Как легализовать свидетельство о рождении в беларуси

Обновлено: 07.07.2024

Предназначена для проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации.

Категории заявителей, которым предоставляется государственная услуга

Заявителем является физическое или юридическое лицо, обратившееся в Минюст России или его территориальный орган за предоставлением государственной услуги, выраженным в устной или письменной форме.

Способы получения информации

Способы получения государственной услуги

Официальные документы представляются в Минюст России или его территориальный орган заявителем (через законного представителя) лично либо направляются с запросом о предоставлении государственной услуги почтовой связью или курьерской службой доставки, а также в многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы.

Перечень документов для предоставления государственной услуги

Для проставления апостиля на российских официальных документах заявителем представляются:

1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (при представлении официальных документов лично заявителем);

2. В случае направления документов почтовой связью или курьерской службой доставки – письменный запрос о предоставлении государственной услуги;

3. Российский официальный документ, подлежащий вывозу за пределы территории Российской Федерации;

4. Если в качестве заявителя выступает юридическое лицо – документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица (доверенность).

Куда обратиться

В территориальный орган Минюста России, действующий на территории субъекта РФ в котором исполнен документ, для проставления апостиля:

1. На официальных документах и их нотариально удостоверенных копиях, исходящих от территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (кроме органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния), конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов Российской Федерации и мировых судей.

2. На российских официальных документах и их нотариально удостоверенных копиях, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации на территорию иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, подписанной в Гааге 5 октября 1961 г.

В Минюст России для проставления апостиля:

На официальных документах и их нотариально удостоверенных копиях, исходящих от федеральных органов государственной власти, от конституционных судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов Российской Федерации и мировых судей.

Прием документов для предоставления государственной услуги на личном приеме осуществляется по адресу: г. Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5. Адрес для направления документов почтой: 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14.

График приема заявителей:

График приема заявителей (прием заявителей осуществляется отделом по вопросам легализации и апостиля Департамента международного права и сотрудничества: г. Москва, Смоленский бул., д. 3/5)

понедельник с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00;

вторник с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00;

среда с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00;

четверг с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00;

пятница с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 16.00.

Консультации по вопросам предоставления государственной услуги предоставляются специалистами центрального аппарата Минюста России, на личном приеме и по телефонам для справок: 8 (495) 955-56-42, 8 (495) 955-56-43.

в территориальных органах

График приема заявителей в территориальном органе Минюста России, а также информацию о банковских реквизитах для оплаты государственной пошлины необходимо уточнять в соответствующем территориальном органе.

При личном обращении заявителя консультации предоставляются в часы приема заявителей; при обращении по телефону для справок – в рабочее время.

Размеры государственной пошлины за предоставление государственной услуги

За проставление апостиля с заявителя взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а именно: в соответствии с подпунктом 48 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за проставление апостиля уплачивается государственная пошлина в размере 2500 рублей за каждый документ.

Реквизиты для заполнения квитанции для оплаты госпошлины за предоставление государственной услуги центральным аппаратом Минюста России указаны в приложении.

Информация о банковских реквизитах для оплаты госпошлины за предоставление государственной услуги территориальными органами Минюста России размещена на официальных сайтах территориальных органов Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

Срок предоставления

В течение 3 рабочих дней со дня поступления от заявителя официальных документов.

Срок предоставления государственной услуги в случае необходимости истребования образца подписи, оттиска печати/штампа и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего официальный документ, может быть продлен до 30 рабочих дней со дня поступления от заявителя официальных документов.

Результаты оказания государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги является проставление апостиля на официальном документе, подлежащем вывозу за пределы территории Российской Федерации, предоставленном заявителем.

Основания для отказа

В приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отказывается в случаях, если:

1. Официальный документ предназначен для представления в компетентные органы государства, которое не является участником Конвенции ;

2. Официальный документ исходит от органа, должностного лица, нотариуса или юридического лица иностранного государства;

3. Официальный документ исходит от органа, который сам уполномочен на проставление апостиля;

4. На официальном документе отсутствуют подпись лица, от которого исходит официальный документ, и (или) оттиск печати/штампа органа государственной власти, нотариуса, должностного лица, уполномоченного совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации, органа местного самоуправления и иных органов и лиц, от которых исходит официальный документ;

5. Если исправления, имеющиеся в тексте официального документа, не оговорены лицом, подписавшим документ;

6. Если подписи лиц и (или) оттиски печатей/штампа, содержащиеся на официальном документе, не являются отчетливыми и поддающимися сравнению с образцами, имеющимися в Минюсте России или его территориальных органах;

7. Если листы официального документа не прошиты и (или) не пронумерованы и (или) не скреплены оттиском печати/штампа органа или лица, от которого исходит официальный документ.

В предоставлении государственной услуги отказывается по следующим основаниям:

1. Официальный документ не предназначен для вывоза за пределы территории Российской Федерации в соответствии с Законом СССР от 24 июня 1991 г. N 2261-1 "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу";

2. Официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов;

3. Лицо, подписавшее официальный документ, не обладает полномочием на его подписание;

4. Подпись лица, подписавшего официальный документ, и (или) оттиск печати/штампа на официальном документе не соответствуют имеющимся в Минюсте России или его территориальном органе образцам;

5. Подпись лица, подписавшего официальный документ, и (или) оттиск печати/штампа на официальном документе не могут быть удостоверены Минюстом России или его территориальным органом ввиду отсутствия в Минюсте России или его территориальном органе образца подписи такого лица и (или) оттиска такой печати/штампа и отсутствия этих образцов у органа, от которого исходит официальный документ, а также неподтверждения им факта совершения официального документа;

6. Официальный документ совершен дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями;

7. Официальный документ имеет прямое отношение к коммерческой или таможенной операции;

8. Поступление в Минюст России (его территориальный орган) документально подтвержденной информации о вступлении в законную силу решения суда, которым отменено совершенное нотариальное действие или признан недействительным официальный документ, представленный для предоставления государственной услуги.

Предоставление государственной услуги регламентировано Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 04.05.2017 № 75.

14. Выдача справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния, о записи акта гражданского состояния (о записи акта гражданского состояния, об отсутствии записи акта о заключении брака), и извещений об отсутствии записи акта гражданского состояния.
Ответственное лицо: начальник отдела загс Дубовец Анна Николаевна.
Режим работы по графику работы отдела
кабинет № 2,3;тел. 334 27 10
–Документы и (или) сведения, представляемые гражданином при обращении:
- заявление;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ подтверждающий изменение фамилии или иных данных гражданина, в случае их изменения
Перечень документов, самостоятельно запрашиваемых органом загс (при желании эти документы гражданин может представить самостоятельно):
- документы, выданные органами загс, подтверждающие факт родственных отношений.
Срок рассмотрения: 3 дня со дня подачи заявления – при наличии соответствующей записи акта гражданского состояния, при необходимости проведения специальной проверки – 15 дней, а при отсутствии такой записи – 1 месяц.
Срок действия справки: 1 год.
Размер платы: бесплатно.

Выписка из закона Республики Беларусь

от 28.10.2008 г. № 433.3

Статья 15. Документы и (или) сведения, представляемые вместе с заявлением заинтересованного лица

1.В перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут включаться лишь документы и (или) сведения, которые необходимы для осуществления административной процедуры и могут быть представлены только заинтересованным лицом.

В указанные перечни не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются в уполномоченных органах или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, за исключением случаев, когда такие документы и (или) сведения находятся у заинтересованного лица.

Документ, подтверждающий внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, не представляется, если заинтересованным лицом внесена плата, взимаемая при осуществлении административной процедуры, посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.

2. Запрещается требовать от заинтересованного лица представления документов и (или) сведений, кроме документов и (или) сведений, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, за исключением документов:

удостоверяющих личность гражданина;

подтверждающих служебное положение руководителя юридического лица, а также удостоверяющих его личность;

подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;

подтверждающих полномочия представителя заинтересованного лица;

подтверждающих согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно;

подтверждающих внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений (за исключением случая, указанного в части третьей пункта 1 настоящей статьи), если за их выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно.

3. Документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, определяются законодательством об административных процедурах и запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.

4. Заинтересованное лицо при подаче заявления вправе самостоятельно представить документы и (или) сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи.

5. Если в перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, не указано, является ли представляемый документ оригиналом либо копией, считается, что подлежит представлению оригинал документа либо его нотариально засвидетельствованная копия.

Если в перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, указано, что подлежит представлению копия документа, такая копия не требует нотариального или иного удостоверения либо заверения, если законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь не установлено иное.

6. Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык, заверенным нотариально, если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах.

Решения отдела загс администрации Центрального района г. Минска по обращениям, связанным с регистрацией актов гражданского состояния, могут быть обжалованы в вышестоящих органах.

Выписка из закона Республики Беларусь

от 28.10.2008 г. № 433.3

Статья 30.Порядок обжалования административного решения

1. Заинтересованное лицо обладает правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.

2. Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящее по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами относится рассмотрение таких жалоб (далее - орган, рассматривающий жалобу).

3. Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами. Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

4. Подача жалобы в административном (внесудебном) порядке не лишает заинтересованное лицо право на обращение с жалобой в суд.

- Нужно ли мне проходить процедуру признания документов об образовании?
Центр признания документов РИВШ осуществляет административную процедуру признания и установления соответствия иностранного документа об образовании документу об образовании Республики Беларусь, но не устанавливает необходимость ее проведения. Необходимость проведения устанавливает наниматель/учреждение образования, куда Вы поступаете/собственная инициатива и проч.

- Сколько длится процедура признания?
Процедура признания состоит из двух основных этапов: 1 этап – проверка подлинности документа об образовании и/или иные вопросы через запрос, который направляется обычной почтой и электронной почтой (при наличии) в другие государственные органы, иные организации, организации иностранного государства (международные организации), 2 этап – работа с документом об образовании (срок составляет 30 дней после получения всей необходимой информации).

- Есть ли ускоренная процедура?
Нет. Ускорить можно время, которое уходит на ожидание ответа на запрос. Например, при направлении запроса в иностранное государство, можно связаться с учреждением образования или иным компетентным органом, куда был направлен запрос, и попросить данное учреждение предоставить информацию быстрее в адрес РИВШ. После получения всей информации срок проведения процедуры составляет еще 30 дней согласно законодательству Республики Беларусь.

- Легализация и процедура признания документа об образовании - это одно и то же ?
Нет. Это разные понятия. Легализация документа — совершение действий, придающих документу юридическую силу (проводится через проставление Апостиля, как правило, в стране выдачи документа. Либо консульская легализация. По сравнению с апостилем, является более сложной двусторонней процедурой). Признание иностранных документов об образовании и установление их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, – признание иностранных документов об образовании) означает предоставление Республикой Беларусь обладателям этих документов тех же прав, что и обладателям документов об образовании Республики Беларусь. Является сложной, состоящей из нескольких этапов, процедурой.

- Что такое легализация документа об образовании?
Легализация документа — совершение действий, придающих документу юридическую силу. Легализация иностранных документов:
Апостиль — специальный знак, проставляющийся на официальных документах некоммерческого характера, исходящих от учреждений и организаций стран-участниц Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов.
Консульская легализация — это один из способов легализации документов при внешнеэкономической деятельности. Аналогичен апостилю. В отличие от апостиля применяется при документообороте с организациями, происходящими из стран, не являющихся участницами Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов (подписана 5 октября 1961 года). По сравнению с апостилем, является более сложной двусторонней процедурой.

- Нужна ли легализация документов, выданных, например, в Российской Федерации (или Украине, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан, Республике Польша, Литовской Республике, Латвийской Республике, Китайской Народной Республике) для подачи на процедуру признания документов?
Нет, для данных стран легализация не обязательна для подачи в наш центр на процедуру признания.

- Можно ли выслать свидетельство о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентоности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь почтой?
Нет. данный документ необходимо забрать лично, после того, как оно будет готово (сотрудник Центра уведомляет о готовности свидетельства и когда его можно забрать по тем контактным данным, что указаны в заявлении). При себе необходимо иметь квитанцию об оплате свидетельства и паспорт. Либо забрать данный документ может законный представитель по доверенности от нотариуса, при себе имея также паспорт, квитанцию об оплате свидетельства.

- Можно ли подать оригиналы документов?
Подача оригиналов не допускается. Документы должны быть оформлены согласно требованиям законодательства Республики Беларусь.

- Нужно ли заверять копию паспорта?
Нет. Согласно перечню документов заверение копий паспорта не требуется.

- Какова стоимость проведения процедуры?
При подаче оплачивается государственная пошлина (0,1 баз. вел.), в конце процедуры в случае положительного решения с выдачей свидетельства оплачивается оформление свидетельства.

- Нужно ли вместе с нотариально заверенными копиями сдавать оригиналы документов?
Нет. Документы принимаются строго по перечню. Оригиналы документов об образовании Центр не принимает.

- Можно ли предоставить фотографии размером, как для паспорта?
Для оформления свидетельства допустимы фотографии размером 3x4 (4 цветные, для официальных документов).

- Можно ли на месте (в институте) оплатить процедуру?
Оплата осуществляется в банке либо через ЕРИП (оплата государственной пошлины, оформление свидетельства осуществляется по счет-фактуре, которая выписывается по окончании процедуры на имя обладателя документа об образовании, в случае экспертного заключения с выдачей свидетельства).

- Есть ли в центре нотариус, переводчик?
Наш центр осуществляет процедуру признания документов и РИВШ не предоставляет услуги нотариуса, переводчика.

- Можно ли подать/забрать документы по доверенности от организации?
Процедура производится в отношении физических лиц и подача возможна при наличии доверенности от нотариуса.

- Можно ли подать/забрать документы об образовании за своего родственника без нотариальной доверенности?
Нет. Свидетельство о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь является документом строгой отчетности и получить его может обладатель документа об образовании, в отношении которого производилась процедура признания либо законный представитель при наличии доверенности от нотариуса.

- Будет ли белорусский диплом признан за рубежом?
На данный вопрос может ответит орган, который осуществляет процедуру признания в стране назначения. Центр признания документов РИВШ осуществляет признание иностранных документов об образовании.

- Как узнать статус документа?
Центр рекомендует связываться с нами периодически по телефону и/или электронной почте и узнавать, на каком этапе подготовки находятся документы. Заявитель также может предоставить сотрудникам актуальные официальные контакты (почтовый адрес/электронный адрес) для связи сотрудников центра с учебным учреждением (при необходимости). Подчеркиваем, что необходимость предоставления полной и достоверной информации, необходимой для признания документов об образовании в Республике Беларусь, лежит на заявителе.

Руководство по заполнению заявления о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.


Что такое апостиль? Зачем нужно заверять документы апостилем? Какие документы заверяются апостилем в России? Где заверяются документы?

Что такое апостиль и зачем он нужен?

Апостиль представляет собой один из способов легализации вывозимых документов за рубеж. Например, если человек отправляется за границу на учебу, то ему нужно подтвердить диплом об образовании, выданный в России. Это нужно сделать для того, чтобы диплом об образовании за границей имел такую же юридическую силу, как в России.

Легализация документов бывает двух видов:

  • упрощенная легализация – апостиль;
  • консульская легализация, которая гораздо сложнее апостиля.

Проставление апостиля касается документов, которые будут использованы в странах - участниках Гаагской конвенции, подписанной в Гааге 5 октября 1961 года. СССР присоединился к конвенции в 1991 году.

Какие страны подписали Гаагскую конвенцию? Например, Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Кипр, Китай (только Аомынь) и Гонгконг (Сянган), Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Турция, Чехия, Узбекистан, Таджикистан, Эстония, Япония. К конвенции присоединились почти все страны Европы, и часть стран Латинской Америки. Их список постоянно пополняется.

Где проставляется апостиль?

Требования к апостилю изложены в ст. 4 Гаагской конвенции. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. Он должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции. Апостиль имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см.

Заполненный надлежащим образом, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Важно! Документ, на котором стоит апостиль одной из стран участниц Гаагской конвенции, без ограничений должен приниматься в другой стране-участнице этой конвенции.

Апостиль на документе проставляется только в стране выдачи документа.

Где можно поставить апостиль в России?

Апостиль проставляется в различных государственных структурах. Прежде всего, нужно определиться с видом документа, на который нужно проставить апостиль.

Апостиль проставляется на следующие документы:

  • нотариально удостоверенные документы. Например, доверенности;
  • нотариально заверенные копии документов РФ;
  • нотариально заверенный перевод документов;
  • оригиналы документов ЗАГС: свидетельство о заключении брака; свидетельство о расторжении брака; справка об отсутствии факта государственной регистрации брака; свидетельство о рождении; свидетельство о смерти; свидетельство о перемене имени; свидетельство об установлении отцовства; свидетельство об усыновлении; извещение об отсутствии записи акта гражданского состояния;
  • документы юридических лиц РФ, заверенные государственным регистрационным органом. Например, уставы, свидетельства о регистрации, о постановке на налоговый учет;
  • оригиналы документов об образовании. Например, дипломы об образовании, аттестаты.
  • документы о трудовом стаже;
  • судебные решения с отметкой о вступлении в законную силу;
  • архивная справка, архивная выписка или архивная копия.

Прежде всего, апостиль на документе ставится там, где выдан сам документ. Например, если свидетельство о заключении брака выдано в Челябинском ЗАГСе, то и апостиль нужно ставить в этом же ЗАГСе.

Апостиль можно поставить в России в следующих ведомствах:

  • в органах ЗАГСа субъектов РФ;
  • в территориальных органах Министерства юстиции РФ в субъектах РФ. Речь идет о доверенностях на согласие на выезд, а также нотариальных копиях документов;
  • в региональных департаментах Министерства образования РФ. Речь идет о заверении дипломов, аттестатов, справок, документов об ученых степенях;
  • в информационных центрах ГУМВД или УМВД РФ в субъектах РФ. Речь идет о заверении справок о наличии либо отсутствии судимости;
  • в органах архивного дела субъектов РФ или в Росархиве РФ. Речь идет о заверении архивных справок, выписок;
  • в Генеральной прокуратуре РФ, если необходимо заверить документы, выданные органами прокуратуры;
  • в Министерстве обороне РФ, если необходимо заверить документы о военной службе.

Например, чтобы проставить апостиль на дипломе об образовании, заявитель должен:

  • подать заявление;
  • предъявить документ, удостоверяющий личность либо подать нотариально заверенную копию документа;
  • предъявить оригинал документа об образовании или квалификации, об ученой степени;
  • оплатить госпошлину.

Проверка подлинности заверяемого документа и принятие решения о проставлении апостиля занимает не более 5 рабочих дней с момента регистрации заявления.

Читайте также: