого нарушения установленных правил обработки информационных объектов.

2.8. Статический анализ исходных текстов программ - совокупность методов контроля (не)соответствия реализованных и декларированных в документации функциональных возможностей ПО, основанных на структурном анализе и декомпозиции исходных текстов программ.

2.9. Динамический анализ исходных текстов программ - совокупность методов контроля (не)соответствия реализованных и декларированных в документации функциональных возможностей ПО, основанных на идентификации фактических маршрутов выполнения функциональных объектов с последующим сопоставлением маршрутам, построенным в процессе проведения статического анализа.

Таксономия – абстрактная структура категорированных экземпляров, включает комплексное исследование предметной области и создание теоретической модели полного множества изучаемых объектов, что позволяет определить признаки, которые могут быть положены в основу той или иной классификации.

Таксономия позволяет построить полное множество категорий исследуемых объектов для любой выбранной классификации.

Таксономия безопасности вычислительных систем должная ответить на вопросы:

1. Каким образом ошибки, приводящие к появлению нарушений информационной безопасности, вносятся в систему защиты? Классификация нарушений информационной безопасности по источнику появления.

2. Когда и на каком этапе они вносятся? Классификация нарушений информационной безопасности по этапу возникновения.

3. Где и в каких узлах системы защиты или вычислительной системе в целом они возникают и проявляются? Классификация нарушений информационной безопасности по размещению в системе.

Классификация нарушений информационной безопасности по источнику появления

Источником нарушений информационной безопасности и их появлений является ошибка или недоработка в системе безопасности. Эти ошибки носят неслучайный характер. Классификация нарушений информационной безопасности по источнику появления представлена в таблице 4.

Под источником появления понимается основа существования нарушений информационной безопасности, т. е. либо характеристики вычислительной сети, которые обусловливают ее существование, либо принцип функционирования средств, использующих нарушения информационной безопасности для осуществления атаки. Для решения практических задач наибольший интерес представляет таксономия нарушений информационной безопасности по причинам возникновения.

Таксономия нарушений информационной безопасности по источнику появления

Онлайн библиотека litra.info

Ошибки, служащие источником появления нарушений информационной безопасности, могут быть внесены в систему защиты преднамеренно, либо возникнуть неумышленно, непреднамеренно. Для выявления таких непреднамеренных или случайных ошибок применяются различные стратегии и методики. Большинство случайных ошибок может быть выявлено и устранено при увеличении времени и глубины анализа и тестирования кода системы защиты. Но в отношении наиболее серьезных преднамеренно внесенных и замаскированных ошибок этот способ является малоэффективным. Для эффективного поиска таких ошибок необходимо проведение специальных испытаний, заключающихся в попытках проникновения в систему и проведения атак на систему защиты.

В некоторых случаях определенные функции, специально добавленные в программное обеспечение, предопределяли внесение в систему защиты непреднамеренных ошибок. Возможность использования удаленной отладки или настройки системы может привести к появлению нарушений информационной безопасности. Такая ошибка может быть классифицирована как преднамеренная, но не имеющая деструктивной функции.

Определенные злоумышленные, преднамеренные ошибки могут рассматриваться как случайные. Случайные ошибки вносятся в систему при разработке требований к безопасности и спецификаций системы защиты, а также в процессе сопровождения системы, т. е. обновлении версии, поставки новых утилит и т. п. Преднамеренные ошибки внедряются в систему на этапе ее применения, в противном случае возможно компрометация системы.

Преднамеренные и злоумышленные ошибки являются достаточно трудно обнаруживаемыми, так как они специально скрыты, замаскированы с целью их не обнаружения. Они являются самыми опасными. Специально внесенные ошибки с деструктивными функциями могут серьезно нарушить функционирование системы. Случайные ошибки, безобидные сами по себе, также могут быть использованы для этих же целей специально написанными программами.

Преднамеренное внедрение нарушений информационной безопасности с наличием деструктивных функций.

Преднамеренно внесенные в систему защиты нарушения и связанные с ними каналы утечки информации являются результатом функционирования предварительно внедренных вредоносных программ. Характеристикой вредоносных программ является активное их функционирование и противодействие системе обеспечения безопасности и обеспечение утечки информации.

Преднамеренно внедренные нарушения информационной безопасности без деструктивных функций.

Для использования скрытых каналов требуется наличие двух процессов:

1) посредством вредоносных программ осуществляется сбор информации, интересующей злоумышленника, которая помещается в скрытый канал, неконтролируемый системой защиты;

2) прослушивание канала в ожидании поступления собранной информации, и при ее появлении выполняет необходимую обработку и сохранение.

Скрытые каналы утечки в зависимости от способа кодирования информации, передаваемой между этими процессами, подразделяются на два типа: с использованием памяти и с использованием времени.

В первом случае для кодирования передаваемой информации используется либо область памяти (установление характерных признаков в имени и атрибутах файла), либо вообще неиспользуемая область (зарезервированные поля в заголовке сетевого пакета).

Во втором случае информация кодируется определенной последовательностью и длительностью событий, происходящих в системе. Например, с помощью модуляции интервалов обращения к устройствам, введения задержек между приемом и посылкой сетевых пакетов и т. д.

Кроме скрытых каналов в системе могут присутствовать и другие преднамеренно внесенные ошибки, не влекущие за собой разрушительных последствий. К их появлению автоматически приводит любое расхождение между требованиями по безопасности и требованиями к функциональности системы.

Непреднамеренные (неумышленные) ошибки и нарушения информационной безопасности.

Непреднамеренные нарушения информационной безопасности могут возникнуть в системе из-за наличия ошибок на этапе разработки требований к безопасности, при разработке спецификаций и на этапе их реализации, т. е. в процессе написания программ. Большинство из ошибок обнаруживается и устраняется во время тестирования. Некоторые ошибки могут остаться незамеченными и вызвать проблемы эксплуатации вычислительных сетей. Наиболее трудно выявляются такие ошибки в сложных системах, состоящих из многочисленных компонентов, разработанных при участии большого коллектива специалистов. Одна из проблем таких систем – невозможность исчерпывающего описания их спецификаций, т. е. невозможность адекватного документирования. Недостатки проектной документации при сопровождении и эксплуатации приводят к тому, что при попытке устранения одних ошибок в нее вносятся другие. Наличие неумышленных ошибок не приводит к немедленному их использованию и нарушению безопасности системы.

Неумышленные нарушения информационной безопасности могут быть классифицированы в соответствии со следующими группами ошибок, предопределяющих их существование:

1. Ошибки контроля допустимых значений параметров.

2. Ошибки определения областей (доменов).

3. Ошибки последовательности действий и использования нескольких имен для одного объекта.

4. Ошибки идентификации/аутентификации.

5. Ошибки проверки границ объектов.

6. Ошибки в логике функционирования.

Ошибки контроля допустимых значений параметров заключаются в принятии соответствующим механизмом неправильного заключения о соответствии проверяемого параметра допустимым значениям. Это касается числа, состава, типа, размера, статуса (передаваемые или принимаемые) параметров, или ряда других их характеристик. Ошибки контроля можно рассматривать как неадекватную реакцию механизмов защиты на возникающие в системе события.

Ошибки определения областей (доменов) выражаются в наличии открытого или неконтролируемого способа доступа в защищенную область. Например, возможность получения доступа к объекту файловой системы, непосредственный доступ к которому запрещен, посредством доступа к его физическому представлению на аппаратных носителях. Другим примером является повторное использование объекта, например, доступ к остаточной информации в занимаемой объектом области памяти после ее освобождения.

Наличие ошибок последовательности действий предопределяется асинхронным функционированием компонентов системы, которое может быть использовано для нарушения безопасности. Выявить такие ошибки в системе достаточно трудно. Например, одной из операций может быть проверка идентификатора процесса, а второй – установка для него соответствующих полномочий, или проверка допустимости параметра, а затем – его использование. Асинхронность может быть использована злоумышленником для обмана механизмов контроля путем подмены параметра на другой, запрещенный после проверки его допустимости, но перед использованием. Данная ошибка носит название TOCTTOU (time-of-check to time-of-use) – возможность подмены параметра между моментом проверки и моментом использования.

Ошибки идентификации/аутентификации приводят к тому, что неуполномоченный на соответствующие действия пользователь получает доступ к защищенным объектам в объеме полномочий другого лица. Эти ошибки рассматриваться как ошибки контроля, т. е. происходит неправильная проверка параметров идентификации и подлинности пользователя и объекта.

Ошибки проверки границ объектов и связанные с ними каналы утечки возникают из-за игнорирования проверок того, что определенный объект пересек границы области памяти, отведенной для его хранения (контроль длины строки, размера массива, размера и положения файла и т. д.).

Существуют также другие ошибки, не попадающие непосредственно ни в одну из перечисленных категорий. Их называют ошибками логики функционирования системы и механизмов защиты, которые потенциально могут быть использованы злоумышленниками для проникновения в систему и нарушения безопасности.

Классификация нарушений информационной безопасности по этапам возникновения и внедрения

Таксономия нарушений ИБ по этапу внедрения, основанная на этих положениях, приведена в табл. 5.

Таксономия нарушений информационной безопасности по этапу возникновения

Онлайн библиотека litra.info

Возникновение нарушений информационной безопасности на этапе разработки системы.

Процесс разработки программной системы включает этапы:

1) составление требований и спецификаций;

2) создание исходных текстов программ;

3) генерация исполняемого кода.

На каждом из этих этапов в создаваемую систему могут быть внесены ошибки, которые приводят к возникновению нарушений информационной безопасности.

Составление требований и спецификаций. Требования к программному обеспечению описывают, что должна делать каждая из программ в составе системы. Спецификации определяют, каким образом эти действия должны выполняться.

В основном ошибки возникают из-за необходимости одновременного выполнения как требований по защите, так и общих функциональных требований к системе. Конкуренция этих требований и неизбежно возникающие противоречия между этими требованиями требуют от разработчиков принятия компромиссных решений, в которых предпочтение может быть отдано функциональности системы в ущерб ее безопасности.

Создание исходных текстов программ. Большинство ошибок в исходных текстах, как случайных, так и внесенных преднамеренно, может быть обнаружено при тщательном их изучении. Наиболее распространены случайные ошибки в исходных текстах программ. Они возникают в результате неадекватной реализации определенных в требованиях интерфейсов модулей, либо просто из-за ошибок программистов.

Преднамеренные ошибки могут быть внесены программистом. Программист может внедрить в систему код, не предусмотренный ее спецификациями, но нужный ему для отладки и тестирования разрабатываемой программы. Если по завершению разработки программы этот код не будет удален из нее, он превратится в канал утечки информации и может быть использован злоумышленником.

Генерация исполняемого кода. Исполняемый код генерируется компиляторами из исходных текстов программ и представляет собой инструкции, предназначенные для выполнения процессором. Поскольку компиляторы предназначены только для формального преобразования исходных текстов в исполняемый код, они автоматически переносят ошибки из первых во второй. Если ошибки содержатся в самом компиляторе, тогда они могут использоваться злоумышленниками для получения в компилируемых программах нужных им фрагментов кода.

Возникновение нарушений информационной безопасности на этапе сопровождения и развития системы.

Случайные ошибки, внесенные в систему во время ее сопровождения, чаще всего обусловлены неправильным представлением программистами всех аспектов функционирования системы в целом. Любые изменения, вносимые ими в систему, потенциально могут превратиться в каналы утечки информации. Для предотвращения такой ситуации каждое вносимое изменение должно сопровождаться тщательной проверкой всей системы.

Возникновение нарушений информационной безопасности на этапе эксплуатации системы.

Возникновение ошибок и сбоев, утечка информации и другие подобные явления в процессе функционирования системы в большинстве случаев происходят по причине воздействия на нее специально написанных вредоносных программ.

Классификация нарушений информационной безопасности по размещению в системе

Нарушения информационной безопасности классифицируют по их размещению в вычислительных сетях в зависимости от того, в каких компонентах системы они находятся (табл. 6).

Ошибки и каналы утечки в программном обеспечении

Компоненты программного обеспечения, вне зависимости от их конкретного предназначения, чрезвычайно сильно связаны и взаимозависимы.

Среди всего комплекса программного обеспечения в отдельную категорию выделяют операционную систему. В ней определена и реализована архитектура всей вычислительной системы. Наличие в ней ошибок, связанных с обеспечением безопасности, автоматически влечет серьезные последствия для всей вычислительной сети.

Таксономия нарушений информационной безопасности по размещению в вычислительных сетях

Онлайн библиотека litra.info

Непосредственно с операционной системой связано сервисное программное обеспечение, обеспечивающее поддержку различных аспектов функционирования системы. Кроме того, существует прикладное программное обеспечение, с которым непосредственно работают пользователи.

Системное программное обеспечение

Операционная система включают в себя функции управления процессами, устройствами, распределением памяти, файловой системой и т. д. Она обеспечивает инициализацию вычислительной системы при опасности.

Ошибки на этапе инициализации могут возникнуть в результате неправильного взаимодействия с аппаратурой. Например, если произошли изменения в составе аппаратных средств, или при наличии неправильных конфигурационных параметров. Такие ошибки приводят к неправильному назначению полномочий доступа процессов и пользователей к ресурсам системы.

Управление процессами и управление распределением памяти – это основные задачи операционной системы, и такие ошибки приводят к получению злоумышленником контроля над всей системой и свободному доступу к любой информации.

Управление устройствами определяет наличие комплекса программ ввода/вывода, обеспечивающих функционирование этих устройств параллельно и независимо от центрального процессора. Ошибки в таких программах приводят либо к отказам и сбоям в работе устройств, либо позволяют получить информацию, доступ к которой запрещен.

Файловая система использует значительное число функций операционной системы – управление процессами, устройствами, распределением памяти и т. д. Такие ошибки автоматически распростр


С овременные компании располагают значительными объемами информации. В сегодняшних реалиях она является основным ресурсом. Базы данных нуждаются в надежной охране от преступного использования, которое представляет собой серьезную угрозу для деятельности и существования компании. Поэтому так важно обеспечить защиту данных от несанкционированного доступа. Это комплекс мероприятий, направленных на контроль полномочий пользователей. В компании вводится ограничение использования сведений, которые не нужны сотрудникам для выполнения прямых обязанностей. Контролировать необходимо действия как с бумажными документами, так и со сведениями на электронных носителях информации.

Для того чтобы создать надежную систему защиты информации нужно определить возможные способы получения данных.

Способы доступа посторонних к сведениям

Несанкционированный доступ к информации (НСД) может быть получен разными способами. Прямое хищение документов или взлом операционных систем компьютеров составляют лишь малую часть возможных вариантов. Наиболее уязвимыми считаются электронные средства хранения информации, так как для них могут быть использованы удаленные методы управления и контроля.

Возможные варианты получения незаконного доступа:

  • подключение к системам связи (телефонные линии, интеркомы, проводные переговорные устройства);
  • хищение документации, в том числе ее копирование (тиражирование) с враждебными целями;
  • непосредственное использование компьютеров, внешних накопителей или иных устройств, содержащих информацию;
  • внедрение в операционную систему через Интернет, в том числе с использованием шпионских программ, вирусов и прочего вредоносного программного обеспечения;
  • использование сотрудников компании (инсайдеров) в качестве источников сведений.

Подключение к действующему каналу связи позволяет получать сведения косвенным способом, без непосредственного доступа к базам данных. Наиболее защищенными от вторжения извне считаются оптоволоконные линии, но и к ним можно присоединиться после некоторых подготовительных операций. Целью злоумышленников в этом случае становятся рабочие переговоры сотрудников – например, при проведении следственных мероприятий или при совершении финансовых операций.

Часто для получения нужных сведений злоумышленники используют сотрудников компаний. В ход идут разные способы убеждения и мотивации – от подкупа до более жестких методов (запугивание, шантаж). В группу риска входят сотрудники, у которых возник конфликт с коллегами или с администрацией компании. Эти работники могут иметь авторизованный доступ к информации, позволяющий им получать определенные сведения без ограничений. Аутентификация пользователей в данном случае не является эффективной мерой защиты, поскольку она способна отсечь только посторонних.

Еще одна внутренняя угроза – кража носителей с ценными сведениями, например, программным кодом, который является разработкой компании. На это способны только доверенные лица, имеющие доступ к конфиденциальным данным в физическом или электронном виде.

Параллельно с развитием средств защиты информации ведутся разработки новых методов НСД. Необходимо понимать, что изученные методы незаконного получения данных не считаются перспективными. Наибольшую опасность представляют новые и малоизученные способы доступа к ресурсам компании, против которых пока нет эффективных методик борьбы. Поэтому считать средства защиты от несанкционированного доступа излишней мерой не следует. Это не попытка перестраховаться, а следствие правильного понимания размеров угрозы.

Для чего предпринимаются попытки доступа к чужой информации

Основная цель несанкционированного доступа к информации – получение дохода от использования чужих данных.

Возможные способы использования полученных сведений:

  • перепродажа третьим лицам;
  • подделка или уничтожение (например, при получении доступа к базам должников, подследственных, разыскиваемых лиц и т. п.);
  • использование чужих технологий (промышленный шпионаж);
  • получение банковских реквизитов, финансовой документации для незаконных операций (например, обналичивания денег через чужой счет);
  • изменение данных с целью навредить имиджу компании (незаконная конкуренция).

Конфиденциальная информация представляет собой эквивалент денежных средств. При этом для самого владельца сведения могут ничего не значить. Однако ситуация постоянно меняется, и данные могут внезапно приобрести большое значение, и этот факт потребует их надежной защиты.

Методы защиты от несанкционированного доступа

Методы защиты компьютеров от несанкционированного доступа делятся на программно-аппаратные и технические. Первые отсекают неавторизованных пользователей, вторые предназначены для исключения физического проникновения посторонних людей в помещения компании.

Создавая систему защиты информации (СЗИ) в организации, следует учитывать, насколько велика ценность внутренних данных в глазах злоумышленников.

Для грамотной защиты от несанкционированного доступа важно сделать следующее:

  • отсортировать и разбить информацию на классы, определить уровни допуска к данным для пользователей;
  • оценить возможности передачи информации между пользователями (установить связь сотрудников друг с другом).

В результате этих мероприятий появляется определенная иерархия информации в компании. Это дает возможность разграничения доступа к сведениям для сотрудников в зависимости от рода их деятельности.

Аудит доступа к данным должен входить в функционал средств информационной безопасности. Помимо этого, программы, которые компания решила использовать, должны включать следующие опции:

  • аутентификация и идентификация при входе в систему;
  • контроль допуска к информации для пользователей разных уровней;
  • обнаружение и регистрация попыток НСД;
  • контроль работоспособности используемых систем защиты информации;
  • обеспечение безопасности во время профилактических или ремонтных работ.

Идентификация и аутентификация пользователей

Для выполнения этих процедур необходимы технические средства, с помощью которых производится двухступенчатое определение личности и подлинности полномочий пользователя. Необходимо учитывать, что в ходе идентификации необязательно устанавливается личность. Возможно принятие любого другого идентификатора, установленного службой безопасности.

После этого следует аутентификация – пользователь вводит пароль или подтверждает доступ к системе с помощью биометрических показателей (сетчатка глаза, отпечаток пальца, форма кисти и т. п.). Кроме этого, используют аутентификацию с помощью USB-токенов или смарт-карт. Этот вариант слабее, так как нет полной гарантии сохранности или подлинности таких элементов.

Протоколы секретности для бумажной документации

Несмотря на повсеместную цифровизацию, традиционные бумажные документы по-прежнему используются в организациях. Они содержат массу информации – бухгалтерские сведения, маркетинговую информацию, финансовые показатели и прочие критические данные. Заполучив эти документы, злоумышленник может проанализировать масштабы деятельности организации, узнать о направлениях финансовых потоков.

Для защиты документации, содержащей сведения критической важности, используются специальные протоколы секретности. Хранение, перемещение и копирование таких файлов производится по специальным правилам, исключающим возможность контакта с посторонними лицами.

Защита данных на ПК

Для защиты информации, хранящейся на жестких дисках компьютеров, используются многоступенчатые средства шифрования и авторизации. При загрузке операционной системы используется сложный пароль, который невозможно подобрать обычными методами. Возможность входа в систему пользователя со стороны исключается путем шифрования данных в BIOS и использования паролей для входа в разделы диска.

Для особо важных устройств следует использовать модуль доверенной загрузки. Это аппаратный контроллер, который устанавливается на материнскую плату компьютера. Он работает только с доверенными пользователями и блокирует устройство при попытках включения в отсутствие владельца.

Эти мероприятия обеспечивают защиту сведений и позволяют сохранить их в неприкосновенности.

Определение уровней защиты

С методической точки зрения процесс защиты информации можно разделить на четыре этапа:

  • предотвращение – профилактические меры, ограничение доступа посторонних лиц;
  • обнаружение – комплекс действий, предпринимаемых для выявления злоупотреблений;
  • ограничение – механизм снижения потерь, если предыдущие меры злоумышленникам удалось обойти;
  • восстановление – реконструкция информационных массивов, которая производится по одобренной и проверенной методике.

Каждый этап требует использования собственных средств защиты информации, проведения специальных мероприятий. Необходимо учитывать, что приведенное разделение условно. Одни и те же действия могут быть отнесены к разным уровням.

Не хватает ресурсов, чтобы заняться информационной безопаностью всерьез? Пригласите специалиста по ИБ-аутсорсингу! Узнать, как это работает.

Предотвращение сетевых атак

Компьютеры, подключенные к Интернету, постоянно подвергаются риску заражения вредоносным программным обеспечением. Существует масса ПО, предназначенного для отслеживания паролей, номеров банковских карт и прочих данных. Нередко вирусы содержатся в рассылках электронной почты, попадают в систему через сомнительные сетевые ресурсы или скачанные программы.

Для защиты системы от вредоносных программ, необходимо использовать антивирусные приложения, ограничить доступ в Сеть на определенные сайты. Если в организации параллельно используются локальные сети, следует устанавливать файрволы (межсетевые экраны).

Какие результаты должны быть достигнуты

Грамотное использование систем защиты информации позволяет добиться благоприятных результатов:

  • уменьшить риски утраты репутации и потери денежных средств;
  • исключить потери научных разработок, интеллектуальной собственности, личных данных;
  • снизить затраты на мероприятия по защите информации, исключению постороннего доступа к ценным сведениям.

Также служба ИБ должна настроить политики безопасности для всех подразделений и сотрудников, работающих с конфиденциальной информацией разного типа:

  • финансовая документация;
  • клиентские базы данных;
  • научные и технологические разработки, другая интеллектуальная собственность;
  • сведения, составляющие банковскую тайну;
  • персональная информация сотрудников или иных лиц.

Каждый сотрудник должен иметь возможность работать только с информацией, необходимой ему для выполнения трудовых обязанностей. Это исключает недобросовестное использование сведений, утечку или копирование данных с враждебными целями.

Несанкционированный доступ к информации возможен в любой системе – от небольших организаций до крупных государственных структур. Внимательное отношение к защите сведений, создание подразделений информационной безопасности позволяют минимизировать потери и предотвратить попытки хищения или копирования данных. Отдельное внимание следует уделять работе с авторизованными сотрудниками, имеющими доступ к критической информации. Меры защиты должны быть приняты заблаговременно, поскольку уступить инициативу – значит допустить потерю данных.

Читайте также: