Как государство решает проблему трудоустройства своих граждан

Обновлено: 23.05.2024

Социальная политика государства – это мероприятия, проводимые властными органами с целью социального обеспечения и развития общества.

Основными задачами социальной политики являются:

  1. Улучшение качества и уровня жизни населения.
  2. Экспертиза причинно-следственных связей социальных явлений.

Обычно, главным субъектом проведения социальной политики является государство. Однако, здесь могут быть задействованы надгосударственные образования, некоторые административные организации, предприятия. В процессе могут участвовать транснациональные корпорации, как субъекты, оказывающие влияние на социально-экономическую структуру страны-рецепиента.

Цели политики обычно разрабатываются на общегосударственном уровне, но их реализация осуществляется на региональном или местном. Финансирование осуществляется из бюджета страны. Объектами политики выступают граждане, принадлежащие к определенным социальным группам. Политика обычно соответствует текущему общему курсу страны, а также долговременным ценностям.

Стратегия государства невозможна без социальной политики. Предпринимаемые в этой сфере мероприятия должны иметь широкую поддержку населения, особенно тех социальных групп, на обеспечение которых они направлены.

Реализация социальной политики осуществляется через оказание услуг, проведение социальных выплат. К социальным услугам относят предоставление обеспечения нуждающимся. Еще одним направлением является борьба с безработицей. Трудоустройство способно решить сразу множество задач. Это и личная реализация человека, и возможность для него заработать, а значит, улучшить собственное материальное положение и положение своей семьи.

Безработица в России

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, оказывающее влияние на все структуры общества. Уровень занятости в РФ является достаточно высоким. Он сохраняет это положение еще с советских времен. Задачи государства в данной сфере деятельности заключаются в:

  • Снижении уровня безработицы.
  • Повышении числа занятых.

Число безработных в стране определяется официальным органом статистики, однако, в России очень большой сегмент теневой экономики, поэтому не все трудоустроенные числятся в официальных источниках учета, платят налоги. Так же дело обстоит с частными предпринимателями, но постепенно ситуация в стране выравнивается.

Готовые работы на аналогичную тему

По официальным данным уровень безработицы в стране достаточно низкий. Причиной этого является сложная демографическая ситуация в стране. Нестабильность экономики заставляет население страны сокращать количество расходов, сдерживает рост рождаемости. Демографические показатели имеют свойство долгосрочного воздействия на экономику, поэтому первостепенной задачей государства в области управления уровнем безработицы является обеспечение нормального соотношения рождаемости и смертности.

На текущий момент численность безработных в России составляет около 4,46 миллионов человек по официальным данным. Это составляет около 6% от общего количества жителей. Показатель превышает показатель предыдущего года на 1,6%. Поиск работы так же затягивается, в среднем для российского жителя период ожидания составляет 7 месяцев, что негативным образом сказывает на экономическом положении населения.

Пути решения проблем безработицы в России в рамках государственной социальной политики

Регулирование уровня безработицы позволяет решить массу социальных проблем. В сфере социальной политики принимаются действия по поддержке временно безработных граждан. Среди инструментов отмечают:

  1. Выплату пособий по безработице.
  2. Субсидирование найма дополнительной рабочей силы на предприятиях.
  3. Предоставление досрочного выхода на пенсию отдельным категориям работников.

В сфере занятости населения применяются гибкие формы занятости. Так же развивается направление самозанятости в регионах. Самозанятость считается специфической формой деятельности, позволяющей специалистам работать на себя, при этом официально платить налоги и осуществлять платежи в социальные и внебюджетные фонды.

Социальная поддержка безработным оказывается через биржи труда. Здесь человек может встать на учет, и определенное законом время получать гарантированные социальные выплаты, пока не будет трудоустроен. Служба занятости является целым институтом организации и общественной деятельности, которые обеспечивают процесс выявления безработных и предоставления им рабочих мест. Так же в рамках социальной политики проводятся мероприятия по профессиональной переподготовке, либо повышению квалификации людей, временно оставшихся без работы.

Еще одним направлением в сфере социального регулирования рынка труда является вопрос пенсионного обеспечения. Сама структура выплат теряет свою гибкость и способность справляться с увеличивающимся числом пожилых людей. Все это происходит на фоне замедления темпов прироста населения. Поэтому в России, по примеру западных стран, пересматривается подход к организации труда пенсионеров, а также рассматривается вопрос о передвижении возраста выхода на пенсию на более поздний.

Таким образом, социальная политика в области регулирования безработицы в России сводится к оказанию материальной помощи, а также помощи в получении нового рабочего места с помощью институтов трудоустройства.

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

О выявлении конституционно-правового смысла положений п. 1 ст. 3 см. Постановления КС РФ от 08.10.2019 N 31-П и от 06.10.2015 N 24-П.

(см. текст в предыдущей редакции)

См. также временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла положений п. 2 ст. 3 см. Постановления КС РФ от 08.10.2019 N 31-П и от 06.10.2015 N 24-П.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

(см. текст в предыдущей редакции)

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

(см. текст в предыдущей редакции)

не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее также - единая цифровая платформа) информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона);

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

(абзац введен Федеральным законом от 30.04.1999 N 85-ФЗ)

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Многообразие проблем, возникающих перед руководством страны в трансформационный период, к числу которых относятся: проблемы стабилизации, оживления и устойчивого развития народного хозяйства страны; задачи структурной перестройки, диверсификации и конверсии экономики; проблемы конверсии оборонных отраслей, перевода значительной части машиностроения на выпуск гражданской продукции; задачи повышения конкурентоспособности отечественной продукции с особой остротой ставят проблему занятости.

Решение всех этих проблем сдерживается сложившейся негативной ситуацией на рынке труда, несоответствием кадровой политики большинства предприятий избранной стратегии рыночных реформ, жесткостью выработанной годами и десятилетиями предшествующего развития профессионально-квалификационной структуры рынка рабочей силы.

Программа решения проблемы занятости населения - комплекс мероприятий по достижению полной занятости населения в стране.

Как было выяснено выше, государственное регулирование любой сферы экономики, в том числе и социальной, в качестве исходного пункта предполагает постановку целей и задач развития, а также средств их решения.

В принятых в настоящее время программных документах вместо перспективных целевых установок социально-экономического развития сформулированы цели и инструменты текущего регулирования экономики и решения текущих социальных проблем, такие как либерализация цен, приватизация и разгосударствление, достижение финансовой сбалансированности и пр. Основным приоритетом экономической и социальной политики правительство видит решение проблемы обуздания инфляции. Вместе с тем, зачастую цели борьбы с инфляцией приходят в противоречие с целями социально-экономической политики.

Мерами по сокращению безработицы могут быть следующими:

трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест;

организация общественных работ;

поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса;

переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям;

использование гибких форм занятости;

широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для современного состояния экономики России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитое механизма государственного регулирования занятости населения.

Одним из важнейших последствий социально-экономического развития в последние годы явился рост неравенства населения страны по уровню доходов и богатства. Целевые установки по формированию класса капиталистов (которые предполагались в качестве эффективных собственников) выполнены. Однако, это не повело к появлению эффективной экономики.

С позиции государственного регулирования социальных процессов главная проблема состоит во введении социальных показателей в русло допустимых пределов, которые ставят границы социального недовольства и социального взрыва. Для этой цели необходимо разработать и применять на практике при разработке и реализации государственных программ и планов системы нормативов, определяющих государственные стандарты уровня и качества жизни населения. Речь идет о таких законодательно принятых документах, как минимальная потребительская корзина, минимальная зарплата, соответствующая прожиточному минимуму.

Приоритетными направлениями государственной политики в отношении потенциальных безработных должны быть:

а. опережающее переобучение, переподготовка и повышение квалификации работников,

б. использование общественных работ для решения проблемы занятости лиц, высвобожденных с предприятий в результате структурной перестройки экономики,

в. усиление работ по профессиональной ориентации и психологической поддержке потенциальных безработных.

При разработке государственного бюджета (его расходных статей) необходимо придать ему социальную направленность, для чего целесообразно защитить весь блок затрат на социальные нужды в рамках обеспечения минимальных потребностей беднейшей части населения защитить от секвестирования и несвоевременной реализации.

Помощь населению должна быть адресной и своевременной. Нельзя расходовать государственные средства на поддержку слоев населения, которые способны и должны обеспечивать себя сами.

Права и обязанности федеральной государственной службы занятости.

В обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения; организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости имеют следующие права:

запрашивать от всех организаций информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;

направлять трудящихся на предприятия по вопросам трудоустройства;

разрабатывать и выносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;

направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

распоряжаться средствами выделяемыми Государственным фондом занятости;

выдавать пособие по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.

Для обеспечения эффективно действующего механизма реализации государственных гарантий занятости населения службой занятости, прежде всего областными (городскими районными) центрами (бюро) занятости, необходима информация всех ее звеньев о состоянии рынка труда. Решению этой проблемы способствует компьютеризация сбора, обработки и распространения различной информации о состоянии рынка труда.

На каждом уровне управления трудовыми ресурсами и занятостью населения организуются локальные базы данных о высвобождаемых работниках, о незанятом трудоспособном населении, о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

В составе Федеральной государственной службы занятости создана инспекция, осуществляющая контроль за исполнением государственными и общественными организациями, предприятиями и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость.

Деятельность коммерческих бюро, агентств и других организаций, оказывающих платные услуги в трудоустройстве российских граждан за рубежом, допускается по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата, полученного от Федеральной государственной службы занятости.

В России создан Государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, средств республиканских и мутных бюджетов. добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других поступлений, предназначен для финансирования служб и нужд занятости населения.

Переход к рынку обострил имевшиеся и породил новые проблемы занятости. Появились реально обозначающийся рынок труда, новые трудовые отношения, обусловленные возникновением прежде фактически не существовавших форм собственности, все больше ощущаются факторы крупной структурной перестройки.

В нынешних условиях обнаруживаются свойственные рыночной экономике тенденции роста качества труда, творческой инициативы, совершенствования знаний и навыков работников, которые в свою очередь повышают требования к условиям и содержанию труда.

Однако, все эти процессы выступают в существенно осложненных формах под воздействием, во-первых, переходного состояния нынешней российской экономики; во-вторых, больших трудностей, с которыми оказался сопряженным процесс экономического реформирования в нашей стране. Поэтому важно исходить из того, что проблемы занятости в нашей стране необходимо решать отправляясь от ее реальных специфических условий, а не методами воспроизведения опыта других государств, причем главным образом тех, где уже давно утвердилась нормально функционирующая рыночная экономика.

Содержание политики в области занятости не должно исходить из последней как самоцели. Суть в том, чтобы обеспечить занятость не ради нее как таковой, а в целях повышения эффективности производства, полноценной реализации права человека на труд, создания достойных условий его жизни.

Задачи государственных органов по социальной защите населения.

Переход к рыночной экономике требует коренных изменений в системе социальной защиты населения. Основными принципами новой концепции социальной защиты являются:

Всеобщность социальных прав (социально-экономические и правовые гарантии охватывают всех без исключения граждан и все сферы жизни человека) в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения.

Возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения при устранении уравнительности в распределении общественных фондов потребления (ОФП). Переход от модели, ориентированной на низкую цену рабочей силы и высокую долю бесплатных благ и услуг, к новой модели, основанной на высокой цене рабочей силы и платности удовлетворения возрастающих нужд населения. При этом из ОФП обеспечивается минимальный гарантированный уровень материальных благ и услуг для всех слоев населения. Более высокий уровень потребления из ОФП должны получать главным образом социально слабые (незащищенные) слои населения.

Широкое применение в практике социально-экономического планирования и управления должна получить система научно обоснованных социальных нормативов.

Важнейшие из них (прожиточный минимум, минимальный уровень заработной платы, пенсии и пр.) должны утверждаться в законодательном порядке на общегосударственном уровне. Их необходимо дифференцировать по регионам на основе единой методологии, с учетом специфики регионов. Эти нормативы будут служить исходной базой при разработке планов и программ социально-экономического развития. Государственные органы должны взять на себя обеспечение равного гарантированного доступа всех граждан к образованию, здравоохранению, жилью, предоставляя эти услуги бесплатно в четко определенных нормативами размерах.

Гибкость системы социальных гарантий с учетом динамизма социально-экономических процессов в условиях рынка для профилактики возможной социальной напряженности.

Роль государственных органов разного уровня за соблюдение социальных гарантий для населения различна.

На федеральном уровне устанавливаются минимальные размеры государственных гарантий; осуществляются общие программы; регулируются распределительные отношения через федеральный бюджет и целевые фонды.

Местные органы власти разрабатывают и реализуют собственные программы, обеспечивают выполнение общих государственных программ по защите граждан на своей территории. Они могут повышать уровень гарантий для отдельных групп населения, вводить дополнительные гарантии для своей территории с финансированием из своего бюджета.

Предприниматели могут устанавливать дополнительные льготы и преимущества своим работникам и членам их семей за счет своих средств.

Большинство отраслей социальной сферы - здравоохранение, физкультура, дошкольное воспитание, образование, жилищно-коммунальное хозяйство - включаются в сферу частичного самофинансирования. Потребности сверх определенного нормативами уровня, предоставляемого бесплатно, оплачиваются трудоспособным населением из личных средств и коллективных фондов предприятий (которые смогут заключать договора на обслуживание работников, создавать больничные и страховые кассы, направляя на эти цели часть заработанных средств). Для социально слабых слоев соответствующие услуги будут в основном оказываться бесплатно, за счет бюджетов всех уровней (из федерального бюджета будут оплачиваться те услуги, которые гарантированы на федеральном уровне, а из остальных бюджетов - дополнительно гарантированные на соответствующем уровне).

Ключевые понятия 9:

Экономически активное население.

Экономически неактивное население.

Рациональная занятость определяется отношением продуктивной занятости к общей занятости населения.

Безработица: фрикционная, структурная, циклическая.

Методы государственного регулирования занятости:

Варианты политики в области занятости: активный,

Программа решения проблемы занятости населения - Институты по обеспечению эффективной занятости. - федеральная служба занятости.

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция занятости в условиях экономики переходного периода.

2. Методы и формы регулирования рабочих мест и занятости.

3. Теоретические основы решения проблемы занятости.

4. Состояние рынка труда в Российской Федерации.

5. Образование, подготовка и переподготовка кадров.

6. Инструментарий прогнозирования занятости и рынка труда.

7. Программа решения проблемы занятости населения: необходимость разработки и реализации.


Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Пять проблем трудоустройства местных в промышленные компании. Как их решают

Пять проблем трудоустройства местных в промышленные компании. Как их решают

— Сейчас 99% вахтовиков приезжают из других регионов России и зарубежья. Из них более половины проходят упаковку центральными рекрутинговыми агентствами, предоставляющими свои услуги промышленным компаниям, ведущим свою деятельность на территории Якутии. За последние годы в других регионах России произошло очень сильное развитие рынка по качественной упаковке и предложению пулов вахтовых работников квалифицированного и, что немаловажно, обслуживающего персонала промышленным компаниям в больших объемах. Наша проектная команда является пионером в Якутии

— Что за команда, расскажите о своем проекте.

Мы твердо убеждены, что динамично увеличить долю местных трудовых ресурсов возможно через реализацию системного комплексного механизма трудоустройства.

Перед запуском проекта мы совместно с профильными министрами тщательно продумали системные проблемы трудоустройства, причины отказов промышленных, строительных, дорожных компаний и внедрили собственные методики, позволяющие повысить количество прохождения проверок и трудоустройство местного населения.

Как успешно пройти отбор в промышленную компанию

— Какие основные проблемы трудоустройства у наших земляков?

— Первая причина, это, безусловно, отсутствие единой дорожной карты для всех желающих трудоустроиться.

На рынке труда следующая ситуация: тот, кто хочет поступить на работу, как правило, пытается это сделать в одиночку. Он приезжает в Якутск, подает резюме в компании и ждет ответа. Как правило, это одна их двух якутских добывающих компаний. Иногда время ожидания затягивается до полугода и в результате человек, скорее всего, получает отказ. Если не получилось на одном предприятии, необходимо по новой собирать и подавать пакет документов. Причем подавать их на бумаге, делать ксерокопии, приезжать в Якутск… Это целое дело. Человек вскоре разочаровывается, теряет надежду на получение работы с достойной зарплатой.

Вторая причина – слабо оформленный пакет документов и резюме.


Наша первостепенная задача — подготовить очень качественный пакет документов, упаковать самого соискателя и тем самым минимизировать, во-первых, отсев, во-вторых, операционную работу отделов кадров промышленных и производственных компаний. Ведь когда весь пакет документов собран, компаниям остается провести собеседование, проверку по системе безопасности и принять человека на работу. Только в этом случае отделы кадров и предприятий будут заинтересованы в наших кандидатах на трудоустройство.

Вы знаете, сейчас из 100 человек до 80% отсеиваются на этапе проверки кандидата и рассмотрения пакета документов. 10% на этапе медосмотра и только 10 проходят все этапы трудоустройства. Мы ориентируемся на доведение показателей до уровня 70 положительного решений из 100 кандидатов.

Сделано это будет благодаря внедрению своих ноу-хау методик сквозного продвижения кандидатур, качественной упаковки кандидатов и предварительного разделения по группам по вероятности прохождения проверок промышленных компаний.

Третья причина на 90% зависит от самого кандидата, но и тут стараемся повысить его эффективность.

Дело в том, что сейчас многие компании проводят собеседования или интервью с соискателями по телефону. И люди, даже с опытом работы, не проходят собеседование и проваливают это испытание:многие из-за языкового барьера, другие — из-за обычного волнения. Мы предварительно проговариваем с кандидатом профиль компании работодателя, акцентируем, где он должен предварительно подготовиться. Очень важно, чтобы каждый кандидат знал основную терминологию, базис его будущей работы. Лучше, если мы предварительно проговорим возможные вопросы и серьезно подготовимся к данному этапу.

Четвертый, пожалуй, самый нужный аспект для системного увеличения доли наших земляков в промкомпаниях — это наличие соответствующего образования и специализации.

Итого: а) Человек не несет тяжелое финансовое бремя, выезжая в Якутск для обучения, и не тратит время вдали от дома; б) Дистанционная форма обучения намного дешевле.

Пятая задача, которую мы решаем с нашими кандидатами, — это прохождение проверок компаний.

Не секрет, что у каждой компании есть собственная служба проверки. У одних она настолько жесткая, что легче попасть в космонавты. У других она стандартная, у третьих более-менее лояльная. В любом случае они имеют право отказывать без объяснения причины. Их прохождение проверки зависит от очень многих факторов – от востребованности и узконаправленности вакансии, от уровня ответственности и допуска, от характера работы и многого-многого другого. И поэтому очень важно при первичном собеседовании с нашими профильными сотрудниками предельно честно сообщать о правонарушениях – от этого зависит скорость и оперативность трудоустройства.

— Кстати, о сроках трудоустройства с момента подачи заявки — насколько быстро все происходит?

Важно понимать, что наш проектный офис — не работодатель. Окончательное решение всегда за промышленной компанией. Мы помогаем повысить конкурентоспособность наших кандидатов в борьбе за место наравне с кандидатами из других регионов России. Это наша социальная миссия. При поступлении вакансии от компании мы начинаем проработку всех кандидатов, наиболее подходящих требованиям работодателя, проводим достаточно долгую процедуру предварительной проверки, согласования и уже после этого выходим непосредственно на тех, кто прошел первый этап и начинаем упаковку — заполнение анкет и процедуру трудоустройства.

Несомненно, весь процесс занимает определенное время – у кого-то больше, у кого-то меньше. В любом случае, мы сами вместе с нашими первыми трудоустроенными радуемся нашим первым успехам.


А ведь прошло всего-то два-три месяца от идеи на бумаге до фактической реализации всех механизмов и полного цикла проекта. Первая партия трудоустроенных успешно прошла обсерватор в феврале и уже уехала на вахту.

Мы уверены, по мере повышения доверия к качеству наших кандидатов в отделах кадров промышленных компаний у нас увеличится количество вакансий и мы сможем трудоустраивать гораздо больше наших земляков.

Надо сказать, что первый этап проекта — привлечение кандидатов на электронные платформы проекта — прошел успешно. Всего-лишь за два месяца работы в базу данных включено 4889 человек из всех районов республики.

Интерес населения и динамика роста заявок позволяет запланировать увеличение до восьми тысяч человек в течение 2021 года. В среднесрочной перспективе планируется привлечение и проработка 20 тысяч. В течение достаточно короткого промежутка времени мы нацелены обеспечить нашими трудовыми ресурсами крупнейшие производственные и строительные объекты Якутии.

Сейчас руководством республики проводится огромная системная работа на самом высоком уровне, достигнуты ранее невозможные результаты и договоренности по инфраструктурному развитию региона в том числе таких крупномасштабных проектов как строительство моста через реку Лена. Мы видим нашу задачу в подготовке базы технических специалистов в больших объемах к началу активной фазы строительства данных объектов.

— Вы говорите о достаточно большом количество людей. За счет кого планируете расширить базу данных?

— Помимо населения в районах, селах и городах нашей необъятной Родины, огромный потенциал — в проработке студентов и выпускников технических специальностей в ССУЗ-ах и вузах, не только республики, но и среди студентов, выходцев из Якутии, обучающихся в других регионах России.


Мы видим эффект в групповом прохождении студентами производственных практик на промышленных объектах. Есть существенная разница между прохождением практики одному в неизвестной и непонятной обстановке и в группе своих друзей, однокурсников. Опыт, в том числе советских молодежных движений, например, при строительстве БАМа, показывает, что процент закрепления при групповом направлении гораздо выше. Также у нас есть прямые договоренности по трудоустройству выпускников без опыта работы при наличии горнорабочих специальностей.

Мы сейчас все сходимся в одном – все молодые специалисты, в том числе будущие инженера и руководители, должны начинать с начального рабочего звена. Тогда произойдет надежное закрепление и становление молодого поколения промышленников-якутян.

— Это довольно затратно. Откуда вы финансируетесь? Ваши услуги для населения платные?

— На самом деле мы сейчас живем во время оптимизации процессов в хорошем смысле этого слова. Технический и ИТ прогресс идет семимильными шагами и сейчас для реализации такого рода масштабных проектов не требуется колоссальные затраты как, допустим, десять лет назад.

Мы воспользовались возможностями, которые дала пандемия коронавируса, оставили архаизмы — ведение операционных работ на бумаге, затраты на командировки, и полностью перешли на электронную цифровую платформу.

Мы поняли — сейчас людям нужны не мероприятия с крайне низкими результатами, а системные эффективные механизмы, реально делающие их жизнь удобней, комфортней, лучше. Наши основные затраты — это зарплаты операционистов и ведение сайта.

При этом хочется отметить, что для запуска проекта мы не привлекли ни единого рубля бюджетных средств и услуги населению мы оказываем на бесплатной основе. Нас поддерживают сами промышленные компании на абсолютно взаимовыгодных условиях.

— Ну и напоследок, чтобы вы пожелали нашим читателям?

— В первую очередь, я бы хотел поздравить прекрасную половину человечества с международным праздником 8 марта! Ведь все, что мы делаем, это ради вас! Мы готовы свернуть горы, добыть нефть, газ, алмазы и золото, чтобы наши матери, жены, сестры, дочки ни в чем не нуждались!

И мы приглашаем промышленные и производственные компании к направлению нам своих вакансий, мы обязательно доведем информацию до каждого соискателя в любом районе ведения вашей деятельности и обязательно предложим вам качественный пул кандидатов на трудоустройство!

Как государство борется с безработицей, и почему та только растет? Поможет наш потенциал выживания

Численность безработных, по методологии Международной организации труда (МОТ), уже в августе составляла 4,71 миллиона человек. По оценкам Конфедерации труда России, реальные цифры могут быть в разы выше — до 8 млн человек.

Какой возраст безработных лидирует?

В августе из 4,8 миллиона безработных (по методологии МОТ) в возрасте 15 лет и старше 21,8% составляет молодежь в возрасте до 25 лет, то есть более 1 млн молодых людей не могут найти работу (годом ранее в этой категории было чуть меньше 800 000 человек). Выросло и количество безработных в возрасте старше 50 лет — по итогам августа 2020 года их доля в общей структуре составляет 15,9%, или чуть более 760 000 человек (менее 600 000 было в августе 2019 года). Средний возраст безработного составляет 35,6 года.

Как государство борется с безработицей

В рамках борьбы с безработицей государства реализуют следующие действия: создание новых рабочих мест государственными, финансовое и правовое стимулирование предпринимательства, как малого, так и среднего, воздействие на рынок труда, перераспределяя спрос на труд – уменьшение рабочего времени.

Вот основные направления по регулированию рынка труда:

  • разного рода программы по увеличению числа рабочих мест;
  • программы по стимулированию роста занятости;
  • социальное страхование безработицы;
  • выделение средств на различного вида пособия по безработице;
  • государственная поддержка частным предпринимателям;
  • предоставление обучения;
  • переквалификация безработных;
  • предоставление рабочих мест по отдельно взятым группам (молодежь, инвалиды);
  • международное сотрудничество (миграция);
  • организация общественных работ.

А реально что?

Наверное, миграция – самая реальная и эффективная из всех мер поддержки населения. Остальное – лишь на бумаге: в документах, постановлениях и указах. На самом деле мало кто из граждан почувствовал заботу государства в поиске работы. Даже те, кто стоят в центрах занятости, вынуждены ездить на собеседования совсем не по своей специальности, а что под руку попадется. Многие начали переучиваться. Но и там вакансий кот наплакал. А пожилые люди так вообще для работодателей, как красная тряпка для быка. Мало того, возраст и физиология нового работника, так еще и уволить потом будет невозможно – уголовная ответственность работодателя. Вот и скитаются пожилые люди в поисках лучшей жизни, но все тщетно.

Кроме всего, количество вакансий, на которые могли бы претендовать оставшиеся без работы россияне, сократилось вдвое. По подсчетам компании FinExpertiza, в июне на одну вакансию приходилось почти двое официально безработных (1,8).

Какой у нас всех потенциал выживания?

Как сообщил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, пока масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности, окончательная продолжительность карантинных мер неизвестна, у разных бизнесов разный потенциал выживания и разная чувствительность к мерам поддержки.

Уж мы их учили, учили, а они опять в центры ползут. Что не работается? Не нравится охранником по 12 часов стоять за 10 000? Или медсестрой за 12 000 горшки выносить? Так ведь государство вам все для этого дало – значит, и стойте, и выносите… Примерно, видимо, так рассуждают те, кто напринимал эти законы и тратит на неэффективные решения огромные деньги. Отдайте эти же 2,95 млрд на то, чтобы в 2020 и 2021 годах (во время пандемии) люди вышли досрочно или, вернее, по старому стилю, на пенсию, а не мучьте стариков обучением по новой специальности. Из них уже точно не получится отличных парикмахеров, поваров, дизайнеров… Да и места освободятся для более молодых и легко обучаемых людей.

Читайте также: