Как и всякое феодальное право древнерусское право было правом привилегией

Обновлено: 30.06.2024

Первыми письменными источниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Киевской Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 гг., заключавшиеся после военных походов. Они носили международно-правовой характер.

Княжеское законодательство как источник права появилось на Руси в X в. Особое значение имеют Устав о десятинах, судах и людях церковных князя Владимира и Устав о церковных судах князя Ярослава, которые внесли существенные изменения в действовавшее гражданское, семейное и уголовное законодательство. Тем не менее крупнейшим памятником древнерусского права являлась Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории.

Она была впервые обнаружена В.Н. Татищевым в 1738 г. К настоящему времени существует более ста ее списков, которые отличаются друг от друга по объему, структуре и содержанию. Русская Правда подразделяется на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция включает две части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава содержит первые 18 статей Краткой редакции и полностью посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие 20 статей Краткой редакции Русской Правды.

Во второй половине XI в. было положено начало составлению Пространной редакции Русской Правды, которая окончательно оформилась в XII в. Она включает нормы уголовного и наследственного права, определяет правовой статус различных категорий населения.

В XIII-XIV вв. появилась Сокращенная редакция, представлявшая собой часть переработанных статей Пространной редакции Русской Правды, адаптированных для регулирования общественных отношений периода феодальной раздробленности на Руси.

Наряду с Русской Правдой в Киевской Руси действовали нормы Уставов князей Владимира и Ярослава, составившие основу древнерусского церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. На развитие древнерусского права оказывали определенное влияние и Кормчие книги, представлявшие собой византийские сборники церковных и гражданских постановлений. В значительной мере они регулировали отношения в сфере семейного права.

Гражданское право. В Русской Правде и других источниках древнерусского права достаточно четко различаются две основные части гражданского права — право собственности и обязательственное право.

Утверждение феодализма и феодальной собственности на землю обусловило возникновение права собственности. Первоначально феодальная собственность появилась в форме княжеского домена, боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды была закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, в ней говорится также о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и т.п.

Недобросовестное выполнение норм обязательственного права в Древней Руси могло повлечь обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, включая и членов его семьи.

Основными видами договоров являлись договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и личного найма. Договоры заключались в устной форме, но обязательно в присутствии свидетелей, которые назывались послухами. В письменной форме составлялись преимущественно договоры, связанные с куплей-продажей земли.

Достаточно широкое распространение в Русской Правде получил договор займа. Объектами займа выступали в то время деньги, хлеб, мед, мех и т.п. В древнерусских источниках встречаются следующие виды займа: обычный заем, совершавшийся между купцами с упрощенным порядком оформления, и заем с самозакладом, который именовали закупничеством. В нормативных актах уже различались взимавшиеся проценты, размер которых зависел от срока займа. Срок взимания процентов не превышал, как правило, двух лет. По договору займа на короткий срок выплачивались более высокие проценты.

Однако после введения христианства были установлены новые принципы семейного права — патриархальная семья, основанная на принципах моногамии, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, суровые наказания за внебрачные связи.

Патриархальная семья в соответствии с Уставом князя Ярослава находилась под защитой церкви. Обручение обязательно предшествовало браку и считалось нерасторжимым. Брачный возраст составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин. Для придания законности браку церковь непременно требовала венчания.

Имущественные отношения между супругами не получили достаточного освещения в древнерусских источниках. Тем не менее из них следует, что в то время возникали имущественные споры между супругами. Однако жена имела право передавать свое приданое по наследству, т.е. она сохранила определенную имущественную самостоятельность. Родители и особенно отец имели над детьми практически неограниченную власть.

Наследственное право. Появление частной собственности повлекло за собой возникновение понятия наследства, для которого уже был характерен дифференцированный порядок. Так, у феодалов наследовать могли и дочери, а у смердов они не получали такого права.

При наследовании по закону, преимущество получали сыновья умершего. В то же время дочерям не полагалось ничего. Закон лишь обязывал сыновей выдать сестер замуж. Следует отметить, что младший сын при распределении наследуемого имущества, которое делилось поровну, имел некоторое преимущество, получая при этом двор отца. Наследственными правами не обладали незаконнорожденные дети. Однако в том случае, если их мать являлась рабыней, то они вместе с ней получали свободу.

При наследовании по завещанию наследодатель имел право распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

В Русской Правде нет указаний на возрастные ограничения уголовной ответственности и понятия невменяемости. Однако в ее нормах уже нашло отражение понятие соучастия. По закону все соучастники преступления должны были отвечать в равной степени.

В Русской Правде обозначены лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Из этого следуют и два рода преступлений, включавших различные виды преступных деяний. К преступлениям против личности относились: убийство, телесные повреждения, побои и оскорбление действием. Однако в уставах князей Владимира и Ярослава появляется и норма, связанная с оскорблением словом. Объектом такого вида преступлений была, как правило, честь женщины.

Большое внимание в Русской Правде уделяется имущественным преступлениям. Прежде всего это касается татьбы (кражи). Среди наиболее тяжких видов кражи выделялось конокрадство. Кроме того, к тяжким видам имущественных преступлений относилось и уничтожение чужого имущества путем поджога.

Уставы великих князей киевских Владимира и Ярослава включают нормы, касавшиеся преступлений против церкви и в семейной сфере. Их появление было обусловлено необходимостью искоренить языческие пережитки после принятия христианства.

В Русской Правде еще не были представлены государственные и должностные преступления. Однако из летописных сводов известно о выступлениях против князей и княжеской власти, которые могли повлечь за собой непосредственную расправу без суда и следствия. Так, например, поступила княгиня Ольга после убийства древлянами в 945 г. ее мужа князя Игоря.

Таким образом, в процессе расселения славянских племен на территории Восточной Европы, распада общины и других институтов первобытнообщинного строя сложились предпосылки для образования

Древнерусского государства. К ним относятся, прежде всего наличие единой территории, населения и публичной власти. Не следует также забывать, что Киевская Русь, созданная древнерусской народностью, изначально являлась полиэтническим государством, заложившим основу для возникновения и развития в дальнейшем трех крупных славянских народов — русского, украинского и белорусского.

Власть великого князя на первом этапе развития Древнерусского государства еще зависела от решений вечевого собрания. Однако в связи с переходом от численной (десятичной) системы управления к дворцово-вотчинной, власть киевского князя значительно укрепилась, а роль вечевого собрания существенно снизилась. Произошла также социальная дифференциация населения Киевской Руси, получившая закрепление в нормах Русской Правды. Среди источников права важную роль на первом этапе играли обычаи и судебная практика, нашедшие отражение в законодательных актах, в которых еще сохранялось значительное количество архаических элементов. Тем не менее в древнерусском законодательстве на первое место ставились задачи защиты личности и имущества, которые нашли отражение в крупнейшем памятнике Древнерусского государства — Русской Правде.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "п. Древнерусское право"

Право у восточных славян, как и у других народов, развивалось на основе обычаев. Устойчивые правила, регулирующие поведение людей, сложились задолго до возникновения государства. Отступать от них не позволяли усвоенные с детства нравственные принципы и общественное мнение. Он него в небольшом коллективе – родовой общине или племени – никуда не скроешься. Обычное право продолжало действовать и после образования государства. Наряду с публичным правом, то есть нормами, установленными государством.


На основе обычного права действовали, например, копные суды. Копа – по-другому, скоп (или скуп), мир, сходка, громада. У древних славян это собрание представителей родов (семей), орган местного самоуправления, который был вправе решать самые разные вопросы. В том числе и осуществлять суд. Копа проводила расследование: выслушивала свидетельские показания, оценивала улики и другие доказательства. Затем определяла виновного и назначала наказание, которое тут же приводилось в исполнение.

Решения принимались только единогласно. В основе копного права лежал принцип прецедента: старики помнили, какие решения копа принимала раньше в аналогичных случаях. Дольше всего такой традиционный суд сохранялся в Юго-Западной и Западной Руси. В Великом княжестве Литовском копные суды действовали ещё в конце XVII века. Правомерность их существования подтверждалась Статутами – общегосударственными сборниками законов.




Первый письменный сборник законов восточных славян – Русская Правда. Сохранилось более ста списков (рукописных копий) этого древнейшего правового документа, сделанных в XIV–XVI веках. Они очень сильно отличаются друг от друга, поэтому до сих пор продолжается дискуссия о том, что собой представляла Русская Правда в XI–XII веках.


Краткая Правда состоит из двух частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Самой ранней датой создания Правды Ярослава называют 1016 год. Её автором является Ярослав Владимирович, занявший 1019 году киевский престол. Документ содержит 18 статей, посвящённых уголовному праву. Правда Ярославичей – ещё 25 статей, добавленных сыновьями Ярослава Мудрого.

Пространная Правда была, вероятно, создана в XII веке, когда в Киеве княжили Владимир Мономах и Мстислав Великий. Кроме Краткой Правды, она включает в себя Суд Ярослава Владимировича и Устав Владимира Мономаха.

Сокращённая редакция Русской Правды появилась в период феодальной раздробленности. Из неё были исключены устаревшие к тому времени нормы Пространной Правды.


У древнерусского права, кроме обычаев и законодательных актов князей, были и другие источники. После принятия христианства на Русь пришло каноническое право и своды светских законов Византии. Под влиянием византийского права уже в XI веке наказания, связанные с причинением боли и членовредительством, были заменены денежными штрафами. Мы уже вспоминали об изменениях в семейном праве – запрещении многожёнства. Закон стал защищать также честь и достоинство личности.

Но в наибольшей степени византийскому образцу соответствовали нормы, регулирующие положение церкви и её служителей. Владимир Святославич, Ярослав Мудрый и другие князья принимали церковные уставы. Все они содержали положение о финансировании церкви государством – церковной десятине. Она выплачивалась из казны, позже стала зачастую заменяться земельными пожалованиями. Служители церкви освобождались от государственных налогов и сборов. Церковь получала исключительное право на выполнение некоторых функций. Например, на совершение и фиксацию брака или право надзора за правильностью мер и весов.

Познакомимся подробнее с правовыми нормами, которым должно было следовать население Древней Руси.

Убийство, нанесение ран, увечий, побоев, оскорбление действием (например, вырывание бороды или усов, умышленный толчок, обнажение меча) – основные виды преступлений против личности. Они относились к наиболее тяжким, точно также, как преступления против княжеской власти, – восстание или измена (переход на сторону врага). Из имущественных преступлений самыми тяжёлыми считались разбой и поджог дома или гумна (помещения для хранения зерна). Наказывались также татьба (этот термин объединял кражу и грабёж), повреждение чужого имущества и незаконное пользование им.

К преступлениям против семьи и нравственности относили разврат, многожёнство, сожительство с монахиней, изнасилование. Вероотступничество, чародейство, хищение церковного имущества, осквернение могил – преступления против христианской морали и церкви.


Штраф за убийство – вира – выплачивался в княжескую казну. Сорок гривен – это огромная сумма. За неё можно было купить двадцать коров или двести баранов.


Необходимо отметить, что Русская Правда является также важнейшим источником наших знаний о категориях населения Древней Руси. Некоторые из них мы уже назвали. Есть там и такие термины, как закуп, рядович, боярин, русин, гридин, купчина, словенин, изгой, ябетник, мечник и другие. Вероятно, на уроках истории вы разбирались с их родом занятий и правовым положением.

Но вернёмся к видам наказаний за преступления. Полувирье – штраф в двадцать гривен – назначался за нанесение тяжких увечий – лишение руки, ноги, глаза, носа. Штраф за менее тяжкие телесные повреждения и за имущественные преступления назывался продажей. Это могли быть разные суммы, но существенно меньшие в сравнении с вирой.

Закон предусматривал также и денежные компенсации пострадавшим (дополнительно к штрафам). Например, головничество – родственникам убитого, урок – хозяину украденного или испорченного имущества.

Преступник, виновный в разбое, поджоге и казнокрадстве, подвергался потоку и разграблению. Его самого вместе с семьёй изгоняли (позже продавали в рабство), а имущество конфисковывалось или разорялось (растаскивалось) соседями.


Долговое рабство приняло такие размеры, что государство вынуждено было вмешаться в этот процесс. Процент для долгосрочных займов (на несколько лет) не должен был превышать половину суммы основного долга ежегодно.


Подведём итог. Источниками древнерусского права были правовые обычаи, законодательные акты князей, светское и церковное право Византии. Русская Правда – основной юридический документ Древней Руси – содержала нормы уголовного, гражданского, налогового, торгового, процессуального права.


Это своеобразие в отношении к правовым нормам было характерно и для более поздних периодов. Как вы считаете, существует ли оно в современном российском обществе?

Так как основные постановления принадлежали великим князьям, то место возникновения этого памятника является Киев. Возникновение этого памятника может быть отнесено к последней четверти XI в. или к началу XII в. (до 1113 г.).

Устав князя Владимира Всеволодовича знаменует важный момент в развитии основных принципов феодального права. Князь, пришедший к власти после восстания 1113 года, принужден был принять меры к некоторому смягчению классовых противоречий в Киевском государстве, находившемся в процессе дальнейшего феодального распада. Он уменьшил размер процентов, освободил от личной ответственности купцов, обанкротившихся вследствие несчастных случаев, урегулировал отношения между закупами и их господами. Одновременно Владимир Мономах установил основные принципы феодального наследственного права. Он посвятил холопам ряд норм своего законодательства, так как они к этому времени играли важную роль в феодальном хозяйстве. Вопрос о месте и времени издания Устава Владимира Мономаха, на наш взгляд, не вызывает особых затруднений. Устав как сборник законов великого князя Владимира Мономаха был составлен в Киеве между 1113-1125 гг.

Эти списки также возникли в Новгороде в XIV в.

Следует отметить, что Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды числом статей (121), и содержанием. В Краткой есть ссылка на законодательства Ярослава и его сыновей (Ярославичей), в Пространной – на устав Владимира Мономаха, княжившего в Киеве в 1113-1125 гг. В Пространной Редакции в отличие от Краткой можно выделить также устав о закупах, торговое право, банкротский устав, наследственное право. Если в Пространной Правде дан целый устав о холопах, то статьи о холопах в Краткой редакции значительно беднее содержанием. Таким образом, Пространная Правда существенно отличается от Краткой большей развитостью норм гражданского права и разработкой норм, касающихся лиц рабского или зависимого состояния. 20

Исследуя материалы по данному вопросу, можно сделать вывод, что источниками древнерусского права являлось обычное право, нормативно – правовые акты, каноническое (церковное) право. При этоманоническое (церковное) право. являлу, можно сделать вывод, что некоторым сходством общественно-экономического развития.

Основу производственных отношений феодального строя составляет собственность феодалов на средство производства, в первую очередь, на землю. Крестьяне находятся в различных формах зависимости от феодалов, не являясь их полной собственностью. Феодалы имели право на труд крестьян, прикрепленных к земле и вынужденных выполнять повинности в пользу эксплуататоров. Наряду с собственностью феодалов существует собственность крестьян и ремесленников на своё хозяйство, основанное на личном труде. 23

Русская Правда отражает рост феодальной собственности на землю. За перепахивание межи взимался крупный штраф в размере 12 гривен. Это свидетельствует об особой заинтересованности феодалов в усиленной охране своих земельных владений от посягательств смердов. Феодальная собственность на землю становится дифференцированной, поскольку она принадлежит нескольким феодалам, стоящим на разных ступенях феодальной лестницы. Сначала крупным землевладельцем становится князь. Он раздавал свои земли боярам – вассалам, они со своей стороны раздавали полученную землю своим боярам и близким людям. Постепенно полученные за службу князю земли закрепились за боярами и слугами и превратились в наследственные. Эти земли стали называться вотчинами.

Право собственности на движимые вещи возникает раньше права собственности на недвижимость, прежде всего на землю. С того момента, как князья начинают учреждать станы, погосты, ловища и села, начинают раздавать, а родовая знать присваивать земли, населённые смердами, изгоями, свободными общинниками, возникает и право собственности на такие земли. Ведь именно населенные земли представляли значительную ценность. Субъектами права собственности на землю становятся частные лица, феодалы и общины.

Среди способов приобретения права собственности источники древнерусского права выделяют передачу, а практика свидетельствует о давности владения, завладении, отделении плодов.

Передача права собственности осуществлялась на основании договоров (например, купли-продажи, дарения) и наследования, обязательно публично, сопровождалась определенным обрядом, использовались символы. Передача права собственности являлась физическим актом, то есть имущество или символ, олицетворяющий вещь, реально передавались новому собственнику.

Давность владения была способом приобретения права собственности на землю. Владение селами и территориями (волостями) было естественным шагом к возникновению права собственности на них. Давность владения в Древней Руси достаточно близка завладению, чему способствовала некоторая неопределенность границ владений как частных лиц и общин, так и самого государства. Из статей Русской Правды, посвященных феодальному землевладению, видно, что урожай, собираемый в селе феодала, принадлежал ему как хозяину земли. То же можно сказать и о природе скота. Таким образом, отделение плодов и приплод являлись естественными основаниями возникновения права собственности.

Русская Правда говорит об общей собственности детей до раздела наследства отца (ст. 99, 102,103,108 Пространной Правды). Предполагается, что в случае смерти главы семьи до достижения детьми совершеннолетия наследство переходит под управление их матери или опекуна, которые отвечают за сохранность имущества. 26

В праве русского народа право собственности выражалось словом имение, а в состав имения частных лиц входили только движимые вещи.

Говоря о праве собственности нельзя не сказать о наследственном праве. Наследственное право характеризовалось открыто классовым подходом законодателя. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Цель такого порядка наследования заключалась в том, чтобы сохранить недвижимые имущества правящей верхушки и привилегированного слоя в руках этих формирующихся аристократических семейств. В науке был спорен вопрос о существовании в Древней Руси наследования по завещанию. Завещание были, конечно, устными.

В законодательстве нет указаний на наследование восходящих родственников (родители после детей), а также боковых (братьев, сестер). Другие источники дают основание предполагать, что первое исключалось, а второе допускалось.

Закон нигде не говорит о наследовании мужа после жены. Жена тоже не наследует после мужа, но остаётся управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. Если это имущество будет делиться между наследниками, то вдова получает определенную сумму на прожиток. Если вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа. 27

Похожие страницы:

Возникновение древнерусского государства (4)

. система Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником . довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. .

Образование Древнерусского государства. Россия в эпоху средневековья

Государство и право Древней Руси

. ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права, были договоры киевских князей с Византией . , а явилась итогом развития Древнерусского государства. Нормы русского права, как и феодальные отношения, в Киевской Руси .

Становление древнерусского права в Русской правде

. 16 Введение Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником . довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. .

Русская Правда - кодекс феодального права Киевской Руси

Читайте также: