Как грибоедов называет свою рукопись горе от ума в дарственной записке к булгарину

Обновлено: 17.05.2024

1. Укажите годы жизни А. С. Грибоедова:
а) 1799 - 1837
б) 1795 - 1829
в) 1800 - 1835
г) 1803 - 1855
2. В каком году родился Грибоедов?
а) В москве
б) В Петербургу
в) в Орле
г) в Твери
3. В каком учебном заведении учился Грибоедов?
а) в московском университете
4. По профессии Грибоедов был?
а) чиновником министерства внутренних дел
б) дипломатом
в) литератором
г) военным
5. Укажите к какому направлению литературы относится творчество Грибоедова?
а) классицизм
б) сентиментализм
в) реализм
6. В каком году быа закончена автором комедия "Горе от ума"?
а) в 1821
б) в 1824
в) в 1825
г) в 1829
7. Определите какой конфликт является основным ведущим? сюжетообразующим в комедии Грибоедова?
а) Любовный
б) Конфликтный поколений
в) Общественный (между представителями "века нынешнего" и "века минувшего")
г) Психологический? происходящий в душе главного героя
8. Сколько времени длится действие комедии "Горе от ума"?
а) 3 дня
б) 1 неделя
в) 1 сутки
г) 1 год
9. Сколькр времени отсуствовал в Москве Чацкий?
а) 1год
б) 3 года
в) полгода
г) 5 лет
10. Кто из героев сказал о Скалозубе: "И золотой мешок, и метит в генералы"?
а) Софья
б) Фамусов
в) Лиза
г) Чацкий
11. С какой целью едет Чацкий в дом Фамусова после долгого отсутствия?
а) Чтобы обличить фамусовское общество
б) искать покровительства у Фамусова
в) возобновить светские знакомства
г) сделать предложение Софье
12. Выражение "злые языки страшнее пистолета" принадлежит?
а) Фамусова
б) Софье
в) Лизе
г) Молчалину
13. Кто пустил слух о сумашедствии Чацкого?
а) Софья
б) Фамусов
в) Хлестаков
г) Лиза
14. Каким восклицанием заканчивается комедия?
а) Карету мне, карету!
б) Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Мария Алексеевна!
в) . пойду искать по свету гле оскорбленному есть чувства уголок!
г) в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!
15. Кому пренадлежит высказывание о комедии "горе от ума", что в ней 25 глупцов на одного здравомыслящего человека"?
а) И. А. Гончарову
б) А. С. Пушкину
в) А. С. Грибоедову
г) П. А. Катенину
16. Какой персонаж комедии "Горе от уцма" не является представителем "фамусовского общества"?
а) Софья
б) Молчалин
в) Хлестов
г) Князь Федор
17. Кто из перечисленных героев не явдяется внесценическим персонажем?
а) Князь Федор
б) Кузьма Петрович
в) Татьяна Юрьевна
г) Скалозуб
18. Определите авторов следующих высказываний:
а) Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятия-Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежания зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
б) Ученье-вот чума, ученость-вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных резвелось людей, и дел, и мнений.
в) Там будут лишь учить по нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий.
г) Тот нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!! !
1) скалозуб
2) Чацкий
3) Фамусов
4) Молчалин
19. Определите, кому принадлежит следующие высказывание о главном герое комедии.
"Все, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека-с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными. "
а) В. К. Кюхельбекеру
б) А. С. Пушкин
в) И. А. Гончаров
г) А. И. Герцену
20. Назовите автора критической статьи "Мильон терзаний".
а) А. С. Пушкин
б) В. К. Кюхельбекер
в) П. А. Катенин
г) И. А. Гончаров

Впервые над созданием комедии Грибоедов задумался еще в 1816 году, когда находился в Петербурге. Он вернулся из Европы и посетил один светский вечер. Его поразило благолепие общества перед всем иностранным. Публика тогда восхищалась речами француза, а Грибоедов не выдержал и сказал что-то уличительное в его адрес. В этот момент кто-то из общества пустил слух, что писатель выжил из ума. Эта сплетня быстро разнеслась по всему Петербургу.

Горе от ума

Далее судьба комедии развивалась стремительно:

  • 1828 год — Грибоедов уехал на Кавказ, забрал рукопись с собой, но оставил еще один текст Булгарину;
  • 1829 — автор погиб в Тегеране, тетрадь с записями была утеряна;
  • 1831 — состоялась первая постановка;
  • 1833 — комедию напечатали на русском языке;
  • 1875 — публикация текста без искажений.

Когда рукопись напечатали первый раз, цензурой были запрещены многие отрывки — сатира на военных, намеки на политические заговоры, выпады против лести. В то время можно было читать текст только в списках.

Известны случаи, когда к комедии добавляли выдуманные части, которые не писал автор. Полную рукопись напечатали и опубликовали в Москве только в 1875 году.

Мнение критиков

Какую роль играет тема ума в комедии горе от ума

Но критики по-разному отнеслись к опубликованной рукописи. М. Дмитриеву не понравился Чацкий. Он посчитал, что главный персонаж выражает чрезмерное презрение к другим, за что и поплатился в конце комедии. Молодой человек сам не понимает взглядов своих соотечественников, кичится своим образованием и просвещением.

Критически отзывался о характере Чацкого и А. Пушкин. Поэт говорил, что героя можно назвать умным. Но образованный человек должен разбираться в людях и не метать бисера перед теми, для кого он ничего не значит. П. Вяземский назвал главного героя позером, крикуном, хоть и довольно умным. А В. Белинский после некоторых рассуждений сменил негативное мнение положительным. Согласно его утверждениям, Чацкий умеет вести конструктивный диалог, разбирается во многих тематиках и явно выказывает негодование при общении с гнилым ничтожным обществом и даже семьей Фамусова. Жизненные идеалы старых дворян кажутся ему нелепыми и абсурдными.


А в статье И. Гончарова сказано, что Чацкий является самым умным персонажем комедии. Такие, как он, всегда встречаются на стыке двух эпох. Способность распознавать людей, по мнению критика, у молодого человека есть. Ведь он пришел в дом Фамусовых только на свидание с Софьей и не собирался излагать свои взгляды. Но его задело отношение отца девушки, и юноша не смог сдержаться.

Сам Грибоедов выказывает положительное мнение о Чацком, а остальных героев называет глупцами.

Но драматург так выстроил ключевой конфликт, что становится понятно, какую роль играет тема ума в комедии. Каждая из сторон считает себя образованнее и просвещеннее.

  • Автор: А. С. Грибоедов
  • Произведение: Горе от ума
  • Это сочинение списано 62 092 раз

У каждого из героев комедии есть своё определение умного человека.

Чацкий — полная противоположность Молчалина. Он умён, у него есть сердце, при этом он безукоризненно честен. Речь Чацкого метка и выразительна, полна иронии и негодования. Любовь его к Софье бескорыстная и честная. Герой — патриот, верящий в силы русского народа, его талантливость. Его раздражает подражание всему иностранному. Он хочет служить настоящему делу, а не унижаться ради чинов. Ум Чацкого — это ум передового человека. Но общество не принимает его взгляды, так как они противоречат укладу московского дворянства.

Софья — девушка неглупая. Ум её тоже практический. Ведь все знания о жизни она черпает из французских сентиментальных романов. Поэтому её возлюбленным становится Молчалин. Всё, как в романах: бедный юноша, которого полюбила девушка из знатной семьи.

Посмотрите эти сочинения

Фамусовское общество

Описание ума для Фамусовых и его гостей заключается в умении приспосабливаться к любым условиям. Главное для таких аристократов — получить материальную выгоду в любой ситуации. Показателей жизненного успеха несколько:

  • количество крепостных;
  • чин и титул;
  • заключение выгодного брака;
  • размер состояния;
  • недвижимость и предметы роскоши.

Чему учит комедия горе от ума

Подобным образом ведут себя Молчалин и даже Софья. Они считают безумцем того, кто предпочитает учебу продвижению по службе, открыто выказывает свои мысли и взгляды, не лицемерит и не льстит. Но многие представители общества, собранного в домашнем кругу, признают отличия между своим мнением и логикой Чацкого.

Ведь у поколений разный житейский опыт, взгляды и нравственные ценности. Но мораль молодого человека несет угрозу для привычного существования аристократов.

Популярные сочинения

  • Птицы — наши друзья — сочинение
    Птицы на протяжении всех веков были верными спутниками человечества. Они не только украшают наш мир своими цветными перышками и прекрасным пением, но и трудятся на благо человечества и приносят много пользы
  • Сочинение Аудиокниги — это хорошо или плохо?
    Ни для кого не секрет, что в 21 веке, в связи с техническим прогрессом, все чаще происходят ожесточенные споры по поводу того, чему лучше отдать предпочтение: классической книге или ее аудиоверсии.
  • Сочинение Какого человека можно назвать добрым
    Кто является добрым человеком? Где найти такого человека? Этот человек будет совершать добрые дела, окажет поддержку, защитит от неприятностей и не просить ничего взамен

Логика Чацкого

Ум для Чацкого заключался не в тех же ценностях, что и для Фамусова. Юноша считает, что нельзя безмерно пользоваться подаренными судьбой привилегиями. Образование хотя и является обязательным условием ума, но и его недостаточно. Гораздо важнее свободно выказывать свои взгляды и мысли, стараться менять мир под себя.


Он крайне недоволен тем, что глава ученого комитета требует, чтобы грамоту никто не знал. На такой должности с подобными взглядами долго продержаться не получится. Высмеивал Чацкий и слуг Фамусова, которые старались спасти его жизнь и честь. Пользоваться предоставленными благами самостоятельно он не рекомендует, ведь нужно как-то поощрить умный народ, избавивший монархию от нападок Наполеона.

Молодой человек говорит, что нельзя удержаться при дворе, если вести себя, как родственник Фамусова. Уже не хватает просто угождать и выказывать преданность властям, нужно заниматься своими делами и тщательно выполнять обязанности. Все это знакомит читателя с точкой зрения самого автора: приспосабливающийся к жизненным условиям человек мыслит шаблонами.

Грибоедов показывает отличия не просто между разными поколениями. Ведь у Чацкого и Молчалина небольшая разница в возрасте. Хотя последний сделал карьеру и занял определенное место в обществе, образованному юноше не нравится поведение его соперника.

Чацкий говорит, что умный человек может хотя бы кратко выразить свои мысли, он не должен зависеть от окружающих.

Сочинение на тему горе от ума

Согласно его мнению, аристократическое общество уже не соответствует требованиям времени. Большинству дворян нужно поменяться, но многие из них не могут или просто не хотят этого делать. Вместо этого Фамусовское общество продолжает бороться с позицией Чацкого. Аристократы просто объявили своего оппонента сумасшедшим. Его изгнали из общества, после чего Фамусов стал чувствовать себя спокойнее. Но долго это не продлилось, ведь Чацкий не единственный в своем роде.

И любой, кто вступает в борьбу с уже устоявшей системой принципов, станет изгоем.

Презентация на тему: „ П роблема „ума“ в комедии А.С. Грибоедова „Горе от ума“ Презентацию подготовили ученики 9 „Б“ класса школы №40 Мухина Светлана и Харисов Дамир.

Павел Афанасьевич Фамусов Цитаты Фамусова : Скромна, а ничего кроме п роказ и ветру на уме. Умна была, нрав тихий, редких правил. Для Фамусова „ум“ – средство, с помощью которого человек может добиться материального богатства и признния в обществе. Он сторонник самодержавия и крепостничества, консерватор, ему не нравятся новые идеи просвещения и имено в просвещении он видит причины многих проблем современнго общества и отдельного человека. Павел Афанасьевич Фамусов

Софья Павловна Фамусова Цитаты Софьи : Да этакий ли ум семейство осчастливит… Он слова умного не выговорил сроду, — Мне всё равно, что за него, что в воду. Для Софьи „ум“ не имеет значения. Ей важно, чтобы человек, с которым она общается и проводит время, был интересным собеседником, который может выслушать, понять, поддержать и высказать свое мнение

Алексей Степанович Молчалин Цитаты Молчалина : В мои лета не должно и меть с воё суждение иметь. Ведь надобно зависеть от других. Молчалин постоянно подвляет свои идеи, он только соглашается с идеями фамусовского общества, боясь огорчить своего начальника. Фамусову это безусловно очень нравится, он доволен своим подчиненным Алексей Степанович Молчалин

Сергей Сергеевич Скалозуб Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. Скалозуб – военный, ему не свойственны красноречие и романтика. Он считает, что учить нужно только основам, хотя сам называет себя философом, судящим о путях, по которым можно доюиться успеха на службе.

Репетилов Да умный человек не может быть не плутом. Когда ж об честности высокой говорит. Репетилов – страстный поклонник ума и таланта Чацкого, он поддерживает его и дорожит его доверием и дружбой.Репетилов считает, что ум помогает человеку выжить в обществе, при этом не потеряв своё „я“

Александр Андреевич Чацкий А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? Как платья, волосы, так и умы коротки. Чацкий открыто высказывает свою точку зрения, не боясь общественного мнения. Он противник самодержавия, крепостничества, чинопочитания и любви к деньгам. Больше всего в человеке ему интересен внутренний мир, мысли и логика собеседника.

Читайте также: