Как можно использовать линейку в качестве наглядного пособия

Обновлено: 25.06.2024

Автор: Чулкова Татьяна Николаевна

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

На современном этапе развития общества принципу наглядности принадлежит одно из главных мест в системе образования, данный принцип является одним из приоритетных направлений. Именно принцип наглядности выполняет различные функции и играет важную роль в единой методической системе обучения. Ориентация начальной школы на эффективность процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой возможно формирование базовых знаний, умений и навыков, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активности.

Особенности реализации принципа наглядности заключены в стремлении разнообразия жизни школьников, стимуляции интереса к познавательному общению, к уроку, желания удовлетворения потребности ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

Важность применения принципа наглядности в обучении заключена в том, что данный принцип предоставляет педагогу обратную связь, помогает понять, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил. Проведение уроков с применением принципа наглядности подтверждает попытки множества педагогов покинуть рамки шаблонов в построении структуры занятия. На уроках, где реализуется принцип наглядности, учащиеся получают особые знания. Главным отличительным признаком наглядности является их связь с творческой деятельностью. Наглядность - один из компонентов целостной системы обучения, которая может оказать помощь младшим школьникам в качественном усвоении изучаемого материала на более высоком уровне.

B зависимости от дидактических функций, принято различать следующие виды наглядности

1. Наглядность естественная (животные, растения, полезные ископаемые); ее основной функцией является знакомство школьников с реальными объектами природы.

2. Наглядность экспериментальная (явления испарения, таяния льда, замерзания воды, и так далее); функция – познакомить учащихся с явлениями и процессами при проведении опытов, наблюдений.

3. Наглядность картинная и картинно-динамическая (фотографии, диапозитивы, картины, рисунки, кино); ее функцией является знакомство с определенными фактами, предметами, явлениями посредством их отображения.

4. Объемная наглядность (различные макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – познакомить с теми предметами, где в восприятии играет важную роль объемное, а не плоскостное изображение.

5. Звуковая наглядность (магнитофонные записи, грамзаписи, радио); она выполняет функцию воспроизведения звуковых образов.

6. Наглядность символическая и графическая (схемы, карты, чертежи, таблицы); она выполняет функцию развития абстрактного мышления, знакомит с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

7. Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздать наиболее полное живое отображение действительности.

Средства наглядности могут выполнять функцию источника знаний – если организована самостоятельная работа творческого, исследовательского характера. В данном случае учителем определяется задание, а также направляется деятельность учащихся.

Средства наглядности могут являться определенной зрительной опорой, - например, при опросе учащихся: так, используя содержание кадров диафильма, ученики могут пересказать отрывок литературного произведения.

Количество средств обучения, которые могут быть использованы на одном уроке, обусловливается определенными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Так, возможно, что учитель находит достаточным использовать на уроке только учебник, не применяя при этом другие средства обучения. Но, одновременно с этим, в ряде случаев возникает необходимость в комплексном применении различных видов наглядности.

Очень важно применять наглядные средства целе­направленно, и не загромоздить уроки большим коли­чеством различных наглядных пособий, поскольку обилие наглядных объектов может помешать школьникам сконцентрироваться на достижении цели урока, и обдумывать более важные вопросы. Использование большого количества наглядных пособий в обучении не принесет поль­зы, а скорее навредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Стоит подчеркнуть, что использовать наглядные пособия нужно в сочетании со словом педагога.

С целью верного подбора наглядного пособия, педагогу следует дать ответ для себя на 3 вопроса:

1. Цель использования этого наглядного пособия.

2. Момент урока, где можно применить данное наглядное пособие.

3. Возможность самостоятельной работы учащихся с данным наглядным пособием.

Наглядные учебные пособия представляют собой плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, которые создаются с целью обучения, а также различные производственные и природные объекты в их натуральном, либо препарированном виде. Использование наглядных учебных пособий помогает сформировать у учащихся материалистические представления и понятия, выработать у них определенные умения и навыки. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, а также методам и приемам обучения, возрасту школьников, удовлетворять определенные научные, эстетические, санитарно-гигиенические, технические и экономические требования. Далее проанализируем виды наглядных пособий.

1. Картина как наглядное пособие известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе картины, возможно, применять как иллюстративный материал индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций; в виде рисунков в учебниках. Также возможно создание картин специально к определенным темам учебной программы.

Стоит отметить, что применение картин в качестве наглядного пособия способствует яркому, образному, полному восприятию явления, стимулируют речь учащихся.

4. Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета.

5. Коллекции. Являются собраниями определенных предметов, которые объединены родовым признаком, к примеру, коллекции полезных ископаемых, тканей, семян. Коллекции могут быть использованы в качестве наглядного пособия на уроках природоведения, трудового обучения, при изучении определенных тем, при организации самостоятельной работы исследовательского характера.

6. Модели, макеты, муляжи – являются трехмерными изображениями предмета в уменьшенном, либо увеличенном виде. Основными примерами макетов, используемыми в начальных классах, являются глобус, компас и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр.

7. Раздаточные материалы – данный вид наглядного пособия предназначен для личного пользования, используется в учебном процессе. К раздаточным материалам причисляют счетные палочки, разрезную азбуку, слоги, гербарные листы растений, образцы полезных ископаемых индивидуальные модели из природного материала, используемые на занятиях по изобразительному искусству.

Следовательно, наглядность может быть естественной, экспериментальной, картинной, и картинно-динамической, объемной, звуковой, символической, и графической, а также смешанной. Различают такие виды наглядных пособий, как модели, макеты, муляжи, картины, раздаточные материалы, натуральные объекты, коллекции. По нашему мнению, наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, а также методам и приемам обучения, возрасту школьников, удовлетворять определенные научные, эстетические, санитарно-гигиенические, технические и экономические требования.

Наглядность представляет собой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала; благодаря наглядности, учащиеся могут творчески открыть законы изучаемого явления, или убедиться в их достоверности. Первым ученым, который разработал гармоничную теорию наглядности как принципа успешного обучения, стал чешский педагог Я.А. Коменский. Согласно мнению Коменского, применение средств наглядности не только с целью создания у школьников образных представлений, но и с целью формирования понятий, для постижения отвле­ченных связей и зависимостей — одно из основных положений дидактики.

В современном обучении наглядные пособия играют большую роль.

На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности.

Школа в целом сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения русского языка.

Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.

Особое внимание следует уделять требованиям к изготовлению наглядных пособий по русскому языку с учетом требований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии, возможностей новых технических средств обучения.

Цель данной работы: изучить современные требования к изготовлению наглядных пособий по русскому языку.

Объект исследования: анализ применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.

Предмет исследования: процесс применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть виды наглядных пособий.

2. Изучить принципы использования наглядных пособий на уроках русского языка.

3. Проанализировать современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий.

4. Изучить современные требования к наглядным пособиям по русскому языку.

5. На практических примерах рассмотреть создание и использование таблиц и схем с учетом современных требований.

Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе

Виды наглядных пособий

Наглядные пособия по русскому языку - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

В обучении русскому языку используются различные виды наглядных пособий (Рис.1.1).

Основные группы наглядности, применяемые в школе:

Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)

Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)

1. Предметы окружающей среды.

С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русского языка, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве наглядного материала.

Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.


Рис.1.1 Виды наглядных пособий

2. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики, пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений.

К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты. Муляжи и макеты могут использоваться как иллюстративный материал при составлении упражнений. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных предметов или ситуаций.




3. Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон.

По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить таблица синонимов. К познавательным таблицам относится также таблицы "Положение предметов", "Времена года", "Цвета", которые дают наглядное представление об определенных понятиях и явлениях.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова, с примерами алгоритмов действий при выполнении упражнений и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

4. Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.

При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

5. Дидактический материал. Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения.

Дидактический материал можно подразделить на:

- предметный дидактический материал;

- дидактический материал в виде карточек с заданиями.

Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении. Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Расширенные возможности в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств значительно облегчают создание в практической педагогической деятельности иллюзии полного решения проблемы техническими средствами, приводят в ряде случаев к забвению основных инвариантных принципов, вызывают ничем не оправданное увлечение формой предъявления материала во вред содержанию и целям обучения. Эти явления находят отражение и в непосредственной педагогической практике, и при создании учебников, наглядных пособий, дидактических тетрадей, что не может не сказаться отрицательно на эффективности всего педагогического процесса, компрометируя новые средства наглядности и новые средства обучения.

Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношении любых педагогических новаций и всегда соотносить новые технико-педагогические параметры современных средств наглядности с основными структурными компонентами дидактической системы (ее целями и задачами, содержанием, методами). Основываясь на анализе устойчивых связей между ними, можно получить необходимые дидактические рекомендации по созданию, оценке, включению в педагогический процесс новых наглядных материалов. Исходя из практической направленности таких рекомендаций, они должны быть не абстрактными требованиями, а конкретными ограничениями для использования средств наглядности в реальных условиях современной образовательной системы.

Сегодня в помощь учителю, воспитателю, родителям приходят компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д. Технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях (на одном диске CD-ROM помещается многотомная энциклопедия с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций, сотнями фрагментов звукозаписи, видео и анимации). Телекоммуникационные технологии предоставляют в распоряжение учителя безграничные информационные ресурсы. Поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы. Проекционные технологии избавляют учеников от необходимости быть прикованными к экрану компьютера, перенося его изображение (в том числе и динамическое) на большой настенный экран. Технологии допечатной подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания и содержательного наполнения композиции, верстки, изготовления макетов учебных пособий, альбомов, книг, вспомогательных наглядных материалов.

Все это впечатляет, но в то же время, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств с точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства с новыми технологиями.

Естественное желание учителя наиболее полно реализовать выразительные возможности мультимедийных систем нередко приводит к возникновению несоответствия между направлениями деятельности учеников.

С помощью эффектной, многогранной подачи учебного материала учитель успешно концентрирует их внимание на средстве наглядности (альбомной иллюстрации, экране монитора, проекционном изображении и т.д.). Когда решается общеобразовательная задача обогащения чувственного опыта детей, расширения их кругозора, то никаких проблем не возникает. Средства наглядности применяются в контексте совсем другой педагогической задачи - не просто познакомить учеников с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случае концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значения особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.

В отличие от научно-исследовательских моделей в учебном процессе именно на роли наглядного пособия в решении собственно педагогических задач должны основываться выводы о необходимой степени его убедительности, функциональности, динамичности, всех тех параметров, что позволяют реализовать современные информационные средства создания наглядности.

Вместе с дидактическими задачами определенные ограничения на использование современных средств наглядности накладывают и другие структурные компоненты педагогической системы: содержание и методы обучения, особенности мировосприятия и миропонимания учеников.

Общеизвестен феномен психофизиологического влияния цвета на человека. Графика буквы, слова, текста имеет немалое значение в качестве дополнительного источника информации. Экспериментально установлена частичная зависимость ассоциативных связей слов от той или иной стилизации шрифта, которым они были исполнены (под готический, санскрит, арабское письмо). Однако это наблюдается только на уровне осмысленного распознавания испытуемыми различных шрифтов, понимания их отношения к особым культурам. Если же это отсутствует, использование декоративных шрифтов может только отвлечь внимание от содержания текста, ничего не дав взамен.

Современные информационные средства представляют удобство и простоту в создании новых наглядных материалов, что нередко вводит педагога в заблуждение, создавая иллюзию неограниченных возможностей. Наглядный материал - это не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и т.д. Поскольку это учебный материал, он должен воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала. Отсюда понятно, что технично создать пятиминутную запись учебного видеофильма вовсе не означает снять пятиминутный учебный видеофильм, на что может потребоваться и сто часов напряженного труда. Таким образом, использование современного инструментария создания наглядности ограничивается уровнем подготовки педагога во многих областях деятельности.

Создание и использование наглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Утверждение, что наглядности не может быть слишком много, является справедливым только в условиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако не ограничивается им. Необходимо всегда помнить, что первостепенное значение для становления и развития личности имеет именно мышление и не в последнюю очередь мышление абстрактное.

Современные требования к наглядным пособиям

С точки зрения санитарно-гигиенических требований и требований к оформлению к наглядным пособиям можно выделить следующие:

1. Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.

3. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.

4. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.

5. Не допускается применять:

- для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски;

- для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;

- цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;

- для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;

- для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.

6. В пособиях для 1 - 4 классов междусловный пробел должен быть не менее кегля шрифта текста; для 5 - 11 классов - не менее половины кегля шрифта текста.

7. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:

- непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;

- затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;

- деформация блока или переплетной крышки.

Нельзя допускать грамматических и смысловых ошибок. Содержание учебного материала должно очень хорошо делиться на необходимый материал и второстепенный.

Наглядное пособие не должно содержать ошибок. Должна быть последовательность в изложении учебного материала. Материал пособия должен соответствовать программному материалу. Пособие для обучения истории должно обязательно содержать задания проблемного характера, задания, развивающие творческую мысль, активность учащихся и коммуникативную компетенцию.

Одним из важных критериев для наглядного пособия является его внешняя привлекательность: это иллюстрирование, красочность. Так же немаловажна доступность материала и системность его расположения. Задания должны носить разноуровневый характер (задания, отвечающие стандартам, затем задания повышенного уровня и задания творческого характера).

Информация, передаваемая во всех компонентах пособий, должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки. При этом необходимо соблюдать оптимальное соотношение между научностью и доступностью. Научный материал должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой.

В наглядных пособиях должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, что обеспечивает использование полученных знаний в практической речевой деятельности ученика, а также реализацию идей личностно-ориентированного обучения.

Наглядное пособие дополняет практический материал учебников и дает возможность учителю реализовать заложенные методические идеи в полном объеме с учетом задач уровневой дифференциации.

Учебная презентация

Широко используемая педагогами форма визуализации – это презентация. Умение создавать презентации, электронные варианты схем, учебные и внеучебные проекты; способность интегрировать науку и видеть в частном целое - формируют общепредметные и коммуникативные компетенции, которые способствуют умению общаться в группе, создавать коммуникативное поле, разумно использовать ресурсы Интернета.

Презентация к уроку используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда. Рассмотрим основные требования к презентации.

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

– лаконичность текста на слайде;

– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

– использование только оптимизированных изображений;

– соответствие изображений содержанию;

– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;

– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

– обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

– кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 20 пунктов;

– отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

– использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;

– длина строки не более 36 знаков;

– расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;

– подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

Требования к дизайну:

– использование единого стиля оформления;

– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

– использование для фона слайда психологически комфортного тона;

– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

– целесообразность использования анимационных эффектов.

Требования к качеству навигации:

– работоспособность элементов навигации;

– целесообразность и рациональность использования навигации.

Требования к эффективности использования презентации:

– обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;

– педагогическая целесообразность использования презентации;

– учет требований СанПиНов к использованию технических средств;

– адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов;

– творческий, оригинальный подход к созданию презентации.

Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).

Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока.

На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.

На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).

а) предметы окружающей действительности: классная мебель, учебные принадлежности, природные материалы, фрукты, овощи, пуговицы, крючки, наперстки, игрушки (пуговицы и другие мелкие предметы объединяются в цепочки, нашиваются на картон);

б) специально изготовленные предметы для счета: палочки, арифметический ящик, счеты классные и индивидуальные, счетные подставки с вертикальными проволочками, рама с подвешенными на шнурках шариками (таких шнурков с шариками 10);

в) геометрические фигуры;

г) трафареты фруктов, овощей, грибов, зверей, птиц и т. д.

2.Иллюстративные пособия:

а) набор предметных картинок с изображением овощей, фруктов, зверей, самолетов, машин;

б) изображения предметов от 1 до 10;

д) набор подвижных цифр и знаков (демонстрационные и индивидуальные), фланелевые и наждачные цифры;

е) резиновые штампы цифр;

ж) таблицы правильного начертания цифр;

з) монетные кассы с набором монет в 1, 5, 10 к., 1, 5, 10 р.;

Для демонстрации пособий используются песочный ящик, на­борные полотна, демонстрационный стол, магнитные и фланеле­вые доски, экран и иллюстративные ленты с изображением объектов для счета.

Учитель школы VIII вида должен постоянно помнить, что только демонстрация наглядных пособий не может обеспечить созна­тельного усвоения математических знаний. Необходимо использо­вание материала в предметно-практической деятельности.

Изучение каждого числа первого десятка происходит в следующей последовательности.

На первом уроке дается понятие о числе и цифре. Цель этого урока - познакомить учащихся с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), названием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место числа в числовом ряду, познакомить с соотношением коли­чества элементов предметной совокупности, числа и цифры, рас­смотреть количественные и порядковые отношения уже известно­го учащимся отрезка натурального ряда.

На втором уроке учащиеся закрепляют место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы от данного числа), отрабатывают счет в прямом и обратном порядке.

Учащиеся упражняются в сравнении количества элементов пред­метных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными совокупностями и числами (больше, меньше, равно).

На последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пре­делах данного числа. Количество таких уроков зависит от величи­ны изучаемого числа и состава класса.

Рассмотрим подробно каждый этап работы над любым из чисел первого десятка.

Получение чисел

При изучении числа 5 учитель знакомит учащихся и с получе­нием числа 4 вторым способом: вычитанием из числа 5 одной единицы.

К концу 1-го класса учащиеся должны понимать, что каждое число первого десятка образуется из предшествующего путем при­бавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

Далее учащиеся учатся считать элементы предметных совокуп­ностей из 4 элементов.

1 2 3 4
Рис. 5

Учащиеся школы VIII вида должны понимать, что числа получаются не только в результате счета, но и в результате измерения. Поэтому при получении чисел полезны и упражнения на укладывание мерки в полоске или отрезке и подсчет числа мерок сначала в полоске (рис. 5), а затем в мерной (масштабной) линей­ке. Линейка с нанесенной на ней сантиметровой шкалой является хорошим наглядным пособием при рассмотрении вопросов нумера­ции (в частности, получения чисел).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Автор: Чулкова Татьяна Николаевна

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

На современном этапе развития общества принципу наглядности принадлежит одно из главных мест в системе образования, данный принцип является одним из приоритетных направлений. Именно принцип наглядности выполняет различные функции и играет важную роль в единой методической системе обучения. Ориентация начальной школы на эффективность процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой возможно формирование базовых знаний, умений и навыков, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активности.

Особенности реализации принципа наглядности заключены в стремлении разнообразия жизни школьников, стимуляции интереса к познавательному общению, к уроку, желания удовлетворения потребности ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

Важность применения принципа наглядности в обучении заключена в том, что данный принцип предоставляет педагогу обратную связь, помогает понять, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил. Проведение уроков с применением принципа наглядности подтверждает попытки множества педагогов покинуть рамки шаблонов в построении структуры занятия. На уроках, где реализуется принцип наглядности, учащиеся получают особые знания. Главным отличительным признаком наглядности является их связь с творческой деятельностью. Наглядность - один из компонентов целостной системы обучения, которая может оказать помощь младшим школьникам в качественном усвоении изучаемого материала на более высоком уровне.

B зависимости от дидактических функций, принято различать следующие виды наглядности

1. Наглядность естественная (животные, растения, полезные ископаемые); ее основной функцией является знакомство школьников с реальными объектами природы.

2. Наглядность экспериментальная (явления испарения, таяния льда, замерзания воды, и так далее); функция – познакомить учащихся с явлениями и процессами при проведении опытов, наблюдений.

3. Наглядность картинная и картинно-динамическая (фотографии, диапозитивы, картины, рисунки, кино); ее функцией является знакомство с определенными фактами, предметами, явлениями посредством их отображения.

4. Объемная наглядность (различные макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – познакомить с теми предметами, где в восприятии играет важную роль объемное, а не плоскостное изображение.

5. Звуковая наглядность (магнитофонные записи, грамзаписи, радио); она выполняет функцию воспроизведения звуковых образов.

6. Наглядность символическая и графическая (схемы, карты, чертежи, таблицы); она выполняет функцию развития абстрактного мышления, знакомит с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

7. Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздать наиболее полное живое отображение действительности.

Средства наглядности могут выполнять функцию источника знаний – если организована самостоятельная работа творческого, исследовательского характера. В данном случае учителем определяется задание, а также направляется деятельность учащихся.

Средства наглядности могут являться определенной зрительной опорой, - например, при опросе учащихся: так, используя содержание кадров диафильма, ученики могут пересказать отрывок литературного произведения.

Количество средств обучения, которые могут быть использованы на одном уроке, обусловливается определенными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Так, возможно, что учитель находит достаточным использовать на уроке только учебник, не применяя при этом другие средства обучения. Но, одновременно с этим, в ряде случаев возникает необходимость в комплексном применении различных видов наглядности.

Очень важно применять наглядные средства целе­направленно, и не загромоздить уроки большим коли­чеством различных наглядных пособий, поскольку обилие наглядных объектов может помешать школьникам сконцентрироваться на достижении цели урока, и обдумывать более важные вопросы. Использование большого количества наглядных пособий в обучении не принесет поль­зы, а скорее навредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Стоит подчеркнуть, что использовать наглядные пособия нужно в сочетании со словом педагога.

С целью верного подбора наглядного пособия, педагогу следует дать ответ для себя на 3 вопроса:

1. Цель использования этого наглядного пособия.

2. Момент урока, где можно применить данное наглядное пособие.

3. Возможность самостоятельной работы учащихся с данным наглядным пособием.

Наглядные учебные пособия представляют собой плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, которые создаются с целью обучения, а также различные производственные и природные объекты в их натуральном, либо препарированном виде. Использование наглядных учебных пособий помогает сформировать у учащихся материалистические представления и понятия, выработать у них определенные умения и навыки. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, а также методам и приемам обучения, возрасту школьников, удовлетворять определенные научные, эстетические, санитарно-гигиенические, технические и экономические требования. Далее проанализируем виды наглядных пособий.

1. Картина как наглядное пособие известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе картины, возможно, применять как иллюстративный материал индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций; в виде рисунков в учебниках. Также возможно создание картин специально к определенным темам учебной программы.

Стоит отметить, что применение картин в качестве наглядного пособия способствует яркому, образному, полному восприятию явления, стимулируют речь учащихся.

4. Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета.

5. Коллекции. Являются собраниями определенных предметов, которые объединены родовым признаком, к примеру, коллекции полезных ископаемых, тканей, семян. Коллекции могут быть использованы в качестве наглядного пособия на уроках природоведения, трудового обучения, при изучении определенных тем, при организации самостоятельной работы исследовательского характера.

6. Модели, макеты, муляжи – являются трехмерными изображениями предмета в уменьшенном, либо увеличенном виде. Основными примерами макетов, используемыми в начальных классах, являются глобус, компас и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр.

7. Раздаточные материалы – данный вид наглядного пособия предназначен для личного пользования, используется в учебном процессе. К раздаточным материалам причисляют счетные палочки, разрезную азбуку, слоги, гербарные листы растений, образцы полезных ископаемых индивидуальные модели из природного материала, используемые на занятиях по изобразительному искусству.

Следовательно, наглядность может быть естественной, экспериментальной, картинной, и картинно-динамической, объемной, звуковой, символической, и графической, а также смешанной. Различают такие виды наглядных пособий, как модели, макеты, муляжи, картины, раздаточные материалы, натуральные объекты, коллекции. По нашему мнению, наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, а также методам и приемам обучения, возрасту школьников, удовлетворять определенные научные, эстетические, санитарно-гигиенические, технические и экономические требования.

Наглядность представляет собой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала; благодаря наглядности, учащиеся могут творчески открыть законы изучаемого явления, или убедиться в их достоверности. Первым ученым, который разработал гармоничную теорию наглядности как принципа успешного обучения, стал чешский педагог Я.А. Коменский. Согласно мнению Коменского, применение средств наглядности не только с целью создания у школьников образных представлений, но и с целью формирования понятий, для постижения отвле­ченных связей и зависимостей — одно из основных положений дидактики.

Читайте также: