Как изъять ключ вцу при отсутствие электричества на нужном вентиле

Обновлено: 05.07.2024

17.1. При подготовке рабочего места должны быть отключены:

  • токоведущие части, на которых будут производиться работы;
  • неогражденные токоведущие части, к которым возможно случайное приближение людей, механизмов и грузоподъемных машин на расстояние, менее указанного в таблице N 1;
  • цепи управления и питания приводов, закрыт воздух в системах управления коммутационными аппаратами, снят завод с пружин и грузов у приводов выключателей и разъединителей.

17.2. В электроустановках напряжением выше 1000 В с каждой стороны, с которой включением коммутационного аппарата не исключена подача напряжения на рабочее место, должен быть видимый разрыв. Видимый разрыв разрешается создавать отключением разъединителей, снятием предохранителей, отключением отделителей и выключателей нагрузки, отсоединением или снятием шин и проводов.

В случае отсутствия видимого разрыва, в комплектных распределительных устройствах заводского изготовления с выкатными элементами, а также в комплектных распределительных устройствах с элегазовой изоляцией (далее - КРУЭ) напряжением 35 кВ и выше разрешается проверку отключенного положения коммутационного аппарата проверять по механическому указателю гарантированного положения контактов.

Силовые трансформаторы и трансформаторы напряжения, связанные с выделенным для работ участком электроустановки, должны быть отключены и схемы их разобраны также со стороны других своих обмоток для исключения возможности обратной трансформации.

При дистанционном управлении коммутационными аппаратами с рабочего места, позволяющего оперативному персоналу, осуществляющему оперативное обслуживание электроустановок, дистанционно (с монитора компьютера) осуществлять управление коммутационными аппаратами, заземляющими ножами разъединителей и определять их положение, использовать выводимые на монитор компьютера схемы электрических соединений электроустановок, электрические параметры (напряжение, ток, мощность), а также считывать поступающие аварийные и предупредительные сигналы (далее - автоматизированное рабочее место оперативного персонала (АРМ)) не допускается нахождение персонала в распределительных устройствах, в которых находятся данные коммутационные аппараты.

17.3. После отключения выключателей, разъединителей (отделителей) и выключателей нагрузки с ручным управлением необходимо визуально убедиться в их отключении и отсутствии шунтирующих перемычек. При дистанционном управлении коммутационными аппаратами с АРМ проверка положения коммутационных аппаратов (выключателей, разъединителей, заземляющих ножей) производится по сигнализации АРМ. Общий контроль за состоянием коммутационных аппаратов осуществляется средствами технологического видеонаблюдения. Визуальная проверка фактического положения коммутационных аппаратов должна быть выполнена после окончания всего комплекса операций непосредственно на месте установки коммутационных аппаратов.

17.4. В электроустановках напряжением выше 1000 В для предотвращения ошибочного или самопроизвольного включения коммутационных аппаратов, которыми подается напряжение к месту работы, должны быть приняты следующие меры:

  • у разъединителей, отделителей, выключателей нагрузки ручные приводы в отключенном положении должны быть заперты ключом или съемной ручкой (далее - механический замок). В электроустановках напряжением 6 - 10 кВ с однополюсными разъединителями вместо механического замка допускается надевать на ножи диэлектрические колпаки;
  • у разъединителей, управляемых оперативной штангой, стационарные ограждения должны быть заперты на механический замок;
  • у приводов коммутационных аппаратов, имеющих дистанционное управление, должны быть отключены силовые цепи и цепи управления, а у пневматических приводов, кроме того, на подводящем трубопроводе сжатого воздуха задвижка должна быть закрыта и заперта на механический замок и выпущен сжатый воздух, при этом спускные клапаны должны быть оставлены в открытом положении;
  • при дистанционном управлении с АРМ, у приводов разъединителей должны быть отключены силовые цепи, ключ выбора режима работы в шкафу управления переведен в положение "местное управление", шкаф управления разъединителем заперт на механический замок; у грузовых и пружинных приводов включающий груз или включающие пружины должны быть приведены в нерабочее положение;
  • должны быть вывешены запрещающие плакаты.

Меры по предотвращению ошибочного включения коммутационных аппаратов КРУ с выкатными тележками должны быть приняты в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 29.1, 29.2 Правил.

17.5. В электроустановках напряжением до 1000 В со всех токоведущих частей, на которых будет проводиться работа, напряжение должно быть снято отключением коммутационных аппаратов с ручным приводом, а при наличии в схеме предохранителей - снятием последних. При отсутствии в схеме предохранителей предотвращение ошибочного включения коммутационных аппаратов должно быть обеспечено такими мерами, как запирание рукояток или дверец шкафа управления, закрытие кнопок, установка между контактами коммутационного аппарата изолирующих накладок. При снятии напряжения коммутационным аппаратом с дистанционным управлением необходимо разомкнуть вторичную цепь включающей катушки.

Перечисленные меры могут быть заменены расшиновкой или отсоединением кабеля, проводов от коммутационного аппарата либо от оборудования, на котором должны проводиться работы.

Необходимо вывесить запрещающие плакаты.

17.6. Отключенное положение коммутационных аппаратов напряжением до 1000 В с недоступными для осмотра контактами определяется проверкой отсутствия напряжения на их зажимах либо на отходящих шинах, проводах или зажимах оборудования, включаемого этими коммутационными аппаратами. Проверку отсутствия напряжения в комплектных распределительных устройствах заводского изготовления допускается производить с использованием встроенных стационарных указателей напряжения.

Советы бывалого релейщика → Спрашивайте - отвечаем → Cтандарт по установке ключей и кнопок управления.

1 Тема от l_yuriy 2020-11-24 16:11:32

Тема: Cтандарт по установке ключей и кнопок управления.

Многие привыкли к тому, что для включения выключателя нужно повернуть ключ управления по часовой стрелке (вправо), в сторону красной лампочки. А для отключения выключателя ключ поворачивают против часовой стрелки (влево), в сторону зелёной лампочки.

Так же само делают в случае управления кнопками, справа кнопка включить, слева отключить.

Но в последнее время стали выпускать оборудование с другим расположением кнопок и их цветовой маркировкой.

Это очень неудобно, особенно, если всё расположено на одном объекте. Дежурные иногда путают кнопки.

Существуют ли какие либо требования или стандарт по расположению кнопок и их цвету?

IMG_20201124_093354.jpg 1.13 Мб, 3 скачиваний с 2020-11-24

IMG_20201124_093603.jpg 1.57 Мб, 2 скачиваний с 2020-11-24

IMG_20201124_142934.jpg 1.32 Мб, 2 скачиваний с 2020-11-24

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2 Ответ от rocker890 2020-11-24 20:26:21

На одном объекте несколько лет назад увидел 2 ключа с возвратом - один включение, другой отключения. Тогда тоже задался таким вопросом. Но мне там наладчик сказал что по какой-то ошибке кто-то заказал при ретрофите партию таких ключей - с возвратом, но с одним положением. И в итоге так все оставили.

Но вообще думаю что нет никаких жестких норм, только старые типовые проекты. По крайней мере при формировании ТЗ на те же ретрофиты не встречал отдельных требований

3 Ответ от Lekarь 2020-11-24 23:20:14

Существуют ли какие либо требования или стандарт по расположению кнопок и их цвету?

Кое-что есть по цвету и надписям. Это ГОСТ 12.4.026-2015.
В нем сказано, какие цвета для каких случаев применяются.

4 Ответ от l_yuriy 2020-11-25 07:20:20 (2020-11-25 08:57:32 отредактировано l_yuriy)

Кое-что есть по цвету и надписям. Это ГОСТ 12.4.026-2015.
В нем сказано, какие цвета для каких случаев применяются.

Cпасибо.
Из ГОСТа делаем вывод - кнопка и лампа ВКЛ. должны быть зелёными, кнопка и лампа ОТКЛ. должны быть красными.
Я правильно понял?

Ещё бы найти, как должны располагаться? Какая слева, а какая справа?

Ceйчас, как раз, сигнальную арматуру меняем на светодиодную.
Есть возможность красные и зелёные поменять местами.
Думаю, сегодня и начнём.

5 Ответ от Lekarь 2020-11-25 11:29:09

Cпасибо.
Из ГОСТа делаем вывод - кнопка и лампа ВКЛ. должны быть зелёными, кнопка и лампа ОТКЛ. должны быть красными.
Я правильно понял?

Нет. Неправильно Вы поняли.
Красный цвет опасности. Лампа красного цвета - говорит, что оборудование находится под напряжением и к нему опасно приближаться.
Зеленый цвет безопасности - спасение, показывает, что напряжение снято.
Кнопки, лучше выбирать черного цвета - все. но на кнопке должно быть написано ВКЛ или ОТКЛ, буквами белого цвета.

6 Ответ от l_yuriy 2020-11-25 12:15:47

Нет. Неправильно Вы поняли.
Красный цвет опасности. Лампа красного цвета - говорит, что оборудование находится под напряжением и к нему опасно приближаться.
Зеленый цвет безопасности - спасение, показывает, что напряжение снято.
Кнопки, лучше выбирать черного цвета - все. но на кнопке должно быть написано ВКЛ или ОТКЛ, буквами белого цвета.

5.1.1.1 Смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета установлены в таблице 1.

Таблица 1 - Смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета

Сигнальный цвет - Красный

Смысловое значение - Аварийная или опасная ситуация

Как видим красный цвет это аварийное отключение выключателя. Так требует ГОСТ!

Именно такое применение цветов я встречал в ячейках АВВ чешского производства.

:bye: Дежурные будут в шоке. :yes:

7 Ответ от evdbor 2020-11-25 12:19:05

8 Ответ от Lekarь 2020-11-25 12:45:08

Еще раз! Вы неправильно читаете!
Таблица та, но читайте сначала.
Для авариной ситуации, вы не спрашивали - это во-первых.
Во вторых, перед тем, что Вы написали указано, что красный цвет - это непосредственная опасность. Запрещение опасного поведения или действия. Т.е. нельзя приближаться к токоведущим частям, нельзя выкатывать тележку , нельзя отключать разъединитель и т.д. - Когда горит красная лампа - запрещение действия. Проще всего запомнить по аналогии со светофором - нельзя переходить дорогу на красный цвет.
А для аварийной ситуации, возможно у вас будет предусмотрено специальное указательное реле.
Лампы выключателя не требуют указания на аварийную ситуацию. Что на мой взгляд правильно.

п. 3.7. Для коммутационных аппаратов силовой цепи КТП должна быть предусмотрена сигнализация состояния при помощи сигнальных ламп или указателей положения: "Выключено"* - красный цвет, "Отключено" - зеленый цвет.

В кабине управления выключается ВЦУ, обеспечивая отключение блокировки тормозов.

Для пересылки электровоза в холодном состоянии в машинном отделении необходимо перекрыть разобщительные краны к главным резервуарам (КР10),к аппаратам силовой цепи (КР12), открывается кран КрРШ4 для обеспечения зарядки питательного резервуара из тормозной магистрали поезда (рисунок 15), перекрываются краны к ЭПК. Для исключения самопроизвольного срабатывания тормозов в обеих кабинах выключаются ВЦУ и предохранители УКТОЛ, проверить положение блокировки тормозов (отключить нажатием на вентиль В2).

Возможно перекрытие кранов КР1 и КР2, происходит отключение БЭПП от тормозной и питательной магистрали.

При перекрытии кранов КрРШ7 будет происходить выпуск воздуха от ПК1 через кран в атмосферу, если кран открыт то при снижении давления в тормозной магистрали ниже 0,25 МПа тормозные цилиндры наполняются до давления 0,35-0,37 МПа. (Схема плиты МТЗ)

Разобщительные краны служат для включения и выключения тормозных приборов либо агрегатов тормозного оборудования, а также их устанавливают на ответвлениях труб тормозной, питательной и других магистралей. Краны состоят из корпуса, в котором размещена притертая к корпусу пробка, прижимаема снизу пружиной. Гнездо пробки закрыто заглушкой, а на квадрат пробки насажена ручка, закрепленная штифтом. Ручка крана имеет два рабочих положения: вдоль трубы – кран открыт, поперек трубы – кран закрыт.

Проверки пневматического оборудования.

1. Подача песка под все колесные пары электровоза.

2. Правильность присоединения исполнительной части УКТОЛ:

- кнопки экстренного торможения в кабинах машиниста должны быть в отжатом состоянии,

- включить ключ ВЦУ в рабочей кабине на блоке управления.

В шкафу УКТОЛ должны загореться четыре светодиода и в зависимости от положения рукоятки ККМ светодиоды на вентилях БЭПП.

3. Проверка давления в цепях управления локомотивом по манометру в машинном отделении: регулировка давления производится редуктором до величины 0,5-0,55 МПа.

4. Перед проверкой пневматических сетей локомотива проверить положение разобщительных кранов УКТОЛ которое должно соответствовать пункту 1 таблицы 1, также должны быть открыты краны КН1,2,3,4.

5. Проверка работы датчика усл. № 418 производится согласно инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-277.

В ГОЛОВЕ ПОЕЗДА

ПЕРЕСЫЛКА В ГОРЯЧЕМ СОСТОЯНИИ

ПЕРЕСЫЛКА В ХОЛОДНОМ СОСТОЯНИИ

УПРАВЛЯЮЩИЕ ОРГАНЫ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ.

Выключатель цепей управления (ВЦУ)

Поворот ключа ВЦУ в крайнее положение по часовой стрелке, контроллер крана машиниста (ККМ) во 2-ом положении.

Получают питание вентили В1, В4, В5 БЭПП.

Происходит зарядка тормозной магистрали

Поворот ключа ВЦУ против часовой стрелки в вертикальное положение.

Получает питание вентиль В2 БЭПП, остальные вентиля обесточены.

разрядка ТМ не происходит, поворот ключа в 3-е положение невозможен.

Повышение давления в ТЦ ТЦ выше 0,3 МПа, снижение давления в тормозной магистрали ниже 0,06 МПа.

ККМ в положении 6, кран вспомогательного тормоза в положении 5

Перевод ключа из 2-го положения в третье и его снятие

Клапан аварийного экстренного торможения (КАЭТ)

Верхнее положение кнопки КАЭТ

ВЦУ в положении 1, ККМ во 2-ом положении

Получает питание УКТОЛ, вентили В4, В5 под питанием.

Зарядка тормозной магистрали

Кнопка КАЭТ нажата

вентили В4, В5 теряют питание, происходит разрядка ТМ.

Падение давление в ТМ с 0,5МПа до 0,25 МПа за 3с.

Контроллер крана машиниста (ККМ)

ВЦУ в положении 1.

Под питанием вентили В3, В4, В5.

Зарядка ТМ и УР независимо от величины давления УР.

ВЦУ в положении 1.

Под питанием вентили В3, В5.

Зарядка УР и ТМ до регулировки редуктора БЭПП

ВЦУ в положении 1.

Под питанием вентили В5, В6.

Зарядки УР и ТМ не происходит, давление в УР снижается со снижением давления в ТМ.

ВЦУ в положении 1.

Под питанием вентиль В5.

Зарядки УР и ТМ не происходит, пополнение утечек из ТМ

ВЦУ в положении 1.

Под питанием вентили В5 и В8

Замедленная разрядка ТМ

ВЦУ в положении 1.

Все вентиля БЭПП обесточены

Разрядка ТМ темпом служебного торможения.

ВЦУ в положении 1.

Под питанием вентиль В7

Разрядка ТМ темпом экстренного торможения.

Кран резервного управления (КРУ)

Зарядка УР и ТМ до регулировки редуктора БЭПП без завышения давления в ТМ

Зарядки УР и ТМ не происходит, пополнение утечек из ТМ

УКТОЛ обесточен, время снижения давления в ТМ с 0,5 МПа до 0,4 МПА

Кран вспомогательного тормоза локомотива (КВТ)

ВЦУ в положении 1.

Отпуск тормозов локомотива

ВЦУ в положении 1.

Наполнение ТЦ локомотива

ВЦУ в положении 1.

Наполнение ТЦ локомотива

ВЦУ в положении 1.

Наполнение ТЦ локомотива

ВЦУ в положении 1.

Наполнение ТЦ локомотива

Переключатель отпуска тормозов

ВЦУ в положении 1.

КЭБ 1 и КЭБ 2 обесточены

Наполнение ТЦ при торможение краном машиниста

ВЦУ в положении 1.

Под питанием КЭБ1

Совместное применение пневматического и электрического тормоза локомотива

ВЦУ в положении 1.

Под питанием КЭБ2

ПРОВЕРКА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СЕТИ ЛОКОМОТИВА

Поддержание давления в ГР и ПМ, (МПа)

Повышение давления в ГР с 0,7 до 0,8 МПа

Не более 40с. При объеме ГР 2000л, не более 20с при объеме ГР 1000л.

Плотность питательной сети.

МК выключены, БЭПП выключен постановкой ключа ВЦУ в положение 2.

Падение давления в ПМ с 0,8 до 0,75

13,5 мин для объема 2000л.

Зарядное давление УР и ТМ (МПа)

ВЦУ в положении 1.

Регулировка редуктора БЭПП

Плотность уравнительного резервуара

ВЦУ в положении 1, после ступени торможения на 0,05 МПа перевод ККМ в 4-е положение.

При 4 положении ККМ.

Утечка 0,01Мпа за 3 мин. Завышение не допускается.

Плотность тормозной магистрали

Постановка ключа ВЦУ из положения 1 в положение 2

Выключена блокировка тормозов БЭПП

Утечка 0,02 МПа за 1 мин. или 0,05 за 2,5 мин

Плотность ТЦ и их трубопроводов

Выключена блокировка тормозов БЭПП

Падение давления в ТЦ на 0,02МПа за 1 мин.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Блок вспомогательного тормоза локомотива

Время наполнения ТЦ

Замерить время наполнения ТЦ локомотива с 0 до 0,3 МПа

Время снижения давления в ТЦ локомотива

Перевод ручки крана 215 из тормозного в отпускное положение

Время снижения давления в ТЦ локомотива с 0,3 до 0,04 МПа

Кран машиниста с дистанционным управлением

Время наполнения УР

1-е положение ВЦУ, 2-е положение ККМ

Время наполнения уравнительного резервуара с 0 до 0,45 МПа

Время наполнения ТМ

1-е положение ВЦУ, 2-е положение ККМ.

Время повышения давления в тормозной магистрали с 0 до 0,4МПа

Темп замедленного торможения.

Время снижения в УР с 0,5 до 0,45 МПа

Темп служебного торможения

Ручка ККМ в положении служебное торможение

Время снижения в ТМ с 0,5 до 0,40 МПа

Величина завышения давления в ТМ после полного служебного торможения.

Снижение давления в УР на 0,15 МПа с последующим переводом ручки ККМ в 4-е положение

Величина завышения давления в ТМ за 40с.

Не более 0,015МПа

Темп экстренной разрядки

Ручка ККМ в положении экстренного торможения

Время снижения в ТМ с 0,5 до 0,15 МПа

Темп ликвидации сверхзарядного давления

Ручка ККМ в 1-ом положении с последующим переводом во 2-е положение

Ручку ККМ поставить в 1 положение и выдержать до давления в УР 0,65-0,68 МПа

Время снижения давления в УР с 0,6 до 0,58 МПа 80-120с.

Темп служебного торможения

Ручка ККМ в положении служебного торможения.

Время падения давления в ТМ с 0,5 до 0,4 МПа 4-5с

Темп замедленного торможения.

Ручка ККМ в положении замедленного торможения

Время падения давления в ТМ с 0,5 до 0,45 МПа 15-20с

Темп экстренной разрядки

Ручка ККМ в положении экстренного торможения

Время падения давлении в ТМ с 0,50 до 0,15 МПа 3с.

Чувствительность реле давления на торможение

Снижение давления в УР на 0,02 МПа

Снижение давления в ТМ на 0,02 МПа, загорается и не гаснет лампа ТМ.

Темп ликвидации сверхзарядного давления

Утечки из ТМ через отверстие диаметром 5мм

Ручку ККМ поставить в 1 положение и выдержать до давления в УР 0,65-0,68 МПа с последующим переводом во 2-е положение.

Время снижения давления в УР с 0,6 до 0,58 Мпа 80-120с

Величина падения установившегося давления в ТМ

Утечки из ТМ через отверстие диаметром 5мм

2-е и 4-е положение ручки ККМ

Не более 0,015 МПа

Восстановление давления в ТМ при искусственной утечке

Утечки из ТМ через отверстие диаметром 5мм

3-е положение ККМ

Проверка проходимости воздуха через устройство блокировки тормозов

1-е положение ККМ, давление в ПМ электровоза не ниже 0,86 МПа.

Время падения давления в главных резервуарах электровоза с 0,6 до 0,5 МПа открыт концевой кран ТМ со стороны рабочей кабины, компрессора отключены.

Проверка проходимости воздуха через кран машиниста.

2-е положение ККМ, давление в ПМ электровоза не ниже 0,80 МПа.

Время падения давления в ГРэлектровоза с 0,6 до 0,5 МПа открыт концевой кран ТМ со стороны рабочей кабины, МК отключены.

Блок воздухораспределителя (БВР)

Проверка давления в ТЦ локомотива на различных режимах.

Полное служебное торможение

Полное служебное торможение

Полное служебное торможение

Проверка давления в ТЦ после ступени торможения.

Снижение давления в ТМ на 0,05 МПа, БВР на груженом режиме

Наличие давления в ТЦ, не допускается изменение давления в течение 2-х минут, в течение 5-ти минут тормоз не должен отпускать.

Проверка отпуска тормозов.

Перевод ручки ККМ во 2-е положение после ступени торможения.

Повышение давления в ТМ, время отпуска не устанавливается.

Блок тормозного оборудования (БТО)

Проверка схемы замещения

Подача напряжения на КЭБ1 и вентиль ЭПВН

Давление в ТЦ, при торможении краном машиниста изменение давления не происходит

Подано напряжение на КЭБ1 и снятие напряжения с ЭПВН

Наличие давление в ТЦ.

Проверка работы схемы при саморасцепе секций

Перекрыты краны КН1 и КН2, снижения давления в ТМ ниже 0,25 МПа, БВР на порожнем режиме.

Наполнение ТЦ и отсутствие отпуска в течение 5-ти минут

Перекрыты краны КН1 и КН2, давление в ТМ ниже 0,25 МПа, давление в ТЦ 0,35-0,37 МПа, БВР на порожнем режиме, перекрывается кран КРШ7 на БТО.

Снижение давления в ТЦ

Соединить тормозную магистраль локомотива с тормозной магистралью второго локомотива, открыть кран КРШ4 на БТО, блокировки тормозов выключены, краны 215 в отпускном положении.

Повышение давления в питательной и тормозной магистрали.

До давления тормозной магистрали, отпуск тормозов.

Передача тормоза рычажная

Тележки электровоза оборудованы индивидуальным для каждого колеса колодочным тормозом с двухсторонним нажатием на колесо чугунных гребневых колодок.

Усилие от ТЦР на колесо передается через рычажную передачу с общим передаточным отношением 8,8. Размеры плеч рычагов выбраны с таким расчетом, чтобы обеспечить равномерное распределение усилия от ТЦР между тормозными колодками, т.е. передаточное отношение к каждой колодке составляет 4,4.

Тормозные цилиндры установлены на кронштейнах с наружной стороны рамы тележки. Усилие от штока ТЦР через рычаг поз.2, вилку поз.3 и вертикальный рычаг поз.4 и поз.10 передается на башмак с тормозной колодкой поз.6. Вертикальные рычаги крепятся на подвесках поз.5 к кронштейнам рамы тележки. Тормозные башмаки закреплены на вертикальных рычагах через валики поз.8. Положение тормозных колодок по кругу катания, при поперечном смещении колесных пар относительно рамы тележки, обеспечивается зазорами в узлах крепления подвесок к раме тележки и применением конусных втулок в деталях рычажной передачи.


Рис. 29-Тормозная передача


Рис. 30 - Тормозная рычажная передача общий вид

Подвески тормозных колодок и вертикальные рычаги соединены между собой поперечинами поз.9 для придания тормозной рычажной передаче необходимой поперечной жесткости (для предотвращения сползания колодок с бандажа при торможениях).

Расстояние между колодками и бандажом колеса поддерживается автоматическим регулятором объединенным со штоком тормозного цилиндра. При необходимости регулировки положения колодки относительно бандажа производится перестановка болтов соединяющих продольную тягу с вертикальным рычагом.

Первая тележка со стороны помощника машиниста может быть заторможена ручным тормозом. Для этого предусмотрен вариант удлиненных вертикальных рычагов тормозных колодок поз.4, связанных между собой поперечной балкой, к которой крепится цепь привода ручного тормоза.

В качестве функциональных элементов, взаимодействующих с бандажом колесной пары электровоза, применяются чугунные гребневые тормозные колодки, изготовленные согласно ГОСТ 30249-97 из чугуна марки М, с содержанием фосфора не более 1,1%. Колодки имеют стальные каркас (слитки) и скобу для фиксации с помощью чеки в тормозном башмаке.

В современных домах много комнат и много бытовой электротехники. Уходя из дома большую часть электрооборудования оставлять включенным невыгодно из-за пустого расхода электричества.

В этом материале мы подробно рассмотрим принципы работы карточных выключателей, их виды и особенности монтажа.

Принципы домашнего энеросбережения

До 90-х наибольшим числом бытовой техники оснащались городские квартиры. Для загородных домов у местных энергосетей попросту не хватало мощностей – даже холодильник работал с перебоями.

Да и доступной бытовой электротехники в те годы было немного – телевизор, холодильник, стиральная машина, пылесос, стереомагнитола и радиоприемник.

Наконец, стоимость электрического киловатта в то время была низка – оставленные включенными лампа в комнате или приемник радио лишь незначительно повышали сумму оплаты электроэнергии.

Карточный выключатель

Использование ключ-карты для активации и прекращения электроснабжения домовых точек питания дисциплинирует
домочадцев, способствуя наилучшему снижению энергозатрат. Оставленные включенными приборы в пустом доме — бесцельный расход средств

Сегодня ситуация иная: в каждом доме-квартире электроприборов не мало. Одно дело следить за пятью-шестью домашними потребителями электричества вроде телевизора или комнатной лампы. Совсем другое – пытаться отследить 20 и более устройств, регулярно подключаемых к электросети.

Добиться экономии домашней электроэнергии позволяют карточные выключатели. Установив картоприемник подле входной двери остается лишь вынимать карту из него каждый раз, когда в доме больше никого не остается – все лишние энерголинии будут обесточены.

Разумеется, карточное электроустановочное изделие не способно решать, какие именно внутренние энергосети дома обесточивать. Однако его необходимо правильно интегрировать в сети домового электроснабжения.

Назначение карточного выключателя

Это устройство ограничения энергоснабжения многие годы используется в гостиничных комплексах. Ключ-карта от номера вставляется в картоприемник после открытия дверного замка – в комнатах включается освещение и бытовая техника (кондиционер, телевизор и пр.).

Картоприемник в номере отеля

Оптимизация затрат электроэнергии побуждает отельеров оснащать данными устройствами гостевые помещения.
Современные картоприемники активного управления электропитанием также обеспечивают сохранность гостиничного имущества от персонала (например, содержимого бара)

Таким образом отель оптимизирует расходы электроэнергии. Гости должны забрать ключ-карту при выходе из номера, а значит, включенный свет в санузле или работающие телевизор с кондиционером они оставить не смогут.

Оценим масштаб экономии. К примеру, оставленная включенной на 10 часов светодиодная лампа мощностью 22 Вт израсходует 220 Вт электроэнергии. За год такая лампа израсходует впустую (в номере никого нет) 80,3 кВт.

Помимо функции обесточивания электрической подсети картоприемный выключатель можно использовать для перекрытия водоснабжения на время отсутствия домочадцев.

Нужно лишь оснастить вводы водопровода специальными (нормально закрытыми) клапанами отключения подачи воды и вывести проводную группу электропитания от них на карточное устройство.

Выгода от картоприемника в жилом доме

Для отелей оснащение номеров карточными выключателями – необходимая мера экономии энергозатрат. Но так ли необходимо схожее устройство жилому дому?

Ключ-брелок

Если в квартире или коттедже менее четырех-пяти комнат (включая кухню, санузел и пр.), то разделение домовой энергосети на обязательные и второстепенные линии с обесточиванием последних в отсутствии домочадцев, в принципе, не особенно требуется.

Однако современная реальность коммунальных услуг, сложившаяся во многих городах, вынуждает хозяев квартир отказываться от центрального обеспечения тепловой энергией – ставить электрические бойлеры, монтировать теплые полы с электротэнами.

Покидая дом на многие часы и оставляя системы выработки тепловой энергии в режиме активной работы, владелец даже небольшого жилья расходует деньги впустую.

Что касается жилой недвижимости площадью более 80 м 2 – использование карточного выключателя в таком доме безусловно выгодно. Но вывод отключаемых домашних электролиний на выключатель-картоприемник уместен лишь в ситуациях, когда в доме подолгу не бывает домочадцев.

Например, если квартира пустует с утра (домочадцы расходятся на работу/учебу) и до вечера, или загородный коттедж, посещаемый владельцами время от времени.

Отключаемые и неотключаемые подсети электроприборов

Современный комплекс электрической проводки в жилых домах формируется несколькими самостоятельными группами, выведенными на отдельные автоматы в щитке.

Основные цели: упрощение перспективных ремонтных задач и допустимости использования кабелей различного (требуемого) сечения. Расширением этих целей послужит деление групп электропроводки на две подсети – основную (неотключаемую) и второстепенную (отключаемую).

Группы домовой электросети

Деление потребителей тока и точек питания на группы с выводом на отдельные автоматы удобно по многим
причинам, включая возможность контроля электропитания для необязательных групп (подсетей). На изображении
представлена примерная схема формирования групп домовой электросети

Неотключаемая подсеть. В нее входят точки питания бытовых приборов, нуждающихся в постоянном энергоснабжении – холодильник, электроплита и микроволновка. Питание последним двум видам бытовой техники обычно необходимо для работы встроенных в них часов.

К примеру, для закачки объемных файлов с интернета. Группы проводки неотключаемой подсети дома выводятся на автоматы в электрощитке.

Отключаемая подсеть. В нее входят все группы осветительных приборов (основное, вспомогательное, сценарное освещение и пр.) и точки питания (розетки), к которым не подключена техника из неотключаемой подсети.

В отключаемую подсеть также вводятся группы электропроводки запитывающие бытовые приборы, работа которых не нужна в отсутствии домочадцев – например, бойлер и сплит-систему, телевизор и кухонную вытяжку, теплый пол на электротэнах и т.п.

Группы отключаемой подсети выводятся к общему выключателю – картоприемнику.

Виды выключителей-картоприемников

Имея схожий принцип работы, энергосберегающие выключатели различаются на простые и посложнее. Первые подойдут квартирам и домам сравнительно небольшой площади, вторые будут наиболее удобны в жилых комплексам с большим числом помещений, оснащенных многочисленным электротехническим оборудованием.

Вставляя карту с определенными характеристиками, пользователь замыкает контакты устройства, активируя подачу электроэнергии к точкам питания в помещениях. Обычные размеры карты для энергосберегающего выключателя: длина от 80 мм; ширина до 54 мм; толщина от 0,8 до 1,2 мм.

Установка пассивного выключателя карточного

Схема подключения пассивного карточного выключателя к сети электропитания дома (квартиры). Отключение
электроэнергии достигается прерыванием сети через фазовую проводку

Простые выключатели (пассивные)

Включение энергоподачи в электросети, управляемой таким выключателем, может выполняться как с помощью штатной ключ-карты, так и любой другой карты схожего размера. Например, можно вставить визитку или лист перекидного календаря, чтобы включить картоприемник на подачу электроэнергии.

Такие устройства недороги и достаточно эффективны, поэтому используются во многих гостиничных и жилых комплексах.

Возможность замены оригинальной карты на картонный фрагмент такой же формы упрощает задачи размножения карточного ключа в случае потери штатных образцов или потребности в их большем числе (для уборщицы, например).

Улучшенные выключатели (активные)

Ключ-карта для таких устройств содержит чип, активирующий выключатели только определенного стандарта – Temic, Emmarin, Mifare и др.

Будучи полноценным элементом комплекса СКУД с возможностью интеграции в онлайн систему контроля доступа в жилые помещения, активный картоприемник не воспримет поддельную карту (например, из картона) как действительный ключ.

Установка активного картоприемника

Обладая способностью распознавания приоритета карты, активный карточный выключатель управляет сетью с
более сложной организацией. Однако подключаемые к картоприемнику подсети следует правильно выстраивать — с расчетом на перспективное использование хозяевами и обслуживающим персоналом

Интеллектуальные выключатели (смарт-устройства)

Комплектуются ключ-картами, способными не только определять принадлежность ключа данной системе, но и распознавать диапазон его возможностей. Т.е. активация питания во всей подсети происходит только по карте владельца дома, вложенной в картоприемник.

Если в смарт-картоприемник вставлена карта персонала уборки, то включится энергоснабжение строго определенных сетевых групп. По карте уборщицы активируется электропитание освещения и нескольких розеток, необходимых для подключения пылесоса, но, к примеру, ванна-джакузи и телевизор останутся обесточенными.

Отметим, что за исключением ключ-карт владельцев дома все прочие карты для интеллектуального картоприемника корректного программирования (необходимо устройство-программатор) с заданием ограничений для каждой из них. Разумеется, картоприемный блок также нуждается в программируемом внесении сценариев доступа к сетевому питанию по каждой ключ-карте.

Особенности установки картоприемных выключателей

Оптимально, если предназначенные для управления электропитания бытовых подсетей карточные устройства будут рассчитаны на напряжение 220В и 30А силу тока. Это позволит выключателям безопасно выполнять коммутацию тока сетевой группы, к которой подключаются наиболее энергоемкие бытовые приборы.

При меньших рабочих характеристиках, но при потребности управления сетевыми группами с многочисленными энергопотребителями нагрузка на энергосберегающий выключатель окажется слишком высокой.

Например, среди бытовых приборов, развивающих повышенную нагрузку на электросеть, можно выделить стиральную машину, сплит-систему и электрочайник. Поэтому модели картоприемных коммутаторов, рассчитанные на ток силой менее 30А, следует оборудовать дополнительным пускателем.

Монтаж карточного выключателя

Установку картоприемника важно выполнять более ответственно, чем клавишных выключателей. Особое внимание уделяется порядку подключения проводки к контактам. На изображении — выключатель, сборка которого рассмотрена ниже

Установочная конструкция картоприемника образована двумя основными элементами – основным корпусом (механизмом) устройства и монтажной рамкой. Корпус основного механизма картоприемных устройств некоторых марок комплектуется съемной декоративной вставкой.

Рассмотрим порядок монтажа карточного выключателя на примере модели Schneider Electric:

  • подцепив отверткой декоративную вставку на корпусе механизма, снять ее. Вывинтить два крепежных винта;
  • демонтировать рамку и крышку;
  • закрепить провода электролинии, вставив их зачищенными от оплетки концами в соответствующие схеме контактные зажимы, подтянуть винтами;
  • вставить корпус в полость монтажной коробки. В зависимости от используемого типа монтажной коробки либо затянуть двумя винтами распорные лапки, либо ввинтить два самореза;
  • поставить рамку. Выставить крышку, смещая ее по рамке сверху-вниз до сцепления выступов-фиксаторов;
  • закрутить два винта, поставить декоративную накладку.

Установка карточного устройства ведется в пластиковые монтажные коробки, рассчитанные под распор лапками (ГОСТ 8594-80) или под крепление винтами самонарезающими. В любом случае закручивание винтов осуществлять поочередно и постепенно.

Карточный энергосберегающий выключатель в жилом доме

В быту наиболее удобно использовать картоприемное устройство пассивного типа: не требует программирования; идентичные карты; допустимо применение самодельных карт (например, картонных) подходящего размера.

Как вариант, можно не забирать карту с собой – положить или повесить ее рядом с выключателем, тогда ключ-карта не потеряется и не будет забыта где-то вне дома.

Локальная электросеть под управлением карточного выключателя должна содержать автоматические выключатели, контролирующие работу сетевых групп. Принцип интеграции автоматов-выключателей показан на изображении

Для активных устройств и смарт-выключателей понадобится четкое распределение ключ-карт по уровню доступа: основные (активирующие все энергетические подсистемы) карты – для хозяев дома; ограниченные (активирующие некоторые точки электропитания) карты – для обслуживающего персонала (уборщицы, садовники и пр.).

Каждая активная карточка проходит программирование в специальном приборе под уровень доступа, затем маркируется для визуального распознавания.

Следует учесть, что однажды хозяин позабудет свою активную ключ-карту вне дома, а иного способа запустить электроснабжение жилья попросту нет. Поэтому кроме карт основного доступа, носимых домочадцами с собой, в доме необходимо держать одну-две копии запрограммированных карт в качестве запасных.

Выводы и полезное видео по теме

Мастер объясняет, как правильно подключить карточное устройство пассивного типа к обслуживаемой подсети:

Управляемый картой выключатель наряду с экономией электроэнергии позволит одним движением включать свет во всем доме, что удобно. Ведь в сумерках вечера отыскать клавишу выключателя в очередной комнате бывает трудно. Картоприемник – простое устройство, а пользы в нем много.

Хотите задать вопрос по теме статьи, нашли недочеты в материале или есть ценные сведения которыми вы можете поделиться с нашими читателями? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в расположенном ниже блоке.

Читайте также: