Как научить ребенка звукам и буквам пособие
Обновлено: 07.07.2024
Наше время характеризуется техническим прогрессом и новыми технологиями. Казалось бы, всё это очень хорошо, но вместе с тем существует целый ряд серьёзных проблем, вызванных подобным положением вещей. Одной из таких проблем являются различные речевые отклонения у детей из-за неверного речевого развития. Предлагаем Вашему вниманию рассуждения учителя-логопеда – Ивановой Зои Николаевны.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.
Тенденция последних лет показывает, что семьи чаще всего состоят только из двух поколений – дети и родители. Бабушки и дедушки живут, как правило, отдельно. И это не дает родителям возможности пользоваться опытом предыдущих поколений.
Родители редко поют детям колыбельные и читают сказки.
Убеждая себя, тем, что заниматься с ребенком некогда. Из-за усталости на работе возникает желание отдохнуть, необходимо выполнить массу домашних дел…
Забывая о том, что общение ребенку необходимо и откладывая его, родители предоставляют ребенку самого себя.
Изо дня в день вообще не остается времени на общение, это приводит к тому, что общение с ребенком становится не интересным. Ребенок замыкается в себе, речь для ребенка становится не актуальной.
В тоже время словарный запас нормального ребенка, приходящего в школу, составляет 4–5 тысяч слов. Но, наблюдая за детьми, могу смело сделать вывод, что многие родители обходятся двумя-тремя сотнями слов.
Более того, в жизнь многих детей прочно входят телевизор и компьютер. Телевизор все больше заменяет бабушкины сказки, разговоры с родителями и мамины колыбельные.
Из-за всего этого родители жалуются на задержки речевого развития. Дети не просто мало и плохо говорят, но и начинают разговаривать позже. Речь их бедна и примитивна.
Как показали специальные исследования, в наше время 25% 4‑х летних детей страдают нарушением речевого развития. По сравнению с 70-ми годами можно отметить, что дефицит речи наблюдался только у 4% детей, того же возраста.
Основные неблагоприятные факторы влияния на развитие речи:
^ неограниченный просмотр телевизора;
^ неполноценное общение в силу скудности интеллектуальной жизни.
Таким образом, для развития речи ребенка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения: разговор и рассказ, игра, необычные придуманные истории. И дело не в том, что нужно использовать какие-то новые специально придуманные развивающие формы общения, а что бы полноценно использовать то, что хорошо известно.
1. Форсирование событий
1.1. Ребенок не уменьшенная копия
Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь.
Родители же в свою очередь начинают нервничать, они ставят ребенка в такие рамки, что у ребенка пропадает желание не
только научиться читать, но и вообще смотреть в сторону книги.
В свою очередь родители теряют терпение и становятся тиранами. Не задумываясь — в какое
время лучше начать, какое настроение у окружающих и, особенно у малыша, которого оторвали от любимой игры, пихнув книгу в руки.
И вообще нужно ли это ребенку!
Так сколько же раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Попробуем разобраться в этом вместе.
1.2. Не все родители достаточно знакомы с методиками
Не все родители достаточно знакомы с методиками обучения чтению, они показывают букву и *” заставляют ребенка повторить произнесенное.
Ребенок же в свою очередь не сразу запоминает ее и возникает ситуация, когда он не может выделить букву из ряда символов, которые ему не понятны.
Родители стараются изо всех сил навязать свое волю и научить свое маленькое чадо читать, а иногда одновременно и писать эти замысловатые для малыша палочки.
1.3. Современные дети видят мир в трехмерном изображении
Современные дети привыкли видеть мир в трехмерном измерении, его мир больше прикован к видео-играм. Механизм зрительного восприятия не настроен на плоскостное изображение. У начинающего читать ребёнка главным объектом восприятия становится буква. При этом глаза должны двигаться по строке слева направо, что уже само по себе трудно для ребёнка, не привыкшего сознательно и произвольно управлять движением глаз.
Сложная работа, требующая значительных волевых усилий!
2. Сравнение ребенка с другими.
2.1. Ребенок имеет право на ошибку
Ребенок, только–только осваивающий чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная система. Мы же предъявляем к речи 5‑ти летнего малыша те же требования, что и к речи 8‑летнего школьника. А ведь многое зависит от особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Ведь все дети даже цвета осваивают в разные сроки. Родители до тех пор комментируют цвета окружающего мира, пока сам ребенок не назовет нужный, знакомый цвет. (Например: цыпленок – желтый, травка — зеленая.) Почти то же самое должно сформироваться и с запоминанием букв, примерно в такой последовательности:
- показать, назвать букву (в разрезных азбуках, в букварях, на плакатах);
— потом ребенок учиться находить букву по заданию взрослого. Например: — Я выложу перед тобой ряд букв, а ты постарайся найти именно ту, что я попрошу. Только после этого того, как ребенок находит ее с уверенностью, можно сделать вывод, что буква знакома, и зафиксирована в памяти.
Если форсировать этот этап, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, будет совершать ошибки и из-за этого терять интерес к занятиям.
2.2. Штурм родителей
Узнав, что соседский малыш уже читает, родители начинают штурмовать изо всех сил. Это приводит их к чувству соперничества. Молодые мамы стремятся, чтобы с малых лет их маленькое сокровище было лучше, умнее, красивее и успешнее других.
Эта конкуренция загоняет ребенка в рамки, которые оставляют отрицательный след на всю жизнь.
2.3. Каждый ребенок индивидуален
Каждый ребенок индивидуален. Одна небольшая проблема, может привести к личной трагедии в развитии и становлении личности ребёнка. Отсутствие успешности, уже может проявиться в старшем дошкольном возрасте, что потом скажется при обучении в начальной школе.
Любите своего ребенка таким, какой он есть. Помогите ему поверить в себя, создайте такие условия, в которых он сам захочет обучаться. Покажите на своем примере, что уметь читать это здорово!
Если дети видят, что мама и папа ежедневно смотрят телевизор или проводят время за компьютером — откуда возникнет желание читать книгу?
Возьмите любую книгу, которая интересна вам и прочитайте несколько страниц ребенку вслух. Это его заинтересует. Попробуйте ввести это в систему (ежедневно или два раза в неделю), тогда ребенок будет ждать эти мгновения.
3. Сюсюканье
3.1. ребенок не “иностранец”
Этим они очень вредят речевому и психическому развитию.
Стоит обратить внимание на то, что нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания (бибика, масиночка и т.д.) это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.
Если ребенок неправильно произносит звуки или какие-либо слова, не нужно повторять их или передразнивать, тем более потешаться этим. Нужно просто тактично поправить и дать пример правильного произношения. Правильная, четкая речь очень необходима для развития фонематического слуха.
4. 4. Фонематический слух
4.1. Что такое фонематический слух
Стоит обратить внимание на развитие фонематического слуха.
Что же это такое и для чего он нужен?
Фонематический слух нужен для того, чтобы соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух не достаточно развит. Слаборазвитый фонематический слух приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем приводит к замене слов близких по звучанию (например: лак – рак, миска – мишка, бочка – почка и т.д.)
В дальнейшем, когда ребенок пойдет в школу, у него проявится это в виде нарушения процессов чтения и письма.
Делая частые и систематические ошибки, ребенок будет получать плохие оценки и у него сложится негативное отношение к школе .
4.2. Как определить есть ли у ребенка нарушения?
Проверить вы сможете и самостоятельно: попросите ребенка повторить слоги попарно са-за, су-зу, и т.д. затем цепочки слогов, а для более сложного задания подберите картинки названия предметов, которые отличаются только одним звуком.
4.3. Развитие фонематического слуха
Развитие фонематического слуха происходит у всех детей очень индивидуально, но самым чувствительным периодом является возраст до двух лет. И если родители в этот период много и без сюсюканья разговаривали со своими детьми, часто пели песенки и читали простые детские стихи, то незаметно для себя они развивали детям фонематический слух.
Если же это время было упущено, то для правильного развития и произношения стоит поиграть в игры, которые способствуют развитию фонематического слуха.
Мне кажется, что тут будет, к слову, история, услышанная во время учебы в университете:
В молодой семье родилась девочка. Родители были молоды и большую часть времени тратили на себя. Их студенческая жизнь отнимала большую часть времени. А ребенок рос как домашний котеночек. Девочку кормили, поили, одевали, а вот про то, что с ней еще нужно и беседовать никто не вспоминал. Молчит ребенок, ну и славно, меньше проблем. В итоге к двум годам у девочки наблюдалась задержка речевого развития.
Летом они поехали в деревню к бабушке. Она уговорила оставить девочку на время с ней. Бабушка, выполняя работу по хозяйству, просто пела
песни, рассказывала стихи и проговаривала все свои действия. И тогда малышка стала потихоньку повторять услышанное, она подпевала песенки и произносила короткие фразы. Уже к весне девочка организовала домашним и соседям концерт. Такого прогресса не ожидали молодые родители. Как только они узнали о таланте своего ребенка, тут же забрали девочку в город.
А вам что-то мешает петь песни и учить стихи с вашим маленьким чадом?
Задумайтесь об этом?…
5. Боязнь встречи с логопедом
Родители часто закрывают глаза на проблемы с речевым развитием. Часто приходиться слышать, что потом само все выговориться; у старших так было и все прошло; зачем стараться что-то делать, если он еще маленький.
Тем самым тормозят развитие ребенка и неосознанно готовят его к неудачам в школе.
Для некоторых родителей визит к логопеду как визит к стоматологу вызывает чувство боли.
А уж если вдруг ребенку поставили какой – либо диагноз, так это вообще у родителей вызывает чувство обиды. Приходиться выслушивать кучу недовольств. Сразу начинают оправдывать себя и ставят под сомнение, все сказанное им. Родители боятся диагнозов, но не делают простые вещи, чтобы избежать проблем. Они мечтают о будущем ребенка, ничего не делая в настоящем.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что те родители, которые не безразличны к будущему своего ребенка, и заинтересованы в успехе, никогда не откажутся от рекомендаций и советов специалистов.
6. Постановка искаженных звуков и вызов пропущенных
Прежде всего, для ребенка составляется план индивидуальной работы. Во внимание берутся: возрастные особенности, медицинские показания, тяжесть нарушения.
Бывают случаи, что у ребенка нарушены все группы звуков, но при ежедневных занятиях, которые занимают не большое количество времени, коррекция протекает довольно в короткие сроки.
Бывает и так, у ребенка нет всего двух трех звуков, родители считают, что двух занятий в неделю достаточно. Они не стараются закрепить полученные знания на занятиях и коррекция стоит на мертвой точке.
Дети видят отношение родителей, то, что их никто не контролирует и не пытаются добиваться нужной цели. Дети привыкли к такой речи и их это совсем не беспокоит.
Иногда тревогу начинают бить родители тогда, когда ребенка начинают передразнивать в школе и появляются плохие оценки.
6.1. Развитие речевого дыхания тоже имеет огромное значение
Часто приходиться видеть, как дети рассказывают стихи и делают значительное усилие, чтобы захватить дополнительную порцию воздуха.
Или рассказывая взахлеб интересную историю чуть ли не задыхаются и сделал усилие, сильно вдохнув, продолжают.
Так проявляется недостаточно развитое речевое дыхание.
7. Постановка и автоматизация звуков
7.1. Работу лучше доверить логопеду
Постановку и автоматизацию звуков лучше всего предоставить логопеду. Он познакомит ребенка с артикуляционным аппаратом. Даст правильную артикуляционную позу (т.е. положение языка для нужного звука).
В начале, следует разобраться, ребенок совсем не произносит (пропускает) звуки или же каким-либо образом их искажает, заменяет. Это очень важный момент для определения пути решения проблемы звукопроизношения.
Логопедическая работа будет строиться примерно так: артикуляционная гимнастика (подготовка мышц языка), работа над силой воздушной струи (подуть на вертушку, задувание горящей свечи и пр., главное следить за тем, чтобы при выдохе щеки не надувались), постановка звука, развитие фонематического слуха.
7.2. Этапы работы логопеда
1‑й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
2‑й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при
помощи специальных приемов).
3‑й этап — автоматизация — закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
[р], [р’] — можно начинать автоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком, он вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Автоматизация поставленных звуков в предложениях: каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.
4‑й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим) [Р]-[Л].
5‑й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи — в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.
Так же важным является:
- научить ребенка отличать правильное произношение от неправильного;
- отличать звуки по акустическим признакам, т.е. узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
- принимать необходимые артикуляционные позы.
8. Выбор методики
Итак, вы уверенны, что всех перечисленных проблем нет или они уже решены.
Какую же методику выбрать?
Что понравится именно вашему малышу?
Какое тут может быть решение?
Каждая методика универсальна и интересна по-своему.
Не стоит браться за все и сразу.
Можно поставить в основу традиционную методику, а потом уже разбавлять ее всякими интересными элементами, упражнениями и дидактическими играми.
9. Алфавит с опорой на картинки
Алфавит с опорными картинками может сыграть с родителями злую шутку: да это отличный способ выучить азбуку, но для чтения — вообще не годен.
Если ребенок запомнит, что П — это Паровоз, а А — Арбуз, то он не поймет, почему при “складывании” Паровоза и Арбуза получится слово “Папа”. Если спросить у него какая буква стоит впереди слова “папа”, он может ответить — паровоз. А это неправильный подход к чтению.
9.1. Подводные камни музыкальной азбуки
Опасные подводные камни иногда прячутся и в очень модных музыкальных азбука. Прослушиваешь их и дрожь пробирает: — Кто же их выпускает?… Точно не педагог по речевому развитию!
К примеру: нарисовано “ОКНО”, нажимаешь кнопочку, звучит — “АКНО”. Как ребенку объяснить, что мы слышим первый звук “А”, а пишем “О”, ведь мы не учим детей правописанию. Мы стараемся научить его запоминать буквы…
10. От буквы к звуку
Очень важно при обучении называть букву упрощенно, как мы называем звук, который они обозначают.
Когда слышишь на улице диалог мамы с ребенком, задумываешься, как ребенку трудно будет при обучении чтению.
Мама, указывая на вывески спрашивает: — Какая это буква? Малыш с гордостью отвечает: “Эм!” или “Эс!”
Уважаемые взрослые! Если вы именно так называете детям буквы, то как ваш маленький ученик прочитает слог “Ма”?
Представьте себе, у него, скорее всего, получиться “ЭМА”! И он будет прав: ЭМ + А = ЭМА. А слово МАМА в таком случае будет читаться как “ЭМА-ЭМА”!
Убедитесь, что ваш ребенок готов к обучению чтению, что у него достаточно сформированы звукопроизношение, фонематический слух, зрительное восприятие и у него возникло желание заниматься обучением. А вы, знаете какую методику применить, с чего начать и как правильно все организовать!
^ Если у вас возникли вопросы по поводу речи вашего ребенка, и вы в чем-то сомневаетесь — обратитесь к логопеду.
Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.
Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.
Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.
Знакомство со звуковым анализом слова
Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.
Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.
При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.
Обучение звуковому анализу слова предполагает:
- определение количества звуков в слове;
- фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
- определение места звука в слове.
В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.
Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова
В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.
Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.
Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).
Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.
Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.
В обсуждении одно из постов меня попросили рассказать, как правильно научить ребёнка читать, чтобы потом не возникло проблем в школе. Обещала написать, и вот вспомнила, что у меня уже есть готовый текст из своего паблика, дополнила его подробностями и вот делюсь, буду рада если кому-то пригодится.
Эта инструкция идеально походит для обучения с нуля - ещё не изучали буквы и решили заняться. Рекомендованный возраст 4-6 лет.
Одна из основных проблем при переходе к чтению - невозможность соединить буквы в слоги из-за лишних звуков. Вместо "МА" - "МЭА", вместо "АС" - "АСЭ" и т.д. Откуда появляется эта проблема?
Для нас, взрослых, есть чёткое разделение - имя буквы и её звук. Буква БЭ, но при чтение просто Б (звук). И в процессе обучения детей, мы забываем или не знаем, что маленький ребёнок не различает эти два понятия. К тому же, родители и бабушки уверены - сначала нужно выучить все буквы, а потом только учить читать - соединять их в слоги. И это усложняет переход к быстрому чтению.
Начинайте обучение, с постепенным наращиванием объема прочитываемого материала. Нет смысла знать все буквы, но не читать их в словах. Мне нравится букварь Жуковой Н.С. и Букварь крупным шрифтом О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова в них представлена последовательность изучения букв по мере усложнения. И не зная всех букв, ребёнок уже начнет читать простые слова с пониманием прочитанного.
Не стоит перепрыгивать, и брать сразу несколько букв за один подход. Каждую букву стоит закрепить: аудиально, визуально, тактильно.
1 Аудиальное изучение буквы
помним о том, что с малышами мы изучаем только звук. Гласные буквы протягиваем, чтобы ребёнок запомнил её протяжное звучание: Аааааа, Ооооо, Уууууууу. Согласные — короткие звуки. Рот почти не открывается — Т, С, М, Б.
Есть сказка для детей о буквах — если коротко: во рту живет дракон, и он любит буквы которые можно петь, поэтому когда они хотят гулять, он открывает широко ворота, чтобы выпустить их (ворота, естественно, наш ротик, и наша задача показать, как он открывается на гласных буквах). А те буквы, которые петь нельзя, он выпускать не хочет и им приходится становится акробатами и просачиваться сквозь ворота (тут нужно понимать, что в воспроизведении согласных участвует язык. Если у ребёнка есть ярко выраженные логопедические проблемы — стоит обратиться к специалисту).
Так же очень важно научить ребёнка слышать эту букву в словах. На примере:
на уроке с малышами искали слова, в которых есть буква А. Так как мы только начали обучение, это задание для них очень сложное. Поэтому давала подсказки — оранжевое, круглое, сладкое, фрукт, можно делать сок из него. И в конце подсказывала и всё слово: ААААпельсин.
Когда объясняла папе одного из мальчиков это задание, он очень удивился — что, они и это не могут сделать? Да, пока не могут, т.к. не знают букв. Если они увидят апельсин — они его назовут и попросят. Но привязки слово-образ ещё нет, и тем более привязки — такое слово и там есть эта буква.
2. Визуальное изучение буквы
Буква изучается со всем сторон, и конечно, нам важно, чтобы ребёнок узнавал эту букву в любом виде. Можно подготовить таблички с буквой, напечатанные разными шрифтами. Большие буквы, маленькие, жирным шрифтом, курсив и т.д.
Некоторые буквы легко запоминать визуально с помощью образа. Например, Ж это Жук. Можно нарисовать букву Ж и пририсовать усики как у жука. У жука 6 лапок, и у буквы Ж тоже 6 черточек можно насчитать.
3. Тактильное изучение буквы
Обязательно сразу учить ребёнка писать изученную букву. Для этого сначала пальчиков обводим напечатанную букву в букваре, потом можно выкладывать букву из пуговиц, палочек, спичек. Слепить из пластелина. Взять карандаш и нарисовать несколько букв. Вы можете нарисовать несколько букв простым карандашом, и попросить сначала обвести, а потом самостоятельно написать эти буквы.
Мышечная и тактильная память дольше всего сохраняют информацию в мозге, поэтому нужно за один раз (при изучении одной буквы) разобрать букву со всех сторон.
Следующий шаг научить присоединять буквы к слогам.
Если вы прислушаетесь к совету, и будете учить ребенка читать по букварю Жуковой, то вы увидите, что сначала нам даются 5 букв — А, О, У, М, С.
А дальше на этих буквах даются упражнения на выработку навыка соединять эти буквы в слоге. И на этом этапе мы с учениками не торопимся, иногда требуется до 10 занятий, чтобы ребёнок на автомате научился соединять слоги, не путая буквы местами. Прорабатывайте шаг за шагом. Сначала соединяя только гласные: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ. Добились плавного ААААУУУУУ, переходите к слогам АМ, УМ, ОМ. Помним, что согласная должна закрыть слог коротким звуком. Не ААААМэ, а АААААМ.
Как только вы отработали слоги с этими 5 буквами, и для вашего ребёнка не составляет трудности быстро сориентироваться как прочитать любой слог с любой последовательностью этих букв — идём дальше.
Если вы всё делали правильно с самого начала, вы заметите, что с новой буквой объяснять соединение уже будет не нужно. Вы будете изучать её, а слоги ребёнок уже будет читать без подсказок или с минимальными подсказками с вашей стороны.
И тут очередь доходит до слогов из 3-4 букв.
Главная задача объяснить, что отделять буквы нельзя, если они написаны рядом.
Например: написано СОМ, а ребенок читает СО . М. Перед буквой М затесалась пауза.
Чтобы её убрать, нужно придать образности - этот слог семья, ты сейчас либо маму потерял, либо папу, либо ребёнка. Давай они все будут держаться за руки, и вместе придут домой.
Или можно взять игрушечную маленькую машинку и везти её над буквами. Что машинка едет из одного города в другой, и просто проезжает несколько городов в них не останавливаясь. Иначе мы не доедем. Разным детям заходят разные объяснения.
Еще более сложный слог - когда рядом две согласные.
Например: СГА. Варианты как не правильно: С. ГА, СэГа, или другая глассная вместо буквы э.
В первом случае - не допускаем отрыва, те же машинка или семья в помощь. Иногда это трудности управления артикуляцией, тяжело переключится с одной согласной на другую. Можно поделать упражнение СГ (ну или любое другое сочетание согласных, которые тяжело прочитать), и как только будет четко СГ, добавить А.
Добавление призвука может быть и у детей, которые изначально правильно учат буквы. Реже, но может быть. Чтобы легче соединить. Просто обратите внимание ребенка, что лишней буквы там нет. И вспомните как читаются буквы по отдельности, к которым подставляется дополнительный призвук.
И слова состоящие из одного слога так же учимся читать сразу. ГРОМ, СКАТ и т.п. Пока не дошли до последней буквы, не останавливаемся.
Всем удачи.
Ребенку просто нужно помочь развить фонематический слух, то есть умение различать все звуки родного языка. Сделать это можете вы сами в домашних условиях, регулярно предлагая малышу развивающие игры и упражнения.
О том, как развивается фонематический слух у ребенка, а также какие игры помогут маме в этом деле, нам рассказали учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Айнур Мирзоева и Ирина Конивец.
Как ребенок воспринимает звуки от рождения до 5 лет
Первый год жизни. С самого рождения малыш реагирует на звуковые раздражения. Это проявляется во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. На второй неделе звуковые раздражения вызывают у младенца задержку общих движений, прекращение крика. Все эти реакции являются врожденными рефлексами.
С третьей недели ребенок начинает фокусироваться на резких звуках, а в двухмесячном возрасте прислушивается к более тихим шумам.
В три месяца ищет взглядом источник шума, реагируя на него улыбкой, оживляясь. Также в этом возрасте ребенок с удовольствием слушает музыку, а в четыре месяца начинает подражать звукам. К шести месяцам кроха может различить свое имя.
К концу первого года жизни малыш может впервые использовать слова для общения.
Второй год жизни. На втором году происходит бурное развитие фонематического слуха. В этом возрасте ребенок умеет определять на слух неверно произнесенный звук в речи взрослого, однако собственное произношение пока не контролирует. Это связано с тем, что активное развитие фонематического слуха постоянно опережает артикуляционные возможности дошкольника.
Третий год жизни. В этот период ребенок способен самостоятельно определить неверно произнесенный звук в собственной речи. К началу третьего года фонематический слух у него достаточно сформирован. Если этого не произошло, то малыш будет испытывать трудности при овладении правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни происходит совершенствование фонематического слуха. Дошкольник учится различать сходные фонемы на слух (в-ф, б-п, д-т, с-з и т.д.). Именно этот навык поможет ему в будущем разделять слова на звуки и, наоборот, соединять звуки в слова. Это называется звуковым анализом и синтезом.
Пятый год жизни отмечается активным формированием звукового анализа — умением определять последовательность и количество звуков в слове.
От этого напрямую зависит успешное освоение чтения и письма.
Итак, сформированный фонематический слух позволяет ребенку:
1. правильно произносить звуки;
2. четко произносить слова;
3. владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
4. успешно освоить письмо и чтение.
Как правильно развивать фонематический слух
На первом этапе важно сфокусироваться на восприятии неречевых звуков: учить распознавать звуки природы, голоса животных, птиц, бытовые и музыкальные шумы.
Различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
На втором этапе развиваем восприятие речевых звуков.
Предлагаем игры и упражнения, которые можно использовать дома для развития фонематического слуха своих детей.
Разложите перед малышом несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Предложите послушать и запомнить звучание каждого предмета.
Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается), определить, что звучит.
Количество звучащих игрушек увеличивайте постепенно, с трех до пяти.
Делайте это упражнение, пока малыш будет стойко различать громкие и контрастные звуки.
Предложите ребенку плотно закрыть глаза или повернуться к вам спиной. Потом спрячьте какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору и т.д.) и попросите найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан.
Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.
Можно варьировать звуки, направляющие поиски — звенеть в колокольчик, хлопать в ладоши и т. п.
В одинаковые металлические баночки из-под леденцов поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Сначала предложите вашему дошкольнику внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, попросите ребенка отгадать, что находится в каждой из них.
Так как звуковые различия незначительны, начните с трех коробочек. Медленно увеличивайте их число при постоянном сравнении акустических восприятий.
Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например, такой: 2 удара – пауза – 3 удара. Ребенок его повторяет.
Читайте также: