Как наше государство заботится о своих гражданах 2 класс

Обновлено: 16.06.2024

Автор: Чижова Надежда Васильевна

Организация: МБОУ Мухтоловская ОШ

Населенный пункт: Нижегородская область, р.п. Мухтолово

Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия

1. Пояснительная записка

1.1) Тематическое направление:

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Обоснование выбора данной темы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркнута необходимость формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма, культуры, высокой духовности и традиции служения Отечеству является важнейшим условием становления гражданского общества и правового государства. Быть патриотом без знания истории и культуры Отечества невозможно, при этом воспитание отношения к Родине закладывается и развивается с раннего возраста.

Все вышеизложенное указывает на необходимость проведения систематической работы, направленной на формирование гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения.

1.3) Целевая аудитория: учащиеся 3 класса, возраст 9-10 лет. Содержание, форма, методы и приемы реализации мероприятия соответствуют данному возрасту и интересам обучающихся. Оно разработано с целью развития у младших школьников познавательных интересов, творческих способностей, коммуникативных качеств.

1.4) Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, к учению, жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Антикоррупционное воспитание.
  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  • Организация профессиональной ориентации обучающихся.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  • Общение и досуг.

Мероприятие выполняет большую роль в воспитании таких качеств человека, которые составляют основу его гражданской, коммуникативной, социальной активности.

1.5) Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Цель: воспитание гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении, формирование российской идентичности, гордости за свою страну.

Задачи:

воспитательная: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ; формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека. образовательная: формировать мотивацию к изучению обучающими истории Отечества, малой Родины, государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности.

Планируемые результаты:

  • Расширятся знания школьников о главном Законе страны.
  • Сформируется уважение к базовым общечеловеческим и российским ценностям; чувство гражданской ответственности за принятие правильных решений в определенных ситуациях.
  • Сформируется мотивация к дальнейшему изучению истории малой Родины, Отечества, государственных символов Российской Федерации.
  • Будут выявлены талантливые учащиеся в области знаний о правах человека, об истории России.
  • Повысится социальная активность учащихся.

1.6) Форма проведения воспитательного мероприятия:

Разговор на заданную тему.

1.7) Педагогические методы, приемы, технологии

При проведении воспитательного мероприятия используются следующие современные педагогические технологии:

  • информационно–коммуникационные;
  • личностно – ориентированные;
  • технологии группового обучения;
  • коллективной творческой деятельности;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации мероприятия:

Дидактические материалы:

  • демонстрационный материал (рисунки, иллюстрации, атрибуты для проведения рефлексии);
  • раздаточный материал (карточки с заданиями, предлагаемые учащимся для выполнения конкретных учебных задач);
  • тематическая подборка текстового и наглядно-иллюстративного материала.

1.9) Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Методическая разработка обладает практической ценностью для совершенствования воспитательного процесса, решения новых задач воспитания и социализации обучающихся. Данный материал могут использовать в своей работе классные руководители, учителя начальных классов, школьные библиотекари, вожатые при организации внеклассных мероприятий, правовых акций, военно-патриотических игр, библиотечных уроков, конкурсов и викторин.

2. Основная часть

2.1) Описание подготовки воспитательного мероприятия.

2.2) Описание проведения воспитательного мероприятия.

Сценарий мероприятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Дорогие, ребята! Вы знаете, что во всех школах нашей страны этот учебный год начался с проведения правовой акции, в ходе которой ученики всех классов знакомились со своими правами и обязанностями, говорили о главном законе нашей страны – Конституции РФ, знакомились с символами нашего государства, проводили различные конкурсы и викторины. Такие мероприятия проходили и в нашем классе, поэтому сегодня у нас с вами своеобразное подведение итогов. Мы проводим классный час, форма которого называется – разговор на заданную тему. А тема звучит так:

А вот ещё одна фраза великого русского поэта А. С. Пушкина. Прочитаем её.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С. Пушкин

Чему призывает А.С. Пушкин посвятить прекрасные порывы души? Дети: Отчизне.

родина - место, где родился человек

Родина – родная страна

Отечество

Отчизна

… Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней родное: а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Вот видите, ребята, какое огромное значение имеет для каждого человека Родина, как важно беречь и любить её, быть настоящим гражданином и патриотом своей страны.

Учитель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине.

В них раскрывается тема любви к Родине. Какие вы знаете пословицы?

  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Родина – всем матерям мать.
  • Родина – мать, чужбина – мачеха.
  • Береги Родину, как зеницу ока.
  • Родная земля и в горсти мила.

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый человек. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

(Стихотворения читают ученики)

Маму я спросила.

« Это наша Родина,

1.Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

2.Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

3. Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

4.Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды -

Звёзды мира над Кремлём.

5. Есть такое чудо:

Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

Отчий дом родимый.

Сердце жарко бьётся,

В жизни это чудо —

Учитель: Ребята, назовите столицу нашего государства.

Ученик: Москва – столица нашей необъятной Родины.

– А кто, ребята, был в Москве? Расскажите об этом городе.

– Кто президент нашего государства? (Владимир Владимирович Путин)

– Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем?

( дети читают стихи)

1. Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

2. Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

3. Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою – рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

4. Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Учитель: У каждой страны есть государственные символы. Как вы понимаете, что такое государственные символы?

Ученик: Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа. Все страны мира имеют свои государственные символы. К государственным символам всех стран надо относиться с уважением.

Ученик: Государственный герб нашей страны представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите. Над орлом три короны (две малые и одна - большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар). Две головы орла символизирует единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и Восток. На груди орла на красном щите – серебряный всадник на белом коне, поражающий дракона копьем. Всадник – Георгий Победоносец – древний символ Москвы, олицетворение добра над злом.

Ученик: Государственный флаг России – один из важнейших символов государства. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Оскорбление Государственного флага рассматривается как оскорбление нации и страны. Флаг – прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя полоса – белого цвета, средняя – синего, нижняя полоса – красного цвета. Каждый цвет имеет особое значение.

Три цвета: белый, синий, красный

На нашем флаге не напрасно.

Цвет чистоты – чудесный белый,

Цвет синий – неба символ смелый.

Цвет красный – это символ чести,

Под этим флагом все мы вместе.

В России каждый понимает:

Флаг россиян объединяет.

Учитель: У каждого государства есть свой Государственный гимн. Что такое гимн?

Ученик: Гимн – это торжественная песня, которая исполняется при поднятии Государственного флага, во время проведения военных парадов, национальных праздников, олимпийских игр. Гимн – это песня, посвященная своей Родине. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной России. Государственный гимн слушают стоя, выражая этим уважение к стране и ее гражданам.

(Звучит Гимн РФ)

Учитель: Вот она, какая Россия! Широкая и великая! И везде живут люди. Население России составляет более 145 млн. человек. Россия – единое многонациональное демократическое государство.

Какой государственный праздник отмечается в нашей стране 12 декабря?

Дети: День Конституции Российской Федерации.

Учитель: Что такое Конституция?

Ученик: Это основной документ государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан.

Учитель: Конституция защищает права всех граждан. А какой документ защищает права детей?

Ученик: Права детей защищает международный документ, который называется Конвенция о правах ребенка. Этот документ был принят в 1989 году.

Учитель: В Конвенции закреплены права детей на жизнь, на гражданство, на образование, на здоровье, на жилье, на отдых. Назовите семь прав, которыми должен обладать ребенок.

  • право на жизнь;
  • право на образование;
  • право на свободу;
  • право на личную неприкосновенность;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на защиту от эксплуатации;
  • право общаться с обоими родителями.

Ребята, у вас было домашнее задание. Вы должны были придумать и нарисовать знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. Какие знаки вы придумали?

(выходят дети с плакатами и объясняют)

1. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

2. Вот ребенок груз несет

В детстве тяжкая работа

3. Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

4. Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают -

5. Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг,

Выражает свое мнение –

6. Вот в углу стоит мальчонка,

Бить, наказывать ребенка

7. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Учитель: Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее вас.

Красная Шапочка идет по лесу, к ней подбегает Волк.

– Красная Шапочка, я тебя съем. Иди сюда поближе (берет ее за шиворот).

Красная Шапочка испуганно кричит:

– Ой, ой! Волк! Помогите, спасите! Не ешь меня, пожалуйста, Волк!

Волк:

– Ха-ха, пожалуйста, вот еще чего! Это слово не для меня! Конечно, съем!

– Нет, ты ее не съешь!

Волк:

– Это еще почему?

– Да потому, что она не зайчик, а человек!

– Дети, какое самое главное право хотел нарушить Волк? (Право на жизнь)

Работа в группах.

Учитель: Ребята, давайте определим, какие права еще имеет ребенок.

Для этого вам необходимо разделиться на группы, прочитать по ролям указанный отрывок, а затем представить его всему классу. Ребята, послушав фрагмент произведения, должны будут сказать его название и указать, какое право в нем нарушено.

Каждая группа читает отрывок из сказки:

Ответ: право на жилище.

Никто не может быть произвольно лишен жилища. Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, на свободу, возможность воспитываться в семье.

Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

Ответ: правом на свободу передвижений.

Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

Ответ: правом на труд.

Учитель: Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, где бы ни затрагивались права человека. Поэтому, прочитав какое-либо произведение или посмотрев художественный фильм, поразмышляйте о нарушении или о торжестве прав человека. Если вам не безразлично, что происходит с людьми вокруг вас, если вы готовы защищать слабого от несправедливости, тогда мир будет добрее, и все будут жить дружно.

Учитель: Ребята, прочитайте тему классного часа:

А кто же такой гражданин?

Отечества достойный сын!

Учитель: Человек должен исполнить в своей жизни многое. Подумайте, какой гражданский долг вы должны выполнить по отношению к своим родителям, к своим друзьям, к знакомым людям, по отношению к Родине?

(Дети записали ответы на бумажных ладошках. Они читают и приклеивают их на рисунок карты России).

  • Мы должны быть воспитанными.
  • Мы должны любить своих родителей.
  • Мы должны хорошо учиться.
  • Мы должны помогать друг другу.
  • Мы должны уважать старших.
  • Мы должны любить животных.
  • Мы должны быть честными.
  • Мы должны быть добрыми.
  • Мы должны быть смелыми.
  • Мы должны любить и защищать свою Родину.

Ученик: Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса.

Нет на свете Родины дороже.

Надо всё нам делать для неё.

Чтобы день, который нами прожит.

Каждым часом радовал её.

Рефлексия: Учитель: Пришло время подвести итог нашей деятельности. О чём был наш сегодняшний разговор? (ответы детей) Как вы думаете, состоялся у нас разговор на заданную тему?

У вас на партах лежат смайлики. Посмотрите на них и определите свое отношение к нашему классному часу.

Красный – мне было не интересно, многое знал.

Зеленый – было интересно, много нового узнал.

Я очень рада, что вам понравилось мероприятие. Вы были активными. Ребята, помните, вы – граждане великой страны России. Вы живете не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях. Я желаю вам мира и счастья в нашей великой стране. Всем спасибо за работу. Мероприятие окончено.

Литература и интернет-ресурсы

1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие.- 3-е изд. – М.: Глобус, 2008.

2. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Конституция Российской Федерации. Избирательная комиссия Нижегородской области. – Нижний Новгород, 2005.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. – Москва, 1960.

Где родился, там и пригодился! У каждого человека есть Родина. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением.

Для меня родина – это место, где я родилась, это мои родители и родственники. Каждый человек, имеющий Родину, – счастливый.

Россия — это страна, в которой я родилась и живу, значит, это и есть моя Родина. Это родина моих предков. Россия богата своей природой: лесами и полями, реками и озерами. В России много красивых сел, деревень, городов. Но самое главное богатство заключается в людях, трудолюбивых, добрых, гостеприимных, мужественных, героических, творческих и отзывчивых.

Моя страна свободная и миролюбивая. В ней люди работают и учатся по своему желанию. Занимаются любимым делом, воспитывают детей. В нашей стране мир – главное.

Моя страна заботится о своих людях: бесплатно лечит в больницах, бесплатно учит детей в школах и институтах. Нам хорошо жить в такой стране! Наши военные — защитники Родины – оберегают людей от врагов, чтобы над головой всегда было мирное небо.

Если в моей стране будет мир, то людям будет хорошо. А если людям будет хорошо, все будут дружить, все будут довольны и счастливы.

Я очень люблю свою Родину, хочу, чтобы она становилась все краше и лучше, чтобы россияне заботились о ней, трудились на благо Родины, на благо общества. Если Россия будет богатой, все мы будем жить хорошо!

«Россия начиналась не с меча, она с косы и плуга начиналась. Не потому, что кровь не горяча, а потому, что русского плеча, Ни разу в жизни злоба не касалась…

У государства один закон – Конституция РФ. У каждого субъекта есть свои полномочия и права. Законы, принимаемые в субъектах, подчиняются Конституции и не могут ей противоречить.

Еще один объединяющий признак – язык государства. Русский язык изучается на всей территории России. На нем пишутся документы. Это не значит, что другие языки не могут существовать. Языки окраин, малых народностей поддерживаются государством. Русский – общий язык, который используется всеми.












Гражданство

Не каждый человек может быть патриотом, но он является гражданином своей страны. Обществознание помогает разобраться в понятиях: патриот, гражданин, гражданство. Кто такой гражданин – это человек, имеющий законные основания принадлежать определенному государству. Гражданство – политическая и правовая связь человека и страны, в которой он живет. Связь выражается в правах и обязанностях государства и человека. Если родители ребенка являются гражданами России, то и он становится Россиянином автоматически.

Никто не имеет права лишить человека гражданства России, никакие обстоятельства не лишают этого права человека. В Конституции данные права закреплены статьями.

Государственные символы России

К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг — в XVIII в., а первый гимн – в XIX в. Но об этом чуть позже.

Герб Российской Федерации

Слово “герб” пришло в русский язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.

Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца. Поэтому герб, как правило, официально утверждается высшей властью.

Откуда же возникла эмблема двуглавого орла на Руси?

Первоначально историки думали, что Русь заимствовала её из Византии. Как знак императорского двора двуглавый орёл украшал ткани, одежду и обувь императоров и придворных. Особую популярность приобрела эта эмблема при императорах династии Палеологов.

Возможно, двуглавый орёл являлся их родовой эмблемой. Его изображение можно увидеть на рукописном Евангелии, принадлежавшем Дмитрию Палеологу. В Риме орёл почитался с древнейших времён. По преданию, именно орёл, этот вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему обретение царской власти. Распространённость эмблемы двуглавого орла на Балканах привела учёных к мысли, что именно из этого региона орёл мог попасть на Русь.

Но, самое интересное, двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле.

В XVI – XVII вв. в Московском царстве использовались две государственные печати – Большая и Малая. Они отличались размерами, расположением эмблем и надписями, но на обеих сохранились изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орёл изображались на двух сторонах.

В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид, Его начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооружённый орёл.

герб России

На печати Лжедмитрия I орёл изображён с поднятыми вверх крыльями, а над его головами – две короны, между которыми – третья, большего размера. На печатях царя Михаила Фёдоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны.

В первой половине XIX в. изображение российского герба вновь изменилось. Возникло два типа государственного герба. На первом орёл с распластанными крыльями держал на груди московский герб в щите изящной, заострённой кверху формы.

Над головами орла помещалась корона. В лапах этот орёл иногда держал – в одной пучок молний и факел, а в другой – лавровый венок. Второй тип герба – орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью ордена Андрея Первозванного.

Александр III принял выполненные художником А. И. Шарлеманем Большой, Средний и два Малых герба. Наличие трёх типов государственного типа герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по своей значимости документы.

Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история.

В 1917 году орел перестал быть гербом России. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от 30.10.1993 г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И.Ухналёв.

Флаг Российской Федерации

Своим рождением
российский флаг обязан отечественному флоту. B 1667-1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России. Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой.

флаг России

К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны.

Гимн Российской Федерации

Государственный гимн России – официальный государственный символ России — исполняется в самых торжественных случаях, во время проведения официальных церемоний государственного значения.

гимн России

Гимны как торжественные культовые песнопения, зародились в глубокой древности. В России до 17 века торжественные церемонии сопровождались церковными песнопениями.

Национальность в России

Патриотизм России

Место рождения называют по-разному:

У слов есть общий корень – отец. То есть Отечество – земля, где живут отцы (предки). Патриотизм – это чувство, характеризующее отношение к месту своего рождения. Человек не может появиться на свет в разных местах, поэтому логично, что Родина у человека одна.

Два слова ставят часто рядом:

Патриотизм – это особая любовь. Нельзя просто хвастаться своими чувствами к стране.

Важно понимать свою роль в государстве, стремиться приносить пользу. Патриот в трудные времена без раздумий встанет на защиту Родины.

Гражданство России

Не каждый человек может быть патриотом, но он является гражданином своей страны. Обществознание помогает разобраться в понятиях: патриот, гражданин, гражданство. Кто такой гражданин – это человек, имеющий законные основания принадлежать определенному государству.

Гражданство – политическая и правовая связь человека и страны, в которой он живет. Связь выражается в правах и обязанностях государства и человека. Если родители ребенка являются гражданами России, то и он становится Россиянином автоматически.

Никто не имеет права лишить человека гражданства России, никакие обстоятельства не лишают этого права человека. В Конституции данные права закреплены статьями.

Интересные люди России. В.И. Даль

Национальность

Москва – Столица России

Москва – столица нашего государства, главный город России. Точная дата основания города не известна, однако Москва впервые упоминается в Ипатьевской летописи за 1147 год. В тот год суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил черниговского князя Святослава Олеговича в свое владение, располагавшееся, как считается, на том холме, где теперь стоит Кремль. С 1922 по 1991 — столица Союза Советских Социалистических Республик.

Кремль – символ Москвы

Московский Кремль называют сердцем Москвы. Он расположен на берегу Москвы- реки, в самом центре города. Кремль – символ Москвы, — великолепный ансамбль, объединяющий архитектурные памятники разных эпох, огражден кирпичными стенами, над которыми возвышаются 20 башен. В Кремле размещаются государственные учреждения, старинные дворцы и храмы. Прогуляться по Кремлевским стенам можноздесь. Кстати, однажды его чуть не взорвали — узнать подробнее можно в этой статье.

московский кремль

Красная площадь – символ Москвы

Красная площадь – главная площадь России. Здесь проходят военные парады и главные торжества страны. На Красной площади расположена масса интересных памятников культуры и достопримечательностей. Самыми известными из них являются Мавзолей В.И. Ленину, Лобное место, Храм Василия Блаженного, а также Верхние и Средние торговые ряды, Казанский собор. Кроме того, к западу расположен Московский кремль

красная площадь

Заключение

Патриотизм — важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей.

Интересные люди

1. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ – беречь памятники истории и культуры.

а) Что такое памятники истории; б) почему мы должны беречь и сохранять памятники истории?

а) Памятник истории – это памятное место, здание, предмет – любой объект, который связан с историческим событием.

б) Памятники истории напоминают нам о прошлом страны

2. Какие еще конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете?

Платить налоги, защищать Отечество.


1. Одна из проблем современного мира – экологический кризис.

а) Что такое экологический кризис? что стало причиной экологического кризиса?

а). Экологический кризис – это состояние природы / окружающей среды, которое угрожает существованию человека и человечества

б). Воздействие человека на природу ИЛИ хозяйственная деятельность общества

2. Какие ещё глобальные проблемы Вы знаете?

Проблемы международного терроризма, войны и мира.


1. Во второй половине ХХ в. начинает развиваться общество постиндустриального типа.

а) Какое общество называется постиндустриальным; б) как иначе называют этот тип общества?

а) Постиндустриальное общество – это современный этап развития общества, в котором приоритетное значение имеет сфера услуг, а стремительно развивающиеся информационные технологии и развитие науки лежат в основе экономики

б) Информационное общество

2. Какие ещё типы общества Вы знаете?

Традиционное общество, индустриальное общество.


1. Школьный класс – это социальная группа.

а) Школьный класс – формальная социальная группа, т.к. он создается специально, входит в структуру школы, деятельность класс регулируется правовыми документами

Школьный класс – неформальная социальная группа, т.к. его составляют друзья.

б) Школьный класс – малая группа ИЛИ первичная группа.

2. Какие ещё неформальные группы Вы знаете?

Группа друзей, дворовая футбольная команда.


1. Одним из символов нашего государства является государственный герб

а) Для чего случить государственный герб; б) как должен относиться к государственным символам каждый из нас?

а) государственный герб – это особый знак (эмблема), который обозначает, символизирует государство

б) использование символов государства определяется законодательно, каждый гражданин должен уважать символы своего государства и не допускать их неправильного использования

2. Какие ещё символы государства Вы знаете?

Государственный гимн, государственный флаг.


1. Одной из малых социальных групп в обществе является семья

а) какую роль выполняет семья в обществе; б) какую роль выполняет семья в жизни ребёнка?

а) рождение и воспитание детей / первичная социализация

б) воспитывает, заботиться о ребёнке, приучает его жить в обществе, защищает его интересы…

2. Какие ещё малые группы Вы знаете?

Компания друзей, школьный класс.


1. Получение образования – право и обязанность гражданина РФ.

а) какое значение имеет образование для каждого человека; б) почему в современном обществе возникла необходимость в непрерывном образовании (образовании в течение всей жизни человека)?

а) образование даёт знания, позволяет человеку раскрыть свои способности, получить профессию

б) возрос поток информации, которая непрерывно обновляется; быстро развивается и требует переквалификации работников; устаревают знания

2. Какие ещё конституционные обязанности Вы знаете?

Платить налоги, защищать Отечество, сохранять природу и окр.среду


1. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ – сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

а) что такое природа; б) почему природные богатства нужно беречь?

а) Природа – это естественная среда обитания человека

б) Природные богатства нужно беречь, потому что он исчерпаемы, потому что используются человеком для удовлетворения потребностей в пище, воде

2. Какие ещё конституционные обязанности Вы знаете?

Платить налоги, защищать Отечество


1. В постиндустриальном (информационном) обществе появились новые способы и средства связи.

а) какие средства коммуникации появились в постиндустриальном обществе; б) как новые средства коммуникации помогают людям получать образование?

а) Интернет (электронная почта, скайп), мобильный телефон

б) благодаря им возможно быстрое получение информации, дистанционное образование

2. Какие ещё новые явления, характерные для постиндустриального общества, Вы знаете?

Особая роль науки, непрерывное образование.


1. В обществе устанавливаются и действуют социальные нормы.

а) Что такое социальные нормы; б) какую роль выполняют социальные нормы в обществе?

а) Социальные нормы – это правила общественной жизни

б) объединяют общество, регулируют общественные отношения

2. Какие виды социальных норм Вы знаете?

Нормы морали, правовые нормы.


1. В обществе действуют нормы морали.

а) Что такое нормы морали? Какую роль выполняют нормы морали в обществе?

а) Нормы морали – это социальные нормы, которые основаны на представлении о добре и зле, создаются в обществе и поддерживаются общественным мнением и совестью человека

б) Нормы морали регулируют отношения между людьми, объединяют общество, оценивают поступки людей с позиции добра и зла

2. Какие ещё виды социальных норм Вы знаете?

Правовые нормы, традиции.


1. Граждане РФ обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ.

а) К какому виду социальных норм относятся законы; б) что отличает эти нормы от других видов социальных норм?

а) Законы – это правовые нормы

б) Правовые нормы устанавливает государство, они обязательны для выполнения

2. Какие ещё виды социальных норм Вы знаете?

Моральные нормы, этикет.


1. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ – соблюдение нормы права.

а) Что такое норма права; б) как можно формировать правовую грамотность (знание норм права) у населения?

а) норма права – это общеобязательное правило, установленное государством и обеспеченное государственным принуждением

б) изучать право в учебных заведениях ИЛИ использовать средства массовой информации

2. Какие ещё конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете?

Защита Отечества, сохранение памятников истории и культуры.


1. Семейный кодекс РФ определяет условия заключения брака.

а) что такое брак; б) почему люди вступают в брак?

б) вступая в брак, мужчина и женщина приобретают определённые права и обязанности, которые защищает государство.

2. Какие условия заключения брака в РФ Вы знаете?

Достижение брачного возраста, взаимное согласие.


1. Одним из символов нашего государства является государственный флаг.

а) Для чего служит государственный флаг; б) как должен относиться к государственным символам каждый из нас?

а) государственный флаг – это флаг, который представляет и символизирует страну

б) использование символов государства определяется законодательно, каждый гражданин должен уважать символы своего государства и не допускать их неправильного использования

2. Какие ещё символы государства Вы знаете?

Государственный гимн, государственный герб.


1. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ и его священный долг – защита Отечества.

а) Что такое защита Отечества; б) какое право имеет гражданин в случае, если военная служба противоречит его убеждениям и вероисповеданию?

а) Защита отечества – это оборона страны, охрана её суверенитета и безопасности, целостности и неприкосновенности её территории

б) право на альтернативную гражданскую службу

2. Какие ещё конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете?

Уплата налогов, сохранение природы.


1. Наше государство проявляет заботу о различных социальных группах.

а) почему некоторые социальные группы нуждаются в защите со стороны государства; б) в чём выражается забота государства о благополучии семьи?

а) существуют различные причины, по которым люди не могут обеспечить себя самостоятельно или нуждаются в помощи; наше государство берёт на себя обязанность обеспечить достойную жизнь каждого человека

б) предоставление пособий многодетным семьям, материнский капитал при рождении второго ребёнка, помощь молодым семьям в приобретении жилья.

2. Какие ещё социальные группы в нашей стране находятся под защитой государства?

Пенсионеры, инвалиды, дети, дети-сироты.


1. Несоблюдение правовых норм влечёт за собой юридическую ответственность.

а) Что такое юридическая ответственность; б) с какого возраста наступает уголовная ответственность (дайте два ответа)?

а) Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения за совершение правонарушения

б) с 16 лет; с 14 лет за совершение особо тяжких уголовных правонарушений

2. Какие виды правонарушений Вы знаете?

Проступок и преступление


1. Духовная культура общества включает различные виды искусства, например, архитектуру.

а) Что такое духовная культура; б) какое значение имеет искусство в жизни человека?

а) Духовная культура – это духовные ценности, созданные людьми

б) искусство приобщает человека к прекрасному ИЛИ воспитывает вкус

2. Какие ещё виды искусства Вы знаете?

Изобразительное искусство, оперное искусство


1. В РФ существуют и действуют правоохранительные органы, одним из которых является полиция.

а) что такое правоохранительные органы; б) какие задачи выполняет полиция?

а) правоохранительные органы – это государственные и негосударственные органы, которые обеспечивают законность и правопорядок, защищают права и свободы граждан, борются с правонарушениями

б) профилактика правонарушений, борьба с преступностью, охрана общественного порядка, защита граждан

2. Какие ещё правоохранительные органы Вы знаете?

прокуратура, адвокатура, нотариат


1. В России существуют Конституционный Суд и Верховный Суд.

а) Какой из названных судебных органов разрешает споры между федеральными органами государственной власти; б) кто (какой государственный орган РФ) назначает судей Верховного Суда и Конституционного Суда?

а) Конституционный Суд РФ

б) Совет Федерации РФ

2. Какие особенности разбирательства дел в судах РФ Вы знаете?

открытое, на основе состязательности сторон.


1. Одним из символов нашего государства является государственный гимн.

а) Для чего служит государственный гимн; б) как должен относиться к государственным символам каждый из нас?

а) государственный гимн – это торжественное музыкальное или музыкально-поэтическое произведение, которое символизирует государство, исполнятся в случаях, обычно предусмотренных специальным законом, во время его исполнения все встают.

б) использование символов государства определяется законодательно, каждый гражданин должен уважать символы своего государства и не допускать их неправильного использования

2. Какие ещё символы государства Вы знаете?

Государственный герб, государственный флаг.


1. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ – заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. К объектам культурного наследия относятся произведения искусства, например, шедевры скульптуры и живописи.

а) Что такое искусство; б) какие профессии связаны с сохранением культурного наследия?

а) искусство – это одна из форм культуры, представляющая мир в образной форме; деятельность, связанная с созданием художественных ценностей.

б) Хранитель коллекции музея, искусствовед

2. какие ещё конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете?

Защита Отечества, сохранение природы.


1. Одним из высших органов государственной власти в РФ является Федеральное Собрание РФ. Конституция РФ характеризует его как представительный и законодательный орган.

а) представительный орган – представляет интересы граждан и формируется гражданами (избирается)

б) законодательный орган – создаёт законы государства

2. Из каких двух палат состоит Федеральное Собрание?

Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ


1. Одним из источников доходов семьи является заработная плата.

а) Что такое заработная плата и от чего она зависит; б) какую обязанность имеет работодатель в связи с выплатой заработной платы работнику в соответствии с Трудовым кодексом РФ?

а) Заработная плата – это оплата труда работника, плата за его труд в зависимости от квалификации работника и особенностей работы

б) Равная плата за труд ИЛИ обязательная и своевременная выплата заработной платы в полном объёме.

Все примеры имеют статус "ЗАЧТЕНО" и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта - что можно улучшить.

Сочинение №1

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо.

Асылаева Регина Астемировна

В жизни человека могут произойти как хорошие события, так и плохие. И вот в такие сложные моменты человек нуждается в помощи. А нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Я считаю, что непременно надо помочь. Оказанная помощь может спасти жизнь как одного человека, так и нескольких людей. Чтобы доказать свое мнение, приведу примеры из классической литературы.

Таким образом, можно сказать, что всякого может постичь беда, главное в этой ситуации нужно не пройти мимо горя, а проявить человечность.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Примеры из литературы стоит дополнить тезисами: начинай или заканчивай абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

Сочинение №2

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Кому на Руси жить хорошо

Бринкис Алика Александровна

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.

Вспомним рассказ Куприна "Чудесный доктор". Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.

В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.

Подводя итог, хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Алика, твоё сочинение логичное, чётко выстроенное, содержит удачные и полноценные примеры из художественной литературы. Видно, что ты человек читающий. Пожалуйста, обрати внимание на обособление деепричастных оборотов, а также на исключения из этого правила.

Сочинение №3

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Направление “Кому на Руси жить хорошо”

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Помогая другим, мы делаем мир добрее. Даже незначительная с нашей точки зрения помощь может стать для кого-то спасением. Добро, оно ведь и вправду возвращается, и если каждый из нас это поймет и начнет делиться своей добротой, мир избавится от зла, и наполнится яркими красками.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Юля, Вы молодец! Подобрали очень хорошие примеры, которые удачно дополняют друг друга, показали примеры проявления милосердия, когда человек не ожидает ничего взамен. Будьте внимательны к пунктуации: в этой работе такие ошибки не сыграли существенной роли, но в сочинении на ЕГЭ по русскому языку Вы могли бы потерять баллы. Советую не разрывать так примеры, делать небольшой вывод после первого примера и плавно переходить ко второму. Примеры из литературы советую дополнить тезисами: начинать или заканчивать абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

В целом же работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №4

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо?

Варфоломеева Виктория Александровна.

Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать такой вывод: помогать людям в трудной жизненной ситуации не просто нужно, а необходимо, ведь им, зачастую, крайне сложно самим выбраться из неё. Конечно, сейчас мы живём в режиме невероятной спешки, но ,несмотря на это, важно оставаться неравнодушным к окружающим нас людям и пытаться помочь им, когда это необходимо.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Виктория, сочинение в целом хорошее, давайте стремиться к отличному!

Будьте внимательны: в теме заявили 2 сочинения. Всегда несколько раз проверяйте текст перед сдачей: отдельно прочитайте содержание и убедитесь в логичности, отсутствии опечаток/описок или повторов, потом проверьте знаки препинания. Времени на экзамене обычно всем хватает, лучше убедитесь в отсутствии досадных ошибок, чтобы самой не мучиться из-за того, что поторопились.

Третий критерий на итоговом сочинении, вероятнее всего, будет зачтен. Но я сегодня строгий эксперт, поэтому делаю акцент на том, как построить сочинение, чтобы в логике не было сомнений.

Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Советую уделить внимание пунктуации (вводные слова) и избегать разговорных конструкций. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №5

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей

Читайте также: