Анализ правоприменительной деятельности показал что в одном из овд сложилась следующая практика

Обновлено: 17.05.2024

Правоприменительная и праворазъяснительная деятельности занимают значительное место в повседневной практике органов внутренних дел.

Выделить признаки, определяющие особенности правоприменительной деятельности органов внутренних дел, возможно исходя из анализа общих признаков правоприменения, осуществляемого органами государства. Особенности здесь обнаруживаются, начиная с объектов и субъектов, вовлеченных в правоприменительный процесс.

Во-первых, объектом правоприменения являются общественные отношения, составляющие определенную часть правопорядка в сфере деятельности органов внутренних дел.

Во-вторых, субъектами правоприменительного процесса являются компетентные органы внутренних дел и их должностные лица. Не все работники органов внутренних дел имеют право осуществлять правоприменительную деятельность (работники информационно-аналитической группы, секретариата, хозяйственного и финансового отделов и т. д. такого права не имеют), а у других — эти полномочия носят ограниченный характер (полицейский ППС, командиры взводов ППС, преподаватели специальных учебных заведений МВД и др.). Одни — осуществляют ее в связи с управленческой деятельностью (министры, начальники УВД, начальники горрайорганов, командиры строевых подразделений и т. д.); другие — фактически заняты лишь правоприменительной деятельностью, реализуя юрисдикционную форму. К таковыv относятся следователи, дознаватели, участковые уполномоченные и др.

В-третьих, эта деятельность осуществляется в диапазоне определенного круга задач (обеспечение личной безопасности граждан, охрана и защита их прав, свобод и законных интересов, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, обеспечение общественной безопасности и т. п.).

В-четвертых, органы внутренних дел осуществляют правоприменительную деятельность и в экстремальных ситуациях, связанных с массовыми беспорядками, землетрясениями, эпидемиями и т. п., обеспечением охраны общественного порядка в период проведения спортивно-массовых мероприятий, митингов, демонстраций и т. д. Эта деятельность осуществляется при непосредственном соприкосновении с большой массой людей.

В-пятых, правоприменение органов внутренних дел осуществляется в строгой процессуальной форме, в рамках специальных процедур и в границах закрепленных правовыми нормами дозволений и запретов. Особенностью является также и то, что работники органов внутренних дел сопровождают правоприменительную деятельность специфическими для них способами и методами (задержание, арест, производство дознания, предварительное следствие, обыск, сбор доказательств, составление протоколов допросов потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого и т. п.).

Праворазъяснительная деятельность органов внутренних дел носит многоаспектный характер:

а) направлена на повышение правовой культуры населения;

б) нацелена на конкретную личность;

в) преследует цель повышения профессионального правосознания и профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел.

Суть этой деятельности заключается в установлении (в пределах компетенции) точного, единообразного понимания и разъяснения смысла нормативно-правовых предписаний, в уяснении целей и социального предназначения норм права, в определении их места в системе действующего законодательства в интересах защиты прав свобод и законных интересов личности.

Итак, правоприменительная деятельность органами внутренних дел и их сотрудниками осуществляется в двух формах: правоохранительной и оперативно-исполнительной (организующей).

Особенности праворазъяснительной деятельности органов внутренних дел прежде всего определяются своеобразием объекта воздействия, а также формами и методами ее реализации в пределах компетенции самих субъектов, ее осуществляющих.

Адресатами праворазъяснительной деятельности могут быть субъекты разных социальных уровней и ролей, например, трудовые коллективы, члены общественных организаций, работники кооперативов и фермерских хозяйств, работники управленческого труда крупных фирм, иных органов и учреждений и отдельные граждане.

Значительные праворазъяснительные усилия затрачиваются на лиц с отклоняющимся поведением (стоящие на учете несовершеннолетние, поднадзорные и т. п.). Кроме того, процессуальное законодательство предусматривает, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор должны разъяснять подозреваемому, обвиняемому их права и обязанности. Права разъясняются потерпевшим, понятым. Свидетелю же помимо прав напоминается об обязанностях давать правдивые показания об известных ему обстоятельствах и об ответственности за дачу ложных показаний, а также за отказ от дачи показаний.

Правоприменительная и Праворазъяснительная деятельность тесно связаны, дополняют друг друга, обогащают, но иногда вступают в противоречие. Так, обязанность разъяснять задержанному по подозрению в совершении преступления его право обращаться к услугам адвоката вступает в противоречие с практической возможностью обеспечить участие адвоката в предусмотренные законом сроки. То же самое мы видим при осуществлении административного производства. Всему этому есть свои объективные и субъективные причины. Прежде всего сказывается низкий уровень профессиональной культуры сотрудников, чрезмерная их загруженность работой и ограниченность оперативно-технических возможностей.

Стремление к разрешению противоречий способствует совершенствованию названных видов деятельности, помогает уточнить их формы и методы. Меры по совершенствованию каждого вида деятельности органов внутренних дел помогают избежать перехода данных противоречий в антагонистическое состояние. Подтверждением сказанного могут служить примеры положительных результатов одновременной активизации правоприменительной и праворазъяснительной деятельности. Это относится к работе полиции по предотвращению нарушений дорожного движения, к мерам по усилению борьбы с правонарушениями в общественных местах. Некачественная Праворазъяснительная работа негативно влияет на эффективность правоприменения органов внутренних дел.

Вывод: Таким образом, праворазъяснительная деятельность осуществляется в пределах правоприменительной и относится к двум ее формам — правоохранительной и оперативно-исполнительной.

Вывод по занятию: Таким образом, нормы права существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей - объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.

Отношение к проблеме конфликтности общественных отношений в отечественной юридической науке было неоднозначным.

В теоретической юриспруденции советского периода юридические конфликты в качестве объекта научного исследования вообще не рассматривались, поскольку считалось, что советское общество - это общество бесконфликтное, а конфликты имеют место только в капиталистических странах, "раздираемых" различными противоречиями и находящихся в состоянии углубляющегося кризиса. Распад СССР повлек за собой скоротечное "погружение" общества в обстановку реальных конфликтов в самых различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической, национальной и др.). Отсутствие серьезных научных разработок в области социальной и юридической конфликтологии серьезным образом затруднило деятельность государственных органов и общественных организаций, направленную на преодоление конфликтных ситуаций. При этом нередко стремлением к преодолению конфликтной ситуации объяснялись меры, не только не способствовавшие снижению социальной напряженности, но, напротив, приводившие к углублению противоречий и эскалации конфликтов, переводу их в стадию военного противодействия. Наиболее характерным примером является начало боевых действий в Чечне, когда властные директивы по сути своей являлись выражением личных амбиций отдельных государственных деятелей и не содержали сколько-нибудь серьезного анализа ситуации, продуманной стратегии и тактики действий федеральных сил. Подобный "экспромт" в итоге обернулся неоправданными человеческими жертвами, огромным материальным ущербом, снижением престижа России на международной арене.

Приведенный пример наглядно показывает прикладную значимость научных исследований в области конфликтологии. При этом представляется целесообразным рассматривать конфликт в двух аспектах:

  • как форму открытого противоборства сторон, в рамках которого интересы одной стороны реализуются за счет ущемления интересов и нанесения ущерба другой стороне;
  • как целенаправленную деятельность государства, осуществляемую в целях предотвращения и пресечения противоправных деяний, а также осуществления мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

В рамках второго аспекта представляется целесообразным рассмотрение конфликтов в контексте правоприменительной деятельности. При этом следует выделить два направления исследования:

  • применение права в ряде случаев связано с государственным принуждением, направленным на ущемление правового статуса субъектов и тем самым обусловливающим конфликты между субъектом, осуществляющим правоприменительную деятельность, и субъектом, в отношении которого осуществляется применение права;
  • применение права выступает в качестве средства преодоления конфликтных ситуаций и разрешения социальных противоречий, обусловивших конфликт.

Конфликты, обусловленные правоприменительной деятельностью (далее - правоприменительные конфликты), могут возникнуть на любой стадии применения права: установления фактических обстоятельств дела, выбора правовой нормы, принятия решения по делу.

В качестве характерных признаков данного вида конфликтного взаимодействия следует выделить следующие факторы:

  • возникает и развивается в сфере правоприменительной деятельности и непосредственно связан с вынесением правоприменительных решений;
  • контрсубъектами (сторонами) таких конфликтов могут быть:

а) должностные лица, облеченные полномочиями на разрешение юридических дел, но не имеющие личного интереса в споре или ином конкретном юридическом вопросе;

б) лица, заинтересованные в исходе дела;

в) остальные лица (эксперты, понятые, свидетели и т.д.), вовлеченные в правоприменительный конфликт, могут быть его участниками (субъектами), но не являться контрсубъектами (сторонами) конфликта;

  • целевые установки сторон, вовлеченных в конфликт, носят антагонистический характер;
  • конфликт имеет юридические последствия;
  • положение субъектов конфликта отличается отсутствием равенства в силу того, что правоприменитель обладает властными полномочиями по отношению к иным участникам конфликта, его предписания могут обеспечиваться при помощи государственного принуждения.

Классификация правоприменительных конфликтов может осуществляться применительно к системе государственных правоохранительных органов, осуществляющих правоприменение. В соответствии с данным критерием выделяются конфликты, возникающие: в процессе оперативно-розыскной деятельности; при проведении следственных мероприятий; в сфере судопроизводства; связанные с исполнением наказания и т.д.

В качестве одного из видов правоприменительных конфликтов выделяются конфликты, связанные с функциональной деятельностью органов внутренних дел.

Исходя из принципа универсализации, можно предложить предельно общую классификацию конфликтов на основании пяти групп задач, которые сформулированы в ст. 2 Закона о милиции: 1) конфликты в связи с обеспечением личной безопасности граждан; 2) конфликты, связанные с предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений; 3) конфликты в процессе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; 4) конфликты, связанные с раскрытием преступлений; 5) конфликты, связанные с оказанием помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Осуществив общетеоретический анализ правоприменительных конфликтов и показав специфику конфликтов в сфере правоприменительной деятельности органов внутренних дел, целесообразно перейти к рассмотрению проблемы преодоления конфликтных ситуаций подобного рода.

Следует отметить, что относительно вариантов прекращения конфликтов в юридической литературе нет единого мнения. Конфликт может быть прекращен по объективным причинам либо по причинам субъективного характера. В последнем случае для завершения конфликта либо его недопущения при наличии конфликтной ситуации требуется сознательная волевая деятельность людей, направленная на преодоление возникших противоречий и прекращение противоборства между сторонами. Такие формы деятельности можно назвать преодолением юридического конфликта.

Под преодолением юридических конфликтов следует понимать совокупность деятельностных операций, совершаемых на основе правовых норм компетентными лицами (государственными либо негосударственными) в целях прекращения конфликта.

К основным формам преодоления юридического конфликта относятся: урегулирование; разрешение; предотвращение.

Указанные формы преодоления юридических конфликтов могут предполагать определенные способы достижения данной цели. Способы преодоления юридических конфликтов непосредственно характеризуют содержание соответствующей деятельности субъектов. Выделяется два основных способа разрешения юридических конфликтов: властно-распорядительный (собственно правоприменительная деятельность) и консенсуальный. Консенсуальный способ преодоления юридических конфликтов осуществляется путем использования различных процедур, к которым можно отнести следующие: третейский суд, претензионная процедура, мировое соглашение, посредничество, примирение.

Что касается средств преодоления юридических конфликтов, то они закреплены нормами права (прежде всего процессуальными), во многом определяются как формой, так и способами преодоления конфликта. Выбор средств зависит от желания и возможностей как самих контрсубъектов, так и лиц, вовлеченных в процедуру преодоления конфликта (средства при этом могут быть как юридическими, так и неюридическими). Юридические средства как правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей, могут быть весьма разнообразными. В качестве основных юридических средств преодоления правоприменительных конфликтов являются доказывание, толкование норм права, преодоление пробелов в праве. Преодоление юридического конфликта в обязательном порядке должно предполагать реализацию принципа законности всеми участниками юридического конфликта и лицами, задействованными в его преодолении, прежде всего представителями государственной власти.

Для достижения цели - завершения конфликта с наименьшими для его участников потерями - не менее важным является то, с помощью каких приемов преодолеваются конфликты. Под приемами следует понимать отдельные действия, сопровождающие процедуру преодоления конфликта. Они носят в известной мере тактический характер, поскольку стороны конфликта, лица, задействованные в преодолении конфликта (в т.ч. правоприменитель), ориентируясь по ситуации, выбирают тот или иной вариант поведения.

Преодоление юридического конфликта - это всегда процесс, обусловленный как объективными, так и субъективными факторами общественной жизни. Динамика преодоления конфликта может быть представлена как развитие соответствующей взаимосвязи между субъектами, обусловленное целью завершить противостояние, предполагающее наличие определенных этапов. В качестве этапов преодоления юридических конфликтов можно выделить следующие:

  • получение информации о конфликте;
  • анализ полученной информации и локализация конфликта;
  • выбор варианта преодоления конфликта;
  • выработка решения (соглашения) сторонами конфликта (а также при необходимости - третьими лицами);
  • оформление принятого решения;
  • выполнение решения сторонами конфликта.

Говоря о месте органов внутренних дел в механизме преодоления юридических конфликтов, следует акцентировать внимание на том, что, в связи с тем что органы внутренних дел наделены широким кругом полномочий, сотрудники милиции как субъекты применения права могут являться участниками любого правоприменительного конфликта. Они непосредственно разрешают юридические конфликты, лежащие в основе применения права; становятся участниками правоприменительных (процессуальных) конфликтов; а также внутренних конфликтов, как непосредственно связанных с вынесением правоприменительного решения, так и сопровождающих данный процесс.

В первом случае деятельность органов внутренних дел предполагает преодоление (прежде всего урегулирование и разрешение) юридических конфликтов путем индивидуального правового регулирования, которое осуществляется посредством юридического процесса и юридической процедуры.

Юридический процесс характерен и необходимо присущ сложным формам правоприменительной деятельности, состоящих из множества взаимосвязанных, иерархичных, развивающихся постадийно и сопровождаемых доказыванием операций, производимых при активном участии всех заинтересованных в решении данного юридического дела лиц.

Другим способом индивидуально-правового регулирования выступает юридическая процедура. Она регламентирует относительно простые формы правоприменительной деятельности, состоящие из однократных действий. Данный способ применяется при необходимости быстрого, оперативного реагирования на возникшую ситуацию. С его помощью возможно либо разрешить конфликт на начальной его стадии, либо предотвратить вообще возможность его возникновения.

Таким образом, органы внутренних дел являются тем субъектом (занимают определенное место в рамках институциональной составляющей механизма преодоления юридических конфликтов), который непосредственно призван осуществлять деятельность по разрешению, урегулированию и предотвращению юридических конфликтов.

Тем не менее необходимо отметить, что наибольшее значение деятельность органов внутренних дел приобретает в процессе урегулирования юридических конфликтов, в силу того что применение права - это властная деятельность, и в ходе ее осуществления субъекты обязаны подчиняться решению правоприменителя, даже в том случае, если их интерес, лежащий в основе конфликта, не был удовлетворен в полной мере.

Особая роль органам внутренних дел, прежде всего в лице милиции общественной безопасности, отводится в предотвращении юридических конфликтов. С этой целью на милицию возложены обязанности по проведению всевозможных профилактических мероприятий, которые нацелены на предотвращение конфликтов в семейно-бытовой сфере, в общественных местах, в учебных и иных социальных учреждениях, на транспорте и т.д. Причем профилактическая деятельность в соответствующих подразделениях милиции общественной безопасности является приоритетной.

Основным способом преодоления юридических конфликтов в сфере применения права для органов внутренних дел, как уже отмечалось, является властно-распорядительная деятельность. Однако это не значит, что консенсус - соглашение сторон - не используется в ходе преодоления конфликтов органами внутренних дел. Консенсус в ходе применения права возможен как между участниками конфликта, лежащего в основе разбирательства конкретного дела, например примирение потерпевшего с обвиняемым, так и в рамках процессуального конфликта, участником которого непосредственно является правоприменитель - сотрудник органов внутренних дел. Такое возможно в случае искреннего раскаяния правонарушителя, явки с повинной, возмещения причиненного вреда и т.д., что повлекло прекращение процессуального преследования (уголовного, административного) либо смягчение наказания.

Основное отличие такого консенсуса заключается в том, что во многих случаях он не является обязательным для правоприменителя, а оставлен законодателем в сфере усмотрения властного субъекта.

Усмотрение в деятельности правоприменителя может рассматриваться в качестве специфического юридического средства преодоления конфликтов, используемого сотрудниками органов внутренних дел. Особым юридическим средством преодоления конфликтов является также возможность использования принуждения в отношении участников конфликта от имени государства и в установленных законом пределах.

В связи с тем что построение органов внутренних дел основано на строгой субординации и подчинении указаниям непосредственного руководителя, особое значение приобретает преодоление внутренних конфликтов в органах внутренних дел, непосредственно связанных с вынесением правоприменительного решения и сопровождающих данный процесс. Особая роль здесь отводится профессионализму, уровню правовой культуры и личным качествам руководителей отдельных подразделений и служб.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: