Как надо угрожать деду

Обновлено: 30.06.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Новогодняя суета, яркие краски и сказочная иллюминация мегаполиса, необычные вещи вокруг и восторженное ожидание закрутили Россию, да и весь мир. Погружаешься в эту очаровательную круговерть, тонешь в ней. И все хорошо, все приятно. Но обязательно ведь плеснут в бочку меда бидон дегтя.

Это я про что? Да все про то же - про ползучую оккупацию.

А все вокруг завешано красными носками для подарков, везде нас встречают и угрожают задушить в объятиях множество Санта Клаусов - они оккупировали витрины, карабкаются по стенам.

По закуткам и лавчонкам, на которые разбили огромное историческое здание, нас помимо Клаусов встречают то человеки-​пауки, то Гарри Поттеры, то роботы-​трансформеры, которым безраздельно отдан во владение некогда действительно русский детский мир, точнее, русская детская Вселенная.

Вообще, с Санта Клаусами - это просто напасть какая-​то. Все наше детство проходило с любимыми и родными Дед Морозом и Снегурочкой, символами Нового Года и Нового Счастья. И вот с Перестройкой, расталкивая их локтями, к нам бесцеремонно влез их иноземный заменитель, еще и нагло захватив просторное место на парковке для своих худосочных оленей.


А Дед Мороз со Снегурочкой постепенно стали исчезать сначала из новогодних телепрограмм, потом из кинофильмов, мультиков. И теперь уже понятно - это вовсе не мирное сосуществование культур, а нашествие. На Русь обрушилась с гуманитарными бомбардировками пустыми подарками армия Санта-​Клаусов, отнимая у нас наш русский Новый Год и переводя его в смутную общечеловеческую и толерантную плоскость.

Наши Дед Мороз, а потом и Снегурочка, громко заявили о себе веке в девятнадцатом. И достигли своего подлинного величия в советскую эпоху, вернувшись с первыми кремлевскими елками тридцатых годов. Трудно было представить приличный Новый Год без них. Дед Мороз очень быстро стал таким всеобъемлющим русским архетипом, важнейшей частью национального самосознания, символом простора, обновления, мощи народных традиций, воплощением суровой Русской Зимы, закалившей и отточивший наш народный характер.

Мчалась по необъятным просторам страны, сквозь метель и вьюгу, под бубенцовый перезвон лихая тройка, ведомая порой суровыми, но чаще добрыми и справедливыми русскими северными Богами в роскошных шубах. И были в их поступи широта и необъятность нашей души. Они являлись огромным и страшно захватывающим пластом русской культуры.

Конечно, меня спросят – а чего я нервничаю? Ну, Санта Клаус и Санта Клаус. Взаимопроникновение культур. Не все ж в лаптях нам, как нашим предкам, ходить. У нас ныне открытое общество, и мы распахнуты всем ветрам, от чего только крепчаем.

- Ну ответьте. Ничего вам за это не будет.

Находится смельчак, который, не в силах сдержаться, отвечает куда-​то в сторону от генеральной линии. Политрук понимающе улыбается и ласково так говорит:

- Вот за это вас надо гнать из института.

И пока незадачливый курсант бледнеет и обливается потом, полковник в лучших иезуитских традициях начинает трамбовать наши убеждения. Сейчас вспоминается со смехом, а тогда такие вещи были весьма серьезны.

- Это нормально, что в наших магазинных продаются игрушки – фашистская техника и солдатики? Нормально, что на прилавках лежат западные финтифлюшки?

- Нормально, - отвечают ему.

После вступления, что за такой ответ надо гнать из Института, полковник выдает пламенную речь:

- Дети растут в окружении чужих вещей. Потом в окружении чужих понятий. И через некоторое время они перестают быть нашими советскими детьми. Они как ядом напитываются их идеологией. Через безобидные вещи и игрушки.

Потом он вспоминал о подвигах Великой Отечественной войны. О бойцах дивизии НКВД, которые закрывали прорыв немецких танков, безоружные, без гранат и противотанковых ружей, просто своими телами, в которых вязли фашистские гусеницы. Чтобы мы прониклись тем, какой силой может обладать правильная, созвучная с чаяниями народа идеология.

Мы принимали это за очередные хитрые изгибы партийно-​политической агитаторской линии. Закончив с проповедями про злокозненность чужих вещей, полковник поправлял на носу фирменные дымчатые французские очки, брал свой немецкий дипломат в руку и гордо удалялся.

А сегодня, в разрезе творящегося вокруг, думаешь – ведь полковник был прав. И сила бытовых смыслов, окружающих вещей действительна огромна. Дед Мороз со Снегурочкой осеняли метелями и благословением бойцов, идущих на защиту Москвы в сорок первом. Сегодняшний Санта Клаус развозит подарки по офисам и вываливает мешки всякого пафосного барахла избалованным детишкам.

С раннего возраста мальцам внушается, что иностранный Санта Клаус на оленях и в красной обдергайке со штанами по колено – он незыблемый и настоящий. А наш Дед Мороз – это так, туземная экзотика страны, в которой им не повезло родиться.

Так, шаг за шагом, мы движемся в ИХ сторону. Мы, гордый и непокорённый народ постепенно превращаемся в них. Происходит это по беспроигрышным рецептам замены НАШИХ сказок, героев, кумиров на ИХ неторопливо и на первый взор незаметно.

Вот уже у нас и Космодемьянская с Матросовым вовсе не герои, и вместо Незнайки Гарри Поттер со всеми британскими сословными заморочками и холодной, жадной жестокостью их мира. И вместо широчайшего русского метельного простора, завораживающего и кружащего, теперь узость дымохода для Санта Клауса и подарок в тесном алом носке.

Вообще, лично против Санта Клауса ничего не имею. Он Святой, символ католического Рождества, значим для западного мира. Но вот только у нас он мигрант, как как какой-​нибудь араб в Германии, стремящийся острыми белыми зубами отхватить кусок никогда не принадлежащего ему пирога.

Наверное, мы последнее поколение, у которого это ползучие иные символы вызывают неприятие. Нынешние дети очень быстро привыкают к новому толерастно-​интернациональному мышлению и конвергенции несовместимых культур, и уже не представляют, что может быть иначе.

Надо возвращать русские смыслы, мифологию и героев.


Как? Убеждать в этом деятелей культуры? Кого? Сокурова и его прихлебателей? Да они давно заложили свою душу в Ломбард Золотого Тельца и презирают нас, как некогда гордые патриции варваров. Только они не патриции, а мы не варвары, но им этого не объяснишь.

Хотя Санта Клаусы тоже пускай будут, но чуток так, в сторонке, в лучших произведениях западной культуры, а не в агрессивной рекламе везде и всюду.

Так что, долой Санта Клауса, тыквенный Хэллоуин и пошлые валентинки. Даешь Деда Мороза, его внучку Снегурочку и бодрого внучка – Нового Года. Мы победим!

Источник


Вот опять приближается Новый год и снова отовсюду вместо " В лесу родилась ёлочка " слышится джингл белл, а вместо крепкого, статного высокого Деда Мороза повсюду пузатый, плоховидящий коротышка в дурацком, клоунском колпачке. Пупсик Санта Клаус.

И это ещё не всё - многие русские по непонятным причинам на свой русский новый год постоянно предпринимают какие-​то там азиатские меры: какого цвета всё должно быть, что нельзя и что можно есть и пр.

Удивительно это мне, ибо восточный новый год — его в феврале справляют, и строго восточные люди. К чему русские на свой новый год украшают столы лошадями, свиньями, собаками , петухами , змеями и уж совсем дикость. драконами ! — понимать отказываюсь.

Какое отношение русские люди имеют к азиатскому восточному Новому Году?

Причем тут свиньи, крысы, драконы и мы?

И стишок, который малолетние дураки ( возраст не имеет значение - малолетние долбодятлы это состояние организма до смерти ) любят декламировать в омерзительном варианте , в оригинале выглядит так:

10 правил жизни дедушки

Они выросли в сложных условиях, путешествовали по Европе на танках, восстанавливали страну, растили многочисленную семью и не прогибались перед трудностями. Что мог бы поведать дед или прадед, если бы был твоим другом?

Правила жизни самого мудрого в семье — твоего дедушки.

Наши деды и прадеды были круче: они выросли в сложных условиях, путешествовали по Европе на танках, восстанавливали страну, растили многочисленную семью и не прогибались перед трудностями. Для настоящего братана ограничения возраста и физические возможности не преграда. Чтобы мог донести до нас дед, если бы мы лучше слушали его в детстве? Мы многое забыли или не обращали внимания на нравоучения, но дед был очень мудр.

Современный мир изменился, но многие жизненные ценности на прежнем месте. Наши деды были настоящими мужчинами: строгими, брутальными, физически крепкими, грубыми, морально закаленными, работящими, неунывающими, патриотичными и не стесняющимися крепкого словца. Они выросли в сложные времена и вырастили свое потомство по своему мнению о том, каким должен быть мужчина.

Правила жизни дедушки

1. Физическая слабость? Нет, не слышал

Дед всегда утверждал, что он в твоем возрасте был сильнее. Они не ходили в тренажерные залы, а работали на заводах и колхозах с самого детства. Они не были жирными, откормленные фастфудами из Макдональса тюфяками. Дед — сильный и крепкий орешек, пусть и не молодой. Да что там говорить! Дед до сих пор угрожает надрать тебе задницу, если будешь перечить старшим.

2. Толерантность? Нет, не слышал

Дед вырос в другое время, когда расистские, сексистские и политические вещи выглядели иначе. Ничто не могло повлиять на его твердое мнение. Он мог бы прямо и честно высказаться по любому вопросу. Он бы не пытался быть толерантным и максимально корректным, как современные люди. Особенно это видно по западным странам, где мораль уже давно приняла извращенные очертания. Дед называл вещи и людей своими именами: девушек со свободными взглядами — блядями, секс меньшинства — пидорасами, националистов — фашистами, политиков — продажными мудаками. Толерантность? Нет, не слышал. Дед был всегда шикарен, в век боящихся правды людей, когда рубил правду-матку в глаза.

3. Бритье каждый день? Нет, не слышал

Мы бреемся каждый день на работу и если отпускаем бороду, то из-за тенденций моды. Дед всегда говорил, что бриться каждый день не обязательно. Борода или щетина — это не мода на растительность, а признак зрелости мужчины.

4. Избегать армии? Нет, не слышал

В их годы избегать армии было стыдно. Не служили только настоящие калеки и инвалиды. Армия была школой жизни мужчины. Дед сам рвался в армию, несмотря на то, что тогда было гораздо опаснее. Он участвовал в войне и убивал врагов. Дед видел смерть своих друзей и сам был не раз в опасности.

10 правил жизни дедушки

5. Сдаваться перед сложностями? Нет, не слышал

Современные дети и подростки слишком легко получают все от жизни. Их до последнего оберегают и лелеют родители. После этого современные подростки плохо переносят сложности. Они абсолютно не самостоятельные и часто сдаются при первых преградах. Дед всегда стоял на том, что детей надо воспитывать строже. С трудностями надо бороться, а не избегать их.

6. Стервы или феминистки? Нет, не слышал

В те времена был патриархальный уклад семьи. Женщины знали свое место, и деды держали их в узде. Феминистки или стервы? Да на таких бешеных баб не обращали внимание. Пусть сохнут с тоски в своем мирке без мужчин.

7. Избегать конфликта? Нет, не слышал

В те времена знали такое слово как честь и порядочность. За оскорбление, не особо задумываясь, дед легко заряжал обидчику в челюсть. Наглецам, подлецам и обидчикам давать спуску негоже!

8. Бояться крепкого слова? Нет, не слышал

Деды любили использовать крепкое словцо. Причем это были не просто маты, а настоящее искусство. Ругаться 5 минут и не повторяться, это надо уметь.

9. Избегать семьи? Нет, не слышал

Деды хорошо понимали важность хорошей семьи. Они не боялись жениться. Они не ходили холостяками n-лет и не твердили, что все бабы дуры. Они находили хорошую девушку и заводили семью. У них было двое детишек, как у современных семей, а гораздо больше. Деды чтили родственные связи и старших в семье. Деды понимали, что семья это все.

10 правил жизни дедушки

10. Отсутствие мужественности? Нет, не слышал

Наши деды были настоящими мужчинами: строгими, брутальными, физически крепкими, грубыми, морально закаленными, работящими, неунывающими, патриотичными и не стесняющимися крепкого словца. Они были настоящими мужчинами, на которых мы хотели быть похожими.

Не забывай уроки старшего поколения в семье. Самого мудрого и опытного братана — твоего деда. А не то он надерет тебе задницу…

Большинство людей на Новый год тратят деньги, но есть те, кто зарабатывает. Если прошлый год для представителей развлекательной индустрии выдался провальным, то в этот раз народ решил наверстать упущенное.

Соцсети, интернет-площадки для бесплатных объявлений переполнены предложениями, предоставляющими услуги Деда Мороза и Снегурочки.

Изнанка профессии

Фото: Из личного архива

Студент Андрей работает Дедом Морозом второй год. Молодой человек поделился нюансами скромного опыта работы.

— Я живу в Москве. Считаю, это неплохая подработка в новогодние праздники. Правда, не так все просто, как выглядит со стороны, — рассказывает Андрей. — Для начала надо определиться с компанией, с кем сотрудничать. В этом году вакансий полно. Появились фирмы-однодневки, которые, скорее всего, после праздников свернут свою деятельность. Для начала работодатель оценивает внешние данные. Для Деда Мороза главное рост и крупное телосложение. Щуплых парней отсеивают.

— Костюм купили или выдают?


Фото: Из личного архива

— Сценарий заранее готовите?

— От новичков типа меня требуется немного. Прийти, принести подарки, послушать стишок, уйти. На все про все уходит минут 15. За такой визит люди платят по 1000 рублей. На руки я получаю 500 рублей. 31 декабря оплата удваивается. На самом деле больше времени на поздравление и не нужно. Обычно ребенок с нетерпением ждет, когда ты поскорее уйдешь, чтобы заняться подарком. Работа похожа на курьерскую доставку. Только сил отнимает больше. Машины у меня нет, езжу на метро, поэтому не могу взять много заказов, не успею.

— Сколько минимум заказов в день должны взять?

— За день нужно обойти минимум 3 квартиры. За неделю я отработал всего 20 квартир, больше не вышло. Придется в январе наверстывать. В этом году много студентов взялись подработать подобным образом. Нас всех собрали в комнате, каждому Деду Морозу раздали по Снегурочке. Выбирать девушек не пришлось. Мне попалась молчаливая дама, серьезная. Так что не до веселья тут.

Профессиональные Деды Морозы и Снегурочки зарабатывают в разы больше студентов. Мы поговорили с Дедом Морозом из Екатеринбурга и Снегурочкой из Нижневартовска о заработках и нюансах профессии.

Дед Мороз-скороход — так себя называет уроженец Екатеринбурга, который на протяжении многих лет подрабатывает на новогодних праздниках.

— Имени своего я вам не скажу, и не просите. Называйте меня просто Дед Мороз-скороход, — наотрез отказался представляться собеседник.

Но дальше разговор пошел далеко не в сказочном русле.

— Я восемь лет в деле, — говорит мужчина. — Цены в этом году не повышал. Пандемия сделала свое дело, спрос не так велик, как до ковида. Но мне грех жаловаться. У меня всегда экстремально много заявок. Я считаюсь самым знаменитым Дедом Морозом в городе. И это не бахвальство. Так вот, из-за того, что заявок стало меньше, могу себе позволить не работать в режиме нон-стоп, а более вальяжно, спокойно.


— Сервисы для размещения объявлений завалены предложениями от Дедов Морозов. Чувствуете конкуренцию?

— Я специфический Дед Мороз. Не считаю конкурентами тех, кто размещает заявки в Интернете. Есть Деды Морозы — аниматоры. Они с детьми пляшут, хороводы водят, на голову встают и по большому счету в этот момент себя рассекречивают. По преданию, Дед Мороз — вальяжный увалень, не самый веселый старик, но строгий и справедливый. Вот это про меня. Да, я с ребенком поиграю, хоровод повожу. Но в моей программе минимальное количество конкурсов и увеселительных мероприятий. Не по статусу Деду Морозу кривляться.

— Считаете себя вне конкуренции?

— Многие Деды Морозы меня расстраивают. Уж если ты взялся дарить сказку, будь добр делай все, чтобы дети тебя не спалили. А не так что пришел не пойми в чем, чернобровый, джинсы под халатом торчат, борода еле держится, посоха нет. Понимаете?

— Это же просто работа, зачем заморачиваться?

— А для меня это не просто работа. На днях пришел к 8–9-летним детям, которые в силу возраста уже сомневаются в существовании Деда Мороза, но еще хотят верить. Они смотрят и не поймут, настоящий я или нет. Я замечаю их недоумение, меня от этого распирает. Накладную бороду у меня не видно, усы приклеены намертво. Получается идеальный контакт. Я от этого реально кайфую. Взрослые тоже меня уважают. Вчера у меня на корпоративе здоровые мужики под два метра роста отплясывали, хороводы водили. Велел им приседать, они приседают. Я создал до такой степени реалистичный образ Деда Мороза, что люди мне верят. А мне как бальзам на душу.

— Пьяные взрослые в кого угодно поверят и начнут приседать.


— Снегурочка — ваш обязательный атрибут?

— Года четыре я тоже называл Снегурочку атрибутом. Нехорошо как-то. Снегурочка — не атрибут, она персонаж. Мне с ней хорошо, но не у каждой семьи квартира позволяет принять двух человек. Тем более я сам габаритный — во мне 2,10 роста и вес 180 кг. За новогодний сезон примерно от 14 до 20 кг скидываю. В среднем по килограмму в день уходит. Зависит от плотности мероприятий.

— За весну-лето снова набираете?

— Собираюсь в следующем году заняться фитнесом, заставлю себя.

— Кто вы по профессии?

— Я начальник отдела логистики в транспортной компании.

— Откуда у вас время на подработку?

— Так я отпуск беру на это время. Мой непосредственный руководитель в курсе, что я работаю Дедом Морозом. Когда в 2013 году замутил это дело, он помогал мне откопать первые хорошие заявки.

— У вас нормальная профессия, зачем вам все это?

— К вашему образу не придраться?

— Думаю, нет. Например, я уже себе третий костюм сменил. Дизайн четвертого почти готов. Каждый год стараюсь обновить гардероб. В этом году новый посох приобрел.

— Дорогие костюмы у вас?

— Дорогие. Вот недавно видел точную копию моего костюма на одном человеке. Но там рисунок не вышит, а нанесен принт. Издалека смотрится неплохо, но при близком рассмотрении — дешево. Я стараюсь одеваться дорого и красиво. У меня шуба весит 8 кг, снежинки на ней вышиты из стразов.


Дед Мороз-скороход из Екатеринбурга. Фото: Из личного архива

— Не удивительно, что вы худеете в таком тяжелом костюме.

— Я еще пляшу в этом костюме. Считайте, фитнес.

— Так сколько стоит ваш костюм?

— Не хочу озвучивать сумму, как-то нескромно. Она существенная. Одних посохов набрал на 50 тысяч рублей. А как вы думаете, сколько стоит борода? На аксессуары ведь тоже прилично потратился. Заказал пять бород, но четыре из них никогда не надену. Качество не устраивает. Недавно заказал в Москве еще две бороды — одну в магазине, вторую у постижера. Заплатил за них, получил, померил. Нет, такое носить не стану. А за один комплект — парик, борода и усы — отдал по 15 тысяч рублей.

— На костюм, значит, уходит тысяч пятьдесят?

— Смеетесь? Только вышивка на моем костюме обошлась мне в 15 тысяч рублей. Не считая материала, пошива и работы дизайнера. Это очень дорого.

— Хоть отбили потраченное?

— На заработок не жалуюсь. С экономической точки зрения я считаюсь дорогим Дедом Морозом, поэтому заказов у меня не так много. Люди сейчас ищут, что подешевле. Но если я опущу цену, просто погибну на работе. Меня завалят заказами. Так что моя стоимость обусловлена спросом.

— Сколько стоят ваши услуги?

— Зависит от даты. Мои услуги начинаются от 4 тысяч рублей за 15 минут (мы ознакомились с прайсом собеседника. До 25 декабря — 4000 рублей за 15 минут. После 25-го — 6000 рублей. 30 минут — 8000 рублей, за час — 12 000. — Ред.).

— 31 декабря тоже работаете до упора?

— Конечно. Это же самый сенокос (31 декабря за 15-минутное поздравление Дед Мороз-скороход берет 12 тысяч рублей. С 22.00 до 3 часов ночи — 17 тысяч рублей. — Ред.).

— У вас семья есть?

— Конечно, жена и дочери.

— Жена не ругает, что вы семейный праздник встречаете с посторонними?

— Жена скорее будет ругаться, если я откажусь от заявок на 31 декабря, потому что они самые дорогие. Она — наученный человек, прагматичный. Кошелек и сердце моего дома.


— Могли бы в полночь все-таки забежать домой.

— Нет. У меня есть отдельная услуга — поздравление Деда Мороза под бой курантов. Она — одна из самых дорогих. Зачем терять деньги?

— И сколько стоит такая услуга?

— Не скажу. Стоимость обговариваем отдельно.

— Выходит, 8 лет вы не встречали Новый год в кругу семьи?

— Первые три года еще отмечал. Работал до 23.00. Не сразу я стал популярным в Екатеринбурге. А последние пять лет домой возвращаюсь к двум часам ночи. Еще один клиент хотел в 4 утра меня вызвать к детям, потом передумал.

— Что насчет прививок? Интересуются заказчики?

— Я заключил соглашение и работаю с одной компанией. Предоставил им сертификат о вакцинации, — продолжает Дед Мороз-скороход. — Сейчас, если ты участвуешь в массовых мероприятиях, везде требуют справки. Но я больше детсады не обслуживаю. Взял только под патронаж детский дом. Заведующая попросила меня предоставить справку о прохождении флюорографии. Раньше требовали баканализ, сейчас не надо.

— Заказчики просят надевать маску?

— Да я же весь проспиртованный. Не внутри, снаружи. Прежде чем приклеить усы, обрабатываю лицо спиртом. Клей тоже на спиртовой основе. После отмачиваю усы в спирте, чтобы клей отстал. Иногда забываю их вытащить, на следующий день беру и понимаю, что они все пропитаны спиртом.

— Вы сотрудничаете с агентством. Зачем, если выгоднее работать на себя?

— Я работал самостоятельно. Но нужно ведь налоги заплатить. Удобнее через агентство. Лучше, когда менеджер помогает. К тому же необходимо следить за заказчиками, чтобы те добросовестно оплачивали. Как-то давно мне попался клиент, для которого я отработал в долг. Он потом до февраля со мной рассчитывался. А с компанией заключил соглашение, переложил головную заботу на плечи агентства.


— Вы не устаете от такой работы?

— Работать Дедом Морозом сложно. Когда смотришь со стороны, кажется, как просто — накинул халатик, приклеил бороденку и пошел на расслабоне поздравлять. Это не так. Я ведь беру на себя обязательства, заключаю договор, нужно соблюсти тайминг по выходам. Я вам еще про свое питание не рассказал. Все праздники сижу на гречневых хлопьях, запаренных на водичке, пью воду, потому что боюсь проблем с желудком. Принимаю витамины. Если ребенок кашляет, стараюсь с ним не обниматься. Берегу себя как зеницу ока. Меня ведь заменить невозможно. Масса всяких нюансов.

— В январе тоже работаете?

— Есть у меня постоянный заказчик, который приглашает меня именно первого января. Но в целом народ старается отстреляться за две недели до Нового года. После 31 декабря езжу по благотворительным заказам. Да и в январе ощущение праздника реально пропадает.

Татьяна 34 года работает Снегурочкой в Нижневартовске. Ее расценки поскромнее прайса нашего предыдущего собеседника.

— По сравнению с прошлым годом сейчас стало лучше. Но по сравнению с допандемийными временами заказов все равно меньше, — рассказывает Татьяна.

— У людей денег стало меньше или боятся заразиться?

— Скорее боятся заразиться. Не все ведь вакцинированы. Перед тем как взять заказ, заранее интересуемся здоровьем клиентов. Просим предупреждать, если кто-то заболел. Тогда отменяем заказ.


— У вас спрашивают сертификат о вакцинации?

— Далеко не всех это волнует. А надеть маски тем более никто не просит.

— Много желающих в вашем городе подработать Дедом Морозом?

— Конкуренция большая, у нас в городе многие подрабатывают. Но я уже 10 лет на этом рынке, у меня своя база клиентов. Не знаю, как работают остальные, но мы выкладываемся по полной. Получается мини-утренник.

— В обычной жизни вы чем занимаетесь?

— Я специалист по социальной работе, еще подрабатываю детским аниматором. Дед Мороз — мой коллега, он воспитатель в социальном учреждении. Познакомились мы в детском лагере.

— Успеваете совмещать основную работу и подработку?

— Берем заказы после работы, не раньше 19.00. Канитель сумасшедшая. Сложно совмещать предновогоднюю неделю с основными обязанностями.

— Стоит оно того?

— За неделю можно заработать месячный оклад бюджетника. Около 40 тысяч рублей выходит. Правда, в этом году, боюсь, поменьше будет. А до пандемии бизнес считался очень прибыльным.

— Наверняка среди Дедов Морозов есть те, кто от безысходности берется за такую работу?

— Есть такие. Ругаюсь на них. Тогда как мы каждый год придумываем игры, сценарии, отрабатываем 30 минут с музыкальным сопровождением, реквизитом, некоторые за эту же цену просто поздравляют и уходят. Обидно.

— Вы работаете с агентством или сами на себя?

— Сами на себя. Нас в городе уже знают. Семьи передают нас из рук в руки. Ну и через страницу в соцсети раскрутились.

— До 30 декабря — от 2000 рублей за полчаса. 31 декабря после 21.00 — 3500–4000 рублей. Вполне лояльный ценник.


Дед Мороз Скороход из Екатеринбурга.

— 31 декабря в полночь работаете?

— Если за такой заказ дадут много денег, можно согласиться. Но вообще 31 декабря мы даже в 23.00 стараемся не брать никого. Если берем, то потом бегом домой. Иногда с боем курантов в квартиру залетаешь. Сейчас мы выставили цену на 31 декабря в 23.00 — 6000 рублей, но желающих пока нет.

Далеко не все люди обращаются за новогодней услугой в агентство. Некоторые сами диктуют свои условия, выставляют на сайте объявления. Вот какие требования выдвигают москвичи.



— С одной стороны, в обществе снижается терпимость к насилию над детьми, все чаще говорят о том, что их бить нельзя. С другой — мы нередко слышим о вопиющих случаях, когда родители избивают за малейшую провинность. Как эти случаи связаны с терпимостью к насилию и с чем еще они могут быть связаны?


Помимо заблуждений для некоторых это еще и способ эмоциональной регуляции. Человек испытывает напряжение, ему плохо, он злится, тревожится, и ребенок для него — удобный объект, на который можно безнаказанно слить негатив. Побил, поругал, снял стресс — и стало легче. К сожалению.

— Что происходит с психикой ребенка, когда его болезненно наказывают?

— Все зависит от того, насколько наказание было предсказуемо. Например, в семье установлены правила: сделаешь то-то и получишь то-то. Это лучше.

Но зачастую наказывают спонтанно. Ребенок, в отличие от взрослых, не может вербализовать свой страх, у него возникает ощущение постоянной угрозы, потому что он доверял родителям или тем, кто заботится о нем, а эти люди причинили ему боль.

Либо второй момент — чувство вины. Родители прикрывают наказание тем, что ребенок сам виноват. Дети никогда не будут думать, что они живут с плохим человеком. Раз с ними так обращаются — значит, они это заслужили, так работает их логика.

Дети, которые пострадали от насилия, всю жизнь порой проводят с глубинным ощущением, что они плохие.

Для полноты картины добавьте сюда чувство стыда, если ребенка раздели.

— Чем объяснить эти процессы?

— Доказано, что насилие физическое никогда не идет в одиночку, рядом всегда присутствует насилие эмоциональное. И если разовый эпизод, возможно, не принесет ребенку сильного вреда, то последствия постоянной практики необратимы для его мозга. Так что бить детей — это плохо не столько с точки зрения морали, сколько физиологии: человеку наносится непоправимый ущерб.

Когда проводили МРТ-исследования, выявили, что объем мозга у взрослых, с которыми в детстве жестоко обращались, меньше, чем у людей без травматического опыта. Например, у них меньше левый гиппокамп: так как эта часть головного мозга дополнительно отвечает за вербальную память, у человека будут снижены когнитивные способности. По этой причине дети, по отношению к которым практикуется насилие, чаще всего не успевают в школе.

Еще их лимбическая система — структура, отвечающая за эмоции, — постоянно находится в состоянии повышенной активности. Человек не может ощутить себя в безопасности.

У детей, с которыми жестоко обращались, как правило, выше риск психических расстройств, от депрессии до различных психозов. Меняется физиология в целом, эмоциональные процессы влияют на физиологические: вырабатываются гормоны стресса, катехоламины, сразу учащается сердечный ритм, меняется уровень глюкозы в крови и так далее. Люди становятся более уязвимы, потому что изменяется работа иммунной системы, на этом фоне появляется риск эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Шлепки — это тоже насилие

— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?

— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут, потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие?

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?


— В вашей практике были такие случаи?

— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы.

Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался.

К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.

— Шлепки — тоже насилие. Насилие для ребенка — это вообще любое применение физической силы или власти со стороны взрослого, которое связано с болью и страхом. Не обязательно должна оставаться физическая травма, шлепки приносят эмоциональный вред.

Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.

— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?

— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.


Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.

В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.

— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются.

А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.

Родителям стыдно признаться, что они бьют детей

Если ребенок рассказал психологу, что его били, это вызывает у родителей столько стыда!

— И что решит проблему вместо ремня, если ребенок неуправляем?


— Чем это отличается от насилия? Мы же все равно наказываем…

— Нет, мы заранее объясняем, что у ребенка есть выбор. Он не обязан с нами соглашаться, он может считать по-другому, нравится нам это или нет. И важно сразу на входе эти негативные последствия проговорить.

— В этот момент родителям ничего не надо делать. Таким образом мы учим ребенка думать о долгосрочных последствиях. И плюс, у него не будет этого необоснованного чувства страха, что он сейчас должен спрятаться в углу комнаты и ждать, когда его накажут.

— Это вообще не работает. О последствиях нужно предупреждать и они должны быть сразу, как и положительное подкрепление. Обратите внимание: не наказание, а последствие, которое невыгодно человеку. А если мы его отложили, мы потеряли время на формирование связки.

Можно даже это наказание опустить, лучше поговорить с супругом, позвать ребенка, который хулиганит, и с ним обсудить новые правила игры. Если дети младшего школьного возраста, с ними лучше сменить серьезный тон и общаться при помощи игры. Когда все напряжены, ребенок начинает нервничать и закрываться. Если мы хотим, чтобы он выполнял какие-то пожелания, нужно, чтобы бы он доверял нам.

— Когда ребенка выгоняют на мороз или в подъезд в качестве наказания, что происходит в этот момент у него внутри?

Некоторые так и уходят из дома. Это всегда симптом, что дома им небезопасно. Насколько должно быть плохо в семье, чтобы ты пошел ночевать к другу или остался где-нибудь на улице? Из дома могут уходить дети, семьи которых внешне благополучны. Еда, одежда — все у них есть, но при этом они испытывают эмоциональное насилие.


— Вы думаете, они возможны? Какому родителю это понравится?

— Думаю, они появятся. Я сужу по своей практике: за последние лет десять многое изменилось. Если раньше вообще эта тема была табуирована, то сейчас люди начали хотя бы говорить, выросло количество обращений детей и подростков — это статистика. Табуированность снимается, люди поняли, что можно и нужно идти за помощью.

Читайте также: