По наследству передается не столько сам признак сколько возможность его проявления

Обновлено: 07.07.2024

Очень часто родители, когда поведение своего ребёнка их не устраивает, говорят: "Вот ничего не поделаешь, во всем виноваты гены, весь в отца или мать пошёл". Однако исследования ученых показывают, что хоть и влияние наследственности велико, но обвинять во всем "дурную наследственность" неправильно. Согласно мнению психоаналитиков, влияние генов на формирование характера ребенка нельзя отрицать, однако многие способности могут быть развиты или утрачены во время воспитания и развития детей.

Ни у кого не вызывает сомнений, что у красивых родителей в большинстве случаев рождается красавица дочка и красавец сын. Но как видно из биографии многих гениальных личностей, на их детях природа отдыхает. По данным исследований ученых оказалось, что такие болезни, как шизофрения, маниакальный синдром, умственная отсталость и слабоумие чаще всего передаются по наследственности. Причем не только от родителей, но и предыдущие поколения могут подарить предрасположенность к данным заболеваниям. По наследству передаются также интеллектуальные способности ребенка. У высокоодаренных родителей чаще рождаются талантливые дети, но задатки интеллекта в большей степени определяются материнскими генами, а не отцовскими.

Дети, унаследовав от талантливых родителей гены, не могут сами по себе вырасти гениями. Для этого необходимо создать условия, чтобы они могли реализовать заложенный в них потенциал. В семьях, где родитель признанный гений и талант, одаренный ребенок часто остается в тени. У гениальных родителей постоянно увлеченных работой на ребенка не остается времени, в результате они вырастают людьми, не похожими на своих родителей.

По мнению ученых, утверждение, что на детях гениев природа отдыхает, связана с ошибками в воспитании. А вот родители самих гениев в основном не имели ни титула, ни денег при жизни, зато упорно занимались детьми. Они хоть и были талантливыми от рождения, но были непризнанны народом. Поэтому, они с упорством вкладывали силы в воспитание своих детей, чтобы в них реализовался их талант.

характер ребенка

Сегодня научно доказано, гены оказывают фатальное влияние на то, каким вырастет человек и думать, что новорожденный ребенок является чистой доской, на которой родители могут написать все, путем воспитания является ошибочной. Однако роль среды в воспитании ребенка нельзя полностью исключать. Способности, которые достаются детям по наследству от родителей являются только начальным капиталом, если их грамотно не развивать и не увеличивать, то нельзя рассчитывать на успех в воспитании гармонично развитой личности.

Среда общения и культура являются немаловажным фактором для развития ребенка. Даже ребёнок академиков, унаследовавший от родителей огромный интеллект и умственные способности, угодив в "плохую компанию" за считанные дни может превратиться в наркомана или алкоголика. Так же и усыновленный ребёнок, при правильном воспитании в кругу любящих и добрых приемных родителей, может вырасти прекрасным человеком, несмотря на то, что его биологический отец не отличался хорошими качествами характера.

Многие учёные в последнее время утверждают, что существенное влияние на характер ребёнка оказывает период его развития в утробе матери. Если мама до рождения ребенка окружает его хорошим настроением, разговаривает с ним или поет ему, то и малыш рождается с музыкальным слухом, с соответствующим тоном голоса и настроения.

Данная статья должна заставить родителей задуматься: насколько оправданы их требования к своему ребенку? Любить ребенка необходимо таким, какой он есть. Нельзя из тихони сделать общительного лидера или заставить учиться ребенка на "отлично", если у него нет наследственных способностей. Прибегая к строгим методам воспитания, можно сломать внутренний мир ребенка. Для полноценного развития личности ребенка родители должны учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе воспитания.

- Вернуться в оглавление раздела "Детская психология"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Гены, хранящие информацию об одном признаке, находятся в строго определенных участках гомологичных хромосом и называются аллельными.

Особи, несущие два одинаковых по проявлению аллельных гена и дающих одинаковые гаметы, называются доминантными.

Особи, несущие разные по проявлению аллельные гены и соответственно разные гаметы, называются гетерозиготными.

Закономерности независимого наследования признаков установил Т.Морган.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.

Ген – участок хромосомы, кодирующий информацию о последовательности аминокислот в одной молекуле белка.

Передаваясь от родителей детям, гены изменяются (мутируют).

Совокупность всех генов организма называется фенотипом.

Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма называется генотипом. 5. По наследству передается не столько сам признак, сколько возможность его проявления.

Реализация же признака зависит и от генотипа, и от условий среды, в которой формируется организм.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.

Скелет человека состоит из скелета головы, скелета туловища, скелета поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

Скелет позвоночника состоит из 30 позвонков.

Позвоночный столб делится на следующие отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.

В шейном отделе всегда 8 позвонков.

В остальных отделах количество позвонков непостоянно.

В связи с переходом человека к прямохождению в его позвоночнике сформировались 4 изгиба, благодаря которым происходит амортизация при ходьбе, беге, прыжках.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.

В 1908 г. И.П. Павлов открыл явление фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам – антигенам.

Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим.

Специфический иммунитет – это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов.

Неспецифический иммунитет обеспечивает защиту от знакомых организму антигенов. 6. Иммунитет может осуществляться как специальными клетками – фагоцитами, так и антителами – белковыми молекулами, содержащимися в лимфоцитах крови.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.

В первой половине XIX в. немецкие ученые М.Шлейден и Т.Шванн сформулировали клеточную теорию.

Однако родоначальником клеточной теории считают Антония ван Левенгука, который описал микроскопическое строение пробковой ткани растения.

Все клетки в зависимости от их строения делятся на эукариотические и прокариотические.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.

Сосуды кровеносной системы человека разделяются на артерии, капилляры и вены.

Артерии несут кровь от сердца.

Вены несут кровь к сердцу.

Капилляры – это самые тонкие сосуды, состоящие из двух слоев клеток.

Из капилляров большого круга к органам и тканям поступают углекислый газ и продукты обмена.

Из клеток в капилляры поступают кислород и питательные вещества

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены..

Гуморальная регуляция функций организма осуществляется с помощью гормонов и других веществ.

Гормоны выделяются в кровь железами внутренней секреции.

К ним относятся щитовидная железа, гипофиз, надпочечники и поджелудочная железа. 4. Помимо желез внутренней секреции существуют железы смешанной и внешней секреции.

Железы внутренней секреции имеют выводные протоки, по которым гормоны поступают к органам-мишеням.

Гуморальная регуляция осуществляется с большей скоростью, чем нервная.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.

У человека трубчатый тип нервной системы.

Нервную систему человека разделяют на центральную и вегетативную.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

Вегетативная нервная система состоит из нервных волокон, координирующих деятельность скелетных и гладких мышц, а также внутренних органов и желез.

Принцип координационной деятельности нервной систе-
мы – рефлекторный.

В результате возбуждения рецепторов импульс по нервному волокну передается непосредственно на рабочий орган, который отвечает на раздражение определенным образом.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.

Работой органов дыхания управляет дыхательный центр.

Он находится в продолговатом мозге.

Сигналом для возбуждения дыхательного центра является изменение концентрации кислорода в крови.

Вдох и выдох координируется одной группой нервных клеток, расположенных в продолговатом мозге.

Работа дыхательного аппарата не подчиняется воле человека.

Сильные эмоции изменяют частоту дыхания человека.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.

Лишайник – это организм, состоящий из спор гриба и одноклеточных водорослей.

Клетки водоросли, или цианобактерии, входящие в состав лишайника, фотосинтезируют, обеспечивая гриб органическими соединениями.

Чаще всего лишайники размножаются половым путем.

Растут лишайники очень быстро.

Они – пионеры растительности и первыми поселяются в местах, где ее еще нет.

Археологи и биологи используют лишайники для определения возраста почвенных слоев.

Определите правильность суждений:

Эукариоты имеют в клетках настоящее оформленное ядро, отделенное мембраной от цитоплазмы

Продуктом обмена веществ грибов является мочевина

Многие почвенные грибы образуют микоризу – симбиоз с корнями травянистых и древесных высших растений

Среди грибов встречаются хищники

Для грибов характерно вегетативное, бесполое и половое размножение

Грибница состоит из тонких ветвящихся бесцветных нитей – гиф

Бесполое размножение осуществляется при помощи спор, образующихся внутри спорангиев

У некоторых грибов споры образуются на вертикальных гифах – конидиеносцах и носят название – конидий

У водных грибов споры имеют жгутики – это зооспоры

Гаметогамия – слияние гамет, образующихся в гаментангиях

Соматогамия характерна для базидиомицетов

Зигогамия – половое размножения зигомицетов

В состав клеточной стенки мицелия высших грибов входят:

Хитин и глюканы

Хитозан и целлюлоза

Целлюлоза и глюкоза

Одноклеточные формы отсутствуют у таких классов грибов как:

Соотнесите трактовки понятий:

3) Экология растений

4) Систематика растений

5) Морфология растений

6) Анатомия растений

7) Физиология растений

8) Генетика растений

10) География растений

Наука о вымерших ископаемых растениях прошлых геологических эпох

Наука, изучающая состав, закономерности строения, развития и распространения исторически сложившихся растительных сообществ

Раздел биологии, изучающий зародышевое развитие растительного организма

Наука, изучающая внешнее строение, форму отдельных органов, изменение их в зависимости от внешних условий и в процессе развития (онтогенеза и филогенеза)

Наука о строении, развитии и функциях растительной клетки и ее составных частей

Наука, изучающая взаимосвязь растений и окружающей среды, влияние различных факторов ее на структуру растений

Наука, изучающая законы наследственности и изменчивости

Наука, изучающая закономерности и причины распределения растений на Земном шаре, выясняет границы распространения растений

Наука, рассматривающая процессы, происходящие в растительном организме, закономерности превращения веществ в нем, выявляет функции тканей растений

Наука о внутреннем строении растений, исследует клетки и ткани растений, используя новейшую оптику

Классифицирует растения, устанавливает родственные отношения между растениями, определяет, к какой таксономической единице относится данное растение, дает названия новым видам.

Оба родителя передают ребенку гены, которые влияют на его черты и состояние здоровья. Уже долгое время ученые говорят о том, что внешность детей определяется наследственностью. Речь идет о цвете волос, глаз, росте, телосложении и пр.

Большая часть генов имеет два или больше вариантов, которые называют аллелями. В свою очередь, они делятся на рецессивные и доминантные. Крайне редко можно наблюдать доминирование одной аллели, так как зачастую происходит косвенное влияние других генов.

Кроме того, на внешность ребенка влияет также множественный аллелизм. По этой причине ученые могут говорить только о большой вероятности возникновения у малышей внешних черт, которые являются преимущественными у родителей.


Рецессивные и доминирующие гены

Рецессивный ген – это некоторые генетические сведения, которые может подавлять доминантный ген, из-за чего он может не проявляться в фенотипе.

Такой тип гена может проявлять свои признаки только в том случае, если будет в паре с таким же рецессивным геном. Если рецессивный ген будет находиться в паре с доминантным, то он не сможет никак воздействовать на внешность ребенка, так как будет подавлен последним.

В фенотипе малыша рецессивные гены могут быть проявлены только в том случае, если он присутствует у обеих родителей. Доминантный ген всегда доминирует над рецессивным.

Основные признаки внешности, передаваемые по наследству

По наследству от родителей к ребенку могут передаваться такие внешние признаки, как цвет глаз, кожи, волос, рост или другие отличительные черты. Все зависит от доминантных генов, которые передаются со стороны отца и матери.

Цвет глаз

Традиционная наука утверждает, что цвет глаз передается генетически. Притом, за каждый оттенок отвечает отдельный ген. Цвет глаз зависит от влияния большого количества генов и их вариаций.

Считается, что гены, которые отвечают за темные оттенки, являются доминантными. Разные гены находятся в постоянной борьбе между собой, однако темный цвет имеет преимущество перед светлым.

К примеру, если у одного родителя глаза голубые, а у другого карие, существует большая вероятность, что ребенок будет кареглазым. Только у той пары, где оба родителя голубоглазые, могут родиться дети с глазами светлых оттенков.

Цвет кожи

Еще одним наследственным признаком являются пигменты, которые отвечают за цвет кожи. Он может передаваться через несколько поколений.

За него отвечает полимерный механизм наследования – это значит, что на оттенок кожи влияют несколько генов одновременно. Большая часть аллелей, которые имеют отношение к пигментации кожи современного человека, возникли еще 300 тысяч лет назад. У двух людей со светлой кожей не может родиться темнокожий малыш, если у них не было предков с темной кожей. И наоборот.

Цвет волос

Доминантные гены отвечают за темные оттенки, рецессивные – за светлые. Эти гены действуют на активность таких клеток, как меланоциты, которые вырабатывают меланин. Цвет волос напрямую зависит от количества эумеланина – чем его больше, тем темнее будет оттенок.

Если же будет наблюдаться наличие большого количества феомеланина, то волосы могут получить рыжий оттенок. Существует небольшая вероятность, что у темноволосых папы и мамы родиться светлый ребенок. А вот светловолосые родители практически не могут произвести на свет малыша с темными волосами. Для того чтобы ребенок родился рыжим, оба родителя должны иметь тот же цвет волос.


Если наблюдать за большинством семей, можно прийти к тому, что существует некая закономерность – если родители высокие, то их дети тоже будут большого роста. На этот внешний признак также существенно влияют генетические факторы, однако научные исследования в этом направлении все еще продолжаются.

Рост ребенка зависит от множества других факторов. К ним относят правильное питание, среду воспитания, влияние внешней среды и пр.

Форма и размер ушной раковины – это полностью наследственный признак. У детей фактически не бывает оттопыренных ушей, если у их родителей уши маленького размера, и наоборот. В некоторых случаях это может восприниматься, как дефект, однако этот признак оказался доминантным. Если у родителей есть ямочка на щеках или нос с горбинкой, существует большая вероятность, что такая внешность передастся ребенку.

Почему чаще мальчики похожи на мам, а девочки – на пап?

Зачастую сын рождается похожим на мать, а дочка – на отца. Происходит это из-за того, что при зачатии мальчик получает Х-хромосому от матери и У-хромосому от отца. За внешние признаки отвечает именно Х-хромосома. Девочки получают от обеих родителей Х-хромосомы, поэтому у них есть одинаковая вероятность быть похожими, как на отца, так и на мать.


Аутизм все еще порождает множество споров среди специалистов о причинах его появления у ребенка. Нет однозначного ответа относительно возможности передачи расстройства по наследству. Однако связь между генами и РАС (расстройством аутического спектра) была выявлена.

Почему возникают споры

Ежегодный прирост процента расстройства по всему миру заставляет ученых еще активнее искать причины появления аутизма. Ведь тогда можно будет купировать на корню проблему, и снизить количество аутистов среди детей. Однако вопрос о происхождении до сих пор открыт.


Передается ли аутизм — переживание родителей

Поэтому и порождается множество мифов, связанных с причиной появления РАС. Будущие мамы переживают о вреде вакцинации, глютена и т. д. Они часто задаются вопросом, передается ли аутизм по наследству от отца или матери, и обязательно ли малыш родится с расстройством.

Достоверно известно только то, что аутизм появляется вследствие патологий в развитии головного мозга, в частности, таких его зон:

  • мозжечок;
  • лимбическая система;
  • ствол мозга.

А вот причины, которые вызывают такие изменения в развитии, остаются до конца не изученными.

Ген аутизма: миф или реальность

Ответить на этот вопрос однозначно генетики пока не могут. Было выявлено, что у родителей, которые оба имеют диагноз РАС, есть риск родить ребенка-аутиста. Также была установлена закономерность, при которой у мальчиков аутизм передается по наследству чаще, чем у девочек.

Однако есть данные, опровергающие то, что аутизм передается по наследству. Для примера можно взять случай, когда при рождении двух однояйцевых близнецов только один из них был с аутизмом. Набор генов у них одинаковый. Согласно теории, аутизм должен был быть у обоих.


Бывает ли наследственный аутизм

Важно понимать, что есть ряд других причин, подтвержденных научно, по которым может возникнуть аутизм у ребенка. Вместо того чтобы искать причины в больном родственнике, лучше проанализировать состояние самой матери во время беременности.

Почему тогда все говорят о генетической природе аутизма?

При аутизме действительно может наблюдаться мутация генов. Именно она, а не наследственность, выступает причиной появления РАС.

Среди основных факторов, вызывающих мутацию, выделяют:

  • плохую экологию;
  • применение лекарственных препаратов;
  • перенесение вирусных заболеваний внутриутробно (энцефалит, менингит, фенилкетонурия);
  • психические расстройства матери;
  • зависимости (алкогольная, наркотическая и т.д).


Наследственный аутизм — отзывы

Нездоровое неврологическое и физиологическое состояние матери способно пагубно сказаться на плоде и спровоцировать возникновение мутацию гена.

Опыт людей, столкнувшихся с аутизмом в семье

Пока ученные спорят, мифы продолжают ходить массами. Мало кто понимает разницу между мутацией гена и возможностью передачи его по наследству. Поэтому и мнений о риске продолжения рода с РАС достаточно много.

По-моему, стыдно в наше время, верить в такие вещи. Сами врачи опровергают миф, что расстройство передается по наследству. Только родных своих донимаете. А чтобы у ребенка не было мутации генов, лучше за своим здоровьем и привычками следите.

Исходя из доступных нам фактов, нет причин полагать, что аутизм – это проблема наследственная. Однако есть возможные факторы риска, которые влияют на развитие головного мозга ребенка и меняют состояние генов. Именно их стоит избегать в заботе о здоровье еще нерожденного малыша.

Видео — Причины аутизма: наследственность, ген аутизма, прививка АКДС, глютен

Видео — АУТИЗМ — ЗАРАБОТАННЫЙ или ВРОЖДЁННЫЙ?

Получается, есть вероятность, что после перенесения менингита ребенок родится аутистом?

Да, действительно, данное заболевание входит в число агрессивных факторов, способных спровоцировать развитие расстройства у малыша. Но это не приговор, поэтому не стоит поддаваться панике без наблюдения соответствующей симптоматики у ребенка.

Синдромальные формы аутизма. Наследование


__ Х хромосома, содержащая мутантный ген

__ Х хромосома, не содержащая мутантный ген

XY здоровый мальчик

X Y Мальчик с синдромом FX

XX Здоровая девочка

X X Девочка носительница синдрома FX

Если у матери ребенка имеется премутация гена FMR1 (количество повторов от 50 до 200), то в следующем поколении обычно происходит увеличение количества повторов, которое может, как достигать стадии полной мутации, так и оставаться на уровне премутации. В этом случае сохраняется риск рождения больного ребенка в последующих поколениях.

Риск развития синдрома FX у ребенка в зависимости от количества CGG-повторов у матери (Sarah L. Nolin, et. al. Am J Hum Genet. Feb 2003)


В случае наличия премутации у отца, передача заболевания по наследству также возможна. Однако, при наследовании мутантной Х хромосомы от мужчины, не происходит увеличения количества CGG-повторов. Поэтому существует только риск рождения девочки с премутацией. Возможность рождения детей с полной мутацией сохраняется в следующих поколениях.

Причины аутизма

В данной статье рассмотрим все возможные концепции, влияющие на развитие аутизма, а также расскажем о факторах, которые до сих пор ошибочно считаются причинами, провоцирующими его возникновение.

Наследственная предрасположенность

  • Наследственная предрасположенность
  • Ген аутизма
  • Вирусы
  • Вакцина
  • Глютен как провокатор отклонения в развитии
  • Духовные причины
  • Психологическое состояние и образ жизни матери
  • Подводя итоги

Генетически измененные гены являются одной из основных причин по которой возникает и развивается данное заболевание. Аутизм передается по наследству, это значит, что дети-аутисты, которые страдают от такой болезни, изначально были подвержены ей на генетическом уровне. Именно наследственность является причиной, по которой в одной семье от такого заболевания страдают несколько детей. А научные исследования утверждают, что риск развития раннего детского аутизма среди сестер и братьев увеличивается в три-восемь раз.

Генетических проблем при аутизме существует достаточно много. Они напрямую связаны с белками, протеинами, нейронами и митохондриями. Следует отметить, что дефект митохондрий – это генетический сбой, который встречается у аутистов чаще всего. При этом четко прослеживается генетическая предрасположенность к белковым нарушениям и отклонениям в нейронном взаимодействии, протекающая на клеточном уровне. Такие изменения часто ведут к разрушению мембран клеток и провоцируют образование энергии в митохондриях.

Ген аутизма

Хотя происхождение заболевания тесно связано с генетикой, в настоящее время научных подтверждений о существовании определенного гена, вызывающего болезнь нет. Однако международная группа ученых сравнительно недавно опубликовала результаты своих исследований в журнале Science Translational Medicine. В процессе своей работы они выявили, что мутации гена PTCHD1, расположенного в единичной мужской хромосоме, в значительной степени связаны с аутизмом. По мнению ученых, таким образом, объясняется и тот факт, что мальчики рождаются аутистами в четыре раза чаще, чем девочки.

Однако сами же ученые говорят о том, что малое число лиц, в генетических структурах которых была выявлена данная связь при проведении такого эксперимента, не является основополагающим доказательством, а лишь одним из дополнительных подтверждений возможной причины возникновения аутистического расстройства.

Вирусы

Научные исследования проводились и в области вирусологии. Таким образом было высказано предположение, что на развитие аутизма могут повлиять токсическая и инфекционная причины.

Вирус простого герпеса, краснухи, мононуклеоза, ветряной оспы, розеолы и цитомегаловируса очень опасны для развивающегося мозга ребенка. Они могут вызвать нестандартный ответ иммунной системы организма на инфицирование, что может повлечь за собой развитие аутизма и других аутоиммунных болезней.

При сниженном иммунитете у новорожденных, проникновение вируса в их организм в значительной степени влияет на нервную систему и головной мозг, вследствие чего возникает аутоиммунная реакция. Говоря простым языком, организм младенца борется сам с собой, поражая при этом собственные здоровые клетки, благодаря чему появляются ранний детский аутизм и умственная отсталость.

Чаще всего вирус проникает в организм ребенка при внутриутробном развитии, при инфицировании беременной женщины. Также возможно заражение грудничка через материнское молоко при грудном вскармливании или слюну. Бывает так, что ребенок подхватывает инфекционное заболевание в яслях.

Более слабые области головного мозга подвергаются удару в первую очередь, а это именно те, которые отвечают за эмоциональное настроение и коммуникативные навыки. К примеру, мозжечковая миндалина способствует регулированию эмоционального фона и несет ответственность за манеру общения, интонацию, а также за зрительный контакт. А как известно основными симптомами аутизма являются отсутствие зрительного контакта, эмоциональная бедность, замкнутость и снижение коммуникативных функций.

Вакцина

Одна из теории повествует о том, что аутизм вызывают прививки, сделанные детям в младенческом возрасте в процессе обязательной вакцинации. Однако на сегодняшний момент было проведено множество различных научных исследований, но ни одно из них так и не доказало связь между вакцинами, или их сочетанием с данным заболеванием. Также не было найдено абсолютно никаких доказательств того, что вещества, использующиеся при производстве вакцин способствуют возникновению расстройств аутистического спектра. Теория о том, что Тимеросал, добавляемый в вакцины увеличивает в несколько раз риск развития такого заболевания, осталась только голословной теорией.

Глютен как провокатор отклонения в развитии

В последнее время заговорили о том, что одним из факторов вызывающих аутизм у детей и взрослых может быть пищевая непереносимость глютена. Как известно, клиническим проявлением такого отклонения является болезнь целиакия. И ведь действительно, при соблюдении безглютеновой диеты при расстройствах аутистического спектра наблюдался положительный эффект.

Впоследствии ученые опровергли имеющуюся связь между целиакией и возникновением аутизма у детей, однако подтвердили, что повышенный риск развития данной болезни имеется у тех людей, которые обладают нормальной слизистой оболочкой кишечника, но при этом с положительным тестом на антитела к компонентам глютена.

Выходит, что патологические состояния при аутизме развиваются не при клинических проявлениях глютеновой непереносимости, то есть целиакии, а непосредственно под влиянием глютена. Теория о том, что иммунологическая непереносимость компонентов глютена может лежать в основах механизма развития расстройств аутистического спектра, получила подтверждение.

Именно поэтому при лечении аутизма диетологом в обязательном порядке назначается безглютеновая диета, которая значительно улучшает когнитивные функции у заболевших детей.

Духовные причины

Психология имеет свои взгляды на причины возникновения такой болезни. Духовные и психологические факторы играют в развитии аутизма далеко не малую роль. Психосоматика заболевания свидетельствует о том, что физиологические проявления при такой болезни тесно связаны именно с психологическими. Например, ребенок теряет речевые навыки при нежелании общаться с окружающими.

Психологическими причинами, повлиявшими на приобретение болезни, в таком случае становятся:

  • проблемы во взаимоотношениях с матерью в раннем детском возрасте;
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей;
  • перенесенный сильный эмоциональный стресс;
  • полное игнорирование ребенка матерью, раннее отлучение от груди;
  • психологическая травма у ребенка;
  • искаженное восприятие окружающего мира из-за его недостаточного познания.

У таких детей часто возникает не врожденный, а приобретенный аутизм.

Психологическое состояние и образ жизни матери

Образ жизни матери ребенка и ее психологическое состояние при беременности также может повлиять на развитие такой болезни.

Перенесенные заболевания

Одной из причин возникновения аутизма принято считать перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания во время вынашивания плода. К таким инфекциям относятся корь, герпес и ветряная оспа. Даже обычный грипп и острые вирусные инфекции в такой период увеличивают риски рождения ребенка аутиста практически в два раза.

Пренатальный стресс

Эмоциональное состояние женщины во время беременности тоже может быть причиной появления у ребенка расстройств аутистического цикла. Частые стрессы, перенесенные женщиной в такой период увеличивают в крови концентрацию глюкокортикоидов, которые при избыточном количестве не нейтрализуются, а поступают в организм плода. Гормоны способны проникать в головной мозг ребенка, вызывая в нем различные нарушения, которые проявляются сразу после рождения малыша или по мере его развития. Обычно это период первого года жизни, или семи-девяти лет. Глюкокортикоиды, циркулируя по организму ребенка, становятся причиной повышенной тревожности, выраженных страхов, способствуют развитию расстройств нервной системы, а также психосоматических заболеваний, в том числе и раннего детского аутизма.

Вредные привычки

Не последнюю роль в развитии детского аутизма играют вредные привычки, которые имеются у матери во время беременности. Особенно вредно курение. Хотя ученые пока и не заявили открыто о связи аутизма у детей и курения будущей матери, но результаты исследований, проводимых в этой области свидетельствуют о том, что она существует. Таким образом, курение беременной женщины может спровоцировать развитие специфических форм аутизма у ребенка.

Алкоголь, кофеин, лекарственные препараты и наркотические вещества, употребляемые будущей матерью, также не несут ничего хорошего для здоровья малыша. Хотя прямой связи между их употреблением и развитием у детей аутизма не установлено, такие вредные привычки в целом плохо воздействуют на здоровье плода и вызывают патологические процессы в его организме.

Возраст родителей

В таком вопросе большую значимость имеет именно возраст отца. Мужчины старше пятидесяти лет на шестьдесят шесть процентов увеличивают риск возникновения аутизма. Если на момент зачатия возраст будущего отца от сорока до пятидесяти лет, то цифра снижалась до двадцати восьми процентов.

Поздний возраст матери также накладывает свой отпечаток. Женщины, ставшие матерями после сорока лет на пятнадцать процентов больше подвержены риску родить ребенка аутиста, чем тридцатилетние. А если оба родителя перешагнули рубеж сорокалетнего возраста то риски возрастали еще больше.

При этом следует отметить, что большая разница в возрасте между родителями играет свою роль. Наиболее подвержены аутизму дети, чьи отцы находятся в возрасте тридцати пяти-сорока лет, а мамы на десять лет старше. И наоборот, если мужчина младше женщины на десять лет, а она, в свою очередь, находится в возрасте от тридцати до сорока лет, риск возникновения заболевания также достаточно высок.

Совокупность факторов

Говорить о какой-либо одной причине возникновения патологии нужно с осторожностью. В последнее время, ученые все чаще отмечают тот факт, что на возникновение и развитие расстройств аутистического спектра влияет совокупность различных факторов, среди которых и наследственная предрасположенность, и экология, и возраст родителей и различные психологические причины.

Подводя итоги

Причин возникновения аутизма существует достаточно много, и на сегодняшний момент они еще не до конца изучены. Поэтому с достоверностью нельзя сказать, какая именно причина является основополагающей при возникновении данного заболевания. Современные положения, научные труды и исследования, проводимые в этой области, все больше заставляют склоняться к мысли о том, что единой причины вызывающей болезнь не существует. Заболевание формируется под влиянием нескольких факторов, которые в совокупности и приводят к появлению расстройств аутистического спектра.

Специальность: терапевт, невролог .

Общий стаж: 5 лет .

Образование: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева .

Читайте также: