Как меняет уложение 1649 г правовое положение крестьян

Обновлено: 18.05.2024

2. Полное закрепощение крестьян по соборному уложению 1649 года..

Закон о прикреплении Уложение распространяет на все категории крестьян и бобылей. Оно делит крестьян на две крупные разновидности: крестьяне государевы — дворцовые и черносошные «государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне в бобыли и крестьяне вотчин и поместий служилых людей по отечеству. Подвидом частновладельческих крестьян предстают крестьяне патриарших, властелинских (митрополичьих, епископских) и монастырских вотчин.

Ст.1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и исчерных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в иные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.[8][8]

Основанием возврата крестьян, бежавших как с черносошных, так и с частновладельческих земель, признавался факт записи в писцовых книгах 1626 г. их самих или их отцов. Возврату подлежали одновременно жены и дети беглых.

Уложение, следовательно, закрепляло потомственную крепостную принадлежность, распространяя её на членов семьи крестьянина и бобыля. В качестве другого основания крепостной зависимости на будущее время устанавливались переписные книги 1646—1648 гг., которые учитывали мужское население крестьянских и бобыльских дворов любого возраста. На будущее значительно расширялся круг родственников крестьян и бобылей, на которых распространялась крепостная зависимость. Помимо жен и детей, закрепощенных писцовыми книгами 20-х гг., в этот круг по переписным книгам 1646—1648 гг. включались братья, племянники и внучата с женами и детьми.

Уложение, следовательно, распространяло потомственную крепостную принадлежность по прямой нисходящей до четвертого колена (правнуки) и по боковой нисходящей до третьего колена (дети племянников), включая жен и мужей. Писцовые книги 20-х гг. и переписные 40-х гг. как основание крепостной зависимости могли дополнять друг друга , (отцы могли значиться в первых, а дети — во вторых) или выступать независимо друг от друга: крепостная принадлежность устанавливалась:[12][12]

1) по записи отцов в писцовых книгах, если даже дети почему-либо не попали в переписные;

2) по записи в переписных книгах, если отцы записанных в них не значились в писцовых книгах.

Крепостное право включало в себя две формы прикрепления непосредственного производителя: прикрепление к земле — к феодальному владению и прикрепление к личности феодала — к вотчиннику и помещику. Это отражено в Уложении 1649 г. Крестьянин выступает в нем как органическая принадлежность поместья и вотчины независимо от личности владельца. Это видно из запрета переводить крестьян из поместий в вотчины даже в пределах одного владения. Стоя на позициях охраны поместного землевладения и мотивируя запрет перевода крестьян опасением, что в противном случае поместья могут запустеть, законодатель исходил из принципа прикрепления крестьян к земле, а потому и распространял запрет перевода на тех крестьян, которые записаны в книгах за поместьями.

Уложение рассматривало крестьянина и его имущество (инвентарь, скот, хлеб во всех видах) в неразрывном единстве. Отсюда категорические требования закона о возврате беглых крестьян вместе с имуществом независимо от того, из каких земель они бежали — частновладельческих или черносошных. Черносошные крестьяне сидели на земле, принадлежавшей государству, но дворы, скот, инвентарь и другое имущество крестьянского двора было собственностью крестьян.

Если на суде ответчик отрицал наличие беглых крестьян и их имущества, а затем признавался в их сокрытии при крестоцеловании, то все равно он нес наказание — возмещал стоимость крестьянского имущества. Законодатель мотивировал это стремлением покорыстоваться ( т.е. завладеть ) крестьянским имуществом .

Во всех указанных случаях закон исходил из понимания неразрывной связи крестьянина с имуществом как исходного условия его производительной деятельности. Более того, по той же причине земля фактически принадлежала крестьянину, что влекло за собой закрепление за ним определенного (весьма ограниченного и условного) права владения и пользования ею. Таким образом , Уложение 1649 года в сравнении с предшествующим законодательством значительно детальнее и глубже разработало правовые основы принадлежности крестьянам их имущества и его возврата по принадлежности как необходимого условия функционирования крестьянского хозяйства.

Подводя итог анализу норм Уложения, относящихся к крестьянству, отметим, что с Уложением 1649 г. связано установление постоянной наследственной и потомственной крепостной зависимости крестьян, включая их семьи, а также прямых и боковых родственников. В силу этого были отменены урочные годы сыска беглых. Сыск становился бессрочным.

К волостным общинам прикреплялись и черносошные крестьяне, подлежавшие сыску и возврату на прежние наделы на общих основаниях. Уложение 1649 г. закрепило монопольное право владения крестьянами за всеми категориями служилых чинов по отечеству. Юридическим основанием прав на крестьян, их прикрепления и сыска служили писцовые книги 20-х гг. XVII в., а для периода после Уложения в дополнение к ним - переписные книги 1646—1648 гг., отдельные и отказные книги, жалованные грамоты, акты сделок на крестьян между феодалами, описи возврата крестьян в результате сыска. Уложению принадлежит разработка правовых основ, сыска беглых крестьян. Для придания частным актам сделок на крестьян официальной силы была обязательна их регистрация в Поместном приказе.

Уложение завершило процесс правового сближения бобылей с крестьянами, распространив на бобылей равную меру крепостной зависимости. Будучи важным этапом на пути правового сближения поместий и вотчин, Уложение вместе с тем в целях сохранения поместной системы, преобладавшей еще в первой половине XVII в., ограничивало права распоряжения крестьянами, записанными в книгах за поместьями: запрещалось переводить их на вотчинные земли и давать им отпускные. Права на вотчинных крестьян были полнее. Признание экономической связи феодального владения с крестьянским хозяйством нашло выражение в защите законом имущества и жизни крестьянина от произвола феодала, хотя санкция феодалу в таких случаях определялась значительно слабее, чем представителям низших сословий за исключением предумышленного убийства крестьянина. Таким образом, Уложение, следуя за непосредственно предшествующим законодательством и дополняя его, решало поземельный и крестьянский вопросы во взаимосвязи, подчиняя вопрос о крестьянстве поземельному вопросу.[17][17]

Важнейшей задачей Уложения и прежде всего главы XI была борьба с побегами крестьян , но содержание главы не сводится только к этому. И хотя глава XI далеко не исчерпывает всего разнообразия норм Уложения касающихся крестьян, на ее основе все же можно заключить , что Уложение 1649 года, завершив юридическое оформление крепостной зависимости для всех категорий крестьян , одновременно создавало в определенной мере правовое ограждение сословно-классовой целостности крестьянства, стремясь замкнуть его в сословных рамках. Будучи в социально-правовом отношении приниженным классом-сословием , от которого господствующий класс был отделен значительными перегородками права-привилегии , крестьяне тем не менее обладали правом собственности на своё имущество, включая орудия производства, а также определенными правомочиями и дееспособностью , что обеспечивало для той поры устойчивое равновесие и функционирование всей феодально-крепостнической системы. В связи с общей концепцией крепостного права как юридического выражения производственных отношений феодального общества историки связывают с Соборным Уложением 1649 года новую ступень на пути окончательного закрепощения основных производителей материальных благ.

Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 37905
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0


Предмет истории отечественного государства и права – возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а также гос. органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны.

При изучении данной дисциплины применяются такие научные методы, как хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, социологический, а также метод социологических исследований.

Социальная ценность истории отечественного государства и права заключается в существе выполняемых этой наукой функций: познавательной, интеллектуально-развивающей, практической политической, мировоззренческой, воспитательной.

Достоверных данных о восточных славянах в первой половине первого тысячелетия нашей эры практически нет. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры восточные славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину от Балтики до Черного моря.

Откуда пришли восточные славяне, точно неизвестно. Датируемая история Руси начинается лишь с IX в., а летописи начали появляться только на рубеже XI–XII вв. Видимо, на Руси до ее крещения (конец X в.) не было даже своей письменности.

Прародиной славян в русских летописях называется Подунавье (Центральная Европа), откуда (под давлением неведомых волохов) в IV в. славяне вынуждены были отступить в другие районы. На север пошли ляхи (поляки, т. е. западные славяне, осевшие по Висле), на северо-восток и восток – будущие восточные славяне (заселившие пространство от Среднего Поднепровья (Киев – поляне) до Ладоги (Новгород-ильменские словене)), на юг – будущие южные славяне (сербы). Среди образовавших восточнославянских племенных союзов, помимо полян и ильменских словен, можно выделить древлян, вятичей, радимичей и северян.

Догосударственные образования (княжения) возникают на основе родовой, кровной близости.

О живших в V в. в Прикарпатье антах (видимо, тоже славянах) известно, что у них господствовала военная демократия – догосударственная форма политической организации славянского общества.

Восточнославянские союзы племен (поляне, древляне, ильменские словене, северяне, вятичи и др.) находились на разных уровнях развития, и поэтому в одних процесс государствообразования протекал быстрее, а в других – медленнее. Первыми пришли к государственности ильменские словене на севере (Новгород) и поляне на юге (Киев).

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

К сер. IX в. северные восточные славяне (ильменские словене), видимо, платили дань варягам (норманнам), а южные восточные славяне (поляне и пр.) в свою очередь платили дань хазарам.

В 859 г. объединившиеся славяне и финно-угоры (племена, жившие неподалеку от Новгорода – чудь и меря) выгнали варягов из Новгорода. Вскоре началась анархия, постоянные междуусобицы. В итоге победила партия, которая позвала обратно варягов.

В 862 г. в Новгород прибыл княжить варяжский конунг Рюрик. Через несколько лет после призвания варягов в Новгороде вспыхнуло восстание против их власти, возглавлявшееся Вадимом, которое было подавлено. Восточные путешественники сообщают о трех догосударственных образованиях в IX в. на территории, заселенной восточными славянами: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (предположительно Рязань).

После смерти Рюрика правителем при его сыне Игоре стал Олег, дружинник или родственник Рюрика; после его смерти вокняживается сам Игорь Рюрикович.

В 882 г. Олег совершает поход на юг и захватывает Киев, центр племенного союза полян, где до этого правили Аскольд и Дир. В Киев была перенесена столица теперь уже объединенного восточнославянского государства. Затем Олег подчинил себе древлян, радимичей и др. Русы (росы) – это либо поляне (по имени реки Рось, впадающей в Днепр недалеко от Киева), либо варяги (как уже отмечалось, есть данные, что Рюрик происходит из варяжского племени русь).

Таким образом, во второй половине IX в. образовалось Русское государство с центром в Киеве – Киевская Русь.

Писаные законы (княжеские уставы) стали издаваться на Руси с X в. Тогда был издан Церковный устав князя Владимира, устанавливавший десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже князь Ярослав Мудрый.

Княжеские уставы во многом опирались на великокняжеское судебное правотворчество (в Киевской Руси князь лично вершил правосудие).

С XI в. основным законодательным источником древнерусского права становится Русская Правда.

3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

Боярство выделилось из боевых соратников князя его старших дружинников. В XI– XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.

Боярство как особая социальная группа было призвано выполнять две основные функции: 1) участвовать в боевых походах князя; 2) участвовать в управлении и судопроизводстве.

Среди зависимых категорий населения по Русской Правде выделяются следующие группы:

• смерды (крестьяне) – лично свободные сельские труженики. Участвовали в военных походах как ополченцы. Обладали определенным имуществом, которое могли завещать только сыновьям. Закон защищал личность и имущество смерда. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником;

• закупы (рядовичи) – лица, отрабатывающие свой долг в хозяйстве кредитора. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение.

• рядовичи – по договору (ряду) работали у землевладельца, нередко оказывались как бы временными рабами, их социально-правовой статус сходен с положением закупа;

• изгои – лица, находившиеся как бы вне социальных групп (напр., отпущенные на волю холопы, зависимые от своего бывшего хозяина)


17. ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН НА РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН И ПОСАДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г.

Закрепощение крестьян началось Судебником 1497 г. которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 г.

По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле (а не к личности помещика). Но затем крепостное право стало напоминать холопство, так как крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян (продавать, закладывать, дарить и др.). К концу XVII в. помещики начали открыто продавать своих крестьян Легализовано это было Петром I.

Правовые этапы становления крепостного права (закрепощения крестьян) в России:

• Судебник 1497 г.

• Судебник 1550 г.

• Соборное Уложение 1649 г.

По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле, а не к личности помещика.

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г

Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.

Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте земли. Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения – на родовые, выслуженные (жалованные) и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья – муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество. По сути, купленная вотчина по правовому статусу приравнивалась к выслуженной.

С XV в. широко распространяются поместья т. е. условные (даваемые за гос. службу) землевладения.

Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика гос. обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т. п.

В XV в. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В XVI–XVII вв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого – и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 г. (до периода петровских преобразований).

В Соборном Уложении 1649 г. устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по спец. царскому приказу), не могли они и заложить ее. Правда, допускался обмен большего поместья на меньшее, закрепляя возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.

19. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.: СИСТЕМА ДОГОВОРОВ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Соборному Уложению 1649 г. известны договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи найма имущества и некоторые другие. Формы обеспечения договорных обязательств стали носить не личностный, а имущественный характер. Причем ответственность не была индивидуальной: друг за друга отвечали супруги, родители и дети, долги могли переходить по наследству.

Много внимания уделялось формам заключения договоров, для купли-продажи недвижимости обязательной становится письменная форма, причем в наиболее важных случаях соответствующие документы подлежали официальному засвидетельствованию (гос. регистрации).

Субъекты преступлений – отдельные физические лица и группы лиц; выделялись пособники, попустители, недоносители и укрыватели.

По субъективной стороне преступления делились на умышленные, неосторожные и случайные.

В объективной стороне преступления выделялись смягчающие (состояние опьянения, неконтролируемость преступных действий) и отягчающие обстоятельства (повторность, большой вред, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и др.).

Объекты преступлений – государство, церковь, семья, личность, имущество, нравственность.

Виды преступлений: 1) против церкви; 2) государственные – убийство (или покушение на убийство) царя, любое оскорбление царя, измена, заговор и др. 3) против порядка управления; 4) против благочиния (органов правосудия и правоохранительных органов); 5) должностные – лихоимство, хищение казенных средств и др.; 6) против личности; 7) имущественные; 8) против нравственности; 9) военные.

Виды наказаний: 1) смертная казнь – отсечение головы, четвертование, повешение, закапывание в землю живьем, заливание горла металлом; 2) членовредительство; 3) телесные наказания (битье кнутами); 4) тюремное заключение, ссылка; 5) лишение чести и прав; 6) штрафы; 7) религиозные наказания (епитимья).

В 1654 г. к России была присоединена Левобережная Украина, а также Киев. Сохранялись украинская система управления во главе с гетманом, избираемым войсковой (генеральной) радой, украинское право. При гетмане существовала генеральная старшина (украинское правительство). Территория Украины делилась на военно-административные единицы – полки во главе с выборными полковниками.

Вопросы внешней политики Украины были подведомственны Посольскому приказу, а вооруженных сил – Разрядному приказу. С 1663 г. делами Украины стал заведовать Малороссийский приказ. Позже руководство управлением Украиной перешло к коллегии иностранных дел, а с 1750 г. – к Сенату.

Должность украинского гетмана была упразднена Екатериной II. Она же восстановила Малороссийскую (Украинскую) коллегию. Ликвидировала украинскую систему самоуправления, учредила должность малороссийского генерал-губернатора.

При Екатерине II, в результате разделов Польши. в состав России вошли Западная (Правобережная) Украина, кроме Галиции, которая принадлежала Австрии (Австро-Венгрии). Присоединенное к России Северное Причерноморье (в том числе Крым) стали называть Малороссией.

Процессуальное право при Петре I. В России впервые появились собственно суды, т. е. гос. органы, занимающиеся исключительно отправлением правосудия и не обремененные административными функциями. Это надворные (губернские) суды и городовые судьи в городах. Правда, эти суды были упразднены вскоре после смерти Петра I. Но суды не были отделены от администрации. Судебные полномочия по определенным отраслям принадлежали соответствующим коллегиям. Судебными вопросами также занимались Сенат и даже лично царь.

В 1697 г. Петр I отменил суд. На практике был сохранен судебный порядок рассмотрения некоторых гражданских дел. Несмотря на обязательность розыска, сохранились элементы состязательности.

Судебный процесс регулировало Краткое изображение процессов или судебных тяжб (часть Воинского устава 1716 г., подготовленного в 1715 г.) для военных судов, где судьями были воинские начальники (генералы и офицеры)

В России в это время появляется теория формальных доказательств, т. е. законодательно определяются ценность и значимость тех или иных доказательств.

Петр I определяет форму искового заявления, также восстанавливаются нормы Соборного Уложения 1649 г. по гражданским делам и части уголовных дел в гражданских (невоенных) судах. Таким образом произошел возврат к состязательности по этим категориям дел.

Преображенский приказ фактически выполнял функции специального суда по политическим делам.

Сохраняли правовую обособленность и церковные суды.

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОСЛОВИЙ В XVIII в. АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ

До Петра I (1672–1725) в России не было четких правовых разграничений между различными сословиями.

Продолжается усиление личной зависимости крестьян от дворянства. Окончательно сливаются воедино правовые статусы крестьян и холопов (особенно после изменения налогового законодательства – введения подушной подати). Теперь крестьянам даже для вступления в брак требовалось соответствующее разрешение помещика. Таким образом, окончательно оформилось крепостное право.

В крестьянстве выделились следующие группы посессионные крестьяне, прикрепленные к частным промышленным предприятиям; государственные (бывшие черносошные); дворцовые (принадлежавшие царскому двору); церковные (находившиеся в ведении специально учрежденной Коллегии экономии) частновладельческие.

Изменяется и статус духовенства (как и Русской православной церкви в целом). Православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь – одним из государственных учреждений.

Городское население было разделено на три гильдии: богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы и др.); более мелкие купцы и ремесленники; все остальное городское население.

Артикулы воинские были приняты в 1715 г., они вошли в Устав воинский, кот. вступил в силу с 1716 г. Были посвящены вопросам уголовной и административной ответственности военнослужащих. За их основу было взято шведское, немецкое и датское законодательство.

При Петре I состояние опьянения переводится из разряда смягчающих в отягчающие вину обстоятельства.

Виды преступлений по Воинским артикулам 1715 г.: 1) против веры (сурово преследовалось раскольничество); 2) государственные (напр., оскорбление царя); 3) должностные (казнокрадство, взяточничество и др.); 4) против личности; 5) имущественные.

22. ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ. ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ

Вследствие отмирания Боярской думы в конце XVII – нач. XVIII в. возникают органы, призванные выполнять совещательные и распорядительные функции при монархе: сначала Ближняя канцелярия, затем Консилия министров и наконец Сенат.

Правительствующий сенат, как высший орган по делам законодательства и гос. управления, был учрежден Петром I в 1711 г. сначала как временный орган, который был призван замещать царя во время Прутского похода. Однако просуществовал Сенат до 1917 г.

Сенат издавал законодательные акты; обладал административными полномочиями; являлся высшим судебным органом (после царя); выполнял определенные надзорные функции. Надзор за Сенатом осуществляли сначала генерал-ревизор, потом спец. гвардейские офицеры, потом обер-прокурор.

При Екатерине I и Петре II многие управленческие функции Сената осуществлял Верховный тайный совет, а при Анне Иоанновне – Кабинет министров. Только в 1741 г. Елизавета Петровна, упразднив Кабинет министров, вернула управленческие и административные функции Сенату.

В 1763 г. Екатериной II была проведена реформа Сената. Он был разделен на 5 департаментов. Первый осуществлял внешнеполитические, законосовещательные, высшие административные функции На остальные были возложены судебные полномочия.

23. КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

В 1717 г. начинается замена приказов коллегиями. При их создании Петр I взял за образец устройство шведских органов центрального управления.

Фактически коллегии стали работать в 1718–1721 гг. в их число входили следующие:

1. Коллегия иностранных дел – возглавлявшаяся канцлером, канцлер входил в Сенат.

2. Военная – ее президент входил в Сенат.

3. Адмиралтейств-коллегия – ее президент входил в Сенат.

4. Камер-коллегия – финансовая коллегия, ведавшая сбором гос. доходов.

5. Штатс-контор-коллегия – финансовая коллегия ведавшая гос. расходами.

6. Ревизион-коллегия – финансовая коллегия, осуществлявшая ревизию гос. финансов.

7. Берг-коллегия – экономическая коллегия, занимавшаяся горными делами (и тяжелой промышленностью в целом).

8. Мануфактур-коллегия – экономическая коллегия, ведавшая легкой промышленностью.

9. Коммерц-коллегия – экономическая коллегия занимавшаяся торговлей, прежде всего внешней.

10. Юстиц-коллегия – юридическая коллегия, в ее ведении были вопросы юстиции.

11. Вотчинная коллегия – юридическая коллегия занимавшаяся судебными делами по землевладению.

В 1708 г. Россия была разделена Петром I на восемь губерний, затем число губерний увеличилось. Позже сложилась трехзвенная система административно-территориального деления России: губерния – провинция – уезд (дистрикт). При этом основной пласт административных функций был спущен с губернского на провинциальный уровень. Во главе губернии стоял губернатор, во главе провинции и уезда – воеводы, это были чиновники, назначаемые из центра.

Прежние выборные губные и земские органы (избы) были упразднены Петром I еще в начале XVIII в.

24. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе дворянства. За дворянами закреплялись следующие права:

1) личные – телесная неприкосновенность (дворяне не подвергались телесным наказаниям и пыткам); право на геральдику (герб); освобождение от обязательной государственной службы (впервые утвержденное Петром III в Манифесте о вольности дворянству 1762 г.);

2) имущественные – монополия на обладание населенными имениями; право на обладание недрами на помещичьей земле (в отличие от указа Петра I, который оставлял недра за государством); освобождение от податей и повинностей; право на любую не запрещенную законом предпринимательскую деятельность (кроме розничной торговли); винокуренная монополия.

На уездном и губернском уровнях создавались дворянские собрания, выбиравшие соответствующих предводителей дворянства. Дворяне выбирали своих сословных судей (для уездных судов и верхних земских судов) и даже часть чиновников.

В 1785 г. Екатерина II издала также Жалованную грамоту городам, которая кодифицировала законодательство о статусе городского населения.

Выделялось 6 категорий городского населения 1) городские купцы, разделенные на гильдии в зависимости от размера состояния; 2) городская интеллигенция, банкиры и капиталисты, составлявшие слой почетных (именитых) граждан, которые обладали правами личных дворян; 3) мещане, занимавшиеся мелкой торговлей, которые составили значительный слой городских обывателей; 4) мещане, занимавшиеся ремеслом, получившие правовой статус ремесленников. В Жалованную грамоту городам 1785 г. вошел также специальный Ремесленный устав;

5) иностранные граждане, а также иногородние;

6) все прочее посадское население.

В городах создавались городские думы, которыми руководили городские головы (городничие).

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Служители церкви находились, как и дворяне, в привилегированном правовом положении (они, в частности, освобождались от телесных наказаний и поземельного сбора).

В среде крестьянства наиболее тяжелым оставалось положение самой многочисленной категории – помещичьих крестьян. С 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Сохранялись такие категории крестьянства, как посессионные крестьяне (с 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать их от крепостной зависимости, что значительно увеличивало производительность их труда) и удельные (дворцовые) крестьяне.

В данной статье мы рассмотрим Соборное уложение 1649 года кратко, как одного из первых документов, который систематизировал законодательство Руси. В 1649 году, впервые в истории России была осуществлена кодификация государственного права: Земский Собор разработал Соборное уложение. В этом нормативном документе впервые не просто были собраны основные законы государства, они были классифицированы по отраслям. Это существенно упрощало систему российского законодательства, обеспечивало ее стабильность. В данной статье описываются основные причины принятияСоборного Уложения 1649 года, его основной смысл и краткая характеристика, а также анализируются основные последствия принятия закона на развитие российской государственности.

Соборное уложение 1649 года - таблица

Причины принятия Соборного уложения 1649 года

В период между 1550 и 1648 годами было издано около 800 указов, законов и других нормативно-правовых актов. Особенно много их вышло во время Смуты. Работа с ними требовала не только больших знаний, но и много времени на обработку. Кроме того, были случая, когда некоторые положения одного указа могли входить в противоречие с другими, что приносило большой ущерб системе законодательства Российского царства. Эти проблемы заставляли задумываться о проведении кодификации существующих законов, то есть их обработке и составлению из них единого и целостного свода законов. В 1648 году в Москве состоялся Соляной бунт, одним из требований восставших был призыв к созыву Земского Собора для создания согласованного и единого закона.

Еще одной причиной, подталкивающей Алексея Михайловича к созданию Соборного Уложения 1649 года, была тенденция государства к абсолютной монархии, которая требовала четкого закрепления в законах. Царь из молодой династии Романовых фактически сосредоточил всю власть в своих руках, ограничив влияние Земского Собора, однако, новая политическая система требовала закрепления в законах. Также новые сословные отношения, а особенно статус дворянства и крестьянства (тенденции к формированию крепостного права) также нуждался в юридическом пересмотре. Весь этот набор причин привел к тому, что в конце 1648 года Алексей Михайлович созвал Земский Собор, дав ему задание сформировать единый свод законов, который вошел в историю как Соборное Уложение.

Источники Уложения и работа по его созданию

Для создания свода законов была создана специальная комиссия, состоящая из приближенных к царю, которую возглавил князь Никита Одоевский. Кроме него в комиссию вошли герой Смоленской войны князь Федор Волконский, а также дьяк Федор Грибоедов. В работе комиссии принимал участие лично царь Алексей. Основой для написания Соборного уложения 1649 года, если кратко, послужили соедующие правовые источники:

  1. Судебники 1497 и 1550 годов. Основа российской правовой системы 16 столетия.
  2. Указные книги приказов, где были собраны основные законы и распоряжения, выходившие в конце 16 – первой половине 17 веков.
  3. Литовский статут 1588. Основной закон Речи Посполитой этого периода послужил образцом юридической техники. Отсюда были взяты правовые формулировки, фразы, рубрики, а также идеи о положении крестьянства.
  4. Челобитные, поступавшие на рассмотрение в государственные органы от боярства. В них были указаны основные просьбы и пожелания относительно существующей правовой системы. Также во время работы комиссии ее участникам посылали челобитные из различных регионов страны.
  5. Кормчая книга (Номоканон). Это сборники законов, которые касались церковного дела. Эта традиция пришла из Византии. Кормчую книгу используют при управлении церковью, а также при организации церковных судов.

Характеристика Уложений по отраслям

В 1649 году Соборное Уложение было полностью закончено. Интересно то, что это был не только первый сборник законов России, сформированный по рубрикам, которые определялись областями права. Это был первый свод законов России, который был в печатной форме. Всего Соборное Уложение состояло из 25 глав, в которых было 967 статей. Историки российского права выделяют следующие правовые отрасли, которые были раскрыты в Соборном уложении 1649 года:

Государственное право

Закон полностью определял правовой статус монарха в России, а также механизмы наследования власти. Статьи из этой отрасли права снимали вопросы, с точки зрения законности прсутствия династии Романовых на престоле. Кроме того, эти статьи закрепляли процесс становления абсолютной монархии в России.

Уголовное право

Во-первых, тут были классифицированы виды преступлений. Во-вторых – описаны все возможные виды наказания. Были выделены следующие виды преступлений:

Что касается наказаний за преступления, то Соборное Уложение 1649 года выделяло несколько основных видов:

Гражданское право

Семейное право

Соборное уложение не касалось напрямую семейного право, поскольку оно было в компетенции церковного суда. Однако отдельные статьи свода законов касались семейной жизни, описывая основные принципы семейных отношений. Так, родители имели большую власть над детьми, например если дочь убила кого-то из родителей, то ее казнили, а если родитель убивал ребенка, то он получал год тюрьмы. Родители имели право бить детей, а им запрещено было жаловаться на родителей.

Семейное право по Соборному уложению

Что касается супружеских пар, то муж имел фактическое право собственности над своей женой. Брачный возраст для мужчины был 15 лет, а для женщины – 12. Развод был жестко регламентирован, допускался лишь в отдельных случаях (уход в монастырь, неспособность жены родить детей и т.д.).

Кроме вышеуказанных положений, Соборное уложение касалось процессуальной составляющей права. Так, были закреплены следующие процедуры, целью которых было получение доказательств:

Дополнения к закону в 17 веке

Историческое значение

Таким образом, Соборное уложение 1649 года имеет несколько значений в истории развития российского государства и права:

  1. Это был первый свод законов, который был отпечатан типографическим способом.
  2. Соборное уложение ликвидировало большинство противоречий, которые существовали в законах конца XVI- первой половины XVII столетия. Вместе с тем, Уложение учитывало предыдущие достижения российской законодательной системы, а также передовой опыт соседних государств в сфере законотворчества и кодификации.
  3. Сформировала основные черты будущей абсолютной монархии, опорой которой становилось дворянство.
  4. Окончательно сформировало крепостное право в России.

Соборное уложение 1649 года действовало до 1832 года, когда Сперанским был разработан Свод Законов Российской империи.

Читайте также: