Как избежать правонарушений в своей жизни обществознание

Обновлено: 02.07.2024

Профилактика правонарушений и преступлений

несовершеннолетних

Сегодня мы поговорим на тему профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Вы должны хорошо понимать, что у человека есть не только права, но и обязанности и ответственность.

Итак, что же такое правонарушения и преступления и чем они отличаются друг от друга?

Правонарушения и преступления – это противоправные общественно-опасные деяния, причиняющие вред интересам государства, общества и граждан, запрещённые законом под страхом административного и уголовного наказания. Преступления отличаются от правонарушения большей степенью общественной опасности, наличием более тяжёлых последствий и тяжестью наказания. Правонарушения предусмотрены КоАП, а преступления - УК РФ.

По общему правилу ответственность за правонарушения и преступления наступает с 16 лет. За некоторые особо тяжкие преступления уголовная ответственность начинается уже с 14 лет, а именно за:

- насильственные действия сексуального характера

- умышленное причинение вреда здоровью (тяжкого или средней тяжести) Например, если в ходе драки сломан нос или челюсть, то это уже причинение вреда здоровью средней тяжести.

- кражи, грабежи, разбои, вымогательства,

Которые, к сожалению, популярны среди нашей молодежи;

- хулиганство при отягчающих обстоятельствах

- вандализм, когда разрушают памятники и обелиски;

- угон автомобиля, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества;

За совершение преступлений несовершеннолетним назначаются наказания в виде штрафов, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определённый срок.

Во всех случаях совершения подростками правонарушений или преступлений его родителей (законных представителей) привлекают к ответственности по ст. 5.35 КоАП за ненадлежащее воспитание.

Судом на виновное лицо или его родителей (законных представителей) возлагается обязанность возместить вред, причинённый здоровью потерпевшего, моральный вред, а в случае порчи имущества – возместить убытки.

Или, например, нередко между подростками случаются драки. В случае причинения даже лёгкого вреда здоровью с виновной стороны может быть в судебном порядке взыскан вред, причинённый здоровью, материальный и моральный вред, судебные издержки.

Так, например, недавно ВС РФ в апелляционном порядке было рассмотрено такое дело по случаю, произошедшему в Уфе. В конечном итоге с родителей виновника взыскали более 100 тыс. рублей.

Или, например, за лесной пожар, произошедший по вине несовершеннолетнего, с его родителей взыскивается ущерб, причинённый лесному фонду и затраты государства на тушение лесного пожара. А это порою суммы, исчисляемые в миллионах.

Если же это же хулиганство совершено:

а) с применением предметов, используемых в качестве оружия;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды,

в) на любом виде транспорта общего пользования.

то это уже преступление и наказывается штрафом до 500 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Ежегодно в республике несовершеннолетними совершается более 400 преступлений. 83% из них составляют преступления против собственности: кражи, угон автомототранспорта, грабежи, мошенничество, разбои, вымогательства. Объектами преступных посягательств подростков в основном являются деньги, денежные средства на банковских картах, сотовые телефоны, иные личные вещи, велосипеды, автомашины. Все хищения на сумму свыше 2,5 тыс. – являются уголовным преступлением (ст. 158, 158.1 УК РФ)

Так, например, многие подростки не знают, что найдя чужой телефон и присвоив его себе - они совершают кражу, а спивав деньги с банковской карты, привязанной к этому телефону – хищение.

Второй категорией по количеству являются преступления против личности. Как это не прискорбно, но подростками совершаются убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и т.д.

Здесь необходимо сказать несколько слов о буллинге.

Буллинг – это травля в школе. К сожалению, явление более распространённое, чем кажется. В прошлом году на учёт поставлено более 1 тыс. пострадавших детей.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление, т.е. угрозы, оскорбления, насмешки, шантаж, издёвки, нанесение побоев и т.д., в т.ч. совершаемые в социальных сетях.

Когда вымогают что-либо или пытаются отобрать силой, действия квалифицируются. как вымогательство, хулиганство или мелкое хулиганство.

С эмоциональной травлей труднее, но все равно привлечение к ответственности возможно.

Зачастую начиная и поддерживая травлю подростки не задумываются о том, что стоят на грани преступления. Одно неосторожное движение: толчок¸ подножка и даже просто обидное слово, может повлечь смерть человека.

Подростки, которые позволяют себе такие вещи должны знать, что человек, доведённый до отчаяния (а заметить душевные переживания человека порою невозможно) нередко идут на крайние меры и тогда жертвой преступления может стать сам агрессор. Слышали, наверно, о случаях расстрела в школах.

О том, как в такой ситуации себя вести детям-жертвам, чтобы избавиться от тирании и самим не совершить преступление, я расскажу в следующей лекции о защите прав несовершеннолетних. Главное – не терпеть, а сразу обращаться за помощью к классному руководителю, родителям, завучу, директору, в управление образования, а если ни кто не помогает – смело идите в районную прокуратуру, там точно помогут.

Сейчас очень распространено общение по ватсапу и в социальных сетях. Но с этим тоже следует быть особенно осторожными.

Приведу пример. В прокуратуру города поступила жалоба женщины, в которой она просила привлечь к ответственности другую женщину по факту ее оскорбления в групповом чате в Ватсапе путем высказывания оскорбительных слов, в том числе в нецензурной форме. По постановлению прокуратуры города виновная женщина привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Мировой судья назначил штраф.

И таких заявлений поступает достаточно много. Часто люди оскорбляют других в социальной сети Инстаграм, в Ватсапе. Но теперь вы знаете, что это противозаконно.

Также крайне осторожно нужно быть с перепостами - пересылкой поступающей информации, поскольку законом установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. Запрещается публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций. Такие действия признаются экстримистскими проявлениями и за них предусмотрена административная ответственность. Даже хранение фото и видео экстремистских материалов влечёт административную ответственность по ст.20.29 КоАП РФ.

Поэтому, вдруг если по Ватсапу, в Телеграм или других мессенджерах и социальных сетях вы получите по фотографии и видеоролики с нацистской или иной экстремистской символикой или с изображением людей в одежде с экстремисткой символикой, либо фото и видео, содержащие унижение человека и гражданина по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, то распространять это дальше нельзя! А человеку, который это прислал надо разъяснить, что он совершает правонарушение.

Вы сейчас старшеклассники, скоро перейдёте в категорию молодёжь. В этом возрасте психология и физиология человека такова, что он склонен к импульсивным, протестным настроениям, крайне негативно относится к запретам, обострено чувство справедливости, нетерпимости к негативным поступкам и т.д. В этот период некоторые ребята сильно восприимчивы к разного рода влиянию и часто встают на протестный путь, примыкают к радикальным или опозиционным движениям, участвуют в незаконных публичных мероприятиях (митингах).

Почему подростки совершают преступления?

До половины всех преступлений происходит в состоянии алкогольного опьянения. Выпив человек теряет рассудок. Ему кажется, что он отдаёт себе отчёт в своих действиях, но жизнь показывает, что это не так. Алкоголь отключает разум и человек начинает вести себя и действовать неадекватно.

Помимо разрушительного воздействия наркотиков на организм человека, существуют и правовые последствия потребления наркотиков.

Хранение при себе наркотика для личного потребления и его незаконное потребление без назначения врача влечёт адм ответственностиь в виде штрафа или административного ареста (по ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ). За это также в административном порядке штрафуют родителей (законные представители) по ст. 20.22 КоАП РФ.

Будучи наркозависимыми, подростки, как правило, вовлекаются в незаконный оборот (начинают перепродавать, содействовать распространению) наркотических средств и психотропных веществ, что подпадает под действие УК РФ. Ст. 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за такие деяния в виде лишения свободы до 3 лет, а если изъяты наркотики в крупном размере, то до 15 лет.

Кроме указанного наркозависимый человек уже не может быть полноправным членом общества. Наркоман, который вследствие своего пристрастия ставит свою семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности по заявлению заинтересованных лиц. Кроме того, это влечёт ограничение прав гражданина на управление транспортным средством, в будущем он не сможет работать учителями, воспитателями, осуществлять медицинскую деятельность, деятельность, связанную с оборотом оружия, выполнять подводные, подземные, аварийно-спасательные работы и многое другое.

Чтобы вы не оказались в таких обстоятельствах, Вы должны знать что те, кто предлагают вам понюхать, пожевать, покурить, проглатить, выпить или уколоть что-либо - зарабатывают на вас деньги! Хотят обратить вас в зависимость, которая настолько сильна, что подросток незадумываясь убивает самого любимого человека – свою мать, чтобы забрать у неё последние деньги и купить на них наркотик.

Обязательно наберите в интернете последствия употребления наркотиков, посмотрите во что превращаются люди, употребляющие наркотики.

Чтобы жить и радоваться жизни, нужно не наркотики употреблять, а найти своё увлечение и хороших друзей. Надо общаться и дружить с людьми, имеющими правильные жизненные установки.

Что делать, если тебе одиноко и нет друзей? Нужно найти своё увлечение, начать заниматься тем, что тебе действительно интересно, искать информацию кто ещё в городе занимается тем же, попробовать пообщаться с ними. Они однозначно станут твоими друзьями.

Разнообразьте свою жизнь: летом найдите возможность поехать на сплав по реке Ботуме, осенью и зимой – научитесь кататься на коньках, играть в бильярд, в весеннее время, это горные лыжи, сноуборды и т.д. Это все не с 1 раза получается, но потом - приносит огромное удовольствие. Главное не заменяйте живое общение и жизнь сидением в интернете. Этого в жизни вы ещё успеете.

Вторая основная причина совершения подростками преступлений - нужны деньги.

Что бы не становится преступником надо учиться их зарабатывать. Это может быть работа по найму или предпринимательская деятельность. Лучше с детства учиться заниматься бизнесом и в будущем всегда иметь возможность заработать деньги, чем сейчас тратить время на ерунду и в будущем спиться из-за отсутствия работы. Ежегодно в летний период работу для учащихся и молодёжи организует орган занятости. В трудовых правоотношения у несовершеннолетних очень много льгот. Это и неполный рабочий день при полной оплате и отсутствие испытательного срока и т.д.

Третья – нечем заняться, отсутствие досуга.

Я могу привести примеры, конечно, больше для девочек. Сейчас девочки подростки могут учиться тому, что им интересно – мэйкап, маникюр, парикмахерские услуги, выпечка хлеба, кондитерских изделий, вязание, шитье. Если уже сейчас, занимаясь эти как хобби, научиться делать это профессионально, вы уже никогда не останетесь без работы, потому, что эти услуги восстребованы всегда.

Парень, способный построить теплицу, имеющий водительские права, способный настроить или починить компьютер тоже никогда не останется без денег. Но, естественно, это не должно быть вашей основной работой в жизни, надо стремиться осваивать более важные профессии, а те навыки, что я навала будут вашей страховкой.

Почему не стоит совершать административные правонарушения и тем более преступления?

Пока молодые, люди особо не задумываются о последствиях своего поведения. Но в будущем это может принести проблемы не только самому человеку, но и его детям. Например, если вы совершаете серьёзное административное или тем более уголовное преступление вы ставите крест на своей карьере в правоохранительных органах, в т.ч. МВД, ФСБ, прокуратура, и в суде. И не только на своей, но и на карьере ваших будущих детей. Для государства вы на долгое время или навсегда остаётесь правонарушителем или преступником. Вас никогда не возьмут на работу в организацию работающую со сведениями, составляющими государственную тайну и даже в организацию, которая занимается установкой сигнализации. Даже когда истёк срок привлечения к административной ответственности данные об этом факте навсегда остаются в базе данных ИЦ МВД.

Напишите свое мнение на тему : " Как предотвратить правонарушения в обществе" очень надо срочно плиииииз.


Чтобы предотвратить правонароушения в обществе нужно дать обществу стимул, ради которого, общество не будет нарушать правила, но у каждого свои цели , поэтому это будет непросто.

Илиже наоборот, нужно ужесточить ответственность за правонарушение, ужесточить наказание до такой степени, что ни один человек не решиться ничего нарушить.


Развернутый план на тему правонарушения помогите плиз?

Развернутый план на тему правонарушения помогите плиз!


Составить развернутый план на тему правонарушения помогите плиз?

Составить развернутый план на тему правонарушения помогите плиз.


Народ - это часть общество или все общество?

Народ - это часть общество или все общество?

Свое мнение пожалуйста!


Возможно ли административное правонарушение в школе и как их предотвратить?

Возможно ли административное правонарушение в школе и как их предотвратить?


Очень срочно ?

Напишите небольшое сочинение на тему "как подросток может пользоваться своими правами ".


Напишите пожалуйста эссе на тему : "Роботизация современного общества : плюсы и минусы"?

Напишите пожалуйста эссе на тему : "Роботизация современного общества : плюсы и минусы".

Или хотя бы своё мнение и аргументы.

Мне очень интересно мнение других.


Плиииииз срочно Какая семья важна для развития общества и почему?

Плиииииз срочно Какая семья важна для развития общества и почему?


Нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается ?

Нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм.

Приведите аргумент за и против этого мнения ЗА - ПРОТИВ СВОЕ МНЕНИЕ.


Назовите 3 проблемы развития общества и человека и обоснуйте свое мнение?

Назовите 3 проблемы развития общества и человека и обоснуйте свое мнение.

Очень срочно надо, заранее спасибо.


Может ли один человек навязать свое мнение всему обществу?

Может ли один человек навязать свое мнение всему обществу?

Вопрос Напишите свое мнение на тему : " Как предотвратить правонарушения в обществе" очень надо срочно плиииииз?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Обществознание и соответствует программе для 10 - 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


С патриотами наша страна становится важнее, прочнее, крепче и надёжней из - за верных и ценящих Отчизну людей.

Цель беседы: способствовать воспитанию законопослушного гражданина. Задачи:  воспитывать у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;  сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление;  развивать умения анализировать поступки других, выражать свои взгляды;  воспитывать толерантное отношение к другим людям.

Содержимое публикации

Государственное учреждение Тульской области

Беседа по профилактике правонарушений

воспитатель

Третьяков Елена Петровна.

Белев – 2020.

«Не всякое сопротивление беде

награждается избавлением от несчастья,

но всякое несчастье начинается

Л. Л. Леонов

Цель беседы: способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

воспитывать у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление;

развивать умения анализировать поступки других, выражать свои взгляды;

воспитывать толерантное отношение к другим людям.

Здравствуйте, ребята! Как видите в руках у меня две нити. (одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Но незнание закона не освобождает от ответственности. По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

- Если человек не следует законам, он совершает правонарушение. А что такое правонарушение? Что вы об этом знаете? (ответы детей)

Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. За правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. К ответственности подростки привлекаются с 16 лет. За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

-Что такое ответственность?

Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

I.Уголовная ответственность - предусмотренная уголовным законом обязанность лица, совершившего преступление, понести ответственность за совершенное преступление и претерпеть негативные последствия своего поведения, налагаемые государством в соответствии с уголовным законом.

Ситуация к размышлению.

Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих

сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация.

Статья 87 Уголовная ответственность несовершеннолетних гласит:

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.

Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа органа у правления образования.

Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Статья 88. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

–лишение права заниматься определённой деятельностью;

–лишение свободы на определённый срок.

II.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

III.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

IV.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Рассмотрим понятие нарушений:

Необходимо к этим понятиям найти определения.

– это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

– это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

– это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление–это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Ответственность за правонарушение несет продавец за продажу учащимся спиртного, а также сами учащиеся за приобретение и распитие).

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Как вы думаете, ребята, какие причины способствуют / препятствуют совершению правонарушений?

отказ от вредных привычек;

добросовестное отношение к учебе и общественной работе;

наличие собственного мнения;

самоконтроль за поведением;

проблемы в семье;

общение с искусством, природой;

алкоголизм и наркомания;

выяснение отношений только с помощью силы;

пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;

неуверенность в завтрашнем дне;

умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою; позицию, умение слушать других и быть услышанным другими;

умение, словом и делом помочь другому;

прекращение связей с антиобщественной средой;

осознание отрицательного поведения;

низкий уровень правовой культуры;

наличие интересов, увлечений.

учащимся предлагается, определить:

a) группу причин, способствующих совершению правонарушений (первый столбец);

b) группу причин, препятствующих совершению правонарушений (второй столбец).

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда помните о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

Основы профилактики правонарушений: во имя закона или вопреки ему?

Одним из самых громких законодательных нововведений последнего времени наряду с так называемым "пакетом Яровой" стал закон об основах профилактики правонарушений (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"; далее – закон о профилактике правонарушений). Развернувшиеся вокруг нового закона дискуссии касались опасений, что принятый закон может нарушить принцип презумпции невиновности, а также послужить основой для последующих коррупционных нарушений. Разберемся, насколько обоснованны опасения, связанные с его принятием.

С чем связано принятие этого закона, и что именно он регламентирует?

Потребность в отдельном законе о профилактике правонарушений связана прежде всего с необходимостью установить порядок взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в этой области. Если в одних регионах действовали местные законы (например, Закон г. Москвы от 19 марта 2008 г. № 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве"), то в других такие законы отсутствовали вовсе. Кроме того, не было единообразия и системности в подходе к регулированию профилактической деятельности. В результате, подчеркивают разработчики нового закона 1 , профилактика была малоэффективной. Новый закон призван разрешить эту проблему.

О том, вправе ли сотрудники полиции обращаться к группам граждан с требованием разойтись или перейти в другое место и в каких случаях, узнайте из материала "Права полиции" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Объектом внимания при осуществлении профилактики станет антиобщественное поведение. Под ним понимается не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц (п. 6 ст. 2 закона о профилактике правонарушений). Осуществлять профилактическую деятельность уполномочены федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, следственные органы, органы государственной власти субъектов России и органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 5 закона о профилактике правонарушений).

Закон определяет два вида профилактики правонарушений:

  • общий – выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению, а также повышение уровня правовой грамотности граждан;
  • индивидуальный – оказание воспитательного воздействия на конкретных лиц, устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также помощь пострадавшим лицам (ст. 15 закона о профилактике правонарушений).

Уточняется также, что меры индивидуальной профилактики будут применяться прежде всего в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия, лиц без определенного места жительства и т. д. (ч. 2 ст. 24 закона о профилактике правонарушений).

Профилактическое воздействие в соответствии с новым законом может осуществляться в форме правового просвещения, профилактической беседы, объявления официального предостережения, профилактического учета, надзора, социальной адаптации, ресоциализации и др. (ч. 1 ст. 17 закона о профилактике правонарушений). Основанием для применения профилактических мер является решение суда или одного из уполномоченных органов (ч. 3 ст. 16 закона о профилактике правонарушений).

При этом лица, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, имеют право:

  • получать информацию об основаниях и причинах их применения, а также об условиях и характере этих мер;
  • знакомиться с собранными в отношении них материалами;
  • обжаловать действия/бездействие и решения уполномоченных органов, их должностных лиц, а также иных лиц, участвующих в профилактике правонарушений (ст. 28 закона о профилактике правонарушений).

Важно, что одним из основных принципов деятельности уполномоченных органов и иных лиц, участвующих в профилактике правонарушений, является соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, а также конфиденциальность полученной информации (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 закона о профилактике правонарушений).

Способен ли новый закон повлиять на сокращение числа правонарушений?

Оценивая данную инициативу в целом, эксперты находят ее перспективной. "Это правильный закон, который дает предпосылки для сокращения правонарушений. Мы сможем лучше знать, что происходит в обществе. Он не решит все вопросы, но это хороший инструмент", – убежден партнер Юридической фирмы "ЮСТ" Александр Боломатов.

Юлия Жиронкина, адвокат Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры":

"В содержание закона включен такой основополагающий принцип, как приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений. Субъекты профилактики правонарушений, действуя в соответствии с законодательными требованиями, обязаны соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, а также конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации, обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. При этом лица, участвующие в профилактике правонарушений, не вправе своими действиями создавать препятствия деятельности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц. Таким образом, законодатель попытался обеспечить баланс прав и законных интересов участников правоотношений в сфере профилактики.

Представляется, что этот закон повысит эффективность деятельности по профилактике правонарушений и создаст дополнительные условия для минимизации случаев совершения правонарушений в стране. По сути, правонарушение – "болезнь" в обществе, а, как говорится, лучше болезнь предупреждать, чем лечить".

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Сам факт более пристального внимания государства именно к профилактике позитивен. Лучше избежать правонарушения, чем бороться с его последствиями, затрачивая на это гораздо большие ресурсы, чем на превенцию.

Трудно сказать, поможет ли рассматриваемый закон сократить число правонарушений или останется очередным благим намерением. Законы, как известно, сами себя не применяют. Любой закон является всего лишь инструментом, который может использоваться по-разному. Поэтому главную роль, как и всегда, сыграют правоприменители.

Однако поскольку любое соприкосновение частного лица с лицом публичным является некоторым стрессом для первого, профилактика должна быть деликатной и не должна превратиться в агрессивно-репрессивное ограничительное воздействие на "профилактируемых" лиц.

Полагаю, что позитивный потенциал рассматриваемого закона сильнее негативного, а квалифицированное, разумное и системное применение профилактических мер может привести к значительному сокращению правонарушений".

Сложности в реализации закона о профилактике правонарушений

Вместе с тем новый закон вызвал немало критики со стороны юристов. То есть, с одной стороны, они признают, что этот акт является необходимым и долгожданным инструментом для повышения правосознания граждан и снижения уровня правонарушений, но, с другой, отмечают его несовершенство и возможные злоупотребления, которые могут возникнуть в процессе реализации предусмотренных в нем положений.

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Системы профилактики правонарушений вместе с комплексом их нормативного регулирования существуют в большинстве стран мира, и Россия не является пионером в этой области. Сложно назвать закон о профилактике правонарушений революционным нововведением. По сути, это унификация на федеральном уровне в рамках одного закона существующих ведомственных и региональных систем профилактики. Но непосредственно правил поведения в рассматриваемом законе чрезвычайно мало. Дан ответ на вопрос, что такое система профилактики и из чего она состоит, однако трудно понять, как работает эта система. Таким образом, принятый закон – это "скелет" российской профилактики правонарушений. "Лицо" этой профилактики можно будет увидеть лишь после установления конкретных правил применения профилактических мер, что законом отнесено к ведомственному регулированию, и их реализации на практике".

Мария Баст, председатель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека:

"Данный закон имеет ряд стилистических недоработок. Например, под правонарушением понимается преступление и административное правонарушение. При этом в юридической науке правонарушением считается деяние, нарушающее закон, менее опасное, чем преступление, то есть административное правонарушение. В данном же случае с юридической точки зрения правильнее было бы применить понятие "противоправное деяние". Само название закона вводит термин "профилактика правонарушений", но он является не юридическим, а, скорее, медицинским. В юридической науке есть другой устоявшийся термин – "предупреждение противоправного деяния". В законе также упоминается об "общепринятых нормах поведения". Однако непонятно, что под этим следует понимать, – в разных субъектах России такие нормы могут не соответствовать друг другу. Это может привести к тому, что такие принципы как научность подхода к профилактике правонарушений и компетентность субъектов профилактики не будут соблюдаться. Мы придем к профилактике ради профилактики, а не к сокращению правонарушений".

Кроме того, по мнению экспертов, вопрос профилактики правонарушений нельзя решить без содействия психологов, педагогов и других специалистов. "Природой любого антиобщественного поведения является в первую очередь конфликт личности с социумом. Прежде чем говорить о профилактике, мы должны понимать суть проблемы, разобраться в мотивах, подвигающих личность к конфликту с обществом. Это работа не только юридического характера, но и педагогического, психологического – то есть специалист должен знать психологию личности и понимать, где грань между общественными и личными интересами", – отмечает Мария Баст. Поэтому важно провести работу по соответствующему повышению квалификации специалистов как в органах полиции, так и в других органах исполнительной власти всех уровней.

Ведение профилактического учета и презумпция невиновности

Пожалуй, наиболее остро стоит вопрос об одной из предусмотренных законом мер воздействия: ведении профилактического учета (ст. 21 закона о профилактике правонарушений). Подразумевается, что уполномоченные органы будут вести подобный учет в отношении определенных категорий граждан: беспризорных несовершеннолетних, лиц без определенного места жительства и др. (ч. 2 ст. 24 закона о профилактике правонарушений).

Одни эксперты считают, что эта мера вполне может отразиться на правах и свободах граждан, отмечая вместе с тем, что этого можно будет избежать, если законодатель регламентирует те положения, которые не отражены в новом законе.

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"В регулировании такой формы профилактического воздействия, как профилактический учет, можно усмотреть определенные трудности. Так, сам факт состояния на таком учете может "отрикошетить" на разные сферы жизни лица и превратиться в своего рода "клеймо" (приниматься к сведению при выдаче кредита, приеме на работу и т. п.). Закон не отвечает на вопрос об основаниях и условиях постановки на профилактический учет. Отсутствует иерархия форм профилактического воздействия, что гипотетически может привести к постановке на учет при случайном единичном появлении признака социальной неблагополучности. Неясно, является ли профилактический учет единым на всей территории России или каждое правоохранительное ведомство уполномочено вести свой профилактический учет, каков общий порядок снятия с профилактического учета, насколько открытой является информация о самом факте нахождения лица на профилактическом учете, необходимо ли уведомлять лицо о его постановке на профилактический учет и т. д. Острота проблемы несколько снимается в связи с тем, что на учете могут состоять только определенные категории граждан. При этом закон декларирует конфиденциальность персональных данных о лицах, состоящих на профилактическом учете".

А другие не усматривают в ведении такого учета никаких негативных аспектов.

Александр Боломатов, партнер Юридической фирмы "ЮСТ":

"Соответствующий реестр неблагополучных граждан должен быть. Но реестр – не единственный метод регулирования. Закон предусматривает разные способы профилактического воздействия, и реестр – лишь один из инструментов, но далеко не главный. Его главная цель – проанализировать причины правонарушений и снизить их количество. Опасения в отношении профилактического учета фантомные. Наивно думать, что таких списков сейчас нет – это нормальная правоохранительная практика. Но органы должны определить, что именно должно стать основанием для включения человека в реестр".

Что касается принципа презумпции невиновности, сомнения вызывает возможность применения мер профилактического воздействия к "лицам, намеревающимся совершить правонарушение", то есть формально ничего еще не совершившим (ч. 2 ст. 16 закона о профилактике правонарушений). Однако в этом вопросе эксперты проявляют оптимистичное единодушие. "Никто не умаляет презумпцию невиновности. Этот закон не имеет к ней никакого отношения. Нигде не написано, что факт применения профилактических мер в отношении лица влияет на его права или нарушает их. Напротив, это, скорее, позволит внимательнее анализировать деятельность уполномоченных органов", – убежден Александр Боломатов.

Мария Баст, председатель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека:

"Презумпция невиновности подразумевает доказанность вины человека только судом. Вины в совершенном им противоправном деянии. Меры предупреждения, прописанные в законе о профилактике правонарушений, такие как правовое просвещение, беседа и др., не могут нарушать презумпцию невиновности".

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Обвинения в умалении презумпции невиновности принятием рассматриваемого закона едва ли имеют под собой какие-либо правовые основания. Закон направлен на правоотношения на этапе до совершения правонарушения, когда сама постановка вопроса о вине и ответственности несвоевременна и неуместна. Раздражающее критиков понятие "лица, намеревающиеся совершить правонарушение" содержится только в одном положении закона (ч. 2 ст. 16 закона о профилактике правонарушений) и является дефектом юридической техники, неудачным словоупотреблением, не означающим какого-либо концептуального подхода.

Иными словами, речь идет о лицах, которые подвержены риску совершить правонарушение. Без такой категории полностью утрачивает смысл идея предотвращения правонарушений, тогда как и подверженному указанному риску лицу, и обществу намного выгоднее путем применения профилактических мер избежать правонарушения, чем ожидать его совершения и претерпевать связанные с ним негативные последствия. Перефразируя классика, слухи об умалении презумпции невиновности сильно преувеличены".

Риск злоупотреблений со стороны уполномоченных органов

Помимо прочего, закон о профилактике правонарушений содержит ряд оценочных понятий (например, "антиобщественное поведение"). В связи с этим возникает справедливый вопрос о возможных злоупотреблениях со стороны уполномоченных органов в процессе реализации предусмотренных законом требований. "Что делать, когда чиновник, который может применять данный закон и предусмотренные в нем меры профилактического воздействия, коррумпирован?", – задается вопросом Мария Баст.

Тем не менее наличие оценочных понятий, по мнению юристов, являются важной составляющей действующего законодательства.

Сергей Карпушкин, юрист практики "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус":

"Оценочные понятия действительно открывают простор для их различного толкования. Однако в связи с многообразием и уникальностью жизненных ситуаций, каждую из которых просто невозможно уместить в "прокрустово ложе" статьи закона, без них обойтись не удается ни одному правопорядку. Такие понятия содержатся во многих законах (например, "добросовестность" (ст. 1 ГК РФ), "злоупотребление правом" (ст. 10 ГК РФ), "особая жестокость" (ст. 105 УК РФ), "значительный ущерб" (ст. 158 УК РФ), "опасное вождение" (п. 2.7 ПДД) и др.). Они помогают суду и другим правоприменителям учесть конкретные жизненные обстоятельства и использовать закон хирургически точно для достижения справедливого результата, соответствующего не только букве, но и духу закона.

Действительно, непросто абстрактно определить, что из себя представляет "антиобщественное поведение" или исчерпывающим образом перечислить все случаи такого поведения. Конкретным содержанием оценочное понятие наполняет именно правоприменительная практика".

Таким образом, с учетом всех упомянутых пробелов закон о профилактике правонарушений требует конкретизации. Тем не менее, этот закон, соглашаются эксперты, создает предпосылки к организованному решению наиболее острых вопросов и своевременному принятию соответствующих мер реагирования в сфере предотвращения противоправного поведения граждан.

Примеры итоговых сочинений на тему

Так есть ли преступление без наказания? Как видим, нет. Наказание может быть отсроченным по времени, данным человеку обществом или им самим. В любом случае без наказания за совершённое преступление человеческое общество существовать не может.


Любое преступление должно быть раскрыто и преступник наказан

Как часто мы слышим, что преступление должно быть наказано. Безусловно, это так! Но даже суд при вынесении приговора учитывает не только доказательства, но и моральные качества подсудимого, обстоятельства, предшествовавшие случившемуся. Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" актуален и сейчас, и я хочу рассказать - почему.

С первых страниц этого произведения мы видим аналог социального кризиса, который с новой силой разгорелся в России в наше время. Нищета, болезни, плохие жилищные условия, деградация общества - все это отражает нестабильную ситуацию в стране. Как следствие - прогрессирует преступность.

Достоевский в своем произведении повествует о жизни и терзаниях "маленького" человека - Родиона Раскольникова. Безысходность приводит к изменению моральных ценностей и Родион решает проверить, кто он есть?! Презирая людей другого социального уровня, он берет на себя роль Бога - вершителя человеческих судеб. Вот только теория главного героя романа "о праве сильного" оказалась не только ошибочной, но и губительной для него самого. "Я не старуху убил, я себя убил", - признается он Сонечке Мармеладовой, и оказывается прав! Вправе ли мы судить его? Думаю, что нет! Кто и как из нас поступил бы на его месте - неизвестно.

Описывая жизненный путь Раскольникова, автор ненавязчиво знакомит нас с другими персонажами романа. Так сестра Роскольникова - Дуня, готова ради получения братом достойного образования пожертвовать своим счастьем и молодостью, выйдя замуж за обеспеченного дельца. Желание выбраться из нищеты любой ценой, стремление помочь близким, побуждение покарать недостойных. Цели у всех разные, но насколько благородными они бы не были, далеко не всегда они оправдывают средства и могут привести к страшным последствиям.

Помните, если есть преступление, значит последует и наказание!


За преступлением обязательно последует наказание

Преступление и наказание - вечная тема в человеческом обществе. В связи с ней возникают сотни вопросов: что движет человеком, совершившим преступление? Какова соразмерность наказания и преступления? Возможно ли преступление без наказания? И возможно ли наказание без преступления?

Конечно, причины, толкающие на совершение преступления разные. Это личный эгоизм,алчность,зависть ,ревность,месть и другие. И преступление может оказаться без наказания в нашем продажном, лживом мире, когда преступник просто откупается от него. Но я попытаюсь ответить на вопрос: возможно ли наказание без преступления? И это возможно в этом мире, когда правоохранительные органы не дорабатывают в расследовании, и часто списывают на человека не совершенное им преступление, используя подтасовки и нечестные методы работы. Но все же,даже за преступлением, которое физически не совершено, а является только намерением, вынашиваемым планом, обязательно должно следовать наказание. И оно является справедливым.

Эту мою мысль хорошо доказывает фантастическая новелла Р. Брэдбери " Наказание без преступления"

Здесь герой рассказа Хилл, съедаемый ревностью, жаждет убить любимую жену за её измену. Но он не может реально выполнить своё желание,а обращается в специальную фирму, помогающую таким людям: они изготавливают кукол - копии жертв, над которыми мечтают поиздеваться потенциальные преступники- избить их , даже убить, избегая при этом реального наказания. И Хилл заказывает куклу- копию жены. Он восхищается ею, вспоминая счастливые годы с ней, умоляет вернуть любовь жены, но, когда она насмехается над ним и хвалится своим новым мужчиной, отвергнутый муж утверждается в своём намерении убить её. Он стреляет в куклу, и она умирает,истекая кровью. Сам Хилл, уже не чувствует гнева, ревности. Он чувствует очищение от своего желания. Он свободен теперь от жажды смерти своей неверной жены, ведь он не сделал реально этого убийства!

Но по выходу из здания этой " замечательной" фирмы его тут же арестовывают за убийство жены,и суд назначает ему смертную казнь. Хилл пытается возразить- ведь он не убивал жену! Перед казнью его приходит навестить живая жена, но он не верит этому, и опять в нем кипит это желание ей смерти. То есть герой не раскаивается в своих намерениях, совесть его не мучает, а значит наказание за вынашивание плана справедливо!

Здесь писатель показывает, что реальное преступление является неотвратимым следствием преступления мысленного, куда более страшного. Поэтому и наказание тут справедливо. И хотя в произведении использованы приёмы гротеска и фантастики, я согласен с автором в целом. Ведь даже по религиозным законам нельзя в мыслях желать зла ближнему, проклинать за что- то, ревновать, мстить. За этим обязательно последует наказание, и человек даже не сразу поймет- за что это с ним Вселенная так несправедлива!


В чём различие между ошибкой и преступлением?

Каждый из нас время от времени ошибается. Сложно представить жизнь без ошибок, ведь невозможно знать практически все. Опыт приходит с годами, вместе с ним за плечами оказывается немало очевидных промахов.

Последствия совершенных поступков могут дать знать о себе через многие годы. И хотя человек пытается предугадать исход определенного события, он не в силах прогнозировать встречающиеся на пути случайности. В итоге кажущееся тщательно продуманным и взвешенным действие может обернуться существенным просчетом.

Со временем мы учимся заранее учитывать возможные случайности. Ошибки учат человека – как собственные, так и чужие, но того, кто упорно топчется по граблям сложно назвать мудрым и рассудительным. В этом случае человек либо не способен критически мыслить и анализировать ситуацию, либо упрям и просто не желает поступаться взглядами, даже понимая ошибочность суждений. Умный оценивает ситуацию с разных точек зрения, поэтому ему проще принять иную точку зрения и признать неправоту. А вот ограниченного невозможно переубедить, он срастается с личным видением настолько, что отбрасывает даже железные факты и аргументы.

Бытовые ошибки влияют на судьбы окружающих, а профессиональные способны обернуться трагедией. Если врач поставит неверный диагноз и будет настаивать на определенном методе лечения, его настойчивость может привести к летальному исходу. Ошибка полицейского может обернуться тюрьмой для невиновного, а просчет водителя – серьезным ДТП.

У каждого из нас есть право на ошибки, но их нельзя повторять. Любое поражение требует тщательного анализа и взвешенного решения. Не стоит отстаивать собственную правоту везде и во всем – по меньшей мере, это глупо. Умение признавать ошибки присуще лишь сильным личностям, не боящимся здоровой критики.

Некоторые люди даже при осознании неправоты продолжают настаивать на своем. Им просто не хватает храбрости, они не готовы чувствовать вину и меняться. Упрямство – неплохое качество, но не всегда уместное. Греческий философ Аристотель еще в древности заметил, что "каждому человеку свойственно ошибаться, но никому кроме глупца, не свойственно отстаивать ошибочное мнение".

Читайте также: