Как гражданин может принимать участие в политической жизни обществознание 9 класс

Обновлено: 18.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - формирование компетенций гражданственности.

Урок в 9 классе по обществознанию по теме:

Цель урока: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.

Образовательные: сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре; помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений.

Развивающие: развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Воспитательные: способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран, Конституция РФ, сканворд, карточки с заданиями, тесты.

I. Орг. момент. Слайд 1

- Запишите домашнее задание.

- Сегодня на уроке мы с вами должны определить могут ли граждане участвовать в политической жизни, кто может участвовать в управлении делами государства и может ли рядовой гражданин влиять на политику.

III. Повторение ранее изученного.

- Давайте вспомним историю Древнего мира. Где в V веке до н. э. существовала ДЕМОКРАТИЯ?

1. В Древней Греции в V веке до н.э. уже существовала ДЕМОКРАТИЯ. Высшая власть принадлежала Народному Собранию, т.е. гражданам. Народ принимал участие в принятии Законов тоже путем голосования. Голосовали они черными и белыми камушками.

2. В Древней Спарте, чтобы принять какое-либо решение, созывали Народное Собрание. Перед Собранием проходили претенденты на какую- либо должность. Каждого из них встречали криком. В соседнем доме запирали несколько спартанцев, которым доверяли остальные. Им было все слышно, но ничего не видно. Избранным они объявляли того, за кого, как им казалось, кричали громче.

-Давайте ответим на вопросы: Слайд 4

1. Что обозначает слово ГРАЖДАНИН?

2. Какое общество мы называем ГРАЖДАНСКИМ?

3. Что обозначает слово – ПОЛИТИКА?

4. Какова РОЛЬ ПОЛИТИКИ в жизни общества?

5. Перечислите мне ПРАВА человека и гражданина.

6. Каковы ОБЯЗАННОСТИ граждан?

IV. Изучение нового материала. Изучение ведется в форме рассказа, беседы, выполнения практических заданий.

- Запишите план урока в тетрадь: Слайд 5

1. Выборы, референдумы.

2. Право на равный доступ к государственной службе.

3. Обращения в органы власти.

4. Другие пути влияния на власть.

5. Значение свободы слова.

6. Опасность политического экстремизма.

7. Политика – дело каждого.

- Статья 32. Слайд 6, 7

- Выборы в РФ происходят путем тайного голосования.

-Давайте выполним задание №1. Слайд 8

- Избирательное право. Слайд 9

- Право быть избранным. Слайд 10, 11

- Давайте выполним задание №2. Слайд 12

-Конституция РФ. Слайд 13

2. «Право на равный доступ к государственной службе. Слайд 14

3. «Обращение в органы власти. Слайд 15

- Давайте выполним задание №3. Слайд 16

После задания №3 учитель проводит ФИЗМИНУТКУ.

4. Другие пути влияния на власть. Слайд 17

- Давайте выполним задание №4. Слайд 18

5. Значение свободы слова. Слайд 19

6. Политический экстремизм. Слайд 20

7. Является ли политика – делом каждого? Слайд 21

V. Закрепление нового материала. Слайд 22

2. Определения.

- Итак, давайте дадим определения таким понятиям как: Слайд 23

выборы, референдум, Конституция РФ, митинг, избирательное право, экстремизм.

VI. Итог урока.

- Сейчас подведем итог урока и ответим на вопросы:

1. Могут ли граждане участвовать в политической жизни?

2. Кто может участвовать в управлении делами государства?

3. Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

VII. Оценки.

- Урок окончен, спасибо за работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.)

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.)

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.)

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти)

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.)

Избирательное право не является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит не всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства.

Также избирательным правом обладают лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными.

Всеобщее избирательное право не является признаком демократии.

Выборы в нашей стране проводятся путем открытого голосования.

Найдите в тексте 5 ошибок!

Ответьте на вопросы:

Что такое ВЫБОРЫ?

Как вы понимаете ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО?

Какие возрастные цензы существуют?

Что вы можете рассказать о Конституции РФ?

Что говорится в статье 32 Конституции РФ?

1. Я, Сизова Елена Ивановна, проживающая по адресу: ул. Октябрьская д.12, кв. 6, прошу провести ремонтные работы в связи с тем, что в период начала отопительного сезона у меня в квартире течет батарея.

3. Прошу выплатить моему ребенку – Павловой Анне Сергеевне 2004 года рождения пособие в связи с потерей кормильца.

4. Прошу предоставить мне декретный отпуск по уходу за ребенком в возрасте 1,5 лет.

5. Мы, ниже подписавшиеся, на добровольных началах решили обеспечивать кормами и лекарствами приют для бездомных животных ежемесячно на протяжении года.

Вопросы к сканворду:

1. Процесс избрания депутатов в Государственную Думу. 2. Искусство управления государством. 3. Власть народа. 4. Его называют всеобщим. 5. Массовое собрание. 6. Что есть у гражданина помимо прав?


А. Действующая Конституция РФ была принята:

На заседании Государственной Думы

Постановлением Президента РФ

Б.Участие в выборах

Активное выступление на митинге

Голосование против правящей партии

В. Верно ли, что:

А. Выборы могут быть прямыми и многоступенчатыми.

Б. В выборах участвуют все проживающие на территории нашей страны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Г. Верно ли, что:

А. Свобода слова в нашей стране ограничена официально установленной цензурой

Б. Свобода слова исключает нарушение прав человека

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Кандидат в депутаты

А. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:

на применение силы в качестве метода убеждения

на использование огнестрельного оружия

на равный доступ к государственной службе

на всеобщее профессиональное образование

Б. Кто имеет право участвовать в выборах в Государственную Думу?

Гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства

Гражданин иностранного государств, постоянно проживающий на территории РФ

Гражданин РФ, находящийся под следствием

В. Верно ли, что:

А. Политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих угрозу для общества и государства.

Б. Любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм как метод борьбы за власть.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Г. Верно ли, что:

А. Политика – это мысли, идеи о добрых поступках.

Б. Политикой интересуется каждый гражданин страны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Читайте также: