Как говорить с детьми о терроризме пособие для родителей

Обновлено: 28.06.2024

Говорить с детьми о терроризме надо честно, собственно как и о любом другом серьезном предмете. Если вы предпочитаете не поднимать сложные темы, пока ребенок сам не задаст вопросов, дождитесь этих вопросов. Если вы любите работать на опережение, говорите так, чтобы ребенка не испугать. У вас наверняка есть опыт разговоров с ребенком о тех опасностях, которые подстерегают его в большом городе. Вспомните, как вы учили его переходить дорогу: дети знают, что от автомобиля исходит опасность, но они не боятся его. То же самое и с терроризмом.

Отвечайте детям на их прямые вопросы, какими бы странными они вам не казались. Конечно, очень сложно честно беседовать с маленьким ребенком о таких непростых вещах и при этом его не напугать. Важно, чтобы он понял, что это опасно, но при этом не начал бояться всего вокруг. Надо рассказать ребенку, кто такие террористы так же, как вы объясняли, кто такие дяди, которые предлагают конфетку или игрушку и зовут с собой. Вы же объясняли ребенку, как себя вести, если к нему подходят незнакомые люди на улице? Вот точно так же спокойно объясните ребенку, что делать в той или иной опасной ситуации, связанной с терроризмом. Например, если ребенок оказался в толпе бегущих людей, он должен спрятаться за каким-нибудь укрытием, стараться не упасть и так далее. Если ребенок увидел подозрительный предмет, он должен сообщить об этом взрослым.

Если ваши дети старше, объяснения должны иметь более рациональный характер: скажите, что террористы все-таки встречаются очень редко, что места, где бывает ребенок, хорошо охраняются, и что рядом всегда есть взрослые, к которым можно обратиться. Более подробно расскажите ребенку этого возраста, как ему следует себя вести.

КТО НАС ЗАЩИЩАЕТ

В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходимы чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, никто не застрахован от различных опасностей. Большой город может встретить нас недружелюбно: угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники-террористы любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Это они способны организовывать взрывы и убийства. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае?

От кого нас защищают

Нас защищают от террористов. Это злые и хитрые люди, хотя внешне они могут выглядеть вполне обычно. Выделить их из толпы очень непросто. Террористам не важно, против кого они совершают свои преступления. Им все равно, кого убивать - детей, взрослых, стариков. При этом они могут говорить много красивых слов, выдвигать гневные требования, пытаться внушить всем нам, что они делают благородное дело. Себя преступниками они не считают.

Кто нас защищает

Защитить нас и прийти на помощь готовы люди разных профессий. Задача разведчиков - определить, готовится ли какое-либо злодеяние или нет, и от кого исходит опасность. Пограничники не пустят террористов в нашу страну, милиция арестует преступников, а спасатели и врачи окажут помощь тем, кто попал в беду. Все они - профессионалы, работают быстро и четко. Они - единая команда. Но чтобы эта команда выполняла слаженную работу и действовала как один механизм, создана специальная организация - Национальный антитеррористический комитет (НАК), которой подчиняются все те, кто борется с общим злом - терроризмом.

Как нас защищают

У людей, работающих в НАКе, мало свободного времени и практически нет выходных. Они выбрали эту нелегкую профессию для того, чтобы мы могли жить спокойной, привычной для нас жизнью: ходить в школу, на работу, встречаться с друзьями, путешествовать… Милиционеры ловят преступников, врачи лечат людей. Но, если террористам все же удается осуществить свои грязные замыслы, например, захватить в заложники детей в школе(как это было в Беслане) или взорвать жилой дом (как в Москве и ряде других городов России) - НАК становится единой командой, где каждый знает, что именно ему надо делать в экстренной ситуации и как помочь людям, попавшим в беду.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ ДЕТИ.

Эти вопросы дети задали сотрудникам Федеральной службы безопасности России.

  • Если у меня есть газовый баллончик, как его лучше использовать против террористов?

Детям не стоит применять газовые балончики, электрошокеры и другие средства против террористов. Это взрослые и очень злые люди, которым ребѐнок не в силах оказать сопротивление.

  • Может ли такими средствами воспользоваться взрослый?

Нет, если он не имеет специальной подготовки.

  • Что нужно делать, если на тебя (или на другого заложника) повесили бомбу?

Если на человеке находится бомба, если он прикован наручниками, нужно без паники голосом или движением руки дать знать об этом сотрудникам спецслужб. При планировании спецопераций мы осуществляем контроль мест содержания заложников, поэтому если человек регулярно будет повторять: "На мне бомба, на мне бомба", то те, кому надо, это услышат.

  • Что делать если тебе угрожают пистолетом?

Только одно: выполнять требования террориста и ждать, когда его обезвредят. Главная цель заложника в такой ситуации - спасти собственную жизнь.

  • Что делать, если в помещение попала газовая шашка?

Упасть на пол. Если есть какая-нибудь влажная ткать, накрыть ею лицо, чтобы было легче дышать.

  • Что делать, если ты оказался под завалом?

Если произошѐл внезапный взрыв, и человек оказался засыпанным, ему нужно:

1) найти свободное место, куда он мог бы переместиться;

2) если под рукой есть обломки стола, парты - постараться укрепить то, что находится над его головой;

3) ждать, когда его обнаружат, не предпринимая попыток самостоятельно выбраться из-под завала;

4) громко давать о себе знать, когда в ходе спасательных работ, согласно общему правилу, каждый час перестают работать механизмы и устанавливается минута молчания - для обнаружения пострадавших.

Памятка населению при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.

В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.

Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.

Во всех перечисленных случаях:

- не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;

- зафиксируйте время обнаружения предмета;

- постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;

- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем).

Помните : внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.

Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

При обнаружении подозрительного предмета немедленно сообщите в полицию.


В сети можно найти довольно много советов и инструкций о том, как действовать, чтобы выжить при нападении стрелка-террориста, подобного керченскому. Правда, часто они противоречивы, невнятны, а некоторые даже и вредны. Мы решили поговорить с сотрудниками силовых ведомств и составить понятный алгоритм действий, которому можно будет научить вашего ребенка – школьника или студента.

1. Бдите

Подозрение должно вызывать все – повышенный интерес к оружию или взрывчатке, расстрелам в школах, личностям печально известных стрелков, шутки на тему смерти и убийств. Будьте внимательны, это может оказаться первым симптомом. Немедленно сообщайте о любом подозрении учителю и родителям. Не бойтесь показаться ябедой и увлекайте своим примером других.

Большинство стрелков рассказывали о своих планах как минимум одному человеку. Но мало кто из осведомленных сообщил об этом в полицию. Потому что не верили и относились как к шутке. Так вот – верьте!

Шутки кончились. Верьте в самые фантастические угрозы и немедленно сообщайте о них. Пусть полиция разбирается – шутник ваш одноклассник или он – потенциальный террорист.

Будьте внимательны и все примечайте. Кто-то зашел в школу с большой тяжелой сумкой или коробкой? Сообщите учителю и охраннику. Это кто-то посторонний? Тем более сообщите! Сантехник, строитель, родитель – кем бы он ни был на самом деле. Хоть полицейский или врач скорой в форме. Если вы не видели его раньше, не знакомы и не знаете, что он несет – немедленно сообщайте. Знайте, что некоторые террористы специально переодевались в форму или спецодежду, чтобы не вызвать подозрений.

2. Бегите

Услышали стрельбу – бегите. Не проверяйте, петарды ли это, хлопушки или настоящие выстрелы. Просто бегите. Если стреляют за дверью и если это первый этаж – бегите через окно. Главное – бежать ОТ звуков выстрелов, а не НА звуки. Чем быстрее вы окажетесь подальше – тем больше у вас шансов. Почти все, убежавшие с мест стрельбы – спаслись.

От страха люди могут впадать в ступор. Если кто-то застыл и не убегает – тащите, толкайте, да хоть бейте – лишь бы тот побежал.

Забудьте о вещах – рюкзак, телефон, планшет и так далее. Не возвращайтесь ни за чем, оставьте, бросьте и бегите. Потом отыщется. Или не отыщется – не страшно. Лучше остаться в живых без телефона, чем глупо рисковать собой из-за вещи. Все можно купить, кроме жизни.

Избавьтесь от слишком яркой куртки или другой верхней одежды. Если террорист начнет стрелять по убегающей толпе, он будет целиться прежде всего в яркие пятна.

Не бегите куда попало, бегите к выходу – двери, окну, пожарному выходу, на первый этаж. Если окно ближе, чем дверь – не сомневайтесь, бегите через окно. Чем больше выходов используют убегающие, тем лучше. Давка в дверях – самое ненужное в такой ситуации.

На улице не останавливайтесь, бегите как можно дальше от здания. Оно может быть заминировано. Отбежав, лучше всего скрыться за какой-то преградой – другим зданием или автомобилем.

Не бегите сразу к полицейским. Во-первых, вы просто помешаете им работать, во-вторых, именно рядом с ними может оказаться небезопасно. Полицейский – потенциальный участник перестрелки с преступником. Задача полицейского – остановить и обезвредить негодяя, а не успокаивать напуганных граждан.

Убежав, звоните родителям, сообщайте о случившемся. Не допустите, чтобы папа или мама, не зная, где вы и что с вами, в истерике побежали искать вас в здание, где еще может быть опасно.

Помните, что не существует универсального совета, как действовать при стрельбе. Более того, некоторые инструкции могут противоречить одна другой, потому что писались в разное время, после разбора конкретных ситуаций, из которых в одних людям помогло спастись бегство, а в других — укрытие. Поэтому не рассчитывайте только на бегство.

3. Прячьтесь

Не всегда бывает можно убежать, например, это могут быть верхние этажи или террорист отрезал путь к выходу. Тут нужно прятаться. В американских школах существует концепция безопасности, по которой учитель при тревоге должен запереться вместе с детьми в каком-нибудь помещении, забаррикадироваться и ждать полиции. Возможно, это будет лучшим вариантом. Слушайте учителя, выполняйте его указания.

У стрелка мало времени на то, чтобы ломиться в каждую запертую дверь. Заприте ее так крепко, насколько можно, любыми средствами. Подпереть шваброй, завязать брючным ремнем, завалить партами и шкафами – сгодится все. Чем трудней будет открыть дверь снаружи – тем больше у вас шансов выжить.


Позвоните в полицию – лучше пусть это сделает учитель или кто-то один, не нужно забивать канал связи и создавать шум в помещении.

Если возможно – выключите свет и соблюдайте тишину. Отключите звуки телефонов. Зажмите рот плачущим. Замрите.

Если вы сами по себе – оказались в коридоре на перемене, вышли в столовую или туалет и не можете покинуть здание – ищите убежище. Подальше от звуков стрельбы. Просто залезть под парту – не лучшая идея. Лучше спрятаться в шкафу, вентиляционной шахте или чуланчике со швабрами уборщицы.

Оценивайте убежище с точки зрения его крепости и надежности. Пулю остановит кирпичная стена, стальной сейф, банкомат, возможно – набитый книгами шкаф. Гипсокартонная стена, крышка парты, стенка шкафа, дверца туалетной кабинки – не остановят.

Если у вас в руках набитый книгами рюкзак, ранец или сумка – прикройтесь ею. Толстая стопка книг может остановить пистолетную пулю или заряд дроби.

4. Деритесь

Самый плохой вариант. Но бывает, что другого просто нет – или вы, или вас. Не пытайтесь геройствовать, когда можно убежать или спрятаться. Но будьте готовы ко всему. Может случиться, что если вы не помешаете преступнику – он убьет вас.

Чтобы помешать – не обязательно сразу кидаться на стрелка. Включайте мозги, используйте все доступные средства. А еще лучше – обдумайте все заранее и держите в голове на всякий случай.

Пожарная сигнализация, средства пожаротушения – ваши союзники. Используйте их. Поджигайте зажигалкой датчики дыма. Открывайте пожарные гидранты – пусть террорист поскользнется на луже. Переворачивайте кофематы, шкафчики и все, что на пути – это хоть как-то замедлит приближение убийцы.

Попался огнетушитель? Отлично! Срывайте пломбу и вперед. Создайте порошковую завесу в коридоре, чтобы негодяй не мог стрелять прицельно.

Самый крайний случай для учителей и учащихся старших классов – силовой контакт.

Не дай Бог, чтобы до этого дошло, но помните, что во многих случаях безоружные граждане сумели обезвредить стрелков. По возможности – действуйте не в одиночку. Вооружитесь подручными предметами – швабра, ремень, доска, бутылка, карандаш – всем, чем можно нанести урон. Огнетушителем можно ослепить террориста. Стулья и прочую мебель лучше не использовать – они громоздкие и неудобные.

Если бьете – бейте изо всех сил, приоритетные цели – глаза, голова и оружие. Если удастся повалить преступника на пол, прижмите его вместе с оружием, а потом старайтесь вырвать его.

Очень серьезно могут помочь знания об оружии, хотя бы базовые.


Многих стрелков обезвреживали именно благодаря знаниям об их оружии – сколько патронов в магазине, сколько времени занимает перезарядка, какие бывают задержки при стрельбе и как они устраняются. Любая задержка – это ваш шанс. Лучшее время для нападения, когда стрелок наиболее уязвим и наименее опасен.

Не бойтесь ударить, причинить вред террористу. Пусть даже это ваш одноклассник, однокурсник или друг. Забудьте – друга больше нет. Есть чужой, агрессивный, безумный и крайне опасный человек. Убийца, готовый убить вас. Не заговаривайте с ним, не пытайтесь успокоить словами, не смотрите ему в глаза. Просто действуйте.

3 Если все же бедствие произошло, не мешайте работе спасателей, полицейских, врачей, пожарных. Поведение детей в опасной ситуации: если взяли в заложники Действия и поведение детей в чрезвычайных ситуациях должно быть четко скоординированным, ни в коем случае нельзя поддаваться панике. К сожалению, возможны ситуации, когда вы или ваши знакомые оказываются в заложниках у террористов. В этом случае надо помнить следующее. Обычно возможность скрыться с места захвата есть только в первые минуты теракта. Если рядом с вами нет террористов, если вас никто не видит, и вы можете скрыться, нельзя стоять на месте, следует как можно скорее убежать с места захвата. Не пользуйтесь электрошокерами, газовыми баллончиками, потому что террористы злые люди, которым ребенок, оказавшийся в экстремальной ситуации, и даже многие взрослые не смогут оказать сопротивления. Если скрыться нельзя, то верьте: вас обязательно спасут и освободят. Но сделают это не сразу. Поэтому надо настроиться на то, что какое-то время, возможно несколько дней, вы будете находиться вместе с террористами. Ни в коем случае не нужно кричать, высказывать свое возмущение, громко плакать, потому что террористы очень часто агрессивны и злы. Плач и крики только еще больше раздражают и озлобляют террористов. Так же нужно быть готовыми к тому, что в течении длительного времени вам не дадут есть и пить. Поэтому надо экономить силы. Если не будет возможности ходить, необходимо напрягать мышцы рук и ног, шевелить пальцами. Не делайте резких движений это озлобляет террористов. И взрослым, и детям в случае ЧС нельзя впадать в панику. Думайте о чем-нибудь хорошем, вспоминайте книги, решайте в уме математические задачи, молитесь. Слушайте и запоминайте, о чем разговаривают террористы, как они выглядят, но делайте это как можно более незаметно. И помните, что с террористами ведут переговоры, и вас освободят! Если вы поняли, что начался штурм, надо держаться как можно дальше от окон и дверей. Старайтесь найти укрытие и быть на максимально возможном расстоянии от террористов. Ни в коем случае не хватайтесь

4 за брошенное террористами оружие! Если вы ранены, старайтесь как можно меньше двигаться это уменьшит кровопотерю. Если террорист угрожает вам оружием, надо выполнить все его требования, потому что ваша главная задача спасти свою жизнь. Если раздаются хлопки свето-шумовых гранат (когда яркий свет бьет в глаза, звук ударяет по ушам или вы почувствовали резкий запах дыма), надо упасть на пол, закрыть глаза, не тереть их, закрыть голову руками и ждать, пока спасатели не выведут вас из здания. После освобождения надо обязательно сказать спасателям свои имя, фамилию, адрес, где вы живете. Поведение детей в опасной ситуации: если произошел взрыв При угрозе взрыва помните главное правило: никогда не трогайте подозрительные предметы или оставленные кем-то вещи. Если вы увидели оставленную кем-то сумку, портфель, игрушку, мобильный телефон или другой предмет даже не приближайтесь к нему, а сообщите о находке взрослым. Первое действие взрослых и детей в ЧС, когда произошел взрыв - упасть на пол. Если в здании или в помещении, где вы находитесь, произошел взрыв, главное сохранять спокойствие. Будьте уверены, что сможете выбраться. После того как взрыв произошел, надо как можно скорее покинуть это здание. Ни в коем случае не задерживайтесь для того, чтобы собрать свои книги, игрушки, другие вещи, или для того, чтобы позвонить. Если вокруг вас падают вещи, мебель, обломки, срочно спрячьтесь под партой или столом, пока не прекратится падение вещей, затем быстро бегите из помещения. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом! В случае возникновения пожара после взрыва необходимо пригнуться как можно ниже или даже ползти, при этом стараясь выбраться из здания как можно быстрее. Ребенок, находящийся в подобной экстремальной ситуации, должен обмотать лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них. Поведение детей в опасной ситуации: под завалом Если вас завалило, не старайтесь самостоятельно выбраться. Осмотритесь, есть ли вокруг вас свободное место, в которое вы могли бы

Что такое терроризм: для детей

Что такое терроризм?

Шанс попасть в такую ситуацию очень мал, но, к сожалению, современный мир становится все более опасным, и поэтому каждому человеку не помешает знать, что такое терроризм, как обезопасить себя и своих близких от этого, как действовать, попав в заложники к террористам.

Правила поведения при угрозе террористических актов

Конечно, находится в постоянном напряжении и страхе не стоит, это не поможет, а только приведет человека к состоянию психологического истощения. Однако, рекомендуется быть осмотрительным и обращать внимание на то, что происходит вокруг. Особенно настороже будьте в общественных места (супермаркетах, метро, вокзалах и других помещениях с большим скоплением людей) и обращать внимание на происходящие события.

  1. Старайтесь как можно лучше ориентироваться в пространстве и в случае опасности знать, где расположены основные и запасные выходы. Эти знания важны в принципе, и способны помочь не только во время террористического захвата, но и во время пожара и чрезвычайных ситуаций.
  2. Рекомендуется быть настороже по отношению к чужим сумкам, багажам, пакетам. Не стоит по просьбе незнакомцев брать чужие вещи. А если вы видите сумку или сверток, брошенные и не имеющие хозяина, найдите представителя службы безопасности и сообщите ему об увиденном. В таких предметах могут находится взрывные устройства. Не стоит также трогать и пинать вещи, кажущиеся вам безопасными – сотовые телефоны, игрушки, банки из-под напитков или прочие предметы. Заметив объект, находящийся в странном для него месте, постарайтесь узнать у окружающих, кто хозяин этой вещи. В случае, если предмет оказался бесхозным, попросите людей отойти от него подальше. Вызовите полицию и дождитесь их приезда.
  3. В случае, если заметили мобилизацию правоохранительных сил, не стоит проявлять любопытство и идти к месту сбора. Район может быть опасен. Бежать не нужно, вас могут принять за злоумышленника. Да и большое количество свидетелей мешает проведению спасательных операций.

Если вы слышите взрыв или выстрелы, немедленно падайте на землю. Если по близости есть безопасные места, постарайтесь до них добраться. В противном случае прикройте голову руками.

В случае эвакуации старайтесь находиться подальше от окон, стеклянных дверей и витрин. Детям рекомендуется следовать указаниям взрослых.

Если вам стала известна какая-либо информация о готовящемся теракте, сообщите об этом правоохранительным органам. Осмотрительность лишней никогда не бывает.

Правила поведения при захвате и удержании заложников

Если все же вы оказались на месте заложника, старайтесь соблюдать правила поведения, характерные для подобных ситуаций:

  • старайтесь беспрекословно выполнять все требования террористов, если это не угрожает вашей жизни;
  • Не ссорьтесь и не провоцируйте захватчиков;
  • Постарайтесь отвлечься от ситуации, осмотрите подробно место, в которым вы находитесь и людей рядом с вами;
  • Отметьте возможные пути отхода или безопасные места. Эта информация поможет вам в ситуации штурма;
  • Отдайте террористам все личные вещи, которые они требуют.

Что делать, если есть угроза террористического акта.jpg

Если вы оказались в числе освобожденных заложников, постарайтесь рассказать представителям спецслужб все подробности происходящей ситуации: какое количество террористов и заложников в помещении, какое оружие есть у преступников, где они располагаются, в каком физическом и психологическом состоянии находятся захватчики и заложники и все, что вы успели запомнить.

В каком возрасте можно говорить с ребенком о терроризме?

Вряд ли слишком маленький ребенок будет интересоваться у вас что такое терроризм. В случае, если только он увидит об этом по телевизору или где-то услышит. Детям до шести лет не нужно рассказывать об этом феномене в подробностях. Не загружайте их мозг лишней информацией. Лучше всего отвечайте на конкретные вопросы. Объясните ребенку то, что его интересует. Положительно на малыша повлияет общий, семейный разговор на тему терроризма. Ребенок осознает, что эта проблема волнует и интересует не его одного, но взрослые чувствуют себя спокойно и могут свободно обсуждать эту тему.

Как рассказать о терроризме дошкольникам

Детей шести-девяти лет тоже не стоит заваливать подробностями. Упор следует сделать на практическую часть вопроса. Через игры с ребенком можно отработать способы поведения в чрезвычайных ситуациях. Делайте акцент на том, как правильно, а как неправильно поступать в той или иной ситуации.

Как рассказать о терроризме младшим школьникам

Чрезвычайно важный момент: транслируйте детям чувство безопасности. Объясняйте то, что террористов в мире намного меньше, чем простых людей. Говорите о том, что шанс попасть в такую ситуацию минимален. Ребенок должен знать, что выход есть даже из самой сложной ситуации и терять надежду нельзя.

Как рассказать о терроризме старшим школьникам

Что такое терроризм.jpg

По-другому дело обстоит с подростками. Дети старше девяти лет уже начинать осознавать чувство ответственности за себя и за близких. С ними о терроризме следует разговаривать подробнее. Подростки должны знать, что из себя представляет терроризм, какие существуют разновидности, какие цели и причины лежат в основе страшных преступлений. В силу того, что ребенок подросткового возраста уже может действовать самостоятельно, с ним необходимо рассматривать варианты террористических актов и стратегии поведения в данных ситуациях.

В какой момент стоит начинать подобный разговор

В связи с участившимися террористическими преступлениями, вряд ли родителям удастся избежать разговора об этом с детьми. Поэтому стоит подготовится к этому заранее. Самим взрослым следует иметь минимальную информацию о терроризме, чтобы передать знания детям. Да и подготавливать детей к сложным жизненным трудностям – одна из главных функций родителей. Чем большей информацией обладает ребенок, тем уровень тревожности ниже.

Советы психологов

Если взрослые чувствуют себя менее беспокойно, если террористический акт произошел далеко от места их проживания, то для детей географические границы не имеют значения. Они остро относятся к любым опасным ситуациям. Постарайтесь ограничить детей от просмотра роликов, новостей, передач, в которых присутствуют кадры, способные нарушить хрупкую детскую психику. А если все же ваш ребенок увидел что-то подобное, успокойте его и дайте понять, что он в безопасности и ему не о чем беспокоится.

Постарайтесь как можно раньше донести до ребенка информацию о том, что стоит соблюдать определенные правила ради собственной безопасности. Разыгрывайте с ним сценки потенциальных опасных ситуаций и учите, как правильно следует себя вести (например, незнакомец просит открыть дверь и впустить его в дом а родителей нет; незнакомые женщина или мужчина приглашают ребенка сесть к в машину и поехать покататься).

Читайте также: