Как изменилась простакова узнав о наследстве софьи

Обновлено: 04.05.2024

Ключевой персонаж комедии это девушка — племянница старого дворянина и отставного офицера Стародума, рано осталась сиротой и попала под опеку жадных, расчетливых и хитрых Простаковых. Они насильно удерживали её у себя, потихоньку бессовестно обкрадывали (присваивали доходы от имения), а узнав, что она богатая наследница еще и хотели насильно выдать замуж за расчетливого и жестокого Скотинина, а потом за недалекого, ленивого и избалованного сынка Митрофанушку. Однако мужественная и сообразительная девушка дает им отпор и остается верна своему суженому офицеру Милону, с которым обручена. С помощью других положительных персонажей комедии она отстаивает свое право на любовь и воссоединяется с возлюбленным.

Характеристика героини

Софья — честная и порядочная девушка из рода благородных дворян, которая получила достойное образование (она занимается чтением умных французских книг) и хорошее воспитание (послушна и коротка со старшими) и имеет кое-какие сбережения, оставшиеся ей от покойных родителей. В отличие от жадных Простаковых, любителей разжиться на дармовщину, честная девушка считает что почет и богатство никогда не достаются просто так, их надо заслужить трудом и стараниями, и благородство идет из души человека, а не передается ему по наследству знатными родителями. Также для неё очень важно быть уважаемой в обществе достойных людей, хотя в то же время она боится расстроить или разозлить тех, с кем она не хочет общаться.

Помимо этого она отличается острым умом и рассудительностью, чувством юмора, добротой, сердечностью и душевной чувствительностью. Она с кроткостью и терпеливостью сносит причиненные ей обиды, и в финале великодушно прощает Простаковых и не таит на них зла.

Сирота, рано оставшаяся без любви и заботы, Софья умеет по-настоящему ценить добро и быть благодарной за оказанную ей помощь. Она высоко ценит за доброту и сердечность своего дядюшку Стародума, единственного оставшегося у неё ближайшего родственника, который принимает деятельное участие в её судьбе, однако живет далеко в Сибири и не может сразу прийти на помощь племяннице, попавшей в руки к жестокой и расчетливой Простаковой, желающей прибрать к рукам все имущество и доходы сироты. Софья смиренно и с глубоким уважением принимает его выбор подходящего ей в супруги мужчины и готова повиноваться ему беспрекословно, ведь она высоко ценит его ум и советы, которые принимает как прямое руководство к действию.

Благородная Софья до конца остается верна своему избраннику Милону, хотя открыто и не протестует против подлых замыслов опекунши Простаковой похитить и выдать её замуж то за своего брата, то за сына. Она не делает этого, понимая что полностью находится во власти вздорной и не считающейся ни с чьим мнением тираншей, которую очень опасно злить. Когда уже дело доходит до того, что Софьи насильно волокут к венцу, она отбрасывает все разумные доводы и сопротивляется, кричит и упирается изо всех своих сил.

Популярные сочинения

Образ героини в произведении

По сюжету пьесы у Софьи была трудная судьба. Еще в маленьком возрасте у девушки умер отец, а пол года до описываемых в произведении событий – мать. Так как дядя ее, Стародум, был на службе в Сибири, Софья волей судьбы попадает на попечение грубой, жестокой и глупой Простаковой. Помещица собирается выдать девушку без ее ведома замуж за своего брата Скотинина. Однако новость о наследстве Софьи кардинально меняет планы Простаковой – женщина решает посватать своего сына-недоросль Митрофана, чтобы получить и свою долю наследства. Апогеем истории с женитьбой становится похищение Софьи по приказу помещицы, тогда как вопрос женитьбы девушки уже был решен – Стародум одобрил выбор Софьи выйти замуж за честного и доброго Милона. Однако финал комедии для девушки счастливый – она остается с любимым человеком.

Происхождение героини

Софья из дворянского рода, у нее есть дядя, которого зовут Стародум:

…Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь…

Родителей у нее нет, она стала круглой сиротой, так как отец погиб, когда она была младенцем, а матери не стало за полгода до событий, описываемых в произведении. Однако Софье отчасти повезло: без жилья она не осталась, мама и папа оставили ей имение.


После того, как не стало матери, девушке приходится жить с родственниками Простаковыми, так как с дядей она пока жить не могла: он на тот момент проходил военную службу в Сибири.

Жизнь в новой семье была не сладкой. Простаковы держали ее в своем доме, использовали ее доходы, которые шли от имения в деревне. Родственники хотели, чтобы она стала женой Скотинина, брата глупой и жестокой Простаковой, но этого не произошло, так как Простакова узнала о том, что девушка имеет наследство. Тогда они захотели выдать ее замуж за Митрофана, своего глупого сына, который не хотел учиться и добиваться чего-либо в жизни.

Героиня является полной противоположностью Митрофана и у них нет ничего общего: он всячески избалован своими родителями, а она несчастная сирота. Он глупый, а она постоянно читает книги, чтобы развиваться духовно и нравственно. Она хочет учиться и заботится о своем будущем, имеет свое мнение и является сформировавшейся личностью, в то время как Митрофан не может ничего решить без своей матери.

Снова все пошло не по плану родственников, так как приехал Стародум. Тогда Простакова приказывает выкрасть девушку. Благо, все заканчивается удачно для Софьи.

Софья и Митрофан

Особое значение в пьесе автор уделяет вопросу воспитания каждого из героев, указывая на то, что хорошее, правильное воспитание является основой развития сильной самостоятельной личности. Это становится понятно при анализе образов Софьи и Митрофана в рамках сюжетной линии. Девушка воспитывалась в просвещенной дворянской семье, где самой важной ценностью было уважение и любовь к родителям, благонравие, честность, справедливость и милосердие к нуждающимся, что и легло в основу добродетельной натуры Софьи. Митрофан же был воспитан деспотичной, жестокой, лживой Простаковой и безвольным Простаковым, переняв от них все отрицательные черты. В комедии Софья выступает символом чистоты, скромности, внутренней красоты и добродетели. Она является именно такой личностью, о которой говорит в своих наставлениях Стародум, и которой восхищается сам автор.

Характеристика личности

Госпожа Простакова походит из старинного дворянского рода. Судя по всему, ее семья не была ни достаточно богатой, ни достаточно почитаемой среди других аристократов – Простакова не была образованной женщиной, а жажда власти повлекла у нее множество комплексов. Вполне вероятно, что Простакова даже не умеет читать – она просит Софью выполнять роль ее чтеца. Факт ее необразованности также подтверждается возмущенным комментарием женщины о том, что родители ни ее, ни брата (Тараса Скотинина) ничему никогда не учили, в то время как теперь необходимо Митрофанушку учить совершенно бесполезным наукам.

Семья Простаковой живет фактически в коммуникативной изоляции – кроме как с дядей Скотининым не происходит общение ни с одним из дворян.

Сама же госпожа Простакова обладает сложным характером. Она очень требовательна к окружающим, но эта требовательность ее избирательна.

Она готова придираться к крестьянам из-за мелочей, но при этом не принимать во внимание даже самые существенные промахи в поведении и развитии своего сына Митрофана. Параллельно с этим качеством проявляется еще одно – отсутствие чувства меры.

У Простаковой по сути нет ни одного положительного качества – она жестока и безжалостна. Простакова не умеет и даже не пытается смотреть на мир и окружающих позитивно. В любой ситуации Простакова старается увидеть только негатив.

Наряду с напористым характером Простакова наделена трусливостью. Осознавая, что Стародуб не будет молча наблюдать за ее действиями, а намерен противостоять ей, к тому же, что это противодействие не будет всего лишь видимостью, Простакова бросается Стародубу в ноги с прощениями.

Простаковой руководит чувство личной выгоды, ради которого она готова пойти на любой поступок, даже преступный. Так, например, она пытается силой видать Софью замуж за Митрофана, ради получения денег девушки.

Отношение к окружающим

Умение находить общий язык с окружающими и быть с ними в хороших отношениях – это великий талант, которым госпожа Простакова, к сожалению не обладает. Ее негативное восприятие действительности не позволяет ей наладить коммуникативный процесс с кем-либо.

Отношение к крестьянам помещиков всегда было сложным – несмотря на отсутствие официального разделения на социальные касты, формальное распределение на сословия в России того времени было обычным явлением и, естественно, крепостные, не находились в этой системе иерархии на почетном месте.

Многие дворяне относились к своим крепостным хуже, чем к животным – госпожа Простакова была одной из таких помещиц.

Предлагаем вашему вниманию анализ произведения “Недоросль”, которое написал Денис Фонвизин.

Она уже давно отобрала у крестьян все, что только можно было отобрать, и постоянно держала крепостных в страхе – по словам самой Простаковой, она не привыкла потакать крестьянам, а потому жестоко наказывает их даже за самые мелкие провинности.

С мужем отношения у Простаковой также не идеальны – помещица не воспринимает своего супруга за человека достойного ее внимания и нежности – она постоянно оскорбляет его, в том числе в присутствии других людей. Простакова никогда не считается с мнением мужа и всегда оперирует исключительно личным мнением.

Так как Простакова низкого мнения о роли образования и не видит в нем смысла, то, соответственно, она не ценит и труд учителей Митрофана. Около года она не платит им жалования и считает это приемлемым.

Проблема воспитания

С образом госпожи Простаковой неотъемлемо связана проблема воспитания. Митрофан был единственным и долгожданным ребенком в семье. И поэтому избалованным. Простакова готова простить Митрофану любой проступок. Она его постоянно балует и не выдвигает ему никаких требований.

Простакова нанимает учителей Митрофанушке, потому, что указом Петра І все дворяне обязаны быть образованы, в противном случае они будут не допущены к службе. Простакова не понимает роли образования и принимает науку как бессмысленное мучение. Эту же мысль она волей-неволей прививает своему сыну – Митфоран не осознает важность образования и поэтому даже не пытается ничему научиться.

Кроме этого, Митрофан перенимает у матери и манеру общения – он ведет себя также грубо по отношению к окружающим. Для матери любимый сын исключение также не делает, но отпора со стороны Простаковой не следует – ее любовь к сыну безгранична.

Символизм фамилии

Произведение Д.Фонвизина написано в рамках классицизма. Одним из требований произведений такой стилистической направленности является символистическое наполнение личных имен героев. Другими словами имена и фамилии героев способны подчеркнуть некоторые черты характера персонажей. Такая же тенденция срабатывает по отношению к госпоже Простаковой.

Подведем итог: большинство литературных критиков утверждали тот факт, что произведение Фонвизина выглядит откровенной сатирой на жизнь русского дворянства, и оно бы была бы очень обидным, если бы не было столь правдивым. Особенный трагизм этой ситуации в том, что такие Простаковы воспитывают будущее поколение, чем провоцируют деградацию общества.

Софья и Простакова

По натуре Софья благоразумна и добродетельна. Она наделена острым умом, мудростью и добрым сердцем. Также, ей присущи кротость и уважение к старшим. Девушка происходит из рода честных дворян, которые дали ей хорошее воспитание и образование. В отличие от Простаковой она считает, что богатство должно доставаться трудом. Основная сюжетная линия пьесы образуется вокруг сватовства Митрофанушки , Скотинина и Милона к Софье. Простакова в погоне за наживой прилагает все усилия, чтобы на Софье женился её сын Митрофан. Однако девушка смело отстаивает свою любовь к Милону. В этом ей поддерживают другие положительные герои пьесы. Группируясь вокруг неё, они помогают Софье освободиться от назойливой опеки Простаковых и воссоединиться с любимым.

В конце комедии планы Простаковой похитить девушку рушатся. Даже после этого Софья не держит на неё зла и прощает её.

Софья и Митрофан Софья и Простакова

Произведение Фонвизина ” Недоросль ” написано в эпоху правления Екатерины II, когда вопросы социальных отношений, воспитания и образования молодежи были особо актуальными. В пьесе автор не только поднимает острые проблемы современного ему общества, но и иллюстрирует идейный замысел яркими собирательными образами. Одним из таких персонажей в комедии является Софья. “Недоросль” Фонвизина – это, прежде всего классицистическая комедия, освещающая просветительские идеи гуманизма.

Образе Софьи автор изобразил совершенный пример русской женщины эпохи Просвещения – образованной, умной, краткой, доброй и скромной. Девушка уважает своих родителей, с почтением относится к старшим и более авторитетным людям, открыта к получению истинных нравственных ориентиров.

По сюжету пьесы у Софьи была трудная судьба. Еще в маленьком возрасте у девушки умер отец, а пол года до описываемых в произведении событий – мать. Так как дядя ее, Стародум, был на службе в Сибири, Софья волей судьбы попадает на попечение грубой, жестокой и глупой Простаковой. Помещица собирается выдать девушку без ее ведома замуж за своего брата Скотинина. Однако новость о наследстве Софьи кардинально меняет планы Простаковой – женщина решает посватать своего сына-недоросль Митрофана, чтобы получить и свою долю наследства. Апогеем истории с женитьбой становится похищение Софьи по приказу помещицы, тогда как вопрос женитьбы девушки уже был решен – Стародум одобрил выбор Софьи выйти замуж за честного и доброго Милона.

Однако финал комедии для девушки счастливый – она остается с любимым человеком.

Софья и Митрофан

В “Недоросле” центральными персонажами выступают Софья и Митрофан. Кроме того, что они оба являются самыми юными образами пьесы, герои еще и предстают в пьесе антиподами. Софья – сирота, которой приходится самой о себе заботится, тогда как Митрофан – избалованный маменькин сынок.

Девушка стремится к знаниям, серьезно относится к своему будущему, развивается как личность с собственным мнением, тогда как юноша – безвольный, глупый, во всем слушающийся Простакову и инфантильный персонаж.

Особое значение в пьесе автор уделяет вопросу воспитания каждого из героев, указывая на то, что хорошее, правильное воспитание является основой развития сильной самостоятельной личности. Это становится понятно при анализе образов Софьи и Митрофана в рамках сюжетной линии. Девушка воспитывалась в просвещенной дворянской семье, где самой важной ценностью было уважение и любовь к родителям, благонравие, честность, справедливость и милосердие к нуждающимся, что и легло в основу добродетельной натуры Софьи.

Митрофан же был воспитан деспотичной, жестокой, лживой Простаковой и безвольным Простаковым, переняв от них все отрицательные черты. В комедии Софья выступает символом чистоты, скромности, внутренней красоты и добродетели. Она является именно такой личностью, о которой говорит в своих наставлениях Стародум, и которой восхищается сам автор.

Софья и Простакова

Образ Софьи в “Недоросле” также противопоставляется второму главному женскому образу пьесы – Простаковой. Девушка и помещица олицетворяют два диаметрально противоположных взгляда на роль женщины в семье и обществе. Простакова не любит и не уважает своего мужа, может его обругать или даже ударить – сама свадьба для нее была скорее возможностью получить в свое владение большое хозяйство. Для Софьи же замужество является важным продуманным шагом, союзом двух любящих и уважающих друг друга людей, полностью состоявшихся и близких по духу личностей.

Девушка давно любит Милона, хранит ему верность, пока юноша служит родине, честна и открыта перед ним. В замужестве для Софьи важны не материальные блага, а теплые отношения, благополучие и понимание.

Простакова выступает носительницей ценностей и устоев давно устаревшего “Домостроя”, по нормам которого женщине не нужно быть образованной, разбираться в высоких материях и рассуждать о серьезных вещах, вместо этого, она должна заниматься только хозяйством и детьми, погрязая в ежедневной бытовой рутине. Образ Софьи является новаторским для русской литературы, так как воплощает в себе новые, просветительские взгляды на роль женщины в обществе. В произведении она выступает носителем истинной мудрости, доброты, честности, сердечности и человеческого тепла.

Перед читателем предстает не крестьянка или куховарка, а образованная, имеющая собственные взгляды и мнение девушка. Сравнительная характеристика Софьи в “Недоросле” дает понять, что в ее образе Фонвизин изобразил собственный идеал обновленной, просвещенной, гармоничной личности просвещения.

Как несколько веков назад, так и в наше время Софья остается образцом лучших человеческих качеств. Этот образ учит современных читателей прислушиваться к собственному сердцу, быть честными и добрыми к другим, раскрывая самые светлые стороны своей личности.

Сочинение 2

Софья — сирота. У девушки нет близких родственников. Ее родители умерли. Единственным родным человеком для нее является Стародум. Она живет у своих дальних родственников — Простаковых. Девушка сильно отличается на из фоне. Софья читает французские книги, поэтому она умна. Девушка очень терпеливая. Она умеет смиряться со своей судьбой, поэтому терпит обиды со стороны Простаковых. Внешне она очень привлекательная, но, как положено в классицизме, автор уделяет больше внимания ее внутреннему миру, чем внешнему, который, по его канонам, является лишь отражением ее морального совершенства. Она смелая, сильная.

Софья очень чувствительная, поэтому она умеет сильно и по-настоящему любить. Девушка влюбляется в офицера Милона. Софья не разглашает своей тайны и хранит молчание. Это очень мудро с ее стороны. Но, вот Простаковы совершенно не интересуются ее чувствами. Их волнует лишь ее состоятельность, ведь Софья — богатая наследница, у нее много деревень, доставшихся ей от родителей. Из-за своего богатства Софья стала объектом наживы в своей приемной семье. Девушка понимает это, ей тяжело пережить такое событие. Они и так присваивают доходы девушки от поместий.

Скотинин хотел стать мужем Софьи из-за поросят, которые живут в одной из ее деревень. Но позже свое желание жениться на Софье высказал Митрофан. Это, бесспорно, изменило положение дел, ведь для госпожи Простаковой счастье сына было дороже счастья брата.

Честной Софье тяжело приходится в такой обстановке. Она ждет с нетерпением возвращения дядюшки, которого очень любит и ценит. Девушка скучает по его добру, любви, которых ей так не хватает в окружении зла, бесчестия и корысти.

Вскоре приезжает ее дядюшка, который помогает племяннице выйти из этого порочного круга и выйти замуж за Милона, которого она так любит. Мудрая Софья писала дядюшке о своих чувствах, скрывая их от окружающих.

Читайте также: