Сколько действует авторское право во франции

Обновлено: 17.05.2024

Имущественные права на любой объект интеллектуальной собственности действуют на протяжении определенного периода. После того, как он истекает, результат творчества переходит в общественное достояние, пользоваться им может кто угодно и как угодно, не спрашивая разрешения автора и не выплачивая авторских вознаграждений. Срок действия авторского права отличается в разных странах мира. В большинстве стран это годы жизни плюс 50 или 70 лет. Но есть и исключения, например, в Ливии это годы жизни плюс 25 лет, а в Йемене - годы жизни плюс 30 лет.

Кроме того, период действия авторского права может зависеть от объекта интеллектуальной собственности. Например, в Анголе это годы жизни плюс 70 лет на все произведения, кроме фотографий - для них имущественные права автора действуют только 45 лет после его смерти.

Об авторских правах

  • личные неимущественные права (право быть автором, право на имя и др.);
  • исключительные (право распоряжаться произведением по собственному усмотрению и право давать другим это разрешение);
  • иные права.

Сроки действия авторских прав, установленные российским законодательством

  • если произведение создано в соавторстве, 70 лет исчисляются после смерти последнего из соавторов;
  • если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом, 70 лет исчисляются после обнародования, но если за это время личность автора станет известна, то начинает действовать основное правило;
  • если произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора, то исключительное авторское право действует еще 70 лет после обнародования;
  • если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, то 70 лет исчисляются после его реабилитации;
  • если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то период действия исключительного права во всех случаях увеличивается еще на 4 года.

Исключительное право может временно или навсегда передаваться другим лицам по лицензионным и другим договорам.

Как изменялся срок защиты исключительного права в России

Согласно этому документу, произведение полностью принадлежало автору, а срок охраны имущественных прав автора устанавливался на годы его жизни плюс 25 лет после смерти. В последующие годы история авторского права развивалась так:

Сейчас срок действия авторского права в РФ регламентирует уже не этот закон, утративший силу в 2008 году, а четвертая часть Гражданского кодекса, полностью посвященная вопросам интеллектуальных прав.

Какой максимальный срок охраны исключительных прав

На текущий момент максимальный срок действия интеллектуальных прав в большинстве стран мира, в том числе в России, включает годы жизни автора плюс еще 70 лет. Таким образом, срок охраны авторского права может составлять 170 лет и даже больше.

Но есть и исключения:

  • Гватемала, Гондурас, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа - в течение жизни автора и 75 лет после его смерти;
  • Колумбия - в течение жизни автора и 80 лет после его смерти;
  • Ямайка - в течение жизни автора и 95 лет после его смерти;
  • Мексика - в течение жизни автора и 100 лет после его смерти.

Речь здесь, конечно, об общем случае. Каков срок действия авторских прав в разных ситуациях в России, мы уже сказали. Точно так же и законодательство других стран выделяет специальные режимы юридической защиты.

Cроки защиты объектов смежного права

Не все знают, что некоторые результаты творчества являются объектами не авторского, а смежного права. Это исполнения (например, постановки спектаклей) и фонограммы. В этом случае само авторство и право автора на имя охраняется тоже бессрочно, но сроки действия исключительного права - другие.

Период действия прав на исполнение устанавливает статья 1318 ГК РФ:

  • в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, которые отсчитываются с 1 января года, следующего за годом исполнения;
  • если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, то эти 50 лет отсчитываются с 1 января года, следующего за годом реабилитации;
  • если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то в обоих случаях минимальный срок охраны его права составляет не менее 54 лет.

Период действия прав на фонограмму устанавливает статья 1327 ГК РФ:

  • 50 лет, считая с 1 января следующего года, с момента изготовления записи;
  • 50 лет, считая с 1 января следующего года, с момента обнародования (если с момента записи до обнародования прошло не более 50 лет).

Важный вклад в становление и формирование авторского права как гражданско-правового института внесла французская юриспруденция. Ей во многом принадлежит заслуга в разработке юридической природы авторских прав, в частности в признании ее двойственности1.

Уже в эпоху Великой французской революции, когда утверждались новые основы права, появилось понятие интеллектуальной собственности и были приняты первые декреты, определившие правовой статус авторских творческих произведений, закрепившие принципы их правовой охраны.

Хотя справедливо будет отметить, что юридические исследования, касающиеся проблем различения видов имущества, собственности и т.п., относились и к более раннему периоду, не говоря уже о достижениях в этой области римской юриспруденции2. Тем не менее соответствующие юридические понятия, сложившиеся во французском (древнем, средневековом) праве, были дополнены в Новое Время разработкой концепции исключительного вида собственности - интеллектуальной3.

Интересна предыстория возникновения законодательства об интеллектуальной собственности, и, в частности, авторских правах на произведения искусства. Однако признание этих прав авторов было относительно запоздалым: лишь в XVIII в. заговорили о литературной, художественной и промышленной собственности. Именно законодателю времен революции принадлежит заслуга выделения этого нового вида предмета правового регулирования - интеллектуальной деятельности человека.

И все же, анализируя ранние предпосылки зарождения авторских прав, как отмечает один из исследователей данной проблемы Патрик Таффоро, можно найти их в эпохе средневекового французского права, когда авторские отношения регулировались сначала заключаемыми сторонами гражданско- правовыми договорами, а затем и нормативными общеобязательными актами4.

Первый из вышеперечисленных источников, устанавливавших авторские правоотношения - договор (контракт), который заключался между автором и физическим лицом с передачей последнему права использовать произведение, прежде всего, это касалось издателей, исполнителей или промышленников.

Например, автор литературного произведения передавал по договору свою рукопись издателю (с ее отчуждением), и, таким образом, издатель мог выпустить любое количество экземпляров произведения без выплаты автору вознаграждения. В этом случае издатель не заботился о соблюдении прав автора на переданное им произведение, его интересовала лишь прибыль от продажи авторского произведения. Подобным образом регулировались отношения и в театральной сфере. Автор мог добровольно заключить контракт с импресарио, например о передаче его произведения для постановки спектакля в театре, и его вознаграждением обычно был, начиная с середины XVII столетия, определенный процент от чистых доходов театра. В тоже время следует отметить, что на первый взгляд очевидная свобода в заключении контракта, которая теоретически могла стимулировать развитие авторского права как такового, в реальности была мнимой, так как существовало лишь небольшое число трупп, которые обладали официально этим правом, монополией на заключение контрактов.

Итак, на ранних этапах развития авторских отношений они еще не стали предметом правового регулирования во французском законодательстве и догме, это в равной мере относится впрочем к современному тому времени российскому гражданскому праву.

В тоже время с появлением первых законов, регулировавших авторские отношения, во Франции распространилось представление об авторском праве как о частной привилегии, предоставляемой создателю произведения. Данная существенная мера изначально была прерогативой парламента в рамках его административных по тем временам полномочий, но вскоре стало делом короля.

Учреждение привилегии в литературной области появилось вскоре после начала книгопечатания: по мнению французского исследователя Патрика Таффоро, примеры можно найти с 1534 г., причем аналогичные ранее появившимся венецианским прецедентам7. Для понимания значения предоставлявшейся привилегии необходимо напомнить, что печатание одной книги в то время требовало больших расходов: на оборудование типографии и изготовление тиража, особенно с учетом того, что в начале распространение книг шло медленно. По этим причинам издатели, которые решились вкладывать крупные суммы в книгопечатание, хотели защитить себя от случаев контрафакции, а предоставление им привилегии в полной мере отвечало их интересам и этой необходимости8.

В соответствии с ними были обеспечены: право издателя или книгопечатника на использование произведения, а именно на его распространение, защита от распространения его контрафактных экземпляров, а гакже исключалась возможность изменять либо лишать произведение, например, какого-либо его отрывка без согласия издателя под угрозой уголовного наказания и конфискации неправомерно измененных экземпляров произведения. Кроме того, издатель, ставший обладателем такой привилегии, по меньшей мере, теоретически (поскольку часты были случаи тайных изданий, осуществлявшихся заграницей) получал защиту от любой конкуренции в течение определенного времени8.

Привилегия прежде всего предоставлялась издателю, обеспечивая ему выгоду, но иногда приносила пользу и автору. Так, например, драматург Рабле получил личную привилегию, которой он мог воспользоваться либо продать ее издателю, либо уступить ее на время. Известно, что, например, драматург Ронсар уступил свою привилегию на 8 лет9.

На следующем этапе развития, в XVIII столетии авторское право Франции претерпело существенные изменения: вышеприведенный порядок стал предметом критики, тогда как заинтересованность в интеллектуальной деятельности человека возросла. В частности, авторы литературных произведений вступали все чаще в противоречие с издателями и исполнителями. Проявляли недовольство, в частности, провинциальные издатели, так как они были вовсе лишены привилегий, в отличие от столичных парижских. Кроме того, получили распространение случаи нерегламентированного возобновления привилегий. В свою очередь авторов не устраивало положение законодательства о случаях становления произведений достоянием общественности10.

Всс больше укреплялась идея, отражавшая одновременно настроение авторов и издателей, которым первые уступали свои права. Л именно, общественное мнение того времени исходило из постулата: из всех видов собственности интеллектуальная собственность автора на его произведение является наиболее справедливой и священной. Несколько публикаций и судебных решений, принятых в этом контексте оказали также существенное влияние на общественное мнение; среди них (в период правления Людовика XVI) судебное постановление Королевского совета 1777 г. по вопросам литературы, а затем и по вопросам театра в 1780 г., направленные на регламентацию этой области отношений. Но содержащиеся в них механизмы регулирования авторских отношений окончательно не устранили спорные ситуации11. Таким образом, вопросы взаимоотношений в области авторских прав стали решаться на нормативно- правовом уровне, хотя круг охраняемых объектов был узок, в частности не была обеспечена охрана правам авторов художественных произведений.

Законодательство революционного периода уже в большей мере отвечало общественным настроениям, подчиняясь двум новым задачам радикального обновления права в целом, и авторского, в частности. Они, по сути, сводились к тому, что, во-первых, идея свободы не совместима с режимом предварительного разрешения12. С другой стороны, побеждала и идея унификации законодательства, вместо не отвечавшего требованиям времени института привилегий, связанного с сословным делением общества, поскольку была осознана необходимость появления правил применимых равным образом ко всем субъектам, общеобязательных, способных, в частности, регулировать и авторские отношения.

Роль законодательных органов революционного периода в развитии

авторского права была велика. «В 1790 г. учредительное собрание

постановило выработать единый Гражданский Кодекс, распространяющийся

Преаменэ, Порталис, Маллевиль) проект был принят Законодательным

корпусом 21 марта 1804 г.. Кодекс, сыгравший важную роль в развитии

французского гражданского права, подробно регламентировал вопросы

основополагающих нормативно-правовых акта (а именно, декрета в

соответствии с терминологией той эпохи) в области интеллектуальной

собственности: закон от 31 декабря 1790 года о патентах на изобретения;

закон от 13 и 19 января 1791 года о праве публичного представления

театральных произведений и закон от 19 и 24 июля 1793 года о праве

воспроизведения произведений литературы и искусства, наиболее

интересный для целей данной работы, так как им был выделен такой объект

авторского права как произведения искусства .

Первый из указанных законов касался промышленных объектов интеллектуальной собственности, второй - драматических произведений.

Декрет от 31 декабря 1790 г. копировал соответствующее законодательство, принятое ранее в Англии, новацией которого было признание произведения собственностью его автора. Изобретатель получал патент на изобретение без предварительной экспертизы, но на возмездном основании, то есть он уплачивал таксу по своему выбору от 300-1500 ливров в зависимости от срока действия патента (на 5 или 15 лет). По истечении этого срока результат интеллектуальной деятельности автора становился общественным достоянием19.

В отношении драматических произведений действовал Декрет от 13 января 1791 г., разработанный Шапелье (участвовавшим в установлении запрета объединения в экономической области). Этим актом провозглашалась свобода создания театров. Поскольку в последующие годы открылись многие театры, оказалось своевременным введение этой нормы. Декрет давал также право осуществлять постановку театральных пьес посредством простого заявления в муниципалитет при получении письменного согласия на это автора, так как по общему правилу право постановки театрального произведения было закреплено именно за автором и его наследниками (на период до 5 лет после его смерти). По истечении этого срока произведение становилось общественным достоянием.

Следует отметить, что эти декреты не регулировали авторских отношений по поводу литературных произведений, а необходимость в обеспечении их охраны существовала. Кроме того, установленный ими срок действия авторских прав следует признать весьма непродолжительным. Как следствие, по предложению Де Локаналя, Конвент принял еще один Декрет от 19 июля 1793 г., который расширил круг охраняемых объектов, включив в него все рукописные произведения всех жанров, музыкальные произведения и впервые живопись, графику и гравюру. В соответствии с ним исключительное право предоставлялось авторам, которое они могли передавать полностью или позволять частичное использование произведения. При этом исключительные права автора действовали в течение жизни автора и переходили к его наследникам на десятилетний срок после смерти автора. Единственным условием отныне стало хранение (депонирование) экземпляров произведений в общественных библиотеках. Требование депонирования произведения оставалось во французском авторском законодательстве и далее22. При этом устанавливалась уголовная ответственность за нарушение авторских прав в форме конфискации контрафактных экземпляров и гражданско-правовая - в виде возмещения ущерба в размере стоимости 3000 контрафактных экземпляров, таким образом, Уголовный кодекс 1810 г. (Code penal) Франции был дополнен таким видом преступного деяния, как контрафакция23.

Под влиянием этой теории авторскому праву на литературные произведения впервые в истории юриспруденции было присвоено наименование литературная собственность (Декрет от 19 июля 1793 г.). Хотя содержание этого понятия было сужено законодателем до ограниченного во времени (срок действия составил 10 лет) авторского права на исключительное пользование произведениями22.

Эти нормативные акты отражали главные правовые идеи Революции - свободы и равенства личности24. Привилегии были упразднены, свобода предпринимательства стала одним из основных правовых принципов. В основу законодательства в сфере патентов и авторских прав было заложено положение о том, что авторское право признавалось за автором априори без соблюдения каких-либо формальностей, а патенты предоставлялись административными органами на основании личного заявления изобретателя. Споры по поводу авторских прав рассматривались в судебном порядке, причем автор литературного произведения был вправе предъявить иск в случае плагиата лишь при условии, что два экземпляра его произведения ранее были переданы на хранение в Национальную библиотеку.

Принятое в ту эпоху законодательство в области авторских прав, регулировавшее вопросы литературной, научной и художественной собственности, продолжало действовать во Франции с незначительными изменениями вплоть до 1957 года.

Французское законодательство рассматриваемого периода шло но пути развития норм, касавшихся объектов интеллектуальной собственности, путем их обновления, во-первых, и в тоже время сохраняя следование традициям, сложившимся в предыдущих актах. В частности, Законом от 14 июля 1866 г. был увеличен объем правомочий наследников автора, и установлен узуфрукт в пользу пережившего супруга автора; к тому же срок действия исключительных прав в пользу наследников умершего увеличился до 50 лет со дня смерти автора.

Позднее был расширен круг авторских правомочий: так законом от 20 мая 1920 г. была предоставлена охрана авторскому праву следования. Его субъектом мог быть не только сам автор, но и его правопреемник. Им было обеспечено право получения процента от суммы каждой последующей перепродажи произведения. Наследникам же гарантировалось получение отчислений в течение 50 лет после смерти автора результата творчества.

Важнейшим этапом в развитии общих положений авторского права Франции стало принятие в 1925 г. закона, в котором отмечалось, что предоставление правовой охраны произведению осуществляется в силу факта его создания, вне зависимости от совершения каких-либо формальностей.

Анализ Закона от 11 марта 1957 года о литературной и художественной собственности показывает, что он включил в себя значительную часть юридического революционного наследия, начиная с законов 1791 и 1793 гг., став своего рода уставом авторского права. Его принятию способствовала сформировавшаяся к тому времени судебная практика по вопросам, касающимся авторских прав, что отчасти способствовало и выдвижению морального права автора произведения на приоритетные позиции. Обеспеченная законом правовая охрана была несомненно более эффективной, но ее предоставление считалось необоснованным в отношении тех лиц, которые не являются создателями результатов творчества (за ними признавались права не авторские, а смежные права).

Смежные области права, связанные с воспроизведением звука и изображения, появились лишь в XX веке вместе с соответствующими техническими средствами. Они формировались по тем же принципам, что и авторское право, являясь необходимым и желаемым правовым последствием развития средств массовой коммуникации. То есть, появление новых технических возможностей привело к необходимости разработки и признания новых правовых норм, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности в области литературы и искусства.

Поэтому французский Закон от 3 июля 1985 года усовершенствовал и дополнил предыдущий, изменив положения, касающиеся аудиовизуальной и кинематографической продукции, установив первые правовые нормы для смежных прав. Он регламентировал во Франции права исполнителей, производителей аудио- и видеозаписей, а также организаций теле- и радиовещания.

Очевидно, что французская юриспруденция внесла значительный вклад в формирование авторского права как гражданско-правового института, имеющего место в законодательстве и доктрине стран романо-германской правовой системы. Основой гражданского права Франции как и других стран континентальной правовой системы является реципированное римское право (основной источник, в частности, Свод гражданского права Юстиниана), которому были известны соответствующие нормы.

Историко-правовой анализ развития авторского законодательства и теории во Франции позволил выделить основные этапы становления и развития авторского права во Франции до начала XXI века. Среди них четыре периода наиболее значимых: -

середина XIX в. - начало XX в. (признание за авторами моральных

адаптация к новым техническим и информационным достижениям (XX в. - начало XXI вв.).

Читайте также: