Как из астрала распечатать декларацию с отметкой
Обновлено: 28.06.2024
С 1 июля 2021 года постепенно меняются сценарии работы с сертификатами электронных подписей (ЭП). Сергей Казаков, руководитель УЦ Контура, подробно разъяснил, какие сертификаты пока можно применять, где получить новый и что для это надо сделать.
В статье разберем все изменения, которые известны на 27 декабря 2021 года.
Даты основных изменений:
- С 1 июля 2021 года ФНС стала выдавать электронные подписи руководителям коммерческих организаций и ИП
- После 1 июля 2021 года многие УЦ не могут выдавать электронные подписи любым лицам и организациям, поскольку не прошли аккредитацию по обновленным требованиям 63-ФЗ. На рынке осталось несколько десятков УЦ — Контур в их числе.
- Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал электронную подпись, то такая подпись продолжит действовать до 31 декабря 2022 года, если не закончится раньше. После этого ее нужно будет заменить по новым правилам (о них в следующих пунктах).
- С 1 января 2022 года руководители организаций и ИП при смене или обновлении электронной подписи должны будут обращаться в ФНС и к ее доверенным лицам
- До 1 января 2023 года сотрудники могут получать электронные подписи по прежним правилам в аккредитованных УЦ. Такие подписи будут работать весь свой срок, но не дольше, чем до 31 декабря 2022 года. Использовать их можно по-старинке — без электронной доверенности.
- С 1 марта 2022 года сотрудники могут по своему желанию или по желанию своей информационной системы переходить на новые правила: использовать для подписания документов электронную подпись физического лица и электронную доверенность. Такую электронную подпись также можно получить в аккредитованных УЦ.
- С 1 января 2023 года сотрудникам обязательно нужно перейти на работу по новым правилам: заменить свою подпись на подпись физлица и прикладывать к ней электронную доверенность.
Где получать новую электронную подпись в 2021 и 2022 годах
Получение ЭП в 2021 году
До конца 2021 года и индивидуальным предпринимателям, и первым лицам организаций (указаны в ЕГРЮЛ) можно по-прежнему получать электронные подписи в УЦ. Главное, чтобы этот УЦ был аккредитован по требованиям 63-ФЗ. Найдите удобный УЦ в перечне Минцифры РФ или уточните в УЦ, в котором вы раньше уже получали сертификат.
Сотрудникам и уполномоченным лицам организаций можно обращаться в УЦ за прежними подписями до конца 2022 года.
Также в 2021 году для руководителей организаций, ИП и нотариусов появилась альтернатива — они могут также обратиться за новой электронной подписью в ФНС. До 1 января 2022 года делать это можно по желанию.
Получение ЭП в 2022 году
В 2022 году сценарий получения изменится. Куда именно обращаться за новой ЭП, будет зависеть от того, кто получает подпись — первое лицо компании или работник.
Руководители компаний, ИП и частные нотариусы будут получать подписи ФНС — непосредственно в отделении инспекции или в офисе доверенного лица налоговой.
Если в 2022 году на руках останется действующая подпись Контура или другого УЦ, получившего аккредитацию по новым правилам 63-ФЗ, то ей можно продолжать пользоваться до конца 2022 года. Экстренно обращаться в ФНС или УЦ 1 января 2022 года, чтобы получить подпись, соответствующую новому законодательству, не обязательно — ни руководителю, ни сотруднику. Сделать это можно в спокойном режиме в течение 2022 года, когда текущая подпись аккредитованного УЦ будет подходить к концу.
Как получить ЭП руководителю
В налоговой
Нужен токен (выглядит, как флешка), сертифицированный ФСБ или ФСТЭК России. В частности, подойдут токены под названиями Рутокен Lite, Рутокен ЭЦП 2.0, JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ. Можно использовать носитель, который у вас уже есть, либо приобрести новый: в удостоверяющем центре или в магазине производителя.
Электронную подпись ФНС выдает бесплатно. Но это относится только к файлам ЭП, которые запишут на токен. Отдельно нужно купить токен и лицензию на КриптоПро CSP.
Кроме того, подпись налоговой выдается в единственном экземпляре и защищена от копирования — поэтому всем сотрудникам, которые подписывают электронные документы компании, понадобится купить свои подписи. Также в подпись не включают никаких расширений, которые дают доступ к специализированным площадкам и порталам. Пока порталы не отказались от расширений полностью, использовать ЭП ФНС на них не получится.
У доверенных лиц ФНС
Обратите внимание: вышеизложенные способы подходят только для руководителей коммерческих компаний, ИП и нотариусов. Должностные лица бюджетной сферы должны будут получать ЭП Федерального Казначейства. А первые лица банков и финансовых организаций — Центробанка. Сроки те же — после 1 января 2022 года.
Как получить ЭП сотруднику
Работники, обслуживающая бухгалтерия, другие уполномоченные лица — все, кто подписывает документы компании — могут работать с прежними подписями и получать их по старым правилам в УЦ до 31 декабря 2022 года. Действовать такие подписи будут до 31 декабря 2022 года (да, 30 декабря 2022 года такую подпись получать не имеет смысла).
С 1 марта 2022 года сотрудники могут перейти на ЭП нового типа. Это будет ЭП физического лица, в ней данные организации не указывают. Перейти на такую подпись можно по своему желанию, либо по предложению портала или системы, в которой вы работаете.
Такие подписи будут выдаваться в УЦ, прошедших переаккредитацию. Также потребуется личный визит, предъявление паспорта и СНИЛС. Отличие от подписи руководителя — подпись будет без запрета на копирование или включение расширений.
В файле подписи будут указаны только ФИО физлица. Чтобы доказать правомочность своих действий от имени компании, нужна электронная доверенность (она же — машиночитаемая доверенность, МЧД).
По желанию электронную доверенность можно применять с 1 марта 2022 года, тогда же, когда можно переходить на подпись физлица. Но могут быть системы, которые введут обязательную электронную доверенность раньше. Например, ФНС уже в конце 2021 года предлагает своим пользователям использовать электронную доверенность, а значит нельзя исключать, что сделает ее обязательной раньше 1 января 2023 года.
Электронная доверенность — новый инструмент для документооборота, который продолжают разрабатывать для широкого применения. Как она будет работать, можно понять на примере сдаче отчетности в ФНС: сначала руководителю нужно подписать доверенность на сотрудника в налоговой, а когда ее примут, сотрудник сможет сдавать отчетность от лица компании.
Вопросы о работе с ЭП в 2022 году
Какие подписи будут работать в 2022 году?
- Если электронную подпись выдал УЦ, который не прошел переаккредитацию по новым требованиям закона, то в 2022 году она не будет действительна.
- Если электронную подпись выдал УЦ, прошедший переаккредитацию, то ЭП будет работать до конца 2022 года. К таким подпиясм относятся и электронные подписи Контура.
Как электронные подписи ФНС будут работать на порталах с расширениями
У ряда порталов и площадок свои требования к ЭП. Например, нужны специальные расширения (OIDы) для работы с электронными закупками, в системах СМЭВ, ГИИС ДМДК, Росреестра. При этом по закону расширения не требуются, и сейчас многие площадки от них отказываются.
Пока OIDы еще нужны, используйте ту же подпись, что и раньше. ЭП ФНС для них не подойдет. Следите за объяснениями налоговой и площадок.
Как работать с ЕГАИС Алкоголь
Сейчас торговым точкам нужна ЭП, чтобы продавать спиртное. Обычно используются несколько подписей, выданные на руководителя компании. ЭП налоговой так использовать не получится, потому что в ФНС выдают не более одной подписи на руководителя.
Налоговая разъяснила, что ЕГАИС начнет принимать электронные подписи по новым требованиям закона. Предполагаются два возможных сценария:
Установите РД по инструкции и активируйте ее по инструкции.
Ввод начальных остатков
- Сделайте копию БД по инструкции.
- Загрузите остатки продукции из Ваших деклараций за предыдущий квартал в формате xml через Сервис-Загрузка данных.
- После загрузки остатков появится документ Оприходование (либо 2 документа, если загружали декларации по 11 форме и по 12 форме).
- Создайте документ Реализация по инструкции. При создании документа в поле Указывать выберите Общий объем в далах, для добавления продукции нажмите на стрелку рядом с кнопкой Добавить строку и выберите Заполнить из остатков.
Внимание! Это нужно сделать только 1 раз, чтобы списать ту продукцию, которую вы загрузили из ваших деклараций. В дальнейшем объёмы продукции нужно указывать в литражах и количествах (Литраж, Количество) (по нефасованной продукции поле Количество не заполняется). - Перейдите в раздел Движение продукции - Движение продукции и запросите движение продукции в целом по подразделениям и по 1 регистру. Посмотрите, есть ли красные строки. Если есть, то нужно отредактировать документы таким образом, чтобы их не было.
Заполнение справочника декларантов
Заполните информацию о вашей организации в разделе Декларанты (нажмите здесь, чтобы прочитать инструкцию), если вы не вводили начальные остатки.
Настройка УТМ
Выполните настройку УТМ в РД по инструкции.
Получение ТТН через УТМ
Запросите входящие ТТН через УТМ и обработайте их по инструкции.
Внимание! При обработке ТТН появится окно для автоматического добавления поставщиков в справочник организаций-контрагентов, а после приема ТТН продукция автоматически добавится в справочник продукции. Укажите лицензии поставщиков алкогольной продукции, выполнив следующую инструкцию.
Розничная продажа
Розничную продажу можно указывать с помощью 3 документов.
- Документ Списание с типом Реализация (данный вариант подходит только тем, кто не отправляет чеки по крепкому алкоголю через УТМ).
Создать документ Списание можно по инструкции. - Документ Списание из зала с типом Реализация (данный вариант подходит только тем, кто не отправляет чеки по крепкому алкоголю через УТМ).
Внимание! Предварительно нужно создать документ Передача в зал по инструкции, а затем уже Списание из зала по инструкции. - Документ Реализация.
Существует 3 способа создания документа Реализация:
1 способ (с помощью журнала документов): Документ Реализация описывает розничную продажу. Создать документ Реализация можно по инструкции.
2 способ (с помощью журнала продаж): Журнал продаж предназначен для ежедневной фиксации проданной продукции, в том числе с использованием USB сканера штриховых кодов. Создать документ в разделе Движение продукции/Журнал продаж можно по инструкции.
3 способ (с помощью мастера продаж): Укажите количество проданной продукции с помощью Мастера продаж по инструкции.
Внимание! Если вы создавали документ Реализация, то выполните инструкцию Закрыть торговый день. Затем перейдите в раздел Движение продукции-Остатки продукции и запросите остатки по 2 регистру. Если есть красные строки в остатках по 2 регистру, то выполните инструкцию.
Печатная форма декларации
- На основании введенных данных формируются декларации по формам 11 и 12. Для просмотра печатной формы декларации по 11 форме перейдите в раздел Декларирование/Приложение 11.
- Для просмотра печатной формы декларации по 12 форме перейдите в раздел Декларирование/Приложение 12.
Выгрузка декларации в формате xml
Выгрузить декларацию в формате xml можно 2 способами:
1 способ (Приложение 11, Приложение 12):
- Перейдите в раздел Декларирование/Приложение 11. Нажмите Сохранить декларацию.
- В следующем окне выберите путь, по которому следует сохранить файл декларации. Нажмите Сохранить.
Выгрузка декларации по 12 форме осуществляется аналогично.
2 способ (Мастер подготовки декларации):
Выгрузите декларацию в формате xml с помощью Мастера подготовки декларации по инструкции.
Проверка декларации
Проверить декларацию можно 5 способами:
1 способ (Приложение 11, Приложение 12)
Перейдите в раздел Декларирование/Приложение 11 . Нажмите Проверить данные декларации.
Проверка декларации по 12 форме осуществляется аналогично.
2 способ (Мастер подготовки деклараций)
Проверьте декларацию в формате xml при выгрузке декларации с помощью Мастера подготовки деклараций.
3 способ (Мастер подписания деклараций)
Проверьте декларацию в формате xml с помощью Мастера подписания деклараций.
4 способ (Проверка файлов XML)
Перейдите в раздел Декларирование/Проверка файлов XML. Выберите декларацию в формате xml для проверки и нажмите Открыть.
5 способ (Журнал деклараций)
Перейдите в раздел Декларирование/Журнал деклараций. Выберите в списке декларацию, которую нужно проверить, и нажмите Проверить данные декларации.
Подготовка декларации к сдаче в ФСРАР
Подготовить декларацию к сдаче в ФСРАР можно 3 способами:
1 способ: Подготовьте готовый к сдаче в ФСРАР файл декларации с помощью Мастера подготовки деклараций по инструкции.
2 способ: Выгруженный файл декларации в формате xml необходимо подписать и зашифровать.
Воспользуйтесь одной из инструкций:
3 способ: Подготовьте готовый к сдаче в ФСРАР файл декларации с помощью Мастера подписания деклараций по инструкции.
Читайте также:
- Что должен сделать инспектор гит чтобы начать внеплановую проверку без разрешения прокурора
- При усыновлении меняется ли свидетельство о рождении ребенка
- Обязан ли руководитель сообщить данные о применяемых перерабатываемых
- Можно ли внести изменения в соглашение об уплате алиментов
- Ленин в и как обеспечить успех учредительного собрания