Как называется модель социальной политики основанная на принципах социального страхования

Обновлено: 30.06.2024

В литературе по проблемам социальной сферы имеют место различные обозначения моделей социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная, католическая 1 .

  1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество должно предоставить слабым возможность удовлетворения своих потребностей.
  2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Если же клиенты не могут нести за себя ответственность, их обслуживание может быть принудительным.
  3. Социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизни человека.
  4. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Все должны иметь возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т.е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Как следствие уровень затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким. Это позволяет не допускать его снижения и поддерживать большое число сторонников социал- демократической модели.

Модель предполагает достаточно успешное использование корпоративности и социального партнерства, результатом чего является контролируемая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высокоорганизованное общество и является итогом политической приверженности принципам институционального общества благосостояния.

В консервативной модели также основное внимание уделяется занятости, а не социальному перераспределению. В данном случае имеет место феномен работающего бедняка: множество людей работают, но заработная плата, которую им выплачивают, не позволяет избежать бедности. Возможен вариант неполной занятости — сезонные работы, неполный рабочий день и т.д. Уровень занятости при либеральной модели социальной политики среди большей части населения низкий, но здесь можно обнаружить относительно высокий уровень социального перераспределения. В этой модели центральный принцип — упор на рынок. Не менее важен принцип страхования под государственным наблюдением. Труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и, общественную помощь, обычно не очень большую. Соответственно, консервативная модель социальной политики ведет к социальному расслоению общества.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку.

Консервативная модель в целом построена на взаимных обязательствах наемных работников и работодателей, на принципе трудового участия.

В католической, или латинской, модели как занятости, так и социальному перераспределению уделяется незначительное внимание. Государства с социал-демократической (социалистической) и либеральной моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как государства консервативной или католической моделей — более высокую. Это говорит о том, что социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью.

Главным принципом католической модели является вспомогательность. В христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что ближние должны помогать друг другу. В затруднении человек обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивиду следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор.

Либеральная модель. Либеральная модель опирается на рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия, но отличается от консервативной. Здесь предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т.е. люди должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Кроме того, правительство несет ограниченную, хотя и всеобщую ответственность за социальное обеспечение граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с существенными вложениями, которые, тем не менее, ведут к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США.

Система социального обеспечения в США базируется на двух основаниях:

  • социальном страховании, выплаты по которому производят как сами работники, так и работодатели;
  • государственной социальной помощи за счет бюджетов различных уровней (от федерального до местного).

2. Тенденции изменения моделей социальной политики

В настоящее время внутри ЕС существуют несколько моделей социальной политики. Однако все они претерпели существенные изменения.

Опыт, накопленный западными странами, отличается от опыта стран Востока. Практически везде государство постоянно играет существенную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия значительно варьируется. Так, отдельные социальные программы существенно сокращаются, другие — требуют серьезного изменения структуры и, в первую очередь, изменения их адресности.

Социальное обеспечение в индустриальных странах отличается от социальной защиты в странах переходной экономики.

В большинстве индустриальных стран работающее население имеет возможность вкладывать денежные средства в область социального страхования (пенсий, пособия по нетрудоспособности, болезни и безработице). Часто социальное страхование компенсирует значительную часть утраченного дохода, пособия связаны с предыдущими заработками. Для тех, кому недоступны услуги социального страхования, открыт доступ к системе социальной помощи. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки доходов малообеспеченных, поскольку дети являются наиболее уязвимой частью населения. Такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов. Данная система имеет свои недостатки, так как она не предоставляет никаких пособий семьям с безработным отцом и обеспечивает большими льготами состоятельные семьи, которые платят повышенные налоги. Законодательство по вопросам минимальной заработной платы также является частью системы социальной защиты. Системы социальной защиты в индустриальных странах должны быть адекватны возникающим потребностям и, следовательно, изменяются как по странам, так и в пределах одной страны во времени.

Вместе с тем, национальная социальная политика опирается на правовую базу в социальной сфере, согласованную с общепризнанными международными нормами и стандартами в области прав человека, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы, Венской декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 1993 г.), Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, Международном плане действий по проблемам старения и других документах.

В Западной Европе сейчас идут серьезные дебаты по вопросам реформирования системы социальной защиты. Длительный период высокой безработицы и перспектива роста числа пенсионеров обусловили необходимость поиска западными правительствами возможностей сокращения расходов.

§ 1. модели социальной политики

Модели социального обеспечения в зарубежной и отечественной практике социальной поддержки, по сути дела, отражали исторический путь государств, стремившихся найти механизмы, регулирующие общественные отношения и позволяющие избежать социальных катаклизмов. Социальное законодательство, регулирование и распределение ресурсов, качество жизни и благосостояние членов общества являлись теми основаниями, которые позволили западной и отечественной цивилизации сформировать основные модели социальной политики. В этой связи модели социальной политики выступали как система взаимосвязанных принципов и направлений деятельности, регулирующих общественное развитие, распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов.

В зарубежной литературе принято говорить о трех моделях социальной политики. Однако необходимо иметь в виду, что модели социальной политики динамично развиваются и правящие политические партии используют для решения текущих задач различные элементы тех или иных моделей, поэтому применительно к конкретным государствам можно говорить либо об исторических традициях, либо об основных тенденциях, проявляющихся в социальных акциях.

Остаточная модель социальной политики

Остаточная модель социальной политики начинает формироваться в Англии с Законов о бедных, принятых с 1531 по 1601 г. С помощью этих законов английское государство стремилось регулировать процесс обнищания населения, определяло систему мер по государственному контролю за бедностью и пауперизмом, разрабатывало налоговую систему, позволяющую централизованно финансировать программы поддержки бедствующих. Параллельно с законодательством развивались меры по социальной поддержке нуждающихся, а также превентивные и репрессивные мероприятия против профессионального нищенства, осуществлялись поиски финансовых моделей, позволяющих обеспечивать минимальными средствами обездоленных. Все это активно внедрялось в жизнь в различных странах Европы в XIX—начале XX в.

Сегодня остаточная модель социальной политики наиболее полно представлена в США. Характерной особенностью ее является децентрализация, наличие большого количества социальных адресных программ, регламентируемых федеральным законодательством либо законодательством штатов. Реализация остаточной модели социальной политики осуществляется в формах государственного страхования и социальной помощи, которые имеют различные источники финансирования. Социальное страхование образуется за счет целевого налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся и предпринимателей, а социальная помощь осуществляется за счет государственных ассигнований6.

Государственно-перераспределительная модель социальной политики

Перераспределительная модель, социальной политики сложилась в результате развития социал-демократической идеологии и деятельности профсоюзов по защите интересов трудящихся. В основе этой модели заложены доктрины социализации капиталистической собственности, функциональной социализации. Это доктрина предполагает принципы социального равенства, которое достигается путем выравнивания доходов населения, а также контролирование обществом собственности через систему различных средств, таких, как распоряжение, пользование, распределение, перераспределение.

Скандинавские страны, а также Германия, где роль государства в решении этих задач является главенствующей, наиболее полно представляют эту модель.

Так, например, в Дании, несмотря на схожесть системы социальной политики с системами других Скандинавских стран, приоритетными направлениями выступают система защиты доходов и система социальных услуг. Стратегия социальной политики направлена на реорганизацию и реформирование экономической и государственной структур общества для удовлетворения потребностей граждан. С этой целью повышается роль государства в системе перераспределения доходов, расширения сети услуг. Вместе с тем повышается значение местного самоуправления при решении задач социального обеспечения на местах7.

В Германии принципы социального страхования, социального обеспечения, социальной помощи доминируют в системе социальной политики. Принципы государственного страхования предусматривают как государственное участие, так и помощь работодателей. Социальное страхование в Германии является не только средством возмещения рисков, но и социального перераспределения. С этих же позиций реализуются принципы социального обеспечения, где гражданское социальное обеспечение гарантирует каждому гражданину прожиточный минимум, независимо от предварительных выплат и взносов в качестве налогоплательщика. Социальная помощь осуществляется на принципах индивидуализации и субсидарности, где помощь представляется исходя из конкретной индивидуальной ситуации, а источником финансирования являются общественные фонды8.

Модель индустриально-экономического развития

Модель индустриально-экономического развития была описана Хандмайденом. Ее основой является положение о том, что институты социального благосостояния выступают как дополнение к экономике. Из этого следовало, что социальные нужды могут быть удовлетворены только на основе продуктивной деятельности, корпоративной ответственности, трудовой и исполнительской дисциплины работающих членов общества, которая достигается трудовой мотивацией, вознаграждением, а также лояльностью групп и классов к проводимой социальной политике.

Модель индустриально-экономического развития, представленная системой социальных гарантий, наиболее ярко проявлена в Японии.

В основе японской модели лежат следующие принципы: пожизненный наем, зарплата по старшинству, пофирменные профсоюзы. Корпоративный патернализм гарантирует постоянное место работы, перераспределение зарплаты не по трудовому вкладу, а на основе возраста. Система социальной защиты включает в себя социальную помощь, социальное страхование, охрану здоровья, обслуживание престарелых. Финансирование расходов на социальное обеспечение осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями и трудящимися, однако в пенсионном страховании принимает участие и государство, которое несет треть всех расходов9.

Соотношение государственного участия и частных организаций, моделей финансирования и организации тех или иных моделей социальной политики достаточно наглядно отражает таблица 11, составленная на основе зарубежных исследований10.

Отечественные модели социальной политики

Отечественные модели социальной политики возможно рассмотреть в контексте исторического процесса, что позволит обозначить характерные для российской социальной практики модели построения общественных взаимоотношений.

На сегодняшний день серьезно меняется содержание социальной политики и расширяется объект ее влияния.

Ее воздействие уже не ограничено только конкретными категориями населения, и объектом также являются еще и условия жизни разных демографических категорий. Социальная политика сосредоточена на том, чтобы осуществлять профилактику и совершенствовать экономическую систему – перераспределять доходы, обеспечивать социальными услугами, регулировать заработную плату, занятость и др. Тем не менее, неоспоримым является тот факт, что экономический подъем невозможен без социальной политики, и наоборот.

Основные модели социальной политики

В литературе присутствует несколько моделей, в основу классификации которых положены следующие критерии:

  • Место, которое занимает социальная политика среди национальных приоритетов;
  • Распределение социальных функций между гражданским обществом, государством и сектором предпринимательства;
  • Масштабы государственного сектора в рамках экономики страны;
  • Выделение инструментов и целей социальной политики в зависимости от того, как государство относится к социальным и экономическим проблемам.

Таким образом, можно сказать, что несмотря на разные классификации моделей социальной политики, в основном в их основе лежат принципы, которые вытекают из роли и степени участия государства, отдельных граждан и институтов гражданского общества в реализации социальной политики.

Если взять за основу геополитический аспект, также могут выделить следующие модели социальной политики:

  • Скандинавская (или социал-демократическая);
  • Континентальная (или социально-рыночная);
  • Американо-британская (или либеральная).

Скандинавская модель социальной политики

Значительная часть расходов, которые требуются на социальные нужды населения, в рамках скандинавской модели социальной политики будет брать на себя государство, а основным каналом перераспределения будет бюджет. Государство ответственно за социальное благополучие граждан и выступает в качестве основного производителя социальных услуг.

Такие услуги, как образование, забота о детях и пенсионерах, здравоохранение будут организовываться муниципалитетами.

Скандинавская модель работает посредством перераспределения (бюджета или социально-страховых фондов), и доля социальных расходов является очень высокой. В той или иной мере данная модель воплощена в политике таких стран как Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания.

Рассмотрим особенности скандинавской модели социальной политики на примере шведской.

К основным целям шведской социальной политики принято относить полную занятость и выравнивание доходов. Осуществляют данные цели посредством преднамеренного перераспределения доходов через трансфертную и налоговую политику, в соответствии с чем были созданы социальные как государственные, так и негосударственные институты. Данная модель является универсальной, что выражается в том, что социальная защита всеобщая, общедоступная и распространяется на все население. Благодаря помощи, оказываемой государством, население обеспечено социальной защитой на уровне нормальных жизненных стандартов.

Социальное обеспечение в Швеции высокого уровня и предусматривает выплату детских пособий, пособия по безработице и др. Так, пособие по безработице позволяет сохранить достойный жизненный уровень, если человек утратил рабочее место, а расходы на выплаты по безработице сокращаются посредством развитой системы службы трудоустройства.

Также вне зависимости от того, каковы доходы родителей, дети в Швеции получают ежемесячное пособие вплоть до 18 лет. Семьи с тремя и более детьми получают дополнительные пособия. Также существуют негосударственные организации, дополняющие услуги социального обеспечения, которые выполняют разные виды социальной работы – например, защищают права инвалидов.

Все население Швеции может получить образование, в результате чего в стране обеспечена практически полная грамотность. Среднее и высшее образование бесплатное, также, как и многие образовательные программы, в том числе и переквалификация. Благодаря тому, что существуют разные формы обучения взрослого населения, люди получают возможность непрерывного образования на протяжении всей своей жизни. Благодаря подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров при общедоступности образования, в Швеции низкий уровень безработицы и хорошо отражена политика полной занятости населения.

В самом законодательстве Швеции закреплено право на предоставление оплачиваемого учебного отпуска. В Швеции тратят больше ВНП на образование, чем в любой другой стране, и она занимает одно из главных мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, т.к. оно позволяет развивать у людей поведенческую гибкость, повышает их мобильность в динамичной ситуации на рынке труда.

Здравоохранение в Швеции также доступно для всех категорий граждан в связи со всеобщим социальным страхованием вне зависимости от доходов и уплачиваемых налогов.

На сегодняшний день серьезно меняется содержание социальной политики и расширяется объект ее влияния.

Ее воздействие уже не ограничено только конкретными категориями населения, и объектом также являются еще и условия жизни разных демографических категорий. Социальная политика сосредоточена на том, чтобы осуществлять профилактику и совершенствовать экономическую систему – перераспределять доходы, обеспечивать социальными услугами, регулировать заработную плату, занятость и др. Тем не менее, неоспоримым является тот факт, что экономический подъем невозможен без социальной политики, и наоборот.

Основные модели социальной политики

В литературе присутствует несколько моделей, в основу классификации которых положены следующие критерии:

  • Место, которое занимает социальная политика среди национальных приоритетов;
  • Распределение социальных функций между гражданским обществом, государством и сектором предпринимательства;
  • Масштабы государственного сектора в рамках экономики страны;
  • Выделение инструментов и целей социальной политики в зависимости от того, как государство относится к социальным и экономическим проблемам.

Таким образом, можно сказать, что несмотря на разные классификации моделей социальной политики, в основном в их основе лежат принципы, которые вытекают из роли и степени участия государства, отдельных граждан и институтов гражданского общества в реализации социальной политики.

Если взять за основу геополитический аспект, также могут выделить следующие модели социальной политики:

  • Скандинавская (или социал-демократическая);
  • Континентальная (или социально-рыночная);
  • Американо-британская (или либеральная).

Скандинавская модель социальной политики

Значительная часть расходов, которые требуются на социальные нужды населения, в рамках скандинавской модели социальной политики будет брать на себя государство, а основным каналом перераспределения будет бюджет. Государство ответственно за социальное благополучие граждан и выступает в качестве основного производителя социальных услуг.

Такие услуги, как образование, забота о детях и пенсионерах, здравоохранение будут организовываться муниципалитетами.

Скандинавская модель работает посредством перераспределения (бюджета или социально-страховых фондов), и доля социальных расходов является очень высокой. В той или иной мере данная модель воплощена в политике таких стран как Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания.

Рассмотрим особенности скандинавской модели социальной политики на примере шведской.

К основным целям шведской социальной политики принято относить полную занятость и выравнивание доходов. Осуществляют данные цели посредством преднамеренного перераспределения доходов через трансфертную и налоговую политику, в соответствии с чем были созданы социальные как государственные, так и негосударственные институты. Данная модель является универсальной, что выражается в том, что социальная защита всеобщая, общедоступная и распространяется на все население. Благодаря помощи, оказываемой государством, население обеспечено социальной защитой на уровне нормальных жизненных стандартов.

Социальное обеспечение в Швеции высокого уровня и предусматривает выплату детских пособий, пособия по безработице и др. Так, пособие по безработице позволяет сохранить достойный жизненный уровень, если человек утратил рабочее место, а расходы на выплаты по безработице сокращаются посредством развитой системы службы трудоустройства.

Также вне зависимости от того, каковы доходы родителей, дети в Швеции получают ежемесячное пособие вплоть до 18 лет. Семьи с тремя и более детьми получают дополнительные пособия. Также существуют негосударственные организации, дополняющие услуги социального обеспечения, которые выполняют разные виды социальной работы – например, защищают права инвалидов.

Все население Швеции может получить образование, в результате чего в стране обеспечена практически полная грамотность. Среднее и высшее образование бесплатное, также, как и многие образовательные программы, в том числе и переквалификация. Благодаря тому, что существуют разные формы обучения взрослого населения, люди получают возможность непрерывного образования на протяжении всей своей жизни. Благодаря подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров при общедоступности образования, в Швеции низкий уровень безработицы и хорошо отражена политика полной занятости населения.

В самом законодательстве Швеции закреплено право на предоставление оплачиваемого учебного отпуска. В Швеции тратят больше ВНП на образование, чем в любой другой стране, и она занимает одно из главных мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, т.к. оно позволяет развивать у людей поведенческую гибкость, повышает их мобильность в динамичной ситуации на рынке труда.

Здравоохранение в Швеции также доступно для всех категорий граждан в связи со всеобщим социальным страхованием вне зависимости от доходов и уплачиваемых налогов.

Читайте также: