Как избежать квотирования рабочих мест для инвалидов

Обновлено: 04.07.2024

В силу ст. 20 названного федерального закона органами государственной власти субъектов РФ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов;

минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

организация обучения инвалидов новым профессиям.

В соответствии со ст. 21 вышеуказанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4%.

При этом, очень важно понимать, что же такое квота. Квота – это минимальное количество рабочих мест в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые работодатель обязан трудоустроить инвалидов в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Согласно методических рекомендаций по профессиональной реабилитации инвалидов, разработанных Федеральным научно-практическим центром медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, при организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено:

- использование специальных приспособлений для управления и обслуживания оборудования, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов;

- применение специально разработанного ручного инструмента, форма, размеры и величина сопротивления приводных элементов которого обеспечивают надежный захват и эффективное использование;

- расположение органов управления оборудованием, технологической или организационной оснастки, обрабатываемых деталей на рабочем месте в пределах досягаемости моторного поля, учитывающих антропометрические размеры и физические ограничения инвалида;

- использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию;

- выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске;

- оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами (визуальные, акустические, тактильные), учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы;

- при выборе рациональных источников света следует учитывать светоотдачу источника, цвет света. Для инвалидов с остаточным зрением следует предусматривать общее и местное освещение;

- в помещениях, где предусматривается пребывание инвалидов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и туберкулезом, кратность воздухообмена должна быть повышенной.

Памятка работодателю по соблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с квотированием рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

2.​ Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Квота для приема на работу инвалидов — это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, осуществляющим свою деятельность на территории Томской области, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Трудоустройство инвалидов осуществляется с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-​правовых форм и форм собственности.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для инвалидов сокращенную продолжительность рабочего времени, ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам, не привлекать их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлять отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году и т.п.

3.​ Резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Резервирование рабочих мест для инвалидов — это выделение

организацией (работодателем) рабочих мест из числа имеющихся или созданных за счет собственных средств по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Организации, численность работников которых составляет более 100 человек, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Работодатели могут трудоустраивать инвалидов на зарезервированные рабочие места как самостоятельно, так и с помощью органов службы занятости. Во втором случае работодатели подают сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по форме согласно приложению 5 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 №513.

Работодатели обязаны ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центры занятости населения по месту нахождения организации сведения о зарезервированных рабочих местах с указанием наименований профессий, количества и характеристик рабочих мест, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

4.​ Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида — это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Санитарные правила устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска причинения вреда, обязательные гигиенические требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, производственной среде, сырью, медицинскому обслуживанию и санитарно-​бытовому обеспечению работающих инвалидов в целях охраны их здоровья.

5.​ Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты:

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях осуществляет Департамент труда и занятости населения.

Контрольные полномочия осуществляются в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2011 № 1314н, на основании утвержденного прокуратурой плана проверок осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае непредставления или несвоевременного представления работодателем сведений о квотировании, резервировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создании специального рабочего места для трудоустройства инвалидов предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).


Методические рекомендации по вопросам надзора и контроля в сфере законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

1. Нормативное регулирование полномочий по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов


Работодатели автономного округа независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет свыше 35 человек, являются объектами контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.


Работодатели, численность работников которых превышает 35 человек, обязаны создавать (выделять) рабочие места для трудоустройства инвалидов (квотировать рабочие места) и представлять в центр занятости населения в установленные сроки отчет (информацию о квотировании рабочих мест).


- соответствие количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
- соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов;
- полнота и достоверность представления субъектом контроля в центр занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в установленные сроки.


- копия структуры субъекта контроля;
- копия штатного расписания (с разбивкой по территориальным структурным подразделениям при наличии), действующего на момент проверки;
- сведения по общей численности работников субъекта контроля на 01 января текущего года;
- сведения о среднесписочной численности работников, осуществляющих деятельность в представительствах и филиалах субъекта контроля, находящихся за пределами муниципального образования (либо автономного округа), за предшествующий календарный год;
- сведения о среднесписочной численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда за предшествующий календарный год;
- информация о численности фактически работающих инвалидов на дату проверки;
- копии трудовых договоров инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты;
- копии локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных, выделенных или зарезервированных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе специальных рабочих мест.

7.1. Реализация законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Порядком № 1092-П.

7.2. Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов (расчет квоты), обязательных для создания или выделения.
Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ключевой момент в реализации законодательства о квотировании рабочих мест для граждан данной категории и создании практики его применения.
Неправильно исчисленная квота, зачастую, влечет возбуждение административного процесса и привлечение правонарушителей к административной ответственности.
Учитывая нормы законодательства Российской Федерации о квотировании рабочих мест, положения трудового и гражданского законодательства, в целях определения размера квоты установлены основные позиции:
- для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек квота исчисляется в размере 1 процента от среднесписочной численности работников (округление размера квоты производится в сторону увеличения);
- для работодателей с численностью работников свыше 100 человек – в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников (округление размера квоты производится в сторону уменьшения);
- в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда;
- в среднесписочную численность работников не включаются работники, осуществляющие свою деятельность в структурных подразделениях (филиалах) работодателя, находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа.

Формула расчета квоты

1. если А, то – (СЧ – Ф – В) х 1 % = 2,6 → = 3 рабочих места;
2. если Р, то – (СЧ – Ф – В) х 2% = 2,6 → = 2 рабочих места;
или
1. если А, то – СЧ х 1 % = 2,6 → = 3 рабочих места;
2. если Р, то – СЧ х 2 % = 2,6 → = 2 рабочих места, где

А - численность работников до 100 человек – 1%;
Р - численность работников свыше 100 человек – 2%;
СЧ – среднесписочная численность работодателя;
Ф – структурные подразделения (филиалы, представительства, находящиеся за пределами муниципального образования или автономного округа);
В - работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Пример № 1:
по данным работодателя:
- общая численность работников – 90 человек;
- среднесписочная численность – 88 человек;
- среднесписочная численность работников структурного подразделения (филиала), находящегося за пределами муниципального образования или автономного округа, – 73;
- среднесписочная численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, - 0.
Таким образом, расчетная квота составляет:
(88 - 73) х 1% = 0,15 рабочих места.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону увеличения.
Следовательно, необходимо создать 1 рабочее место.

Пример № 2:
по данным работодателя:
- общая численность работников – 150 человек;
- среднесписочная численность – 99 человек;
- среднесписочная численность работников структурного подразделения (филиала), находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа, – 0.
- среднесписочная численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, - 0.

Таким образом, расчетная квота составляет:
99 х 2% = 1,9 рабочее место.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону уменьшения.
Следовательно, необходимо создать 1 рабочее место.

Пример № 3:
по данным работодателя:
- общая численность работников – 362 человека;
- среднесписочная численность – 359 человек;
- среднесписочная численность работников структурных подразделений (филиалов), находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа, – 102.
- число работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, - 223.

Таким образом, расчетная квота составляет:
(359-102-223) х 2% = 0,6 рабочее место.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону уменьшения.
Следовательно, для создания рабочих мест отсутствуют основания.

Однако! В данном случае работники структурных подразделений не должны учитываться при расчете числа работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

7.3. Отчет по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Отчет составляется в соответствии с положениями Порядка № 1092-П.
Отчет по установленной форме направляется в центр занятости населения по месту нахождения работодателя до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При изменении информации о квотировании рабочих мест в течение отчетного периода могут быть направлены уточненные сведения до отчетной даты.

7.4. Вопросы и ответы по применению законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Вопрос. Вправе ли работодатель предложить инвалиду работу, которую можно выполнять на дому?
Ответ. Да. Глава 49 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно закрепляет особенности регулирования труда надомников.

Вопрос. Несет ли ответственность работодатель, отказавший в приеме на работу инвалиду в счет установленной квоты?
Ответ. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты в силу части 1 статьи 5.42 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Одновременно привлекается к административной ответственности юридическое лиц, поскольку согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной физического (должностного) лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вопрос. Можно ли сократить квотируемое рабочее место?
Ответ. Да. В случае принятия решения о сокращении численности или штата работников организации, в том числе квотируемых рабочих мест, проведение таких мероприятий осуществляется на общих основаниях в рамках Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), главным условием которых является соблюдение требований статей 180, 318 Кодекса.

Вопрос. Могут ли иметь статус филиала или представительства организации, обособленные подразделения, находящиеся за пределами муниципального образования и не являющиеся представительствами и филиалами, признанными таковыми в порядке, установленном гражданским законодательством?
Ответ. Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В противном случае территориально обособленные подразделения (рабочие места) организаций, имеющие оборудованные стационарные рабочие места, удаленные от населенных пунктов, входящие в общую структуру предприятия, не могут быть признаны представительствами и филиалами.

7.5. Административная ответственность
(дополнительная информация по вопросам административной ответственности изложена в приложении к настоящим рекомендациям)

1. В рамках статьи 5.42 КоАП РФ:
- неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
- отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. В рамках статьи 19.7 КоАП РФ:
-непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на:
- должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей;
- на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.


8. Судебная практика в сфере законодательства о
квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Резюме суда
Численность работодателя определяется в целом для юридического лица с учетом всех его обособленных подразделений (филиалов), включая находящиеся за пределами города или автономного округа.
Численность работников работодателя определяется для установления факта применения в отношении данного юридического лица требований законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Среднесписочная численность работников определяется без учета:
- работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих;
- работников обособленных подразделений, находящихся за пределами города или автономного округа.
Среднесписочная численность работников определяется непосредственно для расчета числа рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов (расчета квоты).

Названная позиция выражена судом при рассмотрении административного дела от 06 февраля 2017 года № 5-18/2017-5 в отношении должностного лица А., руководителя предприятия, по факту несоздания рабочего места для трудоустройства инвалида.

2. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Квота для приема на работу инвалидов - это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.

Работодатели обязаны ежемесячно, в срок до 05-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центры занятости населения по месту нахождения организации информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Трудоустройство инвалидов осуществляется с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для инвалидов сокращенную продолжительность рабочего времени, ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам, не привлекать их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлять отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году и т.п.

3. Резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Резервирование рабочих мест для инвалидов - это выделение организацией (работодателем) рабочих мест из числа имеющихся или созданных за счет собственных средств по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Организации, численность работников которых составляет более 100 человек, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

4. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида - это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Хабаровском крае минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации, численность работников которой составляет более 100 человек, установлено в количестве одного специального рабочего места в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Санитарные правила устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска причинения вреда, обязательные гигиенические требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, производственной среде, сырью, медицинскому обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работающих инвалидов в целях охраны их здоровья.

5. Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты:

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях осуществляет управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на основании Административного регламента, утвержденного приказом управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края от 19.05.2016г. № 16-П.

Контрольные полномочия осуществляются в соответствии с Федеральным государственным стандартом государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденным Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 181н, на основании утвержденного прокуратурой плана проверок осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае непредставления или несвоевременного представления работодателем сведений о квотировании, резервировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создании специального рабочего места для трудоустройства инвалидов предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).


Перед каждым работодателем, численность сотрудников которого превышает конкретное количество штатных единиц, определенное законом, возникает необходимость в квотировании рабочих мест. Этот вопрос очень важен для всех, поэтому наш портал решил разобраться с вопросом по квотам на рабочие места подробно.

Что такое квотирование рабочих мест

Само понятие квоты подразумевает обязательную долю в чем-либо. В том числе в выделении определенного количества рабочих мест для конкретной категории граждан. Российское квотирование рабочих мест предполагает, что часть вакансий должна в первую очередь выделяться определенным категориям населения.

В частности, субъекты хозяйствования обязаны выделять рабочие места:

  1. Инвалидам. Согласно федеральным законам, занимать рабочие места могут все инвалиды, которым здоровье позволяет выполнять трудовые обязанности. Для инвалидов есть свои нормы по квотируемым рабочим местам, о чем мы подробней поговорим ниже.
  2. Несовершеннолетние. Квотирование помогает найти работу гражданам от 14 до 18 лет, ведь многие работодатели не рассматривают их в качестве полноценных сотрудников.
  3. Молодые специалисты. Людям без опыта, но с высшим образованием, тоже бывает сложно найти рабочее место. И государство помогает им в этом квотами.
  4. Лицам, которые вышли из мест отбывания наказания. Им нужно помочь реинтегрироваться в общество, вновь привыкнуть к свободной жизни, адаптироваться. Но работодатели очень неохотно принимают судимых на работу, поэтому им квоты тоже помогают найти законный способ заработка.
  5. Бывшие военнослужащие. Здесь тоже есть сложности с адаптацией в обществе, на обычной работе.
  6. Беженцы и вынужденные переселенцы. Государство помогает им найти себя в новой стране, получить возможность зарабатывать и обеспечивать себя, снимать жилье.
  7. Чернобыльцы и лица, пострадавшие от других радиационных аварий. Это льготники, часто — инвалиды, которым нужно помогать с работой.
  8. Граждане предпенсионного возраста. Их тоже неохотно берут на новые места работы, а до пенсии доработать нужно.

Есть в России и квоты на прием иностранцев. Но они призваны защищать не граждан других государств, а россиян, которые должны получать рабочие месте в первую очередь.

Отметим, что квотируемое рабочее место — должность, которая зарезервирована для работников, в отношении которых законом установлены квоты. И в первую очередь эту вакансию могут занимать лица из данных категорий.

Квотированные рабочие места есть не только в России. Это международная практика. Есть квоты, направленные на обеспечение толерантности, гендерного равенства и так далее. Все зависит от законов конкретной страны.

Нормативная и законодательная база

Сферу квотирования рабочих мест регулируют следующие законодательные акты:

  • Закон России №1032-1 еще от 19 апреля 1991 года. Он обеспечивает правовую основу квотирования рабочих мест.
  • ФЗ №181 от 1995 года. Регулирует данный вопрос по отдельным регионам.
  • Статья 5.42 КоАП. Устанавливает ответственность для работодателей за нарушение прав инвалидов на труд. Им грозят штрафные санкции.
  • Статья 16 Трудового кодекса. Регламентирует возникновение трудовых отношений в целом. В частности, касается направления сотрудника на трудоустройство по квоте.

Региональные власти могут сами регламентировать квоты и их размеры. Есть правила, общие для всех регионов РФ, но внутри субъектов Федерации размеры квот и количество зарезервированных рабочих мест могут существенно отличаться. Обязательными, остающимися без изменений в любом случае, являются только квоты для инвалидов.

Квоты рабочих мест для инвалидов

Относительно трудоустройства инвалидов есть четкие нормы и установленное количество квотированных рабочих мест.

Не принимать на работу инвалидов имеют право:

  • Небольшие фирмы численностью до 35 человек.
  • Организации, которые были созданы самими обществами инвалидов. Или те, чей Уставной капитал более чем на 50% состоит из средств обществ инвалидов.

Всем остальным субъектам хозяйственной деятельности нужно соблюдать правила квотирования:

  • У фирм, где более 100 сотрудников, от 2% до 4% рабочих мест должно отводиться инвалидам. На региональном уровне может быть установлен более конкретный процент квоты, но в рамках данных показателей.
  • В компаниях, где сотрудников от 35% до 100%, на инвалидов должно приходиться не более 3% рабочих мест. Опять-таки, точный размер квоты устанавливают местные власти региона.

Порядок действий в сфере обеспечения квотирования рабочих мест

Приведем пошаговую инструкцию для работодателей:

    Руководитель изучает законы своего региона относительно квотирования рабочих мест. Например, в ряде случаев квоты для несовершеннолетних могут отсутствовать как таковые.
  • Нужно сверить требования региональных законов со своей среднесписочной численностью сотрудников.
  • Если превышен порог в 35 рабочих мест, нужно позаботиться о наличии специального, зарезервированного места по квоте для сотрудника из указанных в законе категорий. Кадровый отдел начинает заниматься данным вопросом.
  • Информация о том, что есть вакантное рабочее место в рамках квоты, предоставляется в местный Центр занятости.
  • Центр занятости направляет к работодателю потенциального сотрудника из предусмотренных законов категорий, чтобы ему было предоставлено рабочее место.
  • Работодатель должен принять на рабочее место направленного Центром занятости сотрудника.

Работодатель должен учитывать следующие нюансы:

  • Занимать квотированное, зарезервированное место могут только сотрудники из предусмотренных законов категорий. Даже временно передавать эту вакансию другому лицу нельзя!
  • Для инвалидов нужно оборудовать рабочее место по всем правилам, чтобы им было безопасно и удобно.
  • Граждане, принимаемые по квотам, трудоустраиваются на полный рабочий день, на полную ставку. Исключением являются инвалиды и несовершеннолетние, для которых установлена короткая рабочая неделя.
  • Работодатель может требовать от соискателя, направленного к нему по квоте, только данные об образовании и медицинские справки, подтверждающие, что он может работать на данной должности.

В регионах могут быть свои правила приема на работу по квоте. Например, в Москве работодатели обязаны трудоустраивать инвалидов, независимо от того, были ли предложения от Центра занятости по таким квотам или нет.

Заключение

Квоты на рабочие места призваны помочь найти работу тем, кому сделать это самостоятельно трудно. Работодатели очень неохотно берут перечисленные нами категории граждан на работу самостоятельно. А работа нужна всем! Поэтому государство контролирует данный вопрос и определенный процент сотрудников-инвалидов должен быть на каждом достаточно крупном предприятии. И других категорий граждан тоже.

Трудоустройство инвалидов на квотированные рабочие места

Трудоустройство инвалидов на квотированные рабочие места

Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями на труд – задача государственного значения, реализуемая органами службы занятости во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов. Решению этой задачи способствуют нормативные правовые акты Российской Федерации и Приморского края:

Квота - количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников, которые организация обязана создать или выделить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Квотирование рабочих мест- установление для работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов.
Квотирование рабочих мест для инвалидов осуществляется в отношении инвалидов, имеющих рекомендации к труду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Трудоустройство инвалидов пределах установленной квоты осуществляется работодателями самостоятельно или по направлению центров занятости населения с учетом предложений органов социальной защиты населения.

Размер квоты

Р аботодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2-х процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3-х процентов от среднесписочной численности работников.

Количество рабочих мест по установленной квоте для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателями самостоятельно.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.


Права работодателей

Работодатели имеют право:


Обязанности работодателей

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида или резервировать отдельные виды работ (профессий) для трудоустройства инвалидов;
  • ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центры занятости населения по месту своего нахождения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.


Ответственность за неисполнение законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ предусмотрена следующая ответственность работодателей (должностных лиц):

«Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (в ред. Федерального закона от 23.02.2013 N 11-ФЗ)

  1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. ​Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16,частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.8 Кодекса - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Читайте также: