Как избежать правонарушений доклад

Обновлено: 02.07.2024

Основными причинами совершения правонарушений несовершеннолетними и условиями им способствующими являются:

индивидуальные свойства, возрастные, психологические и иные особенностями личности правонарушителя в условиях его неблагоприятного воспитания и формирования (внутренние причины);

обстоятельства непосредственной ситуации, в которой было совершено правонарушение (внешние причины – т.е. условия).

возрастные изменения психики;

вредное влияние микросреды;

пропаганда жестокости и насилия;

низкая организация воспитательной работы;

низкий культурный и образовательный уровень учащихся и т.п.

Важная роль в генезисе преступного поведения принадлежит внешним условиям, облегчающим совершение преступления, а также конкретно жизненной ситуации. Последняя представляет собой совокупность обстоятельств жизни конкретного лица, способствующих возникновению у него при определенных условиях решимости совершить преступление.

отсутствие контроля за поведением;

неучастие в личной жизни несовершеннолетнего родителей, близких;

тяжелые жизненные обстоятельства;

Инспекция по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) – одно из главных звеньев в существующей системе профилактики антиобщественных проявлений среди несовершеннолетних.

В соответствии с вышеуказанным законом деятельность ИДН по профилактике правонарушений несовершеннолетних осуществляется мерами общей и индивидуальной профилактики.

Общая профилактика правонарушений - деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.

Общая профилактика правонарушений, совершаемых подростками, осуществляется в четырех основных сферах:

в трудовом коллективе;

в учебных учреждениях;

по месту жительства.

Участковый инспектор ИДН при проведении профилактической работы с несовершеннолетними:

разъясняет последствия совершения ими правонарушений;

выявляет и принимает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений;

собирает и обобщает информационно-статистические материалы на учреждения общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Деятельность человека состоит из поступков.

Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям.

Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты : изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов, и неправомерное, то есть противоречащее нормам права.

Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий.

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь

Ст. 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1. Убийство (ст. 139)

2. Причинение смерти по неосторожности (ст. 144)

3. Причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 147)

4. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149)

5. Изнасилование (ст. 166)

6. Насильственные действия сексуального характера (ст. 167)

7. Похищение человека (ст. 182)

8. Кражу (ст. ст. 205)

9. Грабеж (ст. 206)

10. Разбой (ст. 207)

11 Вымогательство (ст. 208)

12. Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214)

13. Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст. 218)

14.Захват заложника (ст. 291)

15. Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294)

17. Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 327)

18. Хулиганство (ст. 339)

20. Осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341)

21. Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413).

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.

Приоритетом в работе школы по предупреждению правонарушений и преступлений является проведение ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:

- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Проблемы в поведении учащихся:

1. Уклонение от учебы вследствие:

неуспеваемости по большинству предметов;

отставания в интеллектуальном развитии;

ориентации на другие виды деятельности;

отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

отказ от общественных поручений;

пренебрежительное отношение к делам класса;

демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

употребление спиртных напитков;

употребление психотропных и токсических веществ;

тяга к азартным играм;

нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

недисциплинированность на уроках;

избиение слабых, младших;

жестокое отношение к животным;

нарушение общественного порядка;

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

Описание: http://www.vlak33.ru/images/photo/psych/profilaktika-pravonarushenij-2.jpg
Педагог социальный

Законное и незаконное предпринимательство

Распространено мнение, что незаконное предпринимательство — это когда получаешь доход и не платишь налоги. На самом деле это не совсем так. Незаконное предпринимательство — это когда человек работает самостоятельно с целью систематического получения дохода, но не регистрируется и не получает необходимые лицензии — абз. 3 ч.1 ст. 2 ГК РФ и ст. 14.1 КоАП РФ.

Вот два примера, которые помогут разобраться:

Девушка делает маникюр и стрижки на дому. С доходов она перечисляет налоговой 13%. Несмотря на уплату налогов, она всё равно нарушает закон. По факту деятельность предпринимательская, значит нужна регистрация в качестве предпринимателя и оплата налогов по правилам для бизнеса.

Мужчина увлекается созданием мебели. Он сделал несколько шкафов и столов для знакомых, разместил свои работы в социальных сетях и рассказал, что принимает заказы. Он уже стремится получить прибыль. Если налоговая докажет, что систематически, то оштрафует. Другой вопрос — должен ли он заплатить налоги. Неуплата налогов — отдельное нарушение.

Не составляет труда установить отсутствие регистрации или лицензии. Либо они есть, либо нет. Но вот доказать, что деятельность является именно предпринимательской — не всегда просто. Основная сложность — подтвердить нацеленность на систематическое (!) получение прибыли. В законах определения этой характеристики нет, поэтому приходится обращаться к судебной практике.

Как налоговая признаёт предпринимательство незаконным

Ключевые моменты судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве рассмотрены в Письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614. Оно содержит и позицию ФНС по отдельным спорным вопросам.

Что важно знать:

Налоговая должна доказать, что человек занимается предпринимательской деятельностью. Без доказательства штрафовать нельзя.

Признаки предпринимательской деятельности — длительность, систематичность и массовость сделок. Ещё характерны:

устойчивая связь с клиентами и контрагентами, например, заключение договоров;

приобретение имущества для получения прибыли, например, если квартира завалена трубами на продажу.

Цель систематического получения прибыли доказывают показания контрагентов, документы, выписки по счетам, размещение рекламы, выставление образцов и предложение купить. Обычно человек активно стремится к систематической прибыли, а не получает пассивный доход.

Как выявляют нарушения

Выявление незаконных предпринимателей ещё не приобрело массового характера. Как правило, речь идёт только о единичных случаях привлечения к ответственности.

Обычно под прицел ФНС попадают люди, которые имеют слишком большие обороты, кладут на счёт и снимают с него подозрительно много денег и получают переводы от большого количества людей. Особенно заметно — когда незаконный предприниматель не получает официального заработка.

Небольшие обороты не гарантирует отсутствие претензий налоговой. В налоговую могут пожаловаться клиенты или конкуренты.

Налоговиков, как правило, не особо интересуют факты мелкого (бытового) незаконного предпринимательства. Их интересует неуплата налогов. Поэтому, в какой-то мере, спасает регулярная и честная уплата НДФЛ. Но иногда сверху спускают указание — выявить незаконное предпринимательство. В этом случае подключают все доступные механизмы, чтобы набрать нужное количество правонарушений.

Всё легко выявляется:

опросами, встречными проверками клиентов и контрагентов;

анализом активностей по информационным базам и реестрам;

запросами выписок из банковских счетов;

контрольными закупками (двух будет достаточно, а иногда хватает и одной);

рейдами, в том числе с привлечением сотрудников полиции;

налогово-полицейскими оперативно-розыскными мероприятиями.

Курс молодого ИП

11 видеоуроков для уверенного старта бизнеса

Что грозит за незаконное предпринимательство

Если доказанный размер дохода не превысит 2,25 млн рублей, за незаконное предпринимательство привлекают к административной ответственности. В обратном случае — к уголовной.

Административная ответственность наступает по ст. 14.1 КоАП РФ:

нет регистрации — штраф в размере 500-1000 рублей;

нет лицензии — штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей (граждане) или 40-50 тыс. рублей (юридические лица).

Штрафные санкции небольшие. Но основная опасность — налоги, которые насчитают за период незаконной предпринимательской деятельности. Если предприниматель не согласен с начислениями, уже не налоговая должна доказывать свою правоту, а предприниматель — неправоту налоговой.

Что делать, если решился регистрировать ИП

Часто ИП регистрируют не потому, что боятся штрафов, а потому что так удобнее. В любом случае, к регистрации нужно подготовиться. Самый простой способ — пройти наш бесплатный курс молодого ИП. За 11 уроков по 5-10 минут вы узнаете, как выбрать лучший способ открыть ИП, что необходимо сделать сразу после регистрации, как оформлять документы по сделкам и получать официальные доходы, а ещё — как платить налоги и что делать при проверках.

Статья актуальна на 01.02.2021

В соответствии со статьей 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности:

1) дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.23.2 КоАП РФ).

В случаях совершения несовершеннолетним правонарушения в области дорожного движения (гл. 12КоАП РФ), а также правонарушений, предусмотренныхст. 11.18КоАП РФ, дела указанной категории могут быть рассмотрены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав лишь постольку, поскольку орган или должностное лицо передает (в установленном порядке) дело об административном правонарушении указанным комиссиям.

2) при совершении правонарушения, связанного с распитием пива, напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной, спиртосодержащей продукции, потреблением наркотических, психотропных, одурманивающих веществ, в возрасте до шестнадцати лет, ответственность за действия несовершеннолетнего несут его законные представители.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст.32.2 КоАП РФ).

Кроме того, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим возраста 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9КоАП РФ).

4) Часть 2 ст. 2.3. КоАП РФ предусматривает, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

5) несовершеннолетие является обстоятельством смягчающим административную ответственность (п. 4 ч. 1 ст. 4.2КоАП РФ).

Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая имеет широкий круг полномочий в данном вопросе.

Порядок рассмотрения дела об административных правонарушениях несовершеннолетних аналогичен с рассмотрением дела совершеннолетних, однако, включает в себя ряд особенностей.

Так, материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям.

При подготовке и рассмотрении дел комиссия по делам несовершеннолетних должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.

До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений.

Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления. В рассмотрении дела участвует прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ). Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого. Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений. На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения

В обывательской жизни понятия преступления, проступка, правонарушения часто путаются, правонарушения принимаются за преступления, а действия, на первый взгляд не дотягивающие до криминала, в действительности являются преступлением. Не каждое правонарушение или проступок является преступлениям. Уголовный закон в общей части, а именно в ст. 14 УК РФ определяет преступление, как общественно опасное деяние, совершенное виновно и запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Часть вторая той же статьи говорит, что не будет являться преступлениям деяние, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности в силу малозначительности.

Таким образом, преступлением является деяние, содержащее следующие признаки:

— общественная опасность (материальный признак), то есть способность деяния причинить вред охраняемым законом интересам, либо создать угрозу его причинения;

— уголовная противоправность (формальный признак), то есть наличие прямого запрета в УК РФ;

— наличие вины в форме умысла или неосторожности;

— наказуемость, то есть возможность назначения уголовного наказания.

Отличие преступления от правонарушения в том, что преступление всегда нарушает уголовный закон, имеет большую общественную опасность, наказание за него может быть назначено только судом.

Общественная опасность – одна из основных обязательных характеристик любого преступления. Различается по характеру общественной опасности, что является качественным признаком и определяется объектом преступления, то есть теми общественными отношениями на которые совершается посягательство, и по степени общественной опасности, что является количественным признаком, который определяется уже тяжестью наступивших последствий (причинённым вредом), формами вины и способами совершения преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ деяние, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного уголовным кодексом деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением, что законодательно закрепляет общественную опасность как неотъемлемую характеристику преступления.

Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории, в зависимости характера и степени общественной опасности:

— небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы);

— средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные, за совершение которых предусмотрена ответственность максимального наказание свыше 3 лет лишения свободы);

— тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы);

— особо тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое).

Совокупность образующих преступление признаков является его составом.

Признаки состава преступления – обобщенное юридически значимое свойство, которое присуще всем преступлениям определённого вида. Отдельные признаки группируются в укрупненные группы, называемые элементами состава преступления:

— объект, то есть охраняемое уголовным законом общественное отношение, подвергшееся посягательству в результате преступления;

— объективная сторона, тот есть внешнее проявление преступления в реальной действительности;

— субъект, то есть лицо, совершившее преступление (определяется гл. 4 УК РФ);

— субъективная сторона, то есть отношение субъекта преступления к совершенному деянию и его последствиям.

Объект преступления определяет социальную сущность и общественную опасность деяния. Классифицируется как общий (охраняемые законом общественные отношения), родовой (определяется соответствующим разделом УК РФ, как группа однородных общественных отношений), видовой (определяется соответствующей главой УК РФ, как более узкая группа однородных общественных отношений) и непосредственный (общественные отношения, на которое посягает конкретное преступление, определено конкретным составом Особенной части УК РФ). Например, ст. 127 УК РФ Незаконное лишение свободы, непосредственным объектом посягательства которого является право человека на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированные ст. 27 Конституции РФ. Видовым объектом является свобода честь и достоинство личности, и родовым личность человека.

Объективная сторона преступления определена непосредственно в диспозиции каждой статьи Особенной части УК РФ. Значение объективной стороны в том, что она входит в основание уголовной ответственности, необходима для правильной квалификации деяния, ее признаки могут быть рассмотрены как не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания. Обязательными признаками объективной стороны являются общественная опасность деяний, общественная опасность последствий, причинная связь. Также признаками объективной стороны (факультативными) являются время, место, способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка совершения преступления.

В зависимости от объективной стороны, составы подразделяются на материальные, то есть указывающие на обязательность наступления общественно-опасных последствий (ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества), формальные, то есть указывающие только на преступное деяние (например с т. 213 УК РФ хулиганство) и усеченные, то есть указывающие на окончание преступления до стадии его полного завершения (например ст. 209 УК РФ бандитизм – для совершения преступления достаточно только создать вооруженную группу с целью нападения на граждан, нападать на граждан с целью завладения имуществом вовсе не обязательно).

Состав преступления является основанием уголовной ответственности и позволяет квалифицировать деяния определенного лица как соответствующее диспозиции определённой нормы Особенной части УК РФ.

Составы преступлений по степени общественной опасности могут быть основными, то есть не содержащие каких-либо отягчающих, либо смягчающих обстоятельств (например ч. 1 ст. 158 УК РФ кража – то есть тайное хищение чужого имущества), квалифицированными, то есть содержащими отягчающие обстоятельства (например ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, совершенная группой лиц) и привилегированными, то есть содержащими смягчающие обстоятельства (например ст. 107 УК РФ убийство в состоянии аффекта, аффект в данном случае смягчает участь).

Также составы преступлений подразделяются по диспозиции на простые, то есть кратко описывающие признаки преступления (например ст. 105 УК РФ убийство – умышленное причинение смерти), сложные, то есть описывающие единое посягательство более чем на один объект (например ч. 4 ст. 111 УК РФ причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека, то есть причинен умышленно вред здоровью и вторая форма вины в виде неосторожности по причинению смерти) и альтернативные, то есть предусматривающие совершение хотя бы одного из указанных в диспозиции действий (например ч. 1 ст. 132 УК РФ мужеложество, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия, то есть ответственность наступает за применения любого из указанных действий).

Таким образом, признаки состава преступления всегда должны содержать объект и субъект, а также объективную и субъективную стороны, преступления подразделяются по объективной стороне на материальные, формальные и усеченные, по степени общественной опасности на основные составы, квалифицированные и привилегированные, по диспозиции на простые, сложные и альтернативные. Также, по тяжести преступления подразделяются на небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. Преступление всегда должно быть виновным деянием, вина в форме умысла или неосторожности.

Преступление: виновное — общественно опасное – запрещенное УК –угроза наказания

объект – объективная сторона: материальные – формальные – усеченные

объект преступления – общий – родовой – видовой — непосредственный

субъект (гл. 4 ст.ст. 19-23 УК РФ) – субъективная сторона: вина – умысел (неосторожность)

вина (ст. 24 УК РФ): умысел — неосторожность

общественная опасность (ст. 14 УК РФ): характер общественной опасности (качественная хар-ка) (объект преступления) – степень общественной опасности (количественная хар-ка) (форма вины, размер вреда, способ совершения)

по степени общ. опасности: основные – квалифицированные – привилегированные

по диспозиции: простые – сложные – альтернативные

по тяжести (ст. 15 УК РФ): небольшой – средней – тяжкие – особо тяжкие

Профилактика правонарушений среди подростков

Цель – повышение компетентности законных представителей по вопросам профилактики правонарушений среди подростков.

Форма проведения: вебинар

  1. Актуальность темы
  2. Теоретическая часть.
  1. Обозначение понятия правонарушение. Виды правонарушений.
  2. Отклоняющие поведения подростка и его стадии.
  3. Условия формирования отклоняющего поведения.
  1. Обозначение понятия правонарушение. Виды правонарушений.

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

  1. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
  2. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
  3. Отклоняющие поведения подростка и его стадии

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:

- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Признаками проблемных детей могут являться:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– нездоровые сексуальные проявления.

  1. Негативизм в оценке действительности.
  2. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– жестокое отношение к животным;

– нарушение общественного порядка;

  1. Условия формирования отклоняющего поведения.

Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

  1. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
  2. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
  3. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
  4. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
  5. Подведение итогов

Памятка для родителей

Если вы – человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее, послушайте наши советы.

1.​ Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни!

3.​ Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения с работы было максимально интенсивным.

4.​ Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

5.​ Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатление от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

6.​ Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с друзьями вашего ребенка.

7.​ Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

8.​ Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.

9.​ Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!

10.​ Будьте внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

11.​ Не обрывайте своего ребенка на полуслове, спешите выслушать его.

12.​ Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

13.​ Опасайтесь получения информации вашим ребенком из чужих уст.

14.​ Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

15.​ В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

16.​ Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.

17.​ Никогда не забывайте о том, что своему ребенку нужно доверять.

18.​ Не отталкивайте своего ребенка и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущения счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте его этой радости!

19.​ Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

20.​ Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!

Помните – бумерангу свойственно возвращаться!

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ

Именно Вы в первую очередь закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у своего ребенка или выпив туже бутылку пива или иного горячительного напитка, разговаривая при этом используя нецензурные слова. Именно Вы поднимаете руку на супругу, невольно формируя у подростка пренебрежительное отношение к женщине. Именно Вы грубо разговариваете со стариками в семье, забывая о том, что рано или поздно сами будете стариками, и Ваши дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми, и это будет плодами Ваших рук.

Ребенок – это губка, которая в себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь они положительными или отрицательными.

В ряде исследований отмечается, что для подростков – правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность и т.п.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т.п. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности.

Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явления негативизма и бравады.

Подростковый возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным. Подростки этого возраста, как правило, школьники они находятся на иждивении родителей или государства, их ведущей деятельностью является учеба. В такой период появляется чувство взрослости, самостоятельности, а отсюда уже и конфликты с другими, окружающими его людьми.

Личность трудного подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (средние проф. учебные заведения) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного ребенка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью.

Эффективная профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних предполагает целый комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетнего правонарушителя. Если для одной части подростков и молодежи средством активного самоутверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого ими мира в алкоголь, наркотики, суицидальное поведение.

И помните: ребенок в первую очередь учится тому, что видит у себя дома, родители ему пример.

Читайте также: