Как министерство науки и высшего образования российской федерации осуществляет свою деятельность

Обновлено: 06.07.2024

В соответствии с Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений", учитывая согласование федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (письмо от 7 октября 2019 г. N 2-10005-1325/1068), приказываю:

1. Реорганизовать Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Почвенный институт имени В.В. Докучаева" (далее - Учреждение) в форме присоединения к нему Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева" и Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт мелиорированных земель".

2. Установить, что:

полное наименование Учреждения после завершения мероприятий по реорганизации - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный исследовательский центр "Почвенный институт имени В.В. Докучаева";

основными целями деятельности Учреждения являются выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, направленных на получение новых знаний в области почвоведения, сельскохозяйственного использования мелиорированных земель, экологии и охраны окружающей среды; научное сопровождение инновационной и образовательной деятельности для обеспечения экологической безопасности, рационального земле- и природопользования, эффективного сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности; внедрение в производство научно-технических достижений; сохранение и развитие творческого научного наследия В.В. Докучаева; популяризация знаний о почве, культурно-просветительская работа, сохранение естественнонаучного и культурного наследия;

функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

образовать Комиссию по реорганизации Учреждения в форме присоединения к нему Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева" и Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт мелиорированных земель" (далее - Комиссия), включив в ее состав руководителей указанных учреждений;

разработать план мероприятий по реорганизации и в течение 10 рабочих дней с даты издания настоящего приказа представить его копию в Департамент координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;

уведомить в установленном порядке уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации;

опубликовать информацию о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации".

4. Комиссии обеспечить проведение следующих мероприятий:

проведение инвентаризации имущества и обязательств присоединяемых учреждений;

уведомление в установленном порядке кредиторов и контрагентов о начале процедуры реорганизации учреждений;

выполнение приемопередаточных процедур по имуществу и обязательствам;

представление в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации копии передаточного акта в отношении федерального имущества и обязательств;

формирование присоединяемыми бюджетными учреждениями бухгалтерской отчетности с учетом особенностей, установленных разделом III Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н, а в случае осуществления присоединяемыми бюджетными учреждениями полномочий получателя бюджетных средств - бюджетной отчетности с учетом особенностей, установленных разделом VI Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н, и ее представление в организацию, уполномоченную на ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности на основании заключенного соглашения, и в Учреждение;

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных юридических действий, связанных с реорганизацией;

представление в Департамент правового обеспечения деятельности Министерства Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в десятидневный срок после осуществления государственной регистрации заверенных Учреждением документов, подтверждающих внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации юридических лиц в форме присоединения и записи о прекращении деятельности юридических лиц путем реорганизации в форме присоединения, в целях последующего направления копий указанных документов в Департамент финансов, Департамент координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук, Административный департамент, Департамент государственной службы и кадров, Департамент корпоративного управления и Департамент экономической политики для использования в работе.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.М. Медведева.

Министерство образования и науки РФ – это орган государственной исполнительной власти, занимающийся разработкой основ функционирования образовательной системы страны, выработкой государственной политики в данной сфере, определением основных направлений развития образования, разных его уровней и сфер на конкретный временной период и перспективу.

Данный орган исполняет свою деятельность на основании приказов Президента РФ и Постановлений Правительства.

Согласно основам функционирования Минобрнауки РФ имеет ряд полномочий, целевое назначение своей деятельности и задачи деятельности, причем, каждое подразделение выполняет свои определенные задачи, которые направлены на достижение общей цели.

Полномочия Минобрнауки РФ

Согласно приказу об основах деятельности Минобрнауки РФ, принятому 15.07.2018 года, оно имеет следующие полномочия:

  1. Занимается ведением дел образования и просвещения страны.
  2. Разрабатывает проекты законом и нормативных актов, регулирующих деятельность различных структур в сфере образования и вносит их на рассмотрение Правительству РФ.
  3. Занимается определением перечня специальностей по различным направлениям высшей школы.
  4. Разрабатывает основы использования образовательными организациями разных уровней и типов системы дистанционного обучения, электронных ресурсов, ориентируясь на их соответствие образовательным программам и направлениям их реализации.
  5. Разрабатывает основы реализации образовательных программ высшего, среднего профессионального образования, а также программы дополнительного профессионального образования.
  6. Разрабатывает основы реализации программ образования на дошкольном и школьном уровнях образовательной деятельности.
  7. Разрабатывает основы ведения учета и контроля реализации образовательных программ на различных уровнях.
  8. Разрабатывает основы практической подготовки обучающихся.
  9. Занимается определение порядка реализации методической деятельности на разных уровнях и этапах обучения.
  10. Занимается разработкой показателей, критериев оценки реализации образовательных программ, а также периода ее проведения, используемых методов и средств, механизмов выполнения оценочной деятельности.
  11. Разрабатывает основы функционирования и правила оценивания деятельности национальных исследовательских университетов.
  12. Формирует образцы студенческих документов и порядок их предоставления.
  13. Занимается исследованием вопросов предоставления академических отпусков студентам и разрабатывает порядок их предоставления.
  14. Занимается вопросами назначения стипендий, порядка их выплат, сумм и возможностей получения.
  15. Координирует проведение фундаментальных научных исследований.
  16. Выполняет мониторинг образовательной деятельности, научно-технического развития государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные полномочия свидетельствует о широкой сфере деятельности Министерства образования и науки и его большом влиянии на образовательную деятельность в целом и на ее развитие по отдельным направлениям.

Структурные подразделения Минобрнауки и их функциональная роль

В состав Министерства образования и науки РФ входят следующие структурные подразделения:

  • Административный департамент. В его функции входит ведение делопроизводства данного органа исполнительной власти. Он занимается ведением документации министерства, приемом и разбором корреспонденции, регистрацией приказов и постановлений Министерства, ведет учет и хранение документации, занимается архивной деятельностью;
  • Департамент аттестации научных и научно-педагогических кадров. Данное подразделение занимается определением основ проведения аттестации педагогов, порядка ее реализации, правил присвоения научных степеней, их проверки, присвоения и признания и решает иные вопросы, касающиеся аттестации педагогов;
  • Департамент бюджетных инвестиций. В его функции входит распределение бюджетных ассигнований на очередной учебный год и плановый период, решает вопросы инвестирования в сфере образования, исследует вопросы целевого финансирования, контролирует адресность распределения бюджетных ассигнований;
  • Департамент государственной политики в сфере высшего образования. Его функциональная роль сводится к координации деятельности высшей школы, структурировании образовательных организаций системы высшего профессионального образования, выдаче лицензий на осуществление образовательной деятельности негосударственными структурами, определению требований к педагогическим кадрам высшей школы и решению иных вопросов, касающихся порядка функционирования высших учебных заведений, получение степени бакалавра и магистра и анализа реализации образовательных программ высшей профессиональной подготовки;
  • Департамент координации информационной и просветительской деятельности. В его функции входит работа по реализации единой информационной политики Министерства и организации просветительской деятельности. Данное подразделение осуществляет разработку методических материалов по аспектам информационной работы Министерства, разрабатывает информационные проекты, координирует просветительскую деятельность в области демонстрации и распространения достижений отечественной науки и практики;
  • Департамент координации деятельности образовательных организаций. Он разрабатывает основы функционирования образовательных организаций, решает вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров, осуществляющих деятельность на разных уровнях образования;
  • Департамент координации деятельности научных заведений. Данное подразделение регулирует порядок организации и функционирования учреждений научной направленности, функционирующих на территории РФ, координируя проведение научно-исследовательской деятельности государственных учреждений по различным направлениям;
  • Департамент координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук. Он занимается соответствующими вопросами функционирования образовательных организаций сельскохозяйственной направленности и разработкой образовательных программ данного направления;
  • Департамент государственной службы и кадровой политики. В сферу его функционирования входят вопросы кадрового обеспечения Министерства и его подведомственных учреждений;
  • Департамент государственной молодежной политики и воспитательной деятельности. Он определяет основы воспитательной работы с учащимися на разных уровнях и этапах обучения, в разных образовательных организациях;
  • Департамент международного сотрудничества. В сферу его деятельности входят вопросы сотрудничества с разными странами в сфере образовательной деятельности, принятие и передача передового педагогического опыта, построение образовательной деятельности в соответствии с международными требованиями;
  • Департамент инноваций и перспективных исследований. Он осуществляет регламентирование инновационных направлений деятельности образовательных организаций и порядок проведения разнообразных исследований;
  • Департамент стратегического развития. Он определяет стратегию развития и функционирования Министерства, его подразделений и подведомственных структур.

Каждый из этих департаментов выполняет определенную функциональную роль, реализация которой ориентирована на обеспечение плодотворной работы всех структур системы образования.

Преобразование Минобрнауки в министерство просвещения и министерство науки и высшего образования произошло в мае прошлого года. Спустя месяц Правительство выпустило положения о двух ведомствах, в котором разграничило их полномочия. Но не до конца — точечные изменения приходится осуществлять с помощью законопроекта, который поступил на рассмотрение Госдумы 24 апреля.

Трудовой кодекс сам не изменится

Подготовленный и внесённый в Думу Правительством проект закона вносит поправки в Трудовой кодекс. Корректировки, как оказалось, требуют положения документа, касающиеся функций органов исполнительной власти в сфере образования.

Кроме того, предлагается устранить пробел, согласно которому аттестацией профессорско-преподавательского состава должно заниматься Минобрнауки, а не Минпросвещения, что логично.

Одновременно, следует из поправок, Минобрнауки получит право утверждать форму справки-вызова на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, но только по согласованию с Минпросвещения.

Чем сейчас занимается Минпросвещения?

Кроме того, за министерством закреплены предоставление государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Вместе с тем в связи с близостью сфер ведения Минпросвещения и Рособрнадзора ряд полномочий ими осуществляются совместно. Например, ведомства вместе решают вопросы формы, порядка, сроков проведения государственной итоговой аттестации и продолжительности проведения экзаменов.

Какие задачи решает Минобрнауки?

За Министерством науки и высшего образования закреплены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования; научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий; развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов; социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодёжной политики и др.

Также Минобрнауки России управляет государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Кроме того, на ведомство возложены обязанности по нормативно-правовому регулированию и оказанию госуслуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.

Чего ждут от образования и науки?

Законодатели надеются, что после внесения окончательного разграничения полномочий ведомствам станет легче. На это рассчитывают и сами министерства, главы которых уже прошли проверку на прочность в Госдуме и в Совете Федерации, отчитавшись о своей деятельности. И в том, и в другом случае им пришлось выслушать конструктивную критику.

К примеру, после доклада главы Минпросвещения Ольги Васильевой в ноябре прошлого года председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов усомнился, что к 2025 году в школах будет ликвидирована вторая смена. Вопросы у депутата остались и к тому, как продвигается строительство яслей.

Интересовали представителей регионов и проблемы развития отечественного семеноводства, которое призвано обеспечить продовольственную безопасность страны. Сегодня 98 процентов выращенной в России сахарной свёклы — из импортного материала. Ситуация с картофелем — не намного лучше. Ответ министра и здесь не внушил сенаторам оптимизма.

Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт.

Правительство подготовило необходимые для этого поправки в Трудовой кодекс

Полномочия Минпросвещения и Минобрнауки разграничат окончательно

Преобразование Минобрнауки в министерство просвещения и министерство науки и высшего образования произошло в мае прошлого года. Спустя месяц Правительство выпустило положения о двух ведомствах, в котором разграничило их полномочия. Но не до конца — точечные изменения приходится осуществлять с помощью законопроекта, который поступил на рассмотрение Госдумы 24 апреля.

Трудовой кодекс сам не изменится

Подготовленный и внесённый в Думу Правительством проект закона вносит поправки в Трудовой кодекс. Корректировки, как оказалось, требуют положения документа, касающиеся функций органов исполнительной власти в сфере образования.


Кроме того, предлагается устранить пробел, согласно которому аттестацией профессорско-преподавательского состава должно заниматься Минобрнауки, а не Минпросвещения, что логично.

Одновременно, следует из поправок, Минобрнауки получит право утверждать форму справки-вызова на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, но только по согласованию с Минпросвещения.

Чем сейчас занимается Минпросвещения?

Кроме того, за министерством закреплены предоставление государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.


Вместе с тем в связи с близостью сфер ведения Минпросвещения и Рособрнадзора ряд полномочий ими осуществляются совместно. Например, ведомства вместе решают вопросы формы, порядка, сроков проведения государственной итоговой аттестации и продолжительности проведения экзаменов.

Какие задачи решает Минобрнауки?

За Министерством науки и высшего образования закреплены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

  • высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий;
  • развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов;
  • социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодёжной политики и др.

Также Минобрнауки России управляет государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Кроме того, на ведомство возложены обязанности по нормативно-правовому регулированию и оказанию госуслуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.

Чего ждут от образования и науки?

Законодатели надеются, что после внесения окончательного разграничения полномочий ведомствам станет легче. На это рассчитывают и сами министерства, главы которых уже прошли проверку на прочность в Госдуме и в Совете Федерации, отчитавшись о своей деятельности. И в том, и в другом случае им пришлось выслушать конструктивную критику.


К примеру, после доклада главы Минпросвещения Ольги Васильевой в ноябре прошлого года председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов усомнился, что к 2025 году в школах будет ликвидирована вторая смена. Вопросы у депутата остались и к тому, как продвигается строительство яслей.

Интересовали представителей регионов и проблемы развития отечественного семеноводства, которое призвано обеспечить продовольственную безопасность страны. Сегодня 98 процентов выращенной в России сахарной свёклы — из импортного материала. Ситуация с картофелем — не намного лучше. Ответ министра и здесь не внушил сенаторам оптимизма.

Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт.

Читайте также: