Как быть с мигрантами которые угрожают этнокультурной самобытности

Обновлено: 17.05.2024

— Наталья, каковы все-таки причины негативного отношения россиян к мигрантам?

— Я занимаюсь изучением отношения россиян к мигрантам на основе данных Европейского социального исследования (ESS). Это довольно масштабное серьезное исследование, которое проводится в разных странах Европы каждые 2 года, Россия принимает в нем участие с 2006 года. Анализ этих данных ограничен количеством факторов, которые изначально были заложены разработчиками этого исследования в анкету.

Существуют различные научные объяснения, на основе которых я строю математические модели для проверки теоретических гипотез. Вообще, темой причин негативного отношения к мигрантам активно начали заниматься в 1950-х гг. в рамках социально-психологического подхода. Этот подход связан с именами таких ученых, как Гордон Олпорт, Теодор Адорно. Они предполагали, что существуют некие характерные черты личности, которые предопределяют негативное отношение. Например, исходя из положения, описанного Адорно, мужчины в большей степени склонны иметь авторитарные черты личности, и сейчас исследования показывают, что мужчины более негативно относятся к мигрантам, чем женщины. Есть и другие теории, которые объясняют негативное отношение к мигрантам, например, теория контакта, теория социальной идентичности, этноцентризм и другие.

В данный момент наиболее часто применяется теория групповой угрозы. Она опирается на идею о том, что конкуренция за ограниченные ресурсы между группами выступает катализатором увеличения негативного отношения к внешним группам. В рамках этой теории может, например, проверяться предположение о том, что в странах с низким уровнем ВВП, низким уровнем жизни отношение к мигрантам будет хуже, чем в странах с высоким уровнем жизни и ВВП. То есть мы можем ожидать, что чем более нестабильна экономическая ситуация в стране, чем меньше уровень зарплат, тем больше коренные жители будут видеть угрозу, конкуренцию в мигрантах за рабочие места. Собственно, именно это и показывает большинство исследований, проведенных в европейских странах.

Мы можем ожидать, что чем более нестабильна экономическая ситуация в стране, чем меньше уровень зарплат, тем больше коренные жители будут видеть угрозу, конкуренцию в мигрантах за рабочие места

Однако мой анализ, выполненный только по российским данным, говорит о том, что те факторы, которые, как я предполагала из теории групповой угрозы, будут влиять на негативное отношение к мигрантам, мало что объясняют. Существует такой математический анализ данных, который называется регрессионным. В рамках этого анализа мы можем подобрать какие-то факторы, которые влияют на отношение к мигрантам, исходя из теоретических предположений (например, ценности, уровень дохода, уровень доверия, социально-демографические характеристики и др.). Так вот, проведенный анализ показал, что выбранные мною факторы мало объясняют негативное отношение к мигрантам в России.

Сейчас я планирую подать заявку на грант, чтобы провести собственное исследование, создать свой собственный инструмент, чтобы охватить большее число факторов. Надеюсь, что оно даст ответ на вопрос, что же все-таки влияет на негативное отношение россиян.

— Можно ли считать, что негативное отношение к мигрантам — это искусственно созданная и раздутая проблема?

— Не думаю, что здесь присутствует элемент надуманности. Согласно данным уже упомянутого мною Европейского социального исследования, последние 10 лет в России наблюдается преобладающее негативное отношение к мигрантам других национальностей, к мигрантам из более бедных стран. Порядка 60 процентов россиян негативно оценивают изменения, привносимые мигрантами в культуру, экономику и жизнь нашей страны в целом. Исследования других социологических служб и исследовательских центров, хотя и выполнены по другим методикам, но также фиксируют эту тенденцию.

При таком положении дел можем ли мы сказать, что это отношение выльется в какие-то открытые столкновения? Или можем сказать, к каким конкретно последствием это приведет? Нет, не можем. Но подобное отношение точно не способствует благоприятной обстановке на улицах нашей страны. И мы уже не раз наблюдали, как мобилизуются люди, когда происходит какое-то столкновение на национальной почве. Достаточно вспомнить волнения в Бирюлево в 2013 году. Так что я не считаю эту проблему раздутой, она реально существует. Нужно думать о том, как интегрировать мигрантов в общество.

А вот что касается искусственно созданной проблемы, то ответственными за это я в какой-то степени считаю СМИ. Я не проводила специального анализа контента, который они предоставляют о мигрантах, но такой анализ выполняли мои коллеги из ФНИСЦ РАН, и они зафиксировали, что в СМИ практически не освещаются положительные последствия миграции, а негативные факты активно обсуждаются. Из последнего, что мне вспоминается, можно привести пример изнасилования мигрантами женщин в Кельне. Эту тему обсуждали несколько недель на всех федеральных каналах.


Фото EPA

По моим наблюдениям, в вопросе влияния возраста на отношение к мигрантам нет какой-то константной закономерности. В разных странах, в разных условиях, в разных исследованиях различных лет эта зависимость может меняться

— Молодежь, по всей видимости, относится к мигрантам радикальнее других групп населения?

— В действительности в обществе бытует такое мнение, что молодежь более негативно относится к мигрантам. Этому находят разные объяснения. Одни исследователи говорят о том, что молодежь проходит процессы социализации и самореализации, поэтому для нее межэтническая напряженность и конфликтные проявления, переходящие в открытые столкновения, наиболее выражены. Конфликтность объясняется и возрастными особенностями, которые проявляются в резкости суждений и мнений, так называемом юношеском максимализме. Кроме того, нынешняя молодежь формировалась в постсоветское время, когда межнациональные отношения усложнились, межэтническая напряженность выросла. Если вспомнить наиболее громкие вспышки напряжения на межэтнической почве, например, резонансное убийство Егора Свиридова или беспорядки в Западном Бирюлево в связи с убийством мигрантом Егора Щербакова, легко увидеть, что главными действующими лицами являются представители молодежной группы.

Мой коллега, известный исследователь миграции Владимир Мукомель, в своем исследовании на данных RLMS получил следующие выводы: среди позитивно относящихся к мигрантам наибольшее количество респондентов старшего возраста — этот вывод он объясняет ностальгией по дружбе народов. А наиболее негативно относится к мигрантам группа 25—29-летних.

Что касается моих исследований на данных ESS, то у меня получается обратная зависимость — чем старше человек, тем хуже отношение к мигрантам. Этому могут быть разные объяснения. Например, возможно, пожилые люди наиболее активно смотрят телевизор, где негативно освещается миграция. Другое объяснение связано с эффектом жизненного цикла, который заключается в том, что в молодом возрасте человек полон сил и видит все в ином свете, чем пожилой, который из-за отсутствия здоровья больше склонен к раздражительности и негативному отношению, в частности и к мигрантам.

По моим наблюдениям, в вопросе влияния возраста на отношение к мигрантам нет какой-то константной закономерности. В разных странах, в разных условиях, в разных исследованиях различных лет эта зависимость может меняться. Очень многое зависит от контекста — когда и где проведено исследование.

По оценкам демографов, чтобы прекратить естественную убыль населения в России, в ближайшее время понадобится принимать 500 тыс. мигрантов в год, а то и более. Но тут, конечно, встает вопрос — к каким последствиям это приведет?

— С одной стороны, государство получает выгоду от дешевой рабочей силы из стран СНГ, с другой, получает проблему в виде межэтнических конфликтов. Как найти баланс? Какое количество мигрантов не беспокоит население?

— Действительно, для государства по разным причинам выгодно принимать мигрантов. Перед Россией остро стоит вопрос убыли трудоспособного населения, который в данный момент решается, в частности, за счет привлечения трудовых мигрантов. Эта ситуация может усугубиться, поскольку население России за 1993—2008 годы сократилось на 5,2 млн человек, а если бы не было миграции, то сокращение составило бы 13,2 млн.

По оценкам демографов, чтобы прекратить естественную убыль населения в России, в ближайшее время понадобится принимать 500 тыс. мигрантов в год, а то и более. Но тут, конечно, встает вопрос — к каким последствиям это приведет? Способно ли наше общество интегрировать такой объем мигрантов? Я думаю, что проблема выходит на такой уровень, что этим вопросом должны серьезно озаботиться на государственном уровне, потому что едва ли нашей стране подойдет стратегия поведения, которую выбрали в отношении мигрантов, например, в Германии. Нужно обязательно приглашать к обсуждению данного вопроса ученых, понимающих специфику нашей страны, ее культурные особенности, для формирования политики в отношении мигрантов, устраивающую и государство, и население.

— В ваших статьях вы даете какие-то рекомендации, каким образом можно улучшить отношение к мигрантам?

— Прежде всего, чтобы понять, как улучшить отношение к мигрантам, нужно понимать, что в большей степени увеличивает негативное отношение. Это сейчас ключевой вопрос моей научной работы, этому будет посвящена моя докторская диссертация. Помимо массовых опросов, я собираюсь проводить интервью с россиянами, в частности с носителями радикальных взглядов в отношении к мигрантам. Я также буду проводить интервью и с самими мигрантами, чтобы понять, как они сами осознают причины негативного к ним отношения.

Если основываться на том, что уже было мною проанализировано, то такие ученые, как Рональд Инглхарт и Шалом Шварц, акцентируют, что для того, чтобы добиться целей улучшения отношения к мигрантам, необходимы удовлетворение базовых потребностей̆, ощущение безопасности, высокий уровень жизни и т. д. Кроме этого, улучшение отношения невозможно без целенаправленной деятельности по донесению до населения информации и о положительных эффектах миграции. Важно, что реальные меры по достижению этих целей вошли в предложения к миграционной стратегии России до 2035 года.

— А в каких странах мира, в частности Европы, наиболее негативно относятся к мигрантам и почему?

— Из европейских стран наиболее негативно к мигрантам относятся в Венгрии, Чехии и России. Несмотря на то, что Россия находится вне миграционных потоков, породивших европейский миграционный кризис, она входит в тройку стран с наиболее негативным отношением к переезду мигрантов в свою страну, а также по показателю оценки привносимых ими изменений.

А наиболее положительно к мигрантам относятся страны Скандинавии: Исландия, Швеция и Финляндия. Это страны с высоким уровнем и качеством жизни, с высоким уровнем доверия.

Справка

Наталья Мастикова — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук.

— По каким причинам внутрироссийские мигранты, например с Северного Кавказа, могут не приживаться в новом регионе?

— Здесь сначала нужно ответить на три вопроса: какие мигранты? Откуда? И в чем несогласие между принимающим населением и мигрантами? Если говорить о мигрантах с Кавказа, то нужно разграничивать тех, кто переезжает на постоянное место жительства, и тех, кто прибывает на заработки. Вторых очень много. Те, кто приезжает на постоянное место жительства, более склонны к тому, чтобы интегрироваться в местное сообщество. Мы можем видеть в российских городах, как прекрасно интегрируются те, кто приезжает на учебу, а потом там остается. Не у всех это получается, конечно.

Среди мигрантов наибольшие нарекания вызывает молодежь, которая приехала из небольших деревень и поселков. Такой переезд для них — это как если бы нам с вами попасть в какую-то экзотическую страну. А та категория молодежи, которая более образованна и которая приехала из региональных центров Северного Кавказа, вызывает меньше нареканий, потому что нормы поведения и культура поведения у них иные.

Мы проводим достаточно много опросов по России, и в последнее время нарекания вызывают не чеченцы, которые доминировали в обследованиях в предыдущие годы, а скорее дагестанцы, потому что, в частности, их больше и они есть во всех регионах.


Фото Максима Платонова

Среди мигрантов наибольшие нарекания вызывает молодежь, которая приехала из небольших деревень и поселков. Такой переезд для них — это как если бы нам с вами попасть в какую-то экзотическую страну

— Что именно вызывает нарекания?

— То, что они быстро переходят от нормального общения к конфронтационному. Но мы можем говорить о том, что совсем не интегрированных в общество не так уж много, процентов 10—15%.

В Дагестане, где численность населения составляет более 3 млн человек, есть, как известно, серьезная проблема с безработицей и низкими заработками для молодежи. И это, конечно, стимулирует мощный отток населения. Можете посмотреть численность национальных культурных центров по всем регионам, вы увидите, что они присутствуют везде. Другое дело, что очень часто в этих центрах задействуются те, кто выехал из Дагестана 20—30 лет назад. Обычно трудовые мигранты едут туда, где уже сформировались местные дагестанские сообщества, где они могут найти помощь в решении первых проблем на новом месте, в трудоустройстве. То есть туда, где у мигрантов есть знакомые, друзья или родственники. Кроме того, в некоторых российских регионах есть постоянные представительства Дагестана, и во многих есть отдельные представители правительства республики.

Также в ходе опросов людей мы выяснили, что наибольшее неприятие вызывает не соседство, не дружба, а работа с выходцами с Северного Кавказа, и особенно работа под их началом.

— Почему?

— Это общий тренд, он относится к представителям всех этнических групп: к выходцам и из Закавказья, и из Средней Азии, вплоть до украинцев с белорусами. Работа под началом представителя другой этнической группы — это очень чувствительный момент для многих людей. Это воспринимается как менее понятное общение. И потом, с соседями по лестничной клетке вы можете общаться или нет, а с начальником вам придется делать это все время и воплощать то, что он задумал. Это идет в большей степени от отсутствия опыта общения с мигрантами. Такие настроения формируются на кухне, из масс-медиа, из социальных сетей, а не из личного опыта.


Фото Олега Тихонова

Также в ходе опросов людей мы выяснили, что наибольшее неприятие вызывает не соседство, не дружба, а работа с выходцами с Северного Кавказа, и особенно работа под их началом

— Сколько в России внутренних мигрантов?

— Примерно 4 миллиона человек каждый год переезжают на другое постоянное место жительства. Половина внутрироссийских мигрантов переезжает внутри своего же региона, другая половина, соответственно, направляется за пределы своего региона. Другое дело, что на протяжении многих лет у нас идет тенденция центробежного движения с западных и восточных окраин в центральную Россию. Особенно интенсивно теряли население Дальний Восток и Сибирь: в 90-е годы просто поток людей ехал в центральную часть России из северных районов Дальнего Востока.

Я бы не сказал, что все стремятся в Москву. Многие жители севера России стремятся ехать в те регионы, где комфортный климат, где хорошо развита инфраструктура, где можно хорошо провести время на заслуженном отдыхе. Это юг России, это как раз регионы Северного Кавказа и Поволжья. Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область — туда люди едут интенсивно. Тем более что Краснодарский край в хорошей экономической ситуации.

— А что с урбанизацией в наше время?

— Этот процесс шел давно и сейчас идет, пусть меньшими темпами. У нас все-таки высокоурбанизированная страна, потенциал миграции из сельской местности не очень большой. В России преобладает межгородская миграция — из меньших городов в региональные центры, города-миллионники.

— Есть в России какие-то трудности с мигрантами из Грузии, других государств Закавказья ?

— Были трудности лет десять назад на фоне антигрузинских кампаний. Сейчас к Грузии и грузинам отношение очень сильно изменилось к лучшему, много россиян ездят в Грузию на отдых. Если говорить о гражданах других республик Закавказья, то в последние годы хорошо отзываются о выходцах из Армении. К азербайджанцам более настороженное отношение. Во всех регионах поют дифирамбы в адрес армянских врачей, которые обычно учились в России. В московских медицинских вузах студентов из Армении очень много, врач — авторитетная и уважаемая профессия в Армении. И российское население отдает им должное.

Тут еще нужно отметить, что граждан Грузии в России существенно меньше, чем выходцев из Армении и особенно Азербайджана. Это тоже играет свою роль.

Исследования показывали, что сначала местные жители очень доброжелательно относились к украинцам, но затем стали выказывать недовольство

— Насколько напряжены взаимоотношения с мигрантами с Украины?

— До 2014 года у нас были хорошие отношения с гражданами Украины. Затем, с изменением информационной повестки, произошел всплеск антиукраинских настроений.

Также, чтобы принять большой поток украинцев, нужно было их где-то устраивать. Их селили в студенческих общежитиях, а местных студентов выгоняли. Им предоставляли места в детских садах и яслях, это тоже воспринималось местными негативно. Кроме того, украинцев обвиняли в том, что они не хотят работать. Обывательские настроения сразу перестраиваются на то, что, мол, мигранты отбирают у нас хлеб и согласны работать за меньшую зарплату. Было много нареканий.

В последнее время ситуация улучшилась, но все равно отношение к украинцам не столь доброжелательное, как было до 2014 года.

— Такое ощущение, что отношения россиян с другими народами бывшего СССР с каждым годом все хуже и хуже.

В наиболее сложном положении оказались большие контингенты мигрантов, которые занимались торговлей. Последняя сейчас встала, за исключением продуктов питания и аптечной продукции

Другое дело, что в наиболее сложном положении оказались большие контингенты мигрантов, которые занимались торговлей. Последняя сейчас встала, за исключением продуктов питания и аптечной продукции. Им придется сложно, но появляются другие ниши для мигрантов.

— Поделитесь результатами ваших последних исследований.

— Я считаю важным здесь сказать о том, что отношение к мигрантам — как внешним, так и внутренним — меняется в лучшую сторону. Начиная с 2014 года в опросах отмечается, что люди привыкают к мигрантам, начинают понимать, что они очень важны для функционирования местных сообществ. Люди понимают, что если мигранты уйдут из сферы обслуживания, из ЖКХ, то города могут зарасти мусором, возникнут проблемы на транспорте и в других сферах нашей жизни. Правда, самые последние опросы показывают, что тренд улучшения отношения к мигрантам застопорился.


Фото Романа Хасаева

Мигранты пришли на самом деле из других сред, где это доверие выше. Но видя, что нормы поведения в мегаполисе другие, они также начинают меньше доверять окружающим людям

Сейчас проблемы миграции — не самые животрепещущие. Для россиян важнее экономика и социальная жизнь. Дальше идут проблемы обеспечения социальной справедливости, доступа к образованию и медицине и так далее. Вопросы межнациональных отношений ушли на второй и даже на третий план.

Наиболее проблемными зонами во взаимоотношениях местного населения и мигрантов сейчас являются крупнейшие города. Во многом это связано с атомизацией жизни в большом городе, с отчужденностью. А мигранты перенимают стандарты поведения местных жителей. В больших городах очень низкий уровень межгруппового, межличностного и институционального доверия. Нет доверия к соседу — нет доверия к мигранту. А мигранты пришли на самом деле из других сред, где это доверие выше. Но, видя, что нормы поведения в мегаполисе другие, они также начинают меньше доверять окружающим людям, а без доверия мы мало что можем изменить.

— Как вы оцениваете ситуацию с мигрантами в Татарстане? Есть ли какие-то особенности, не характерные для остальных регионов России?

— Дело в том, что Татарстан, и особенно Казань, является центром притяжения для мигрантов. Казань — это хороший комфортный город, который требует много рабочих рук. Татарстан традиционно многонациональный регион, и три этнические группы — татары, башкиры и русские — научились взаимодействовать в этом пространстве. И когда туда приезжают мигранты, исповедующие в основном ислам, это, казалось бы, должно облегчать их интеграцию. Но мы видим, что напряженность между местными жителями и мигрантами все-таки есть, потому что первые опасаются того, что выходцы с Северного Кавказа и из Средней Азии привнесут в республику нетрадиционный ислам. Мы видим, что местные власти и религиозные деятели давно об этом говорят.


Фото Максима Платонова

Когда туда приезжают мигранты, исповедующие в основном ислам, это, казалось бы, должно облегчать их интеграцию. Но мы видим, что напряженность между местными жителями и мигрантами все-таки есть

И все же жители Татарстана чуть более благожелательны к мигрантам, чем в других регионах, потому что местное сообщество сформировало правила и нормы поведения между представителями различных этнических групп.

9. Этнонациональная политика в современной Российской Федерации

1. 9. Этнонациональная политика в современной Российской Федерации

Основные вызовы этнонациональной политике в современной РФ. Этнонациональную политику современной России пришлось создавать в начале 1990-х гг. практически на пустом месте, в обстановке множественных этнических конфликтов.

В июне 1996 г. была опубликована Концепция государственной национальной политики Российской Федерации – первый посвященный исключительно этнополитике программный документ постсоветской России. Главными проблемами этнических отношений в России, согласно этому документу, были: развитие федерализма, развитие национальных культур и языков народов РФ, политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп, достижение стабильности, прочного мира на Северном Кавказе и поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии[1].

Реализация Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 г . способствовала сохранению единства и целостности России. В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е гг., удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем в сфере межэтнических отношений имеется ряд нерешенных проблем, связанных с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.

На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются:

а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;

б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;

в) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.

В декабре 2012 г . была принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г . Она была разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур[2].

Стратегия провозглашает следующие цели государственной национальной политики Российской Федерации:

а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов (в Концепции 1996 г . данная цель отсутствовала, поскольку проблемы трудовой миграции тогда еще не существовало).

Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации в Стратегии провозглашены:

а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России и др.

Реализация настоящей Стратегии призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в обществе.

Вопросы и задания

1. Какие основные документы, определяющие этнонациональную политику современной Российской Федерации, вы можете назвать?

2. Какие основные проблемы в области регулирования межэтнических отношений существуют в Российской Федерации?

3. Какие цели государственной национальной политики Российской Федерации, согласно Стратегии 2012 г .?

4. Какие из этих целей являются новыми, не упоминавшимися в более ранних документах, определявших российскую этнополитику в 1990-е гг.?

5. Что является приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации, согласно Стратегии 2012 г .?

Миграция как главная угроза национальной безопасности России

Массовая миграция в Россию стала одним из главных вызовов на повестке дня. Это настоящая угроза национальной безопасности и будущему Русской цивилизации, Русской государственности и суперэтносу русов. Ноябре-декабре 2012 года тема миграции несколько раз оказалась в центре внимания российских СМИ. В сущности можно сказать, что по этой теме идёт настоящая информационная война, так как окончательное решение по приёму миллионов мигрантов может добить историческую Россию, нашу цивилизацию.

В очередной раз идёт подмена проблемы. Вместо того, чтобы ставить вопрос о кардинальных мерах по росту численности русского народа и большинства других коренных народов России, нам предлагают завести не просто миллионы мигрантов, а уже десятки миллионов. Вместо того, чтобы создавать рабочие места и повышать уровень зарплат, выходить народное хозяйство на новый технологический уровень позволяющий обойтись без массовой низкоквалифицированной рабочей силы, предлагается завоз миллионов фактически рабов. Хотя в реальной среднесрочной перспективе преимущества дешевого рабского труда перестают быть таковыми из-за перехода на новый технологический уклад, роботизации большей части работ, где используют низкоквалифицированную рабочую силу.

Это письмо вызвало большой общественный резонанс, показав, что миграция в России стала одной из ключевых общественно-политических проблем. Фактически это вопрос выживания России и уникальной русской цивилизации. Захаров выразил чаяния большей части коренного населения нашей страны.

Надо отметить, что ужесточение миграционного режима в России может привести к крупным экономическим, социальным и политическим проблемам в большинстве государств СНГ. В частности, тяжёлейшим ударом это будет для Таджикистана и Киргизии, которые без трудовой миграции в Россию существовать в нынешнем виде вообще не могут. Им придётся в кратчайшие сроки решать вопрос о вхождении в Таможенный союз (Киргизия уже в процессе присоединения). По данным Всемирного банка 47% ВВП Таджикистана формируется за счет гастарбайтеров. В 2011 году таджикские трудовые мигранты перевели на родину более 3 млрд. долларов. Причём эта сумма со временем только возрастает. В 2008 году объем денежных переводов из РФ в Таджикистан составлял 2,5 млрд. долларов (45% ВВП). Фактически Таджикистан может существовать только за счёт России. Необходимо также учесть, что Россия оказывает помощь Таджикистану в охране границ и по линии военно-технического сотрудничества. Если Россия закроет для таджиков свои границы, это приведет к экономическому краху и серьёзному политическому кризису. Таджикистан вполне может войти в зону инферно, по примеру, Афганистана.

Крайне неприятные последствия будет иметь сокращение денежных переводов гастарбайтеров и для Киргизии. В этой стране денежные переводы трудовых мигрантов составляют 29% ВВП. В Узбекистане денежные переводы составляли в докризисный период около 1/5 его ВВП. Страна имеет более развитую экономику, природные ресурсы, включая нефть и газ. Однако слабостью Узбекистана является тот факт, что эта страна занимает первое место по абсолютной численности работающих в России гастарбайтеров из Средней Азии. Это также ставит Узбекистан в экономическую зависимость от России.

Нужна ли вообще России массовая трудовая миграция?

Также надо отметить, что массовый завоз трудовых мигрантов, по сути рабов, связан с интересами работодателей в целом ряде отраслей и сфер деятельности. Это больше деньги. Сложилось целое лобби, которое поддерживает установку на жизненную необходимость трудовой миграции для России. Бизнес интересует сиюминутная выгода, а не средне- и долгосрочные интересы России, её народов. То, что выгодно фактическим рабовладельцам, приносит прямые и косвенные убытки стране и народу (в том числе и в долгосрочной перспективе). Большая часть заработка трудовых мигрантов вывозится из России, не попадая ни под какое налогообложение и выпадает из системы внутреннего спроса. Огромное негативное воздействие оказывается и на рынок труда. Утверждение, что гастарбайтеры не являются конкурентами коренному населению на рынке труда, — это откровенная ложь.

Эксперт также отметил, что в среде мигрантов идёт активный процесс создания организаций, альтернативных существующим национально-культурным структурам. И они практически сразу начинают делать заявления от имени мигрантов, оказывая воздействие на информационное поле России. Кроме того, мигрантов в своих интересах начинают использовать некоторые религиозные организации и отдельные политические, общественные деятели, повышая собственную значимость и влияние. Отметились на этом поле и правозащитники, защищая интересы мигрантов и религиозных фундаменталистов.

Россия идёт по пути стран Европы, и в среднесрочной перспективе мы можем стать свидетелями бунтов мигрантов. Они будут использованы врагами России на Востоке и Западе, как способ давления на политическое руководство.

Читайте также: