Как меняется правовой статус государства при вхождении в состав конфедерации

Обновлено: 07.07.2024

Эта статья о типе государства. Для канадского политического события см Канадскую Конфедерацию . Для использования в других целях, см Конфедерация (значения) .

Конфедерация (также известная как конфедерация или лига ) является объединением суверенных групп или государств , объединенными в целях совместных действий. Конфедерации государств, обычно создаваемые договором , обычно создаются для решения важнейших вопросов, таких как оборона, внешние отношения, внутренняя торговля или валюта, при этом центральное правительство обязано оказывать поддержку всем своим членам. Конфедерализм представляет собой основную форму межправительственного подхода , который определяется как любая форма взаимодействия между государствами, которое происходит на основе суверенной независимости или правительства.

Характер отношений между государствами-членами, составляющими конфедерацию, значительно различается. Аналогичным образом, отношения между государствами-членами и сектором государственного управления и распределение полномочий между ними различаются. Некоторые более свободные конфедерации похожи на международные организации . Другие конфедерации с более строгими правилами могут напоминать федеральные системы .

Поскольку государства-члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, они имеют неявное право на отделение . Политический философ Эммерих де Ваттель сказал: «Несколько суверенных и независимых государств могут объединиться в вечную конфедерацию, но при этом каждое из них, в частности, не перестанет быть совершенным государством . ".

В конфедерации, в отличие от федеративного государства , центральная власть относительно слаба. Решения, принятые общим правительством в однопалатном законодательном органе, совете государств-членов, требуют последующей реализации государствами-членами для вступления в силу; они не являются законами, действующими непосредственно на человека, а имеют больше характер межгосударственных соглашений. Кроме того, решения в секторе государственного управления обычно принимаются на основе консенсуса (единогласия), а не большинством голосов. Исторически сложилось так, что эти особенности ограничивают эффективность союза, и поэтому со временем политическое давление имеет тенденцию к переходу к федеральной системе правления, как это произошло в случаях региональной интеграции в Америке, Швейцарии и Германии .

СОДЕРЖАНИЕ

Конфедеративные государства

С точки зрения внутренней структуры каждое конфедеративное государство состоит из двух или более составляющих государств , которые называются конфедеративными государствами . Что касается своих политических систем , конфедеративные государства могут иметь республиканские или монархические формы правления. Те , которые имеют республиканскую форму (конфедерированные республики), как правило , называется состояние (например , состояние американской Конфедерации , 1861-1865) или республик (например , республики из Сербии и Черногории на территории бывшего Государственного Союза Сербии и Черногории , 2003-2006). Те, которые имеют монархическую форму правления (конфедеративные монархии), определяются различными иерархическими рангами (например, королевства Ирака и Иордании в рамках Союза Хашимитских арабов в 1958 году).

Примеры

Бельгия

Тем не менее, бельгийские регионы и языковые сообщества не имеют необходимой автономии, чтобы покинуть бельгийское государство. Таким образом, федеральные аспекты по-прежнему доминируют. Кроме того, что касается налогово-бюджетной политики и государственных финансов, федеральное государство доминирует над другими уровнями правительства.

Все более конфедеративные аспекты бельгийского федерального государства кажутся политическим отражением глубоких культурных, социологических и экономических различий между фламандцами (бельгийцы, говорящие на голландском или голландском диалекте) и валлонцами (бельгийцы, говорящие на французском или французском диалектах). Например, за последние несколько десятилетий более 95% бельгийцев проголосовали за политические партии, которые представляют избирателей только из одной общины, причем сепаратистская N-VA является партией, пользующейся наибольшей поддержкой среди фламандского населения. Партии, которые решительно выступают за единство Бельгии и обращаются к избирателям обеих общин, обычно играют лишь второстепенную роль на общенациональных всеобщих выборах. Система в Бельгии известна как консоциационализм .

Это коренным образом отличает Бельгию от таких федеральных стран, как Швейцария , Канада , Германия и Австралия . В этих странах национальные партии регулярно получают более 90% голосов избирателей. Единственные географические области, сравнимые с Бельгией в Европе, - это Каталония , Страна Басков (обе части Испании ), Северная Ирландия и Шотландия (обе части Соединенного Королевства ) и части Италии , где массовая явка избирателей для региональных (и часто сепаратистских) ) политические партии стали правилом в последние десятилетия, а общенациональные партии, выступающие за национальное единство, набирают около половины, а иногда и меньше голосов.

Бенилюкс

Benelux является политико-экономическое объединение государств Бельгии , в Нидерландах и Люксембурге , связанных на основе договоров и на основе консенсуса между представителями государств - членов.

Канада


Европейский Союз

Конфедерации коренных народов Северной Америки


Конфедерация Хауденосауни, исторически известная как Лига ирокезов или Лига пяти (позже шести) наций, - это страна коренных американцев (на территории нынешних Соединенных Штатов) и исконных наций (на территории нынешней Канады), состоящая из шести нации: могавки , онейда , онондага , каюга , сенека и тускарора . У Шести Наций есть представительное правительство, известное как Большой совет, который является старейшим правительственным учреждением, все еще сохраняющим свою первоначальную форму в Северной Америке. Каждый клан из пяти наций посылает вождей, чтобы действовать как представители и принимать решения для всей конфедерации. Он работает с момента своего основания в 1142 году, несмотря на ограниченное международное признание сегодня.

Сербия и Черногория

В 2003 году Союзная Республика Югославия была преобразована в Государственный союз Сербии и Черногории , конфедерацию Республики Черногория и Республики Сербия . Государство было создано как свободный политический союз , но формально функционировало как суверенный субъект международного права и член Организации Объединенных Наций . Как конфедерация, Государственный союз Сербии и Черногории имел очень мало общих функций, таких как оборона, иностранные дела и слабый общий президент , совет министров и парламент .

Две входящие в его состав республики функционировали раздельно на протяжении всего периода своего недолгого существования, и они продолжали действовать в рамках отдельной экономической политики и использовать разные валюты ( евро был и остается единственным законным платежным средством в Черногории, а динар был и остается единственным законным платежным средством в Черногории. законное платежное средство в Сербии). 21 мая 2006 г. состоялся референдум о независимости Черногории . Окончательные официальные результаты показали 31 мая, что за независимость проголосовало 55,5% избирателей. Конфедерация фактически прекратила свое существование после официального провозглашения независимости Черногории 3 июня 2006 года и официального провозглашения независимости Сербии 5 июня.

Швейцария

После Sonderbund войны в 1847 году , когда некоторые из католических кантонов Швейцарии пытались создать отдельный союз ( Зондербунд на немецком языке ) против большинства протестантского, голосование было проведено , и большинство кантонов утвердило новая Федеральная конституция , которая изменила политическая система к одной федерации .

Союзное государство России и Беларуси

Исторические конфедерации

Исторические конфедерации (особенно те, которые возникли до 20-го века) могут не соответствовать нынешнему определению конфедерации, могут быть провозглашены федерацией, но могут быть конфедеративными (или наоборот) и могут не проявлять каких-либо качеств, которые политологи 21-го века могли бы классифицировать как те из конфедерации.

Список

За время мировой истории разным государствам необходимо было объединяться для совместного противостояния внешним угрозам и более комфортного существования. Союзы в первую очередь создавались с целью более удобного ведения боевых действий. Однако со временем появлялись более крупные объединения, среди которых довольно существенную роль играли конфедерации.


Что это

Конфедерация – объединение нескольких независимых держав, которое было создано в целях решения конкретных политических задач. Чаще всего создавалось оно временно. Конфедерация – добровольное явление, каждое государство оставалось независимым, существовали собственные органы власти и законы, а каждый член мог пожеланию выйти из объединения.


Общий союз мог решать определенные вопросы самостоятельно. Чаще всего общее правительство занималось обороной границ или финансовыми отношениями. Центральное правительство не может действовать на граждан конкретной страны, взаимодействие происходит через отдельно взятых членов. Однако для вступления в действие определенных задач проводится специальное собрание.

Конфедерация является формой территориально-государственного устройства вместе с федерацией и унитарным государством. Однако в современном мире встречается реже всего. Союз носит временный характер. С течением времени превращается в федерацию или распадается на отдельные, унитарные страны.

Особенности

Среди особенностей союза выделяются следующие:

  • Договор является основой для описания взаимодействия.
  • Каждое государство-член может спокойно выйти из состава объединения.
  • Первичный суверенитет остается у всех представителей, а не у самого союза.
  • Правительственные органы конфедерации не могут прямо воздействовать на граждан стран-участниц, они лишь передают свои идеи правительствам государствам, входящим в состав.
  • Каждая из стран может отказаться использовать выпущенные правительством конфедерации акты.
  • Бюджет союза пополняется благодаря добровольным финансовым взносам.
  • Отсутствие общего гражданства.
  • Единой денежной системы нет.

Еще одна особенность относится к армии. Обычно формируются объединенные воинские формирования, которыми командует выбранный командир. Однако при отсутствии активных военных действий армия подчиняется командирам внутри страны.


Также стоит отметить тот факт, что конфедерация является временным объединением. Исключение из правила – Швейцария и Речь Посполитая. Союз создается для решения конкретных задач, а после их выполнения государство распадается или становится федерацией. Последнее происходит в том случае, если все участники понимают ценность постоянного союза.

Признаки

Основными признаками конфедерации являются следующие:

  • Каждое государство в составе союза является суверенным и само контролирует ситуацию внутри.
  • Отсутствие общего гражданства.
  • Общая территория и госграница отсутствуют.
  • Законодательные органы и системы управления контролируют ситуацию внутри страны, однако конфедерация контролируется специально созданным органом.
  • У каждого участника сохраняются силовые структуры, а также правительство.
  • Конституция остается суверенной у каждого государства, однако у всего объединения может быть собственный свод законов и правил.
  • Для принятия определенных законов или актов необходимо, чтобы каждый участок его принял.
  • Любая страна-участница может в любой момент может покинуть союз.

Примеры

За время истории можно выделить несколько крупных конфедераций. Самой большой и популярной является Швейцария, которая появилась в конце 13 века – в 1291 году. В то время три общины подписали специальный договор, который стал началом Швейцарского союза. Со временем состав конфедерации расширился до 26 участников. Однако в 1848 году была принята конституция, благодаря которой объединение стало федерацией. Поэтому на данный момент страна так и называется – Швейцарская Конфедерация. Несложно посчитать, что в течение 5,5 веков союз существенно существовал и выполнял поставленные задачи.


Еще можно выделить следующие союзы:

  • Соединенные Штаты Америки в начале существования – тогда объединились 13 штатов, которые существовали вместе до 1789 года, когда была принята конституция.
  • Австро-Венгрия с 1867 по 1918 год.
  • Германия с 1815 по 1866 год.

Государства – конфедерации

На данный момент конфедерации в типичном представлении не существует. Одну страну можно описать по внешним признакам и причислить их скорее к конфедеративной форме правления, а не какой-то другой. Среди них можно выделить Боснию и Герцеговину, которая состоит из трех участников – Сербской Республики, Федерации Боснии и округа Брчко (власть в нем отдана миротворцам).


Каждая административно-территориальная единица обладает собственным гражданством, нацвалютой и армией. Эти признаки позволяют говорить о том, что данное государство можно причислить к конфедерации.

Изучение особенностей форм государственного устройства чрезвычайно актуально на сегодняшний момент. Создание Европейского союза, вопросы вокруг интеграции России и Белоруссии, деинтеграция на Балканах, формальный статус СНГ и др. вопросы побуждают обратиться к теоретическому исследованию проблем государственного устройства. В данной курсовой работе будет рассмотрена конфедерация как форма государственного устройства. Так, в последнее время все чаще высказываются различные мнения о новых процессах в развитии форм государственно-территориального устройства в европейских странах. В чем будущее Евросоюза – в децентрализации и обособлении стран при дальнейшей интеграции культурно-экономического пространства? Сосуществование в рамках конфедерации?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 8
1.1 Признаки и особенности конфедерации 10
1.2 Современный взгляд на конфедерацию как форму государственного устройства 12
1.3 Положение конфедерации на мировой арене 15
ГЛАВА 2. ВИДЫ КОНФЕДЕРАЦИЙ 18
2.1 Международные организации (союзы) 19
2.2 Содружество государств 22
2.3 Сообщество государств 23
2.4 Иные формы конфедерации 24
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ КОНФЕДЕРАЦИИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 26
3.1. Конфедерация и иные формы государственного устройства 26
3.2. Отличительные черты конфедерации и федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Прикрепленные файлы: 1 файл

конфедерация как форма гос устройства.doc

ВВЕДЕНИЕ

При выполнении работы использованы методы: познания общественных процессов, сочетание системно–структурного, сравнительно–правового, конкретно–социологического. Кроме того, при написании работы использованы формально-юридический, лингвистический и иные методы исследования. Структура работы соответствует логике достижения поставленных задач. Работа включает в себя: введение, основную часть, состоящую из трёх глав, заключение, список использованных источников. Работа содержит Приложение (Приложение А – схема Д. Найса).

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

1.1 Признаки и особенности конфедерации

К основным признакам конфедерации можно отнести следующее: Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти; Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы; Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом); Нет единого гражданства конфедерации; Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей [2, с.244].

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства [3,с.169]. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации [4,с.24-25]. Таким образом, можно выделить ряд признаков, характерных для конфедеративной формы государственного устройства, и ее отличия от федеративной формы. Во-первых, это договорная форма образования конфедерации: большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров. Во-вторых, в отличие от федерации, где попытка сецессии (свободного выхода) рассматривается как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом. В-третьих, конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия. Предметы ведения конфедерации обычно ограниченны конкретным перечнем вопросов. Это могут быть вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций. Поэтому в конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

1.2 Современный взгляд на конфедерацию как форму государственного устройства

1.3 Положение конфедерации на мировой арене

Вместе с тем конфедерации и в современном мире, по-видимому, не исчерпали всех своих возможностей и способны в определенных условиях сыграть немалую положительную роль, например, в решении проблемы разделенных этнонаций (в частности, в процессе воссоединения двух корейских государств), а также в региональном объ­единении государств (например, стран — членов Европейского Союза (ЕС); стран — членов Содружества Независимых Государств (СНГ) и др.). Многие признаки конфедерации присущи сегодня ЕС, имеющему собственные межгосударственные органы — Европарламент, избираемый теперь непосредственно гражданами стран — членов ЕС, и исполнительные органы, решения которых в ряде отношений являются обязательными для государств-членов. Все больше конфедеративных черт приобретает Содружество России, Беларуси, Казахстана и Киргизии и особенно образованное в 1996 г. Сообщество России и Беларуси, находящиеся на пути особенно тесной интеграции по сравнению с другими членами СНГ, задуманного первоначально, по сути дела, именно как конфедеративное объединение, но практически не реализованного в таком виде. 8 декабря 1999 г. между Россией и Беларусью подписан новый Договор о создании союзного государства на конфедеративных началах. Этот договор уже ратифицирован Федеральным Собранием [8, с.400]. Имея в виду конституционно-правовые аспекты вхождения страны в межгосударственные объединения, можно отметить, что конституции ряда стран — членов ЕС (Австрии, Франции, Финляндии и др.) включили в свои тексты соответствующие специальные разделы и статьи. В них говорится, в частности, о передаче части полномочий институтам ЕС; о предоставлении права голоса гражданам ЕС, проживающим в данной стране; о соотношении правовых актов ЕС и его органов и государств — членов ЕС и их органов; о порядке избрания на территории страны депутатов Европарламента и др. Вхождение в ЕС привело, например, к расширению компетенции парламента Португалии, за которым конституционным законом 1992 г. было закреплено дополнительное полномочие осуществлять надзор и давать оценку, согласно закону, участию Португалии в построении Европейского Союза. А конституционный акт о парламенте Финляндии установил, что полномочия депутата не прекращаются в случае избрания его членом Европарламента, но они прекращаются, если указанный депутат во время проведения сессий парламента не принимает участия в них в качестве депутата [8, с.436]. Можно сделать вывод о том, что конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о направлении своих действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, внешней политики, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. В последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей. В федеративном государстве суверенитет принадлежит федеративному государству, однако существует возможность делегирования части содержания суверенитета вниз – субъектам федерации. В конфедерации субъект суверенен, но часть содержания суверенитета союзным договором может делегироваться вверх – конфедерации. Кстати, именно вопрос о делимости суверенитета является главным в споре о том, государство ли конфедерация. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.

Руденко Светлана Борисовна

Конфедерация — это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач.

Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

Во-первых, конфедерация не имеет общих законодательных,исполнительных и судебных органов,характерных дня федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).

Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой армии,единой системы налогов и единого государственного бюджета.Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или на оказание им необходимой экономической помощи.

В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе,хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).

В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах,а также единой межгосударственной кредитной политикена период существования данного государственного образования.

В-пятых, конфедеративные государства недолговечны:они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

Признаки конфедеративного устройства.

Можно выделить много признаков данной формы, но в любой литературе представлены основные семь, например:

- внутри конфедерации отсутствуют границы.

- вся территория воспринимается как единая.

- общие органы власти хоть и существуют, но играют чисто номинальную роль.

- гражданство, финансовая система, конституция – эти все элементы представлены только внутри государств-участников.

- субъекты конфедерации наделены полным суверенитетом.

- общий орган конфедеративной власти состоит из делегатов от каждой страны, все решения органа власти принимаются законодательным органом каждой страны в отдельности.

- все участники имеют вольное право выхода из конфедерации.

В процессе изучения формы территориального устройства государства нужно понимать тот факт, что федерация, конфедерация, унитарное государство – это не только характеристика государственного деления, но ещё и пример взаимосвязи высших органов власти с отдельными частями страны. С этой точки зрения, конфедеративное устройство – это эволюция политических взаимоотношений.

В истории есть примеры и того и другого: Германский союз (1815—1867), Швейцарский союз (1815-1848), Австро-Венгрия (1867-1918). Классический пример — Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 г., в 1787 г. образовалась федерация, закрепленная конституцией США, действующей по настоящее время.

Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Своеобразной формой конфедерации является Содружество Независимых Государств (СНГ). Своеобразие его состоит в том, что оно образовалось в результате распада некогда единого государства — СССР В силу этого в основу процесса объединения государств СНГ положены не только военные, экономические и политические цели, но и историческая, этническая и культурная их близость, не характерная для субъектов обычных конфедераций. СНГ создан в условиях столкновения двух противоречивых тенденций — стремления к суверенитету бывших союзных республик СССР и их хозяйственно-экономической зависимости друг от друга, явившейся результатом многолетнего совместного развития. Две тенденции — объединительная и разделительная — делают данный союз непрочным, а его субъектов -незавершенными государствами: с одной стороны, ни одно из государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, не может похвастаться своей полной самостоятельностью, т.е. назвать себя полностью суверенным, а с другой — СНГ не является конфедерацией в полном смысле этого слова, поскольку его договорно-правовая природа весьма неопределенна и находится лишь в стадии формирования.

Конфедерация считается достаточно слабой формой управления и имеет непродолжительный срок существования. Итогом деятельности конфедеративного государства может быть его преобразование в федерацию или прекращение существования после достижения поставленных целей. Неустойчивость конфедерации объясняется тем, что каждый из ее субъектов по своему желанию может расторгнуть договор о членстве в данном объединении. Яркий пример конфедерации - это США, страна, созданная в результате союза независимых штатов, а впоследствии преобразованная в федерацию. Зачастую конфедерацию представляют как переходный этап к образованию нового независимого государства.

Существует теория, что конфедерация – это форма правления внутри особого наднационального сотрудничества государств. Но в таком случае термин подходит для определения даже межправительственных организаций, таких как ООН, НАТО, ОБСЕ и т. п. Подобное утверждение полностью опровергается одним единственным фактом: любая конфедерация должна занимать территорию, состоящую из территорий стран-участниц, и иметь общую, открытую внутреннюю границу.

Важно отметить, что конфедеративное государство не исключает возможности создания общей денежной системы, кредитной политики среди государств и других общих институтов. Современное понятие конфедерации имеет очень размытые рамки, и о существовании такой самостоятельной формы управления ведутся дискуссии. Причиной этому служит тонкая грань взаимодействия разных государств, которая зачастую переходит рамки конфедерации. В настоящее время нет выраженных конфедераций в их общем виде, хотя существуют объединения государств, которым присущи характерные черты. Самым важным условием создания конфедеративного государства является законодательное закрепление этого факта. Поэтому многие современные государственные союзы, к которым можно отнести ООН и СНГ, не относятся к конфедерации.

Плюсы и минусы конфедерации.

Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам.

Во-первых, в мире очень много военных конфликтов и локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи.

Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных.

В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами - конфедерация. Государство – это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.

Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод. Страны конфедеративного строя во все времена существовали политические образования, которые имели все черты конфедерации.

Самой яркой формой подобного строя в современности является швейцарская конфедерация. Это объединение кантонов на законодательном уровне.

В составе Швейцарской Конфедерации 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов), из которых несколько немецкоязычных, несколько франкоязычных и один италоязычный. Некоторые кантоны двуязычные – там говорят на французском и немецком языках, а в некоторых употребляются сразу 3 языка (немецкий, ретороманский и итальянский). Одни кантоны стояли у истоков образования государства, другие присоединились позже, или отделились от ранее существующих кантонов. Самым молодым является кантон Юра, отделившийся в 1979 г. от кантона Берн после того, как осенью 1978 г. народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за его создание. Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Некоторые кантоны практически состоят из одного города (кантон Женева), а есть и другие, большую часть которых занимают горы и долины (кантон Ури). Кантоны отличаются друг от друга не только размерами, но и плотностью населения. Согласно конституции, «кантоны являются суверенными, если только их суверенитет не ограничен конституцией конфедерации. Поэтому они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти. Таким образом, носителем источником суверенитета по конституции является кантон, а не конфедерация. Обратная же формулировка означала бы, что кантон имеет только те компетенции, которыми он официально наделен конституцией. Налицо презумпция компетентности в пользу кантонов. Однако конституция ограничивает эту правовую картину тем, что кантоны обязаны представлять свои конституции на одобрение Федеральному Собранию. Кроме того, существует принцип конституционного ранга, по которому федеральное право преобладает над кантональным.Все кантоны и полукантоны в составе Федерации имеют свои конституции, свой суд и свои законы, которые, как правило, не противоречат федеральному праву; законодательная и исполнительная власть принадлежит большим советам (парламентам) и кантональным советам (правительствам). Кантоны обладают политической самостоятельностью и полной свободой принятия административно-хозяйственных и управленческих решений. Так, например, каждый кантон имеет свое школьное законодательство и управление. Установление размера налогов находится также в прерогативе кантона.Системы правления в кантонах различны. В большинстве кантонов решения принимаются кантональными советами, избираемыми гражданами кантона на определенный срок. В некоторых кантонах господствует прямая демократия. Например, в двух небольших в территориальном отношении кантонах - Аппенцель-Иннерроден и Гларус, ежегодно проходят общие собрания жителей, обладающих правом голоса - ландсгемайнде, где принимаются важнейшие политические решения и проводятся выборы. Разумеется, в кантонах, практикующих проведение конгресса земельной общины, существует еще и парламент, который предварительно обсуждает дела этой земельной общины и вносит на конгресс соответствующие предложения. Все кантоны перечислены в заключительной части конституции конфедерации. Это означает, что образование нового кантона требует изменения конституции, а следовательно, и референдума. С момента образования конфедерации подобное случилось один единственный раз, когда осенью 1978 года народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за создание нового кантона Юра.

Читайте также: