Как научить ребенка звукам и буквам пособие

Обновлено: 07.07.2024

Наше время харак­те­ри­зу­ется тех­ни­че­ским про­грес­сом и новыми тех­но­ло­ги­ями. Каза­лось бы, всё это очень хорошо, но вме­сте с тем суще­ствует целый ряд серьёз­ных про­блем, вызван­ных подоб­ным поло­же­нием вещей. Одной из таких про­блем явля­ются раз­лич­ные рече­вые откло­не­ния у детей из-за невер­ного рече­вого раз­ви­тия. Пред­ла­гаем Вашему вни­ма­нию рас­суж­де­ния учи­теля-лого­педа – Ива­но­вой Зои Николаевны.

Гово­рить умеют почти все, но гово­рить пра­вильно лишь еди­ницы из нас. Раз­го­ва­ри­вая с дру­гими, мы поль­зу­емся речью, как сред­ством пере­дачи своих мыс­лей. Речь явля­ется для нас одной из глав­ных потреб­но­стей и функ­ций чело­века. Именно через обще­ние с дру­гими людьми чело­век реа­ли­зует себя как личность.

Дети строят свою речь в соот­вет­ствии с той речью, кото­рую слы­шат вокруг.

Тен­ден­ция послед­них лет пока­зы­вает, что семьи чаще всего состоят только из двух поко­ле­ний – дети и роди­тели. Бабушки и дедушки живут, как пра­вило, отдельно. И это не дает роди­те­лям воз­мож­но­сти поль­зо­ваться опы­том преды­ду­щих поколений.

Роди­тели редко поют детям колы­бель­ные и читают сказки.

Убеж­дая себя, тем, что зани­маться с ребен­ком неко­гда. Из-за уста­ло­сти на работе воз­ни­кает жела­ние отдох­нуть, необ­хо­димо выпол­нить массу домаш­них дел…

Забы­вая о том, что обще­ние ребенку необ­хо­димо и откла­ды­вая его, роди­тели предо­став­ляют ребенку самого себя.

Изо дня в день вообще не оста­ется вре­мени на обще­ние, это при­во­дит к тому, что обще­ние с ребен­ком ста­но­вится не инте­рес­ным. Ребе­нок замы­ка­ется в себе, речь для ребенка ста­но­вится не актуальной.

В тоже время сло­вар­ный запас нор­маль­ного ребенка, при­хо­дя­щего в школу, состав­ляет 4–5 тысяч слов. Но, наблю­дая за детьми, могу смело сде­лать вывод, что мно­гие роди­тели обхо­дятся двумя-тремя сот­нями слов.

Более того, в жизнь мно­гих детей прочно вхо­дят теле­ви­зор и ком­пью­тер. Теле­ви­зор все больше заме­няет бабуш­кины сказки, раз­го­воры с роди­те­лями и мамины колыбельные.

Из-за всего этого роди­тели жалу­ются на задержки рече­вого раз­ви­тия. Дети не про­сто мало и плохо гово­рят, но и начи­нают раз­го­ва­ри­вать позже. Речь их бедна и примитивна.

Как пока­зали спе­ци­аль­ные иссле­до­ва­ния, в наше время 25% 4‑х лет­них детей стра­дают нару­ше­нием рече­вого раз­ви­тия. По срав­не­нию с 70-ми годами можно отме­тить, что дефи­цит речи наблю­дался только у 4% детей, того же возраста.

Основ­ные небла­го­при­ят­ные фак­торы вли­я­ния на раз­ви­тие речи:

^ неогра­ни­чен­ный про­смотр телевизора;

^ непол­но­цен­ное обще­ние в силу скуд­но­сти интел­лек­ту­аль­ной жизни.

Таким обра­зом, для раз­ви­тия речи ребенка доста­точно тра­ди­ци­он­ных, испо­кон веку при­ня­тых форм обще­ния: раз­го­вор и рас­сказ, игра, необыч­ные при­ду­ман­ные исто­рии. И дело не в том, что нужно исполь­зо­вать какие-то новые спе­ци­ально при­ду­ман­ные раз­ви­ва­ю­щие формы обще­ния, а что бы пол­но­ценно исполь­зо­вать то, что хорошо известно.

1. Фор­си­ро­ва­ние событий

1.1. Ребе­нок не умень­шен­ная копия

Ребе­нок — это не умень­шен­ная копия взрос­лого. Ребе­нок имеет право не знать и не уметь.

Роди­тели же в свою оче­редь начи­нают нерв­ни­чать, они ста­вят ребенка в такие рамки, что у ребенка про­па­дает жела­ние не

только научиться читать, но и вообще смот­реть в сто­рону книги.

В свою оче­редь роди­тели теряют тер­пе­ние и ста­но­вятся тира­нами. Не заду­мы­ва­ясь — в какое

время лучше начать, какое настро­е­ние у окру­жа­ю­щих и, осо­бенно у малыша, кото­рого ото­рвали от люби­мой игры, пих­нув книгу в руки.

И вообще нужно ли это ребенку!

Так сколько же раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запом­нил? Попро­буем разо­браться в этом вместе.

1.2. Не все роди­тели доста­точно зна­комы с методиками

Не все роди­тели доста­точно зна­комы с мето­ди­ками обу­че­ния чте­нию, они пока­зы­вают букву и *” застав­ляют ребенка повто­рить произнесенное.

Ребе­нок же в свою оче­редь не сразу запо­ми­нает ее и воз­ни­кает ситу­а­ция, когда он не может выде­лить букву из ряда сим­во­лов, кото­рые ему не понятны.

Роди­тели ста­ра­ются изо всех сил навя­зать свое волю и научить свое малень­кое чадо читать, а ино­гда одно­вре­менно и писать эти замыс­ло­ва­тые для малыша палочки.

1.3. Совре­мен­ные дети видят мир в трех­мер­ном изображении

Совре­мен­ные дети при­выкли видеть мир в трех­мер­ном изме­ре­нии, его мир больше при­ко­ван к видео-играм. Меха­низм зри­тель­ного вос­при­я­тия не настроен на плос­кост­ное изоб­ра­же­ние. У начи­на­ю­щего читать ребёнка глав­ным объ­ек­том вос­при­я­тия ста­но­вится буква. При этом глаза должны дви­гаться по строке слева направо, что уже само по себе трудно для ребёнка, не при­вык­шего созна­тельно и про­из­вольно управ­лять дви­же­нием глаз.

Слож­ная работа, тре­бу­ю­щая зна­чи­тель­ных воле­вых усилий!

2. Срав­не­ние ребенка с другими.

2.1. Ребе­нок имеет право на ошибку

Ребе­нок, только–только осва­и­ва­ю­щий чте­ние, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запо­ми­нать про­чи­тан­ное до тех пор, пока не созреют его голов­ной мозг и нерв­ная система. Мы же предъ­яв­ляем к речи 5‑ти лет­него малыша те же тре­бо­ва­ния, что и к речи 8‑летнего школь­ника. А ведь мно­гое зави­сит от осо­бен­но­стей ребенка, его воз­раста, частоты заня­тий с ним. Ведь все дети даже цвета осва­и­вают в раз­ные сроки. Роди­тели до тех пор ком­мен­ти­руют цвета окру­жа­ю­щего мира, пока сам ребе­нок не назо­вет нуж­ный, зна­ко­мый цвет. (Напри­мер: цып­ле­нок – жел­тый, травка — зеле­ная.) Почти то же самое должно сфор­ми­ро­ваться и с запо­ми­на­нием букв, при­мерно в такой последовательности:

- пока­зать, назвать букву (в раз­рез­ных азбу­ках, в бук­ва­рях, на плакатах);
— потом ребе­нок учиться нахо­дить букву по зада­нию взрос­лого. Напри­мер: — Я выложу перед тобой ряд букв, а ты поста­райся найти именно ту, что я попрошу. Только после этого того, как ребе­нок нахо­дит ее с уве­рен­но­стью, можно сде­лать вывод, что буква зна­кома, и зафик­си­ро­вана в памяти.
Если фор­си­ро­вать этот этап, ребе­нок с тру­дом будет вспо­ми­нать буквы, будет совер­шать ошибки и из-за этого терять инте­рес к занятиям.

2.2. Штурм родителей

Узнав, что сосед­ский малыш уже читает, роди­тели начи­нают штур­мо­вать изо всех сил. Это при­во­дит их к чув­ству сопер­ни­че­ства. Моло­дые мамы стре­мятся, чтобы с малых лет их малень­кое сокро­вище было лучше, умнее, кра­си­вее и успеш­нее других.

Эта кон­ку­рен­ция заго­няет ребенка в рамки, кото­рые остав­ляют отри­ца­тель­ный след на всю жизнь.

2.3. Каж­дый ребе­нок индивидуален

Каж­дый ребе­нок инди­ви­дуа­лен. Одна неболь­шая про­блема, может при­ве­сти к лич­ной тра­ге­дии в раз­ви­тии и ста­нов­ле­нии лич­но­сти ребёнка. Отсут­ствие успеш­но­сти, уже может про­явиться в стар­шем дошколь­ном воз­расте, что потом ска­жется при обу­че­нии в началь­ной школе.

Любите сво­его ребенка таким, какой он есть. Помо­гите ему пове­рить в себя, создайте такие усло­вия, в кото­рых он сам захо­чет обу­чаться. Пока­жите на своем при­мере, что уметь читать это здорово!

Если дети видят, что мама и папа еже­дневно смот­рят теле­ви­зор или про­во­дят время за ком­пью­те­ром — откуда воз­ник­нет жела­ние читать книгу?

Возь­мите любую книгу, кото­рая инте­ресна вам и про­чи­тайте несколько стра­ниц ребенку вслух. Это его заин­те­ре­сует. Попро­буйте вве­сти это в систему (еже­дневно или два раза в неделю), тогда ребе­нок будет ждать эти мгновения.

3. Сюсю­ка­нье

3.1. ребе­нок не “ино­стра­нец”

Этим они очень вре­дят рече­вому и пси­хи­че­скому развитию.

Стоит обра­тить вни­ма­ние на то, что нельзя про­из­но­сить слова иска­женно, упо­треб­лять вме­сто обще­при­ня­тых слов усе­чен­ные слова или зву­ко­под­ра­жа­ния (бибика, маси­ночка и т.д.) это будет тор­мо­зить усво­е­ние зву­ков, задер­жи­вать свое­вре­мен­ное овла­де­ние словарем.

Если ребе­нок непра­вильно про­из­но­сит звуки или какие-либо слова, не нужно повто­рять их или пере­драз­ни­вать, тем более поте­шаться этим. Нужно про­сто так­тично попра­вить и дать при­мер пра­виль­ного про­из­но­ше­ния. Пра­виль­ная, чет­кая речь очень необ­хо­дима для раз­ви­тия фоне­ма­ти­че­ского слуха.

4. 4. Фоне­ма­ти­че­ский слух

4.1. Что такое фоне­ма­ти­че­ский слух

Стоит обра­тить вни­ма­ние на раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха.

Что же это такое и для чего он нужен?

Фоне­ма­ти­че­ский слух нужен для того, чтобы соот­не­сти звук и букву. Даже пра­виль­ное про­из­но­ше­ние какого-либо звука очень ослож­ня­ется, если фоне­ма­ти­че­ский слух не доста­точно раз­вит. Сла­бо­раз­ви­тый фоне­ма­ти­че­ский слух при­во­дит к непра­виль­ному вос­при­я­тию слов и в даль­ней­шем при­во­дит к замене слов близ­ких по зву­ча­нию (напри­мер: лак – рак, миска – мишка, бочка – почка и т.д.)

В даль­ней­шем, когда ребе­нок пой­дет в школу, у него про­явится это в виде нару­ше­ния про­цес­сов чте­ния и письма.

Делая частые и систе­ма­ти­че­ские ошибки, ребе­нок будет полу­чать пло­хие оценки и у него сло­жится нега­тив­ное отно­ше­ние к школе .

4.2. Как опре­де­лить есть ли у ребенка нарушения?

Про­ве­рить вы смо­жете и само­сто­я­тельно: попро­сите ребенка повто­рить слоги попарно са-за, су-зу, и т.д. затем цепочки сло­гов, а для более слож­ного зада­ния под­бе­рите кар­тинки назва­ния пред­ме­тов, кото­рые отли­ча­ются только одним звуком.

4.3. Раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха

Раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха про­ис­хо­дит у всех детей очень инди­ви­ду­ально, но самым чув­стви­тель­ным пери­о­дом явля­ется воз­раст до двух лет. И если роди­тели в этот период много и без сюсю­ка­нья раз­го­ва­ри­вали со сво­ими детьми, часто пели песенки и читали про­стые дет­ские стихи, то неза­метно для себя они раз­ви­вали детям фоне­ма­ти­че­ский слух.

Если же это время было упу­щено, то для пра­виль­ного раз­ви­тия и про­из­но­ше­ния стоит поиг­рать в игры, кото­рые спо­соб­ствуют раз­ви­тию фоне­ма­ти­че­ского слуха.

Мне кажется, что тут будет, к слову, исто­рия, услы­шан­ная во время учебы в университете:

В моло­дой семье роди­лась девочка. Роди­тели были молоды и боль­шую часть вре­мени тра­тили на себя. Их сту­ден­че­ская жизнь отни­мала боль­шую часть вре­мени. А ребе­нок рос как домаш­ний коте­но­чек. Девочку кор­мили, поили, оде­вали, а вот про то, что с ней еще нужно и бесе­до­вать никто не вспо­ми­нал. Мол­чит ребе­нок, ну и славно, меньше про­блем. В итоге к двум годам у девочки наблю­да­лась задержка рече­вого развития.

Летом они поехали в деревню к бабушке. Она уго­во­рила оста­вить девочку на время с ней. Бабушка, выпол­няя работу по хозяй­ству, про­сто пела

песни, рас­ска­зы­вала стихи и про­го­ва­ри­вала все свои дей­ствия. И тогда малышка стала поти­хоньку повто­рять услы­шан­ное, она под­пе­вала песенки и про­из­но­сила корот­кие фразы. Уже к весне девочка орга­ни­зо­вала домаш­ним и сосе­дям кон­церт. Такого про­гресса не ожи­дали моло­дые роди­тели. Как только они узнали о таланте сво­его ребенка, тут же забрали девочку в город.

А вам что-то мешает петь песни и учить стихи с вашим малень­ким чадом?

Заду­май­тесь об этом?…

5. Боязнь встречи с логопедом

Роди­тели часто закры­вают глаза на про­блемы с рече­вым раз­ви­тием. Часто при­хо­диться слы­шать, что потом само все выго­во­риться; у стар­ших так было и все про­шло; зачем ста­раться что-то делать, если он еще маленький.

Тем самым тор­мо­зят раз­ви­тие ребенка и неосо­знанно гото­вят его к неуда­чам в школе.

Для неко­то­рых роди­те­лей визит к лого­педу как визит к сто­ма­то­логу вызы­вает чув­ство боли.

А уж если вдруг ребенку поста­вили какой – либо диа­гноз, так это вообще у роди­те­лей вызы­вает чув­ство обиды. При­хо­диться выслу­ши­вать кучу недо­вольств. Сразу начи­нают оправ­ды­вать себя и ста­вят под сомне­ние, все ска­зан­ное им. Роди­тели боятся диа­гно­зов, но не делают про­стые вещи, чтобы избе­жать про­блем. Они меч­тают о буду­щем ребенка, ничего не делая в настоящем.

Исходя из сво­его опыта, могу ска­зать, что те роди­тели, кото­рые не без­раз­личны к буду­щему сво­его ребенка, и заин­те­ре­со­ваны в успехе, нико­гда не отка­жутся от реко­мен­да­ций и сове­тов специалистов.

6. Поста­новка иска­жен­ных зву­ков и вызов пропущенных

Прежде всего, для ребенка состав­ля­ется план инди­ви­ду­аль­ной работы. Во вни­ма­ние берутся: воз­раст­ные осо­бен­но­сти, меди­цин­ские пока­за­ния, тяжесть нарушения.

Бывают слу­чаи, что у ребенка нару­шены все группы зву­ков, но при еже­днев­ных заня­тиях, кото­рые зани­мают не боль­шое коли­че­ство вре­мени, кор­рек­ция про­те­кает довольно в корот­кие сроки.

Бывает и так, у ребенка нет всего двух трех зву­ков, роди­тели счи­тают, что двух заня­тий в неделю доста­точно. Они не ста­ра­ются закре­пить полу­чен­ные зна­ния на заня­тиях и кор­рек­ция стоит на мерт­вой точке.

Дети видят отно­ше­ние роди­те­лей, то, что их никто не кон­тро­ли­рует и не пыта­ются доби­ваться нуж­ной цели. Дети при­выкли к такой речи и их это совсем не беспокоит.

Ино­гда тре­вогу начи­нают бить роди­тели тогда, когда ребенка начи­нают пере­драз­ни­вать в школе и появ­ля­ются пло­хие оценки.

6.1. Раз­ви­тие рече­вого дыха­ния тоже имеет огром­ное значение

Часто при­хо­диться видеть, как дети рас­ска­зы­вают стихи и делают зна­чи­тель­ное уси­лие, чтобы захва­тить допол­ни­тель­ную пор­цию воздуха.

Или рас­ска­зы­вая вза­хлеб инте­рес­ную исто­рию чуть ли не зады­ха­ются и сде­лал уси­лие, сильно вдох­нув, продолжают.

Так про­яв­ля­ется недо­ста­точно раз­ви­тое рече­вое дыха­ние.

7. Поста­новка и авто­ма­ти­за­ция звуков

7.1. Работу лучше дове­рить логопеду

Поста­новку и авто­ма­ти­за­цию зву­ков лучше всего предо­ста­вить лого­педу. Он позна­ко­мит ребенка с арти­ку­ля­ци­он­ным аппа­ра­том. Даст пра­виль­ную арти­ку­ля­ци­он­ную позу (т.е. поло­же­ние языка для нуж­ного звука).

В начале, сле­дует разо­браться, ребе­нок совсем не про­из­но­сит (про­пус­кает) звуки или же каким-либо обра­зом их иска­жает, заме­няет. Это очень важ­ный момент для опре­де­ле­ния пути реше­ния про­блемы звукопроизношения.

Лого­пе­ди­че­ская работа будет стро­иться при­мерно так: арти­ку­ля­ци­он­ная гим­на­стика (под­го­товка мышц языка), работа над силой воз­душ­ной струи (подуть на вер­тушку, заду­ва­ние горя­щей свечи и пр., глав­ное сле­дить за тем, чтобы при выдохе щеки не наду­ва­лись), поста­новка звука, раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха.

7.2. Этапы работы логопеда

1‑й этап — под­го­то­ви­тель­ный (фор­ми­ро­ва­ние инте­реса к лого­пе­ди­че­ским заня­тиям; раз­ви­тие слу­хо­вого вни­ма­ния, памяти, фоне­ма­ти­че­ского вос­при­я­тия с помо­щью игр и спе­ци­аль­ных упраж­не­ний; фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие арти­ку­ля­ци­он­ной мото­рики — это выпол­не­ние арти­ку­ля­ци­он­ной гим­на­стики и спе­ци­аль­ных упраж­не­ний для губ, языка, голоса, дыха­ния и др.) (про­те­кает у мно­гих детей мед­ленно и тре­бует дли­тель­ной тренировки).

2‑й этап — поста­новка зву­ков (вызы­ва­ние зву­ков по под­ра­жа­нию или при
помощи спе­ци­аль­ных приемов).

3‑й этап — авто­ма­ти­за­ция — закреп­ле­ние звука в сло­гах, в сло­вах, пред­ло­же­ниях (про­те­кает у мно­гих детей мед­ленно и тре­бует дли­тель­ной тренировки).

[р], [р’] — можно начи­нать авто­ма­ти­зи­ро­вать с про­тор­ного ана­лиза и парал­лельно выра­ба­ты­вать виб­ра­цию языка.

Авто­ма­ти­за­ция зву­ков в сло­вах про­во­дится по сле­дам авто­ма­ти­за­ции в сло­гах в той же после­до­ва­тель­но­сти. По мере овла­де­ния ребен­ком про­из­но­ше­ния каж­дого слога с исправ­лен­ным зву­ком, он вво­дится и закреп­ля­ется в сло­вах с дан­ным сло­гом. Авто­ма­ти­за­ция постав­лен­ных зву­ков в пред­ло­же­ниях: каж­дое отра­бо­тан­ное в про­из­но­ше­нии слово вклю­ча­ется в пред­ло­же­ния, затем — в неболь­шие рас­сказы, потешки, чисто­го­ворки, сти­хо­твор­ные тек­сты со сло­вами, вклю­ча­ю­щими исправ­лен­ные звуки.

4‑й этап — диф­фе­рен­ци­а­ция постав­лен­ных и авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных зву­ков (в слу­чаях замены одного звука дру­гим) [Р]-[Л].

5‑й этап — авто­ма­ти­за­ция зву­ков в само­сто­я­тель­ной (спон­тан­ной) речи — в моно­ло­гах, диа­ло­гах, играх, раз­вле­че­ниях, на про­гул­ках и дру­гих фор­мах дет­ской жизнедеятельности.

Так же важ­ным является:

- научить ребенка отли­чать пра­виль­ное про­из­но­ше­ние от неправильного;

- отли­чать звуки по аку­сти­че­ским при­зна­кам, т.е. узна­вать звуки речи и не сме­ши­вать их в восприятии;

- при­ни­мать необ­хо­ди­мые арти­ку­ля­ци­он­ные позы.

8. Выбор методики

Итак, вы уве­ренны, что всех пере­чис­ленных про­блем нет или они уже решены.

Какую же мето­дику выбрать?

Что понра­вится именно вашему малышу?

Какое тут может быть решение?

Каж­дая мето­дика уни­вер­сальна и инте­ресна по-своему.

Не стоит браться за все и сразу.

Можно поста­вить в основу тра­ди­ци­он­ную мето­дику, а потом уже раз­бав­лять ее вся­кими инте­рес­ными эле­мен­тами, упраж­не­ни­ями и дидак­ти­че­скими играми.

9. Алфа­вит с опо­рой на картинки

Алфа­вит с опор­ными кар­тин­ками может сыг­рать с роди­те­лями злую шутку: да это отлич­ный спо­соб выучить азбуку, но для чте­ния — вообще не годен.

Если ребе­нок запом­нит, что П — это Паро­воз, а А — Арбуз, то он не пой­мет, почему при “скла­ды­ва­нии” Паро­воза и Арбуза полу­чится слово “Папа”. Если спро­сить у него какая буква стоит впе­реди слова “папа”, он может отве­тить — паро­воз. А это непра­виль­ный под­ход к чтению.

9.1. Под­вод­ные камни музы­каль­ной азбуки

Опас­ные под­вод­ные камни ино­гда пря­чутся и в очень мод­ных музы­каль­ных азбука. Про­слу­ши­ва­ешь их и дрожь про­би­рает: — Кто же их выпус­кает?… Точно не педа­гог по рече­вому развитию!

К при­меру: нари­со­вано “ОКНО”, нажи­ма­ешь кно­почку, зву­чит — “АКНО”. Как ребенку объ­яс­нить, что мы слы­шим пер­вый звук “А”, а пишем “О”, ведь мы не учим детей пра­во­пи­са­нию. Мы ста­ра­емся научить его запо­ми­нать буквы…

10. От буквы к звуку

Очень важно при обу­че­нии назы­вать букву упро­щенно, как мы назы­ваем звук, кото­рый они обозначают.

Когда слы­шишь на улице диа­лог мамы с ребен­ком, заду­мы­ва­ешься, как ребенку трудно будет при обу­че­нии чтению.

Мама, ука­зы­вая на вывески спра­ши­вает: — Какая это буква? Малыш с гор­до­стью отве­чает: “Эм!” или “Эс!”

Ува­жа­е­мые взрос­лые! Если вы именно так назы­ва­ете детям буквы, то как ваш малень­кий уче­ник про­чи­тает слог “Ма”?

Пред­ставьте себе, у него, ско­рее всего, полу­читься “ЭМА”! И он будет прав: ЭМ + А = ЭМА. А слово МАМА в таком слу­чае будет читаться как “ЭМА-ЭМА”!

Убе­ди­тесь, что ваш ребе­нок готов к обучению чте­нию, что у него доста­точно сформиро­ваны зву­ко­про­из­но­ше­ние, фоне­ма­тический слух, зри­тель­ное вос­при­я­тие и у него возникло жела­ние зани­маться обу­че­нием. А вы, зна­ете какую мето­дику при­ме­нить, с чего начать и как пра­вильно все организовать!

^ Если у вас воз­никли вопросы по поводу речи вашего ребенка, и вы в чем-то сомне­ва­е­тесь — обра­ти­тесь к логопеду.

Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.


Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.


Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

В обсуждении одно из постов меня попросили рассказать, как правильно научить ребёнка читать, чтобы потом не возникло проблем в школе. Обещала написать, и вот вспомнила, что у меня уже есть готовый текст из своего паблика, дополнила его подробностями и вот делюсь, буду рада если кому-то пригодится.

Эта инструкция идеально походит для обучения с нуля - ещё не изучали буквы и решили заняться. Рекомендованный возраст 4-6 лет.

Одна из основных проблем при переходе к чтению - невозможность соединить буквы в слоги из-за лишних звуков. Вместо "МА" - "МЭА", вместо "АС" - "АСЭ" и т.д. Откуда появляется эта проблема?

Для нас, взрослых, есть чёткое разделение - имя буквы и её звук. Буква БЭ, но при чтение просто Б (звук). И в процессе обучения детей, мы забываем или не знаем, что маленький ребёнок не различает эти два понятия. К тому же, родители и бабушки уверены - сначала нужно выучить все буквы, а потом только учить читать - соединять их в слоги. И это усложняет переход к быстрому чтению.

Начинайте обучение, с постепенным наращиванием объема прочитываемого материала. Нет смысла знать все буквы, но не читать их в словах. Мне нравится букварь Жуковой Н.С. и Букварь крупным шрифтом О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова в них представлена последовательность изучения букв по мере усложнения. И не зная всех букв, ребёнок уже начнет читать простые слова с пониманием прочитанного.

Не стоит перепрыгивать, и брать сразу несколько букв за один подход. Каждую букву стоит закрепить: аудиально, визуально, тактильно.

1 Аудиальное изучение буквы

помним о том, что с малышами мы изучаем только звук. Гласные буквы протягиваем, чтобы ребёнок запомнил её протяжное звучание: Аааааа, Ооооо, Уууууууу. Согласные — короткие звуки. Рот почти не открывается — Т, С, М, Б.

Есть сказка для детей о буквах — если коротко: во рту живет дракон, и он любит буквы которые можно петь, поэтому когда они хотят гулять, он открывает широко ворота, чтобы выпустить их (ворота, естественно, наш ротик, и наша задача показать, как он открывается на гласных буквах). А те буквы, которые петь нельзя, он выпускать не хочет и им приходится становится акробатами и просачиваться сквозь ворота (тут нужно понимать, что в воспроизведении согласных участвует язык. Если у ребёнка есть ярко выраженные логопедические проблемы — стоит обратиться к специалисту).

Так же очень важно научить ребёнка слышать эту букву в словах. На примере:

на уроке с малышами искали слова, в которых есть буква А. Так как мы только начали обучение, это задание для них очень сложное. Поэтому давала подсказки — оранжевое, круглое, сладкое, фрукт, можно делать сок из него. И в конце подсказывала и всё слово: ААААпельсин.

Когда объясняла папе одного из мальчиков это задание, он очень удивился — что, они и это не могут сделать? Да, пока не могут, т.к. не знают букв. Если они увидят апельсин — они его назовут и попросят. Но привязки слово-образ ещё нет, и тем более привязки — такое слово и там есть эта буква.

2. Визуальное изучение буквы

Буква изучается со всем сторон, и конечно, нам важно, чтобы ребёнок узнавал эту букву в любом виде. Можно подготовить таблички с буквой, напечатанные разными шрифтами. Большие буквы, маленькие, жирным шрифтом, курсив и т.д.

Некоторые буквы легко запоминать визуально с помощью образа. Например, Ж это Жук. Можно нарисовать букву Ж и пририсовать усики как у жука. У жука 6 лапок, и у буквы Ж тоже 6 черточек можно насчитать.

3. Тактильное изучение буквы

Обязательно сразу учить ребёнка писать изученную букву. Для этого сначала пальчиков обводим напечатанную букву в букваре, потом можно выкладывать букву из пуговиц, палочек, спичек. Слепить из пластелина. Взять карандаш и нарисовать несколько букв. Вы можете нарисовать несколько букв простым карандашом, и попросить сначала обвести, а потом самостоятельно написать эти буквы.

Мышечная и тактильная память дольше всего сохраняют информацию в мозге, поэтому нужно за один раз (при изучении одной буквы) разобрать букву со всех сторон.

Следующий шаг научить присоединять буквы к слогам.

Если вы прислушаетесь к совету, и будете учить ребенка читать по букварю Жуковой, то вы увидите, что сначала нам даются 5 букв — А, О, У, М, С.

А дальше на этих буквах даются упражнения на выработку навыка соединять эти буквы в слоге. И на этом этапе мы с учениками не торопимся, иногда требуется до 10 занятий, чтобы ребёнок на автомате научился соединять слоги, не путая буквы местами. Прорабатывайте шаг за шагом. Сначала соединяя только гласные: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ. Добились плавного ААААУУУУУ, переходите к слогам АМ, УМ, ОМ. Помним, что согласная должна закрыть слог коротким звуком. Не ААААМэ, а АААААМ.

Как только вы отработали слоги с этими 5 буквами, и для вашего ребёнка не составляет трудности быстро сориентироваться как прочитать любой слог с любой последовательностью этих букв — идём дальше.

Если вы всё делали правильно с самого начала, вы заметите, что с новой буквой объяснять соединение уже будет не нужно. Вы будете изучать её, а слоги ребёнок уже будет читать без подсказок или с минимальными подсказками с вашей стороны.

И тут очередь доходит до слогов из 3-4 букв.
Главная задача объяснить, что отделять буквы нельзя, если они написаны рядом.
Например: написано СОМ, а ребенок читает СО . М. Перед буквой М затесалась пауза.
Чтобы её убрать, нужно придать образности - этот слог семья, ты сейчас либо маму потерял, либо папу, либо ребёнка. Давай они все будут держаться за руки, и вместе придут домой.
Или можно взять игрушечную маленькую машинку и везти её над буквами. Что машинка едет из одного города в другой, и просто проезжает несколько городов в них не останавливаясь. Иначе мы не доедем. Разным детям заходят разные объяснения.

Еще более сложный слог - когда рядом две согласные.

Например: СГА. Варианты как не правильно: С. ГА, СэГа, или другая глассная вместо буквы э.

В первом случае - не допускаем отрыва, те же машинка или семья в помощь. Иногда это трудности управления артикуляцией, тяжело переключится с одной согласной на другую. Можно поделать упражнение СГ (ну или любое другое сочетание согласных, которые тяжело прочитать), и как только будет четко СГ, добавить А.
Добавление призвука может быть и у детей, которые изначально правильно учат буквы. Реже, но может быть. Чтобы легче соединить. Просто обратите внимание ребенка, что лишней буквы там нет. И вспомните как читаются буквы по отдельности, к которым подставляется дополнительный призвук.

И слова состоящие из одного слога так же учимся читать сразу. ГРОМ, СКАТ и т.п. Пока не дошли до последней буквы, не останавливаемся.
Всем удачи.

Ребенку просто нужно помочь развить фонематический слух, то есть умение различать все звуки родного языка. Сделать это можете вы сами в домашних условиях, регулярно предлагая малышу развивающие игры и упражнения.

О том, как развивается фонематический слух у ребенка, а также какие игры помогут маме в этом деле, нам рассказали учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Айнур Мирзоева и Ирина Конивец.

Как ребенок воспринимает звуки от рождения до 5 лет

Первый год жизни. С самого рождения малыш реагирует на звуковые раздражения. Это проявляется во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. На второй неделе звуковые раздражения вызывают у младенца задержку общих движений, прекращение крика. Все эти реакции являются врожденными рефлексами.

С третьей недели ребенок начинает фокусироваться на резких звуках, а в двухмесячном возрасте прислушивается к более тихим шумам.

В три месяца ищет взглядом источник шума, реагируя на него улыбкой, оживляясь. Также в этом возрасте ребенок с удовольствием слушает музыку, а в четыре месяца начинает подражать звукам. К шести месяцам кроха может различить свое имя.

К концу первого года жизни малыш может впервые использовать слова для общения.

Второй год жизни. На втором году происходит бурное развитие фонематического слуха. В этом возрасте ребенок умеет определять на слух неверно произнесенный звук в речи взрослого, однако собственное произношение пока не контролирует. Это связано с тем, что активное развитие фонематического слуха постоянно опережает артикуляционные возможности дошкольника.

Третий год жизни. В этот период ребенок способен самостоятельно определить неверно произнесенный звук в собственной речи. К началу третьего года фонематический слух у него достаточно сформирован. Если этого не произошло, то малыш будет испытывать трудности при овладении правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни происходит совершенствование фонематического слуха. Дошкольник учится различать сходные фонемы на слух (в-ф, б-п, д-т, с-з и т.д.). Именно этот навык поможет ему в будущем разделять слова на звуки и, наоборот, соединять звуки в слова. Это называется звуковым анализом и синтезом.

Пятый год жизни отмечается активным формированием звукового анализа — умением определять последовательность и количество звуков в слове.

От этого напрямую зависит успешное освоение чтения и письма.

Итак, сформированный фонематический слух позволяет ребенку:

1. правильно произносить звуки;

2. четко произносить слова;

3. владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

4. успешно освоить письмо и чтение.

Как правильно развивать фонематический слух

На первом этапе важно сфокусироваться на восприятии неречевых звуков: учить распознавать звуки природы, голоса животных, птиц, бытовые и музыкальные шумы.

Различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

На втором этапе развиваем восприятие речевых звуков.

Предлагаем игры и упражнения, которые можно использовать дома для развития фонематического слуха своих детей.

Разложите перед малышом несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Предложите послушать и запомнить звучание каждого предмета.

Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается), определить, что звучит.

Количество звучащих игрушек увеличивайте постепенно, с трех до пяти.

Делайте это упражнение, пока малыш будет стойко различать громкие и контрастные звуки.

Предложите ребенку плотно закрыть глаза или повернуться к вам спиной. Потом спрячьте какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору и т.д.) и попросите найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан.

Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Можно варьировать звуки, направляющие поиски — звенеть в колокольчик, хлопать в ладоши и т. п.

В одинаковые металлические баночки из-под леденцов поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Сначала предложите вашему дошкольнику внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, попросите ребенка отгадать, что находится в каждой из них.

Так как звуковые различия незначительны, начните с трех коробочек. Медленно увеличивайте их число при постоянном сравнении акустических восприятий.

Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например, такой: 2 удара – пауза – 3 удара. Ребенок его повторяет.

Читайте также: