Как изменить доплату за совмещение должностей

Обновлено: 07.07.2024

Приказ об отмене совмещения должностей является основанием досрочного прекращения смежной трудовой деятельности. Если работник по каким-то причинам не может выполнять свои должностные обязанности (уходит в основной или учебный отпуск, находится на больничном), работодатель имеет право возложить его функции на другого сотрудника. Однако могут быть ситуации, когда работодатель досрочно прекращает исполнение смежных обязательств, о чем и составляет соответствующий приказ.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Правовое основание

Правовые основы совмещения установлены в ст. 60.2, 151 Трудового кодекса РФ. Они предполагают регулярное осуществление дополнительных обязанностей в течение рабочего дня за дополнительную плату. Совмещать свои обязательства можно:

  • с равнозначными функциями (например, обязательства юриста с обязанностями помощника юриста);
  • с иной работой (например, совмещать должность специалиста отдела кадров и секретаря).

От совмещения необходимо отличать работу по совместительству, которая осуществляется в свободное от исполнения основных трудовых функций время. Совмещение возможно только у одного и того же работодателя. Напротив, работать по совместительству можно в разных организациях.

Важно! Работник совмещает свои обязанности с иными должностными функциями на основании приказа руководителя. За это должна быть установлена дополнительная заработная плата.

Снять дополнительные обязательства с работника можно:

  • по его желанию;
  • по инициативе работодателя;
  • по взаимному согласию.

Полномочия по совмещению могут быть прекращены:

  • по истечении оговоренного в приказе срока;
  • досрочно (например, если на данную должность приняли постоянного сотрудника или работник не желает выполнять дополнительные функции).

При истечении срока совмещения должностные обязанности прекращаются автоматически. При досрочном освобождении работника от совмещаемых трудовых функций работодателю необходимо выносить приказ.

Особенности оформления приказа

В зависимости от того, кто является инициатором прекращения работы по совмещению должностей, выделяют следующие основания составления приказа:

  • заявление работника;
  • уведомление, выданное работодателем.

Заявление работника подается не по общим правилам трудового законодательства (которые предусматривают срок в 14 календарных дней), а за 3 рабочих дня. В заявлении необходимо указать:

  • причину нежелания осуществлять возложенные обязанности;
  • просьбу освободить с занимаемой по совмещению должности.

В течение 3-х рабочих дней после поступления от сотрудника заявления (или уведомления от работодателя) должен быть составлен документ об отмене совмещения. Приказ должен включать следующие элементы:

Приказ об отмене совмещения должностей образец

От имени руководителя документ может быть подписан его заместителем.

Если работник уклоняется от принятия такого документа, можно составить акт отказа лица от проставления подписи. Акт составляется в присутствии данного работника, подписывается руководителем и еще как минимум двумя сотрудниками. Он будет являться доказательством ознакомления трудящегося с фактом отмены совмещения должностей.

На основании приказа составляется дополнительное соглашение о прекращении дополнительной трудовой деятельности и дополнительных выплат. Приказ и допсоглашение необходимо передать в бухгалтерскую службу для того, чтобы установленная работнику надбавка больше не начислялась и не выплачивалась.

Приказ об отмене совмещения может не содержать указания о прекращении выплат за дополнительные обязанности. В этом случае снять надбавку необходимо отдельным приказом, который составляется тем же числом, что и основной документ. С таким приказом сотрудник также должен быть ознакомлен под роспись.

Типичные ошибки при оформлении приказа

Приказ об отмене совмещения является специфическим документом, при оформлении которого могут быть допущены ошибки следующего характера:

  1. В трудовую книжку работника проставляется запись о совмещении. Однако факт совмещения должностей не вносится в трудовую книжку. Это не влияет на начисление пенсионных и страховых выплат, которые производятся работодателем с учетом добавленной зарплаты. Если сотруднику все-таки нужно документальное подтверждение совмещения, работодатель может выдать подтверждающую справку.
  2. При отмене совмещения в приказ не включается информация об отмене доплат, хотя фактически начисление надбавки прекращается. Однако установление заработной платы – одна из важнейших гарантий прав работника. Произвольное безосновательное уменьшение заработка сотрудника недопустимо. Поэтому факт отмены оплаты за дополнительные функции необходимо отразить либо в самом приказе о прекращении совмещения, либо в самостоятельном документе.

Хранение приказа

Для каждой категории документов законодательство РФ устанавливает определенные сроки их хранения. Приказ о снятии обязательств по замещаемой должности содержит информацию по личному составу, так как устанавливает:

  • дополнительные обязанности;
  • надбавку заработной платы, с которой рассчитываются социальные и пенсионные отчисления.

Согласно положениям Перечня, утвержденного Приказом Министерства культуры России от 25.08.2010 (№558), любой документ о личном составе работодатель хранит в течение 75 лет после его подписания.

Приказ об отмене совмещения должностей является основанием досрочного прекращения смежной трудовой деятельности. Если работник по каким-то причинам не может выполнять свои должностные обязанности (уходит в основной или учебный отпуск, находится на больничном), работодатель имеет право возложить его функции на другого сотрудника. Однако могут быть ситуации, когда работодатель досрочно прекращает исполнение смежных обязательств, о чем и составляет соответствующий приказ.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Правовое основание

Правовые основы совмещения установлены в ст. 60.2, 151 Трудового кодекса РФ. Они предполагают регулярное осуществление дополнительных обязанностей в течение рабочего дня за дополнительную плату. Совмещать свои обязательства можно:

  • с равнозначными функциями (например, обязательства юриста с обязанностями помощника юриста);
  • с иной работой (например, совмещать должность специалиста отдела кадров и секретаря).

От совмещения необходимо отличать работу по совместительству, которая осуществляется в свободное от исполнения основных трудовых функций время. Совмещение возможно только у одного и того же работодателя. Напротив, работать по совместительству можно в разных организациях.

Важно! Работник совмещает свои обязанности с иными должностными функциями на основании приказа руководителя. За это должна быть установлена дополнительная заработная плата.

Снять дополнительные обязательства с работника можно:

  • по его желанию;
  • по инициативе работодателя;
  • по взаимному согласию.

Полномочия по совмещению могут быть прекращены:

  • по истечении оговоренного в приказе срока;
  • досрочно (например, если на данную должность приняли постоянного сотрудника или работник не желает выполнять дополнительные функции).

При истечении срока совмещения должностные обязанности прекращаются автоматически. При досрочном освобождении работника от совмещаемых трудовых функций работодателю необходимо выносить приказ.

Особенности оформления приказа

В зависимости от того, кто является инициатором прекращения работы по совмещению должностей, выделяют следующие основания составления приказа:

  • заявление работника;
  • уведомление, выданное работодателем.

Заявление работника подается не по общим правилам трудового законодательства (которые предусматривают срок в 14 календарных дней), а за 3 рабочих дня. В заявлении необходимо указать:

  • причину нежелания осуществлять возложенные обязанности;
  • просьбу освободить с занимаемой по совмещению должности.

В течение 3-х рабочих дней после поступления от сотрудника заявления (или уведомления от работодателя) должен быть составлен документ об отмене совмещения. Приказ должен включать следующие элементы:

Приказ об отмене совмещения должностей образец

От имени руководителя документ может быть подписан его заместителем.

Если работник уклоняется от принятия такого документа, можно составить акт отказа лица от проставления подписи. Акт составляется в присутствии данного работника, подписывается руководителем и еще как минимум двумя сотрудниками. Он будет являться доказательством ознакомления трудящегося с фактом отмены совмещения должностей.

На основании приказа составляется дополнительное соглашение о прекращении дополнительной трудовой деятельности и дополнительных выплат. Приказ и допсоглашение необходимо передать в бухгалтерскую службу для того, чтобы установленная работнику надбавка больше не начислялась и не выплачивалась.

Приказ об отмене совмещения может не содержать указания о прекращении выплат за дополнительные обязанности. В этом случае снять надбавку необходимо отдельным приказом, который составляется тем же числом, что и основной документ. С таким приказом сотрудник также должен быть ознакомлен под роспись.

Типичные ошибки при оформлении приказа

Приказ об отмене совмещения является специфическим документом, при оформлении которого могут быть допущены ошибки следующего характера:

  1. В трудовую книжку работника проставляется запись о совмещении. Однако факт совмещения должностей не вносится в трудовую книжку. Это не влияет на начисление пенсионных и страховых выплат, которые производятся работодателем с учетом добавленной зарплаты. Если сотруднику все-таки нужно документальное подтверждение совмещения, работодатель может выдать подтверждающую справку.
  2. При отмене совмещения в приказ не включается информация об отмене доплат, хотя фактически начисление надбавки прекращается. Однако установление заработной платы – одна из важнейших гарантий прав работника. Произвольное безосновательное уменьшение заработка сотрудника недопустимо. Поэтому факт отмены оплаты за дополнительные функции необходимо отразить либо в самом приказе о прекращении совмещения, либо в самостоятельном документе.

Хранение приказа

Для каждой категории документов законодательство РФ устанавливает определенные сроки их хранения. Приказ о снятии обязательств по замещаемой должности содержит информацию по личному составу, так как устанавливает:

  • дополнительные обязанности;
  • надбавку заработной платы, с которой рассчитываются социальные и пенсионные отчисления.

Согласно положениям Перечня, утвержденного Приказом Министерства культуры России от 25.08.2010 (№558), любой документ о личном составе работодатель хранит в течение 75 лет после его подписания.

В продолжение предыдущей статьи о совместительстве, просто не могу оставить, очень похожую тему по кадровому учету, а точнее, я бы сказала, блок кадрового учета - это совмещение. Много вопросов возникает у бухгалтеров из-за схожести между собой двух терминов - совмещение и совместительство. Поэтому, в этой статье, на примере разберем назначение сотруднику доплаты за совмещение и отразим данное начисление в программе 1С.

Повторяться по законодательству не буду, так как подробно было написано в предыдущей статье. Поэтому, если вы ее еще не ознакомились с прошлой статьей про совместительство, то я рекомендую, сначала изучить ее , а потом уже вернуться к этой статье, тогда вам будет все понятно, и вы сможете без проблем разобраться в особенностях учета сотрудника работающего по совместительству и по совмещению.

Как же оформляется в ЗУП 3.1 совмещение? По сути, нам просто нужно назначить некую доплату на период совмещения. И, вот для назначения этой доплаты, в программе реализован специальный документ , он называется – совмещение должностей.

Доплата назначается тому же сотруднику, т.е. новый сотрудник не создается! Просто вносится документ - совмещение должностей, который назначает доплату. Доплата рассчитывается пропорционально отработанному времени. Причем, отработанное время определяется по основному графику сотрудника.

Посмотрим, какие возможности есть в программе. Во-первых , для того, чтобы появилась возможность совмещения, необходимо произвести настройки программы. Заходим в меню Настройки – Расчет зарплаты – Настройка состава начислений , открывается окно - Настройка состава начислений и удержаний и устанавливаем флаг, если он не был поставлен: Совмещение, временное исполнение обязанностей (Рис.1).


Документ совмещение должностей доступен как в кадровом интерфейсе в журнале - Все кадровые документы (Рис.2).



Так и в интерфейсе зарплата в журнале - Изменение оплаты сотрудников . Из полного перечня документов выбираем - Совмещение должностей (Рис.3).



Итак, документ совмещение должностей , он позволяет назначить доплату в следующих случаях. Совмещение должностей , как в нашем примере. Вводим переключатель в среднем положении. Тогда указывается должность, которую сотрудник совмещает. По условиям нашего примера – коммерческий директор (Рис.4).



Так же, вид совмещения может быть другой. Исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника. Выбирается верхний переключатель, и уже указывается фамилия именно того сотрудника, который отсутствует. И вот, для этого случая данный документ можно ввести прямо из документа отсутствия на его основании. Это может быть больничный лист, отпуск. Автоматически будет создано совмещение, на замещение, этого отсутствующего сотрудника, который например, болеет (Рис.5).



И третий случай, это просто расширение зоны обслуживания. Переключатель нижний у документа. Это когда дополнительные обязанности выполняются по той же самой должности, что и должность, которую занимает сотрудник (Рис.6).



В нашем примере, напоминаю, коммерческий директор Белов уволен. С 10 июля, сотруднику Громову поручено, дополнительно, в рамках своего рабочего времени исполнять обязанности коммерческого директора. За совмещение должностей сотруднику установили доплату 20 000 рублей.

Обратите внимание, это еще не начисление доплаты, это ее назначение в плановом порядке. В этом документе мы можем сразу обозначить период, на который дается данная доплата, если он нам известен. Если мы не знаем, какой срок данный сотрудник будет выполнять обязанности уволенного, то крайняя дата не ставится. Как, например, мы сейчас видим на нашем примере. Поэтому, доплату назначаем, проводя документ (Рис. 7).



А потом, когда уже примут на работу нового коммерческого директора и совмещать его должность будет не нужно, то с определенной даты доплату отменим (Рис. 8).



Итак, посмотрим теперь, как будет рассчитана зарплата Громову за совмещение должности коммерческого директора за июль 2018 года. Видим, что зачислилась оплата по окладу, оплата по совместительству, вспоминаем прошлый пример, и теперь у нас еще добавилась доплата за совмещение.

Обращаю ваше внимание, что размер доплаты 20 000 рублей за полный месяц, а рассчиталась она пропорционально отработанному времени, по графику вот этого самого совмещающего сотрудника. И вот получился результат 14.545,45 (Рис. 9).



Это у нас было совмещение. И как видим, что ничего сложного в доплате совмещение нет. На этом заканчиваю данную статью. Если она была для вас полезной, то делитесь ссылкой на нее в социальных сетях и не забывайте заходить на наш сайт, чтобы читать новые статьи моего блога.

Тем более, что следующая статья будет очень интересная и полезная, посвящена она, совершенно новому механизму – подработка.

Суд округа подтвердил, что такая выплата является неэффективным расходованием бюджетных средств, в том числе потому, что одна из должностей не была предусмотрена штатным расписанием автономного учреждения


19 сентября 2019 г. Арбитражный суд Дальневосточного округа своим постановлением подтвердил позицию нижестоящих инстанций по делу № А59-7002/2018, которые посчитали, что доплата за выполнение дополнительной работы является неэффективным расходованием бюджетных средств, поскольку она производилась за счет субсидии из местного бюджета, при определении размера которой необходимость оплаты труда по одной из должностей, не предусмотренной штатным расписанием, не учитывалась.

Учреждение обязали вернуть более 500 тыс. рублей

По результатам проверки было установлено, что учреждение нарушило требования плана финансово-хозяйственной деятельности на расходы по оплате труда, а также ст. 57, 60, 60.2 Трудового кодекса. Дело в том, что в марте 2013 г. издан приказ, которым на главного бухгалтера было возложено исполнение обязанностей по ведению делопроизводства с доплатой за увеличение объема выполняемой работы в размере 15 тыс. руб. ежемесячно. При этом в штатном расписании редакции такая должность отсутствовала. Кроме того, учреждение не заключило с работником дополнительное соглашение об изменении его трудовой функции.

Контрольно-счетная палата городской думы решила, что увеличение заработной платы главного бухгалтера произведено незаконно. Поскольку за проверяемый период работник получил более 500 тыс. руб. за исполнение обязанностей делопроизводителя, муниципальный орган потребовал возместить потери бюджета на эту сумму.

В ходе проверки также было установлено, что учреждение получило от Южно-Сахалинска субсидию на возмещение затрат, связанных с опубликованием нормативных актов о деятельности органов местного самоуправления города, однако редакция газеты расходовала указанные средства и на иные цели. Данную сумму контрольно-счетная палата также потребовала вернуть в бюджет.

Суды подтвердили необходимость возврата денег в бюджет

Учреждение обжаловало представление контрольно-счетной палаты в Арбитражный суд Сахалинской области. Редакция газеты ссылалась на тот факт, что вмененные учреждению нарушения не являются бюджетными. Учреждение полагало, что, исходя из содержания акта проверки, оно нарушило не бюджетное, а трудовое и бухгалтерское законодательство.

Заявитель подчеркнул, что главой 30 Бюджетного кодекса определен исчерпывающий перечень бюджетных нарушений, при этом оспариваемое представление и акт проверки не содержат указаний ни на одно из них. По мнению учреждения, оно не должно компенсировать бюджету понесенные затраты, поскольку проверка не установила ни нецелевого использования бюджетных средств, ни иного бюджетного нарушения.

В обоснование своей позиции редакция также указала, что, поскольку доплата, произведенная за дополнительный объем работы по ведению делопроизводства, прописана в трудовом договоре главного бухгалтера и в приказе, то на нее должны быть выделены средства. Заявитель посчитал, что поскольку данная доплата включена в состав расходов по зарплате на получение субсидии, то она не может быть нецелевой.

В 2011 г. постановлением администрации г. Южно-Сахалинска установлен порядок определения объема и условий предоставления субсидий из его бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям. Согласно п. 1.5 указанного документа предоставление субсидий муниципальному учреждению осуществляется учредителем в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в решении городской думы о бюджете на очередной финансовый год.

Суд отметил, что в 2016 г. администрация Южно-Сахалинска утвердила Методические рекомендации по форме, порядку составления плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений и подготовке отчета о выполнении этого плана. В соответствии с ними при подготовке проекта бюджета городского округа для формирования показателей плана финансово-хозяйственной деятельности по поступлениям и выплатам учреждение составляет указанный план. При этом оно руководствуется полученной от учредителя информацией о планируемых объемах расходных обязательств.

После утверждения бюджета, как указано в решении суда, при необходимости автономное учреждение уточняет проект плана и направляет его на рассмотрение наблюдательному совету. При этом, подчеркнул суд, согласно Методическим рекомендациям, расходование учреждением средств осуществляется строго в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Далее первая инстанция указала, что в соответствии с Методическими рекомендациями при расчете плановых показателей по оплате труда учитываются численность работников, их должностные оклады и ежемесячные надбавки, районные коэффициенты, стимулирующие и компенсационные выплаты, иные выплаты, предусмотренные законодательством, локальными нормативными актами учреждения, а также индексация указанных выплат.

К проекту плана редакции газеты были представлены расчеты фонда оплаты труда, согласно которым при формировании бюджета на 2017 и 2018 гг. потребность в финансовом обеспечении за счет средств субсидии из местного бюджета в виде доплаты за работу делопроизводителя заявлена не была, подчеркнул Арбитражный суд Сахалинской области. В уточненных планах сумма доплаты за отсутствующего работника также не отражалась.

Первая инстанция признала доплату за выполнение дополнительной работы неэффективным расходованием бюджетных средств, поскольку она производилась за счет субсидии из местного бюджета, при определении размера которой необходимость оплаты труда делопроизводителя не учитывалась. Суд также учел, что данная должность не была предусмотрена штатным расписанием организации.

Относительно второго нарушения АС Сахалинской области согласился с тем, что учреждение должно возместить местному бюджету ту сумму, которую расходовало не на публикацию информации о деятельности органов местного самоуправления, а на размещение иных материалов. При этом первая инстанция исправила неверные расчеты муниципального органа и уменьшила сумму, подлежащую возврату в бюджет.

Учреждение попыталось добиться удовлетворения своих требований в апелляционном порядке. Однако Пятый арбитражный апелляционный суд оставил решение нижестоящей инстанции без изменения (постановление от 3 июня 2019 г.).

В постановлении от 19 сентября его позицию поддержал и Арбитражный суд Дальневосточного округа. Кассационная инстанция посчитала, что доводы заявителя сводятся к несогласию с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам дела. Поскольку аргументы учреждения уже рассматривали нижестоящие инстанции и, как указано в постановлении, дали им надлежащую оценку, суд округа отклонил их как направленные на переоценку представленных в дело доказательств.

Эксперты оценили выводы судов

В споре по делу № А83-6045/2017, по словам эксперта, кассационная инстанция обратила внимание на то, что служба финансового надзора, в частности, не установила отсутствие фактического выполнения работником дополнительной работы. По ее мнению, ссылка в том числе на это обстоятельство может помочь редакции газеты добиться возврата Верховным Судом дела на новое рассмотрение.

Читайте также: