Как называется национальный проект направленный на обеспечение глобальной

Обновлено: 07.07.2024

Что такое национальные проекты? Как ни странно у этого явления объявленного в 2018 году нет четкого определения и уникальности. Это инструмент фокусировки работы государства и о них следует поговорить подробнее.

Определение можно взять из речи Президента

Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России

Так что же такое национальные проекты? Чем они отличаются от государственных программ? Чем они отличаются от федеральных целевых программ? И, наконец, чем они отличаются от приоритетных национальных проектов 13летней давности?

Начнём с понятного.

Федеральные целевые программы

С 2001 года в России началась реформа бюджетной сферы. В федеральном бюджете, который ранее распределялся, по функциям и направлениям деятельности органов власти, появились так называемые "федеральные целевые программы" (далее - ФЦП), выделенные направления работы под особым контролем Правительства РФ и имеющих форму долгосрочных, от 4 лет и более планов. ФЦП курировались отвечающими за них Министрам. В 2006 году таких программ было 51 без учёта подпрограмм которых, также, было немало. Бюджет ФЦП был относительно невелик.

Например, ФЦП "Электронная Россия" в общей сложности составил 20,36 миллиардов рублей за период с 2002 по 2010 годы. Это сравнительно немного и эта ФЦП охватывала только создание информационных систем органов власти, не затрагивая экономику в целом. Другие ФЦП, были, в основном больше, многие охватывали субъекты федерации и были предметом кооперации нескольких органов власти. Для отдельных ФЦП создавали специальные сайты информирования и взаимодействия участников.

Развитием ФЦП стало появление в 2013 году государственных программ. Государственные программы - это итог долгих обсуждений о необходимости перехода на программно-целевое бюджетное финансирование. Переводя на русский язык с бюрократического - это когда Вы можете проследить на что конкретно идут госрасходы. В бюджетном послании Президента РФ в 2013 году упоминался переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования.

Государственные программы

Что такое госпрограмма? — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

На портале раскрытия госпрограмм Что такое госпрограмма?

С одной стороны по государственным программам стало меньше информации, поскольку отдельные сайты раскрытия по ним не были предусмотрены, с другой стороны на портале госпрограмм стали появляться сведения о ходе исполнения, показателям, а сами показатели были связаны с запланированными мероприятиями. Разработка госпрограмм была строго регламентирована, а сам бюджет можно было, наконец-то увидеть в разрезе изменений (по планируемым показателям) в разрезе госпрограмм. Иначе говоря можно было бы замерить и сопоставить расходы и результаты.

firefox_fb5JwvCsjn

А также наблюдать за ходом реализации. Не то чтобы механизм мониторинга хорошо, при этом, работал. Например по многим госпрограммам ведомства отчитываются с большим запозданием или совсем забывают это делать. Так, по подпрограмме "Наследие" мероприятия не обновлялись с 4-го квартала 2017 года

По хорошему, такого не должно было бы быть, но поскольку отчётность и получение средств органами власти не связаны, и, похоже, наказания за нераскрытие информации не предусмотрено, то мы имеем ту картину которую имеем.

Впервые приоритетные национальные проекты (далее - ПНП) как явление были обозначены в начале 2006 года. В отличие от ФЦП которые уже существовали в то время, ПНП не были закодированы в бюджетную роспись, у них даже отсутствовали обосновывающие документы, концепции и так далее - это была модель целевой фокусировки усилий государства в 4-х сферах: Жильё, Здоровье, Образование и Развитие АПК. Частично они пересекались с ФЦП и ряд ФЦП были переведены под нац проекты, частично они были в непрограммных и иных расходах. Под Национальные проекты был создан совет при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

5 сентября 2005 года Президент собрал вместе Правительство, парламент и руководителей регионов.

«Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.

Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.

firefox_2019-07-15_15-04-52

Фактически приоритетные национальные проекты продлились до конца 2008 года. Именно тогда перестали обновляться большая часть разделов сайта rost.ru связанных с документами и нормативно-правовыми актами, а дальнейшие обновления были, по большей части, перепечаткой новостей из СМИ.
Например последний документ по ПНП "Здоровье" был опубликован в декабре 2008 года.

В общей сложности приоритетные национальные проекты просуществовали чуть меньше/чуть больше 3 лет и, в отличие от ФЦП, быстро исчезли из сети, медиа и общеполитической повестки.

2018 год, год нового срока Президента РФ, год новых майских указов, год новых национальных проектов. Чем они отличаются от проектов 2006 года?

firefox_S8BaPhpSWa

Важное отличие нац. проектов 2018 года - это медийность. Специальный новостной портал "Будущее России" ведётся ТАСС это именно новостной портал с некоторыми вкраплениями контекста нац. проектов и субъектов федерации.

firefox_OGMYetNVg6

В отличие от портала rost.ru с приоритетными национальными проектами, здесь отсутствует публикация нормативных документов и вообще чего-либо кроме новостей. Для этой цели используется раздел "Национальные проекты" на сайте Правительства РФ.

Однако можно говорить что у национальных проектов 2008 гола нет единого сайта раскрытия информации. При этом важное изменение нац. проектов от их варианта 2006 года это их погруженность в бюджетный процесс и бюджетную роспись. Если приоритетные нац. проекты в 2006 году не были описаны в бюджетной росписи, то нац. проекты 2018 года прописаны там явно. Они размазаны по госпрограммам и используют дополнительную систему кодирования в кодах бюджетной классификации.

Почему это важно? Наличие, нац. проектов в бюджетной росписи необходимо для возможности переброски средств между ними. Сейчас Правительство РФ имеет право это делать без принятия поправок в закон о бюджете, а то есть без согласования с федеральным собранием.

И, наконец, возможно важнейшее отличие. Национальные проекты построены вокруг центров компетенций и иных вовлеченных организаций. Эти организации получают бюджетные средства напрямую, через субсиии и через контракты с единственным исполнителем.

Возможно так было и в 2006-2008 годах, но восстановить цепочку контрагентов тех лет ещё сложнее, финансовая система гос-ва стала прозрачнее за эти годы.

Честно говоря я до конца не знаю как описать текущую ситуацию. Национальные проекты выглядят так словно они запускаются с колёс, без подготовки что в 2006 году что сейчас. При этом уровень прозрачности, мониторинга, доступность информации о ходе реализации рудиментируется до медийных порталов. И все это не на 2.5 года как в 2006 году, а на 6 лет до 2024 года.

В дополнение небольшая таблица сравнения ФЦП, ПНП, госпрограмм и нац. проектов.

Приложение 1. Сравнение ФЦП, приоритеных национальных проектов, госпрограмм и национальных проектов

Федеральная целевая программа Приоритетный национальный проект Госпрограмма Национальный проект
Год утверждения 2001 2005 2013 2018
Раскрытие информации
Есть портал раскрытия Да Был Да Частично
Портал раскрытия информации http://fcp.economy.gov.ru http://rost.ru http://programs.gov.ru http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/
Есть отдельные сайты Да Нет Нет Нет
Есть концепция Да Нет Нет Нет
Доступны паспорта Да Да Да Да
Есть перечень ответственных лиц Нет Нет Нет Да
Есть перечень участвующих органов власти Да Частично Да Нет
Есть сведения о показателях Да Да Да Да
Есть сведения о показателях в разрезе субъектов РФ Нет Нет Да Нет
Есть перечень мероприятий Да Частично Да Да
Есть перечень объектов инвестиций Да Частично Частично Нет
Есть сведения о мерах правового регулирования Нет Нет Да Нет
Есть сведения о планируемых расходах по ГРБС Да Нет Да Нет
Есть сведения о планируемых расходах по подуровням Да Нет Да Нет
Есть сведения по кассовому исполнению? Да Нет Да Нет
Есть сведения по ходу реализации? Частично Нет Да Нет
Есть общедоступная система мониторинга Да, портал раскрытия Нет Да, портал раскрытия Нет
Есть портал медиасопровождения Нет Нет Нет https://futurerussia.gov.ru/
Структура
Есть подпроекты/подпрограммы? Подпрограмма - Подпрограмма Федеральный проект
Уровень управления Орган власти/Министр - Орган власти/Министр Вице-премьер
Показатели связаны с мероприятиями Нет Нет Да Нет
Управление бюджетом
Присутствует в бюджетной росписи Да Нет Да Да
Присутствует в отчётах об исполнении бюджета Да Нет Да Да
Присутствует на портале ЕПБС - - Да Нет
Бюджет утверждается Федеральное собрание Федеральное собрание Федеральное собрание Федеральное собрание
Бюджет перераспределяется Федеральное собрание Федеральное собрание Федеральное собрание Правительство РФ

Subscribe to Ivan Begtin blog

Get the latest posts delivered right to your inbox

Ivan Begtin

Ivan Begtin

I am focused on Open Data, Procurement, e-Government, Open Government, Data, Public Budgets, Privacy and other tech, data and government stuff


ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории нацпроектов в РФ.

Начало реализации нацпроектов

С начала 2000-х годов в России разрабатывали различные концепции и программы стратегического развития страны. Первым инструментом комплексного решения целевых задач стали федеральные целевые программы (ФЦП), их начали принимать с 2002 года.

5 сентября 2005 года Путин на расширенном совещании с членами правительства, руководством Федерального собрания РФ и членами президиума Госсовета объявил о начале реализации в РФ приоритетных национальных проектов. Цель этих программ заключалась в концентрации бюджетных и административных ресурсов по главным направлениям социально-экономического развития РФ, что должно было привести к повышению качества жизни граждан России.

21 октября 2005 года для разработки мер, направленных на реализацию нацпроектов, при главе государства был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов (в 2006-2010 годы и в 2012-2016 годы - Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2010-2012 годы - Комиссия при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2016-2018 годы - Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам).

С 1 января 2006 года в России началась реализация четырех нацпроектов: "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование" и "Развитие агропромышленного комплекса (АПК)".

Нацпроект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

Целью национального приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" было заявлено формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания российских граждан. Сроки реализации - 2006-2010 гг. Одной из поставленных задач был рост ежегодного объема жилищного строительства в РФ к 2010 г. до 80 млн кв. м. Однако этого показателя достичь в оговоренные сроки не удалось: в 2008 г. объем жилищного строительства, по данным Росстата, составил 64,1 млн кв. м, в 2010 г. - 58,4 млн кв. м. Показатель в 80 млн кв. м в год был достигнут только по итогам 2014 г. В рамках реализации нацпроекта было также запланировано увеличение объемов выдаваемых ипотечных кредитов с 20 до 415 млрд руб. в год. В 2010 г., по данным Банка России, в стране было выдано ипотечных кредитов на сумму 380,1 млрд руб., в 2011 г. - 716,9 млрд руб.

Нацпроект "Развитие АПК"

Задачей нацпроекта "Развитие АПК" было объявлено увеличение производства сельскохозяйственной продукции в России и улучшение социально-экономического положения сельского населения. Нацпроект включал в себя три направления: "ускоренное развитие животноводства" (основная цель - сделать доступными кредиты как для крупных, так и для мелких фермерских хозяйств); "стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе". В ходе его реализации предполагалось увеличение производства мяса на 7%, молока - на 4,5%. Также на 6% должен был вырасти объем продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Планировалось построить 1 млн 392,9 тыс. кв. м жилья и улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. Объем финансирования проекта в 2006-2007 гг. составил 34,9 млрд руб. По данным Минсельхоза, по итогам 2007 г. контрольные целевые показатели по всем трем направлениям нацпроекта оказались выполненными. В 2008 г. нацпроект был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.

Нацпроект "Здоровье"

Проект "Здоровье" предусматривал повышение доступности и качества медицинской помощи, подготовку медицинских специалистов, обеспечение дополнительных выплат врачам и медперсоналу, строительство центров высоких медицинских технологий и др. В 2006 г. на осуществление этих целей из бюджета было выделено 62,6 млрд руб. Всего в 2006-2010 гг. в рамках реализации нацпроекта "Здоровье" было потрачено 607 млрд руб. С 2006 г. участковым врачам и медсестрам к основной зарплате осуществлялись дополнительные выплаты в размере 10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. в месяц соответственно. Работники скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов также получили прибавку: для врачей она составляла 5 тыс. руб., фельдшеров - 3,5 тыс., медсестер - 2,5 тыс. руб. В 2006-2010 гг. в России, по словам вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, в рамках нацпроекта более 10 тыс. клинических учреждений были оснащены современным диагностическим оборудованием, обновлено около 70% парка автомобилей скорой помощи. 20 марта 2006 г. постановлением правительства был определен перечень из 15 федеральных центров высоких медицинских технологий (14 в регионах и один в Москве), которые планировалось построить. В ходе реализации нацпроекта "Здоровье" было завершено строительство 13 федеральных медцентров. В рамках нацпроекта с 1 января 2006 г. начала действовать программа "Родовой сертификат". Она позволяет каждой беременной женщине самостоятельно выбрать родильный дом, а также получить диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.

Нацпроект "Образование"

В рамках национального проекта "Образование" осуществлялась поддержка лучших учебных заведений, внедрение современных образовательных технологий, стимулирование вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, обеспечение всех российских школ интернетом. В 2006-2010 гг. общий объем финансирования нацпроекта "Образование" составил 280 млрд руб. Государственную поддержку получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб. каждая) и 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.). Семнадцати лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд руб. Более пяти тысяч победителей различных олимпиад и конкурсов получили премии для поддержки талантливой молодежи по 60 и 30 тыс. руб. Программа подключения российских школ к интернету была завершена досрочно в 2008 г. В Южном и Сибирском (в Ростове- на-Дону и Красноярске) федеральных округах в 2006 г. были созданы федеральные университеты (еще восемь федеральный университетов сформированы в 2010-2014 гг.). Решением Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 19 января 2010 г. нацпроект "Образование" стал одним из инструментов реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Продление сроков реализации нацпроектов, госпрограммы

29 июля 2010 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством главы государства Дмитрия Медведева были утверждены основные параметры нацпроектов на период с 2011 по 2013 г. Всего на реализацию трех проектов ("Здоровье", "Образование", "Доступное жилье") было запланировано выделить 1 трлн 392 млрд руб., в том числе около 798 млрд руб. из федерального бюджета.

В частности, в рамках проекта "Здоровье" было запланировано достичь увеличения продолжительности жизни на 2,3 года до 71,3 лет (фактически этот показатель был достигнут в 2015 г.). Нацпроект "Образование" предполагал в 2011-2013 гг. финансирование программы развития ведущих российских университетов на сумму в 41 млрд руб., ежегодную поддержку не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления, дополнительное обучение более 17 тыс. школьных педагогов и др.

В 2010 г. правительство утвердило новые документы государственного стратегического планирования - государственные программы ("Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", "Доступная среда на 2011-2020 гг." и др.). В по состоянию на конец 2018 г. в России действовали 43 госпрограммы.

Майские указы 2012 года

7 мая 2012 г., в день своей инаугурации, президент РФ Владимир Путин подписал 11 так называемых майских указов, в которых были обозначены основные направления социально- экономического развития страны до 2020 г. Документы затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооруженных сил РФ.

В пакете законов, подписанных президентом, был определен ряд социально-экономических показателей, которые должны быть достигнуты до 2018 или 2020 г. в рамках исполнения майских указов. Среди них рост в 1,5 раза реальной зарплаты и производительности труда; создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, где зарплата выше средней по отрасли; переоснащение армии новейшими видами вооружений на 70%; достижение 20 места в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса; рост ожидаемой продолжительности жизни в стране к тому же сроку до 74 лет; увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 27% валового внутреннего продукта (ВВП); рост продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.; увеличение доли публикаций российских ученых в иностранных научных изданиях до 2,44%.

По итогам 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,84 года (оценка Росстата, в 2012 г. - 70,5 лет, целевой показатель в 2018 г. - 74 года).

Продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 2017 г. достигла 21,7% (цель в 2018 г. - 30%).

Численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 г. составляла 17,6 млн при целевом показателе 25 млн к 2020 г.

Уровень современных образцов вооружений и техники в российской армии в 2017 г., по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012 г. (тогда показатель составлял 16%). - Всего в 2012-2017 гг. в войска поступили более 58 тыс. единиц и различных комплексов.

Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 г. до 2,45% в 2016 г., превысив плановый показатель в 2,44%.

В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, опубликованном в мае 2018 г., Россия заняла 31-е место (в 2012 г. - 120, целевой показатель в 2018 г. - 20-е место).

Приоритетные проекты 2016-2018 гг.

30 июня 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этим же решением были упразднены два других консультативных органа, действовавших при главе государства: советы по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также по жилищной политике и повышению доступности жилья. Совет был создан для подготовки предложений главе государства по разработке и реализации основных направлений стратегического развития страны, определения ключевых параметров наиболее важных государственных проектов и программ.

13 июля 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г.: здравоохранение; образование; ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология. Тогда же было принято решение о формировании к 1 декабря 2016 г. "пилотного портфеля" приоритетных проектов для их реализации.

15 октября 2016 г. в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата правительства РФ.

В 2016-2018 г. были утверждены паспорта 29 приоритетных проектов (например, "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", "Формирование здорового образа жизни" и др.). С 2018 г. также ряд государственных программ бы переведен на проектное управление. В 2017 г. в федеральном бюджете на реализацию приоритетных проектов было выделено в общей сложности порядка 177 млрд руб., в 2018 г. - 168 млрд руб.

Национальные проекты, госпрограммы, национальные цели. Как они скоординированы

Помимо национальных целей и целей национальных проектов имеются иные цели и задачи государственной политики — в сфере безопасности, международной деятельности, повышения качества государственного управления и тому подобного. Они не обозначены в указе, но это не исключает необходимости работы по их достижению.

Все приведенные цели и задачи нашли свое отражение в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года (ОНДП) — ключевом документе стратегического планирования правительства страны, в котором оно определяет механизмы, меры и действия по реализации своих полномочий. Деятельность федеральных государственных органов по реализации ОНДП структурирована в виде государственных программ.

Вместе с тем достижение поставленных национальных целей вообще не может быть следствием только реализации национальных проектов и в целом проектной составляющей государственных программ. Не стоит забывать и о текущей деятельности государственных органов. Например, обеспечение оказания услуг учреждениями, осуществление контрольно-надзорной и нормотворческой деятельности, исполнение социальных гарантий и тому подобное.

Такие процессные мероприятия прежде всего направлены на поддержание текущего и достигнутого ранее состояния. Кроме того, с процессными мероприятиями связано достижение иных целей государственной политики. На федеральном уровне для четкого обособления процессной составляющей государственных программ в настоящее время используется инструмент ведомственных целевых программ.

Таким образом, мероприятия государственных программ (как процессные, так и проектные) являются инструментом достижения национальных целей. Остановимся на проектных мероприятиях.

Первое — огромная часть мероприятий и соответствующих расходов, не менее важных, но не являющихся прорывными, не могла погрузиться в национальные проекты. Тогда она выпадала из системы программно-целевого планирования.

Таким образом, нарушился бы отраслевой принцип программно-целевого планирования. Кроме того, гораздо меньший объем бюджетных ассигнований оказался бы охвачен показателями, характеризующими цели и результаты их использования.

таблица 0.jpg

Также следует обратить внимание на новацию, предусмотренную в бюджетном законодательстве на федеральном уровне при реализации национальных проектов. При исполнении федерального бюджета в 2019–2024 годах предусмотрено дополнительное основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Это касается как перераспределения бюджетных ассигнований внутри проектов, так и переноса средств с непроектной составляющей на национальные проекты. Благодаря этому повысилась оперативность принятия управленческих решений в условиях изменяющихся обстоятельств.

Непосредственно федеральными органами исполнительной власти, без привлечения иных публично-правовых образований и организаций, осуществляется не более 20% расходов на национальные проекты. Остальные 80% приходятся на межбюджетные трансферты, субсидии государственным учреждениям, субсидии юридическим лицам — все те траты, которые передаются на иные уровни управления.

При этом возможны различные варианты передачи средств на другие уровни. Так, это могут быть межбюджетные трансферты субъекту РФ , который, в свою очередь, может сам реализовывать расходные обязательства, отдавать субсидии выбранной организации либо передавать межбюджетные трансферты муниципальным образованиям (рисунок 2). Длина такой цепочки различна, она соответствует маршруту реализации конкретных мероприятий национальных проектов.

таблица.jpg

Важно учитывать, что от длины цепочки и от скорости взаимодействия и скоординированности всех уровней управления зависит своевременная реализация национальных проектов. Что касается финансового обеспечения, то сейчас идет работа над внесением изменений в нормативные правовые акты, которые бы сократили сроки взаимодействия при передаче бюджетных ассигнований.

В заключение хотелось бы обратить внимание на вопросы классификации расходов на реализацию национальных проектов (подробнее смотрите в таблице).

таблица 2.jpg

Этот подход является обязательным и в отношении бюджетных ассигнований субъектов РФ на реализацию региональных проектов, направленных на достижение результатов соответствующих федеральных проектов. Соблюсти его важно для того, чтобы обеспечить прослеживаемость расходов на реализацию национальных проектов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации . При этом данное требование не зависит от того, предоставляются ли для реализации соответствующего регионального проекта или его части межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Особенности применения бюджетной классификации в части бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов установлены и в отношении направлений расходов (рисунок 3). Каждому результату федерального проекта присваивается свой уникальный код направления расходов. Это обеспечивает однозначность увязки объемов бюджетных ассигнований с теми результатами и их количественными характеристиками, на достижение которых такие бюджетные ассигнования направлены (количество закупаемых передвижных медицинских комплексов, возводимых школ и тому подобное).

таблица 3.jpg

На уровне бюджетов субъектов РФ код направления расходов сохраняется, если регионы получают из федерального бюджета межбюджетные трансферты по соответствующему направлению расходов. Стоит отметить, что сохраняется возможность детализации на уровне последнего разряда.

Дополнительно хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Регионам и муниципалитетам необходимо закончить перекодировку в соответствии с вышеописанными требованиями. В противном случае часть объемов бюджетных ассигнований просто выпадает из общего мониторинга. Это приведет к искажению информации о плановых и фактических объемах расходов региональных и местных бюджетов на реализацию национальных проектов, объемах заключенных контрактов и тому подобным проблемам.

Глобальные, региональные и национальные проекты


В рамках обсуждений, на форуме периодически возникают вопросы, что такое глобальный проект, почему Китай не является глобальным проектом, есть ли глобальный проект у России и т.д. Данная статья направлена на освещения этого вопроса, причем оговорюсь сразу, мое представление о проектах может не совпадать с представлениями М.Л. Хазина, ибо в этом вопросе я исхожу исключительно из психоисторических смыслов

Разделение на национальные, региональные и глобальные проекты определяется наличием исторически сложившейся общности и образа будущего у системы психоисторических смыслов данного проекта. Если образ будущего есть только для своей этнической системы, то имеем дело с национальным проектом, для большого региона/ панрегиона – региональный проект, если для всего человечества – глобальный проект.

Абсолютное большинство этнических систем живет в рамках национальных проектов или без проектов в принципе, последнее характерно для народов, выпавших из истории (большая часть европейских народов) или не создавших своей проектности (большая часть постколониальных народов). Лишь несколько этнических систем имеют психоисторические смыслы региональных и национальных уровней. Если у этнической системы нет смыслов высокого уровня, то ее удел – принятие чужих смыслов. Если региональные или глобальные смыслы не являются упрощенной, редуцированной версией национальных, то этническая система будет стараться вырваться из них и/или ей придется меняться.

Как правило, процесс изменений длится несколько столетий, например в ходе принятия новой религии. Был единый славянский народ, часть приняла православие и теперь мы знаем их как сербов, другие приняли католические смыслы и стали хорватами, ну а третьих потомков потуреченных, мы знаем как бошняков.

С другой стороны, если национальные смыслы сильны, то значительные изменения идут в обе стороны. Какая бы религиозная система не приходила на территорию современного Ирана, она претерпевала там изменение и локализацию.

У этнической системы, претендующей на ведущие роли в мире, должны быть уникальные национальные смыслы, интегрированные с ними религиозные/ схожие по глубине влияния региональные смыслы, а также упрощенная версия морально-нравственных ценностей для всего мира.

Уровни смыслов проектов

Уровни смыслов проектов

Таким образом, попытки убрать значительную часть смыслов и встроить вместо них не просто чужеродное, а искусственно созданное, на основе сотни раз пересказанного, или что еще хуже – ушедшего в совершенно другую сторону (возрождение традиций народов Среднерусской равнины 4,5 тысяч лет назад исходя из традиций кастовой системы Индии), можно рассматривать не просто как вредительство, а как сознательную помощь врагу в психоисторической войне против России.

Но сказанное не отменяет необходимость серьезной очистки относительно недавних и отрицаемых большей частью народа наслоений. Я говорю про стяжательство, эллинизацию православия и экуменизм.

Глобальные проекты

Обратим внимание на глобальные проекты, те, что дают миру морально-нравственную систему ценностей. При этом эти смыслы должны положительно воспринимается и приниматься большей частью человечества и не требовать существенной корректировки или полного уничтожения региональных и этнических смыслов.

В этом смысле коммунистическая идея является глобальной, поскольку не требует отказа от национальности, традиций и значительной части религиозных принципов от большинства человечества. Понятно, что есть традиции, вроде рабства или ростовщичества, что должны быть ликвидированы, но они не принципиальны для большинства.

В каждом народе есть минимум 5% населения, что оказываются невосприимчивы к традиционным национальным смыслам/ кодам своего народа, как не строй систему воспитания. Если система ценностей деформирована или уровень жизни ниже, чем у окружающих, доля потенциальных ренегатов становится выше. Как и произошло в России, где большая часть диссидентов собирается под праволиберальными знаменами, отвергая левоконсервативные устремления большинства населения, зачастую декларируя открытое презрение.

Требовать 100% принятия смыслов глобального проекта человечеством не реально, вероятно, значение в 80% будет лучшим из возможных результатов. Человечество должно сохранять внутреннее разнообразие.

В этом разрезе ясна логика Китая – национального проекта. Соседние национальные проекты он поглощал за счет больших ресурсов. Приходящие на его территорию региональные и глобальные проекты, ввиду большого населения Китая, как правило, не могли/ не успевали привлечь извне достаточного количества ресурсов для окончательного решения вопроса. Вот Китай и взял привычку – сидеть на горе и ждать труп врага, проплывающего по реке. Теперь многое изменилось – глубина и скорость проникновения чужих смыслов выросла в разы, можно и не дождаться.

В чем природа выигрыша национальных проектов при прямом и равном столкновении? В системе ценностей индивида, национальные и религиозные (чаще всего региональные именно религиозные) смыслы на порядок более устойчивы идеологических. Вспомните, сколько миллионов людей, бывших искренними либералами стали консерваторами, а сколько пламенных коммунистов превратились в отчаянных либералов за последние три десятка лет в России.

А вот со сменой веры, не к приходу к Богу из безверия и наоборот, а именно переходу в другую религию, все на порядки сложнее и реже.

Получается, что на формирование глобального проекта в первую очередь может претендовать нерелигиозная, динамичная, психоисторическая система смыслов, что способна связать между собой более устойчивые и жесткие системы смыслов. В случае же попытки глобализации со стороны религиозной системы, мы будет наблюдать борьбы на уничтожение, очередной Крестовый поход или Священную войну.

Но как говорится, любое приобретение есть потеря, любая потеря есть приобретение. Так и в рассматриваемом случае, нерелигиозные психоисторические системы оказываются неустойчивы во времени, а религиозные наоборот – не способны к предложению глобального проекта.

Каков вывод? В общем случае, для успешного построения глобального проекта, необходимо играть на трех уровнях психоисторических смыслов:

Ну и излишне говорить, что эти системы смыслов должны перетекать одна в другую и быть непротиворечивыми.

Помимо прочего, данная конструкция добавляет устойчивости для этнической системы, разрушение внешнего уровня не приводит к уничтожению всей системы смыслов. Сравните наш отказ от глобального Красного проекта, за которым оказалась духовная пустота, и фактический отказ Китая, за которым оказался национальный проект.

Уровень геостратегических проектов в мире

Далеко не каждый претендент на мировое господство реально к этому готов. Посмотрим на национальные и региональные проекты, в отличие от глобальных они не могут предложить идею общего будущего для большей части человечества, поскольку не способны выйти на уровень общих принципов и интересов, перерасти смыслы и интересы конкретной этнической системы или религии. Сравните описание будущего, что реально предлагает Китай или Исламский проект, в их представлениях есть место исключительно для китайцев или правоверных, соответственно. Все остальное человечество или должно принять чуждые от рождения ценности или тихо проживать на окраинах ойкумены в положении варваров.

Национальные, региональные и глобальные проекты

Национальные, региональные и глобальные проекты

Нужно сказать несколько слов по остальным проектам, в частности автор не считает Иудейский проект глобальным, его внешняя оболочка, в виде 7 законов Ноя, суть авраамический мир, в который не впишутся миллиарды азиатских народов. Китай живет на уровне даже не регионального, а национального проекта. Попытка придумать концепцию единой судьбы искусственна и неискренна, автор не думает, что из этого выйдет что-то путное. Фининтерн и Индия не имеют целостных этнических смыслов, что сильно их ослабляет.

Глобальный проект России

Выше в таблице показаны психоисторические смыслы для каждой стратегии России. Не сложно заметить, что вариант все сразу и ничего не надо делать – явно не наш случай.

Психоисторический смыслы России в конце 21-го века

Психоисторический смыслы России в конце 21-го века

Данная конструкция не означает, что не нужно проповедовать и втягивать в свою религиозную систему смыслов другие народы, формируя более устойчивые союзы, наоборот, но это не должно быть жестким требованием для общего будущего. С другой стороны, глобализация на принципах внешнего, нерелигиозного уровня крайне неустойчива, если внешний уровень не является общим для союзников. В этом плане, России будет не сложно построить устойчивую конструкцию с традиционными мусульманами или иудеями на основе законов Ноя/ заповедей Моисея. Но вот что делать с Японией, живущей вне авраамического мира? Нам принимать их упрощенные взгляды на мир или им наши? Как долго просуществует такая система?

Если кому-то хочется ставить практические психоисторические эксперименты – дерзайте, соберите несколько тысяч единомышленников, поселитесь в соседних пустых селах в глубинке и за пару поколений создайте устойчивое автономное, а не паразитическое общество, разросшееся до масштабов нескольких областей. В истории были такие успешные прецеденты, причем неоднократно.

Проблема только в том, что творческий процесс большинства новоявленных гуру и мечтателей, заканчивается одинаково - очередная тоталитарная секта, свальный грех и разная чертовщина.

Хороший пример сочетания амбиций и отсутствия критического подхода нам дает бывшая Украина, какие только черти в президенты не собираются, как будто некоторых перед выбором поставили – или пить бросать или в президенты идти. Вот и желающие дать России новые психоисторические смыслы регулярно возникают, причем всем сразу давай эксперимент над страной творить, на меньшее не согласны…

Таким образом, задача России в психоисторической сфере видится совершенно нетривиальной – создать целостную и многоуровневую систему смыслов, пока лучшим видится вариант, как показано на картинке выше.

Резюме

Традиционное рассмотрение этнических систем сводится к обособленному изучению присущих их представителям культурных, духовных и религиозных традиций, особенностям мировоззрения, идеологическим предпочтениям и др. Автор использует понятие психоисторические смыслы, для обозначения всей этой совокупности гуманитарных и духовно-нравственных понятий, опосредующих будущее развитие.

В 21-ом века в борьбе за человечество сойдутся несколько проектов, вот только далеко не все из них имеют не то, что глобальные, а даже региональные психоисторические смыслы. В частности, Британия и Китай чисто национальные проекты, Исламский мир и Индия – региональные, ну а из глобальных представлены только США (пока капиталистический проект), Фининтерн (праволиберальный).

Задача построения такой системы требует Мыслителя и/или Пророка, оба слова с большой буквы. Автор данным критериям не соответствует и не претендует на них, поэтому данный вопрос остается за пределами рассмотрения.

В начале XXI века в российском обществе и среди политической элиты развернулась широкая дискуссия о необходимости выработки стратегии развития государства. Обстоятельства, обусловившие начало этого процесса, нашли свое отражение в Послании Президента РФ Федеральному собранию в мае 2004 г.: «Отмечу лишь, что за четыре последних года мы перешагнули непростой, но очень важный рубеж. И впервые за долгий период Россия стала политически и экономически стабильной страной. Страной независимой - и в финансовом отношении, и в международных делах. Что само по себе неплохо.

С начала 90-х годов Россия в своем развитии прошла условно несколько этапов. Первый из них был связан с демонтажем прежней экономической системы. Он сопровождался ломкой привычного уклада жизни, острыми политическими, социальными конфликтами. Его тяжело переживало наше общество.

Фактически мы только недавно подошли к третьему этапу в развитии современного российского государства. К возможности развития высокими темпами, решения масштабных, общенациональных задач.

В Послании Федеральному собранию весной 2004 г. Президент РФ сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации. Осенью 2005 г. Президентом РФ было заявлено о национальных проектах в тех же сферах.

Первоначально было провозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого прежде всего следовало, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительную медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения необходимо оплачивать пациенту. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения - повышение его эффективности и, как следствие, показателей здоровья нации в интересах общей безопасности государства и поступательного развития России.

Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.

Таким образом, сформулированные в 2004 г. Президентом РФ задачи в Послании Федеральному собранию в области здравоохранения, образования и жилья для государственной социальной политики носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе.

При определении социальных инициатив федеральных органов власти России была выбрана тактика конкретных шагов по решению наиболее острых проблем в сфере образования, здравоохранения, жилья, сельского хозяйства.

Приоритетные национальные проекты - ближайшие цели, которые не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья, а являются первым периодом в реализации общей государственной стратегии России.

Для их воплощения в жизнь Указом Президента РФ был создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Государственная стратегия в 1990 - 2005 гг. в основном была направлена на реформу политической системы, федеративных отношений, экономической и финансовой системы страны и практически не захватывала область социальных отношений, которая фактически осталась неизменной с советского периода.

А между тем - и это доказывает опыт передовых государств - именно социальная область стала локомотивом развития в последние десятилетия для передовых государств, превратилась из фактора стабильного общества в фактор экономического развития. Необходимо подчеркнуть три объективные социально-экономические составляющие основ индустриально развитых стран, которые сложились в последней четверти XX в.

Во-первых, качество человеческого потенциала, которое превратилось в ведущий фактор экономического развития, определяется прежде всего социальной политикой государства.

Во-вторых, социальная политика является основой для развития институтов гражданского общества и повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, стимулирует создание новых, более эффективных механизмов взаимоотношений государства и общества. Известно, что чем более развито государство, тем больше социальных функций переходит от государства к обществу. Прежде всего к институтам гражданского общества и местного самоуправления.

В-третьих, главной целью развития государства, общества выступает человек, его возможности и способности. Другими словами, если прежде в качестве цели действия власти называлось укрепление государства или нации (иногда религиозные или идеологические цели), то сегодня это может быть только человек, который является основой для суверенитета государства и нации.

Объектом обновленной государственной стратегии России стала социальная политика развития человеческого потенциала. Отечественные и зарубежные научные исследования показывают, что диапазон развития потенциала личности - интеллектуальный, духовный, физический - в зависимости от многих обстоятельств и условий может быть реализован на 1% или 70%. Однако этот потенциал должен физически существовать изначально. Если нет самого человека, то не имеет смысла говорить об эффективности реализации его потенциала. Вот почему демографические тенденции в развитии любого народа, общества и государства имеют базовую основу по отношению к любым другим тенденциям. Иными словами, прежде чем говорить о качестве человеческого потенциала, темпах его развития и т.д., необходимо помнить его количественные составляющие, т.е. демографические показатели.

Проанализировать место и значение ПНП невозможно вне общего контекста развития страны, прежде всего социально-экономического.

На формирование общего подхода к ПНП оказали влияние следующие факторы:

- появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах государством (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.д.);

- сокращение государственной внешней задолженности;

- превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию.

Поскольку многие количественные и качественные задачи восстановления основ экономики оказались невыполнимы без кардинальных изменений системы управления, то относительно стабильная политическая ситуация в стране с опорой на высокий авторитет Президента России позволила принять принципиально новые задачи социально-экономического развития.

Президент России Дмитрий Медведев, выступая 24 декабря 2008 года на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, подвел некоторые итоги осуществления нацпроектов и акцентировал внимание на важности их дальнейшего финансирования.

В частности, он отметил, что «. национальные проекты должны быть реализованы в полном объеме независимо от всяких кризисов, проблем и сложностей текущего периода. Правительство должно профинансировать все обязательства 2009 года в полном объеме именно потому, что национальные проекты играют весьма значимую роль в социальном развитии страны, и надо признаться откровенно, они в целом доказали свою эффективность за те годы, пока мы с вами совместно ими занимались. Часть национальных проектов получила свое развитие в государственных программах, в частности, такой проект, как развитие АПК.

. В условиях финансового кризиса необходимо искать и новые подходы, новые ниши для развития. Это самым прямым, самым непосредственным образом относится и к национальным проектам, сама идеология которых была в известный период предложена как самая современная, в известной мере, новаторская идеология.

Создаются федеральные и национальные исследовательские университеты, которые призваны вернуть научные исследования в вузы и задать новые требования к высшему образованию. Полезной оказалась и система поощрения классных руководителей, лучших учителей и талантливой молодежи. Все эти направления тоже должны, конечно, сохраняться и в будущем.

Массовая иммунизация, программа родового сертификата, другие меры, тоже, вне всякого сомнения, попали в цель.

Сущность и содержание приоритетных национальных проектов

- повышение уровня квалификации врачей участковой службы;

- раннее выявление наследственных болезней не менее чем у 250 детей; снижение материнской смертности до 29 на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности до 10,6 на 1000 родившихся живыми.

Основные мероприятия по данному направлению:

1. Строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий в субъектах Российской Федерации. С учетом потребности населения планируется создание центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезированию, эндокринологии, нейрохирургии, трансплантологии и репродуктивным технологиям.

2. Увеличение объема высокотехнологичной медицинской помощи, закупаемой за счет средств федерального бюджета у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров высоких медицинских технологий.

Наряду с совершенствованием механизма оплаты такой помощи путем формирования государственного задания конкретному федеральному центру на эти виды медицинской помощи модернизируется порядок ее предоставления, в том числе введение листов ожидания.

Основные мероприятия по данному направлению:

1. Создание в воинских частях 100 учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы.

2. Организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации (включая выплату им специальных стипендий).

Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.

Основным механизмом реализации является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо согласно имеющимся межправительственным договоренностям, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Это должно повысить объем реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Анализируя содержание приоритетных национальных проектов, их место и роль в обеспечении безопасности России, можно сделать следующие выводы:

1. Приоритетные проекты (лат. projectus - выступающий вперед) - прототип, прообраз формирования широкомасштабной объединяющей идеи возрождения величия страны - являются элементом зарождающейся новой государственной стратегии развития и непосредственно оказывают влияние на обеспечение безопасности России.

3. Национальные проекты по своему стратегическому, глубинному содержанию - это концентрация финансовых, административных и общественных ресурсов страны на наиболее приоритетных направлениях развития потенциала человека. Это дальнейший шаг, логическое продолжение курса на модернизацию страны.

Необходимо подчеркнуть, что эта цель сформулирована перед государством, которое по общепризнанным показателям не является развитой страной ни по душевому доходу, ни по структуре экономики, ни по социальным стандартам. Вместе с тем это государство обладает всеми возможностями, как интеллектуальным потенциалом, так и сырьевыми ресурсами, чтобы в короткие сроки стать такой развитой страной.

4. Роль приоритетных национальных проектов в реализации государственной стратегии развития России состоит в том, что они являются основой формирования нового гражданского общества и будущей модели экономики знаний и новых технологий.

5. Важная роль при реализации приоритетных нацпроектов принадлежит усилиям по консолидации российского общества и российских политических и бизнес элит, переводу взаимоотношений между ними из области конфронтации в область сотрудничества.

Методические рекомендации

Во вступительном слове руководителю занятия по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса важно разъяснить слушателям причины и объективные условия, которые подвигли Президента РФ выступить с инициативой введения приоритетных национальных проектов. Обратить внимание на социально-экономическую ситуацию на момент введения в действие ПНП.

В ходе изучения второго вопроса руководителям групп ОГП необходимо показать, в чем заключается сущность ПНП, продемонстрировать заинтересованность в них всех граждан России, дать понять, что только в комплексе эти проекты способны улучшить жизнь всех людей.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Рекомендуемая литература:

1. Грызлов Б. По пути развития // Ведомости. 18 июля 2006 г. С. 4.

2. Казанцев В. Государственная стратегия развития России и роль приоритетных национальных проектов в ее реализации. // Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. полит, наук. - М.: ВУ, 2008.

3. Карпенко М., Казанцев В., Иванов Л. Приоритетные национальные проекты и новая идеология. - М., 2007.

4. Путин В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 г. // Российская газета 27 мая 2004 г.

5. Путин В. Выступление на встрече с членами Правительства, Федерального собрания и членами президиума Государственного совета. Москва. Кремль. 5 сентября 2005 г.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года // Российская газета от 13 мая 2009 г.

кандидат политических наук,
преподаватель кафедры политологии Военного университета, Майор
Юрий Михалев

Читайте также: