Как делать паспорт безопасности в детский сад

Обновлено: 02.07.2024

Паспорт антитеррористической защищенности объекта в 2021 году — это документ, в котором детально отражено, насколько параметры зданий соответствуют необходимым требованиями и какие меры предусмотрены для защиты населения в чрезвычайных обстоятельствах. Оперативные службы используют эти сведения для предотвращения всевозможных угроз.

Что такое антитеррористический паспорт и зачем он нужен

Это информационный справочник, в котором перечислены важные характеристики и требования к сооружениям и территориям, нацеленные на предотвращение терактов и других опасных явлений в местах массового пребывания посетителей. Его основная задача — проанализировать состояние объектов, смоделировать возможные угрозы и прописать комплекс мер, позволяющих улучшить безопасность этих сооружений. Их выполняют под строгим контролем силовых ведомств, которые проводят согласование документа.

Сегодня в условиях многочисленных угроз для гражданских объектов важность паспорта безопасности, заполненного по новым требованиям в 2021 г., трудно переоценить. Потребность в его заполнении вызвана необходимостью провести следующие действия:

  • оценить, чем грозят конкретному объекту возможные нештатные ситуации;
  • обнаружить определенные риски для сотрудников предприятия, посетителей и жителей близлежащих домов;
  • разработать разные варианты по возможному развитию кризисных событий;
  • определить, насколько организация подготовлена к чрезвычайным ситуациям и к устранению их последствий;
  • выработать совокупность мер, чтобы усовершенствовать уровень подготовки и защиты от угроз.

Кто должен его оформлять

Антитеррористический справочник понадобится не любому объекту, а тем, которые относятся к местам массового пребывания граждан. По закону, это объекты, в которых одновременно находятся не менее 50 человек. Для них потенциальная опасность терактов и других ЧС выше.

Требования к антитеррористической защищенности утверждены в разных нормативных актах, в зависимости от назначения сооружений. В сфере образования их два: паспорт безопасности образовательного учреждения в 2021 году для школ и детсадов оформляют в соответствии с ПП № 1006 от 02.08.2019. В сфере науки и высшего образования — № 1421 от 07.11.2019. В остальных областях действуют другие постановления правительства:

  • административные здания, бизнес-центры — № 272 от 25.03.2015;
  • в сфере общепита (кафе, рестораны) — № 272 от 25.03.2015;
  • в здравоохранении (поликлиники, больницы, лаборатории) — № 8 от 13.01.2017;
  • в области гостиничного бизнеса (в том числе отели, детские лагеря, дома отдыха и другие помещения для проживания людей) — № 447 от 14.04.2017;
  • в сфере торговли (в том числе магазины, торговые комплексы, ярмарки и рынки) — № 1273 от 19.10.2017;
  • в области культуры (театры, музеи, дома культуры, библиотеки и др.) — № 176 от 11.02.2017;
  • в области спорта (стадионы, спортзалы, бассейны и др.) — № 202 от 06.03.2015;
  • в социальной сфере — № 410 от 13.05.2016 и др.

Список сооружений, для которых такой документ обязателен, определяют государственные ведомства по специальным критериям (п. 2, 3 постановления правительства № 272 от 25.03.2015).

Каждый объект проверяет специальная комиссия и указывает конкретную категорию опасности по количеству посетителей (п. 10 постановления № 272 от 25.03.2015). Всего их три:

  • 1 категория — более 1000 человек;
  • 2 категория — от 200 до 1000 человек;
  • 3 категория — от 50 до 200 человек.

Разработка, согласование и внесение поправок возложены на владельца или директора компании, арендующей здание. Но обычно комиссию для проверки госорган созывает самостоятельно, приглашая туда представителя этого помещения. По-другому обстоят дела в сфере культуры, где руководство предприятий вправе самостоятельно инициировать обследование помещений (постановление № 176 от 11.02.2017).

Как оформить паспорт безопасности

Закон не предусматривает единого способа заполнения справочника для всех типов территорий. Многое зависит от назначения и регулирующего органа. Но если в нормативных актах для конкретных отраслей установлены типовые формы, они обязательны для применения.

Чтобы правильно провести все мероприятия, ориентируйтесь на следующую пошаговую инструкцию:

Образец

Так выглядит титульный лист новой формы паспорта безопасности в образовании 2021 г., утвержденной постановлением правительства РФ от 24.09.2019 № 1243:

паспорта безопасности объектов (территорий)

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

и подведомственных ей организаций

Срок действия паспорта

(руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

(руководитель подведомственной Рособрнадзору организации)

или уполномоченное им должностное лицо)

(руководитель территориального органа безопасности

или уполномоченное им должностное лицо)

(руководитель территориального органа Росгвардии или

подразделения вневедомственной охраны

войск национальной гвардии Российской Федерации либо

уполномоченное им должностное лицо)

(наименование объекта (территории)

(наименование населенного пункта)

А это пример паспорта безопасности школы в 2021 году, составленного по всем правилам:

Для других видов зданий антитеррористический справочник оформляется в соответствии с требованиями соответствующего нормативного акта.

Как согласовать и актуализировать документ

После утверждения необходимо провести согласование со всеми структурами. Для этого отправляют в каждое ведомство по экземпляру справочника, сопроводив специальным письмом. Представители госструктур отмечают согласие на заглавном листе.

Обычно количество экземпляров варьирует от 2 до 6, с учетом всех участников процесса: каждому госоргану — по одному, и еще один остается у собственника (п. 18 ПП № 272 от 25.03.2015).

Обновлять (или актуализировать) его необходимо не менее одного раза в 3 года (например, для промышленности и развлекательной индустрии). Для некоторых объектов — раз в 5 лет (в области здравоохранения, образования, социальных объектов, гостиниц и др.). Это зависит от назначения и сферы деятельности. Конкретные сроки для каждой из них указаны в профильном постановлении.

Чаще этого срока придется вносить изменения в следующих ситуациях (п. 19 ПП № 272, п. 45 ПП № 176):

  • поменялись значимость и профиль сооружения;
  • провели реконструкцию или капитальный ремонт, что повлияло на изменение площади;
  • произошла смена владельца;
  • рядом построили новые здания.

Алгоритм шагов несложный. Если расширилась площадь, например, то сначала откорректируйте документ, внесите новые данные. Затем директор подпишет его, а после этого отправьте в госструктуры на утверждение. Обычно на это отводится 5 рабочих дней. Предыдущую копию выбрасывать нельзя, ее требуется сохранять 5 лет.

Сколько стоит оформление и внесение изменений

Самостоятельно разработать паспорт способен не любой сотрудник компании. Обычно за дело берутся сторонние специалисты. Цены за оформление варьируют от 20 000 до 35 000 рублей. Все зависит от сложности объекта. Для потенциально опасных объектов — от 45 000. За разработку акта категорирования — от 15 000, сопровождение обследования зданий — от 20 000, внесение корректировок — от 10 000 рублей.

Ответственность за отсутствие паспорта

За отсутствие паспорта отвечает владелец здания. Штрафы предусмотрены в части 1 статьи 20.35 КоАП РФ:

Пока дети находятся дома, в гостях у бабушки или гуляют во дворе, за их безопасность отвечают родители.

Но когда они на учебе или в детсаду — ответственность за их жизнь и здоровье несет образовательное учреждение. Так говорит закон об образовании.

Рассказываем, на что смотреть в образовательном учреждении и на какие законы ссылаться, чтобы по-настоящему обезопасить ребенка в детском саду или школе.

Что за безопасность такая

Безопасность образовательной организации — это такие меры, при которых детям и работникам ничего не угрожает извне. Это значит, что здание не загорится, на территорию не попадет посторонний человек, а ребенку на детской площадке ничего не упадет на голову. Эти меры обеспечивает как сама организация, так и государство.

Кто отвечает за безопасность

За безопасность в учебном заведении отвечают местные власти и администрация образовательного учреждения. А перед открытием школы или садика специальная комиссия решает, соответствует учреждение всем требованиям или нет. Если не соответствует — оно не откроется, пока все недостатки не устранят.

В каждом учебном заведении есть должностное лицо, которое отвечает за антитеррористическую защиту, противопожарную безопасность и безопасность детей в целом. Как правило, это заведующий или директор. Имя ответственного должно быть в специальном приказе, с которым родители имеют право ознакомиться.

Бывает, что администрация не считает нужным знакомить родителей с такими приказами. Но я рекомендую все же настоять на своем: так вы будете знать, что предъявлять претензии нужно не учителям и воспитателям — у них нет полномочий устранять недостатки в обеспечении безопасности, — а сразу ответственному лицу.

Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Что должно быть в учебном заведении

Забор. Территорию образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений — если у школы и детского сада есть собственная территория.

Многие образовательные учреждения до сих пор ограждены заборами высотой 1,5—1,6 метра , как предписывали старые и уже не действующие нормативы. Родители, конечно, могут попросить сделать забор выше. Но не факт, что администрация согласится: высота ограждения нормативами не установлена.

Если забора нет вообще — жалуйтесь в прокуратуру. Если прокурорское представление на директора или заведующего не подействует, прокуратура сможет добиться восстановления ограждения через суд.

Освещение. Территории детских садов и школ должны иметь наружное электрическое освещение — уличные фонари или мощные лампы. Уровень освещенности на земле должен быть не менее 10 люкс. Это можно сравнить с тем освещением, которое дают ночью уличные фонари на тротуаре.

Просто установить светильники во дворе недостаточно. Родители могут контролировать, своевременно ли включается освещение. А если это делать забывают и на территории темно — требовать включения светильников.

Охрана, тревожная сигнализация и видеонаблюдение. В России все образовательные учреждения делятся на три категории опасности и в зависимости от категории могут по-разному обеспечить охрану.

Причем, чтобы признать садик или школу объектом первой категории, должно выполняться хотя бы одно условие, а не все сразу — например, если учеников и сотрудников больше 500 человек.

Категория опасности Теракты за последний год в регионе Сколько людей может пострадать Возможный материальный ущерб
Первая категория 3 и более более 500 более 50 млн рублей
Вторая категория менее 3 от 100 до 500 от 5 до 50 млн рублей
Третья категория нет менее 100 менее 5 млн рублей

Школы и детские сады первой и второй категории обязаны заключить договор с частными охранными организациями. Но так делают не всегда.

Объекты третьей категории могут охранять собственными силами, например нанять сторожа и вахтера. Но в любом случае там должен быть организован пропускной режим и установлены технические средства охраны, например сигнализация и видеонаблюдение.

То есть в любом образовательном учреждении независимо от категории должна быть охрана , а дети должны быть в безопасности. При этом собирать деньги на охрану с родителей нельзя.

Посмотреть, к какой категории относится учебное заведение, можно в его паспорте безопасности. Этот документ есть в каждом садике и школе, и родители имеют право с ним ознакомиться. А еще в этом паспорте можно узнать следующую информацию:

Что делать, если требования безопасности не выполняются

Жаловаться в прокуратуру. Прокурор проверит, все ли в порядке с охраной, и, если сочтет, что права детей нарушены, обратится в суд.

Такая практика является обычной. Вот пример: школа в Мурманской области должна была заключить договор с охранным предприятием, но вместо этого организовала охрану собственными силами. Прокуратура сочла, что права учащихся на безопасность нарушены, и обратилась с иском в суд.

Представитель школы в суде заявила, что никаких нарушений на самом деле нет. Есть методические рекомендации, но это только рекомендации и обязанности исполнять их у школы нет. Да и деньги на охрану в бюджет не заложены. А принудить заключить договор с охранным предприятием нельзя. И вообще, школа за свой счет поставила целых две видеокамеры снаружи и еще четыре внутри — что еще нужно для безопасности?

Но суд с представителем школы не согласился. Он изучил документы и увидел, что с 8 до 14 часов школу охраняет уборщик. Он же пропускает посетителей на территорию. И этот вахтер, уборщик и охранник — женщина пенсионного возраста. Значит, школу охраняет человек, не прошедший специального обучения.

Поэтому суд решил требования прокуратуры удовлетворить. И обязал городскую администрацию выделить деньги школе, чтобы та уже заключила договор с охранным предприятием. Так что родителям платить за охрану не пришлось.

Для ее реализации формируется паспорт безопасности детского сада. Основной нормативный акт в данном вопросе – Постановление Правительства №1006 от 02 августа 2019 года, которым утверждено правило о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении должен быть сформирован паспорт безопасности на основании акта обследования и категорирования.

Срок разработки паспорта безопасности – от десяти рабочих дней. Срок согласования паспорта безопасности– в соответствии со сроком, установленным нормативным документом.

Окончательная стоимость разработки паспорта безопасности определяется при детальном ознакомлении с объектом специалиста компании.

Как мы работаем

  1. Консультация по телефону, определение объема и точной стоимости работ.
  2. Согласование основных условий и подписание договора.
  3. Сбор исходных данных.
  4. Разработка документации.
  5. Согласование разработанной документации с заказчиком.
  6. Согласование разработанной документации в уполномоченных органах государственной власти.
  7. Передача согласованной документации заказчику.

Приказом руководителя учреждения назначается ответственное лицо, которое не только составляет документ, но и обеспечивает его согласование с уполномоченными органами и актуализацию, в случае изменения содержащейся в нем информации.

Порядок разработки паспорта безопасности дошкольного учреждения:

  • документ формируется образовательным учреждением и проверяется на предмет соответствия его руководителем;
  • антитеррористический паспорт детского сада согласовывается с руководителем территориального подразделения Росгвардии, руководителем территориального органа безопасности, руководителем территориального подразделения МЧС РФ;
  • последний этап – утверждение собственником образовательного учреждения.

Сроки и количество экземпляров

  • площади территории/здания;
  • количества опасных объектов;
  • мер по защите территории.

Изменения вносятся во все экземпляры паспортов и подлежат аналогичному согласованию с уполномоченными органами, как и первоначальный вариант документа.

Пример из судебной практики

В апелляционном определении Волгоградского областного суда от 13.12.2018 № 33-17807/2018 подчеркивается, что отсутствие согласования документа со всеми уполномоченными лицами ведет к снижению уровня безопасности образовательного учреждения и создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут повлечь неблагоприятные последствия.

Требования к оформлению паспорта безопасности детского сада

Законодательно утвержден образец формы паспорта в постановлении № 1006, где указываются следующие разделы:

  • сведения об образовательном учреждении;
  • данные о работниках, количестве воспитанников;
  • сведения о критических объектах территории;
  • прогноз последствий теракта;
  • силы и средства, используемые на объекте для его защиты;
  • меры по инженерно-технической и иной безопасности;
  • выводы о защищенности территории;
  • дополнительные сведения.

Содержание документа может быть уточнено в зависимости от статуса, размера учреждения и проводимой его руководством политики. При этом основной упор нужно делать на меры, принимаемые для защиты воспитанников и работников.

Паспорт безопасности детского сада является обязательным документом; его проверяют контролирующие органы, например, прокуратура и его отсутствие может повлечь привлечение руководителя образовательной организации к административной ответственности. Кроме того, на основании информации, изложенной в паспорте, уполномоченные лица учреждения должны проводить обучения сотрудников на предмет объяснения порядка действий при совершении теракта.

Наша компания оказывает полный пакет услуг по обследованию и категорированию детских садов, частных обучающих центров, школ, а также других подведомственных Министерству просвещения объектов. Актуализация паспортов безопасности для детских садов и других дошкольных учреждений выполняется согласно требованиям Постановления Правительства №1006 от 02 августа 2019 года.

Эксперты фирмы "Вега" разработают паспорт антитеррористической безопасности для дошкольного учреждения и согласуют его в государственных органах в установленные сроки.

Полезная информация по теме

  • Паспорт безопасности школы Школы на территории РФ подлежат особому контролю со стороны не только.

Вводится новый порядок лицензирования образовательной деятельности с 01.01.2021 Обновлены правила.

Образовательная лицензия и онлайн-обучение С марта 2020 года вопрос о ведении образовательной.

Безопасность детей в образовательной организации – одна из главных составляющих образовательного процесса. Родители, приводя в дошкольное учреждение своих детей, надеются на то, что помещение и территория, где располагается детский сад, будут полностью безопасны для их малышей. Государство тоже заботится об этом, поэтому был разработан паспорт безопасности для детского сада 2017 года.

Правительство РФ утвердило Постановление от 07.10.2017 года №1235. Этот нормативный документ содержит требования к антитеррористической защищенности объектов, которые подчинены Минобрнауки РФ, а также форму паспорта безопасности образовательного учреждения 2017 года.

После составления акта обследования и категорирования помещения и территории ДОУ необходимо разработать паспорт безопасности. Собственник здания дошкольного учреждения должен будет создать комиссию по обследованию и категорированию здания и территории. Сроки для создания такой комиссии:

  • не позднее 07.01.2018 года – для уже эксплуатируемых объектов;
  • 30 дней после получения разрешения на ввод в эксплуатацию – для новых зданий.

В состав комиссии, в том числе, должны быть включены сотрудники ДОУ, а руководителем комиссии назначается заведующий дошкольным учреждением. Срок работы комиссии – не более 30 рабочих дней.

По результатам осмотра здания и территории дошкольной организации комиссия должна будет составить акт обследования и категорирования объекта. На такой бумаге должны стоять подписи всех членов комиссии. Документ утверждается председателем комиссии и составляется в 2 экземплярах.

Сведения из этого акта потребуются при составлении паспорта безопасности, и являются его неотъемлемой частью. Также следствием данного акта должен стать план мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической безопасности дошкольной организации. Указанный план составляется заведующим ДОУ, а срок мероприятий необходимо рассчитать таким образом, чтобы они не превышали 12 месяцев с момента утверждения акта обследования. Подобные мероприятия перечислены в главе 3 указанного Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 года №1235. К ним, например, можно отнести:

  • защита служебной информации, которая отражена в паспорте безопасности и других документах;
  • организация пропускного режима на территории дошкольной организации;
  • круглосуточная охрана;
  • обходы и осмотры здания и территории.

Таким образом, для оформления паспорта безопасности ДОУ в 2017 году руководителю дошкольной организации необходимо будет предпринять следующие шаги:

  • подготовить акт обследования и категорирования детского сада;
  • разработать план мероприятий для обеспечения антитеррористической безопасности;
  • издать приказ, которым будут назначены ответственные лица за подготовку паспорта безопасности;
  • заполнить форму паспорта безопасности;
  • подготовить приложения к нему – акт обследования, план (схема) дошкольной организации с обозначением потенциально опасных участков и критических элементов, план (схема) охраны дошкольной организации с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств охраны, перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности;
  • согласовать паспорт в органах безопасности;
  • утвердить данный документ у органов местной власти.

Обратите внимание! Сведения, отраженные в акте обследования и категорирования и в перечне мероприятий, также как и в паспорте безопасности, являются сведениями, к которым должен быть ограничен доступ. Поэтому публиковать их на сайте образовательной организации нельзя.

  • МЧС России;
  • ФСБ России;
  • Росгвардии.

Обратите внимание! Согласовать паспорт безопасности образовательной организации 2017 года необходимо в течение 30 дней с момента его разработки.

Также обязательным этапом оформления документа о безопасности является его утверждение собственником здания, где располагается ДОУ. У местных властей останется один экземпляр паспорта безопасности, а второй – в дошкольной организации.

Как мы уже указали выше, Постановлением Правительства утвержден паспорт безопасности в ДОУ 2017 года. Образец заполнения можно скачать здесь. В указанном документе потребуется отразить следующие сведения:

  • общие сведения о дошкольной организации (наименование, адрес, контактные данные, категорию опасности объекта – найдите в акте обследования и категорирования и т.д.);
  • информация о сотрудниках ДОУ, воспитанниках и иных лицах, которые находятся на территории дошкольной организации (здесь потребуется указать: режим работы организации, количество сотрудников, воспитанников, сведения о лицах, которые арендуют помещения в ДОУ);
  • информация о потенциально опасных участках и критических элементах здания и территории дошкольной организации;
  • оценка последствий, которые могут наступить в случае террористической атаки;
  • меры, направленные на обеспечение безопасности.

Обратите внимание! Паспорт безопасности образовательного учреждения от 2017 года нужно будет актуализировать в 2022 году и делать это каждые 5 лет. Недействительный паспорт безопасности нужно будет хранить в течение 5 лет.

Читайте также: