Как называется орган в правовом государстве призванный охранять конституцию высший закон государства

Обновлено: 28.06.2024

1. Основным направлением работы исполнительных органов местного самоуправления является:
а) претворение в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан +
б) нормотворческая деятельность в объеме полномочий муниципального образования
в) контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц, местного самоуправления

2. Что принимает Совет Федерации, по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации:
а) приказы
б) постановления +
в) распоряжения

3. Конституция является:
а) основным законом государства +
б) правовой системой страны
в) сводом законов державы

4. Отличительной особенностью Конституции от остальных федеральных законов:
а) обязательность для всех граждан
б) высшая юридическая сила +
в) государственная обеспеченность

5. Демократический смысл Конституции России, наиболее полно выражен:
а) в провозглашении федеративного устройства государства
б) в закреплении основных обязанностей граждан
в) в закреплении принципа разделения властей +

6. Кто вправе изменять статус субъекта РФ:
а) по взаимному согласию РФ и субъекта РФ по Указу Президента РФ +
б) по распоряжению Правительства РФ
в) по решению Верховного суда РФ

7. Президент Российской Федерации является главой Российского государства, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +

8. Тот факт, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, означает что:
а) она закрепляет изменения, произошедшие в стране
б) ни один правовой акт не может ей противоречить +
в) вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции

9. Тот факт, что Конституция Российской Федерации является юридическим документом прямого действия, означает что:
а) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения
б) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина
в) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи +

10. Тот факт, Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, означает что:
а) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности +
б) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
в) церковь в РФ отделена от государства и системы образования

11. Какое из представленных ниже положений относится к основам конституционного строя России:
а) порядке заключения и содержании трудового договора
б) условиях и порядке ограничения дееспособности
в) единстве экономического пространства в РФ +

12. Прерогативой … является составление проекта государственного бюджета в России, согласно Конституции страны:
а) Федерального Собрания
б) Правительства РФ +
в) Президента РФ

13. Укажите нормативный акт:
а) Конституция +
б) указ президента
в) постановление правительства

14. Какое название носят нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления:
а) гражданское право
б) административное право +
в) уголовное право

15. Какое название носит противоправное поведение гражданина или предприятия:
а) правонарушение +
б) поступок
в) действие

16. Укажите число, месяц и год, когда была принята первая Конституция на территории России:
а) 7 октября 1977 г.
б) 27 декабря 1825 г.
в) 17 октября 1905 г. +

17. Непосредственное осуществление власти народом в России:
а) выборы и референдум +
б) создание политических партий
в) обращение в суд

18. Укажите орган законодательной власти в РФ:
а) Совет Безопасности
б) Совет Федерации +
в) Верховный Суд РФ

19. Из представленного ниже правовую связь государства с человеком определяет:
а) Конституция
б) закон
в) гражданство +

20. Какое название получили нормы, регулирующие главным образом сферу имущественных отношений:
а) уголовное право
б) гражданское право +
в) конституционное право

21. Против кого направлены проступки, нарушающие законодательство о труде и правила охраны труда:
а) против собственности
б) против общественного порядка
в) против личности +

22. Что из представленного ниже относится к гражданскому обществу:
а) служба судебных приставов
б) клуб по месту жительства +
в) служба занятости

23. Укажите верховного главнокомандующего вооруженных сил РФ:
а) Президент РФ +
б) глава Правительства
в) начальник генштаба

24. Не относится обязанностям граждан РФ:
а) соблюдение законов страны
б) ликвидация последствий аварий +
в) защита Родины

25. Исполнительная власть РФ:
а) Совет Безопасности
б) Совет Федерации
в) Министерство внутренних дел +

26. Личные права и свободы присущи любому человеку от рождения, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

27. Что защищают личные права и свободы:
а) социальные интересы граждан
б) политические интересы граждан
в) жизнь и свободу человека, его неприкосновенность и достоинство +

28. Конституция России по форме представляет:
а) свод правовых актов
б) основной закон государства +
в) федеративный договор

29. Политические права и свободы:
а) принадлежат гражданину государства +
б) принадлежат каждому человеку от рождения
в) принадлежат иностранцам и лицам без гражданства

30. Выход из гражданства Российской Федерации Не допускается выход из российского гражданства, если гражданин России:
а) имеет нетрудоспособного родителя
б) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения
в) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом +

Логотип

  • Вакансии
  • Нормативно-правовые акты
  • Квалификационные требования
  • Должностные инструкции
  • Условия и результаты конкурсов
  • Доход муниципальных служащих
  • Порядок поступления на муниципальную службу
  • График приема граждан
  • Регламент рассмотрения обращений
  • Работа с обращениями
  • Формы документов
  • Порядок рассмотрения обращений
  • Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
  • Интернет-приемная
  • Распоряжения 2021
  • Распоряжения 2020
  • Распоряжения 2015
  • Распоряжения 2014
  • Распоряжения 2013
  • Распоряжения 2012
  • Распоряжения 2011
  • Распоряжения 2010
  • Распоряжения 2009
  • Постановления 2021
  • Постановления 2020
  • Постановления 2019
  • Постановления 2018
  • Постановления 2017
  • Постановления 2016
  • Постановления 2015
  • Постановления 2014
  • Постановления 2013
  • Постановления 2012
  • Постановления 2011
  • Постановления 2010
  • Постановления 2009
  • Нормативные правовые и иные акты
  • Комиссия по противодействию коррупции
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические метариалы
  • Формы документов для заполнения
  • Сведения о доходах муниципальных служащих
  • Сообщить о факте коррупции

Вы здесь: Администрация Информация Значение Конституции РФ в жизни страны

Дополнительная информация

200x200

Значение Конституции РФ в жизни страны

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция - это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Конституция – это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Этот документ регулирует основные правоотношения между гражданами и своим государством. Принятая на всенародном референдуме, в самом общем виде, это – общественный договор, с которым согласились стороны властеотношений : Государство и Народ (Граждане)[1].

По действующей российской Конституции обязанностей Народа (Граждан) немного:

- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

- нести военную службу в соответствии с федеральным законом (ч.2 ст. 59).

Обязанностей Государства значительно больше:

- признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2);

- гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 17);

- направлять политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7);

- охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.3 ст.7) и др.

- определяет приоритетность прав Гражданина: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18);

- устанавливает запрет на их умаление: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.55);

- устанавливает запрет на ограничение особо значимых личных прав Гражданина даже в период чрезвычайного положения (ч.3 ст. 56);

- устанавливает запрет на изменение основ правового статуса личности в Российской Федерации иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией (ст.64).

Односторонний отказ Государства от своих конституционных обязательств

Универсальные Законы Паркинсона гласят, что:

- чиновник множит подчиненных, но не соперников;

- чиновники работают друг для друга;

- сколько бы денег у государства ни было, их всегда понадобится растратить[2].

Практика подтверждает выводы ученого: любая бюрократия склонна сократить свои обязанности за счет прав граждан. Любое государство в отсутствии гражданского общества как газ заполняет собой все свободное пространство.

Российская Федерация не стала исключением: в условиях слабого народного контроля Государство[3] неоднократно сокращало свои обязательства в ущерб правам всего Народа и его отдельных Граждан.

В некоторых случаях это происходило на уровне федеральных законов.

Самые известные примеры – это:

- монетизация льгот, при помощи которой Государство сократило натуральные социальные обязательства перед Гражданами [4];

- увеличение пенсионного возраста Граждан, которое сэкономило средства Пенсионного Фонда России[5].

В некоторых случаях это происходило путем внесения точечных поправок в Конституцию РФ:

- в 2008 г. Государство решило реже встречаться с Народом на выборах Президента и Государственной Думы и увеличило сроки полномочий этих органов власти (на 2 года и 1 год соответственно)[6];

- в 2014 г. Государство решило изменить в свою пользу практику разрешения налоговых споров и сократило число высших судов за счет ВАС РФ[7].

Анализ основных поправок в Основной закон говорит о том, что они продиктованы жизненными интересами чиновников Государства, не справившимся со своими конституционными обязанностями.

О чем говорят поправки в Конституцию

Эта архаика вносит неопределенность (какому именно Богу, какому именно государству, в какой именно период) и очевидно не учитывает интересы граждан – атеистов, унижает граждан, репрессированных советским государством, оскорбляет память россиян, угнетенных царским режимом, потомков крепостных и рабов, подданных, плативших дань Орде.

Выделение русского народа в качестве государствообразующего (ст. 68) умаляет достоинство других равноправных народов Российской Федерации и не способствует крепости союза этих народов.

Действующее российское Государство признало, что не в состоянии исполнять подписанные международные договоры и собирается впредь нарушать международное право, если оно будет противоречить его, Государства, интересам. Нетрудно заметить, что редакция новой ст. 79 противоречит положениям сохраняющей силу ч.4 ст. 15 Конституции РФ.

Исключение по числу предельных сроков занятия одним лицом должности Президента РФ (п.3.1 ст. 81) применимо только для двух физических лиц. Оно нарушает принцип всеобщности и равенства прав граждан, сменяемость власти и покушается на республиканский способ правления, как таковой, фактически наделяя действующего президента пожизненными властными полномочиями.

Расширение полномочий Президента РФ по формированию Правительства, Совета Федерации и наделение его правом лишать полномочий судей (в том числе — высших судебных инстанций) и прокуроров (ст.83) покушаются не только на конституционный принцип разделения всех ветвей власти, принцип независимости судебной власти, но и на квалификацию российского государства как правового (ст.1, 10, 11 Конституции РФ).

Эти поправки (в совокупности с новым правилом о неприкосновенности бывшего президента, ст.92.1) наглядно иллюстрируют, чьи именно жизненные интересы они реализуют.

Государство признало свою неспособность взаимодействовать с гражданским обществом и уважать местную инициативу Граждан. Включение органов местного самоуправления в систему государственной власти лишает их самостоятельности (ч.3ст.132). Это противоречит ст. 12 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления (муниципальная власть) не входит в систему органов государственной власти[10] .

Конституционные поправки учитывают интересы Государства, при этом не добавляют прав Гражданам.

Так, гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (ч.5 ст. 75) и индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (ч.6 ст. 75) повторяют нормы соответствующих федеральных законов. Кроме того, реальное исполнение этих гарантий зависит от воли самого Государства (установление МРОТ и индексация пенсий находится в компетенции Правительства РФ), что превращает их в пустую декларацию.

Ответ очевиден: для получения согласия Народа (Граждан) с новыми правилами общественного договора. Но имитационность этого акта подтверждается несколькими обстоятельствами:

- не установлен порог явки и в случае, когда проголосует всего 1 Гражданин, голосование будет признано состоявшимся;

- за несколько десятков поправок голосование идет как за одну, что затрудняет волеизъявление Граждан в случае различного их отношения к отдельным поправкам;

- неприменение к этой процедуре общих правил, предусмотренных законодательством о выборах или референдуме;

- проведение голосования в период непрекратившейся пандемии коронавируса негативно влияет на явку избирателей и качество наблюдения за чистотой голосования и подсчета голосов Граждан;

К чему могут привести изменения властеотношений

Такое фактически одностороннее изменение общественного договора, совершенное Государством на крайне невыгодных для Народа (Граждан) условиях, под влиянием обмана и неблагоприятных обстоятельств (эпидемия, административный ресурс), похоже на кабальную сделку. Ст. 179 ГК РФ относит такие сделки к оспоримым, но сами поправки (ст. 79) в принципе закрывают дверь для их эффективного оспаривания в международных судах.

Естественный способ защиты нарушенного договорного права – это соразмерное сокращение своих договорных обязанностей. Гражданское право учит, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст.14 ГК РФ).

Уровень нарушения прав Граждан будет виден со временем, но уже сейчас понятно, что Государство фактически отказалось от ряда свих обязательств перед Гражданами.

В период пандемии коронавируса Государство не помогло своим налогоплательщикам:

- обязало предпринимателей оплачивать сотрудникам заработную плату в период объявленных Государством нерабочих дней за свой счет;

- не отменило, но только отсрочило налоговое бремя.

При этом Государство не проявило солидарности с Народом:

- наблюдая сокращение зарплат в бизнесе, не сократило высокие зарплаты своих чиновников;

- констатируя сокращение доходов Граждан, не компенсировало их из бюджета, не сократило текущие бюджетные траты;

- тестировало, лечило, и снабжало СИЗ своих чиновников за государственный счет, при этом не выдавало Гражданам СИЗ бесплатно за счет бюджета.

Если верно предположение, что конституционные поправки оформляют изменение курса Государства с демократического на авторитарный (самоизоляцию, огосударствление и милитаризацию экономики), то естественным итогом следования этим курсом будут властеотношения и экономики, аналогичные современным деспотиям (Венесуэла, Иран или Северная Корея).

Такие перспективы убийственны для российского частного бизнеса и налогоплательщиков – физических лиц, которые рискуют не только имуществом, но личной свободой и правом на существование. В такой ситуации каждый налогоплательщик будет определять свой способ самозащиты прав в общественном договоре с Государством: ограничение или прекращение коммерческой деятельности, налоговая оптимизация или минимизация налоговых платежей, перенос места ведения бизнеса и самой жизни за пределы юрисдикции Государства или что-то еще.

[2] См. Паркинсон С.Н. Полный свод Законов Паркинсона и мисс Паркинсон. – М. - : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 79, 109.

[3] Здесь и далее под Государством понимается не институт публичной власти, а совокупность чиновников, занимающих ключевые государственные посты и получающие оплату из бюджета РФ (СРФ).

[4] См. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

[6] См. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы".

[7] См. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

[8] См. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".

[9] Такой комментарий этим поправкам дал президент РФ В.В. Путин.

[10] Что соответствует общепризнанным нормам международного права, в частности - ч.2 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления.

[11] См. Паркинсон С.Н. Указ. Соч. С. 153.

Специалист в области процессуального права

Заключение контрактов с иностранными контрагентами

Заключение контрактов с иностранными контрагентами

Гражданское право: основные проблемы

Гражданское право: основные проблемы

Комментарии (51)

Михаил Еременко Санкт-Петербург Начальник управления юридического сопровождения строительства, ООО "Международный аэропорт "Симферополь"

прочитал статью. это точно писал уважаемый всеми юрист? он не находился под воздействием чегонибудьнезаконного?
конституция это договор между народом и государством. простите, что? это кто это - "государство"? а я, по наивности, думал это некое соглашение членов определенного сообщества, определяющих для себя порядок времяпрепровождения на определенной территории.
обязанности гражданина - ну это само собой разумеющееся, поскольку члены сообщества определяют ВЗАИМНЫЕ права для нормального сосуществования.
обязанности государства. чьи. это автор отделяет государство от его граждан? по дальнейшему смыслу, так оно и есть. т.е. автор отделил аппарат управления от коллектива.
может, следовало начать с того, как же родилось забавное существо - государство? может, автору стоит себе напомнить историю 5-6 класса, где сказано, что государство - это органы, состоящие из членов того же сообщества, т.е. группа граждан, уполномоченных на обеспечение исполнения всеми членами сообщества того самого соглашения - конституции. думаю, обязанности государства, в понимании автора, сразу трансформируются во взаимные обязанности членов сообщества.

прочитал комментарии: кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку.

1. Ваши подозрения, основанные на плохо скрываемой зависти, беспочвенны: у меня нет диплома уважаемого всеми юриста, я не принимаю наркотики и лично не знаком с уважаемыми читателями, которым понравилась моя статья.
2. По тексту Конституции РФ государство и его граждане - это разные субъекты права и их интересы могут не совпадать (граждане могут даже протестовать и судиться с государством).
3. Возможно, в 5-6 классе школьникам не объясняют, кто такие чиновники. Это люди, наделенные властными полномочиями и получающими зарплату за счет налогов граждан. В конституции определены основные обязанности чиновников.
4. Рекомендую отойти от школьного курса и прочесть что-нибудь взрослое на эту тему (например, см. ссылку №2 к статье). Тогда можно будет обсудить статью по существу.

Только и Вы, уважаемый Александр, оставьте нам какие -то Ваши координаты: мы же все в России де-юро- общность, соборность, Пусть мы и будем соборо и здесь: чтобы у всех таких ,как Вы, были обязательно на этом именно ресурсе правовом прямые контакты для связи с Вами в реальном мире или обмене мыслями или программами по реформированию каких-то сфер практической деятельности в России

Речь, конечно не о государстве и обществе. Речь идет о новом тренде в России - тренде старческого маразма. Им пропитано все в этой особой стране. Отовсюду тянет запахом нафталина и дедушкиных трусов. Вся наша политическая система- это взгляд на реальную действительность с точки зрения синильной деменции. И надо сказать, что это заболевание долго развивается, проявляется в самых неприятных и несуразных вещах, а потом, безусловно, заканчивается смертью.

спасибо за крик души! я вообще пребываю в состоянии перманентного офигевания от происходящего. очень четко и профессионально изложено.

Извиняйте, там ещё куча обязанностей у государства, они исходят из раздела 2 Конституции. Если вчитаетесь, то государство ещё и обязано создавать рабочие места.

Опус не очень знакомого с жизнью российского общества писаки. Либо это заказная статья от англосаксов. Многочисленные ссылки не увеличивают полезность сего сочинения, наоборот, вырванные из контекста, призваны нанести удар именно по российскому народу. Вы, господин, соврамши, с чем Вас и поздравляю.
Фагот.

Вы сомневаетесь в моих знаниях по этим предметам ? Зря. Просто моя картина мира не совпадает с Вашей. И это не значит, что Вы имеете право меня таким образом поддевать.

Кину 5 копеек. Голосование нужно для определения - есть ли запас административного ресурса над несогласными, или к думским выборам нужно придумывать замену "едру". Иначе в нижней палате может появиться (при правильном подсчете/пересчете голосов с наблюдателями) несогласное большинство.
Именно поэтому бюджетников так активно заставляют прикрепиться к нужному участку (для удобства счета, а также для выявления процента несогласных в "системе"). Т.е. честный подсчет голосов обязательно будет, но "для себя". А так-то протоколы, скорее всего, уже подписаны с нужным процентом и готовы к ночной замене.

Зачем тогда бюджетников палками на участки загонять? Ведь это репрезентативность запаса ресурса нарушит.

Каким образом?
1. "загоняют" на определенные участки, т.е., например, до 11.06 нужно было прикрепиться к заранее определенному участку, чтобы потом 01.07 на нем проголосовать.
2. убивается 2 зайца: определяется "репрезентативность запаса ресурса"; процент несогласных в этой выборке.

Затем можно, например, под лозунгом сокращения армии чиновников убрать этих несогласных из системы.

Вот о поправке, об обнулении сроков, ни по ТВ, ни у Вас, ни слова!
Власть в руках это – не подарок, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а место работы на определённый Конституцией срок. При чём, его уже один раз меняли в угоду действующему Президенту, вместо 4 годков переделали на 6 лет! Забыли?

Юрий Яценко, Нижегородская обл.
пенсионер, со стажем работы 50 лет, и с двумя высшими образованиями,
и пенсией в 12,2 тыс. рублей!


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Читайте также: